Ростовская область Чертковский район х.Малая Лозовка | |||||||||||||
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение | |||||||||||||
Мало-Лозовская основная общеобразовательная школа | |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| «Утверждаю» | ||||||||||||
| Директор МБОУ Мало-Лозовская ООШ | ||||||||||||
| Приказ от________№__________ | ||||||||||||
| | ||||||||||||
| | | А.А.Свистунов | ||||||||||
| подпись руководителя ОУ Печать | | Ф.И.О. | ||||||||||
| | | | | |||||||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА | |||||||||||||
по | обществознанию | ||||||||||||
| |||||||||||||
| основное общее образование (5 класс) | ||||||||||||
| |||||||||||||
Количество часов | 35 | Уровень | базовый | ||||||||||
| | ||||||||||||
| | ||||||||||||
Учитель | Григоренко Виктория Владимировна | ||||||||||||
Данная программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, пособия: Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбов. Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. «Просвещение» 2014 г. |
Пояснительная записка
Исходными нормативно-правовыми документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. От 02.03.2016; с изм. И доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
-областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС « Об образовании в Ростовской области».
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственнго образовательного стандарта основного общего образования» ( в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) ;
- приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений №1 , утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72, изменений №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года, внесенными: приказом Минобрнауки России от 08.06.2015 № 567;
приказом Минобрнауки России от 28.12.2015 № 1529;
приказом Минобрнауки России от 26.01.2016 № 38;
приказом Минобрнауки Росии от 08.06.2017 №535 и от 20.06.2017 №581;
- учебный план МБОУ Мало-Лозовская ООШ на 2017-2018 учебный год;
- положение о «Рабочей программе учебных курсов, предметов и дисциплин МБОУ Мало-Лозовская ООШ» (Приказ № 51-о.д. от 31.05.2016г);
- авторская учебная программа : Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбов. Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. «Просвещение» 2014 г.
Цели и задачи учебного предмета
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи:
подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
Региональный компонент в программе реализуется через следующие составляющие, содержание которых соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта:
предметно-информационную: иметь знания об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни Забайкальского края; иметь представление об особенности социально-политической и социально-экономической жизни региона;
деятельностно-коммуникативную: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть практическими навыками решения определённых проблем, связанных с позитивными изменениями в жизни населения своего села;
ценностно-ориентационную: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной дельности; принимать ценности другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируется на результатах исследования, научном аппарате комплекса общественных наук.
Тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание
Место учебного предмета в школьном плане
В соответствии с учебным планом и календарным графиком на 2017 -2018 учебный год рабочая программа рассчитана:
количество рабочих недель – 35
количество часов в неделю – 1 ч.
Итого – 35 часов.
1 четверть – 8 ч.
2 четверть – 8 ч.
3 четверть – 10 ч.
4 четверть - 9 ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Формулировки личностных результатов ФГОС
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; |
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; |
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; |
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; |
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; |
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
УУД Регулятивные
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
УУД Познавательные
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
УУД Коммуникативные
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
|
Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:
Добывать и критически оценивать информацию.
Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
Обобщать.
Группировать.
Сравнивать факты, явления и понятия.
Устанавливать причинно-следственные связи.
2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:
Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.
Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:
Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.
Содержание учебного предмета
Введение-1ч
Раздел 1. Человек (5 часов)
Жизнь — великое чудо. Зачем человек рождается. Возраст человека. Что человек наследует от своих родителей.
Человек и другие люди. Как мы относимся к другим людям. Как люди общаются. Бывают ли люди бесчеловечными.
Учимся общаться. Учимся быть терпимыми. Учимся творчеству.
Раздел 2. Семья (5 часов)
Сколько «Я» в слове «семья». Какие бывают семьи.
Семейные заботы. Семейное хозяйство. Как распределить обязанности в семье. Как правильно вести хозяйство.
Дому нужен хозяин. Домохозяйство и домоводство. Каким должен быть хозяин дома.
Делу время, потехе час. Что такое свободное время. Движение полезное и бесполезное. Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и телевизор.
Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье.
Раздел 3. Школа (6 часов)
Профессия — ученик. Школьное образование. Чему учит школа. Учись учиться. Как учили в прежние времена.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления.
Учимся дружно жить в классе.
Раздел 4. Труд (5 часов)
Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Творчество в искусстве.
Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.
Раздел 5. Родина (13 часов)
Наша родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. Что значит быть патриотом. За что мы любим свою родину.
Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн.
Гражданин - Отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан РФ.
Мы -многонациональный народ. Народы России одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Информационные источники
Используемый УМК для учителя:
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.; Просвещение, 2011
Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2015
Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2013
Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В - М.; Просвещение, 2015
Используемый УМК для учащихся:
Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2015
Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В - М.; Просвещение, 2015
Дополнительная литература:
Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. - М.: Детская литература, 1970.
Домострой / под ред. В. Сенина. - СПб.: Лениздат, 1992.
Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Детская литература, 1967.
Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). - СПб.: Специальная литература, 1998. 5. Пословицы русского народа: сборник В. Даля. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
6.Пчелов, Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2002. 7. Соколов А.В. Граждановедение. - М.: Просвещение, 2005
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Презентации по обществознанию.
Интернет-ресурсы.
http://school-collection.edu.ru. – сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.uchportal.ru. – сайт Учительский портал
http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса
Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru
Рубрикон. http://www.rubricon.ru/
МегаэнциклопедияMEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/
Lib.ru Библиотека Максима Мошкова
http://www.rsnet.ru – Официальная Россия (сервер органов государственной власти РФ)
http://www.president.kremlin.ru/ - Президент РФ
http://www.ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания"
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание
http://www.hpo.org – Права человека в России
http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд»
http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»
Тематическое планирование по обществознанию 5 класс
Наименование разделов программы (кол-во часов) | Основное содержание по темам рабочей программы | Характеристика основных видов деятельности обучающегося
| |
Предметные | УУД | ||
Введение-1ч | Как работать с учебником. | Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками. | Личностные УУД: Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. Познавательные УУД: Извлекать информацию из текста Коммуникативные УУД: Составлять целое из частей, работая в группах Регулятивные УУД: Составлять план своих действий |
Раздел 1. Человек (5 часов) | Жизнь — великое чудо. Зачем человек рождается. Возраст человека. Что человек наследует от своих родителей. Человек и другие люди. Как мы относимся к другим людям. Как люди общаются. Бывают ли люди бесчеловечными. Учимся общаться. Учимся быть терпимыми. Учимся творчеству. | Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека. Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. | Личностные УУД Высказывать свои предположения. Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Познавательные УУД Проверять правильность своих выводов Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Описывать отрочество как особую пору жизни. Коммуникативные УУД Готовить коллективный ответ на вопросы. Придумывать сценки из жизни : «Общение взрослого и подростка, разделившись на группы». Регулятивные УУД Составлять свой план текста. Оценивать результаты работы. |
Раздел 2. Семья (5 часов) | Сколько «Я» в слове «семья». Какие бывают семьи. Семейные заботы. Семейное хозяйство. Как распределить обязанности в семье. Как правильно вести хозяйство. Дому нужен хозяин. Домохозяйство и домоводство. Каким должен быть хозяин дома. Делу время, потехе час. Что такое свободное время. Движение полезное и бесполезное. Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и телевизор. Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье. | Характеризовать понятие «семья». Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности». Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции. Характеризовать статьи семейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме. Объяснять, какое время можно назвать свободным, какие движения губительны для организма, а какие - полезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения. | Личностные УУД Составить свой кодекс семейных отношений. Формировать свою позицию. Высказывать свое мнение Познавательные УУД Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Готовить рассказ о роли техники в быту. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства Характеризовать совместный труд членов семьи. Определять основную мысль текста. Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно Коммуникативные УУД Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах Регулятивные УУД Вносить коррективы в план. Оценивать результаты работы. Составлять план своего рабочего дня и выполнять его Вносить коррективы в план. |
Раздел 3. Школа (6 часов) | Профессия — ученик. Школьное образование. Чему учит школа. Учись учиться. Как учили в прежние времена. Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления. Учимся дружно жить в классе. | Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. | Личностные УУД Высказывать свое мнение, с каким настроением ходишь ты в школу. Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь. Познавательные УУД Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Характеризовать учебу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений. Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Коммуникативные УУД Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Уметь слушать и вступать в диалог. Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Осознавать качество и уровень подготовки. Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями. |
Раздел 4. Труд (5 часов) | Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Творчество в искусстве. Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству. | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человек. Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров. | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Давать характеристику своей трудовой деятельности. Познавательные УУД Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов». Составлять синонимы со словом «Труд». Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека. Объяснять смысл пословиц о труде. Коммуникативные УУД Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека. Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий. Оформлять выставку на тему «Труд и красота». Регулятивные УУД Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу. Составлять свои правила труда. Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки. Проверять и оценивать результаты работы |
Раздел 5. Родина (13 часов) | Наша родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. Что значит быть патриотом. За что мы любим свою родину. Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн. Гражданин - Отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Мы -многонациональный народ. Народы России одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность. | Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну. Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно. Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе. | Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав. Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах. Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься. Познавательные УУД Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина». Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. Извлекать информацию из текста. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин» Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка. Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду. Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Коммуникативные УУД Распределять задания по группам. Уметь слушать и вступать в диалог. Выполнять проект «русский язык – язык межнационального общения», используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию. Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень усвоения. Проверять и оценивать результаты работы. Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений. |
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 5 класс
№ п/п | Наименование раздела, тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата | |||||
Вид контроля | Требования к результатам освоения материала | ||||||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||
1 | Вводный урок. Что такое обществознание? Как работать с учебником. 07.09. | ||||||||
Раздел I. Человек (5 ч). | |||||||||
2 - 3 | Загадка человека. Зачем человек рождается. Наследственность. | 2 | Текущий. | Знает значение ключевых понятий: социальный, биологический. характеризует и конкретизирует примерами биологическое и социальное в природе человека. | Оценивает результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий. | Умеет высказывать свое мнение. | 14.09. – 21.09. | ||
4 | Отрочество - особая пора жизни. Легко ли быть подростком. | 1 | Текущий. | Раскрывает и характеризует основные особенности возрастных ступеней человека. | Соотносит себя, своих родителей с соответствующей возрастной группой. | Оценивает свое отношение к людям старшего и младшего школьного возраста, а также к сверстникам с нравственных позиций. | 28.09. | ||
5 | Отрочество – особая пора жизни. Самостоятельно-сть. | 1 | Текущий. | Умеет характеризовать особенности подросткового возраста как переходного, переломного. | Умеет определять правильность действия на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Объясняет смысл высказывания «Подростковый период-испытание данное каждому человеку», подтверждая свою точку зрения примерами. | 05.10. | ||
6 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек». | 1 | Тематический. | Умеет определять понятия; вступает в речевое общение; работает с книгой. | Ориентируется на понимание причин успеха в учебе; осуществляет поиск нужной информации. | Формулирует свою точку зрения. | 12.10. | ||
Глава II. Семья (5 ч). | |||||||||
7 | Семья и семейные отношения. | 1 | Вводный. | Раскрывает и характеризует значение семьи для человека. | Умеет характеризовать основные роли членов семьи, включая свою собственную. | Формирует уважение ценностей семьи. | 19.10. | ||
8 | Семейное хозяйство. | 1 | Текущий. | Умеет составлять семейный бюджет. | Выбирает адекватные способы деятельности, анализирует социальные ситуации. | Умеет рационально действовать на потребительском рынке. | 26.10. | ||
9 | Свободное время. | 1 | Текущий. | Умеет рационально распределять время. | Умеет выбирать эффективные способы решения задач. | Проявляет уважительное отношение к сверстникам. | 09.11. | ||
10 | Свободное время. Хобби. | 1 | Текущий. | Умеет рационально распределять время | Умеет выбирать эффективные способы решения задач | Проявляет уважительное отношение к сверстникам | 16.11. | ||
11 | Урок-практикум Семья. | 1 | Тематический. | Знает значение понятий: «воспитание», сравнивает системы воспитания детей. | Строит жизненные планы во временной перспективе. | Строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, составляя родословное древо своей семьи. | 23.11. | ||
Глава III. Школа (6). | |||||||||
12 | Образование в жизни человека. | 1 | Вводный. | Понимает, в чем выражается эволюционный характер общества, какие проблемы относятся к глобальным. | Осуществляет поиск дополнительных сведений в СМИ. | Выражает свое мнение к образованию. | 30.11. | ||
13 | Образование и самообразование. | 1 | Текущий. | Объясняет значение понятий: «образование» и «самообразование», конкретизируя примерами. | Прогнозирует, что может дать хорошее образование человеку и обществу. | Выражает свое отношение к образованию и самообразованию. | 07.12. | ||
14 | Контрольная работа №1 по темам: «Человек», «Семья», «Школа». | 1 | Итоговый. | Умеет структурировать знания; строит осознанные речевые высказывания. | Осуществляет поиск информации. | Определяет границы собственного знания и незнания. | 14.12. | ||
15 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | Текущий. | Умеет структурировать знания; строит осознанные речевые высказывания. | Осуществляет поиск информации. | Определяет границы собственного знания и незнания. | 21.12. | ||
16 | Одноклассники, сверстники, друзья. | 1 | Текущий. | Объясняет и конкретизирует понятия: «социализация», «культурные нормы», «социальная роль», «ценности». | Обсуждает и делится с одноклассниками подготовленной информацией. | Формирует уважение к личности и её достоинствам, доброжелате-льное отношение к окружающим. | 28.12. | ||
17 | Учимся дружно жить в классе. | 1 | Текущий. | Определяет от чего зависит положение человека в обществе. | Оценивает собственный социальный статус и социальные роли с привлечением знаний. | Дает оценку своему поведению в обществе. | 11.01. | ||
Глава IV. Труд (5 ч). | |||||||||
18 | Труд-основа жизни. | 1 | Вводный. | Умеет находить нужную информацию в различных источниках, анализировать ее, обобщать и системати-зировать; знает значение ключевых понятий: труд, богатство, бедность, благотвори-тельность, понимает значение труда для человека и общества. | Умеет организовать свою познавательную деятельность;анализировать реальные социальные ситуации, оценивает свои учебные достижения. | Формирует свою мотивирова-нность на личный успех и заинтересова-нность в благополучии и процветании общества и страны. | 18.01. | ||
19 | Труд-основа жизни. | 1 | Текущий. | Умеет находить нужную информацию в различных источниках, анализировать ее, обобщать и системати-зировать; знает значение ключевых понятий: труд, богатство, бедность, благотвори-тельность, понимает значение труда для человека и общества. | Умеет организовать свою познавательную деятельность;анализировать реальные социальные ситуации, оценивает свои учебные достижения. | Формирует свою мотивирова-нность на личный успех и заинтересова-нность в благополучии и процветании общества и страны. | 25.01. | ||
20 | Труд и творчество. | 1 | Текущий. | Понимает значение труда для человека и общества; устанавливает связь между трудом и творчеством; умеет взаимодействовать в ходе выполнения группой работы. | Проявляет способность к анализу своей учебной деятельности. | Проявляет заинтересова-нность в личном успехе, в развитии отечества на основе ответственного отношения к учебной и трудовой деятельности. | 01.02. | ||
21 | Учимся творчеству. | 1 | Текущий. | Понимает значение труда для человека и общества; устанавливает связь между трудом и творчеством; умеет взаимодействовать в ходе выполнения группой работы. | Проявляет способность к анализу своей учебной деятельности. | Проявляет заинтересова-нность в личном успехе, в развитии отечества на основе ответственного отношения к учебной и трудовой деятельности. | 08.02. | ||
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Труд». | 1 | Тематический. | Понимает значение труда для личности и общества, знает ценностные установки социальной роли ученика. | Владеет приемом монологического высказывания, выполняет показательные задания; оценивает свои учебные достижения. | Проявляет заинтересован-ность в личном успехе; понимает важность труда и творчества для семьи, семья общества. | 15.02. | ||
Глава V. Родина (13 ч). | |||||||||
23 | Наша Родина-Россия. | 1 | Вводный. | Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм, гражданстве-нность. Объяснять смысл понятия: Родина, субъект РФ, государственный язык, патриот. | Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность. Умение выполнять познавательные и практические задания, определяющее сущностных характеристик изучаемого объекта. | Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия, стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства. | 22.02. | ||
24 | Наша Родина-Россия. Патриотизм. | 1 | Текущий. | Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм, гражданстве-нность. Объяснять смысл понятия: Родина, субъект РФ, государственный язык, патриот. | Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность. Умение выполнять познавательные и практические задания, определяющее сущностных характеристик изучаемого объекта. | Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия, стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства. | 01.03. | ||
25 | Государственные символы России. Герб. | 1 | Текущий. | Описывает основные государственные символы РФ. Приверженность гуманистическим ценностям, патриотизм, гражданственность. | Умеет сознательно организовывать свою познавательную деятельность. Владеет видом публичного выступления (монолог). | Обладает ценностными ориентирами. Стремиться к укреплению исторически сложившегося государственного единства. | 15.03. | ||
26 | Государственные символы России. Флаг и гимн. | 1 | Текущий. | Описывает основные государственные символы РФ. Приверженность гуманистическим ценностям, патриотизм, гражданственность. | Умеет сознательно организовывать свою познавательную деятельность. Владеет видом публичного выступления (монолог). | Обладает ценностными ориентирами. Стремиться к укреплению исторически сложившегося государственного единства. | 22.03. | ||
27 | Гражданин России. | 1 | Текущий. | Объясняет и конкретизирует примерами смысл понятия «Гражданин», знает и иллюстрирует примерами основные права и обязанности граждан РФ. | Умеет объяснять явления и процессы социальной действительности. Выполняет познавательные и практические задания. | Владеет ценностными ориентирами, осознает ответственность за страну перед нынешними и грядущими поколениями. | 05.04. | ||
28 | Мы- Многонациональный народ. | 1 | Текущий. | Характеризует и конкретизирует примерами этнические и национальные различия. Имеет первоначальное представление о России как многонациональной стране. | Умеет подкреплять положения конкретными примерами. Определяет собственное отношение к явлениям современной жизни. | Признает равноправие народов, единство разнообразных культур. | 12.04. | ||
29 | Учимся уважать людей любой национальности . | 1 | Текущий. | Характеризует и конкретизирует примерами этнические и национальные различия. Имеет первоначальное представление о России как многонациональной стране. | Умеет подкреплять положения конкретными примерами. Определяет собственное отношение к явлениям современной жизни. | Признает равноправие народов, единство разнообразных культур. | 19.04. | ||
30 | Урок-практикум по теме «Родина». | 1 | Тематический. | Умеет взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, ведет диалог. Знает основные понятия по главе V. | Дает оценку своих учебных действий. | Работает в группе. | 26.04. | ||
31 | Урок- повторение. (1-3 глава) Учимся общаться. | 1 | Текущий. | Имеет целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни; применяет основные обществоведческие термины. | Владеет креативным навыками: добывает знания непосредственно из окружающей действительности. | Владеет способами совместной деятельности в группе, умеет искать и находить компромиссы. | 03.05. | ||
32 | Урок-повторение (4-5 глава) Мы патриоты. | 1 | Итоговый. | Понимает побудительную роль мотивов в деятельности человека. | Осознание своей роли и предназначения. | Оценивает собственную учебную деятельность; формирует границы собственного знания и незнания. | 10.05. | ||
33 | Итоговая контрольная работа по курсу обществознания 5 класс. Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | Текущий. | Понимает побудительную роль мотивов в деятельности человека. | Осознание своей роли и предназначения. | Оценивает собственную учебную деятельность; формирует границы собственного знания и незнания. | 17.05. | ||
34 | Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | Текущий. | Имеет целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни; применяет основные обществоведческие термины. | Владеет креативным навыками: добывает знания непосредственно из окружающей действительности. | Владеет способами совместной деятельности в группе, умеет искать и находить компромиссы. | 24.05. | ||
35 | Повторение основных понятий курса 5 класса. | | | | | | 31.05. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по
педагогического совета учебно-воспитательной работе
№ ___ от ___ августа 2017 года ____________ Ю.Ю. Попеску
________________ А.А.Свистунов подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи