Календарно-тематическое планирование. 8 класс
№ урока | Дата прове-дения урока | Кол. часов | Тема урока
| Содержание урока | Знания, умения, навыки | Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся | |
«Дизайн и архитектура в жизни человека» | |||||||
1 четверть | «Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры» | 8 часов | |||||
1 |
| 1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции | Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции – все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.) Зрительное равновесие масс в композиции | Основные типы композиций: симметричная, асимметричная, фронтальная и глубинная. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 13-20 | |
2 |
| 1 | Прямые линии и организация пространства | Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Прямые линии – элемент организации плоскостной композиции. | Ритм и движение, разрежённость и сгущённость. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 21-22 | |
3 |
| 1 | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. | Функциональные задачи цвета и конструктивных искусств. Применение локального цвета. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость. Абстрактные форму в искусстве. | Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 23-27 | |
4 |
| 1 | Буква – строка – текст. Искусство шрифта. | Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Искусство шрифта. Буква как знак. Изобразительно-композиционное превращение линии в строку. | Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 29-31 | |
5 |
| 1 | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. | Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность соединения. Образно-информационная цельность. Изображение – образный элемент композиции. Макетирование открытки ( в реальном формате) | Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 33-39 | |
6 |
| 1 | Многообразие форм полиграфического дизайна | Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Графическое макетирование. | Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 41-45 | |
7 |
| 1 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. | Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа. Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве. | Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 49-53 | |
8 |
| 1 | Архитектура – композиционная организация пространства. | Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Композиционная взаимосвязь объектов в макете. | Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57 | |
|
|
|
|
|
|
| |
2 четверть | «Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий» | 8 часов | |||||
9 |
| 1 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях. Композиционная взаимосвязь объектов в макете. | Дизайн проекта: введение монохромного цвета. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57 | |
10 |
| 1 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. | Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Соединение объёмных форм в единое архитектурное сооружение. | Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целостности постройки и домостроительной индустрии. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 58-64 | |
11 |
| 1 | Важнейшие архитектурные элементы здания | Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Использование элементов здания в макете проектируемого объекта. Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания. | Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и т.д.) | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 65-69 | |
12 |
| 1 | Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. | Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции вещи. Схематическая зарисовка. | Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 70-75 | |
13 |
| 1 | Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. | Создание образно-тематической инсталляции. | Сочетание образного и рационального. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 70-75 | |
14 |
| 1 | Роль и значение материала в конструкции. | Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначения вещи. | Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.) | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81 | |
15 |
| 1 | Роль и значение материала в конструкции. | Роль материала в определении формы. Проект «Из вещи – вещь» |
| А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81 | |
16 |
| 1 | Цвет в архитектуре и дизайне. | Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции. | Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.
| А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 83-87 | |
|
|
|
|
|
|
| |
3 четверть | «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» | 12 часов | |||||
18 |
| 1 | Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. | Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Силуэтная зарисовка самых знаменитых построек любого города, создание визитной карточки этого города. | Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 89-101 | |
19 |
| 1 | Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. | Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектурные образы прошлых эпох.
| Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 89-101 | |
20 |
| 1 | Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. | Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Приоритет функционализма. Проблемы урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Образ современного города и архитектурного стиля будущего. | Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 102-109 | |
21 |
| 1 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. | Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Макетно-рельефное моделирование фрагмента города. | Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Цветовая среда. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 111-115 | |
22 |
| 1 | Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. | Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и т.д. | Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 117-119 | |
23 |
| 1 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. | Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест ( театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.) Эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации) | Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 120-125 | |
24-25 |
| 1 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и тд.) | Обучение технологии макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и тд.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и тд.) | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 127-131 | |
26-27 |
| 1 | Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. | Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики. Проектирование архитектурного образа города «Сказочный город» | Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 133-135 | |
28 |
| 1 | Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. | Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики. Проектирование архитектурного образа города «Поселение в космосе» | Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 133-135 | |
4 четверть | «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» | 7 часов | |||||
29 |
| 1 | Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. | Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Фантазийный или реальный проект «Портрет моей комнаты» (фотоколлажная композиция или инсталляция) | Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 143-146 | |
30 |
| 1 | Дизайн и архитектура моего сада. | Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и минипруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т.д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Макетирование фрагмента сада из природных материалов | Сад (английский, французский. Восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 147-153 | |
31 |
| 1 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Создание своего собственного проекта вечернего платья (спортивного костюма) | Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 155-161 | |
32 |
| 1 | Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. | О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде. Создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма «Мы на дискотеке» | Молодёжная субкультура и подростковая мода. Стереотип и кич. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 162-168 | |
33 |
| 1 | Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. | Лик или личина? Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Изменение образа средствами внешней выразительности. | Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173 | |
34 |
| 1 | Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. | Человек как объект дизайна. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика. Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария-проекта «Лучший спортсмен года» или «Мисс Европы» | Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и тд, определяющей форму поведения и контактов в обществе. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173 | |
35 |
| 1 | Моделируя себя – моделируешь мир. | Человек – мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра. | Заключительное занятие. Обобщение темы года. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» |