«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Рабочая программа 10 класс. Предмет русский язык. Содержание учебного материала, КТП

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

II.Содержание учебного предмета



п/п

Наименование раздела

Количество часов

Содержание каждой темы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1.

Введение. Общие сведения о языке

1 ч

Русский язык как хранитель истории и духовной культуры народов. Язык как система. Уровни языка. Активные процессы в языке. Экология языка

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Осознавать роль русского языка в жизни человека и общества.

Осознавать, Чторусский язык как хранитель истории и духовной культуры народов

Понимать роль и значение русского литературного языка.

Уметь выявлять характерные признаки разных стилей, определять стилевую принадлежность текста, создавать тексты разных стилей

2.

Лексика. Фразеология

Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.


Индивидуальная, фронтальная

Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств

Извлекатьинформациюозначениисловиз лингвистическихсловарей.

Расширять свой лексический запас. Определять характер возможной ошибки при употреблении синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

Осознаватьвыразительныевозможностиуказанныхгруппслов,находитьихвлитератур- ном произведении. Определять роль изобразительно-выразительных средств в создании литературного образа и настроения художественного произведения, уметь сознательно употреблять их в своейречи.

Осознавать внелитературный характер слов и выражений лексики, имеющей ограниченную сферу употребления.

Воспитывать литературный и речевой вкус, влияющий на общую культуру личности.

Уметь объяснить значение ипроисхождение фразеологизмов.

Уметь использовать словари разных типов для сбора лингвистической информации

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия


2 ч

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.


Индивидуальная, групповая, фронтальная

Владетьосновнымитерминамиипонятиямираздел Уметь объяснять причины появления возможных ошибок, связанных с фонетическими процессами в слове.

Уметь выполнять фонетический разбор. Вырабатывать правильное литературное произношение.

Уметьпринеобходимостисопоставитьфонетические системы двух разных языков: русского и изучаемого иностранногоязыка.

Уметь находить в литературном произведении фонетические средства создания выразительности, определять их роль в произведении

4

Морфемика и словообразование

3 ч

Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.



Индивидуальная, групповая, фронтальная

Владетьосновнымитерминамиипонятиямираздела.

Употреблятьихпривыполнениианалитических упражнений по морфемике и словообразованию.

Понимать принципиальное отличие между морфологическим и неморфологическим способамиобразованияслов,междусловообразованием иформообразованием.

Осознавать разницу между омонимичными морфемами, антонимичными и синонимичными морфемами.

Осознавать стилистические возможности морфем.

Находить в тексте художественного произведения слова с стилистически окрашенными морфемами.

Уметь объяснять роль стилистически окрашенных морфем в создании образа, портрета, пейзажа в художественном произведении

5.

Морфология и орфография –

9

Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных ИиЫ после приставок. Написание гласного И после приставок -МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.


Групповая, индивидуальная

Повторить, обобщить и систематизироватьполученные в основной школе правила орфографии.

Осмыслить основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность

6.

Части речи.

Имя существительное



2

Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -

ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.



Индивидуальная, фронтальная, групповая

Повторить полученные в основной школе сведения об имени существительном как части речи.

Определять грамматические признакиимени существительного.

Определять признаки рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Уметь наэтойосновевыбиратьверныеформысочетающихся с именами существительнымиимён прилагательных и глаголовпрошедшего времени.

Понимать особенности выбора падежных окончаний имён существительных,выбирать верные в стилистическом и грамматическом плане вариантыокончаний.

Обобщить правила написания сложных имён существительных и составных наименований.

7.

Части речи. Имя прилагательное

2

Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных.

Правописание суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.


Индивидуальная, групповая, фронтальная

Повторить, обобщить и систематизироватьполученные в основной школе сведения об имени прилагательном как части речи.

Выявлять стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения и на этой основе выбирать верныеграмматические формы степеней сравнения имёнприлагательных

Выявлять особенности образования и употребления кратких прилагательных.

Уметьвыбиратьсинонимическиеформыполных и кратких имёнприлагательных.

Обосновывать свой выбор.

Выполнять морфологический разбор имён прилагательныхОбобщитьправила написания прилаг

8

Части речи. Имя числительное Местоимение

Глагол

Причастие

Деепричастие

Наречие. Категория состояния


6

Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Особенности употребления собирательных числительных.


Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.

Глагол как часть речи. Определение. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов.

Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.

Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание. Морфологический разбор наречий. Слова категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч. Морфологический разбор слов категории состояния.


Групповая

Повторить, обобщить и систематизироватьполученные в основной школе сведения о местоимении, числительном, Глаголе, причастии, деепричастии, наречии как части речи.

Выявлять стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.

Выполнять морфологический разбор местоимений.

Соблюдать правила правописания местоимений в речевой практике

9.

Служебные части речи









































Резерв

2









































1 ч

Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.


Групповая, индивидуальная

Повторить, обобщить и систематизироватьполученные в основной школе сведения об особенностях служебных частей речи.

Выполнять морфологическийразборпредлогов.

Объяснять написание предлогов.

Выявлять стилистические и грамматические особенности употребления предлогов Объяснять выбор верного написания частиц. Определятьрольчастицвпредложенииитексте.

Употреблять частицы, союзы, предлоги в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка



























III. Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

1

Инструктаж по ТБ. Слово о русском языке.

1

06.09


2

Слово и его значение. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

1

13.09


3

Входная контрольная работа

1

20.09


4

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

1

27.09


5

Происхождение лексики современного русского языка.

1

04.10


6

Фразеология. Употребление фразеологизмов.

1

11.10


7

Р.р.Лексический анализ текста с решением тестовых задач.

1

18.10


8

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

1

25.10

15.11

9

Орфоэпические нормы современного русского языка. Решение грамматических задач в тестовой форме.

1

08.11

15.11

10

Морфемика и словообразование. Корневые и аффиксальные морфемы.

1

15.11

22.11

11

Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. Формообразование.

1

22.11

22.11

12

Речеведческий анализ текста. Р.р. Обучение написанию сочинения-рассуждения по типу ЕГЭ.

1

29.11


13

Принципы русской орфографии.

1

06.12


14

Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова.

1

13.12


15

Контрольная работа за первое полугодие

1

20.12


16

Работа над ошибками.Правописание гласных после шипящих и ц.

1

27.12


17

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание двойных согласных.

1

10.01


18

Текст как речевое произведение.

1

17.01


19

Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста.

1

24.01


20

Правописание приставок. Гласные ы - и после приставок.

1

31.01


21

Контрольная работа по теме «Орфография».

1

07.02


22

Систематизация знаний о частях речи.

1

14.02


23

Имена. Склоняемые части речи. Морфологические нормы.

1

21.02


24

Правописание сложных имен существительных и прилагательных.

1

28.02


25

Именительный и родительный падежи множественного числа некоторых существительных мужского рода.

1

14.03


26

Функционально-смысловые типы речи. Р.р. Сочинение – рассуждение

1

28.03


27

Местоимение как лексико-грамматическая категория. Правописание местоимений.

1

04.04


28

Глагол. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.

1

11.04


29

Глагольные формы – причастие и деепричастие.

1

18.04


30

Итоговая контрольная работа

1

25.04


31

Значение и употребление, правописание причастий и деепричастий.


16.05


32

Наречия и наречные сочетания. Слова категории состояния.

1

23.05


33

Правописание служебных частей речи.

1

30.05








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее