Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» города Кирсанова Тамбовской области
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №1 от 29.08.2017 года СОГЛАСОВАНА Методическим советом Протокол № 1 от 30.08.2017 года УТВЕРЖДЕНА приказом по школе № 191 от 30.08.2017 года
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
(название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
для 3 класса
на 2017 - 2018 учебный год
учителя начальных классов первой квалификационной категории
Бурцевой Анжелы Александровны
(должность, категория, Ф.И.О. педагога)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения об авторской программе, на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе авторской программы по «Изобразительному искусству» под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, М., «Просвещение», 2014 год.
Информация об используемом учебнике.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. «Изобразительное искусство».Учебник.3 класс. М. «Просвещение», 2014 г.
Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, А.Н. Щирова, Н.Р. Макарова, Г.А. Величкина «Изобразительное искусство». Творческая тетрадь. 3 класс. М. «Просвещение», 2014 г.
Цель и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Цель: духовно-нравственное развитие и воспитание личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно — творческой деятельности.
Задачи:
- содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно-эстетической среды общения с искусством с учетом многообразия его видов (народное искусство, живопись, графика) и архитектурой;
- способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
- способствовать формированию особых качеств мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.
Методы работы с детьми:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1.Словесные, наглядные, практические.
2.Индуктивные, дедуктивные.
3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
4.Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
1.Стимулирование и мотивация интереса к учению.
2.Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
1.Устного контроля и самоконтроля.
Методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Методы работа с одаренными детьми:
1.Дифференцированный и индивидуальный подход
2.Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)
3.Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
4.Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и
самостоятельных работ по разным предметам
5.Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)
Содержание учебного предмета
Название раздела | Количество часов | Содержание учебного материала | Планируемые результаты (знать, уметь, иметь представление) |
Раздел 1. «Основы художественного изображения»
| 17 | Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. | Знать / понимать: доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона; понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство; отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета; основы орнамента; средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие; названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор). уметь: организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой; правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет; применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением; выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению); рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи; выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности: выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов; высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства; выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира.
|
Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». | |||
Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии | |||
Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. | |||
Придумать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг | |||
Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). | |||
Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Цвет и краски в произведениях художников | |||
Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной дея-тельности. Цвет и краски в картинах художников. | |||
Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Яркая и не-броская, тихая и неожиданная красота в природе | |||
Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Симметрия, фанта-зийный узор. Графические материалы, Выразительность фактуры. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орна-ментов и их применение в предметном окружении человека | |||
Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. | |||
Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. | |||
Раздел 2. «Основы народного декоративно-прикладного искусства» | 18 | Первичное знакомство с дизайном. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую | знать / понимать: доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона; понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство; отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета; основы орнамента; средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие; названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор). уметь: организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой; правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет; применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением; выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению); рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи; выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности: выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов; высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства; выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира. |
Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм. | |||
Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Соотношение форм и их пропорций. Понятие сюжетная композиция | |||
Понятие «портрет»; творчество некоторых художников – портретистов | |||
Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. | |||
Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Выразительность размещения элементов коллективного панно. | |||
Первоначальные навыки коллективной работы над панно. | |||
Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция. | |||
Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция. | |||
Основы символики | |||
Времена года. Как они выглядят. Художники – пейзажисты. | |||
Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количест-во часов | Темы уроков | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
1 | Раздел 1 «Основы художественного изображения»
| 17
| Земля одна, а цветы на ней разные. | Находить в окружающей действительности изображения, сде-ланные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Выставка детских работ и первый опыт их об-суждения. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. |
В жостовском подносе - все цветы России. | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометричес-кую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. | |||
О чем может рассказать русский поднос. | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изоб-ражения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской | |||
Каждый художник урожай своей земли хвалит.
Натюрморт «Славный урожай» | ||||
Орнамент народов мира. «Лети, лети бумажный змей» | Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). | |||
Чуден свет. Мудры люди. Дивны их дела.
| Соотносить цвет свызываемыми им предметными ассоциа-циями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить при-меры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. | |||
Пейзаж «Живописные просторы Родины»
| Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).Изображать радость или грусть (работа гуашью). | |||
Родные края в росписи гжельской майолики. | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку твор-ческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. | |||
В мире народного творчества «Двор, что город. Изба, что терем» | ||||
То ли терем, то ли царев дворец. | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности . Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). | |||
Живая природа. Каждая птица своим пером красуется. | ||||
Натюрморт «Каждая изба удивительных вещей полна»
| Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украше-ниях. Осваивать простые приемы работы кистью и графической росписи и т. д. Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | |||
Пейзаж в графике «Русская зима.» | ||||
Орнамент народов мира. «Зима не лето, в шубу одета» | ||||
Карнавальные фантазии «Зима за морозы, а мы за праздники»
| Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. | |||
Маски «Всякая красота фантазии да умения требует» | Рассматривать изображения сказочных героев в детских кни-гах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). | |||
Узоры - обереги в русском народном костюме. «В каждом посаде в своём наряде» | ||||
2 | Раздел 2 «Основы народного декоративно-прикладного искусства» | 18 | Сценический костюм героев. «Жизнь костюма в театре» | Рассматривать и сравнивать, различные виды костюмов, предметов современного дизайна с целью развития наблюда-тельности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. |
В мире народного зодчества. «Россия державная» Памятники архитектуры. | Соотносить внешний вид архитектурной постройки сееназна-чением. Анализировать, из каких основных частей они состоят | |||
Памятники архитектуры. «Город чудный…» | Наблюдать постройки в городских форму, конструкцию, пропорции. | |||
Сюжетная композиция «Защитники земли русской» | ||||
Женский портрет «Дорогие любимые, родные» | Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). | |||
Сюжетно - декоративная композиция. «Широкая Масленица» | Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллек-тивного макета. Конструировать(строить) из бумаги (или ко-робочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллектив-ный макет игрового городка. | |||
Зарисовка игрушек. «Красота и мудрость народной игрушки» | Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. | |||
Декоративно-сюжетная композиция. «Герои сказки глазами художника» | Развитие первичных представлений о конструктивном устрой-стве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумы-вает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответ-ствии с этой формой помогает украшать вещи. | |||
«Водные просторы России» Морской пейзаж: линия горизонта, колорит. | Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальныхпо-строек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллективная твор-ческая работа или индивидуальные работы). | |||
«Цветы России на Павловских платках и шалях». | Различать три вида художественной деятельности (по цели де-ятельности и как последовательность этапов работы). Восприниматьи обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать деятельность Мастера Изобра-жения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «учас-тие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). | |||
Всяк на свой манер. Русская набойка: традиции мастерства. | Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказоч-ного мира. | |||
«В весеннем небе салют Победы» Декоративно-сюжетная композиция. | Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. | |||
«Гербы городов Золотого кольца.» Символические изображения: состав герба. | Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности | |||
«Сиреневые перезвоны» Натюрморт | ||||
«У всякого мастера свои затеи» Орнамент народов мира. | Умение видеть. Развитие зрительских навыков.
Создание композиции по впечатлениям от летней природы.
Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). | |||
|
| «Наши достижения Наш проект. «Я знаю. Я могу» |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ).
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;
-представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории,
о культурном наследии России;
-чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством разных художников;
-положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни;
-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству;
-представление о добре и зле, должном и недопустимом;
-первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества;
-представление о содержательном досуге.
учащийся получит возможность для формирования:
-умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;
-создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов мира.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
-принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в неё коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий;
-выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
-эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;
-выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек);
-выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учётом характера сделанных ошибок;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи;
- выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир.
Познавательные универсальные учебные действия.
Учащийся научится:
- осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках;
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
- воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;
- представлять информацию в виде небольшого сообщения;
- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выбирать способы решения художественной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно расширять свои представления о живописи;
- соотносить различные произведения по настроению и форме;
- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;
- обобщать учебный материал;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать аналогии;
- работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;
- сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Учащийся научится:
- выражать свое мнение о произведении живописи;
- принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;
- проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
- стремиться к пониманию позиции другого человека.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;
- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;
- формулировать и задавать вопросы,
использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.
Предметные результаты.
Раздел «Основы художественного изображения»
Учащийся научится:
- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать
в художественно-творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
Учащийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
- видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Основы народного декоративно-прикладного искусства»
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Учащийся научится:
- изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости;
- использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции;
- использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета;
- понимать на доступном уровне роль белой и черной красок; света, полутени, тени и рефлекса в живописи;
- пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении;
- использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне;
- применять простые способы оптического смешения цветов;
- распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости;
- различать контрасты в рисунке;
- использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью разнообразные фактуры;
- создавать роспись по дереву.
Учащийся получит возможность научиться:
- передавать движение предмета на плоскости;
- изображать построение архитектурных форм;
- смешивать краски, разделяя или затемняя их, для создания множества новых оттенков.
- применять разнообразие художественных техник в живописи и отличать их друг от друга;
- передавать объем в изображении насекомых, рыб, птиц графическими приемами;
- передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, меха животных;
- передавать в живописи объем круглых предметов;
- передавать образ человека в разных культурах;
- выполнять простые рисунки с помощью компьютерной графики в программе Paint, NeoOffice, ПервоЛого.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Учащийся научится:
- понимать, что Земля - наш общий дом и отражать это в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний;
- воспринимать и переживать шедевры мировой живописи, замечая больше подробностей и деталей;
- представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции;
- изображать узоры и орнаменты других народностей.
Учащийся получит возможность научиться:
- участвовать в различных видах изобразительной деятельности;
- эмоционально и личностно воспринимать шедевры мирового и русского искусства;
- выражать эмоциональное состояние человека в портрете, используя вертикаль оси и знание пропорций лица;
- передавать легкость и свежесть красок, благодаря оптическому смешению цветов;
- передавать эмоциональное состояние радости и скромности русской души;
- работать с разнообразными художественными материалами, в том числе в смешанной технике;
- самостоятельно изготовить бересту;
- передавать главную мысль в рисунке или живописи.
Календарно-тематическое планирование
ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений) КЗ – урок контроля, оценки и коррекции знаний
| Э – урок –экскурсия
ЭОР - Электронные образовательные ресурсы | с/к - самоконтроль и/к - итоговый контроль и- индивидуальный ф – фронтальный т –текущий |
№ п/п | Название раздела. Название темы раздела | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Методы обучения | Формы организа-ции урока | Деятельность учеников | Фор-мы и виды контроля знаний учащихся | Информационно-методическое обеспечение | Дата проведения | |||
Предметные | Метапредмет-ные | Личностные | Планируемая | Фактическая | |||||||||
Раздел 1 «Основы художественного изображения» - 17 часов | |||||||||||||
1 | Земля одна, а цветы на ней разные. | 1 | УОНЗ | Личностные: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Предметные: научиться организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными красками, палитрой; рисовать кистью без предварительного рисунка карандашом; понимать сведения о памятниках культуры и истории быта и жизни своего народа, понятие народно-прикладное искусство; решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь эскизом с учётом простейших приёмов технологии в народном творчестве; научиться выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги, учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке. Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решений различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; организовать рабочее место. Коммуникативные: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, владеть навыками коллективной деятельности в процессе творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. | с
н | ф | Находят в окружающей действительности изо-бражения, сделанные художниками. Рассуж-дают о содержании рисунков, рассматри-вают иллюстрации в детских книгах. При-думывают и изобра-жают то, что каждый хочет, умеет. | и | Электронная версия учебника | 07.09 |
| ||
2 | В жостовском подносе все цветы России. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | Учатся рисовать кистью без предвари-тельного рисунка элементами жостовс-кого орнамента, придерживаются последовательности исполнения росписи. | и | Презентация | 14.09 |
| |||
3 | О чём может рассказать русский расписной поднос. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | Учатся понимать сведе-ния о памятниках культуры и истории, быта и жизни своего народа. Придержива-ются последователь-ности исполнения росписи, решают ху-дожественно-твор-ческие задачи на про-ектирование изделий, пользуясь эскизом с учётом простейших приёмов технологии в народном творчестве. | и | Презентация | 21.09 |
| |||
4 | Каждый художник урожай своей земли хвалит. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | Учатся определять «на-тюрморт», выбирают величину и расположение изображения в зависи--мости от формата и раз-мера бумаги; учитывают в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, измене-ние цвета предметов по мере их удаления от зрителя. | и | Презентация | 28.09 |
| |||
5 | Лети, лети бумажный змей. | 1 | УР | с
н | ф | Находят выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). | и | Презентация | 05.10 |
| |||
6 | Чуден свет — мудры люди, дивны дела их. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | Соотносят цвет с вызы-ваемыми им предмет-ными ассоциациями (что бывает красным, жел-тым), приводят примеры. Экспериментируют, ис-следуют возможности краски в процессе со-здания различных цве-товых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. | и | Презентация | 12.10 |
| |||
7 | Живописные просторы России. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | Соотносят восприятие цвета со своими чувст-вами и эмоциями. Осоз-нают, что изображать можно не только пред-метный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг). Изображают радость или грусть (работа с аква-рельными красками). | и | Презентация | 19.10 |
| |||
8 | Родные края в росписи гжельской майолики. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | Обсуждают и анализи-руют работы одноклас-сников с позиций твор-ческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Восприни-мают и эмоционально оценивают выставку творческих работ одно-классников. Участвуют в обсуждении выставки. | и | Презентация, образцы гжельской росписи | 26.10 |
| |||
9 | Двор, что город, изба, что терем. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | Находят примеры деко-ративных украшений в окружающей дейст-вительности. Наблюдают и эстетически оценива-ют украшения в природе. Любуются красотой при-роды. Создают роспись цветов-заготовок, выре-занных из цветной бума-ги. | и | Презентация, заготовки цветов из бумаги | 09.11 |
| |||
10 | То ли терем, то ли царёв дворец. | 1 | УР | с
н | ф | и | Презентация | 16.11 |
| ||||
11 | Каждая птица своим пером красуется. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | и | Презентация | 23.11 |
| ||||
12 | Каждая изба удивительных вещей полна.
| 1 | УР | с
н | ф | Находят природные узо-ры (сережки на ветке, кисть ягод, иней) Разгля-дывают узоры и формы, соз-данные природой, интерпретируют их в со-бственных изображен-иях и украшениях. Осва-ивают простые приемы работы кистью и гра-фической росписи. Изоб-ражают (декоративно) ба-бочек, рыб, птиц, пе-редают характер их узо-ров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фак-туры. | и | Презентация | 30.11 |
| |||
13 | Русская зима. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | и | Презентация | 07.12 |
| ||||
14 | Зима не лето, в шубу одета.
| 1 | УР | с
н | ф | и | Шаблоны бабочек, рыб, птиц | 14.12 |
| ||||
15 | Зима за морозы, а мы за праздники.
| 1 | УОНЗ | с
н | ф | Создают несложные но-вогодние украшения из цветной бумаги (гир-лянды, елочные игруш-ки, карнавальные голов-ные уборы). Придумыва-ют, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. | и | Презентация | 21.12 |
| |||
16 | Всякая красота фантазии да умения требует | 1 | УОНЗ | с
н | ф | Рассматривают изобра-жения сказочных героев в детских книгах. Анали-зируют украшения как знаки, помогающие узна-вать героев и характери-зующие их. Изображают сказочных героев, опи-раясь на изображения ха-рактерных для них укра-шений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и др.). | и | Презентация | 28.12 |
| |||
17 | В каждом посаде в своём наряде. | 1 | УР | с
н | ф | и | Презентация | 11.01. 2018 |
| ||||
Раздел 2. «Основы народного декоративно-прикладного искусства» - 18 часов | |||||||||||||
18 | Жизнь костюма в театре. | 1 | УОНЗ | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Познавательные: построение рассуждений и осуществление поиска необходимой информации при создании несложных украшений, выделить и соотнести деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании образа. Регулятивные: выделение и сохранение цели, заданной в виде образца, преобразование практической задачи в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования своей деятельности; овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной, творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Предметные: | с
н | ф | Рассматривают и срав-нивают, различные виды костюмов, предметов со-временного дизайна с целью развития наблю-дательности и представ-лений о многообразии и выразительности конс-труктивных пространст-венных форм. | и | Презентация | 18.01 |
| ||
19 | Россия державная. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | и | Презентация | 25.01 |
| ||||
20 | Город чудный… | 1 | УР | с
н | ф | Наблюдают постройки в городе, их форму, конст-рукцию, пропорции. | и | Презентация | 01.02 |
| |||
21 | Защитники земли русской. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | и | Презентация | 08.02 |
| ||||
22 | Дорогие любимые, родные. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | Придумывают и изоб-ражают фантазийные дома (в виде букв алфа-вита, раз-личных быто-вых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа цветными ка-рандашами или фломастерами по акварельному фону). | и | Презентация | 15.02 |
| |||
23 | Широкая Масленица. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | Рассматривают и сравнивают реальные здания разных форм. Овла-девают первичными навыками констру-ирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагоплас-тики. Создают кол-лек-тивный макет. Конструируют из бумаги (или коробочек-упако-вок) разнообразные до-ма, создают коллек-тивный макет игрового городка. | и | Презентация | 22.02 |
| |||
24 | Красота и мудрость народной игрушки.
| 1 | УОНЗ | с
н | ф | Анализируют различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Формируют первичные умения видеть конст-рукцию предмета, то есть то, как он построен. Составляют, конструи-руют из простых геомет-рических форм изобра-жения животных в тех-нике аппликации. | и | Презентация | 01.03 |
| |||
25-26 | Герои сказки глазами художника.
| 2 | УОНЗ УР | с
н | ф | Развивают первичные представления о конст-руктивном устройстве предметов быта. Разви-вают конструктивное мышление и навыки постройки из бумаги. Знакомятся с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывают форму для бытовых ве-щей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогают украшать вещи. | и | Презентация | 15.03 22.03 |
| |||
27 | Водные просторы России. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | Прогулка по родному городу с целью наблю-дения реальных пост-роек: рассматривают улицы с позиции твор-чества Мастера Пост-ройки. Анализируют формы домов, их эле-ментов, деталей в связи с их назначением. Созда-ют образ города (кол-лективная творческая работа). Обсуждают работы. | и | Презентация | 05.04 |
| |||
28 | Цветы России на Павловских платках и шалях. | 1 | УР | с
н | ф | Различают три вида ху-дожественной деятель-ности (по цели деятель-ности и как последова-тельность этапов рабо-ты). Воспринимают и обсуждают выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделяют в них знакомые средства выражения, определяют задачи, которые решал автор в своей работе. Анализируют деятель-ность Мастера Изобра-жения, Мастера Украше-ния и Мастера Построй-ки, их «участие» в созда-нии произведений искус-ства (изобразительного, декоративного, конст-руктивного). | и | Презентация | 12.04 |
| |||
29 | В весеннем небе-салют Победы. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | и | Презентация | 19.04 |
| ||||
30 | Всяк на свой манер. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | и | Презентация | 26.04 |
| ||||
31 | Гербы городов Золотого кольца. | 2 | УОНЗ | с
н | ф | Создают коллективное панно-коллаж с изобра-жением сказочного мира. Наблюдают и анализи-руют природные про-странственные формы. Фантазируют, придумы-вают декор на основе алгоритмически задан-ной конструкции. | и | Презентация | 03.05 10.05 |
| |||
32 | Сиреневые перезвоны. | 1 | УОНЗ | с
н | ф | Учатся поэтическому видению мира.Любу-ются красотой природы. Наблюдают живую природу с точки зрения трёх Мастеров, то есть имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности. | и | Презентация | 17.05 |
| |||
33 | У всякого мастера свои затеи. | 1 | УР | с н | ф | Развивают зрительские навыки. Создают композиции по впечатлениям от летней природы на тему «Здравствуй, лето!» | ф | Презентация | 24.05 |
| |||
34
| Наши достижения Наш проект. «Я знаю. Я могу» | 1 | УПСЗ | с н | г |
| Шаблоны для создания композиции | 31.05 |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Основная учебная литература:
1.Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. «Изобразительное искусство».Учебник.3 класс. М. «Просвещение», 2014 г.
2.Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, А.Н. Щирова, Н.Р. Макарова, Г.А. Величкина «Изобразительное искусство». Творческая тетрадь. 3 класс. М. «Просвещение», 2014 г.
Дополнительная учебная литература:
1. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
2. Схемы рисования предметов, растений, животных, птиц, человека.
3. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству.
Перечень рекомендуемых технических средств обучения: проектор, компьютер, интерактивная доска