Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Большие Санники
Санниковского сельского поселения
Ульчского муниципального района Хабаровского края
Рассмотрено на педагогическом совете школы Протокол №___ от«_____»____________20_____г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ СОШ села Большие Санники ___________Гурина Д.Л. «__»____________20___г.
| Утверждаю: Директор МБОУ СОШ _________/Тубина З.П./ Приказ № ___ от «__»_______________20___г.
|
.Рабочая программа
по музыке
6 класс
Программу составила:
учитель музыки
Розенман О.Н.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;
Программы Музыка 5 – 7 классы Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – Москва: «Просвещение» 2013.)
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Цель - развитие музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части духовной культуры.
В данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Изучение региональных, национальных и этнокультурных особенностей направлено на достижение цели - приобщение учащихся к богатому наследию традиционного музыкального искусства адыгов и народов, населяющих регион, воспитание и развитие высоконравственной творческой личности
Включение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в программу по предмету «Музыка» способствует реализации следующих задач:
- возрождению и развитию традиций национальной культуры народов Адыгеи;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
- расширению представления о национальном музыкальном творчестве народов, населяющих регион, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей;
- воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенность на восприятие иных культур;
- воспитание музыкально-эстетического вкуса через культуру и искусство своего народа, межнациональную культуру общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия;
- формирование у детей культуры межнационального общения через осязание уникальности национальных ценностей, определение места нации в мировом сообществе;
- восприятие музыкального языка своего народа, голоса родного мира, музыкального языка других народов, проживающих на территории Республики Адыгея;
- сохранению и приумножению национально-культурного достижения региона;
- развитие самосознания детей, через ценности культуры народов, населяющих Республику Адыгея.
Общая характеристика учебного предмета
Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы — формирование основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.
Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия, в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Тема года: «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»
Тема 1 полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (15 ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Тема 2 полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (19 ч)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов. Защита творческих проектов.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ СОШ села Большие Санники отводит на изучение предмета «Музыка»
Класс – 6
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34 ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Планируемые результаты
по предмету «Музыка» 6 класс
По окончании курса изучения предмета учащийся 6 класса научится:
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
Получит возможность научиться:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Перечень музыкального материала I полугодия:
Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.
Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.
Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.
Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.
Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.
Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.
На море у тушка купалася, русская народная свадебная песня.
Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.
Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст B. Жуковского.
Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.
Шестопсалмие (знаменный распев).
Свете тихий. Гимн (киевский распев).
Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.
Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть).C. Рахманинов.
Русские народные инструментальные наигрыши
Во кузнице; Комара женить мы будем, русские народные песни.
Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.
Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.
Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». ВГаврилин.
В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.
Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.
Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.
В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.
Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах.
Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.
Stabat mater (фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези.
Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене (франменты) К. Орф.
Гаудеамус. Международный студенческий гимн.
Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.
Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.
Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.
Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.
Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора.
Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитан-ского.
Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.
Снег. Слова и музыка А. Городницкого.
Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.
Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.
Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.
Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.
Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозов
Бог осушит слезы. Спиричуэл и др.
Город Нью-Йорк. Блюз и др.
Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.
Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.
Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.
Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Перечень музыкального материала II полугодия:
Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен.
Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.
Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.
Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.
Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. Айвз
Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.
Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.
Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.
Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.
Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.
Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.
Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.
Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.
Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.
Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Ave, verum. В.-А. Моцарт.
Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.
Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.
Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.
Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.
Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра.
Д. Кабалевский.
Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.
Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.
Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.
Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского.
Звуки музыки Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.
Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.
Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.
Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.
Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.
Как здорово. Слова и музыка О. Митяева
Содержание учебного предмета (34 часа)
тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (15 часов)
Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.
Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.
Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.
Урок 3. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.
Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
Урок 4. Портрет в музыке и живописи композиторов, художников, поэтов и писателей.
Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В. Рахманинов.
Лирические образы романсов С.В. Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В. Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин.
Творчество Ф.И. Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И. Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве русских композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф. Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.
Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.
Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.
Урок 11. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
Урок 12. «Фрески Софии Киевской». «Перезвоны» Молитва.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.
Связь музыки В. Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 13. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).
Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С. Баха.
Урок 14. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К. Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.
Урок 15. Авторская музыка: прошлое и настоящее.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .
Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
Тема II полугодия:
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (19 часов)
Урок 16. Джаз – искусство 20 века.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -
Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
Урок 17. Вечные темы искусства и жизни.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф. Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.
Урок 18. Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.
Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.
Урок 19. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.
Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа
Урок 20. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления
Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж
Урок 21. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента
Урок 22. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Урок 23. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
Урок 24. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.
Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Урок 25. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
Урок 26. Мир музыкального театра. Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
Урок 27. - Урок 32. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Урок 33 Образы киномузыки. Обобщающий урок.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.
Урок 34. Защита творческих проектов. Создание образа народной, классической или современной музыки.
Учебно-тематический план
№ урока | Тема | Количество часов |
Тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | 15 | |
1 | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. | 1 |
3 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. | 1 |
4 | «Уноси моё сердце в звенящую даль…» | 1 |
5 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 1 |
6 | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. | 1 |
7 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 |
8 | Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» | 1 |
9 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. | 1 |
10 | Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. | 1 |
11 | «Фрески Софии Киевской» «Перезвоны». Молитва. | 1 |
12 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. | 1 |
13 | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. | 1 |
14 | Авторская песня: прошлое и настоящее. | 1 |
15 | Авторская песня: прошлое и настоящее. | 1 |
Тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» | 19 | |
17 | Вечные темы искусства и жизни. | 1 |
18 | Образы камерной музыки. | 1 |
19 | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | 1 |
20 | Инструментальный концерт. « Итальянский концерт». | 1 |
21 | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея. | 1 |
22 | Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина | 1 |
23 | «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание» | 1 |
24
| Симфоническое развитие музыкальных образов. | 1 |
25 | «В печали весел, а в веселье печален». Связь времён. Проверочная работа. | 1 |
26 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 1 |
27 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 1 |
28 | Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта» | 1 |
29 | Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика». | 2 |
30 | Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино ХХ века. Музыка в отечественном кино. Проверочная работа. | 2 |
31 | ||
32 | Обобщающий урок. | 2 |
33 | ||
34 | Защита творческих проектов | 1 |
| 34 |
Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (15 ч) | |
Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. Два музыкальных посвящения. «Я помню чудное мгновенье». «И жизнь, и слезы, и любовь...». «Вальс-фантазия». Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. «Уноси мое сердце в звенящую даль...». Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Баллада. «Лесной царь». Картинная галерея. Раскрываются следующие содержательные линии: Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Романс. Интонация. Музыкальная и поэтическая речь. Мелодия и аккомпанемент. Вариации. Рондо. Куплетная форма. Особенности формы (вступление, кода, реприза, рефрен). Приемы развития. Повтор. Контраст. Выразительность. Изобразительность. Диалог. Песня, ария, хор в оперном спектакле. Речитатив. Народные напевы. Фразировка. Ритм. Оркестровка. Жанры народных песен. Мастерство исполнителя. Бельканто. Развитие образа. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны». Молитва. Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. «Stabat mater». Реквием. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. Авторская песня сегодня. «Глобус крутится, вертится...». Песни Булата Окуджавы. Джаз — искусство XX в. Спиричуэл и блюз. Джаз — музыка легкая или серьезная? Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, а сареllа, хоровое многоголосие). Духовный концерт, полифония. Музыка в народном духе. Особенности развития (вариантность). Контраст образов. Варьирование. Живописность музыки. Контраст — сопоставление. Хор — солист. Единство поэтического текста и музыки. Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Развитие темы. Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор. Оркестр. Орган. Кантата (сценическая кантата). Контраст образов. Тембры инструментов. Голоса хора. Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Авторская песня. Гимн. Сатирическая песня. Городской фольклор. Бард. Спиричуэл и блюз. Импровизация. Ритм. Тембр. Джазовая обработка.
| Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты). Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективных играх- драматизациях. Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей. Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполните леи, включая музыкальные коллективы, и др. Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения. Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства. Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле. Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приемов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. п.). Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл. Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона. Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровой основой произведения. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ. Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами. Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п. Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др. Защищать творческие исследовательские проекты |
Мир образов камерной и симфонической музыки (19 ч) | |
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея. Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт». «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа — мозаика цветов?» Картинная галерея. Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина. «Тройка». «Вальс». «Весна и осень». «Романс». «Пастораль». «Военный марш». «Венчание». «Над вымыслом слезами обольюсь». Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве адыгейских композиторов. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. Раскрываются следующие содержательные линии: Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства в музыкальном искусстве, нравственных исканий человека. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный язык. Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита. Форма. Сходство и различия как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность). Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы. Обработка. Интерпретация. Трактовка. Обобщение материала III четверти. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика».
Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино. Исследовательский проект. Раскрываются следующие содержательные линии: Программная увертюра. Сонатная форма (ее разделы). Контраст, конфликт. Дуэт. Лирические образы. Выдающиеся артисты балета. Образ-портрет. Массовые сцены. Контраст тем. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Вокально- инструментальный ансамбль, хор, солисты. Вокальная музыка. Инструментальная музыка. Темы исследовательских проектов: Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве. Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе. Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему. Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения. Авторская песня: любимые барды. Что такое современность в музыке. Обобщение материала IV четверти.
| Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер. Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования). Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Защищать творческие исследовательские проекты |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Методические пособия для учащихся:
1. 5. Музыка 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М.:Просвещение, 2016.
Методические пособия для учителя:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.)
2. Сборник рабочих программ «Музыка. Искусство 5-9 классы» Предметная линия учебников Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой –М.: Просвещение, 2013.
3. Уроки музыки. 5-6 классы. Поурочные разработки, авт.Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, М.: Просвещение, 2014 г.
4. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.
5. Музыка 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М.:Просвещение, 2016.
8. Комплекс уроков по музыке CD диск 6 класс.
9. Методические рекомендации по учебным предметам в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС. Майкоп ООО «Качество», 2012
Технические средства обучения
1.Музыкальный центр
2.Телевизор
3.Компьютер
Календарно-тематический план Приложение 1
№
| Тема урока | Кол-во часов | Универсальные учебные действия | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата | ||
план | факт | |||||||
Раздел 1 Мир образов вокальной и инструментальной музыки. 19 ч | ||||||||
I четверть (10 ч) | ||||||||
1 | Удивительный мир музыкальных образов.
| 1 | Личностные: речевая декламация и романс -этот связь прошлого и настоящего. Регулятивные: самостоятельно отличать интонацию романса и речи. Познавательные: знать единство музыкальной и поэтической речи романса. Коммуникативные: знать особенности мелодической линии. | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки | Стр.6-7 вопросы |
|
| |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. | 1 | Л: знать известные русские романсы. Р: самостоятельно определять, почему романсы живут в памяти народа. П: различать какие качества души русского человека запечатлены в муз. образах романса. К:находить поэтическое и и муз. выражение главной мысли романса. | Четко понимать специфику и особенности романса ( лирический, драматический, эпический)
| Стр. 8-9 вопросы |
|
| |
3 | Песня-романс. Мир чарующих звуков. | 1 | Л: научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой. Р: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений. П: уметь определять форму романса К: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса. | Уметь определять музыкальные форма романса передающие тонкие душевные переживания.
| Стр. 10-13 вопросы |
|
| |
4 | Два музыкальных посвящения. «И жизнь и слёзы и любовь…» | 1 | Л: научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой. Р: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений. П: уметь определять форму романса К: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса. | Уметь определять музыкальные форма романса передающие тонкие душевные переживания.
| Стр. 14-17 вопросы |
|
| |
5 | «Вальс – фантазия». Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. | 1 | Л: научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой. Р: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений. П: уметь определять форму романса К: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса. | Уметь определять музыкальные форма романса передающие тонкие душевные переживания.
| стр.18-23 |
|
| |
6 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…». | 1 |
Л: уметь более глубоко вникать в музыкальный образ романса. Р: самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса. П: знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса. К:знать приемы развития музыки в романсе. |
Понимать, что творчество пробуждается тогда, когда композитор чутко воспринимает мир.
| Стр.24-25 вопросы |
|
| |
7 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
| 1 | Л: гордиться великим русским певцом Ф.Шаляпиным Р: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО ( на творчестве Ф.Шаляпина) П: понимать красоту и правду в искусстве. К:расширять муз. компетентность. | Знать различные способы звуковедения.
| Стр.26-29 вопросы |
|
| |
8 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве русских композиторов | 1 | Л: понимать и любить русские народные обряды Р: самостоятельно различать диалог в РНП П:Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ. К: разучивание песни «Матушка, что во поле пыльно»
| Знать различные способы выражения переживаний человека в народной музыке и в композиторской | Стр.30-37, вопросы |
|
| |
9 | Образы песен зарубежных композиторов. | 1 | Л: расширять музыкальный кругозор. Р: самостоятельно сравнивать мелодические линии муз. произведений. П: знать музыкальные термины. К: разучивание песни М. Глинки «Венецианская ночь» | Уметь различать становление муз. образа.
| Стр.38-39 вопросы |
|
| |
10 | Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
| 1 | Л: уважительно относится к творчеству Ф.Шуберта. Р: самостоятельно сравнивать язык трех худ. произведений: литер, муз, и ИЗО П: знать музыкальные термины. К: отличать пейзажные зарисовки в музыке Шуберта. | Определять основную мелодику муз .произведений Ф.Шуберта.
| Стр. 40-45 вопросы |
|
| |
IIчетверть (9 ч) | ||||||||
11 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. | 1 | Л: уважать традиции русской духовной музыки. Р: знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой. П: знать народные муз. инструменты. К:уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах | Знать происхождение древних славянских обрядов и фольклора.
| Стр.48-49 вопросы |
|
| |
12 | Русская духовная музыка. | 1 |
|
| стр.50-53 |
|
| |
13 | Духовный концерт. | 1 | Л: уважать традиции русской духовной музыки. Р: самостоятельно определять традиционные жанры духовного музыкального искусства. П:определять тесную связь слов и музыки духовного концерта. К: углублять знание жанра хорового концерта. | Понимать значение духовной музыки | Стр.54-57 вопросы |
|
| |
14 | «Фрески Софии Киевской». | 1 | Л: уважать и любить историю Родины Р: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки. (темп, регистр, динамика, ритм) П: владеть знаниями муз. терминов. К: знать приемы раскрытия муз. образов. | Определять средства раскрытия сюжетов и образов в религиозной тематике. | Стр.58-61 вопросы |
|
| |
15 | «Перезвоны» Молитва.
|
| Стр.62-65 |
|
| |||
16 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. | 1 | Л: знать и любить шедевры духовной полифонической музыки. Р: самостоятельно отличать характер музыкальных тем муз. произведения. П: отличать светскую и духовную церковную музыку. К: определять близость хоралов к народным песням. | Знать особенности полифонической музыки Западной Европы.
| Стр. 66-71 вопросы |
|
| |
17 | Образы скорби и печали.
| 1 | Л: уважать традиции западно -европейской духовной музыки Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки. П: знать голоса хора К: знать приемы раскрытия музыкальных образов. | Знать особенности музыкального языка Западно-европейской музыки ( кантата, реквием)
| Стр. 72-75 вопросы |
|
| |
18 | Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». | 1 | Л: уважать традиции западно -европейской духовной музыки Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки. П: знать голоса хора К: знать приемы раскрытия музыкальных образов. | Знать особенности музыкального языка Западно-европейской музыки ( кантата, реквием)
| Стр. 76-79 |
|
| |
19 | Авторская музыка: прошлое и настоящее. | 1 | Л: формировать художественный вкус. Р: самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты,и т.д. П: знать жанры и особенности авторской песни. К: выполнение творческого задания. | Знать историю становления авторской песни | Стр. 80-87 вопросы |
|
| |
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство | ||||||||
III четверть (10ч) | ||||||||
20 | Джаз – искусство 20 века
| 1 | Л: знать и любить джазовую музыку Р: самостоятельно определят особенности джазовых ритмов. П: находить главные муз. темы в импровизациях джаза. К: разучивание песни. | Знать историю становления джаза и блюза. | Стр. 88-93 вопросы |
|
| |
21 | Вечные темы искусства и жизни. | 1 | Л: расширять музыкальный кругозор. Р: знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет. П: знать отличие камерной музыки от симфонической. К: знать жанры камерно музыки ( баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра) | Знать основные принципы развития и построения музыкальной формы ( сходство-различие; повтор-контраст)
| Стр.96-97 вопросы |
|
| |
22 | Образы камерной музыки. | 1 | Л: расширять образно-эмоциональный диапазон своих муз. познаний. Р: самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена П: эмоционально откликаться на муз. шедевры Шопена. К: знать жанр музыки ноктюрн | Знать построение фортепианной музыки: инструментальная баллада, прелюдия, полонез, мазурка.
| Стр. 98-101 вопросы |
|
| |
23 | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | 1 | Л: ценить музыкальные шедевры. Р: самостоятельно определять особенности камерной музыки П: эмоционально почувствовать, как музыка раскрывает духовный мир человека. К: четко определять средства муз. выразительности, помогающие понять содержание музыки. | Знать, какие принципы развития музыки в ноктюрне имеют главное значение.
| Стр.102-107 вопросы
|
|
| |
24 | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». | 1 | Л: ценить актуальность старинной музыки. Р: Самостоятельно определять части инструм. Концерта Вивальди ( быстро-медленно-быстро) П: вспомнить жанр духовного концерта. К: знать форму построения первой части концерта ( «Весна») -рондо, вариация. | Иметь представление о построении камерной инструментальной музыки.
| Стр.108-113 вопросы |
|
| |
25 | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» | 1 | Л: интересоваться современной электронной музыкой. Р: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ. П: осмысливать звуковой мир произведений космической тематики. К: уметь находить сходство и различие в композициях ( Космос и Вселенная) | Понимать оригинальность музыки и особенную манеру её изложения.
| Стр.114-119 вопросы
|
|
| |
26 | Образы симфонической музыки «Метель». | 1 | Л: глубоко вдумываться в муз. образы Свиридова. Р: самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова. П: знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации. К: отличать возможности симф. оркестра в раскрытии образов лит. сочинений. | Знать возможности симфонического оркестра, в раскрытии образов литер. сочинений.
| Стр.120-125, вопросы |
|
| |
27 | Романс, Пастораль, Военный марш, Венчание | 1 | Л: глубоко вдумываться в муз. образы Свиридова. Р: самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова. П: знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации. К: отличать возможности симф. оркестра в раскрытии образов лит. сочинений. | Знать возможности симфонического оркестра, в раскрытии образов литер. сочинений.
| Стр.126-131 |
|
| |
28 | Симфоническое развитие музыкальных образов. | 1 | Л: с уважением относится к современным интерпретациям. Р: самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане» П: определять жанр музыки. К: знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского | Знать, что оркестровая интерпретация дает новое звучание и новую жизнь произведениям.
| Стр.132-133 |
|
| |
29 | «В печали весел, а в веселье печален». | 1 | Л: с уважением относится к современным интерпретациям. Р: самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане» П: определять жанр музыки. К: знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского | Знать, что оркестровая интерпретация дает новое звучание и новую жизнь произведениям.
| Стр. 134-137 вопросы |
|
| |
IV четверть (5 ч) | ||||||||
30 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 1 | Л: развивать в себе патриотическое отношение к Родине. Р: самостоятельно отличать главные темы увертюры. П: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма. К: знать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний. | Уметь отличать увертюры к операм, спектаклям, кинофильмам, от увертюры программного жанра.
| Стр. 138-141 вопросы |
|
| |
31 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
| 1 | Л: уважительно относится к классическим шедеврам музыки и литературы. Р: самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов. П: знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии. К: читать повесть-трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта» | Знать этапы разработки разделов сонатной формы.
| Стр. 142-149 вопросы |
|
| |
32 | Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта». | 1 | Л: интересоваться балетом. Знать ведущих мастеров русского балета. Р: самостоятельно определять метод раскрытия сюжета. П: знать значение контраста музыкальной темы. К: творческое задание. | Понимать смысловое единство музыки, сценического действа, ИЗО, хореографии, декорации и танца.
| Стр. 150-155 вопросы |
|
| |
33 | Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика» | 1 | Л: уважать и понимать оперное искусство. Р: самостоятельно определять средства выразительности главных тем героев. П: знать основные понятия и термины. К: творческое задание. | Понимать, что сюжет древнего мифа положенного на музыку показывает связь времен и талант композитора.
| Стр. 156-159 вопросы |
|
| |
34 | Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века.» | 1 | Л: интересоваться шедеврами русского и зарубежного муз. кино. Р: самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов. П: если не знать англ. яз, будет ли понятен муз. и кино-образ героев. К:знать, кого из героев характеризует повторяющаяся муз. тема |
Получить представление и обобщить знания о различных жанрах музыки в отечественном кинематографе.
| Стр. 160-163 |
|
|
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы (6 класс)
Итоговый тест по музыке
6 класс
Тест по музыке предназначен для учащихся 6 классов, изучающих предмет по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Итоговый тест состоит из трёх частей, каждая из которых соответствует критерию образовательного стандарта по предмету «Музыка».
Перед выполнением определенной группы заданий необходимо внимательно прочитать инструкцию к выполнению.
Тесты по музыке
6 класс
1.К вокальной музыке не относится:( подчеркнуть)
-сольное пение
-пение в ансамбле
-пение в хоре
-игра на различных инструментах
2. Яркими представителями народного творчества на Руси были:
-ваганты
-лирники
-скоморохи
-барды
3.Какое из определений подходит к авторской песне:
-поэзия под гитару
-бардовская песня
-самодеятельная песня
4.Родина джаза:
-Италия
-Америка
-Россия
-Англия
5.«Блюз» в переводе с английского:
-меланхолия
-уныние
-духовный
-церковный
6.Слово « токката» в переводе с итальянского означает:
-бег
-удар
-прикосновение
-биение
7.Кого из композиторов можно назвать представителем барокко в музыке?
1. М.Глинка
2. И.С Бах
3. К.Орф
8.Кто не являлся создателем романсов:( подчеркнуть)
-композиторы
-певцы-любители
-скоморохи
-неизвестные музыканты
9.Красивое, прекрасное пение: ( подчеркнуть)
-ариозо
-бельканто
-сопрано
-романс
10. Вокальное произведение, повествование в котором нередко строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки, тесно связанным с сюжетом поэтического текста:
-романс
-баллада
-песня
-серенада
11.Музыкальное искусство Древней Руси развивалось по направлениям:(подчеркнуть)
-церковная:
-фольклор
-светская
-княжеская
12. Пение без сопровождения называется:
-вокализ
-акапелла
-униссон
13.Распредели эти произведения по жанрам:
молитва,романс, речитатив, духовный концерт,хорал,фуга, баллада,токката,реквием,ария, сюита,песня, вальс,серенада, речитатив, кантата.
Вокальные жанры | Инструментальные жанры |
|
|
14. Собери определение:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ-
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
обобщенное представление,выраженное в интонации,живое.
РОМАНС-
какой-либо инструмент, для голоса, вокальное произведение, в сопровождении.
« ОПЕРА»-____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Слова, музыкально-театральное искусство,вид, музыка и сценическое действие, основан на слиянии.
15. Выберите правильное название 1 части концертной симфонии В.Г.Кикта «Фрески Софии Киевской»
1. «Скоморохи»
2. «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»
3. «Орнамент»
16. Подберите правильное определение слову полифония.
1. В переводе с греческого это слово означает многозвучие – вид многоголосия, которое основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий.
2. Музыкальная форма, состоящая из многократного повторения основного раздела – рефрена, с которым чередуются эпизоды.
3. Музыкальная форма, состоящая из темы и её видоизмененных повторений.
17.«Узнай композитора» Запиши фамилию и имя композитора по соответствующему высказыванию.
С.Рахманинов, Ф.Шуберт, Ф.Шаляпин, М.Мусоргский
1. «Искусство есть средство беседы с людьми». _________________________________________________________
2. «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир».________________________________________________
3. «Ноты-это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор». _________________________________________________________
«Я пел песни и пел много, много лет...»
_____________________________________________
18. Кого из композиторов можно назвать представителями русской музыкальной культуры XIX века?
1. П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский
2. В.А.Гаврилин, Г.В.Свиридов, С.Прокофьев, В.Г.Кикта
3. Ф.Шопен, Ф.Шуберт, Э.Григ, Н.Паганини