РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Русский язык»
5 класс
Составитель: учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Шкирта Надежда Васильевна
г. Югорск
2017 г.
Содержание программы: Стр.
Аннотация …………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета …………………………………………………………….……………....................... 4
2. Содержание учебного предмета ………………………………………………………………………………………………………………….. 11
3. Тематическое планирование …………………………………………………………………………………………………………………….... 16
Аннотация
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе ФГОС и программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, УМК под редакцией Т.А. Ладыженской(М. «Просвещение») и учебника «Русский язык 5 класс». (Авторы – Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.М. Шанский и др., издательство:М.: Просвещение, 2017).
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Курс русского языка основного общего образования направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст;
- развивать языковые компетенции учащихся, обеспечив свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;
- развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности;
- воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Познавательные. Владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
Регулятивные. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
Коммуникативные. Коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Речь и речевое общение
Ученик научится: использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) в различных ситуациях общения; использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; соблюдать нормы речевого поведения; оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится: различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; понимать и формулировать в устной форме тему, основную мысль публицистического, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; передавать содержание публицистического, художественного аудиотекстов в форме плана, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Ученик получит возможность научиться: понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Ученик научится: понимать содержание прочитанных публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); использовать практические умения ознакомительного, изучающего чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться: понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик научится: создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные нравственно-этические, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться: создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в различных сферах общения; выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится: создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на бытовые и учебные темы, рассказ о событии); излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения; соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Ученик получит возможность научиться составлять план выступления;
Текст
Ученик научится: анализировать и характеризовать тексты описания и повествования с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т. п.; создавать и редактировать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться: создавать в устной и письменной форме тексты (участие в беседе, дискуссии) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Ученик научится: владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, тексты художественной литературы; создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи ( сообщение, доклад как выступление, рассказ, беседа; тексты повествовательного характера, описание); оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебную тему.
Ученик получит возможность научиться: различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических; участвовать в дискуссиях на учебные темы; готовить выступление, принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой речью.
Общие сведения о языке
Ученик научится: характеризовать основные социальные функции русского языка в России, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться: характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик научится: проводить фонетический анализ слова; соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться: опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); выразительно читать прозаические и поэтические тексты; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Ученик научится: делить слова на морфемы; применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Ученик получит возможность научиться: устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Ученик научится: проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов; группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам синонимы, антонимы; опознавать фразеологические обороты; соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться: объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; опознавать омонимы разных видов; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Ученик научится: опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Ученик получит возможность научиться: различать грамматические омонимы; опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Ученик научится: опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться: анализировать синонимические средства синтаксиса; опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их; анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится: соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться: демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится: выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
2. Содержание курса учебного предмета
Язык - важнейшее средство общения (3 часа)
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (26 часов)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 часов)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (18 часов)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (18 часов)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (25 часов)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (50 часов)
Самостоятельные и служебные части речи
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
3. Тематическое планирование
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
Язык - важнейшее средство общения – 3 ч | Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. |
Повторение изученного в начальных классах – 20 ч | Имеют представление об орфографии как о системе правил Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи – 30 ч | Овладевают основными понятиями синтаксиса Распознают (выделяют) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи Распознают виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения Моделируют предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, утвердительные, отрицательные); употребляют их в речевой практике
|
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи – 15 ч | Овладевают основными понятиями фонетики Распознают гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую Определяют место ударного слога, наблюдают за перемещением ударения при изменении формы слова, употребляют в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами |
Лексика. Культура речи – 9 ч | Отличают слова от других единиц языка Объясняют различие лексического и грамматического значений слова; толкуют лексическое значение слов различными способами Оценивают собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления
|
Морфемика. Орфография. Культура речи – 22 ч
| Овладевают основными понятиями морфемики и словообразования Опознают морфемы и членят слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа
|
Морфология. Имя существительное – 21 ч | Распознают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводят примеры Определяют род, число, падеж, тип склонения имен существительных |
Имя прилагательное – 14 ч | Определяют род, число, падеж имен прилагательных Правильно произносят прилагательные в краткой форме (ставят ударение) Используют в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов |
Глагол – 34 ч | Определяют тип спряжения глаголов, соотносят личные формы глагола с инфинитивом Правильно употребляют при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывают глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным Выбирают форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления |
Повторение изученного – 7 ч | Адекватно принимают основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух Передают в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения Создают устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения; письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций |
Итого | 175 часов |
Поурочное планирование
№ | Наименование тем | Дата | Скорректированные сроки | ||
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ – 3 часа (РР-1) |
|
| |||
1 | Язык и человек. Язык и речь. |
|
| ||
2 | Язык и его единицы. |
|
| ||
3 | РР Композиционные и языковые признаки стиля речи. |
|
| ||
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ – 26 часов (РР-6, к/р-1) |
|
| |||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. |
|
| ||
5 | Орфограмма. |
|
| ||
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. |
|
| ||
7 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. |
|
| ||
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
|
| ||
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. |
|
| ||
10 | Буквы и, у, а после шипящих. |
|
| ||
11 | Разделительные ь и Ъ. |
|
| ||
12 | Разделительное написание предлогов с другими словами. |
|
| ||
13 | РР Текст. |
|
| ||
14 | РР Подготовка к обучающему изложению (по Г.А. Скребицкому) |
|
| ||
15 | РР Обучающее изложение (по Г.А. Скребицкому) |
|
| ||
16 | Части речи. |
|
| ||
17 | Глагол. |
|
| ||
18 | Правописание –тся и –ться в глаголах. |
|
| ||
19 | Личные окончания в глаголах. |
|
| ||
20 | Имя существительное как часть речи. |
|
| ||
21 | Падежные окончания существительных. |
|
| ||
22 | Имя прилагательное как часть речи. |
|
| ||
23 | Местоимение как часть речи. |
|
| ||
24 | Повторение изученного в начальных классах. |
|
| ||
25 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах». |
|
| ||
26 | РР Тема текста. |
|
| ||
27 | РР Основная мысль текста. |
|
| ||
28 | РР Подготовка к сочинению- описанию по картине А.А. Пластова «Летом». |
|
| ||
29 | РР Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом». |
|
| ||
СИНТАКСИС.ПУНКТУАЦИЯ.КУЛЬТУРА РЕЧИ – 29 часов (РР-4, к/р-2) |
|
| |||
30 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
|
| ||
31 | Синтаксис. Пунктуация. |
|
| ||
32 | Словосочетание. |
|
| ||
33 | Способы выражения грамматической связи в словосочетании. |
|
| ||
34 | Разбор словосочетания. |
|
| ||
35 | РР Подготовка к сжатому изложению. |
|
| ||
36 | РР Сжатое изложение. |
|
| ||
37 | Виды предложений по цели высказывания. |
|
| ||
38 | Виды предложений по интонации. |
|
| ||
39 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. |
|
| ||
40 | Сказуемое. |
|
| ||
41 | Тире между подлежащим и сказуемым. |
|
| ||
42 | Дополнение. |
|
| ||
43 | Определение. |
|
| ||
44 | Обстоятельство. |
|
| ||
45 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
|
| ||
46 | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения. |
|
| ||
47 | Предложения с обращениями. |
|
| ||
48 | РР Письмо. |
|
| ||
49 | РР Контрольное сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки». |
|
| ||
50 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения». |
|
| ||
51 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
|
| ||
52 | Знаки препинания в сложном предложении. |
|
| ||
53 | Синтаксический разбор сложного предложения. |
|
| ||
54 | Прямая речь. |
|
| ||
55 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
|
| ||
56 | Диалог. |
|
| ||
57 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». |
|
| ||
58 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
|
| ||
| ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ-18 часов (РР-3, к/р – 1) |
|
| ||
59 | Фонетика. Гласные звуки. |
|
| ||
60 | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. |
|
| ||
61 | Позиционные чередования гласных и согласных. |
|
| ||
62 | Повествование. |
|
| ||
63 | РР Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка») |
|
| ||
64 | РР Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка») |
|
| ||
65 | Согласные звонкие и глухие. |
|
| ||
66 | Графика. Алфавит. |
|
| ||
67 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. |
|
| ||
68 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. |
|
| ||
69 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. |
|
| ||
70 | Орфоэпия. |
|
| ||
71 | Фонетический разбор слова. |
|
| ||
72 | Повторение по теме «Фонетика. Орфография. Графика» |
|
| ||
73 | Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфография. Графика» |
|
| ||
74 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. |
|
| ||
75 | РР Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птицы» |
|
| ||
76 | РР Сочинение. Описание предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птицы» |
|
| ||
ЛЕКСИКА.КУЬТУРА РЕЧИ – 18часов (РР-5, к/р-1) |
|
| |||
77 | Слово и его значение. |
|
| ||
78 | Однозначные и многозначные слова. |
|
| ||
79 | Однозначные и многозначные слова. |
|
| ||
80 | Прямое и переносное значение слова. |
|
| ||
81 | Прямое и переносное значение слова. |
|
| ||
82 | Омонимы. |
|
| ||
83 | Омонимы. |
|
| ||
84 | Синонимы. |
|
| ||
85 | Синонимы, их роль в речи. |
|
| ||
86 | РР Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». |
|
| ||
87 | РР Контрольное сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». |
|
| ||
88 | РР Подготовка к подробному изложению (К.Г. Паустовский «Первый снег»). |
|
| ||
89 | РР Написание подробного изложения (К.Г. Паустовский «Первый снег»). |
|
| ||
90 | РР Написание подробного изложения (К.Г. Паустовский «Первый снег»). |
|
| ||
91 | Антонимы. |
|
| ||
92 | Повторение по теме «Лексика. Культура речи». |
|
| ||
93 | Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи». |
|
| ||
94 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. |
|
| ||
МОРФЕМИКА.ОРФОГРАФИЯ.КУЛЬТУРА РЕЧИ -25 часов (РР-5, к/р-1) |
|
| |||
95 | РР Выборочное изложение с изменением лица. |
|
| ||
96 | РР Выборочное изложение с изменением лица. |
|
| ||
97 | Морфема. Изменение и образование слова. |
|
| ||
98 | Окончание. Основа слова. |
|
| ||
99 | Корень слова. |
|
| ||
100 | Корень слова. |
|
| ||
101 | Приставка. |
|
| ||
102 | РР Сочинение-рассуждение «Секрет названия». |
|
| ||
103 | РР Сочинение-рассуждение «Секрет названия». |
|
| ||
104 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. |
|
| ||
105 | Суффикс. |
|
| ||
106 | Чередование звуков. |
|
| ||
107 | Беглые гласные. |
|
| ||
108 | Варианты морфем. |
|
| ||
109 | Морфемный разбор слова. |
|
| ||
110 | Правописание гласных и согласных в приставках. |
|
| ||
111 | Буквы з и с на конце приставок. |
|
| ||
112 | Буквы а-о в корне –лаг- - лож- |
|
| ||
113 | Буквы а-о в корне –раст- - -рос- |
|
| ||
114 | Буквы о-ё после шипящих. |
|
| ||
115 | Буквы и-ы после ц. |
|
| ||
116 | Повторение по теме «Морфемика». |
|
| ||
117 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика». |
|
| ||
118 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
|
| ||
119 | РР Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» |
|
| ||
МОРФОЛОГИЯ, ОРФОГРАФИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ – 50 часов (РР-11, к/р-3) |
|
| |||
120 | Имя существительное как часть речи. |
|
| ||
121 | РР Доказательства в рассуждении. |
|
| ||
122 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
|
| ||
123 | Имена существительные собственные и нарицательные. |
|
| ||
124 | РР Элементы рассуждения. Сжатое изложение. |
|
| ||
125 | РР Элементы рассуждения. Сжатое изложение. |
|
| ||
126 | Род имен существительных. |
|
| ||
127 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. |
|
| ||
128 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. |
|
| ||
129 | Три склонения имен существительных. |
|
| ||
130 | Падеж имен существительных. |
|
| ||
131 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе. |
|
| ||
132 | Множественное число имен существительных. |
|
| ||
133 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. |
|
| ||
134 | Морфологический разбор имени существительного. |
|
| ||
135 | РР Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». |
|
| ||
136 | РР Сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». |
|
| ||
137 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». |
|
| ||
138 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
|
| ||
139 | Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имен прилагательных в речи. |
|
| ||
140 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. |
|
| ||
141 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. |
|
| ||
142 | РР Описание животного. |
|
| ||
143 | РР Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю»). |
|
| ||
144 | Анализ ошибок, допущенных в изложении. |
|
| ||
145 | Прилагательные полные и краткие. |
|
| ||
146 | РР Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение». |
|
| ||
147 | Морфологический разбор имени прилагательного. |
|
| ||
148 | Повторение по теме «имя прилагательное». |
|
| ||
149 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». |
|
| ||
150 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
|
| ||
151 | Глагол как часть речи. |
|
| ||
152 | Не с глаголами. |
|
| ||
153 | Неопределенная форма глагола. |
|
| ||
154 | Виды глагола. |
|
| ||
155 | Буквы е-и в корнях с чередованием. |
|
| ||
156 | РР невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой. |
|
| ||
157 | Прошедшее время. |
|
| ||
158 | Настоящее время. |
|
| ||
159 | Будущее время. |
|
| ||
160 | Правописание безударных личных окончаний глагола. |
|
| ||
161 | Морфологический разбор глагола. |
|
| ||
162 | РР Сжатое изложение с изменением формы лица. |
|
| ||
163 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. |
|
| ||
164 | Употребление времен. |
|
| ||
165 | РР Употребление «живописного настоящего» в речи. |
|
| ||
166 | Повторение по теме «Глагол». |
|
| ||
167 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». |
|
| ||
168 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
|
| ||
169 | РР Сочинение-рассказ по рисунку. |
|
| ||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО – 5 часов (к/р-1) |
|
| |||
170 | Орфограммы в корне слова. |
|
| ||
171 | Орфограммы в приставках. |
|
| ||
172 | Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. |
|
| ||
173 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. |
|
| ||
174 | Промежуточная аттестация |
|
| ||
175 | Развитие речи. Комплексный анализ текста |
|
|
Контрольные работы – 10.
Развитие речи - 39
8