«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________/ ______________/ Протокол ШМО № 1 от « 30» августа 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР
________________/ Булгакова Е.А./ Протокол педагогического совета № 1 от «30» августа 2018 г. | «Утверждено» Директор МБОУ Часцовской СОШ _______________/ Куницын А.П./ Приказ №____ от «31» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Музыка»
В 7«А», 7«Б», 7«В» КЛАССАХ
Разработчик:
Учитель музыки первой категории
Епонешникова А. И.
2018-2019 учебный год
п. ЧасцыПояснительная записка
Исходными документами для составления программы явились:
Документы федерального уровня –
Конституция РФ;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25.11.2013);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020).
Приказ Минобрнауки России от 18.07.2016 № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 05.07.2017 № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Документы регионального уровня –
Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 г. № 17\59-П;
Закон Московской области № 205/2017-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2018 году»
Приказ министра образования Московской области от 23.04.2018 № 1172 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2018-2019 учебный год».
Документы школьного уровня –
Положение «О рабочей программе педагога»;
Образовательная программа ФГОС ООО;
Учебный план МБОУ Часцовской СОШ на 2018/2019 уч. Год
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2010 дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
В первой части программы учебника для 7 класса рассматриваются следующие вопросы:
Что такое музыкальное содержание?
Что представляет собой музыкальный образ?
Как музыкальные жанры влияют на содержание произведения?
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».
Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух- и трехчастные формы, рондо, вариации?
Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции?
Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и в крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии?
Структура документа.
Рабочая программа по музыке для 7 класса включает следующие разделы:
Титульный лист (название программы).
Введение.
Пояснительная записка.
Список литературы.
Учебно-тематический план.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.
Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью уроков музыки в 7 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования:
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
способствовать развитию интереса к музыке;
способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений
РАСЧЕТ ОБЪЕМА ПРОГРАММЫ
|
| Количество часов на год | Количество часов по триместрам |
| |||
1 | 2 | 3 | |||||
|
Общая трудоемкость
| 34 | 11 недель 1 | 11 недель 1 | 12 недель 1 |
Целью реализации основной образовательной программы _______базовый__ (указать уровень)
общего образования по учебному предмету «______музыка_____________________» является
(указать название предмета)
усвоение содержания учебного предмета «__________музыка_____________» и достижение
(указать название предмета)
обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом __________базовый_____ общего
(указать уровень)
образования и основной образовательной программой ____базового_______ общего образования
(указать уровень)
образовательной организации.
Программа рассчитана на _____34_______________________часа.
Главными задачами реализации учебного предмета являются:
- формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их обшей духовной культуры;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и нении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Технологии, используемые в обучении:
- Здоровьесберегающяя
- «Мозговая атака»
- «Групповая дискуссия»
- «Техника постановки вопросов»
- «Ключевые термины»
Методы и формы контроля:
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется:
-на уроках в форме слушания музыки, устного опроса, проверки выполнения домашнего задания, тестирования, защиты доклада
-по итогам четверти самостоятельной работы, зачета по исполнению песенного материала.
Формы промежуточной аттестации:
- Тесты;
- Задания на основе текста;
- Творческие работы: сочинения, эссе;
- Рефераты.
- Доклады, сообщения;
- Собеседование;
- Защиту проекта.
Учебник:
Науменко, Т. И
Искусство. Музыка. 7кл.:учебник /Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – 2 -е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 175, [1]c.:ил., нот.
Пособие для обучающегося:
1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
3. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
4. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [текст] / И.Ю. Куберский, Минина Е.В. . – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
5. Могилевская, С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра [текст] / художник Н. Мищенко. – М.: Дет. лит., 1981.
5. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
6. Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.
7. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.
8. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст] / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
9. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.
10. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. – СПб: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. http://viki.rdf.ru/cat/musika/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс].http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
4. Классическая музыка [электронный ресурс]. http://classic.chubrik.ru
5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. http://www.music-dic.ru
6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
7. Погружение в классику [электронный ресурс]. http://intoclassics.net/news/1-0-1
8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. http://music.edu.ru/
9.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html
Медиаресурсы
1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.
2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».
3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.
4. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
5. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
7. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
8. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
9. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
10. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
11. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
12. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
13. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
14. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
Пособие для педагога:
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
«Искусство в школе» № 2,3 2000г.
«Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Песенные сборники.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ» «ЛАДА», 2006.- 224с.
Электронные образовательные ресурсы:
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1.Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)
2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
4.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
5.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
6. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
7. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
8. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
9.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
10.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Контрольно-измерительные материалы:
Тесты, слушание музыки, работа в тетради (конспекты), исполнение песенного репертуара.
Авторская программа, взятая за основу при разработке рабочей программы:
по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90)
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
ФГОС ___базового___________ общего образования устанавливает требования к
(указать уровень)
результатам освоения учебного предмета:
– личностным;
– метапредметным;
– предметным.
В таблице 1 представлены планируемые результаты – личностные и метапредметные по учебному предмету «__________музыка_____________________________».
(указать предмет)
Таблица 1
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного
предмета, курса
Планируемые результаты | |
Личностные | Метапредметные |
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края | умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов |
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы |
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию |
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей | умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов |
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе |
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи |
|
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера |
|
Таблица 2
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемые результаты | |
Предметные | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества | саморегуляции волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально- 3 эстетической, проектной деятельности, в самообразовании |
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | самостоятельно осуществлять выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ |
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | развитие критического отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах |
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде | осуществлять действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности |
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи |
|
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера |
|
Содержание учебного предмета «Музыка»
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации», «Музыка в семье искусств», «Образная природа и исторические особенности русской и западноевропейской музыки», «Стилевое многообразие отечественной и зарубежной музыки композиторов XX в». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор.
Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Музыка в семье искусств. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Образная природа и исторические особенности русской и западноевропейской музыки. Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (Основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Стилевое многообразие отечественной и зарубежной музыки композиторов XX в., (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.
Практические творческие работы
Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью).
Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.
Музицирование на простейших музыкальных инструментах (в том числе на электронных).
Музыкально-пластическое движение. Выражение через пластику образного содержание музыкального произведения.
Драматизация музыкальных произведений.
Выполнение исследовательских проектов, связанных с историей музыки, современным этапом ее развития, практическим музицированием (в том числе с использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий).
Объекты культуры для посещения учащимися
Музеи – художественные, краеведческие, декоративно-прикладного искусства, мемориальные.
Концертные и выставочные залы, театры, кинотеатры.
Содержание программы
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Ю. Шевчук. Что такое осень.
Примерный перечень музыкального материала
Слушание музыки:
И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент;
Хоровое пение:
Ю. Мигуля. Быть человеком
Слушание музыки:
М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц;
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть.
Хоровое пение:
Ю. Мигуля. Быть человеко
Слушание музыки:
А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года»;
О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент;
Хоровое пение:
Ю. Шевчук. Что такое осень.
Ю. Мигуля. Быть человеком
М уз ы к а
П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).
Песенный репертуар:
Ю. Шевчук. Что такое осень.
Ю. Мигуля. Быть человеком
Слушание музыки:
Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть.;
Хоровое пение:
Ю. Шевчук. Что такое осень.
Ю. Мигуля. Быть человеком
Слушание музыки:
А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12.
Хоровое пение:
Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев
Слушание музыки:
А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12.
Хоровое пение:
Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших геро
Слушание музыки:
С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12;
Хоровое пение:
Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев
А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. Есть только мир
Слушание музыки:
Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь;
Хоровое пение:
Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев;
А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. Есть только миг.
Слушание музыки:
Н. Римский-Корсаков. Окиан-море синее. Вступление к опере «Садко».
Хоровое пение:
Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев;
А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. Есть только миг
Слушание музыки:
Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6;
Хоровое пение:
В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка
. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание);
В. Берковский, С. Никитин, стихи М. Величанского. Под музыку Вивальди (пение)
Слушание музыки:
Во поле берёза стояла. Русская народная песня;
П. Чайковский. Симфония № 4. IVчасть. Фрагмент;
Хоровое пение:
В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка;
В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди
П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик» (слушание); Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание)
Слушание музыки:
П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент;
Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2.
Хоровое пение:
В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка;
В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди.
П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин» (слушание);
Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2 (слушание)
Хоровое пение:
В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка;
В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди
Слушание музыки:
Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин»;
Хоровое пение:
Е. Крылатов, стихи Н. Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам;
Э. Колмановский, стихи Л. Дербенёва, И. Шаферана. Московская серенада;
В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание);
Ф. Шуберт. Серенада (слушание).
Песенный репертуар:
А.3ацепин, стихи Л. Дербенева. Есть только миг. Из кинофильма «Земля Санникова» (пение
В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание);
Ф. Шуберт. Серенада (слушание).
Песенный репертуар:
А.3ацепин, стихи Л. Дербенева. Есть только миг. Из кинофильма «Земля Санникова» (пение
лушание музыки:
М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья…»
Хоровое пение:
Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка;*
В. Синявский, стихи М. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас
Тематическое планирование
Название блока / раздела / модуля | Название темы | Количество часов |
| О единстве содержания и формы в художественном произведении | 1 |
Содержание в музыке | Музыку трудно объяснить словами | 1 |
| В чем состоит сущность музыкального содержания. | 1 |
| В чем состоит сущность музыкального содержания. | 1 |
Каким бывает музыкальное содержание | Музыка, которую необходимо объяснять словами | 1 |
| Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского | 1 |
| Восточная тема Н. А. Римского-Корсакова: «Шехеразада»
| 1 |
| Когда музыка не нуждается в словах | 1 |
Музыкальный образ | Лирические образы в музыке | 1 |
| Драматические образы в музыке | 1 |
| Эпические образы в музыке | 1 |
О чем «рассказывает» жанр | «Память жанра» | 1 |
| Такие разные песни | 1 |
| Такие разные танцы | 1 |
| Такие разные марши | 1 |
Форма в музыке | «Сюжеты» и «герои» музыкального произведения | 1 |
Что такое музыкальная форма | «Художественная форма – это ставшее зримым содержание» | 1 |
| «Художественная форма – это ставшее зримым содержание» | 1 |
Виды музыкальных форм | Почему музыкальные формы бываю большими и малыми | 1 |
| Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) | 1 |
| О роли повторов в музыкальной форме | 1 |
| Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма) | 1 |
| «Ночная серенада Пушкина – Глинки»: трехчастная форма | 1 |
| Многомерность образа в форме рондо | 1 |
| Многомерность образа в форме рондо | 1 |
| Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича | 1 |
Музыкальная драматургия | О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии | 1 |
| Музыкальный порыв | 1 |
| Развитие образов и персонажей в оперной драматургии | 1 |
| Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» | 1 |
| Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» | 1 |
| Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии | 1 |
| Формула красоты | 1 |
| Заключительный урок - концерт | 1 |
Календарно-тематическое планирование на 2018/19 учебн1ый год
_7 «А», 7 «Б», 7 «В»___ класс, _____34 часа
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Технологии | Решаемые проблемы | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты | ИКТ | ||||||||||
план | факт | Личностные | Предметные | Метапредметные | ||||||||||||||
1 | 07.09 |
| О единстве содержания и формы в художественном произведении | Вводный | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое единство содержания и форма в художественном произведении? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества | умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов | Слайды | |||||||
07.09 |
| |||||||||||||||||
06.09 |
| |||||||||||||||||
2 | 14.09 |
| Музыку трудно объяснить словами | Комбинированный | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Какую музыку трудно объяснить словами? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества | умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов | Видеоклип | |||||||
14.09 |
| |||||||||||||||||
13.09 |
| |||||||||||||||||
3 | 20.09 |
| В чем состоит сущность музыкального содержания. | Комбинированный | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| В чем состоит сущность музыкального содержания? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края | уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов | диски | |||||||
20.09 |
| |||||||||||||||||
21.09 |
| |||||||||||||||||
4 | 27.09 |
| В чем состоит сущность музыкального содержания. | Урок рефлексии | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| В чем состоит сущность музыкального содержания? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе | Слайды | |||||||
27.09 |
| |||||||||||||||||
28.09 |
| |||||||||||||||||
5 | 04.10 |
| Музыка, которую необходимо объяснять словами | Урок систематизации знаний
| Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Какую музыке необходимо объяснять словами? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов | Слайды | |||||||
04.10 |
| |||||||||||||||||
05.10 |
| |||||||||||||||||
6 | 19.10 |
| Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского | Урок систематизации знаний
| Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Как понять Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества | умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов | Презентация | |||||||
19.10 |
| |||||||||||||||||
18.10 |
| |||||||||||||||||
7 | 26.10 |
| Восточная тема Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада» | Комбинированные | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что значит восточная тема в творчестве Н. А. Римского-Корсакова? Что такое «Шехеразада»? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края | уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов | Видеоклип | |||||||
26.10 |
| |||||||||||||||||
25.10 |
| |||||||||||||||||
8 | 02.11 |
| Когда музыка не нуждается в словах | Комбинированные | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Когда музыка не нуждается в словах? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера | умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов | Слайды | |||||||
02.11 |
| |||||||||||||||||
01.11 |
| |||||||||||||||||
9 | 09.11 |
| Лирические образы в музыке | Урок рефлексии | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое лирические образы в музыке? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе | Слайды, диски | |||||||
09.11 |
| |||||||||||||||||
08.11 |
| |||||||||||||||||
10 | 16.11 |
| Драматические образы в музыке | Комбинированный | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое драматические образы в музыке | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера | умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов | Диски | |||||||
16.11 |
| |||||||||||||||||
15.11 |
| |||||||||||||||||
11 | 30.11 |
| Эпические образы в музыке | Комбинированный | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое пические образы в музыке? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов | Слайды | |||||||
30.11 |
| |||||||||||||||||
29.11 |
| |||||||||||||||||
12 | 07.12 |
| «Память жанра» | Урок систематизации знаний
| Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое «память жанра»? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края | эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера | умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов | Слайды, SD | |||||||
07.12 |
| |||||||||||||||||
06.12 |
| |||||||||||||||||
13 | 14.12 |
| Такие разные песни | Урок рефлексии | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое песня? Какие бывают песни? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края | уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов |
| |||||||
14.12 |
| |||||||||||||||||
13.12 |
| |||||||||||||||||
14 | 21.12 |
| Такие разные танцы | Урок систематизации знаний
| Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое танец? Какие бывают танцы? | Слушание музыки. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. Доклад. | ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов | SD диски | |||||||
21.12 |
| |||||||||||||||||
20.12 |
| |||||||||||||||||
15 | 28.12 |
| Такие разные марши | Урок систематизации знаний
| Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое марш? Какие бывают марши? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | Презентация | |||||||
28.12 |
| |||||||||||||||||
27.12 |
| |||||||||||||||||
16 | 11.01 |
| «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы | Урок рефлексии | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что значит «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов | Слайды | |||||||
11.01 |
| |||||||||||||||||
10.01 |
| |||||||||||||||||
17 | 18.01 |
| Художественная форма – это ставшее зримым содержание | Комбинированный | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое художественная форма? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | Слайды | |||||||
18.01 |
| |||||||||||||||||
17.01 |
| |||||||||||||||||
18 | 25.01 |
| «Художественная форма – это ставшее зримым содержание» | Урок систематизации знаний
| Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое художественная форма? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | Слайды | |||||||
25.01 |
| |||||||||||||||||
24.01 |
| |||||||||||||||||
19 | 01.02 |
| Почему музыкальные формы бываю большими и малыми | Урок рефлексии | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Почему музыкальные формы бываю большими и малыми? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности | эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов | Слайды | |||||||
01.02 |
| |||||||||||||||||
31.01 |
| |||||||||||||||||
20 | 08.02 |
| Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) | Урок систематизации знаний
| Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое музыкальный шедевр в шестнадцати тактах? Что такое период? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества | умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов | Слайды | |||||||
08.02 |
| |||||||||||||||||
07.02 |
| |||||||||||||||||
21 | 15.02 |
| О роли повторов в музыкальной форме | Урок систематизации знаний
| Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Какова роль повторов в музыкальной форме? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера | умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов | SD диски | |||||||
15.02 |
| |||||||||||||||||
14.02 |
| |||||||||||||||||
22 | 01.03 |
| Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма) | Комбинированный | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»? Что такое двухчастная форма? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края | эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов | SDдиски | |||||||
01.03 |
| |||||||||||||||||
28.02 |
| |||||||||||||||||
23 | 08.03 |
| «Ночная серенада Пушкина – Глинки»: трехчастная форма | Урок систематизации знаний
| Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое трехчастная форма? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | Слайды | |||||||
08.03 |
| |||||||||||||||||
07.03 |
| |||||||||||||||||
24 | 15.03 |
| Многомерность образа в форме рондо | Урок рефлексии | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое многомерность образа в форме рондо? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов | Слайды | |||||||
15.03 |
| |||||||||||||||||
14.03 |
| |||||||||||||||||
25 | 22.03 |
| Многомерность образа в форме рондо | Урок систематизации знаний
| Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое многомерность образа в форме рондо? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов | Видеоклип | |||||||
22.03 |
| |||||||||||||||||
21.03 |
| |||||||||||||||||
26 | 29.03 |
| Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича | Урок систематизации знаний
| Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое симфония? Какой образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности | эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе | SDдиски | |||||||
29.03 |
| |||||||||||||||||
28.03 |
| |||||||||||||||||
27 | 05.04 |
| О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии | Урок рефлексии | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Как понять: «связь музыкальной формы и музыкальной драматургии»? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности | ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов | SDдиски | |||||||
05.04 |
| |||||||||||||||||
04.04 |
| |||||||||||||||||
28 | 19.04 |
| Музыкальный порыв | Урок систематизации знаний
| Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое музыкальный порыв? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы | Слайды | |||||||
19.04 |
| |||||||||||||||||
18.04 |
| |||||||||||||||||
29 | 26.04 |
| Развитие образов и персонажей в оперной драматургии | Урок рефлексии | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что значит движение образов и персонажей в оперной драматургии? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы | Слайды | |||||||
26.04 |
| |||||||||||||||||
25.04 |
| |||||||||||||||||
30 | 03.05 |
| Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» | Доклад | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что значит диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»? Что такое «Слово о полку Игореве»? | Слушание музыки.
| чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества | умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов | Презентация | |||||||
03.05 |
| |||||||||||||||||
02.05 |
| |||||||||||||||||
31 | 10.05 |
| Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» | Доклад | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что значит диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»? | Слушание музыки
| готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов | Презентация | |||||||
10.05 |
| |||||||||||||||||
09.05 |
| |||||||||||||||||
32 | 17.05 |
| Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии |
| Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое развитие музыкальных тем в симфонической драматургии? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы | Сдайды | |||||||
17.05 |
| |||||||||||||||||
16.05 |
| |||||||||||||||||
33 | 24.05 |
| Формула красоты | Комбинированный | Здоровьесберегающяя. «Мозговая атака». «Групповая дискуссия». «Техника постановки вопросов». «Ключевые термины».
| Что такое формула красоты в музыке? | Слушание музыки. Работа с учебником. Работа в тетради. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им | эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы | Слайды | |||||||
24.05 |
| |||||||||||||||||
23.05 |
| |||||||||||||||||
34 | 31.05 |
| Заключительный урок - концерт | Повторение пройденного репертуара | Здоровьесберегающяя. | Какой песенный материал изучался в течении года? | Слушание музыки. Дыхательная гимнастика. Распевание. Хоровое пение. | коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества | умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов | Слайды,SDдиски | |||||||
31.05 |
| |||||||||||||||||
30.05 |
|
Рабочая программа скорректирована в связи с государственными праздниками.Приложение
Фонд оценочных средств