Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 города Новоалтайска
Алтайского края»
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Искусство. Музыка»
для 1 класса
Составитель:
Асфаганова И.В.,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Программа по предмету «Музыка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и авторской программы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,Т.С. Шмагина (Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.).
В соответствии с базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю)
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижений учащимися музыкально искусства во всеём многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
Формы организации учебного процесса: групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности: экскурсия, выставка.
Формы контроля: входной, текущий, итоговый, фронтальный, комбинированный, устный, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета « Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства Росии;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуцр, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки музыки других стран, народов, национальных стилей;
-умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города, и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей,,ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности ,участие в музыкальной жизни класса, школы, города, и др;
-формирование эстетических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
-овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов, определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки , во внеурочной и внешкольной деятельности.
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
-овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
-приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
-формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты:
-формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
-формирование общего представления о музыкальной картине мира;
-знание основных закономерностей музыкального искусства на приме изучаемых музыкальных произведений;
-формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
-умение воспринимать музыкуи выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
-умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
-умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Планируемые результаты:
-воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведения как способе выражения чувств и мысли человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
-оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Из них количество проверочных работ | ||
|
| Контрольные | Лабораторные, практические | Развитие речи (экскурсии и т.д.) |
Музыка вокруг нас | 16 |
|
|
|
Музыка и ты | 17 |
|
|
|
ИТОГО | 33 |
|
|
|
Содержание тем учебного курса
Содержание учебного курса «Музыка» полностью соответствует стандарту начального образования средней школы базового уровня, авторской программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина (Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока, виды деятельности обучающихся (практические, контрольные, экскурсии и т.д.) | Элементы содержания | Планируемые результаты изучения темы | Ведущие формы и методы обучения на уроке | Домашнее задание | Дата проведения |
Музыка вокруг нас (16ч) | ||||||
1 | «И Муза вечная со мной!» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.(Урок-путешествие) | Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель. П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» Д.Кабалевский «Песня о школе». И.Якушенко «Пестрая песенка» | научиться - размышлять об истоках возникновения музыкаль-ного искусства. - правилам поведения на уроке музыки. Правилам пения. - наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; - с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования
| Индивидуальная Групповая Фронтальная Частично-поисковый
|
| .09. |
2 | Хороводмуз. Комбинированный урок.
| Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.Знакомство с понятием“хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Хоровод- древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня – это музыка, которая становится частью жизни. р.н.п. «Во поле береза стояла» греческий танец «Сиртаки» молдавская хороводная песня-пляска «Хора».
| музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов; - использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.
| Индивидуальная Групповая Фронтальная Частично-поисковый (Урок- экскурсия)
|
| .09 |
3 | Повсюду музыка слышна.
| Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора», Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок. | - определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; - принимать участие в элементарной импрови-зации и исполнительской деятельности | Индивидуальная Групповая Фронтальная Частично-поисковый |
| .09 |
4 | Душа музыки – мелодия. Урок обобщения и систематизации знаний. (Урок-путешествие) | Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса. П.Чайковский: «Сладкая греза», «Вальс», «Марш деревянных солдатиков». | - понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения. - выявлять характерныеособенности жанров: песни, танца, марша; - определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); | Индивидуальная Групповая Фронтальная Частично-поисковый |
| .09 |
5 | Музыка осени. Комбинированный урок | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен. П.И.Чайковский «Осенняя песнь» Г.Свиридов «Осень» В.Павленко «Капельки» Т.Потапенко «Скворушка прощается» | - различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; | Индивидуальная Групповая Фронтальная Частично-поисковый |
| .10 |
6 | Сочини мелодию. Урок закрепления нового материала | Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент». Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому. | - проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; - ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многооб-разии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; - ценить отечественные народные музыкальные традиции; | Индивидуальная Групповая Фронтальная Проблемный |
| .10 |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Д.Кабалевский «Песня о школе» А. Островский «Азбука» | - моделирования опыта музыкально-творческой деятельности; - понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
| Индивидуальная Групповая Фронтальная Репродуктивный,объяснительно-иллюстративный |
| .10. |
8 | Музыкальная азбука. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ. В. Дроцевич «Семь подружек» «Нотный хоровод» | - узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковы-сотности мелодии движением рук. | Индивидуальная Групповая Фронтальная Частично-поисковый |
| .10 |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
| Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.
| - определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель», - узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни. | Индивидуальная Групповая Фронтальная Проблемный |
| .10. |
10 | Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты.Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска. «Полянка» (свирель), «Во кузнице» (рожок), «Как под яблонькой» (гусли) «Пастушья песенка» (французская народная песня) | - ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; - находить сходства и различия в инструментах разных народов. | Индивидуальная Групповая Фронтальная Репродуктивный,объяснительно-иллюстративный |
| .11. |
11 | «Садко». Из русского былинного сказа. Комбинированный урок
| Наблюдение народного творчества Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка». Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли) Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» | - внимательно воспринимать информацию; - внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
| Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый |
| .11 |
12 | Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано. И.С.Бах «Шутка» К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент) | - сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; | Индивидуальная Групповая Фронтальный Объяснительно-иллюстративный |
| .11 |
13 | Звучащие картины. Комбинированный урок.
| Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами. К.Кикта «Фрески Софии Киевской» Л.Дакен «Кукушка» | - сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия | Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый |
| .12 |
14 | Разыграй песню. Комбинированный урок.
| Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки | - планировать свою деятельность; - выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. | Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый |
| .12 |
15 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок. «Тихая ночь» - международный рождественский гимн «Щедрик»- украинская народная колядка «Все идут, спешат на праздник» - колядка С.Крылов - «Зимняя сказка» | - приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
| Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый |
| .12 |
16 | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. Комбинированный урок.
| Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урокпосвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство сосказкойТ.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен. П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»: «Марш» «Вальс снежных хлопьев» «Па- де-де» «Зимняя песенка»А.Бердыщев | - пониматьстепень понимания роли музыки в жизни человека. - узнавать освоенные музыкальные произведения, - давать определения общего характера музыки; - накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; | Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый |
| .12 |
| «Музыка и ты»(17ч) | |||||
17 | Край, в котором ты живешь. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Сочинения отечественных композиторов о Родине.Региональные музыкальные традиции Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” – черезэмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение квечным проблемамжизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонениетруженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в днииспытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. В.Степанова «Добрый день» А.Шнитке - «Пастораль» Г.Свиридов – «Пастораль» В.Алексеев «Рощица» А.Бердышев «Приезжайте в тундру | - понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов; - оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
| Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый |
| .01 |
18 | Художник, поэт, композитор. Урок обобщения и систематизации знаний | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова. И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости» И.Никитин «Вот и солнце встает» | - понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
| Индивидуальная Групповая Фронтальный Объяснительно-иллюстративный |
| .01 |
19 | Музыка утра. | Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми.Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Э.Григ «Утро» П.Чайковский «Зимнее утро» В.Симонов «Утро в лесу» | - понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь. |
Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый
|
| .01 |
20 | Музыка вечера. Комбинированный урок | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки. В. Гаврилин «Вечерняя музыка» С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами» Е. Крылатов «Колыбельная Умки» В.Салманов « Вечер» | - по звучавшему фрагментуопределять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения. - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. | Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый |
| .02 |
21 | Музыкальные портреты. Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов. В.Моцарт « Менуэт» С.Прокофьев «Болтунья» | - сравнивать музыкальные и речевые интонации, - определять их сходство и различия; - выявлять различные образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи.
| Индивидуальная Групповая Фронтальный Объяснительно-иллюстративный |
| .02 |
22 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Комбинированный урок. | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора. П.Чайковский «Баба Яга» « Баба – Яга» - детская песенка | - выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. | Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый |
| .02 |
23 | Музы не молчали. Комбинированный урок. | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества. А.Бородин «Богатырская симфония» «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня) «Учил Суворов» | - определятьназвания произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках. - внимательно слушать.
| Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый, репродуктивный |
| .03 |
24 | Мамин праздник. Комбинированный урок. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки В.Моцарт «Колыбельная» И.Дунаевский «Колыбельная» М.Славкин « Праздник бабушек и мам» И.Арсеев «Спасибо» | - передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать; - выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями. | Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый |
| .03 |
25 | Обобщающий урок. Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.
| - определятьназвания изученных жанров музыки; названия изученных произведений и их авторов; - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). | Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый |
| .03 |
26 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня. | - вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах | Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый |
| .04 |
27 | Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта. И.Бах «Волынка» П.Чайковский « Сладкая греза» Л.Дакен «Кукушка» «Тонкая рябина» - гитара Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин И.Конради – «Менуэт» - лютня | - сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. | Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый, репродуктивный |
| .04 |
28 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Урок обобщения и систематизации знаний. | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудеснаялютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины. | - сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, - размышлять о возможностях музыки в передаче чувств. Мыслей человека, силе ее воздействия. | Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый,объяснительно-иллюстративный |
| 16.04 |
29 | Музыка в цирке. Комбинированный урок. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления. А.Журбин « Добрые слоны» И.Дунаевский « Выходной марш» Д.Кабалевский «Клоуны» О.Юдахина « Слон и скрипочка» | - определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш. - узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
| Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый |
| 23.04 |
30 | Дом, который звучит. Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры. Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка. Н.Римский-Корсаков опера «Садко» ( фрагменты) Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок» ( «Золотые рыбки») | - вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
| Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый |
| 30.04 |
31 | Опера-сказка. Урок закрепления знаний.
| Опера.Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка. М.Коваль «Волк и семеро козлят» М.Красев «Муха – цокотуха» | - назвать понравившееся произведения, дать его характеристику; - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. | Индивидуальная Групповая Фронтальный Частично-поисковый |
| .05 |
32 | «Ничего на свете лучше нету». Комбинированный урок. | Музыка для детей. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы. Г.Гладков «Бременские музыканты» | элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока,
| Индивидуальная Групповая Фронтальный Объяснительно-иллюстративный |
| .05 |
33 | Обобщающий урок. (Урок-концерт.) | Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. | - понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель, - осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.
| Индивидуальная Групповая Фронтальный репродуктивный |
| .05 |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные пособия
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская Т.С. Шмагина (Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение ,2011.).
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. - М.:«Просвещение», 2011.
Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 кл. М.: «Просвещение», 2014.
Мультимедийные пособия
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»
Технические средства обучения
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
Перечень учебно-методического обеспечения подробно представлен в паспорте учебного кабинета №5.
Лист коррекции
Дата | Содержание изменения или дополнения | Причина изменения | Подпись ЗУВР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|