«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС, на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»

Пристенского района Курской области



РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического

объединения учителей физической культуры, ОБЖ, искусства и технологии

протокол №1 от «30» августа 2017 г.

руководитель

_____________С.А. Шелухин

СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора по учебно-воспитательной работе


________ /Т.И. Надеина/

от «31» 08. 2017 г.

Утверждаю:

директор

МКОУ «Кировская СОШ»


_________ /В.Г. Пигорева/

приказ № 1-120 от 31.08. 2017 г.





Рабочая программа

по _Изобразительному искусству_

(наименование учебного предмета, курса)

для _6_ класса


2017 - 2018 учебный год





СОСТАВИЛ:

учитель Искусства


Пигорева В.Г.
















п. Кировский - 2017 г.




Содержание





п/п


Название раздела


Страница



1


Пояснительная записка



3


2


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;



4


3


Содержание учебного предмета, курса



7


4


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы



9


5


Календарно-тематическое планирование



10



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС, на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011,. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

            Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению «Изобразительному искусству»:

·          формирование основ художественной культуры обучающихся как части их  общей духовной культуры,  как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

·          развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

·          освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

·          воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в  архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

·          приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

·          приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

·         развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

 

 Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно - творческую деятельность, художественно - эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы различных видов визуально – пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно - прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Программа учитывает традиции российского художественного образования и современные инновационные методы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.  Предполагается вариативность решения поставленных задач.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

 Тема  6  класса – «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний, и умений.

 

Направленность курса на развитие художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями, создает условия и для реализации надпредметной функции, которую Изобразительное искусство выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на освоении художественно – образного языка, средств художественной выразительности, на систематическом освоении художественного наследия культуры своего народа и предполагают развитие эмоционально – нравственного потенциала ребенка.  

   

     Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

        Специфика предмета. В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовное проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживая принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образовательного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

        Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии:

  • игровые технологии,

  • уровневой дефференциации,

  • коллективное взаимообучение,

  • проблемное обучение,

  • разноуровневое обучение,

  • информационно-коммуникационные технологии,

  • тестовые технологии,

  • здоровьесберегающие технологии.

       Формы уроков: урок-беседа, урок-рассказ, урок-дискуссия, урок-экскурссия, творческая работа.

       

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.


        Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

         - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

   - формирование ответственного отношения к учению, готовности и

   способности обучающихся к саморазвитию и   самообразованию на

   основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,

языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


   Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.


   Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


            По окончании учебного года  учащиеся 6 класс должны:

- знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

- знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;

- знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

- знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;

        На своих уроках я уделяю особое внимание формированию у учащихся следующих  ключевых компетентностей: 

  1. Социальная компетенция – знания, умения и личностные навыки, позволяющие личности реализацию жизненной стратегии существования в обществе, а также решение повседневных личностных и профессиональных задач социально приемлемым способом.

  2. Информационная компетенция – это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

  3. Компетенция саморазвития - это способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии.

Для  формирования  ключевых компетентностей в учебном процессе использую компетентностный подход. Его специфика состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем - то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

 

Содержание учебного предмета, курса


Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Основы представлений о языке изобразительного искус­ства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творче­ство зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятель­ность как школа активного восприятия реальности: соотноше­ние понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображе­ния. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей.

Темы уроков

«Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств».

«Рисунок - основа изобразительного творчества».

«Пятно как средство выражения. Ритм пятен».

«Цвет. Основы цветоведения».

«Цвет в произведениях живописи».

«Объёмные изображения в скульптуре».

«Основы языка изображения».

Первая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и по­лучению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы дол­жен уметь ответить каждый ребёнок.

В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса — художник (композитор, пи­сатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество.

Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художествен­ного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы по­священы характеристике цвета, особенностям «живописно­го» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа.


Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт

Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения! в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века.


Темы уроков

«Реальность и фантазия в творчестве художника».

«Изображение предметного мира - натюрморт».

«Понятие формы. Многообразие форм окружающею мира».

«Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива».

«Освещение. Свет и тень».

«Натюрморт в графике».

«Цвет в натюрморте».

«Выразительные возможности натюрморта».


Раздел 3: Вглядываясь в человека. Портрет

Приобщение учащихся к культурному наследию человече­ства через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой ин­дивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Ху­дожественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве.

Темы уроков

«Образ человека - главная тема в искусстве».

«Портрет в живописи графике».

«Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения».

«Конструкция головы человека».

«Изображение головы человека»

«Графический портретный рисунок».

«Портрет в скульптуре»

«Сатирические образы человека».

«Образные возможности освещения в портрете».

«Портрет в живописи»

«Роль цвета в портрете».

«Великие портретисты прошлого».

Основная задача этой четверти — приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культу­ре — это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности переживаниям, выраженным в про­изведениях искусства. Каждый учащийся может и должен, стать наследником огромного культурного достояния предков. На уроках изобразительного искусства происходит его перво­начальное встраивание в эту культуру.

Задачи приобщения к жанру портрета — это также разви­тие наблюдательности, глазомера, композиционного мышле­ния и креативности. Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое.


Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж

Изображение природы в искусстве разных эпох. Различ­ные способы изображения пространства и их мировоззренче­ский смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духов­ной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление нацио­нального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.

Темы уроков

«Жанры в изобразительном искусстве».

«Изображение пространства».

«Правша построения перспективы .

«Пейзаж - большой мир».

«Пейзаж настроения».

«Городской пейзаж».

«Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».




Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Тема

Количество часов

1

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ИХ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА

8

2

МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ

8

3

ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ

12

4

ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ

7

Итого

35





Календарно-тематическое планирование















































урока

Тема урока

К-во ч

Тип урока

Элементы содержания,

деятельность учащихся

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные



1

2

3

4

5

6

7

8

9


ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. 8 ч

1

Изо. Пластические виды искусств.

1

Вводный

Проба различных живописных и графических материалов, создавая на листе пятна, линии, штрихи, добиваясь выразительных ритмических (беспредметных) композиционных решений.

• характеризовать три группы пространственных ис­кусств — изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей;

• называть основные графические и живописные мате­риалы и давать им характеристики;


• овладевать начальными навыками рисунка с натуры;

• овладевать навыками размещения рисунка в листе;

• учиться рассматривать, сравнивать и обобщать про­странственные формы;

- выбирать характер линий для создания ярких, эмоцио­нальных образов в рисунке;

• овладевать навыками работы графическими мате­риалами.

- овладевать навыками передачи разного эмоциональ­ного состояния, различного настроения с помощью ритма и характера линий, штрихов, росчерков и др.;

- овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия).

- овладевать навыками обобщённого, целостного виде­ния формы;

- овладеть представлениями о пятне как об одном из ос­новных средств изображения;

- развивать аналитические возможности глаза, виде­ния тональных отношений (светлее — темнее);

- осваивать навыки композиционного мышления на ос­нове ритма пятен, ритмической организации плоскости листа;

- овладевать простыми навыками изображения с помо­щью пятна и тональных отношений;

объяснять значение понятий «цветовой круг», «цветотональная шкала», «насыщенность цвета»;

- практически осуществить на основе ритма тональ­ных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце).

- знать понятия «основной, составной, дополнительный цвет» и уметь объяснять их значение;

- осваивать простые навыки художественной выразительности в объёмном изображении животных различными материалами (лепка и бумагопластика).

- приобретать навык смешения красок, получать различ­ные оттенки цвета;

- объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет», «сложный цвет»;

- уметь объяснять понятие «колорит»;

- характеризовать основные скульптурные материалы» и условия их применения в объёмных изображениях;


• объяснять роль изобразительных искусств в повседнев­ной жизни человека, в организации общения людей, в соз­дании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе;

• умение осознанно выбирать наиболее эффективные спо­собы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания изображения; органи-зует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тема­тике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку

• иметь представление об изобразительном искусстве как сфере художественного познания и создания образной картины мира;

• иметь представления о роли художественного матери­ала в построении художественного образа;

• обрести навыки работы графическими и живописными материалами в условиях школьного урока.

• иметь представление о рисунке как о виде художе­ственного творчества;

• различать виды рисунка по их целям и художественным задачам, участвовать в обсуждении выразительности и худо­жественности различных видов рисунков мастеров;

- объяснять, что такое ритм и каково его значение в соз­дании изобразительного образа;

- иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком;- иметь представление о воздействии цвета на человека;

- иметь представление о символическом понимании цвета в различных культурах;

- приобретать навык сравнения цветовых пятен по тону;

- создавать выразительные образы цветной страны, ис­пользуя различные возможности цвета.

- развивать навык колористического восприятия художественных произведений, учиться любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни;

- овладевать навыками живописного изображения.

- рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе;


• формирование уважительного и доброжелательного от­ношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопро­сов;

• формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с искусством

• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазви­тию и самообразованию;

• развитие эстетической потребности в общении с искусством, творческих спо­собностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображе­ния и фантазии,

эмоционально-ценностного отношения к художникам и их творениям, коммуникативных на­выков в процессе совместной практической творческой дея­тельности.

• уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя;

- уметь объяснять, почему изобразительное искусство — это особый образный язык; - рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах; - участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений;

- участвовать в выставке работ учащихся по изучаемой теме.

Изучить раздел учебника по теме



2

Рисунок –основа изображения

1

Комбини-

рованный


Наброски и зарисовки природных объектов (цветы, травы) или предметов..

Изучить раздел учебника по теме.

Выполнить эскизы.


3

Пятно как средство выражения

Ритм пятен

1

Комбини-

рованный


Пятно. Контраст. Тональные отношения. Фактура. Выполнение ступенчатой тональной шкалы. (Изображение природы в разных состояниях.)

Изучить раздел учебника по теме



4

Цвет. Основы цветоведения

1

Комбини-

рованный


Знакомство с цветоведением. Спектр. Основные и дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой оттенок, цветовой контраст. Теплые и холодные цвета. Цветотональная шкала.

Изображение цветового круга

Изучить раздел учебника по теме


5

Цвет в произведениях живописи

Осенний букет.

1

Комбини-

рованный


Составление «палитры настроений»: сочетаниями цветовых пятен передать состояние напряженности, тревоги, таинственности, нежности, радости. Создать натюрморты живописного осеннего букета, предав праздничное и грустное настроение.

Изучить раздел учебника по теме Собрать гербарий


6

Объём-основа языка скульптуры

Человек

1

Комбини-

рованный


Скульптура, монументальная и станковая скульптура, мелкая пластика, рельеф. Характер материала, фактура, анималистический жанр.

Объём, трёхмерность – основа языка скульптуры

Изучить раздел учебника по теме.

Найти репродукции с изображением человека


7

Объём-основа языка скульптуры

Человек

1

Комбини-

рованный


Скульптура, монументальная и станковая скульптура, мелкая пластика, рельеф. Характер материала, фактура, анималистический жанр.

Объём, трёхмерность – основа языка скульптуры. Создать в материале изображение человека (Пластилин, природные материалы, конструирование из бумаги, готовых форм).

Изучить раздел учебника по теме


8

Основы языка изображения

1

Комбини-

рованный


Язык изобразительного искусства, средства художественной выразительности.

Беседа или праздник искусства, или коллективная работа на тему «Роль изобразительного искусства в твоей жизни».

Изучить раздел учебника по теме


МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ « НАТЮРМОРТ» (8ч)

9

Реальность и фантазия художника

1

Комбини-

рованный


Беседа или практическое задание: изобразить или сконструировать какой-либо предмет (весёлый зонтик, фантастическое транспортное средство).

- уметь рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека; - понимать, что воображение и фантазия нужны человеку, чтобы строить образ будущего, а также для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность; - получать представление об условности изобразительного языка; - получать представление о разных способах изображения предметов (знаковых, символических, плоских, объёмных

и др.) в зависимости от целей художественного изображения;

- приобретать навык плоского силуэтного изображения обычных простых предметов; - характеризовать понятие пространственной формы и её геометрических видов, понятие сложной пространственной формы; - узнавать основные геометрические фигуры и геометрические объёмные тела; - учиться строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

- объяснять и осуществлять перспективные сокращения при изображении предметов. получать представление об изображении борьбы света тени как средстве драматизации содержания произведения организации композиции картины;

- использовать в рисунке основные правила объёмного изображения предмета;

-осваивать первичные умения графического изображе­ния натюрморта с натуры или по представлению; - выражать цветом в композиции натюрморта заданное эмоциональное состояние, настроение;

- овладевать простыми навыками создания изобрази­тельной композиции в технике монотипии;

- развивать наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий мир;

- понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре.

• умение оценивать искусство

умение сознавать народные художественные работы ;

• умение осознанно действовать в соответствии с плани­руемыми результатами, определять способы действий, осу­ществлять контроль своей деятельности в процессе достиже­ния результата, давать ей оценку;

• умение творчески сотрудничать со сверстниками в про­цессе выполнения коллективных творческих работ и исследо­вательских проектов, строить продуктивное общение, межлич­ностные отношения, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать кон­фликты и т. д.;

- получать представление о различных целях и задачах изображения предметов быта человека в искусстве разных эпох;

- иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком;- иметь представление о воздействии цвета на человека;

- иметь представление о символическом понимании цвета в различных культурах;

- приобретать навык сравнения цветовых пятен по тону;

- создавать выразительные образы цветной страны, ис­пользуя различные возможности цвета.



• формирование уважительного и доброжелательного от­ношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопро­сов;

• формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с искусством

• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазви­тию и самообразованию;

• развитие эстетической потребности в общении с искусством, творческих спо­собностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображе­ния и фантазии,

эмоционально-ценностного отношения к художникам и их творениям, коммуникативных на­выков в процессе совместной практической творческой дея­тельности.

• уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя;

эстетический вкус, эстетические чувства, эстети­ческий идеал) через освоение особенностей современного ху­дожественного творчества.

Изучить раздел учебника по теме

Подобрать репродукции картин натюрмортов


10

Предметный мир натюрморта

1

Комбини-

рованный


Выполнение композиции натюрморта в технике аппликации или в графике



11

Понятие формы. Многообразие форм.

1

Комбини-

рованный


Пропорции, геометрическая форма, геометрическое тело, конструкция. Рисовальная игра

«Выяви конструкцию» (нарисовать предметы, состоящие из геометрических тел).

Изучить раздел учебника


12

Изображение объёма на плоскости

1

Комбини-

рованный


Линейная перспектива. Определения, основные понятия: линия горизонта, точка схода, точка зрения, угол зрения Линейные зарисовки геометрических тел (призма, куб)..

Изучить раздел учебника


13

Свет и тень. Освещение

1

Комбини-

рованный


Направленное освещение. Контураж. Тон, светотень и ее составляющие. Наброски геометрических тел при направленном освещении.

Выполнение рисунка группы геометрических тел при направленном освещении.

. Изучить раздел учебника


14

Графика в изображении натюрморта

1

Комбини-

рованный


Линия, пятно, штрих, печатная графика, гравюра. Выполнение натюрморта (по представлению или с натуры) черной гелиевой ручкой (или в гравюре наклейками.

Изучить раздел учебника


15

Натюрморт в цвете

1

Комбини-

рованный


Колорит, нюанс, локальный цвет, цветовая гар­мония. Выполнение натюрморта, выражающего настроение (утреннее, вечернее, праздничное, грустное, торжественное, таинственное).

Изучить раздел учебника

Цветовые

упражнения


16

Выразительные возможности натюрморта

1

Комбини-

рованный


Контраст, композиционный центр, монотипия. Рассказать в натюрморте о своем характер, о своем понимании мира (монотипия или другая техника).

Изучить раздел учебника


ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ. (12 ч.)

17

Образ человека - главная тема искусства

1

Комбини-

рованный

Великие портретные произведения разных эпох. Место и значение портретного образа человека в искусстве Жанр, композиция, художественно-выразитель­ные средства изображения, виды портрета.Задание: Беседа

- знакомиться с великими портретными произведениями разных эпох и получать представление о месте и значении портретного образа человека в искусстве;

- получать представление об изменчивости образа че­ловека в истории;

- получать представление об истории портрета в рус­ском искусстве, узнавать имена великих художников-портре­тистов;

учиться различать виды портрета, парадный и лири­ческий портрет;

- учиться рассказывать о своих художественных впечатлениях. - овладевать первичными навыками изображения головы человека;

- получать представление о способах объёмного изо­бражения головы человека;

- участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств рисунков мастеров портретного жанра;

- получать представление о бесконечности индивиду­альных особенностей при общих закономерностях строения головы человека;

- учиться видеть особенности лиц разных людей;

- выполнять наброски и зарисовки головы человека. - приобретать творческий опыт нового видения индивидуальности человека;

- приобретать опыт и навыки лепки портретного изображе- развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер че­ловека;

- приобретать представление о различных графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии вырази­тельных графических средств;

- выполнять наброски и зарисовки близких людей, учиться передавать индивидуальные особенности человека в портрете;

ния человека. - приобретать знания о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа;

- учиться видеть и характеризовать различное эмоцио­нальное звучание образа при разном источнике и характере освещения;

- приводить примеры известных картин-портретов оте­чественных художников, уметь рассказывать об их содержа­нии и композиционных средствах его выражения;

- интересоваться современным изобразительным искус­ством.

• умение ориентироваться в широком зрительном мате­риале — в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, от­мечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; про­являть заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география);

• приобретение основы для адекватного восприятия деко­ративной формы вещи в её содержательно-смысловой напол­ненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, на­пример, «Чем значимы и интересны произведения декоратив­но-прикладного искусства других стран и эпох для современ­ного человека?» и т. д.);

• умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержа­тельного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения изобразительного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стили­стическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;

• умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе


развитие эстетической потребности в общении с искусством, творческих спо­собностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображе­ния и фантазии,

эмоционально-ценностного отношения к художникам и их творениям, коммуникативных на­выков в процессе совместной практической творческой дея­тельности.

• уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя;

- уметь объяснять, почему изобразительное искусство — это особый образный язык; - рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах; • развитие эстетического сознания через освоение худо­жественного наследия народов мира и практическую художе­ственно-творческую деятельность;

• формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детско­го творчества.

Изучить раздел учебника


18

Портрет в живописи, графике

1

Комбини-

рованный


пропорции, констру Создание портрета одноклассника, кого-либо из членов семьи или автопортрета..

Изучить раздел учебника


19

Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения

1

Комбини-

рованный


Великие портретные произведения в искусстве древнего Рима и эпохи Возрождения.Место и значение портретного образа человека в искусстве Жанр, композиция, художественно-выразитель­ные средства изображения, виды портрета.Задание: Беседа

Изучить раздел учебника


20

Конструкция головы человека

2

Комбини-

рованный


пропорции, конструкция, форма. Выполнение учебного рисунка конструкции головы. Основные пропорции, конструкция.

Изучить раздел учебника


21

Изображение головы человека

1

Комбини-

рованный


Композиция, пропорции, конструкция, объём Выполнение набросков и зарисовок головы человека (простой карандаш или черная гелиевая ручка).Выполнение свето- теневых решений.

Изучить раздел учебника


22

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

1

Комбини-

рованный


Пропорции, конструкция, форма.. Создание портрета одноклассника, кого-либо из членов семьи или автопортрета в графике. (карандаш, ручка, тушь, уголь.)

Изучить раздел учебника

Сделать серию графических зарисовок


23

Портрет в скульптуре

1

Комбини-

рованный


Материал, фактура, пропорции, конструкция, объём, пластика, бюст.

Создание скульптурного портрета литературного героя.

Изучить раздел учебника


24

Сатирические образы человека

1

Комбини-

рованный


Карикатура, сатира, шарж; чувство меры и чув­ство правды. Создание дружеского шаржа–портрета одноклассника или литературного персонажа.

Изучить раздел учебника

Эскизы


25

Образные возможности освещения

1

Комбини-

рованный


Освещение, источник света, свет, блик, тень, по­лутень, рефлекс, образные возможности освещения. Выполнение портретов при различном освещении (карандаш, тушь, уголь).

Изучить раздел учебника


26

Портрет в живописи

1

Комбини-

рованный


Освещение, источник света, свет, блик, тень, по­лутень, рефлекс, образные возможности освещения. (в технике аппликации, гуашью или в технике акварели).

Изучить раздел учебника


27

Роль цвета в портрете

1

Комбини-

рованный


Духовное наследие, классика мирового искусства.Беседа. Выполнение портрета знакомого человека или литературного героя в разных колоритах с целью передачи характера человека.

Изучить раздел учебника


28

Великие портретисты прошлого

1

Беседа


Духовное наследие, классика мирового искусства. Урок-беседа с использованием учебника или урок-презентация по теме « Великие портретисты прошлого».( Дюрер, Леонардо, Рембрант, и др.)

Изучить раздел учебника

Подобрать репродукции


ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ. (6 ч.)

29

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства.

1

Комбини-

рованный


виды изобразительного искусства, жанры изо­бразительного искусства, предмет изображения, содержание произведения, пейзаж, мотив пейзажа.

Пространство, ракурс, точка зрения, линия гори­зонта, перспектива. Беседа. Графические зарисовки различных вариантов решения пространства на основе анализа произведений мастеров и собственных наблюдений.


- называть жанры в изобразительном искусстве;

- понимать разницу между предметом изображения, сю­жетом и содержанием изображения;

- уметь объяснять, почему изучение развития жанров в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изме­нения в видении мира и ценностной системы в культуре;

- уметь рассуждать о том, как, изучая историю изобра­зительного жанра, мы расширяем рамки собственных пред­ставлений о жизни, свой личный жизненный опыт.

- получать представление о различных способах изо­бражения пространства, о перспективе как средстве выра­зительности в изобразительном искусстве;

- объяснять понятия: картинная плоскость, точка зрения, линия горизонта, точка схода, вспомогательные линии.

- различать высокий и низкий горизонт и характеризо­вать его как средство выразительности в произведениях изо­бразительного искусства;

- объяснять правила воздушной перспективы;

- учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

- приобретать творческий опыт колористического ви­дения и создания живописного образа природы (в котором выражены эмоциональные переживания человека). - называть имена великих русских живописцев и узна­вать известные картины А. Г. Венецианова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана;

- характеризовать особенности понимания красоты оте­чественной природы в творчестве И. И. Шишкина, И. И. - приобретать навыки наблюдательности, поэтического видения окружающего мира путём создания графических за­рисовок;

- приобретать навыки рисунка и композиции в процессе создания пейзажных зарисовок.

• умение ориентироваться в многообразии проявлений об­разного языка современного искус­ства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодей­ствии с архитектурно-пространственной средой;

• выработка сознательного критического отношения к низ­ким образцам массовой культуры, т. е. к китчу;

• осознание своей роли и возможностей в преображении окружающего мира, овладение базовыми знаниями и умени­ями, алгоритмом операциональных действий при выполнении работы в материале (для украшения своей школы, дома и

т. д.);

• умение оценивать свой творческий результат, свои твор­ческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности.


• воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному искус­ству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями совре­менного искусства и к творчеству;

• развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;

• формирование целостной картины мира средствами изобразительного искусства во всём многообразии его проявлений (графика, живопись , скульптура,и т. д.);

• развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для укра­шения школьных интерьеров.


Изучить раздел учебника



30

Правила перспективы

1

Комбини-

рованный


Линейная перспектива, точка зрения, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива. Изображение пейзажа ограниченной палитрой цветов с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы (только черная или белая гуашь).

Изучить раздел учебника



31

Пейзаж - большой мир

1

Комбини-

рованный


Пространство картины, формат, высота горизон­та, эпический пейзаж, романтический пейзаж. Изображение эпического пейзажа «Дорога в большой мир» или «Путь реки».

Подобрать материалы для последующей работы.


32

Пейзаж -настроение

1

Комбини-

рованный


Пейзаж настроения, состояние в пейзаже, колорит, освещение, пленэр, импрессионизм. Создание пейзажа настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.

Изучить раздел учебника



33

Городской пейзаж

1

Комбини-

рованный


Городской пейзаж, ведута. Зарисовки города, панорама, коллективное панно. Работа над графическими зарисовками города на темы: «Мой город», «Улица моего детства», «Города, где я бывал».

Изучить раздел учебника



34-35

Выразительные возможности ИЗО

2

Комбини-

рованный


Художественное произведение, его мир. Художественный образ, эпоха, стиль, направ­ление в искусстве, творческая индивидуальность художника. Организация итоговой выставки (вернисаж или праздник искусства). Экскурсия по выставке работ года.

Изучить раздел учебника






































2


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее