Рабочая программа по изобразительному искусству 9 класс

Модифицированная программа, разработанная на основе программы Б.М. Неменского ИЗО 5,6,7,8,9 классы на 35годовых часа. М. «Просвещение», 2006 год.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

.Календарно-тематическое планирование. 9 класс


№ урока

Дата прове-дения урока

Кол.

Ча-сов

Тема урока


Содержание урока, цели урока

ЗУН, ООУН

Опыт творческой деятельности

Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся


«Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)»

1 четверть

«Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств»

8 часов

1


1

Синтетические искусства и изображения. Роль и место изображений в синтетических искусствах.

Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества...

Уметь понимать общность и специфику восприятия художественного образа в разных видах искусства. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем.

Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента


2


1

Театр и экран – две грани изобразительной образности.

Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

Ведущий художественный, образно-созидательный элемент в спектакле – актёрская игра, в фильме – изображение.

Понимать виды театрально-зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.

Игровая природа сценографии.

Анализ театральных эскизов отечественных и зарубежных сценографов. Создание сценического образа места действия в форме игровых этюдов актёров с вещью или любым другим сценографическим элементом


3


1

Сценография или театрально-декорационное искусство – особый вид художественного творчества.

Два направления художественной деятельности сценографа: создание образно-игровой среды (места действия спектакля), оформление сценического пространства и создание внешнего облика актёра. Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций.

Знать выразительные средства сценографии: пространство сцены, сценосвет, внешний облик сцены и актёров.

Иметь представление и водах сценического оформления: изобразительно-живописное, архитектурно-конструктивное, метафорическое, проекционно-световое.

Обсуждение и анализ фотографий театральных макетов и эскизов отечественных и зарубежных сценографов с целью определения типа сценического декорационного оформления.

Решение образа спектакля в виде инсталляции.


4


1

Сценография как искусство и производство.


Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Знать общие законы восприятия композиции картины и сцены.

Театральные службы и цеха.

Элементы декорационного оформления спектакля: жёсткие (станки, ставки) и мягкие (кулисы, задник, занавес) декорации


Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж


5


1

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм.


Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Искусство и специфика театрального костюма

Относительная самостоятельность костюма в шоу-представлениях и театре моды.

Знать художников театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.). Костюм, его игровая природа и характерность. Знать общие законы восприятия композиции картины и сцены.


Проведение круглого стола по теме « Театральный, коллекционный и бытовой костюм. Общее и отличия».

Эскиз костюма персонажа.


6


1

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: грим.

Образность театрального грима и причёски.

Роль грима в быту, театре и карнавально-массовых праздниках.

Эскизы грима и причёски персонажа.


7


1

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: маска.


Маска – внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Традиции и культура театра масок.

Условность художественно-образного языка сценографии.

Создание маски персонажа.



8


1

Театр кукол.

Кукольный театр – единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы – создатель образа куклы-актёра

Виды театральных кукол и способы работы с ними. Чёрный театр.

Создание эскиза кукольного персонажа.










2 четверть

«Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств»

8 часов

9


1

Театрализованный показ проделанной работы.

Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы.

- сценический этюд,

- карнавально-масочное действо,

- фрагмент кукольного спектакля,

- театрализованный показ костюмов.

Сценический этюд с подготовленными персонажами.


11


1

Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования и операторского мастерства.

Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность.

Знать этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.

Освоение элементарных азов съёмочного процесса: изучение фото- и видеокамеры, выбор режима съёмки.


12


1

Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора.

Художественно-композиционные момента в съёмке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции, приобретённого в живописи, при построении фотокадра.

Основа операторского искусства – талант видения и отбора. Выбор объекта съёмки – это искусство видения. Идея художника и съёмка. Точка съёмки и ракурс как художественно-выразительные средства в фотографии.

Анализ общего и различного в работе художника и оператора; обсуждение действенности художественного опыта в построении картины и в построении кадра. Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой, осмотр объекта, выбор точки съёмки, ракурса и освещения.


13


1

Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии.

Свет – изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность»

Свет в натюрморте – постановочный, в пейзаже – природный. Передача светоцветового состояния природы – средство образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа. Природные и световые эффекты (дождь, туман, фейерверк) как тема фотосъёмки.

Фотосъёмка натюрморта: грамотная постановка света, тренинг по выбору точки съёмки, ракурса и плана (крупный, мелкий) при статичной съёмке небольшого предмета (ваза с цветами, статуэтка, графин с водой).

Съёмка пейзажа: работа статичной камерой с изменением планов, передача настроения в пейзаже.


14


1

Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение – образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре? Грамота портретной съёмки: определение точки и места съёмки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого.

Типичное и случайное при передаче характера человека в фотопортрете. Автопортрет – портрет без прикрас. Постановочный и репортажный портреты: состояние и мгновение.

Фотосъёмка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах; приобретение навыков работы с моделью по выработке у неё естественного состояния во время съёмки.


15


1

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.

Событие как объект репортажной съёмки, требующий подготовки, оперативности. Мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории и зримая информация.

Правда и ложь в фотографии. Семейный фотоальбом – история в родных лицах и память о своих родных.

Репортажная съёмка в спортзале, на школьном мероприятии, передача неповторимости момента, особенностей события, выражения лиц людей.


16


1

«Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.

Фотография – остановленное время, запечатлённое навсегда в лицах, пейзажах и событиях.

Разбор информационно-изобразительного содержания фотографий различных жанров с точки зрения композиционного построения; случайности или правдивости, полноты передачи облика, состояния и сути объекта или события.

Открытая трибуна (диспут) по всей проблематике 2 четверти.


3 четверть

«Азбука экранного искусства»

12 часов

17


1

Кино – запечатлённое движение. Изобразительный язык кино и монтаж.

Новый вид изображения – движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Грамота изложения киномысли. Художественно-выразительная и образная роль детали в кино.

Кинослово и кинофраза как монтажно-образное построение кинокадров. Монтажная прерывистость последовательного движения или действия в кино.

Составление кинофразы (как ряда следующих друг за другом рисунков или фотографий) и рассмотрение изменения её образного содержания в зависимости от изменения монтажной последовательности кадров.


18


1

Кино – запечатлённое движение. Изобразительный язык кино и монтаж.

Практика монтажа. Чередование крупных и общих планов, монтажное соединение разнонаправленных движений.

Использование художественной выразительности и образно-смысловой роли детали в кино.

Монтаж – это расчёт длины планов, их хронометража. Условность передачи времени в кино. Монтажная передача на экране параллельного и последовательного действий.

Тренинг операторского умения снимать монтажно (т.е. с учётом монтажного соединения одного плана с другим), съёмка статичной видеокамерой простых форм движения (например, катящийся по столу шарик, пар из носика чайника, текущая из крана вода), внутрикадровый монтаж.


19


1

Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка.

Начало фильма – замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно-словесная запись фильма – сценарий; изобразительная запись, т.е. покадровая зарисовка фильма, - раскадровка.

Элементарная грамота записи сценарного плана и практический аспект его реализации. Технология создания раскадровки в условиях учебной практики.

Работа над литературным сценарием на тему известной сказки или рассказа (с указанием, что снимается, откуда и с какой крупностью), а также работа по созданию раскадровки (изобразительной записи видеоряда фильма) – составление «рассказа в картинках» как одной из форм монтажа с помощью различного иллюстративного материала (фотографии, вырезки из газет, журналов, буклетов и рекламных изданий)


20


1

Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.

Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров до наших дней. Немы фильмы. Чёрно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные клипы. Художественное начало в кино проявляется не обязательно в игровом фильме, но и в кинопроизведении любого жанра и вида, созданном талантливым автором с чуткой душой.

Жанры кино: анимационный, игровой и документальный. Многообразие сюжетной событийности и жанровых форм в документальном кино: от этюдно-видового кинонаблюдения за падающими снежинками до военного телерепортажа или постановки боя.

Создание пейзажно-видового кинонаблюдения на заданную тему (например, «Выпал снег»; применение в этюде приобретённых операторских навыков (изменение крупности планов)


21


1

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры.

Социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация. Реальность времени прямого эфира. Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Принципы работы с человеком в кадре.

Сиюминутность – специфика телевизионного изображения. Событийный репортаж.

Правда и жизни и её «киноправда». Интервью – искусство диалога общения.

Съёмка видеоинтервью или короткого видеорепортажа о событиях в школе с использованием всех приобретённых операторско-монтажных навыков


22


1

Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

Главенство играемого актёрами сюжета в игровом (художественном) фильме. Музыка и шумы в фильме.


Фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно-игровой драматургических линий или действий.

Понятие о контрапункте в кино («вижу – одно, слышу – другое»).

Звукооператорский тренинг монтажного соединения звука (музыки) и изображения в единое кинодраматургическое целое.


23


1

Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

Драматургия звукомузыкальной составной фильма.

Азы звукорежиссуры и практика звукооформления видеофильма.

Многообразие аспектов режиссёрской профессии: от работы с актёрами до работы со звуком.

Сценарная запись и раскадровка своего музыкального клипа.


24-25


1

Компьютер на службе художника.

Новые способы получения изображения. Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы творческой работы.

Компьютерная графика: технические диапазоны и творческие возможности в дизайне, рекламе, создании книги и т.д.

Знакомство со школьным компьютером и его киновозможностями в процессе просмотра отрывков из мультфильмов, телевизионных заставок и клипов.


26-27


1

Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм

Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства

Изобразительные возможности компьютера в нашей школе.

Разработка эскиза телевизионной заставки, музыкального клипа или анимационного фильма (в объёме, предполагающем изучение лишь принципиальных подходов к этой работе).


28


1

Компьютер на службе художника.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.



Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию.


4 четверть

«Фильм – искусство и технология»

7 часов

29


1

От «большого» кинофильма к твоему видеоэтюду.

Кино – это дело коллективное, создание фильма – сложный производственный процесс. От кино к видео.

Специфика видеофильма. Общее и различное в «большом» кинематографе и учебной видеоленте. Основные этапы работы учащихся над своим видеофильмом.

Коллективное изучение производственной (технологической) цепочки выпуска видеофильма, создание творческих (съёмочных) групп и составление плана-графика производства фильма.


30


1

Этапы сценарной работы над видеофильмом.

Определение жанра предстоящих съёмок, замысел, сценарный план и сценарий. Возможные сложности в работе.


Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на этап сценарной работы.


31


1

Съёмка: дела операторские и дела режиссёрские.

Наивность и грамота киносъёмочного этапа работы. Подражание и самобытность в видеолентах учащихся.

Смысл и ценность любительского видео. Возможные сложности и типовые ошибки на этом этапе работы над фильмом.

Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности работы режиссёра и оператора в период съёмок.


32


1

Монтаж видеофильма: правила и реальность.

Основные моменты и возможные сложности монтажного периода работы над видеолентой.

Практика монтажа: технология и реальность.

Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности монтажного периода работы над любительской лентой.


33


1

Звук в любительском видеофильме. Итог на экране.

Роль звука (музыка, шумы, закадровый текст, прямой диалог) в видеофильме.

Теория и практика звукового оформления видеоленты с акцентом на особенности работы над звуковым оформлением.

Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности работы над звуковым оформлением.


34


1

Связь искусства с жизнью каждого человека.

Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия.

Три формы художественного мышления (художественной деятельности). Право и возможность зрителя формировать собственную позицию и охранять себя от навязывания чуждых эмоционально-ценностных позиций и подчинения им.

Свобода и ответственность художественного творчества. Сочинение, воплощение и восприятие произведения. Рефераты.


35


1

Современные проблемы пластических искусств.

Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Проблемы культуры, антикультуры, кича, моды, пропаганды в СМИ. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство

Постмодернизм и реализм в искусстве России. Соцреализм, реализм и андеграунд.

Рефераты на тему урока. Поиск в сети интернет материала.











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее