а
ГБОУ ЛНР «Ровеньковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор О.А. Кушнарева
__________________________
__________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
базовый уровень
9 класс
Составитель рабочей программы
Фетисова Елена Владимировна
2017 – 2018 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по литературе для V-IX классов (базовый уровень). Учебник Коровина В.Я. и др. Литература 9 класс. В 2ч. – М.: Просвещение, 2016г.
Программа составлена в соответствии с:
Приказом Министерства образования и науки от 17.07.2017 № 463 «Об организованном начале 2017 – 2018 учебного года в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказом Министерства образования и науки от 09.07.2017 № 353 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на2017-2018 учебный год», приложение 20.
Приказом Министерства образования и науки от 28.07.2017 № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной республики в 2017-2018 учебном году».
Приказом министерства образования и науки от 11.04.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного преподавания»
Главными целями изучения предмета «Литература являются:
- формирование духовно развитой личности, воспитание гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности на поэтапном, последовательном процессе формирования умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Эффективными результатами реализации целей литературного образования определены личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
-использование для решения различных коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения «Литературы» в основной школе проявляются в:
-умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирая аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
-умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
-познавательной сфере (понимание ключевых проблем изученных произведений, понимание связи лит. произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных непреходящих ценностей и их современного звучания; умение анализировать лит.произведение: определять его принадлежность к одному из лит.родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос).
-в ценностно-ориентационной сфере (приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, собственная интерпретация).
-в коммуникативной сфере (восприятие на слух лит.произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки, написание изложений, сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные, домашние творческие работы, рефераты).
Требования к знаниям, умениям и навыка учащихся по русскому языку за курс 9 класса:
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
Основное содержание программы
(3 часа в неделю)
№ п/п | Содержание программного материала(разделы, темы) | Количество часов на изучение раздела, темы | |||||
всего | план. уроков | план. контр. раб | по разв. речи | Вн. чт. | ЛРК | ||
1 |
Введение. | 1 | 1 | - | - | - | - |
2 | Из древнерусской литературы Формы работы: конкурс знаний, умений, творчества, индивидуальные задания. Виды работы: сравнительная характеристика текстов, работа со словарем лит терминов | 7 | 5 | - | 2 | - | 1 |
3 | Русская литература ХVIII века Формы работы: индивидуальные задания, повторение, работа в малых группах, опережающие задания. Виды работы: защита рефератов, проектов. | 10 | 9 | 1 | - | 1 | 1 |
4 | Из русской литературы половины ХIХ века Формы работы: Проект, самостоятельная работа, творческие задания. Виды работы: сравнительный анализ, выступление, написание сочинений, рассказов | 3 | 2 | - | 1 | - | - |
5 | А.С.Грибоедов «Горе от ума» Формы работы: конкурс знаний, умений, творчества, индивидуальные задания. Виды работы: сравнительная характеристика текстов, работа со словарем лит терминов | 7 | 6 | 1 | 1 | - | - |
6 | А.С.Пушкин Формы работы: индивидуальные задания, повторение, работа в малых группах, опережающие задания. Виды работы: защита рефератов, проектов. | 18 | 15 | 1 | 2 | 1 |
|
7 | М.Ю.Лермонтов Формы работы: лекция, беседа. Виды работы: составление плана лекции | 10 | 9 | 1 | - | 1 | - |
8 | Н.В.Гоголь Формы работы: Проект, самостоятельная работа, творческие задания. Виды работы: сравнительный анализ, выступление, написание сочинений, рассказов | 6 | 4 | 1 | 1 | 1 | - |
9 | Русская литература второй половины ХIХ века Формы работы: конкурс знаний, умений, творчества, индивидуальные задания. Виды работы: сравнительная характеристика текстов, работа со словарем лит терминов | 26 | 22 | 2 | 2 | 1 |
|
10 | Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX вв (обзор) Формы работы: конкурс знаний, умений, творчества, индивидуальные задания. Виды работы: сравнительная характеристика текстов, работа со словарем лит терминов | 2 | 2 | - | - | - | 1 |
12 | Из зарубежной литературы Формы работы: конкурс знаний, умений, творчества, индивидуальные задания. Виды работы: сравнительная характеристика текстов, работа со словарем лит терминов | 14 | 12 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
(3 часа в неделю)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечания | ||
по плану | по факту | |||||
1 | Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека | 01.09 |
|
| ||
Из древнерусской литературы (7ч) | ||||||
2 | 1 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы | 01.09 |
|
| |
3 | 2 | Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 05.09 |
|
| |
4 | 3 | Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения | 08.09 |
|
| |
5 | 4 | ЛРК Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения | 08.09 |
|
| |
6 | 5 | Поэтическое искусство автора в «Слове…» | 12.09 |
|
| |
7 | 6 | Р.р. Анализ эпизода в «Слове..». «Плачь Ярославны» | 15.09 |
|
| |
8 | 7 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…» | 15.09 |
|
| |
Русская литература ХVIII века ( 10ч ) | ||||||
9 | 1 | Характеристика русской литературы ХVIII века. Гражданский пафос русского классицизма | 19.09 |
|
| |
10 | 2 | М.В.Ломоносов – жизнь и творчество (обзор) «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» | 22.09 |
|
| |
11 | 3 | М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды. | 22.09 |
|
| |
12 | 4 | ЛРК В.И.Даль. Жизнь и творчество Казака Луганского. «Толковый словарь живого великорусского языка». Значение литературного творчества В.И. Даля | 26.09 |
|
| |
13 | 5 | Г.Р.Державин. Жизнь и творчество (обзор). Тема несправедливости сильных мира сего, «высокий слог и ораторские, декламационные интонации «Властителям и судиям». | 29.09 |
|
| |
14 | 6 | Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта «Памятник» | 29.09 |
|
| |
15 | 7 | Вн.чт. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» | 03.10 |
|
| |
16 | 8 | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. Стихотворение «Осень» | 06.10 |
|
| |
17 | 9 | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека | 06.10 |
|
| |
18 | 10 | Русская литература ХVIII века. Контрольная работа | 10.10 |
|
| |
Из русской литературы ХIХ века ( 3ч) | ||||||
19 | 1 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. | 13.10 |
|
| |
20 | 2 | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) | 13.10 |
|
| |
21 | 3 | Р.р. Сочинение по балладе Жуковского «Светлана» | 17.10 |
|
| |
А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 7 ч) | ||||||
22 | 1 | А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии | 20.10 |
|
| |
23 | 2 | К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». | 20.10 |
|
| |
24 | 3 | «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии | 31.10 |
|
| |
25 | 4 | «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия | 03.11 |
|
| |
26 | 5 | «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия | 03.11 |
|
| |
27 | 6 | Р.р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой | 07.11 |
|
| |
28 | 7 | А.С. Грибоедов «Горе от ума». Контрольное сочинение | 10.11 |
|
| |
А.С.Пушкин ( 18ч ) | ||||||
29 | 1 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | 10.11 |
|
| |
30 | 2 | Основные мотивы лирики А.С.Пушкина | 14.11 |
|
| |
31 | 3 | Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина «К морю», | 17.11 |
|
| |
32 | 4 | Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина «К Чаадаеву» | 17.11 |
|
| |
33 | 5 | Любовная лирика А.С.Пушкина «Я вас любил…» | 21.11 |
|
| |
34 | 6 | Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения | 24.11 |
|
| |
35 | 7 | Р.р. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся | 24.11 |
|
| |
36 | 8 | А.С. Пушкин. Контрольная работа | 28.11 |
|
| |
37 | 9 | «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства» | 01.12 |
|
| |
38 | 10 | «Евгений Онегин». Обзор содержания | 01.12 |
|
| |
39 | 11 | Образы главных героев | 05.12 |
|
| |
40 | 12 | Онегин и поместное дворянское общество | 08.12 |
|
| |
41 | 13 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | 08.12 |
|
| |
42 | 14 | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | 12.12 |
|
| |
43 | 15 | «Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин | 15.12 |
|
| |
44 | 16 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». | 15.12 |
|
| |
45 | 17 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Контрольное сочинение | 19.12 |
|
| |
46 | 18 | Вн.чт. Русские поэты первой половины XIX: К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, П.А. Вяземский и др. | 22.12 |
|
| |
М.Ю.Лермонтов ( 10ч) | ||||||
47 | 1 | Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Дума» | 22.12 |
|
| |
48 | 2 | Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова «Смерть поэта», «Нет, я не Байрон, я другой», «Пророк» | 26.12 |
|
| |
49 | 3 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю» | 29.12 |
|
| |
50 | 4 | Эпоха безвременья в лирике поэта | 29.12 |
|
| |
51 | 5 | Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | 16.01 |
|
| |
52 | 6 | Печорин как представитель «портрета поколения». | 19.01 |
|
| |
53 | 7 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | 19.01 |
|
| |
54 | 8 | Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского. | 23.01 |
|
| |
55 | 9 | Вн.чт. М.Ю.Лермонтов «Демон», «Маскарад» | 26.01 |
|
| |
56 | 10 | М.Ю Лермонтова, роман «Герой нашего времени». Контрольное сочинение | 26.01 |
|
| |
Н.В.Гоголь ( 6ч ) | ||||||
57 | 1 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. | 30.01 |
|
| |
58 | 2 | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. | 02.02 |
|
| |
59 | 3 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | 02.02 |
|
| |
60 | 4 | РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | 06.02 |
|
| |
61 | 5 | Н.В. Гоголь «Мертвые души». Контрольное сочинение | 09.02 |
|
| |
62 | 6 | Вн.чт. Н.В. Гоголь «Петербургские повести» | 09.02 |
|
| |
Русская литература второй половины ХIХ века ( 26ч ) | ||||||
63 | 1 | А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска». | 13.02 |
|
| |
64 | 2 | В мастерской художника. «Тоска». | 16.02 |
|
| |
65 | 3 | Вн.чт. А.П. Чехов. Рассказы | 16.02 |
|
| |
66 | 4 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | 20.02 |
|
| |
67 | 5 | А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека…» | 23.02 |
|
| |
68 | 6 | Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонации. «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» | 23.02 |
|
| |
69 | 7 | С.А. Есенин. Жизнь и творчество (обзор). «Гой, ты Русь, моя родная…», | 27.02 |
|
| |
70 | 8 | С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе,человеке. «Отговорила роща золотая», «Вот уж вечер», «не жалею, не зову, не плачу…» | 02.03 |
|
| |
71 | 9 | Р.р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству С.Есенина, А. Блока, И.Бунина | 02.03 |
|
| |
72 | 10 | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» | 06.03 |
|
| |
73 | 11 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. | 09.03 |
|
| |
74 | 12 | Русская литература второй половины ХIХ века. Контрольная работа | 09.03 |
|
| |
75 | 13 | М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. «Стихи Блоку», «Родина». Традиции и новаторство. | 13.03 |
|
| |
76 | 14 | М.И.Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве», | 16.03 |
|
| |
77 | 15 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. «Сразу тихо стало в доме», «Я спросила у кукушки…» | 16.03 |
|
| |
78 | 16 | А.А.Ахматова. «Молитва». Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | 20.03 |
|
| |
79 | 17 | Р.р Анализ лирического стихотворения М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой (по выбору учащихся) | 23.03 |
|
| |
80 | 18 | Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. «Я не ищу гармонии в природе…», «Можжевеловый куст» | 23.03 |
|
| |
81 | 19 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. | 03.04 |
|
| |
82 | 20 | Судьба Родины и судьба человека. | 06.04 |
|
| |
83 | 21 | Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, туженника. | 06.04 |
|
| |
84 | 22 | Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). «Перемена», «Весна в лесу». Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность. | 10.04 |
|
| |
85 | 23 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Урожай», «Я убит под Ржевом» | 13.04 |
|
| |
86 | 24 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | 13.04 |
|
| |
87 | 25 | Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. | 17.04 |
|
| |
88 | 26 | Русская литература второй половины ХIХ века. Контрольная работа | 20.04 |
|
| |
Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX вв (обзор) 2ч | ||||||
89 | 1 | А.С.Пушкин «Певец», М.Ю. Лермонтов «Отчего», Ф.И. Тютчев «К.Б.», А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства. | 20.04 |
|
| |
90 | 2 | ЛРК М.Л. Матусовский. Жизнь и творчество. Тема Родины в стихотворениях «С чего начинается Родина?», «Вернулся я на Родину», романс «Целую ночь соловей нам насвистывал» и др. | 24.04 |
|
| |
Из зарубежной литературы ( 14ч. ) | ||||||
91 | 1 | Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. «Нет, ни одна среди женщин…», «Нет, не придется приязнь заслужить…» | 27.04 |
|
| |
92 | 2 | Квинт Гораций Флакк. Жизнь и творчество (обзор). «К Мельпомене». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. | 27.04 |
|
| |
93 | 3 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). | 01.05 |
|
| |
94 | 4 | Множественность смыслов и её философский характер. | 04.05 |
|
| |
95 | 5 | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм общечеловеческое значение героев. | 04.05 |
|
| |
96 | 6 | У.Шекспир. «Гамлет». Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.) | 08.05 |
|
| |
97 | 7 | Вн.чт. В.шекспир «Король лир» | 11.05 |
|
| |
98 | 8 | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии | 11.05 |
|
| |
99 | 9 | И.-В. Гёте. «Фауст». Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы). | 15.05 |
|
| |
100 | 10 | Р.р. Защита творческих проектов | 18.05 |
|
| |
101 | 11 | ЛРК Г.С.Довнар. Жизнь и литературная деятельность. Обзор творчества: «Отцы и правнуки Луганска:история города в лицах», «Знак человечности», «Луганцы» и др. | 18.05 |
|
| |
102 | 12 | Контрольная работа | 22.05 |
|
| |
103 | 13 | Анализ контрольной работы | 25.05 |
|
| |
104 | 14 | Итоговый урок в конце года | 25.05 |
|
|