I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно правовые документы, на основе которых разработана данная программа
Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) 2Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
стандарт второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. М., «Просвещение», 2015 г.
Л.Н. Боголюбов. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, 5-9 классы, М., «Просвещение», 2015 г.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
цели:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
задачи:
- освоение «нового тела», физиологическая и психологическая идентичность;
- развитие абстрактного мышления;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;
- выработка жизненной философии, системы ценностей;
- постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса «В чем мое призвание?».
Темы программы 8 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.
Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.
Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.
Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект
Межпредметные связи на уроках обществознания: курс «Обществознание» в 5-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура».Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Общая характеристика учебного предмета
Учебно-методические и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекса:
• учебник Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др./, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.
Учебный предмет «Обществознание» - рекомендован для изучения в основной школе с 5 по 9 класс. Основой курса являются научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность учебного предмета в его интерактивности и комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Ученик научится
- усвоению гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
- формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;
Ученик получит возможность научиться
- развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формированию нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формированию ценности здорового и безопасного образа жизни
- формированию основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления
- осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитиею эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные
Ученик научится
понимать место человека в системе общественных отношений;
понимать значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
закономерностям развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
различать подходы к исследованию человека и общества;
определять основные социальные институты и процессы;
Ученик получит возможность научиться
структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное,
выделять главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
анализировать таблицы и решать логические задачи
Метапредметные
Познавательные
Ученик научится:
объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета;
извлекать и преобразовывать информацию из дополнительных источников текста по предмету.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной
практике;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Регулятивные
Ученик научится:
научится целеполаганию, включая постановку новых целей, при преобразовании предметной
задачи в познавательную;
планировать учебную деятельность как на уроке, так и при изучении предметных тем, следовать
своему плану;
давать оценку своей учебной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации
Коммуникативные
ученик научится:
формулировать собственное мнение и позицию.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
ученик получит возможность научиться
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1ч.)
Тема 1. Личность и общество (6ч.)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8ч.)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера (5ч.)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика (13ч.)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Итоговое повторение по курсу в форме защиты проектов(1 ч.)
Обобщающий урок (1ч.)
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
| Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
план | Факт | |||
1 | Введение. (1 ч.) | 1 | |
|
| Личность и общество. (6 ч) | 1 |
|
|
2 | Что делает человека человеком? | 1 |
|
|
3 | Человек, общество, природа. | 1 |
|
|
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 |
|
|
5 | Развитие общества. | 1 |
|
|
6 | Как стать личностью. | 1 |
|
|
7 | Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Личность и общество» | 1 |
|
|
| Сфера духовной культуры. (8 ч.) |
|
|
|
8 | Сфера духовной культуры и её особенности | 1 |
|
|
9 | Мораль. | 1 |
|
|
10 | Долг и совесть. | 1 |
|
|
11 | Моральный выбор- это ответственность. | 1 |
|
|
12 | Образование | 1 |
|
|
13 | Наука в современном обществе. | 1 |
|
|
14 | Религия как одна из форм культуры | 1 |
|
|
15 | Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Сфера духовной культуры». | 1 |
|
|
| Социальная сфера. (5 ч.) |
|
|
|
16 | Социальная структура общества | 1 |
|
|
17 | Социальные статусы и роли | 1 |
|
|
18 | Нации и межнациональные отношения | 1 |
|
|
19 | Отклоняющееся поведение. | 1 |
|
|
20 | Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Социальная сфера». | 1 |
|
|
| Экономика (13 ч.) |
|
|
|
21 | Экономика и ее роль в жизни общества. | 1 |
|
|
22 | Главные вопросы экономики. | 1 |
|
|
23 | Собственность. | 1 |
|
|
24 | Рыночная экономика. | 1 |
|
|
25 | Производство- основа экономики. | 1 |
|
|
26 | Предпринимательская деятельность. | 1 |
|
|
27 | Роль государства в экономике. | 1 |
|
|
28 | Распределение доходов. | 1 |
|
|
29 | Потребление. | 1 |
|
|
30 | Инфляция и семейная экономика. | 1 |
|
|
31 | Безработица, ее причины и последствия. | 1 |
|
|
32 | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 |
|
|
33 | Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Экономика» | 1 |
|
|
34 | Итоговое повторение по курсу в форме защиты проектов(1 ч.) | 1 |
|
|
35 | Обобщающий урок | 1 |
|
|