«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

рабочая программа по обществознанию 8 класс по УМК Боголюбов

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативно правовые документы, на основе которых разработана данная программа


  • Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) 2Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;

  • письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • стандарт второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. М., «Просвещение», 2015 г.

  • Л.Н. Боголюбов. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, 5-9 классы, М., «Просвещение», 2015 г.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

цели:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интере­са к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правово­го самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманисти­ческим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учрежде­ниях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информа­цию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения ти­пичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероиспове­даний; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

задачи:

- освоение «нового тела», физиологическая и психологическая идентичность;

- развитие абстрактного мышления;

- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;

- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;

- становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;

- выработка жизненной философии, системы ценностей;

- постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса «В чем мое призвание?».

Темы программы 8 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект

Межпредметные связи на уроках обществознания: курс «Обществознание» в 5-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура».Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.



Общая характеристика учебного предмета

Учебно-методические и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекса:

• учебник Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др./, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.

Учебный предмет «Обществознание» - рекомендован для изучения в основной школе с 5 по 9 класс. Основой курса являются научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность учебного предмета в его интерактивности и комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

Ученик научится

- усвоению гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,

развития опыта участия в социально значимом труде;

- формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;

Ученик получит возможность научиться

- развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формированию нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формированию ценности здорового и безопасного образа жизни

- формированию основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления

- осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитиею эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные

Ученик научится

 понимать место человека в системе общественных отношений;

 понимать значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;

 закономерностям развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

 различать подходы к исследованию человека и общества;

 определять основные социальные институты и процессы;

Ученик получит возможность научиться

 структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное,

 выделять главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

 анализировать таблицы и решать логические задачи

Метапредметные

Познавательные

Ученик научится:

объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета;

 извлекать и преобразовывать информацию из дополнительных источников текста по предмету.

Ученик получит возможность научиться:

 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем

ориентиров действия в новом учебном материале;

 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной

практике;

 устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение

(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Регулятивные

Ученик научится:

 научится целеполаганию, включая постановку новых целей, при преобразовании предметной

задачи в познавательную;

 планировать учебную деятельность как на уроке, так и при изучении предметных тем, следовать

своему плану;

 давать оценку своей учебной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

 самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые

коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации

Коммуникативные

ученик научится:

 формулировать собственное мнение и позицию.

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

ученик получит возможность научиться

 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

 аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;



II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (1ч.)

Тема 1. Личность и общество (6ч.)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8ч.)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Социальная сфера (5ч.)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Тема 4. Экономика (13ч.)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Итоговое повторение по курсу в форме защиты проектов(1 ч.)

Обобщающий урок (1ч.)






III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока


Тема урока

Количество часов

Дата проведения

план

Факт

1

Введение. (1 ч.)

1




Личность и общество.

(6 ч)

1



2

Что делает человека человеком?

1



3

Человек, общество, природа.

1



4

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1



5

Развитие общества.

1



6

Как стать личностью.

1



7

Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Личность и общество»

1




Сфера духовной культуры. (8 ч.)




8

Сфера духовной культуры и её особенности

1




9

Мораль.

1



10

Долг и совесть.

1



11

Моральный выбор- это ответственность.

1



12

Образование

1



13

Наука в современном обществе.

1



14

Религия как одна из форм культуры

1



15

Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Сфера духовной культуры».

1




Социальная сфера. (5 ч.)




16

Социальная структура общества

1



17

Социальные статусы и роли

1



18

Нации и межнациональные отношения

1



19

Отклоняющееся поведение.

1



20

Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Социальная сфера».

1




Экономика (13 ч.)




21

Экономика и ее роль в жизни общества.

1



22

Главные вопросы экономики.

1



23

Собственность.

1



24

Рыночная экономика.

1



25

Производство- основа экономики.

1



26

Предпринимательская деятельность.

1



27

Роль государства в экономике.

1



28

Распределение доходов.

1



29

Потребление.

1



30

Инфляция и семейная экономика.

1



31

Безработица, ее причины и последствия.

1



32

Мировое хозяйство и международная торговля.

1



33

Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Экономика»

1



34

Итоговое повторение по курсу в форме защиты проектов(1 ч.)

1



35

Обобщающий урок

1





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее