«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по русскому языку 2 класс школа 21 века под руководством Н.Ф. Виноградовой.

Рабочая программа по русскому языку разработана для учащихся 2а класса в соответствии со следующими документами:

♦♦♦ Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 (с изменениями);

♦ Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2»;

♦ Учебным планом МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2»;

♦ Положением о рабочих программах по предметам учебного плана ФГОС уровня начального и основного общего образования;

♦ Примерной программой начального общего образования по русскому языку (Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам).

Авторы УМК: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. / Под ред. Иванова С.В. Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»



РАССМОТРЕНО

Методическим объединением учителей начальных классов

Протокол №___ от «___» ______20 _г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной работе

____________/_________/

«___»___________20 __г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы


___________ /__________/

«___»___________20 __г.



Рабочая программа


по предмету «Русский язык»

2а класс











Учитель: Хренова Марина Александровна

Квалификационная категория: высшая











2017– 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку разработана для учащихся 2а класса в соответствии со следующими документами:

♦♦♦ Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 (с изменениями);

  • Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2»;

  • Учебным планом МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2»;

  • Положением о рабочих программах по предметам учебного плана ФГОС уровня начального и основного общего образования;

  • Примерной программой начального общего образования по русскому языку (Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам).

Авторы УМК: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. / Под ред. Иванова С.В. Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.

Основные цели учебного предмета:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Задачи учебного предмета

Для достижения поставленных целей изучения русского языка во 2а классе необходимо решение следующих практических задач:

- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;


- освоить с учащимися первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;


- овладевать с учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;


- воспитывать у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, побуждать познавательный интерес к языку, стремления совершенствовать свою речь.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Согласно учебному плану рабочая программа по русскому языку во 2а классе рассчитана на 170 учебных часов в год, 5 учебных часов в неделю.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА

Современная школа в условиях полиязыкового, поликультурного образовательного пространства всегда является национальной.

Такая школа призвана обеспечить:

-передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев, создать условия для приобщения учащихся к материальным, духовным ценностям и традициям, принять на себя важнейшие функции формирования у них этнического самосознания и достоинства;

-осознание учащимися себя членами мирового сообщества на основе отношений, связей, интегрирующих национальную культуру через российскую с зарубежной.

Благодаря принципу этнокультурного наполнения в русском языке решается важная педагогическая проблема соединения обучения с жизнью, что помогает осуществить практическую направленность обучения русскому языку. Усвоение понятий должно осуществляться на конкретном материале, хорошо знакомом детям. Это даёт широкие возможности показать детям, что все те понятия и правила, с которыми они знакомятся на уроках, родились из потребностей жизни.

Особенности организации работы во 2а классе

Во 2а классе обучается 20 учащихся: 9 мальчиков и 10 девочек. Обучение осуществляется по образовательной программе «Начальная школа XXI века. Программа соответствует возрастным критериям учеников. Она учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: обучающиеся любознательны, активны в условиях специально организованной деятельности на уроках русского языка; могут сотрудничать в парах, группах, умеют контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно. В соответствии с данными психологической диагностики, психологический климат в классе в целом, удовлетворительный. Положительной особенностью программы «Русский язык» является наличие методов и приёмов работы, приучающих детей постоянно думать, рассуждать, доказывать, делать выводы, решать поставленные задачи.

Программа ориентирована на индивидуально - дифференцированную работу учащихся. Она позволяет детям при изучении русского языка продвигаться в удобном для них темпе, выбирать посильные для них задания. На уроках используются здоровьесберегающие технологии такие, как: физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика для глаз; тренинги, проводятся индивидуальные консультации с детьми.


Однако особое внимание при планировании работы в этом классе следует уделять развитию навыков коммуникации, построению монологического высказывания, развитию произвольного внимания.


Содержание учебного предмета

п/п

Раздел

Содержание программного материала

Количество часов

1.

Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)




72


Фонетика и графика


Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.


16


Орфоэпия


Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка

1


Слово и предложение

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.


6


Состав слова (морфемика)

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.


27


Лексика



Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.


22

2.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

 перенос слов;

 проверяемые безударные гласные в корнях слов;

 парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

 непроизносимые согласные;

 непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

 разделительные твердый и мягкий знаки;

 правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

 правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

 правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;

 раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.


48

3.

«Развитие речи»


1.Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

2. Письменная речь

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.


43

4.

Повторение


7

5.

Итого



170




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2-ОМ А КЛАССЕ

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

 парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

 изменяемые и неизменяемые слова;

 формы слова и однокоренные слова;

 однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

 предложения по цели высказывания;

 предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; выделять, находить:

 в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;

 лексическое значение слова в толковом словаре;

 основную мысль текста; решать учебные и практические задачи:

 делить слова на слоги;

 использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

 подбирать однокоренные слова;

 определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

 безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 - 60 слов;

 проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

 подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

 исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

 перенос слов;

 проверяемые безударные гласные в корнях слов;

 парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

 непроизносимые согласные;

 непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

 разделительные твердый и мягкий знаки;

 правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

 раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

Ученик получит возможность научиться:

 устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

 определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);

 различать однозначные и многозначные слова;

 наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

 подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

 подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

 наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

 применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

 применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

 подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

 при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

 определять по предложенным заголовкам содержание текста;

 составлять план текста;

 определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

 соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).






































График контрольных и проверочных работ по русскому языку 2 класс


Тема

Дата

план

факт

5

Стартовая диагностика .


1 неделя сентября


18

Проверочная работа по теме «Правописание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу».


4 неделя

сентября


39

Контрольный диктант по темам: «Правописание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу»,
«Перенос слов», «Безударные гласные в корне слова».

4 неделя октября


55

Контрольное списывание №1 по темам: «Правописание сочетаний

жи–ши, ча–ща,чу–щу».
«Перенос слов», «Безударные гласные в корне слова» .

4 неделю

ноября


69

Контрольный диктант по темам: «Правописание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу», «Перенос слова», «Согласные в корне слова», «Правописание изученных суффиксов».


2 неделя декабря


81

Промежуточная диагностика.

4 неделя декабря


92

Проверочная работа по темам: «Состав слова», «Приставки», «Образование слов».

5 неделя января


108

Контрольный диктант по теме: «Учимся применять орфографические правила».

3 неделя февраля


124

Контрольное списывание № 2 по темам: «Состав слова», «Приставки», «Образование слов». «Учимся применять орфографические правила».


3 неделя марта


140

Комплексная проверочная работа.

3 неделя апреля


151

Контрольный диктант по теме: «Учимся применять орфографические правила».

1 неделя мая


162

Итоговая диагностическая работа «Результаты освоения программного материала за второй класс» .


4 неделя мая
















Календарно- тематическое планирование 2 а класс по русскому языку


Тема урока

Дата

Примечание

план

факт

Звуки речи и буквы.





Гласные и согласные звуки и их буквы.




Обозначение звуков речи на письме.




Ударные и безударные гласные звуки в слове.




Стартовая диагностика.




Согласные звуки.




Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.




Звонкие и глухие согласные.




Сочетания жи–ши.




Сочетания жи–ши.




Сочетания ча–ща.

Словарный диктант.




Сочетания чу–щу.




Разделительный мягкий знак (ь).




Разделительный мягкий знак (ь).




Слог.




Перенос слов.




Перенос слов.




Проверочная работа по теме «Правописание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу».




Перенос слов. Словарный диктант.




Слоги ударные и безударные. Роль ударения.




Слово.




Слова, называющие предметы.




Слова, называющие признаки и действия предметов.




Слово и предложение.




Восклицательные и невосклицательные предложения.




Слова в предложении.




Окончание как часть слова.




Изменение формы слова с помощью окончания. Словарный диктант.




Неизменяемые слова.




Написание прописной буквы.




Написание прописной буквы.




Корень как часть слова.

Словарный диктант.




Правописание безударных гласных в корне слова.




Правописание безударных гласных в корне слова.




Правописание безударных гласных в корне слова.




Корень как общая часть родственных слов.




Правописание безударных гласных в корне слова.




Правописание безударных гласных в корне слова.




Контрольный диктант по темам: «Правописание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу»,
«Перенос слов», «Безударные гласные в корне слова».




Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Правописание безударных гласных в корне слова.




Однокоренные слова.




Однокоренные слова .




Однокоренные слова .




Правописание согласных в корне слова.




Правописание согласных в корне слова. Словарный диктант.




Правописание согласных в корне слова.




Корень слова с чередованием согласных.




Правописание гласных и согласных в корне слова.




Правописание гласных и согласных в корне слова.




Правописание гласных и согласных в корне слова.. Словарный диктант.




Правописание гласных и согласных в корне слова.




Правописание гласных и согласных в корне слова.




Суффикс как часть слова .




Значение суффиксов.




Контрольное списывание №1 по темам: «Правописание сочетаний

жи–ши, ча–ща,чу–щу».
«Перенос слов», «Безударные гласные в корне слова» .




Слова с непроизносимыми согласными в корне.




Слова с непроизносимыми согласными в корне. Словарный диктант.




Слова с непроизносимыми согласными в корне.




Слова с непроизносимыми согласными в корне.




Слова с непроизносимыми согласными в корне.




Значение суффиксов.




Слова с суффиксами -ёнок-,
-онок-.




Слова с суффиксами -ик-, -ек-.




Слова с суффиксами – ик-, -ек-.




Правописание слов с суффиксом
-ость-.




Контрольный диктант по темам: «Правописание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу», «Перенос слова», «Согласные в корне слова», «Правописание изученных суффиксов».




Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Учимся писать суффиксы в словах.




Правописание слов с суффиксом
-ость-. Словарный диктант.




Суффиксы имен прилагательных. Образование слов с помощью суффиксов.




образование слов при помощи суффиксов.




Приставка как часть слова.




Приставка как часть слова .




Значение приставок.




Правописание приставок.




Правописание приставок.




Различаем приставки с буквами о,а.




Промежуточная диагностика.




Образование слов с помощью приставок .




Разделительный твердый знак (ъ). Словарный диктант.




Различение слов с разделительными ъ и ь .




Образование слов.




Различение разделительных ъ и ь.




Основа слова.




Предлоги и приставки.




Предлоги и приставки.

Словарный диктант .




Состав слова. Повторение.




Правописание частей слова.




Правописание частей слова. Повторение.




Слово и его значение.




Значение слова.




Правописание частей слова. Повторение.




Проверочная работа по темам: «Состав слова», «Приставки», «Образование слов».




Текст.




Заголовок текста. Списывание.




Как сочетаются слова.




Значение слова в словаре и тексте.




Один текст – разные заголовки.




Заголовок текста.




Заголовок текста.




Слово в толковом словаре и тексте.




Слова однозначные и многозначные. Словарный диктант.




Проверка орфограмм в слове.




Заголовок текста.




Как строится текст. Окончание текста.




Как появляются многозначные слова.




Проверка орфограмм в слове. Словарный диктант.




Учимся заканчивать текст




Контрольный диктант по теме: «Учимся применять орфографические правила».




Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.




Слова-синонимы .




Сочетание синонимов с другими словами.




Применение орфографических правил.




Как строится текст. Начало текста.




Сочиняем начало текста.




Как используются синонимы.




Синонимы в тексте.

Применение орфографических правил.




Последовательность предложений в тексте.




Слова-антонимы.




Сочетание антонимов с другими словами.




Применение орфографических правил. Связь предложений в тексте.




Слова-омонимы.

Слова исконно русские и заимствованные .




Применение орфографических правил.




Применение орфографических правил.




Контрольное списывание № 2 по темам: «Состав слова», «Приставки», «Образование слов». «Учимся применять орфографические правила».




Выделяем абзацы.




Значение заимствованных слов.




Абзац. Последовательность абзацев. Составление текста из абзацев.




Абзац. Последовательность абзацев. Составление текста из абзацев.




Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова?




Применение орфографических правил. Устаревшие слова.




Применение орфографических правил.




План текста.

Словарный диктант.




Составление плана текста.




Фразеологизмы.




Фразеологизм и слово.




Фразеологизм и слово. Словарный диктант.




Составляем текст по плану.




Составляем текст по плану.




Текст-описание.




Комплексная проверочная работа.





Анализ комплексной работы. Использование фразеологизмов.




Использование фразеологизмов.




Текст-описание.




Особенности текста-описания.




Сочиняем текст-описание.




Особенности текста-описания.




Составление текста-описания. Словарный диктант.




Составление текста-описания .





Составление текста- описания.




Текст-описание.




Контрольный диктант по теме: « Учимся применять орфографические правила».





Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.





Текст-повествование.




Особенности текста-повествования.

Словарный диктант.




Особенности текста-повествования.





Распознавание текстов.




Составление текста- повествования .





Составление текста- повествования .





Описание и повествование в тексте.




Текст-рассуждение.




Описание. Повествование. Рассуждение.




Повторение пройденного. Правописание согласных в корне слова.




Итоговая диагностическая работа «Результаты освоения программного материала за второй класс» .




Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе.




Повторение пройденного. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.




Повторение пройденного. Слова с непроизносимыми согласными в корне.




Повторение пройденного. Правописание частей слова.




Повторение пройденного. Правописание безударных гласных в корне слова.




Повторение пройденного. Однокоренные слова.




Повторение пройденного. Словарный диктант.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее