.Календарно-тематическое планирование. 9 класс
№ урока | Дата прове-дения урока | Кол. Ча-сов | Тема урока
| Содержание урока, цели урока | ЗУН, ООУН | Опыт творческой деятельности | Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся | |||
| «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» | |||||||||
1 четверть | «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств» | 8 часов | ||||||||
1 |
| 1 | Синтетические искусства и изображения. Роль и место изображений в синтетических искусствах. | Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества... | Уметь понимать общность и специфику восприятия художественного образа в разных видах искусства. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. | Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента |
| |||
2 |
| 1 | Театр и экран – две грани изобразительной образности. | Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Ведущий художественный, образно-созидательный элемент в спектакле – актёрская игра, в фильме – изображение. | Понимать виды театрально-зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента. Игровая природа сценографии. | Анализ театральных эскизов отечественных и зарубежных сценографов. Создание сценического образа места действия в форме игровых этюдов актёров с вещью или любым другим сценографическим элементом |
| |||
3 |
| 1 | Сценография или театрально-декорационное искусство – особый вид художественного творчества. | Два направления художественной деятельности сценографа: создание образно-игровой среды (места действия спектакля), оформление сценического пространства и создание внешнего облика актёра. Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций. | Знать выразительные средства сценографии: пространство сцены, сценосвет, внешний облик сцены и актёров. Иметь представление и водах сценического оформления: изобразительно-живописное, архитектурно-конструктивное, метафорическое, проекционно-световое. | Обсуждение и анализ фотографий театральных макетов и эскизов отечественных и зарубежных сценографов с целью определения типа сценического декорационного оформления. Решение образа спектакля в виде инсталляции. |
| |||
4 |
| 1 | Сценография как искусство и производство.
| Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.). | Знать общие законы восприятия композиции картины и сцены. Театральные службы и цеха. Элементы декорационного оформления спектакля: жёсткие (станки, ставки) и мягкие (кулисы, задник, занавес) декорации
| Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж |
| |||
5 |
| 1 | Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм.
| Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Искусство и специфика театрального костюма Относительная самостоятельность костюма в шоу-представлениях и театре моды. | Знать художников театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.). Костюм, его игровая природа и характерность. Знать общие законы восприятия композиции картины и сцены.
| Проведение круглого стола по теме « Театральный, коллекционный и бытовой костюм. Общее и отличия». Эскиз костюма персонажа. |
| |||
6 |
| 1 | Изобразительные средства актёрского перевоплощения: грим. | Образность театрального грима и причёски. | Роль грима в быту, театре и карнавально-массовых праздниках. | Эскизы грима и причёски персонажа. |
| |||
7 |
| 1 | Изобразительные средства актёрского перевоплощения: маска.
| Маска – внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Традиции и культура театра масок. | Условность художественно-образного языка сценографии. | Создание маски персонажа.
|
| |||
8 |
| 1 | Театр кукол. | Кукольный театр – единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы – создатель образа куклы-актёра | Виды театральных кукол и способы работы с ними. Чёрный театр. | Создание эскиза кукольного персонажа. |
| |||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2 четверть | «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств» | 8 часов | ||||||||
9 |
| 1 | Театрализованный показ проделанной работы. | Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы. | - сценический этюд, - карнавально-масочное действо, - фрагмент кукольного спектакля, - театрализованный показ костюмов. | Сценический этюд с подготовленными персонажами. |
| |||
11 |
| 1 | Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования и операторского мастерства. | Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность. | Знать этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения. | Освоение элементарных азов съёмочного процесса: изучение фото- и видеокамеры, выбор режима съёмки. |
| |||
12 |
| 1 | Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора. | Художественно-композиционные момента в съёмке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции, приобретённого в живописи, при построении фотокадра. | Основа операторского искусства – талант видения и отбора. Выбор объекта съёмки – это искусство видения. Идея художника и съёмка. Точка съёмки и ракурс как художественно-выразительные средства в фотографии. | Анализ общего и различного в работе художника и оператора; обсуждение действенности художественного опыта в построении картины и в построении кадра. Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой, осмотр объекта, выбор точки съёмки, ракурса и освещения. |
| |||
13 |
| 1 | Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии. | Свет – изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность» | Свет в натюрморте – постановочный, в пейзаже – природный. Передача светоцветового состояния природы – средство образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа. Природные и световые эффекты (дождь, туман, фейерверк) как тема фотосъёмки. | Фотосъёмка натюрморта: грамотная постановка света, тренинг по выбору точки съёмки, ракурса и плана (крупный, мелкий) при статичной съёмке небольшого предмета (ваза с цветами, статуэтка, графин с водой). Съёмка пейзажа: работа статичной камерой с изменением планов, передача настроения в пейзаже. |
| |||
14 |
| 1 | Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. | Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение – образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре? Грамота портретной съёмки: определение точки и места съёмки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого. | Типичное и случайное при передаче характера человека в фотопортрете. Автопортрет – портрет без прикрас. Постановочный и репортажный портреты: состояние и мгновение. | Фотосъёмка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах; приобретение навыков работы с моделью по выработке у неё естественного состояния во время съёмки. |
| |||
15 |
| 1 | Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. | Событие как объект репортажной съёмки, требующий подготовки, оперативности. Мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории и зримая информация. | Правда и ложь в фотографии. Семейный фотоальбом – история в родных лицах и память о своих родных. | Репортажная съёмка в спортзале, на школьном мероприятии, передача неповторимости момента, особенностей события, выражения лиц людей. |
| |||
16 |
| 1 | «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся. | Фотография – остановленное время, запечатлённое навсегда в лицах, пейзажах и событиях. | Разбор информационно-изобразительного содержания фотографий различных жанров с точки зрения композиционного построения; случайности или правдивости, полноты передачи облика, состояния и сути объекта или события. | Открытая трибуна (диспут) по всей проблематике 2 четверти. |
| |||
3 четверть | «Азбука экранного искусства» | 12 часов | ||||||||
17 |
| 1 | Кино – запечатлённое движение. Изобразительный язык кино и монтаж. | Новый вид изображения – движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Грамота изложения киномысли. Художественно-выразительная и образная роль детали в кино. | Кинослово и кинофраза как монтажно-образное построение кинокадров. Монтажная прерывистость последовательного движения или действия в кино. | Составление кинофразы (как ряда следующих друг за другом рисунков или фотографий) и рассмотрение изменения её образного содержания в зависимости от изменения монтажной последовательности кадров. |
| |||
18 |
| 1 | Кино – запечатлённое движение. Изобразительный язык кино и монтаж. | Практика монтажа. Чередование крупных и общих планов, монтажное соединение разнонаправленных движений. Использование художественной выразительности и образно-смысловой роли детали в кино. | Монтаж – это расчёт длины планов, их хронометража. Условность передачи времени в кино. Монтажная передача на экране параллельного и последовательного действий. | Тренинг операторского умения снимать монтажно (т.е. с учётом монтажного соединения одного плана с другим), съёмка статичной видеокамерой простых форм движения (например, катящийся по столу шарик, пар из носика чайника, текущая из крана вода), внутрикадровый монтаж. |
| |||
19 |
| 1 | Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка. | Начало фильма – замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно-словесная запись фильма – сценарий; изобразительная запись, т.е. покадровая зарисовка фильма, - раскадровка. | Элементарная грамота записи сценарного плана и практический аспект его реализации. Технология создания раскадровки в условиях учебной практики. | Работа над литературным сценарием на тему известной сказки или рассказа (с указанием, что снимается, откуда и с какой крупностью), а также работа по созданию раскадровки (изобразительной записи видеоряда фильма) – составление «рассказа в картинках» как одной из форм монтажа с помощью различного иллюстративного материала (фотографии, вырезки из газет, журналов, буклетов и рекламных изданий) |
| |||
20 |
| 1 | Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм. | Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров до наших дней. Немы фильмы. Чёрно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные клипы. Художественное начало в кино проявляется не обязательно в игровом фильме, но и в кинопроизведении любого жанра и вида, созданном талантливым автором с чуткой душой. | Жанры кино: анимационный, игровой и документальный. Многообразие сюжетной событийности и жанровых форм в документальном кино: от этюдно-видового кинонаблюдения за падающими снежинками до военного телерепортажа или постановки боя. | Создание пейзажно-видового кинонаблюдения на заданную тему (например, «Выпал снег»; применение в этюде приобретённых операторских навыков (изменение крупности планов) |
| |||
21 |
| 1 | Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры. | Социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация. Реальность времени прямого эфира. Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Принципы работы с человеком в кадре. | Сиюминутность – специфика телевизионного изображения. Событийный репортаж. Правда и жизни и её «киноправда». Интервью – искусство диалога общения. | Съёмка видеоинтервью или короткого видеорепортажа о событиях в школе с использованием всех приобретённых операторско-монтажных навыков |
| |||
22 |
| 1 | Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. | Главенство играемого актёрами сюжета в игровом (художественном) фильме. Музыка и шумы в фильме.
| Фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно-игровой драматургических линий или действий. Понятие о контрапункте в кино («вижу – одно, слышу – другое»). | Звукооператорский тренинг монтажного соединения звука (музыки) и изображения в единое кинодраматургическое целое. |
| |||
23 |
| 1 | Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. | Драматургия звукомузыкальной составной фильма. Азы звукорежиссуры и практика звукооформления видеофильма. | Многообразие аспектов режиссёрской профессии: от работы с актёрами до работы со звуком. | Сценарная запись и раскадровка своего музыкального клипа. |
| |||
24-25 |
| 1 | Компьютер на службе художника. | Новые способы получения изображения. Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы творческой работы. | Компьютерная графика: технические диапазоны и творческие возможности в дизайне, рекламе, создании книги и т.д. | Знакомство со школьным компьютером и его киновозможностями в процессе просмотра отрывков из мультфильмов, телевизионных заставок и клипов. |
| |||
26-27 |
| 1 | Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм | Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства | Изобразительные возможности компьютера в нашей школе. | Разработка эскиза телевизионной заставки, музыкального клипа или анимационного фильма (в объёме, предполагающем изучение лишь принципиальных подходов к этой работе). |
| |||
28 |
| 1 | Компьютер на службе художника. | Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.
|
| Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию. |
| |||
4 четверть | «Фильм – искусство и технология» | 7 часов | ||||||||
29 |
| 1 | От «большого» кинофильма к твоему видеоэтюду. | Кино – это дело коллективное, создание фильма – сложный производственный процесс. От кино к видео. | Специфика видеофильма. Общее и различное в «большом» кинематографе и учебной видеоленте. Основные этапы работы учащихся над своим видеофильмом. | Коллективное изучение производственной (технологической) цепочки выпуска видеофильма, создание творческих (съёмочных) групп и составление плана-графика производства фильма. |
| |||
30 |
| 1 | Этапы сценарной работы над видеофильмом. | Определение жанра предстоящих съёмок, замысел, сценарный план и сценарий. Возможные сложности в работе. |
| Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на этап сценарной работы. |
| |||
31 |
| 1 | Съёмка: дела операторские и дела режиссёрские. | Наивность и грамота киносъёмочного этапа работы. Подражание и самобытность в видеолентах учащихся. | Смысл и ценность любительского видео. Возможные сложности и типовые ошибки на этом этапе работы над фильмом. | Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности работы режиссёра и оператора в период съёмок. |
| |||
32 |
| 1 | Монтаж видеофильма: правила и реальность. | Основные моменты и возможные сложности монтажного периода работы над видеолентой. | Практика монтажа: технология и реальность. | Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности монтажного периода работы над любительской лентой. |
| |||
33 |
| 1 | Звук в любительском видеофильме. Итог на экране. | Роль звука (музыка, шумы, закадровый текст, прямой диалог) в видеофильме. | Теория и практика звукового оформления видеоленты с акцентом на особенности работы над звуковым оформлением. | Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности работы над звуковым оформлением. |
| |||
34 |
| 1 | Связь искусства с жизнью каждого человека. | Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия. | Три формы художественного мышления (художественной деятельности). Право и возможность зрителя формировать собственную позицию и охранять себя от навязывания чуждых эмоционально-ценностных позиций и подчинения им. | Свобода и ответственность художественного творчества. Сочинение, воплощение и восприятие произведения. Рефераты. |
| |||
35 |
| 1 | Современные проблемы пластических искусств. | Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Проблемы культуры, антикультуры, кича, моды, пропаганды в СМИ. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство | Постмодернизм и реализм в искусстве России. Соцреализм, реализм и андеграунд. | Рефераты на тему урока. Поиск в сети интернет материала. |
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|