«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по литературе для V-IX классов (базовый уровень) к учебнику Коровиной В.Я. и др. Литература 9 класс. В 2ч. – М.: Просвещение, 2016г.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

а

ГБОУ ЛНР «Ровеньковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»





УТВЕРЖДАЮ

Директор О.А. Кушнарева

__________________________

__________________________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

базовый уровень

9 класс













Составитель рабочей программы

Фетисова Елена Владимировна







2017 – 2018 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по литературе для V-IX классов (базовый уровень). Учебник Коровина В.Я. и др. Литература 9 класс. В 2ч. – М.: Просвещение, 2016г.

Программа составлена в соответствии с:

  1. Приказом Министерства образования и науки от 17.07.2017 № 463 «Об организованном начале 2017 – 2018 учебного года в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

  2. Приказом Министерства образования и науки от 09.07.2017 № 353 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на2017-2018 учебный год», приложение 20.

  3. Приказом Министерства образования и науки от 28.07.2017 № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной республики в 2017-2018 учебном году».

  4. Приказом министерства образования и науки от 11.04.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного преподавания»


Главными целями изучения предмета «Литература являются:

- формирование духовно развитой личности, воспитание гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечест­венной культуры;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности на поэтапном, последовательном процессе формирования умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Эффективными результатами реализации целей литературного образования определены личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

-использование для решения различных коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения «Литературы» в основной школе проявляются в:

-умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирая аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

-познавательной сфере (понимание ключевых проблем изученных произведений, понимание связи лит. произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных непреходящих ценностей и их современного звучания; умение анализировать лит.произведение: определять его принадлежность к одному из лит.родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос).

-в ценностно-ориентационной сфере (приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, собственная интерпретация).

-в коммуникативной сфере (восприятие на слух лит.произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки, написание изложений, сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные, домашние творческие работы, рефераты).


Требования к знаниям, умениям и навыка учащихся по русскому языку за курс 9 класса:

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением


Основное содержание программы

(3 часа в неделю)

п/п

Содержание программного материала(разделы, темы)

Количество часов на изучение раздела, темы

всего

план.

уроков

план. контр.

раб

по разв. речи

Вн.

чт.

ЛРК

1


Введение.

1

1

-

-

-

-

2

Из древнерусской литературы

Формы работы: конкурс знаний, умений, творчества, индивидуальные задания.

Виды работы: сравнительная характеристика текстов, работа со словарем лит терминов

7

5

-

2

-

1

3

Русская литература ХVIII века

Формы работы: индивидуальные задания, повторение, работа в малых группах, опережающие задания.

Виды работы: защита рефератов, проектов.

10

9

1

-

1

1

4

Из русской литературы половины ХIХ века

Формы работы:

Проект, самостоятельная работа, творческие задания.

Виды работы: сравнительный анализ, выступление, написание сочинений, рассказов

3

2

-

1

-

-

5

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Формы работы: конкурс знаний, умений, творчества, индивидуальные задания.

Виды работы: сравнительная характеристика текстов, работа со словарем лит терминов

7

6

1

1

-

-

6

А.С.Пушкин

Формы работы: индивидуальные задания, повторение, работа в малых группах, опережающие задания.

Виды работы: защита рефератов, проектов.

18

15

1

2

1


7

М.Ю.Лермонтов

Формы работы: лекция, беседа.

Виды работы: составление плана лекции

10

9

1

-

1

-

8

Н.В.Гоголь

Формы работы:

Проект, самостоятельная работа, творческие задания.

Виды работы: сравнительный анализ, выступление, написание сочинений, рассказов

6

4

1

1

1

-

9

Русская литература второй половины ХIХ века

Формы работы: конкурс знаний, умений, творчества, индивидуальные задания.

Виды работы: сравнительная характеристика текстов, работа со словарем лит терминов

26

22

2

2

1


10

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX вв (обзор)

Формы работы: конкурс знаний, умений, творчества, индивидуальные задания.

Виды работы: сравнительная характеристика текстов, работа со словарем лит терминов

2

2

-

-

-

1

12

Из зарубежной литературы

Формы работы: конкурс знаний, умений, творчества, индивидуальные задания.

Виды работы: сравнительная характеристика текстов, работа со словарем лит терминов

14

12

1

1

1

1



Календарно-тематическое планирование

(3 часа в неделю)

п/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечания

по плану

по факту

1

Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека

01.09



Из древнерусской литературы (7ч)

2

1

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы

01.09



3

2

Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

05.09



4

3

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

08.09



5

4

ЛРК Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения

08.09



6

5

Поэтическое искусство автора в «Слове…»

12.09



7

6

Р.р. Анализ эпизода в «Слове..». «Плачь Ярославны»

15.09



8

7

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…»

15.09



Русская литература ХVIII века ( 10ч )

9

1

Характеристика русской литературы ХVIII века. Гражданский пафос русского классицизма

19.09



10

2

М.В.Ломоносов – жизнь и творчество (обзор) «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»

22.09



11

3

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

22.09



12

4

ЛРК В.И.Даль. Жизнь и творчество Казака Луганского. «Толковый словарь живого великорусского языка». Значение литературного творчества В.И. Даля

26.09



13

5

Г.Р.Державин. Жизнь и творчество (обзор). Тема несправедливости сильных мира сего, «высокий слог и ораторские, декламационные интонации «Властителям и судиям».

29.09



14

6

Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта «Памятник»

29.09



15

7

Вн.чт. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

03.10



16

8

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. Стихотворение «Осень»

06.10



17

9

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма.

Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека

06.10



18

10

Русская литература ХVIII века. Контрольная работа

10.10



Из русской литературы ХIХ века ( 3ч)

19

1

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.

13.10



20

2

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

13.10



21

3

Р.р. Сочинение по балладе Жуковского «Светлана»

17.10



А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 7 ч)

22

1

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии

20.10



23

2

К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

20.10



24

3

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии

31.10



25

4

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

03.11



26

5

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия

03.11



27

6

Р.р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

07.11



28

7

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Контрольное сочинение

10.11



А.С.Пушкин ( 18ч )

29

1

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

10.11



30

2

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

14.11



31

3

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина «К морю»,

17.11



32

4

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина «К Чаадаеву»

17.11



33

5

Любовная лирика А.С.Пушкина «Я вас любил…»

21.11



34

6

Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

24.11



35

7

Р.р. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся

24.11



36

8

А.С. Пушкин. Контрольная работа

28.11



37

9

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

01.12



38

10

«Евгений Онегин». Обзор содержания

01.12



39

11

Образы главных героев

05.12



40

12

Онегин и поместное дворянское общество

08.12



41

13

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

08.12



42

14

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

12.12



43

15

«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин

15.12



44

16

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

15.12



45

17

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Контрольное сочинение

19.12



46

18

Вн.чт. Русские поэты первой половины XIX: К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, П.А. Вяземский и др.

22.12



М.Ю.Лермонтов ( 10ч)

47

1

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Дума»

22.12



48

2

Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова «Смерть поэта», «Нет, я не Байрон, я другой», «Пророк»

26.12



49

3

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю»

29.12



50

4

Эпоха безвременья в лирике поэта

29.12



51

5

Роман «Герой нашего времени».

Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

16.01



52

6

Печорин как представитель «портрета поколения».

19.01



53

7

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.

19.01



54

8

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.

23.01



55

9

Вн.чт. М.Ю.Лермонтов «Демон», «Маскарад»

26.01



56

10

М.Ю Лермонтова, роман «Герой нашего времени». Контрольное сочинение

26.01



Н.В.Гоголь ( 6ч )

57

1

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.

30.01



58

2

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

02.02



59

3

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

02.02



60

4

РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.

06.02



61

5

Н.В. Гоголь «Мертвые души». Контрольное сочинение

09.02



62

6

Вн.чт. Н.В. Гоголь «Петербургские повести»

09.02



Русская литература второй половины ХIХ века ( 26ч )

63

1

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска».

13.02



64

2

В мастерской художника. «Тоска».

16.02



65

3

Вн.чт. А.П. Чехов. Рассказы

16.02



66

4

И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

20.02



67

5

А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека…»

23.02



68

6

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Своеобразие лирических интонации. «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»

23.02



69

7

С.А. Есенин. Жизнь и творчество (обзор). «Гой, ты Русь, моя родная…»,

27.02



70

8

С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.

Размышления о жизни, природе,человеке. «Отговорила роща золотая», «Вот уж вечер», «не жалею, не зову, не плачу…»

02.03



71

9

Р.р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству С.Есенина, А. Блока, И.Бунина

02.03



72

10

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»

06.03



73

11

М.А.Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

09.03



74

12

Русская литература второй половины ХIХ века. Контрольная работа

09.03



75

13

М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

«Стихи Блоку», «Родина». Традиции и новаторство.

13.03



76

14

М.И.Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве»,

16.03



77

15

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. «Сразу тихо стало в доме», «Я спросила у кукушки…»

16.03



78

16

А.А.Ахматова. «Молитва». Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

20.03



79

17

Р.р Анализ лирического стихотворения М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой (по выбору учащихся)

23.03



80

18

Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти. «Я не ищу гармонии в природе…», «Можжевеловый куст»

23.03



81

19

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа.

03.04



82

20

Судьба Родины и судьба человека.

06.04



83

21

Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, туженника.

06.04



84

22

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). «Перемена», «Весна в лесу». Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.

10.04



85

23

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Урожай», «Я убит под Ржевом»

13.04



86

24

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

13.04



87

25

Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.

17.04



88

26

Русская литература второй половины ХIХ века. Контрольная работа

20.04



Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX вв (обзор) 2ч

89

1

А.С.Пушкин «Певец», М.Ю. Лермонтов «Отчего», Ф.И. Тютчев «К.Б.», А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства.

20.04



90

2

ЛРК М.Л. Матусовский. Жизнь и творчество. Тема Родины в стихотворениях «С чего начинается Родина?», «Вернулся я на Родину», романс «Целую ночь соловей нам насвистывал» и др.

24.04



Из зарубежной литературы ( 14ч. )

91

1

Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

«Нет, ни одна среди женщин…», «Нет, не придется приязнь заслужить…»

27.04



92

2

Квинт Гораций Флакк. Жизнь и творчество (обзор). «К Мельпомене». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.

27.04



93

3

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

01.05



94

4

Множественность смыслов и её философский характер.

04.05



95

5

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

04.05



96

6

У.Шекспир. «Гамлет».

Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.)

08.05



97

7

Вн.чт. В.шекспир «Король лир»

11.05



98

8

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии

11.05



99

9

И.-В. Гёте. «Фауст».

Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).

15.05



100

10

Р.р. Защита творческих проектов

18.05



101

11

ЛРК Г.С.Довнар. Жизнь и литературная деятельность. Обзор творчества: «Отцы и правнуки Луганска:история города в лицах», «Знак человечности», «Луганцы» и др.

18.05



102

12

Контрольная работа

22.05



103

13

Анализ контрольной работы

25.05



104

14

Итоговый урок в конце года

25.05











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее