«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом МКОУ «Островновская СОШ» Протокол № от августа 2018 г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ОУ ____________П.И.Пославский Приказ № от августа 2018 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Литература»
для 9 класса
основного общего образования, базовый уровень
на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией В.Я.Коровиной, (Москва «Просвещение», 2010г.)
Составитель: Заочная Лариса Михайловна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Срок реализации: 2018-2019 учебный год.
с. Островное 2018 г.
Рабочая программа по литературе
Планирование составлено на основе программы по литературе:
Программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной - М.: Просвещение, 2010
Учебник: Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2011.
Класс: 9
Количество часов в авторской программе: 102
Всего: 102 часов; в неделю: 3 часа.
Плановых контрольных работ: 3.
Контрольно-оценочные средства из УМК:
Н.В. Беляева «Проверочные работы» 5-9 класс - М.: Просвещение, 2010.
Планируемые результаты
В результате изучения литературы учащиеся должны знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
-основные теоретические понятия: литература как искусство слова ( углубить представления), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм ( начало представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация(углубление понятия), трагедия как жанр драмы(развития понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубления понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
Учащиеся должны уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
-определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную эстетическую позицию писателя;
-анализировать произведение литературы с учётом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
-оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;
- анализировать произведения современной литературы с учётом преемственности литературных жанров и стилей;
-различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
-осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
-сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
-использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.все
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (проекта) и оценивания его;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, словари, энциклопедии, телевидение, интернет-ресурсы).
Содержание тем учебного курса
Введение.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение
и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова.
Из древнерусской литературы.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из литературы XIX века. Из литературы первой половины XIX века.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии
(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Из литературы второй половины XIX века.
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Из литературы ХХ века.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы.
Античная лирика.
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Колич. часов | Из них к/р | Из них р/р |
1. | Введение | 1 |
|
|
2. | Из древнерусской литературы | 2 |
|
|
3. | Из литературы XVIII века | 10 |
| 1 |
4 | Из русской литературы XIX века первой половины | 54 | 2 | 5 |
5 | Из русской литературы ХХ века | 27 | 1 |
|
6 | Из зарубежной литературы | 6 |
|
|
7 | Выявление уровня литературного развития учащихся, обобщение изученного. | 2 |
|
|
8 | Итог | 102 | 3 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | к/р Р.р | Дата |
| Введение. |
|
|
1. | Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. |
|
|
| Древнерусская литература. |
|
|
2. | Общая характеристика древнерусской литературы (самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие жанров). История открытия и изучения «Слова о полку Игореве». Историческая основа произведения. |
|
|
3. | Художественные особенности «Слова о полку Игореве». Подготовка к домашнему сочинению. |
|
|
| Русская литература XYIII века. |
|
|
4. | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XYIII века. Особенности русского классицизма. |
|
|
5. | М. В. Ломоносов – учёный, поэт, реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. |
|
|
6. | М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова. |
|
|
7. | Г. Р. Державин. Слово о поэте-философе. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. |
|
|
8. | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина. |
|
|
9. | А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. |
|
|
10. | Н. М. Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. |
|
|
11. | «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. |
|
|
12. | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. |
|
|
13 | Рр Подготовка к сочинению «Литература XYIII века в восприятии современного читателя». | Р.р |
|
| Русская литература XIX века. |
|
|
14. | Понятие о романтизме и реализме. Романтическая лирика начала XIX века. |
|
|
15. | В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. |
|
|
16. | В. А. Жуковский «Светлана». Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. |
|
|
17. | А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга |
|
|
18. | А. С. Грибоедов «Горе от ума». Особенности композиции комедии |
|
|
19-20. | Фамусовская Москва в комедии «горе от ума» |
|
|
22- 22. | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей |
|
|
23. | Р/р. Язык комедии А.С. Грибоедова. Преодоление канонов классицизма в комедии. Анализ эпизода драматического произведения | Р.р |
|
24. | Р/р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | Р.р |
|
25. | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Тема дружбы в лирике поэта. |
|
|
26. | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» |
|
|
27. | Тема любви в лирике А. С. Пушкина. «На холмах грузи», «Я вас любил». Адресаты любовной лирики поэта. |
|
|
28. | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. А.С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Пророк». Раздумья о смысле жизни. «Бесы». |
|
|
29. | Романтическая поэма «Цыганы». Противоречие двух миров. Индивидуалистический характер Алеко |
|
|
30. | Контрольная работа по теме «Романтическая лирика начала 19 века» | К.р. № 1 |
|
31. | А.С.Пушкин «Евгений Онегин». История создания романа. Замысел и композиция. Сюжет. Система образов. Онегинская строфа |
|
|
32. | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути |
|
|
33. | Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга |
|
|
34. | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Два письма |
|
|
35. | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. |
|
|
36. | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа |
|
|
37. | Р/р. Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | Р.р |
|
38. | Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. |
|
|
39. | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» |
|
|
40. | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.«Смерть поэта», «Пророк», «Поэт», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» |
|
|
41. | Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова. Адресаты любовной лирики Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко ялюблю», «расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» |
|
|
42. | Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и её своеобразие. «Родина» Характер лирического героя и его поэзии. |
|
|
43. | Замысел, смысл названия и проблематика романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Сложность композиции. |
|
|
44. | Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» |
|
|
45-46 | «Журнал Печорина как средство самораскрытия характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» |
|
|
47. | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизги Печорина |
|
|
48. | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина |
|
|
49. | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению |
|
|
50. | Контрольная работа по творчеству Лермонтова. | К.р. № 2 |
|
51. | Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников. |
|
|
52-53. | «Мёртвые души» . Смысл названия. Система образов поэмы |
|
|
54. | Образ города в поэме «Мёртвые души». |
|
|
55. | Чичиков как новый герой эпохи и антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы |
|
|
56. | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического. |
|
|
57. | Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». |
|
|
58. | А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада |
|
|
59. | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. |
|
|
60-61. | Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербурского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира |
|
|
62. | Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. |
|
|
63. | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Духовный конфликт героя с окружающей его средой, борьба собственными недостатками. |
|
|
64. | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века . Боль и негодование автора. |
|
|
65. | А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. |
|
|
66. | Р/р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» | Р.р |
|
67. | Стихотворения Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. |
|
|
| Литература XX века. |
|
|
68. | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. |
|
|
69 | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. |
|
|
70. | Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования |
|
|
71. | М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести |
|
|
72. | Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Фантастика, сатира, гротеск в повести |
|
|
73. | М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя |
|
|
74. | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа. Роль пейзажа. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее |
|
|
75. | Контрольная работа по теме «Литература 20 века» | К.р. № 3 |
|
76. | А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика |
|
|
77. | «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. |
|
|
78. | Русская поэзия Серебряного века. |
|
|
79. | А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, я хочу безумно жить». Высокие идеалы и предчувствие перемен |
|
|
80. | С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» |
|
|
81. | Размышления о жизни, любви, природе, предназначение человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая». |
|
|
82-83 | В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. |
|
|
84. | М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…» и др..Особенности поэтики |
|
|
85. | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта |
|
|
86. | Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана…» и др. |
|
|
87. | А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. |
|
|
88. | Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. |
|
|
89. | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена» и др.. Философская глубина лирики |
|
|
90. | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» |
|
|
91. | А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. |
|
|
92-93. | Романсы и песни на стихи русских поэтов XIX-XX веков |
|
|
94 | Зачетное занятие по русской лирике XX века |
|
|
| Из зарубежной литературы. |
|
|
95 | Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. «Я воздвиг памятник…». Традиции оды в русской поэзии |
|
|
96 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер. |
|
|
97 | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. |
|
|
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы |
|
|
99-100 | И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. |
|
|
101-102. | Итоги года и задания для летнего чтения. |
|
|
Лист фиксирования изменений и дополнений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внесшего запись |
|
|
|
|