Рабочая программа для 7 класса

Рабочая программа ФГОС для 7 класса. Успешно используется в МБОУ Часцовской СОШ учителем музыки.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________/ ______________/

Протокол ШМО

№ 1 от « 30» августа 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


________________/ Булгакова Е.А./

Протокол педагогического совета

№ 1 от «30» августа 2018 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ Часцовской СОШ

_______________/ Куницын А.П./

Приказ

№____ от «31» августа 2018 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Музыка»

В 7«А», 7«Б», 7«В» КЛАССАХ





Разработчик:

Учитель музыки первой категории

Епонешникова А. И.





















2018-2019 учебный год

п. ЧасцыПояснительная записка


Исходными документами для составления программы явились:

Документы федерального уровня –

  • Конституция РФ;

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25.11.2013);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020).

  • Приказ Минобрнауки России от 18.07.2016 № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Приказ Минобрнауки России от 05.07.2017 № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»


Документы регионального уровня –

  • Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 г. № 17\59-П;

  • Закон Московской области № 205/2017-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2018 году»

  • Приказ министра образования Московской области от 23.04.2018 № 1172 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2018-2019 учебный год».


Документы школьного уровня –

  • Положение «О рабочей программе педагога»;

  • Образовательная программа ФГОС ООО;

  • Учебный план МБОУ Часцовской СОШ на 2018/2019 уч. Год


При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплек­та: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2010 дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, мето­дические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему ор­ганизации образовательной деятельности педагога.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потреб­ностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образо­вания на основе государственного образовательного стандарта.

Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образо­вания в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34часа в год (1 час в неделю).

Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодей­ствием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) не­разрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

В первой части программы учебника для 7 класса рассматриваются следующие вопросы:

  • Что такое музыкальное содержание?

  • Что представляет собой музыкальный образ?

  • Как музыкальные жанры влияют на содержание произведения?

Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».

  • Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух- и трехчастные формы, рондо, вариации?

  • Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции?

  • Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и в крупных музыкальных жан­рах - опере, симфонии?

Структура документа.

Рабочая программа по музыке для 7 класса включает следующие разделы:

    1. Титульный лист (название программы).

    2. Введение.

    3. Пояснительная записка.

    4. Список литературы.

    5. Учебно-тематический план.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наибо­лее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образова­тельного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с уче­том особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоцио­нально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыду­щие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 7 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического фор­мирования личности.

Задачи музыкального образования:

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого чело­века;

  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музы­кальных переживаниях;

  • способствовать развитию интереса к музыке;

  • способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к верши­нам музыкального искусства;

  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных про­изведений.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольк­лор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных компози­торов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направле­ны на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнитель­ской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое инто­нирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю­бившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной ис­следовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений





РАСЧЕТ ОБЪЕМА ПРОГРАММЫ







Количество часов на год

Количество часов по триместрам


1

2

3




Общая трудоемкость




34

11 недель

1

11 недель

1

12 недель

1





Целью реализации основной образовательной программы _______базовый__ (указать уровень)

общего образования по учебному предмету «______музыка_____________________» является

(указать название предмета)

усвоение содержания учебного предмета «__________музыка_____________» и достижение

(указать название предмета)

обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом __________базовый_____ общего

(указать уровень)

образования и основной образовательной программой ____базового_______ общего образования

(указать уровень)

образовательной организации.

Программа рассчитана на _____34_______________________часа.


Главными задачами реализации учебного предмета являются:

- формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их обшей духовной культуры;

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; 

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; 

- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью; 

овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и нении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий). 

Технологии, используемые в обучении:

- Здоровьесберегающяя

- «Мозговая атака»

- «Групповая дискуссия»

- «Техника постановки вопросов»

- «Ключевые термины»

Методы и формы контроля:

Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется:

-на уроках в форме слушания музыки, устного опроса, проверки выполнения домашнего задания, тестирования, защиты доклада

-по итогам четверти самостоятельной работы, зачета по исполнению песенного материала.


Формы промежуточной аттестации:

- Тесты;

- Задания на основе текста;

- Творческие работы: сочинения, эссе;

- Рефераты.

- Доклады, сообщения;

- Собеседование;

- Защиту проекта.


Учебник:

Науменко, Т. И


Искусство. Музыка. 7кл.:учебник /Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – 2 -е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 175, [1]c.:ил., нот.



Пособие для обучающегося:


1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.

2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.

3. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.

4. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [текст] / И.Ю. Куберский, Минина Е.В. . – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

5. Могилевская, С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра [текст] / художник Н. Мищенко. – М.: Дет. лит., 1981.

5. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

6. Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.

7. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.

8. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст] / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

9. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.

10. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. – СПб: Композитор, 1997.

Интернет-ресурсы

1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. http://viki.rdf.ru/cat/musika/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс].http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

4. Классическая музыка [электронный ресурс]. http://classic.chubrik.ru

5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. http://www.music-dic.ru

6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music

7. Погружение в классику [электронный ресурс]. http://intoclassics.net/news/1-0-1

8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. http://music.edu.ru/

9.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html

Медиаресурсы

1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.

2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».

3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.

4. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.

5. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

7. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

8. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

9. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

10. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

11. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

12. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

13. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

14. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.








Пособие для педагога:


  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  24. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  25. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  26. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  27. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  28. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  29. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

  30. «Искусство в школе» № 2,3 2000г.

  31. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  32. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  33. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

  34. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  35. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  36. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  37. Песенные сборники.

  38. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

  39. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

  40. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ» «ЛАДА», 2006.- 224с.


Электронные образовательные ресурсы:


MULTIMEDIA – поддержка предмета

1.Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

4.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

5.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

6. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

7. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

8. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

9.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

10.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Контрольно-измерительные материалы:

Тесты, слушание музыки, работа в тетради (конспекты), исполнение песенного репертуара.

Авторская программа, взятая за основу при разработке рабочей программы:

по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90)




Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

ФГОС ___базового___________ общего образования устанавливает требования к
(указать уровень)

результатам освоения учебного предмета:

личностным;

метапредметным;

предметным.

В таблице 1 представлены планируемые результаты – личностные и метапредметные по учебному предмету «__________музыка_____________________________».

(указать предмет)

Таблица 1

Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного

предмета, курса

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края

умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов

ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им

умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы

коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию

участие в общественной жизни школы в пределах возра­стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде

умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи


эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера





Таблица 2


Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Планируемые результаты

Предметные

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества

саморегуляции волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально- 3 эстетической, проектной деятельности, в самообразовании

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

самостоятельно осуществлять выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им

развитие критического отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах

признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

осуществлять действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи


эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера




Содержание учебного предмета «Музыка»


Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкаль­ная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации», «Музыка в семье искусств», «Образная природа и исторические особенности русской и западноевропейской музыки», «Стилевое многообразие отечественной и зарубежной музыки композиторов XX в». Предлагаемые содержательные линии ориенти­рованы на сохранение преемственности с курсом музыки в на­чальной школе.

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонаци­онно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; во­кально-инструментальная и камерно-инструментальная. Му­зыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направле­ния, национальные школы и их традиции, творчество выдаю­щихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор.

Все­общность музыкального языка. Жизненное содержание музы­кальных образов, их характеристика и построение, взаимо­связь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и конт­раст. Противоречие как источник непрерывного развития му­зыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и ин­тонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное твор­чество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музы­кального творчества. Этническая музыка. Музыкальная куль­тура своего региона.

Музыка в семье искусств. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Компози­тор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Образная природа и исторические особенности русской и западноевропейской музыки. Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIXXX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVIIXVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (Основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Стилевое многообразие отечественной и зарубежной музыки композиторов XX в., (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов ака­демического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мю­зикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные тех­нологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечествен­ные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академи­ческий. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфони­ческий, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.

Практические творческие работы

  1. Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью).

  2. Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.

  3. Музицирование на простейших музыкальных инструментах (в том числе на электронных).

  4. Музыкально-пластическое движение. Выражение через пластику образного содержание музыкального произведения.

  5. Драматизация музыкальных произведений.

  6. Выполнение исследовательских проектов, связанных с историей музыки, современным этапом ее развития, практическим музицированием (в том числе с использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий).

Объекты культуры для посещения учащимися

  1. Музеи – художественные, краеведческие, декоративно-прикладного искусства, мемориальные.

  2. Концертные и выставочные залы, театры, кинотеатры.


Содержание программы

Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жиз­ненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музы­ки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство ис­полнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские кол­лективы.

Использование различных форм музицирования и твор­ческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.

Ю. Шевчук. Что такое осень.


Примерный перечень музыкального материала

Слушание музыки:

И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент;

Хоровое пение:

Ю. Мигуля. Быть человеком

Слушание музыки:

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц;

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть.

Хоровое пение:

Ю. Мигуля. Быть человеко

Слушание музыки:

А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года»;

О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент;

Хоровое пение:

Ю. Шевчук. Что такое осень.

Ю. Мигуля. Быть человеком

М уз ы к а

П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).

Песенный репертуар:

Ю. Шевчук. Что такое осень.

Ю. Мигуля. Быть человеком


Слушание музыки:

Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть.;

Хоровое пение:

Ю. Шевчук. Что такое осень.

Ю. Мигуля. Быть человеком

Слушание музыки:

А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12.

Хоровое пение:

Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев

Слушание музыки:

А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12.

Хоровое пение:

Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших геро

Слушание музыки:

С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12;

Хоровое пение:

Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев

А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. Есть только мир


Слушание музыки:

Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь;

Хоровое пение:

Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев;

А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. Есть только миг.

Слушание музыки:

Н. Римский-Корсаков. Окиан-море синее. Вступление к опере «Садко».

Хоровое пение:

Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев;

А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. Есть только миг

Слушание музыки:

Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6;

Хоровое пение:

В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка

. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание);

В. Берковский, С. Никитин, стихи М. Величанского. Под музыку Вивальди (пение)

Слушание музыки:

Во поле берёза стояла. Русская народная песня;

П. Чайковский. Симфония № 4. IVчасть. Фрагмент;

Хоровое пение:

В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка;

В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди

П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик» (слушание); Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание)

Слушание музыки:

П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент;

Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2.

Хоровое пение:

В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка;

В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди.

П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин» (слушание);

Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2 (слушание)

Хоровое пение:

В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка;

В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди

Слушание музыки:

Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин»;

Хоровое пение:

Е. Крылатов, стихи Н. Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам;

Э. Колмановский, стихи Л. Дербенёва, И. Шаферана. Московская серенада;

В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание);

Ф. Шуберт. Серенада (слушание).

Песенный репертуар:

А.3ацепин, стихи Л. Дербенева. Есть только миг. Из кинофильма «Земля Санникова» (пение

В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание);

Ф. Шуберт. Серенада (слушание).

Песенный репертуар:

А.3ацепин, стихи Л. Дербенева. Есть только миг. Из кинофильма «Земля Санникова» (пение

лушание музыки:

М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья…»

Хоровое пение:

Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка;*

В. Синявский, стихи М. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас

Тематическое планирование

Название блока / раздела / модуля

Название темы

Количество часов


О единстве содержания и формы в художественном произведении

1

Содержание в музыке

Музыку трудно объяснить словами

1


В чем состоит сущность музыкального содержания.

1


В чем состоит сущность музыкального содержания.

1

Каким бывает музыкальное содержание

Музыка, которую необходимо объяснять словами

1


Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

1


Восточная тема Н. А. Римского-Корсакова: «Шехеразада»


1


Когда музыка не нуждается в словах

1

Музыкальный образ

Лирические образы в музыке

1


Драматические образы в музыке

1


Эпические образы в музыке

1

О чем «рассказывает» жанр

«Память жанра»

1


Такие разные песни

1


Такие разные танцы

1


Такие разные марши

1

Форма в музыке

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения

1

Что такое музыкальная форма

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание»

1


«Художественная форма – это ставшее зримым содержание»

1

Виды музыкальных форм

Почему музыкальные формы бываю большими и малыми

1


Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)

1


О роли повторов в музыкальной форме

1


Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)

1


«Ночная серенада Пушкина – Глинки»: трехчастная форма

1


Многомерность образа в форме рондо

1


Многомерность образа в форме рондо

1


Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича

1

Музыкальная драматургия

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии

1


Музыкальный порыв

1


Развитие образов и персонажей в оперной драматургии

1


Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

1


Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

1


Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

1


Формула красоты

1


Заключительный урок - концерт

1

Календарно-тематическое планирование на 2018/19 учебн1ый год

_7 «А», 7 «Б», 7 «В»___ класс, _____34 часа


урока

Дата

проведения

Тема урока

Тип урока

Технологии

Решаемые проблемы

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

ИКТ

план

факт

Личностные

Предметные

Метапредметные

1

07.09


О единстве содержания и формы в художественном произведении

Вводный

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое единство содержания и форма в художественном произведении?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества

умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов

Слайды

07.09


06.09


2

14.09


Музыку трудно объяснить словами

Комбинированный

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Какую музыку трудно объяснить словами?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества

умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов

Видеоклип

14.09


13.09


3

20.09


В чем состоит сущность музыкального содержания.

Комбинированный

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


В чем состоит сущность музыкального содержания?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им

умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов

диски

20.09


21.09


4

27.09


В чем состоит сущность музыкального содержания.

Урок рефлексии

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


В чем состоит сущность музыкального содержания?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества

Умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе

Слайды

27.09


28.09


5

04.10


Музыка, которую необходимо объяснять словами

Урок систематизации знаний


Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Какую музыке необходимо объяснять словами?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им

умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов

Слайды

04.10


05.10


6

19.10


Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

Урок систематизации знаний


Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Как понять Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

Презентация

19.10


18.10


7

26.10


Восточная тема Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада»

Комбинированные

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что значит восточная тема в творчестве Н. А. Римского-Корсакова?

Что такое «Шехеразада»?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им

умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов

Видеоклип

26.10


25.10


8

02.11


Когда музыка не нуждается в словах

Комбинированные

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Когда музыка не нуждается в словах?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

Слайды

02.11


01.11


9

09.11


Лирические образы в музыке

Урок рефлексии

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое лирические образы в музыке?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им

умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе

Слайды, диски

09.11


08.11


10

16.11


Драматические образы в музыке

Комбинированный

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое драматические образы в музыке

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера

умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов

Диски

16.11


15.11


11

30.11


Эпические образы в музыке

Комбинированный

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое пические образы в музыке?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

Слайды

30.11


29.11


12

07.12


«Память жанра»

Урок систематизации знаний


Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое «память жанра»?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

Слайды, SD

07.12


06.12


13

14.12


Такие разные песни

Урок рефлексии

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое песня?

Какие бывают песни?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им

умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов


14.12


13.12


14

21.12


Такие разные танцы

Урок систематизации знаний


Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое танец?

Какие бывают танцы?

Слушание музыки.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

Доклад.

ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

SD диски

21.12


20.12


15

28.12


Такие разные марши

Урок систематизации знаний


Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое марш?

Какие бывают марши?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера

формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию

Презентация

28.12


27.12


16

11.01


«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

Урок рефлексии

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что значит «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им

умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов

Слайды

11.01


10.01


17

18.01


Художественная форма – это ставшее зримым содержание

Комбинированный

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое художественная форма?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества

формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию

Слайды

18.01


17.01


18

25.01


«Художественная форма – это ставшее зримым содержание»

Урок систематизации знаний


Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое художественная форма?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера

формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию

Слайды

25.01


24.01


19

01.02


Почему музыкальные формы бываю большими и малыми

Урок рефлексии

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Почему музыкальные формы бываю большими и малыми?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов

Слайды

01.02


31.01


20

08.02


Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)

Урок систематизации знаний


Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое музыкальный шедевр в шестнадцати тактах?

Что такое период?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

Слайды

08.02


07.02


21

15.02


О роли повторов в музыкальной форме

Урок систематизации знаний


Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Какова роль повторов в музыкальной форме?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

SD диски

15.02


14.02


22

01.03


Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)

Комбинированный

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»? Что такое двухчастная форма?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов

SDдиски

01.03


28.02


23

08.03


«Ночная серенада Пушкина – Глинки»: трехчастная форма

Урок систематизации знаний


Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое трехчастная форма?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества

формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию

Слайды

08.03


07.03


24

15.03


Многомерность образа в форме рондо

Урок рефлексии

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое многомерность образа в форме рондо?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

Слайды

15.03


14.03


25

22.03


Многомерность образа в форме рондо

Урок систематизации знаний


Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое многомерность образа в форме рондо?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

Видеоклип

22.03


21.03


26

29.03


Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича

Урок систематизации знаний


Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое симфония?

Какой образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе

SDдиски

29.03


28.03


27

05.04


О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии

Урок рефлексии

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Как понять: «связь музыкальной формы и музыкальной драматургии»?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов

SDдиски

05.04


04.04


28

19.04


Музыкальный порыв

Урок систематизации знаний


Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое музыкальный порыв?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы

Слайды

19.04


18.04


29

26.04


Развитие образов и персонажей в оперной драматургии

Урок рефлексии

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что значит движение образов и персонажей в оперной драматургии?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы

Слайды

26.04


25.04


30

03.05


Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

Доклад

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что значит диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»?

Что такое «Слово о полку Игореве»?

Слушание музыки.


чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

Презентация

03.05


02.05


31

10.05


Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

Доклад

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что значит диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»?

Слушание музыки


готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

Презентация

10.05


09.05


32

17.05


Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии


Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое развитие музыкальных тем в симфонической драматургии?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им

умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы

Сдайды

17.05


16.05


33

24.05


Формула красоты

Комбинированный

Здоровьесберегающяя.

«Мозговая атака».

«Групповая дискуссия».

«Техника постановки вопросов».

«Ключевые термины».


Что такое формула красоты в музыке?

Слушание музыки.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы

Слайды

24.05


23.05


34

31.05


Заключительный урок - концерт

Повторение пройденного репертуара

Здоровьесберегающяя.

Какой песенный материал изучался в течении года?

Слушание музыки.

Дыхательная гимнастика.

Распевание.

Хоровое пение.

коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

Слайды,SDдиски

31.05


30.05



Рабочая программа скорректирована в связи с государственными праздниками.Приложение

Фонд оценочных средств


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее