«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по музыке для 4 «В» класса

Рабочая программа по музыке для 4 «В» класса разработана в соответствии с

- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Музыка» Е.Д. Критская - М. : Просвещение 2013, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 4 «В» класса разработана в соответствии с

- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,

- приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. №1060«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1643«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. № 507«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

  • учебным планом Лицея;

на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Музыка» Е.Д. Критская - М. : Просвещение 2013, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану МБОУ «Лицей №1» всего на изучение учебного предмета «Музыка» в 4 классе – 34 ч. (1 ч в неделю).


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» в 4 классе

Личностные

Ученик к концу 4 класса научится:

  • укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

  • эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

  • формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

  • приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;

  • развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

  • развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов;

  • формировать эмоциональное и осознанное усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.

  • чувствовать соприча­стность и гордо­сть за культурное наследие своего народа.

  • уметь понятно, точно, корректно излагать свои мысли, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.

  • наблюдать за использованием музыки в жизни человека.

  • понимать значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.

  • ценить отечественные, народные музыкальные традиции.






Метапредметные результаты


Регулятивные УУД

Ученик к концу 4 класса научится:

  • реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;

  • выбирать способы решения проблем поискового характера;

  • планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;

  • уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;

  • выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений;

  • воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать;

  • установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения);

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности;

  • использовать речь для регуляции своего дей­ствия.

Ученик получит возможность научиться:

- преобразовы­вать познавательную задачу в практическую;

- составлять план и последовательность действий;

- выбирать действия в соответствии с по­ставленной задачей и усло­виями ее реализации.

Познавательные УУД

Ученик к концу 4 класса научится:

  • - наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;

  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

  • применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

  • подбирать и читать стихи о родном крае, о России, созвучные музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке;

  • узнавать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата);

  • понимать названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись;

  • анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;

  • познавать разнообразные стороны жизни русского человека, его религиозные убеждения и традиции, через музыкально-художественные образы;

  • передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки;

  • рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов;

  • узнавать тембры инструментов симфонического оркестра.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществ­лять и выделять необходимую информацию;

  • осуществ­лять поиск необходимой информации;

  • осознанно строить сообщения творческо­го и исследовательского ха­рактера;

  • ставить и формулировать проблему.

Коммуникативные УУД

Ученик к концу 4 класса научится:

  • участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

  • участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

  • аргумен­тировать свою позицию после прослушивания произведения;

  • форму­лировать собственное мнение и позицию;

  • слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

  • участво­вать в коллективном пении, музицировании, в коллектив­ных инсценировках.

Ученик получит возможность научиться:

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;

  • аргумен­тировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности.

  • форму­лировать свои затруднения.

  • прояв­лять активность в решении познавательных задач.

Предметные результаты:

Ученик к концу 4 класса научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;

  • сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, движении, играх, действах и др.);

  • ценить отечественные народные музыкальные традиции;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

  • воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов;

  • распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

  • исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);

  • определять виды музыки;

  • сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

Ученик к концу 4 класса получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;

  • использовать ИКТ в музыкальных играх;

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;

  • представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);

  • собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).









ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении. Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. Постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом. В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества.

С учетом этого программа опирается на принципы:

  1. Преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

  2. Возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального искусства);

  3. Деятельностное освоение искусства;

  4. Проникновение в природу искусства и его закономерностей

  5. Моделирование художественно-творческого процесса.

Основные виды учебной деятельности школьников

  1. Слушание музыки

  2. Пение

  3. Инструментальное музицирование

  4. Музыкально – пластическое движение

  5. Драматизация музыкальных произведений.


Тематическое планирование


№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Россия – Родина моя


3

2

О России петь – что стремиться в храм



4

3

День, полный событий


6

4


Гори, гори ясно, чтобы не погасло

3

5

В концертном зале


5

6

В музыкальном театре


6

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

7


Итого

34 часа















Содержание программы 34 ч.

Россия – Родина моя (3 ч)


Музыка в жизни человека (1 час)

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни.

Основные закономерности музыкального искусства (1 час)

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Формы построения музыки.

Музыкальная картина мира (1 час)

Интонационное богатство музыкального мира. Народное и профессиональное музыкальное творчество.


О России петь – что стремиться в храм (4 ч)


Музыка в жизни человека (1 час)

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальные и поэтический фольклор: песни. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства (2 часа)

Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности. Композитор – исполнитель – слушатель. Симфония, сюита. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви и музыка.

Музыкальная картина мира (1 час)

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры. Музыкальные инструменты.


День, полный событий (6 ч)


Музыка в жизни человека (1 час)

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Народное творчество России.

Основные закономерности музыкального искусства (4 часа)

Выразительность и изобразительность в музыке русских композиторов. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые, их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности в музыке русских композиторов. Особенности музыкальности поэзии А.С. Пушкина.

Музыкальная картина мира (1 час)

Различные виды музыки: вокальная инструментальная, сольная хоровая, оркестровая. Певческие голоса. Музыкальные инструменты.


Гори, гори ясно, чтобы не погасло (3 ч)


Музыка в жизни человека (1 час)

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства (1 час)

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Нотная запись. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Музыкальная картина мира (1 час)

Интонационное богатство музыкального мира. Различные виды музыки. Певческие голоса. Хоры, Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных традиций.


В концертном зале (5 ч)


Музыка в жизни человека (1 час)

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Сочинения отечественных композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства (3 часа)

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки.

Музыкальная картина мира (1 час)

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная , хоровая, оркестровая. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное творчество.


В музыкальном театре (6 ч)


Музыка в жизни человека (1 час)

Представления об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песеность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, мюзикл. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Основные закономерности музыкального искусства (3 часа)

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности. Композитор - исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки.

Музыкальная картина мира (2 часа)

Интонационное богатство музыкального мира. Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций.


Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 ч)


Музыка в жизни человека (1 час)

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Основные закономерности музыкального искусства (5 часов)

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Нотная запись. Элементы нотой грамоты. Основные приёмы музыкального развития (повтори и контраст). Формы построения музыки.

Музыкальная картина мира (1 час)

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Различные виды музыки. Певческие голоса. Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.













Календарно – тематическое планирование


Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

Планируемая

Фактическая

Россия – Родина моя (3 ч)



1

Мелодия. Ты запой мне ту песню.

1



2

Ты откуда, русская, зародилась, музыка.

1



3

На великий праздник собралася Русь.

1



О России петь – что стремиться в храм (4 ч)


4

Святые земли Русской: Кирилл и Мефодий.

1



5

Подвиги святых земли Русской в музыке.

1



6

Религиозные песнопения.

1



7

Светлый праздник – Пасха.

1



День, полный событий (6 ч)



8

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.

1



9

Зимнее утро, зимний вечер. Тест.

1



10

Что за прелесть эти сказки.

1



11

Музыка ярмарочных гуляний.

1



12

Святогорский монастырь.

1



13

Приют сияньем муз одетый.

1



Гори, гори ясно, чтобы не погасло (3 ч)



14

Композитор – имя ему народ.

1



15

Музыкальные инструменты России. Тест.

1



16

Народные праздники – Троица.

1



В концертном зале (5 ч)


17

Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель.

1



18

Музыка русских композиторов.

1



19

Не молкнет сердце чуткого Шопена.

1



20

Патетическая музыка Бетховена.

1



21

Царит гармония оркестра.

1



В музыкальном театре (6 ч)


22

Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

1



23

Опера в творчестве русских композиторов.

1



24

Восточные мотивы в русской музыке.

1



25

Балет «Петрушка» И.Ф. Стравинского.

1



26

Театр музыкальной комедии. Тест.

1



27

Мюзикл «Звуки музыки» Р. Роджерса.

1



Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 ч)



28

Музыка – исповедь души композитора.

1



29

Мастерство музыканта исполнителя.

1



30

Сходство и различия музыкального языка разных эпох и народов.

1



31

В интонации спрятан человек.

1



32

Музыкальные инструменты – гитара.

1



33

Музыкальный сказочник - Н.А. Римский – Корсаков.

1



34

Образ Родины в музыке М.П. Мусоргского. Тест.

1












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее