Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кировская средняя общеобразовательная школа»
Пристенского района Курской области
РАССМОТРЕНО: на заседании школьного методического объединения учителей физической культуры, ОБЖ, искусства и технологии протокол №1 от «30» августа 2017 г. руководитель _____________С.А. Шелухин | СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
________ /Т.И. Надеина/ от «31» 08. 2017 г. | Утверждаю: директор МКОУ «Кировская СОШ» _________ /В.Г. Пигорева/ приказ № 1-120 от 31.08. 2017 г. |
Рабочая программа
по _Изобразительному искусству_
(наименование учебного предмета, курса)
для _6_ класса
2017 - 2018 учебный год
СОСТАВИЛ:
учитель Искусства
Пигорева В.Г.
п. Кировский - 2017 г.
Содержание
№ п/п | Название раздела | Страница
|
1 |
Пояснительная записка
| 3 |
2 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
| 4 |
3 |
Содержание учебного предмета, курса
| 7 |
4 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
| 9 |
5 |
Календарно-тематическое планирование
| 10 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС, на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011,. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению «Изобразительному искусству»:
· формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
· развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
· освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
· приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
· развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно - творческую деятельность, художественно - эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы различных видов визуально – пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно - прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Программа учитывает традиции российского художественного образования и современные инновационные методы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Предполагается вариативность решения поставленных задач.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 6 класса – «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Направленность курса на развитие художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями, создает условия и для реализации надпредметной функции, которую Изобразительное искусство выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на освоении художественно – образного языка, средств художественной выразительности, на систематическом освоении художественного наследия культуры своего народа и предполагают развитие эмоционально – нравственного потенциала ребенка.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Специфика предмета. В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовное проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживая принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образовательного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии:
игровые технологии,
уровневой дефференциации,
коллективное взаимообучение,
проблемное обучение,
разноуровневое обучение,
информационно-коммуникационные технологии,
тестовые технологии,
здоровьесберегающие технологии.
Формы уроков: урок-беседа, урок-рассказ, урок-дискуссия, урок-экскурссия, творческая работа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
По окончании учебного года учащиеся 6 класс должны:
- знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
- знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
- знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
- знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
На своих уроках я уделяю особое внимание формированию у учащихся следующих ключевых компетентностей:
Социальная компетенция – знания, умения и личностные навыки, позволяющие личности реализацию жизненной стратегии существования в обществе, а также решение повседневных личностных и профессиональных задач социально приемлемым способом.
Информационная компетенция – это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
Компетенция саморазвития - это способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии.
Для формирования ключевых компетентностей в учебном процессе использую компетентностный подход. Его специфика состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем - то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа активного восприятия реальности: соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей.
Темы уроков
«Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств».
«Рисунок - основа изобразительного творчества».
«Пятно как средство выражения. Ритм пятен».
«Цвет. Основы цветоведения».
«Цвет в произведениях живописи».
«Объёмные изображения в скульптуре».
«Основы языка изображения».
Первая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы должен уметь ответить каждый ребёнок.
В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса — художник (композитор, писатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество.
Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям «живописного» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа.
Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт
Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения! в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века.
Темы уроков
«Реальность и фантазия в творчестве художника».
«Изображение предметного мира - натюрморт».
«Понятие формы. Многообразие форм окружающею мира».
«Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива».
«Освещение. Свет и тень».
«Натюрморт в графике».
«Цвет в натюрморте».
«Выразительные возможности натюрморта».
Раздел 3: Вглядываясь в человека. Портрет
Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве.
Темы уроков
«Образ человека - главная тема в искусстве».
«Портрет в живописи графике».
«Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения».
«Конструкция головы человека».
«Изображение головы человека»
«Графический портретный рисунок».
«Портрет в скульптуре»
«Сатирические образы человека».
«Образные возможности освещения в портрете».
«Портрет в живописи»
«Роль цвета в портрете».
«Великие портретисты прошлого».
Основная задача этой четверти — приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культуре — это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности переживаниям, выраженным в произведениях искусства. Каждый учащийся может и должен, стать наследником огромного культурного достояния предков. На уроках изобразительного искусства происходит его первоначальное встраивание в эту культуру.
Задачи приобщения к жанру портрета — это также развитие наблюдательности, глазомера, композиционного мышления и креативности. Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое.
Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж
Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление национального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.
Темы уроков
«Жанры в изобразительном искусстве».
«Изображение пространства».
«Правша построения перспективы .
«Пейзаж - большой мир».
«Пейзаж настроения».
«Городской пейзаж».
«Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Тема | Количество часов |
1 | ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ИХ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА | 8 |
2 | МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ | 8 |
3 | ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ | 12 |
4 | ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ | 7 |
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | К-во ч | Тип урока | Элементы содержания, деятельность учащихся | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
| ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| |||
ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | ||||||||||||
ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. 8 ч | ||||||||||||
1 | Изо. Пластические виды искусств. | 1 | Вводный | Проба различных живописных и графических материалов, создавая на листе пятна, линии, штрихи, добиваясь выразительных ритмических (беспредметных) композиционных решений. | • характеризовать три группы пространственных искусств — изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей; • называть основные графические и живописные материалы и давать им характеристики;
• овладевать начальными навыками рисунка с натуры; • овладевать навыками размещения рисунка в листе; • учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы; - выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке; • овладевать навыками работы графическими материалами. - овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, различного настроения с помощью ритма и характера линий, штрихов, росчерков и др.; - овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия). - овладевать навыками обобщённого, целостного видения формы; - овладеть представлениями о пятне как об одном из основных средств изображения; - развивать аналитические возможности глаза, видения тональных отношений (светлее — темнее); - осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа; - овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений; объяснять значение понятий «цветовой круг», «цветотональная шкала», «насыщенность цвета»; - практически осуществить на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце). - знать понятия «основной, составной, дополнительный цвет» и уметь объяснять их значение; - осваивать простые навыки художественной выразительности в объёмном изображении животных различными материалами (лепка и бумагопластика). - приобретать навык смешения красок, получать различные оттенки цвета; - объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет», «сложный цвет»; - уметь объяснять понятие «колорит»; - характеризовать основные скульптурные материалы» и условия их применения в объёмных изображениях;
| • объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе; • умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания изображения; органи-зует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку • иметь представление об изобразительном искусстве как сфере художественного познания и создания образной картины мира; • иметь представления о роли художественного материала в построении художественного образа; • обрести навыки работы графическими и живописными материалами в условиях школьного урока. • иметь представление о рисунке как о виде художественного творчества; • различать виды рисунка по их целям и художественным задачам, участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров; - объяснять, что такое ритм и каково его значение в создании изобразительного образа; - иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком;- иметь представление о воздействии цвета на человека; - иметь представление о символическом понимании цвета в различных культурах; - приобретать навык сравнения цветовых пятен по тону; - создавать выразительные образы цветной страны, используя различные возможности цвета. - развивать навык колористического восприятия художественных произведений, учиться любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни; - овладевать навыками живописного изображения. - рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе;
| • формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов; • формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с искусством • формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; • развитие эстетической потребности в общении с искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к художникам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности. • уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя; - уметь объяснять, почему изобразительное искусство — это особый образный язык; - рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах; - участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений; - участвовать в выставке работ учащихся по изучаемой теме. | Изучить раздел учебника по теме
|
| |||
2 | Рисунок –основа изображения | 1 | Комбини- рованный
| Наброски и зарисовки природных объектов (цветы, травы) или предметов.. | Изучить раздел учебника по теме. Выполнить эскизы. |
| ||||||
3 | Пятно как средство выражения Ритм пятен | 1 | Комбини- рованный
| Пятно. Контраст. Тональные отношения. Фактура. Выполнение ступенчатой тональной шкалы. (Изображение природы в разных состояниях.) | Изучить раздел учебника по теме
|
| ||||||
4 | Цвет. Основы цветоведения | 1 | Комбини- рованный
| Знакомство с цветоведением. Спектр. Основные и дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой оттенок, цветовой контраст. Теплые и холодные цвета. Цветотональная шкала. Изображение цветового круга | Изучить раздел учебника по теме |
| ||||||
5 | Цвет в произведениях живописи Осенний букет. | 1 | Комбини- рованный
| Составление «палитры настроений»: сочетаниями цветовых пятен передать состояние напряженности, тревоги, таинственности, нежности, радости. Создать натюрморты живописного осеннего букета, предав праздничное и грустное настроение. | Изучить раздел учебника по теме Собрать гербарий |
| ||||||
6 | Объём-основа языка скульптуры Человек | 1 | Комбини- рованный
| Скульптура, монументальная и станковая скульптура, мелкая пластика, рельеф. Характер материала, фактура, анималистический жанр. Объём, трёхмерность – основа языка скульптуры | Изучить раздел учебника по теме. Найти репродукции с изображением человека |
| ||||||
7 | Объём-основа языка скульптуры Человек | 1 | Комбини- рованный
| Скульптура, монументальная и станковая скульптура, мелкая пластика, рельеф. Характер материала, фактура, анималистический жанр. Объём, трёхмерность – основа языка скульптуры. Создать в материале изображение человека (Пластилин, природные материалы, конструирование из бумаги, готовых форм). | Изучить раздел учебника по теме |
| ||||||
8 | Основы языка изображения | 1 | Комбини- рованный
| Язык изобразительного искусства, средства художественной выразительности. Беседа или праздник искусства, или коллективная работа на тему «Роль изобразительного искусства в твоей жизни». | Изучить раздел учебника по теме |
| ||||||
МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ « НАТЮРМОРТ» (8ч) | ||||||||||||
9 | Реальность и фантазия художника | 1 | Комбини- рованный
| Беседа или практическое задание: изобразить или сконструировать какой-либо предмет (весёлый зонтик, фантастическое транспортное средство). | - уметь рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека; - понимать, что воображение и фантазия нужны человеку, чтобы строить образ будущего, а также для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность; - получать представление об условности изобразительного языка; - получать представление о разных способах изображения предметов (знаковых, символических, плоских, объёмных и др.) в зависимости от целей художественного изображения; - приобретать навык плоского силуэтного изображения обычных простых предметов; - характеризовать понятие пространственной формы и её геометрических видов, понятие сложной пространственной формы; - узнавать основные геометрические фигуры и геометрические объёмные тела; - учиться строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; - объяснять и осуществлять перспективные сокращения при изображении предметов. получать представление об изображении борьбы света тени как средстве драматизации содержания произведения организации композиции картины; - использовать в рисунке основные правила объёмного изображения предмета; -осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры или по представлению; - выражать цветом в композиции натюрморта заданное эмоциональное состояние, настроение; - овладевать простыми навыками создания изобразительной композиции в технике монотипии; - развивать наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий мир; - понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре. | • умение оценивать искусство умение сознавать народные художественные работы ; • умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку; • умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ и исследовательских проектов, строить продуктивное общение, межличностные отношения, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать конфликты и т. д.; - получать представление о различных целях и задачах изображения предметов быта человека в искусстве разных эпох; - иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком;- иметь представление о воздействии цвета на человека; - иметь представление о символическом понимании цвета в различных культурах; - приобретать навык сравнения цветовых пятен по тону; - создавать выразительные образы цветной страны, используя различные возможности цвета.
| • формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов; • формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с искусством • формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; • развитие эстетической потребности в общении с искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к художникам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности. • уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя; эстетический вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение особенностей современного художественного творчества. | Изучить раздел учебника по теме Подобрать репродукции картин натюрмортов |
| |||
10 | Предметный мир натюрморта | 1 | Комбини- рованный
| Выполнение композиции натюрморта в технике аппликации или в графике |
|
| ||||||
11 | Понятие формы. Многообразие форм. | 1 | Комбини- рованный
| Пропорции, геометрическая форма, геометрическое тело, конструкция. Рисовальная игра «Выяви конструкцию» (нарисовать предметы, состоящие из геометрических тел). | Изучить раздел учебника |
| ||||||
12 | Изображение объёма на плоскости | 1 | Комбини- рованный
| Линейная перспектива. Определения, основные понятия: линия горизонта, точка схода, точка зрения, угол зрения Линейные зарисовки геометрических тел (призма, куб).. | Изучить раздел учебника |
| ||||||
13 | Свет и тень. Освещение | 1 | Комбини- рованный
| Направленное освещение. Контураж. Тон, светотень и ее составляющие. Наброски геометрических тел при направленном освещении. Выполнение рисунка группы геометрических тел при направленном освещении. | . Изучить раздел учебника |
| ||||||
14 | Графика в изображении натюрморта | 1 | Комбини- рованный
| Линия, пятно, штрих, печатная графика, гравюра. Выполнение натюрморта (по представлению или с натуры) черной гелиевой ручкой (или в гравюре наклейками. | Изучить раздел учебника |
| ||||||
15 | Натюрморт в цвете | 1 | Комбини- рованный
| Колорит, нюанс, локальный цвет, цветовая гармония. Выполнение натюрморта, выражающего настроение (утреннее, вечернее, праздничное, грустное, торжественное, таинственное). | Изучить раздел учебника Цветовые упражнения |
| ||||||
16 | Выразительные возможности натюрморта | 1 | Комбини- рованный
| Контраст, композиционный центр, монотипия. Рассказать в натюрморте о своем характер, о своем понимании мира (монотипия или другая техника). | Изучить раздел учебника |
| ||||||
ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ. (12 ч.) | ||||||||||||
17 | Образ человека - главная тема искусства | 1 | Комбини- рованный | Великие портретные произведения разных эпох. Место и значение портретного образа человека в искусстве Жанр, композиция, художественно-выразительные средства изображения, виды портрета.Задание: Беседа | - знакомиться с великими портретными произведениями разных эпох и получать представление о месте и значении портретного образа человека в искусстве; - получать представление об изменчивости образа человека в истории; - получать представление об истории портрета в русском искусстве, узнавать имена великих художников-портретистов; учиться различать виды портрета, парадный и лирический портрет; - учиться рассказывать о своих художественных впечатлениях. - овладевать первичными навыками изображения головы человека; - получать представление о способах объёмного изображения головы человека; - участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра; - получать представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека; - учиться видеть особенности лиц разных людей; - выполнять наброски и зарисовки головы человека. - приобретать творческий опыт нового видения индивидуальности человека; - приобретать опыт и навыки лепки портретного изображе- развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека; - приобретать представление о различных графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии выразительных графических средств; - выполнять наброски и зарисовки близких людей, учиться передавать индивидуальные особенности человека в портрете; ния человека. - приобретать знания о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа; - учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения; - приводить примеры известных картин-портретов отечественных художников, уметь рассказывать об их содержании и композиционных средствах его выражения; - интересоваться современным изобразительным искусством. | • умение ориентироваться в широком зрительном материале — в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; проявлять заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география); • приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.); • умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения изобразительного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе
| развитие эстетической потребности в общении с искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к художникам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности. • уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя; - уметь объяснять, почему изобразительное искусство — это особый образный язык; - рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность; • формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детского творчества.
| Изучить раздел учебника |
| |||
18 | Портрет в живописи, графике | 1 | Комбини- рованный
| пропорции, констру Создание портрета одноклассника, кого-либо из членов семьи или автопортрета.. | Изучить раздел учебника |
| ||||||
19 | Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения | 1 | Комбини- рованный
| Великие портретные произведения в искусстве древнего Рима и эпохи Возрождения.Место и значение портретного образа человека в искусстве Жанр, композиция, художественно-выразительные средства изображения, виды портрета.Задание: Беседа | Изучить раздел учебника |
| ||||||
20 | Конструкция головы человека | 2 | Комбини- рованный
| пропорции, конструкция, форма. Выполнение учебного рисунка конструкции головы. Основные пропорции, конструкция. | Изучить раздел учебника |
| ||||||
21 | Изображение головы человека | 1 | Комбини- рованный
| Композиция, пропорции, конструкция, объём Выполнение набросков и зарисовок головы человека (простой карандаш или черная гелиевая ручка).Выполнение свето- теневых решений. | Изучить раздел учебника |
| ||||||
22 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | 1 | Комбини- рованный
| Пропорции, конструкция, форма.. Создание портрета одноклассника, кого-либо из членов семьи или автопортрета в графике. (карандаш, ручка, тушь, уголь.) | Изучить раздел учебника Сделать серию графических зарисовок |
| ||||||
23 | Портрет в скульптуре | 1 | Комбини- рованный
| Материал, фактура, пропорции, конструкция, объём, пластика, бюст. Создание скульптурного портрета литературного героя. | Изучить раздел учебника |
| ||||||
24 | Сатирические образы человека | 1 | Комбини- рованный
| Карикатура, сатира, шарж; чувство меры и чувство правды. Создание дружеского шаржа–портрета одноклассника или литературного персонажа. | Изучить раздел учебника Эскизы |
| ||||||
25 | Образные возможности освещения | 1 | Комбини- рованный
| Освещение, источник света, свет, блик, тень, полутень, рефлекс, образные возможности освещения. Выполнение портретов при различном освещении (карандаш, тушь, уголь). | Изучить раздел учебника |
| ||||||
26 | Портрет в живописи | 1 | Комбини- рованный
| Освещение, источник света, свет, блик, тень, полутень, рефлекс, образные возможности освещения. (в технике аппликации, гуашью или в технике акварели). | Изучить раздел учебника |
| ||||||
27 | Роль цвета в портрете | 1 | Комбини- рованный
| Духовное наследие, классика мирового искусства.Беседа. Выполнение портрета знакомого человека или литературного героя в разных колоритах с целью передачи характера человека. | Изучить раздел учебника |
| ||||||
28 | Великие портретисты прошлого | 1 | Беседа
| Духовное наследие, классика мирового искусства. Урок-беседа с использованием учебника или урок-презентация по теме « Великие портретисты прошлого».( Дюрер, Леонардо, Рембрант, и др.) | Изучить раздел учебника Подобрать репродукции |
| ||||||
ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ. (6 ч.) | ||||||||||||
29 | Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. | 1 | Комбини- рованный
| виды изобразительного искусства, жанры изобразительного искусства, предмет изображения, содержание произведения, пейзаж, мотив пейзажа. Пространство, ракурс, точка зрения, линия горизонта, перспектива. Беседа. Графические зарисовки различных вариантов решения пространства на основе анализа произведений мастеров и собственных наблюдений.
| - называть жанры в изобразительном искусстве; - понимать разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; - уметь объяснять, почему изучение развития жанров в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира и ценностной системы в культуре; - уметь рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. - получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве выразительности в изобразительном искусстве; - объяснять понятия: картинная плоскость, точка зрения, линия горизонта, точка схода, вспомогательные линии. - различать высокий и низкий горизонт и характеризовать его как средство выразительности в произведениях изобразительного искусства; - объяснять правила воздушной перспективы; - учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; - приобретать творческий опыт колористического видения и создания живописного образа природы (в котором выражены эмоциональные переживания человека). - называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А. Г. Венецианова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана; - характеризовать особенности понимания красоты отечественной природы в творчестве И. И. Шишкина, И. И. - приобретать навыки наблюдательности, поэтического видения окружающего мира путём создания графических зарисовок; - приобретать навыки рисунка и композиции в процессе создания пейзажных зарисовок. | • умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного искусства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой; • выработка сознательного критического отношения к низким образцам массовой культуры, т. е. к китчу; • осознание своей роли и возможностей в преображении окружающего мира, овладение базовыми знаниями и умениями, алгоритмом операциональных действий при выполнении работы в материале (для украшения своей школы, дома и т. д.); • умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности.
| • воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к творчеству; • развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения; • формирование целостной картины мира средствами изобразительного искусства во всём многообразии его проявлений (графика, живопись , скульптура,и т. д.); • развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров.
| Изучить раздел учебника
|
| |||
30 | Правила перспективы | 1 | Комбини- рованный
| Линейная перспектива, точка зрения, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива. Изображение пейзажа ограниченной палитрой цветов с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы (только черная или белая гуашь). | Изучить раздел учебника
|
| ||||||
31 | Пейзаж - большой мир | 1 | Комбини- рованный
| Пространство картины, формат, высота горизонта, эпический пейзаж, романтический пейзаж. Изображение эпического пейзажа «Дорога в большой мир» или «Путь реки».
| Подобрать материалы для последующей работы. |
| ||||||
32 | Пейзаж -настроение | 1 | Комбини- рованный
| Пейзаж настроения, состояние в пейзаже, колорит, освещение, пленэр, импрессионизм. Создание пейзажа настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. | Изучить раздел учебника
|
| ||||||
33 | Городской пейзаж | 1 | Комбини- рованный
| Городской пейзаж, ведута. Зарисовки города, панорама, коллективное панно. Работа над графическими зарисовками города на темы: «Мой город», «Улица моего детства», «Города, где я бывал». | Изучить раздел учебника
|
| ||||||
34-35 | Выразительные возможности ИЗО | 2 | Комбини- рованный
| Художественное произведение, его мир. Художественный образ, эпоха, стиль, направление в искусстве, творческая индивидуальность художника. Организация итоговой выставки (вернисаж или праздник искусства). Экскурсия по выставке работ года. | Изучить раздел учебника
|
|
2