«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа по геометрии основного общего образования 9 класс

Данная программа состоит из пояснительной записки, в которую входят: нормативно - правовые документы, цель, задачи, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, содержание обучения, учебно-тематический план, результаты изучения предмета, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, дополнительная литература, календарно-тематическое планирование уроков по алгебре.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Мулымская средняя общеобразовательная школа


РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_____________ И.Н.Широкова

Протокол № ___

от «____»________2017 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по учебной работе

_____________ Н.С.Соколова

«____»____________2017 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________ В.П.Широкова

Приказ № ___

от «___»____________2017 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

основного общего образования

9 класс

на 2017-2018 учебный год










Составитель: Соколова Н.С.,

учитель математики, первой квалификационной категории.















п.Мулымья, 2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия – 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

-приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» № 1312 от 09.03.2004 года;

-приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.01.2007г. № 99 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ханты–Мансийского автономного округа–Югры, реализующих программы общего образования»;

-приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22.08.2011г. № 662 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений ХМАО-Югры, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 30.01.2007 № 99»;

-основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Мулымская СОШ (в том числе: учебный план на 2017-2018 учебный год; календарный учебный график на 2017-2018 учебный год).

-локального акта «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».

- приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

- Примерной программой основного общего образования по математике. Математика. Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. -М.: Вентана-Граф, 2008

- Программой общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. Авторы программы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина 3-е изд. М.: Просвещение, 2010.

Программа соответствует учебнику «Геометрия 7 - 9 классы» образовательных учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев – М. Просвещение, 2014 г.

Цели изучения курса геометрии в 9 классе:

  • создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;

  • создание условий для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

  • формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический;

  • формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность;

  • формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных;

  • сформировать понятие основных плоских геометрических фигур и их свойств.

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольников, основанных на теоремах синусов и косинусов. Систематизируются сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной около него. Особое место занимает решение задач на применение формул. Впервые вводятся знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Задачи обучения:

-изучить понятия вектора, движения;

-расширить понятие треугольника, окружности и круга;

-развить пространственные представления и изобразительные умения; освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

-овладеть символическим языком математики, выработать формально-оперативные математические умения и научиться применять их к решению геометрических задач;

-сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умениях, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета геометрия отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов за учебный год.

Содержание обучения


п/п

Тема

Содержание

1

Векторы


Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Цель: научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

2

Метод координат

Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: расширить и углубить представления учащихся о методе координат, развить умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач. Учащиеся должны усвоить, что практическое применение метода координат состоит в том, что вводится подходящим образом прямоугольная система координат, условие задачи записывается в координатах и далее решение задачи проводится с помощью алгебраических вычислений.

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

3

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

4

Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2n-угольника, если дан правильный n-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь – к площади круга, ограниченного окружностью.

5

Движения

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Цель: познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

6

Начальные сведения из стереометрии

Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Пирамида. Цилиндр. Конус. Сфера. Шар.

Цель: дать начальные сведения о стереометрии, геометрических телах и их свойствах.

7

Об аксиомах геометрии

Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

Беседа об аксиомах геометрии. В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

8

Повторение курса геометрии 9 класса

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.


Учебно-тематический план:


Название темы

Кол-во часов

Кол-во КР

1

Повторение курса геометрии 8 класса

2


2

Векторы. Метод координат

18

1

3

Соотношение между сторонами и углами треугольника

12

1

4

Длина окружности и площадь

11

1

5

Движение

8

1

6

Начальные сведения из стереометрии

7

1

7

Об аксиомах геометрии

2


8

Повторение курса геометрии 9 класса

10

1


Итого

70

5


Требования к уровню подготовки

обучающихся 9 класса

знать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова  Т.А. Авторы программы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина 3-е изд. М.: Просвещение, 2010. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 383 -2014.

  2. Геометрия 7 - 9 классы. Учебник для образовательных учреждений с прилож. на CD/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев – М. Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

1. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. / Б. Г. Зив. М.: Просвещение.

2. Н.Ф. Гаврилова Поурочные разработки по геометрии. 9 класс.-М. : ВАКО, 2013.- 320.

3.П.И. Алтынов. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-методическое пособие.- 16-е изд.- М.- Дрофа,2014.- 159 с.

4. Геометрия. 7-9 классы. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л.С. Атанасяна: разрезные карточки / сост. М.А. Иченская.- Волгоград: Учитель, 2006.- 150с.

5. Сборник тематических заданий по геометрии для 9 класса (к учебнику по геометрии Атанасяна Л.С.). / Г.Д. Карташёва. под реакцией А.О. Татура. – М.: «Интеллект-Центр». 2005. – 136 с


Используемые ИНТЕТНЕТ-ресурсы

http://www.mathvaz.ru/rprogram.php


























Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Мулымская средняя общеобразовательная школа




Календарно-тематическое планирование уроков по геометрии


Учитель: Соколова Н.С.

Класс: 9

Учебный год: 2017-2018

Количество часов: всего -70 часов, в неделю - 2 часов.

Плановых контрольных работ (тематических) - 5

Итоговая контрольная работа - 1

Планирование составлено на основе: федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике.

Уровень изучения предмета – базовый.

Планирование составлено по учебнику: Атанасян Л.С. Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе.- М.: Просвещение, 2014.






























№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Хар-ка видов деят-ти

Домашнее задание

Дата

план

факт

Повторение курса геометрии 8 класса (2 часа)

1

Повторение по теме: «Треугольники»

1

Классификация треугольников по углам, сторонам.

Элементы треугольника.

Признаки равенства тре­угольников.

Прямоугольный треугольник.

Теорема Пифагора

Знать: классификацию треугольников по углам и сторонам; формулировку трех признаков равенства треугольников; свойства равнобедренного и прямо­угольного треугольника. Уметь: применять вышеперечисленные факты при решении геометрических задач; находить стороны пря­моугольного треугольника по теореме Пифагора


Карточка

5.09


2

Повторение по теме: «Четырехуголь-ники»

1

Параллелограмм, его свойства и признаки.

Виды параллелограммов и их свойства и признаки.

Трапеция, виды трапеций

Знать: классификацию параллелограммов; определения параллело­грамма, ромба, прямо­угольника, квадрата, трапеции. Уметь: формулировать их свойства и признаки; применять определения, свойства и признаки при решении задач; изображать чертеж по условию задачи

ФО, МД

Карточка

7.09


Векторы. Метод координат (18 часов)

3

Понятие вектора. Равенство векторов

1

Вектор. Длина вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы

Знать определение вектора и равенства векторов.

Уметь обозначать и изображать векторы, изображать вектор, равный данному..


П.76-78

№741,743,747



4

Сумма двух векторов. Закон сложения

1

Сложение векторов. Законы сложения. Правило треугольника. Правило параллелограмма.

Знать: законы сложения, определения суммы, правило треугольника, правило параллелограмма.

Уметь: строить вектор, равный сумме двух векторов, используя правила треугольника, параллелограмма, формулировать законы сложения

ФО

п. 79,80

№ 753, 762(б,в),

764(а)



5

Сумма нескольких векторов

1

Правило многоугольника

Знать: понятие суммы двух и более векторов

Уметь: строить сумму нескольких


п. 81

№760.761,765



6

Вычитание векторов

1

Разность двух векторов. Противоположный вектор

Знать: понятие разности двух векторов, противоположного вектора.

Уметь: строить вектор, равный разности двух векторов, двумя способами


п. 82

вопросы 12,13

№ 757,762(д),

763(а,г)



7

Умножение вектора на число

1

Умножение вектора на число. Свойства умножения

Знать: определение умножения вектора на число, свойства. Уметь: формулировать свойства, строить вектор, равный произведению вектора на число, используя определение


П.83 в.14-17

№775,781(б,в), 776(а,в)



8

Умножение вектора на число

1

Свойства умножения вектора на число

Уметь решать задачи на применение свойств умножения вектора на число

СР

№782, 784(а,б), 787



9

Применение векторов к решению задач

1

Задачи на применение векторов

Уметь: решать геометрические задачи на алгоритм выражения вектора через данные вектора, используя правила сложения, вычитания и умножения вектора на число


П.84 №789, 790, 805



10

Средняя линия трапеции

1

Понятие средней линии трапеции. Теорема о средней линии трапеции

Знать определение средней линии трапеции.

Понимать: существо теоремы о средней линии трапеции и алгоритм решения задач с применением этой теоремы

ФО

П.85, в. 19,20 №793,794,798



11

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1

Координаты вектора. Длина вектора. Теорема о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам

Знать и понимать: существо леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам.

Уметь: проводить операции над векторами с заданными координатами

УО

П.86. в. 1-3

№911(в,г),

916(в,г), 915



12

Координаты вектора

1

Координаты вектора, правила действия над векторами с заданными координатами

Знать: понятие координат вектора, координаты суммы и разности векторов, произведение вектора на число.

Уметь: решать простейшие задачи методом координат

ФО

П. 87, в. 7-8

№920, 919, 921(б,в)



13

Координаты вектора

1

Действия над векторами

СР

№926(б,г), 930



14

Простейшие задачи в координатах

1

Координаты вектора, координаты середины отрезка, расстояние между двумя точками

Знать: формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками.

Уметь: решать геометрические задачи с применением этих формул

МД

П. .88. №937

940,935



15

Простейшие задачи в координатах

1

СР

П.89, №932



16

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности

1

Уравнение окружности

Знать: уравнение окружности.

Уметь: решать задачи на определение координат центра окружности и его радиуса по заданному уравнению окружности.

Уметь: составлять уравнение окружности, зная координаты центра и точки окружности

ФО

П.90,91, №947, 959, 970



17

Уравнение прямой

1

Уравнение прямой

Знать: уравнение прямой.

Уметь: составлять уравнение прямой по координатам двух ее точек

Проверка домашней работы

П.92, №972(а,б), 974(а),979



18

Уравнение окружности и прямой

1

Уравнение окружности и прямой

Знать: уравнение окружности и прямой

Уметь: изображать окружности и прямые, заданными уравнениями, решать простейшие задачи в координатах.

СР

П.91-92

№980,986



19

Решение задач по теме «Метод координат»

1

Задачи по теме «Метод координат»

Знать: правила действия над векторами с заданными координатами(суммы, разности, произведения вектора на число); формулы координат вектора через координаты его начала и конца, координаты середины отрезка, формулу длины вектора по его координатам; формулу нахождения расстояния через их координаты; уравнения окружности и прямой.

Уметь: решать простейшие геометрические задачи, пользуясь указанными формулами

Проверка задач самостоятельного решения

П.86-92, №990,995



20

Контрольная работа №1 по теме «Метод координат»

1

Контроль и оценка знаний и умений

Уметь решать простейшие задачи методом координат, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами

К.Р. №1

Нет



Соотношение между сторонами и углами треугольника (12 часов)

21

Синус, косинус и тангенс угла

1

Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс углов от 0 до 180

Знать: определение синуса, косинуса и тангенса углов от 0 до 180, формулы для вычисления координат точки, основное тригонометрическое тождество.

Уметь: применять тождество при решении задач на нахождение одной тригонометрической функции через другую.

УО

П.93-95

№1011, 1014, 1015(б, г)



22

Синус, косинус и тангенс угла

1

Формулы для вычисления координат точки

Знать: формулу основного тригонометрического тождества, простейшие формулы приведения.

Уметь: определять значения тригонометрических функции для углов от 0 до 180 по заданным значением углов; находить значения тригонометрических функции по значению одной из них

ФО

№1013(б, в)

1017(а, в)

1019(а, в)



23

Теорема о площади треугольника

1

Формулы, выражающие площадь треугольника через две стороны и угол между ними

Знать: формулу площади треугольника:

Уметь: реализовывать этапы доказательства теоремы о площади треугольника, решать задачи на вычисление площади треугольника

СР

П.96

№1018(б)

1020(б,в)

1023



24

Теорема синусов

1

Теорема синусов. Примеры применения теоремы для вычисления элементов треугольника

Знать формулировку теоремы косинусов.

Уметь: проводить доказательство теоремы и применять ее при решении задач

УО

П.97, в.7-8

№1025(г, д)



25

Теорема косинусов

1

Теорема косинусов. Примеры применения

Знать: формулировку теоремы косинусов.

Уметь: проводить доказательство теоремы и применять ее для нахождения элементов треугольника

СР

П.98

№1024(б)

1032



26

Соотношение между сторонами и углами треугольника

1

Задачи на использование теорем синусов и косинусов

Знать: основные виды задач.

Уметь: применять теоремы синусов и косинусов, выполнять чертеж по условию задачи

СР

П.99

№ 1057,1028



27

Соотношение между сторонами и углами треугольника

1

Решение треугольников

Знать: способы решения треугольников.

Уметь: решать треугольники по двум сторонам и углу между ними; по стороне и прилежащей к ней углам; потрем сторонам

СР

П.96-99

№1034, 1036



28

Решение треугольников. Измерительные работы.

1

Методы решения задач, связанные с измерительными работами

Знать: методы проведения измерительных работ.

Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, применять теоремы синусов и косинусов при выполнении измерительных работ на местности

Индивид.опрос., проверка задач самостотельного решения

П.100

№ 1060(г)

1061(б)

1037



29

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

1

Понятие угла между векторами, скалярного произведения векторов и его свойства, скалярный квадрат вектора

Знать: что такое угол между векторами, определение скалярного произведения векторов, условия перпендикулярности ненулевых векторов.

Уметь: изображать угол между векторами, вычислять скалярное произведение.

ФО

П.101,102

№1039(в)

1040(б)

1042(а,в)



30

Скалярное произведение векторов в координатах

1

Понятие скалярного произведения векторов в координатах и его свойства

Знать: теорему о скалярном произведении двух векторов и ее следствия.

Уметь: доказывать теорему, находить углы между векторами, используя формулу скалярного произведения в координатах

СР

П.103,104

В.17-20

№1049



31

Решение треугольников. Скалярное произведение векторов

1

Задачи на применение теорем синусов и косинусов и скалярного произведения векторов

Знать: формулировки теоремы синусов, теоремы косинусов, теоремы о нахождении площади треугольника, определении скалярного произведения и формулы в координатах.

Уметь: решать простейшие планиметрические задачи

Проверка задач самостоятельного решения

№1050,

1059



32

Контрольная работа №2 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

1

Контроль и оценка знаний по теме

Уметь решать геометрические задачи с использованием тригонометрии

К.Р №2

Нет



Длина окружности и площадь круга (11 часов)

33

Правильные многоугольники

1

Понятие правильного многоугольника. Формула для вычисления угла правильного n-угольника

Знать: определение правильного многоугольника, формулу для вычисления угла правильного n-угольника

Уметь: выводить формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач


Проверка задач самостоятельного решения

П.105

№1081(а,д)

1083(г)

1084(д)



34

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

1

Теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанного в него

Знать: формулировку теорем и следствия из них

Уметь: проводить доказательства теорем и следствия из теорем и применять их при решении задач


ФО

П.106,107

№1087,1088



35

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

Формулы, связывающие площадь и сторону правильного многоугольника с радиусами вписанной и описанной окружностей.

Знать: формулу площади. Стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной окружности.

Уметь: применять формулы при решении задач


ТО

п.108

№1093



36

Правильные многоугольники

1

Задачи на построение правильных многоугольников

Уметь: строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки

ПР

№1092

1097



37

Правильные многоугольники

1

Задачи по теме «Правильные многоугольники»

Уметь: решать задачи на применение формулы для вычисления площади, стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности

СР

№1095

1098(а,б)



38

Длина окружности

1

Формула длины окружности. Формула длины дуги окружности

Знать: формулу длины окружности и ее дуги.

Уметь:

Применять формулы при решении задач


П.110

№ 1101(2,4,6)

1108



39

Длина окружности. Решение задач

1

Задачи на применение формул длины окружности и длины дуги окружности

Знать формулы.

Уметь: выводить формулы длины окружности и длины дуги окружности, применять формулы для решения задач

СР

№1106, 1107, 1109



40

Площадь круга и кругового сектора

1

Формулы площади круга и кругового сектора

Знать: формулы площади круга и кругового сектора, иметь представление о выводе формулы. Уметь: находить площадь круга и кругового сектора

ФО

П.111,112

№ 1114,

1116(а,б)

1117(а,в)



41

Площадь круга. Решение задач

1

Задачи на применение формул площади круга и кругового сектора

Знать: формулы.

Уметь: решать задачи с применением формул

СР

№1121,

1123, 1124



42

Решение задач по теме «длина окружности. Площадь круга

1

Длина окружности.

Площадь круга

Использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности

ФО

№1125, 1127,1128



43

Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности. Площадь круга».

1

Контроль и оценка знаний и умений

Знать: формулы длины окружности, дуги окружности, площадь круга и кругового сектора.

Уметь: решать простейшие задачи с использованием этих формул.

КР №3

Нет



Движение (8 часов)


44

Понятие движения

1

Понятие отображения плоскости на себя и движение

Знать: понятие отображения на плоскости на себя и движения

Уметь: выполнять построение движений, осуществлять преобразования фигур

ФО

Пю113,114

№1149(б)

1148(в)



45

Понятие движения

1

Осевая и центральная симметрия

Знать: осевую и центральную симметрию.

Уметь: распознавать по чертежам, осуществлять преобразования фигур с помощью осевой и центральной симметрии

СР

П.115

1159, 1160, 1161



46

Понятие движения

1

Свойства движения

Знать: свойства движения.

Уметь:

Применять свойства движения при решении задач

ФО

№1153,1152(а)



47

Параллельный перенос

1

Движение фигур с помощью параллельного переноса

Знать: основные этапы доказательства, что параллельный перенос есть движение.

Уметь: применять параллельный перенос при решении задач

СР

№1162, 1164,1167



48

Поворот

1

Поворот

Знать: определение поворота.

Уметь: доказывать, что поворот есть движение, осуществлять поворот фигур

ФО

№1166(б) 1170



49

Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот»

1

Движение фигур с помощью параллельного переноса и поворота

Знать: определение параллельного переноса и поворота.

Уметь: осуществлять параллельный перенос и поворот

СР

№1171



50

Решение задач по теме «Движение»

1

Задачи с применением движения

Знать: вес виды движений

Уметь: выполнять построение движений с помощью циркуля и линейки

Проверка задач самост. решения

№1172, 1174(б)

1183



51

Контрольная работа №4 по теме «Движение».

1

Контроль и оценка знаний и умений

Уметь решать задачи по теме «Движение»

К.Р №4

Нет



Начальные сведения из стереометрии (7 часов)

52

Предмет стереометрия. Многогранник. Призма

1

Предмет стереометрия. Геометрические тела и поверхности. Многогранники. Вершины, грани, диагонали многогранника. Призма

Знать: сведения о телах и поверхностях в пространстве, определения многогранника, W-угольной призмы.

Уметь: изображать многогранники и распознавать их.

УО

П.118,119,120

№1186



53

Параллелепипед

1

Параллелепипед. Прямой параллелепипед. Прямоугольный параллелепипед. Свойство диагоналей параллелепипеда. Виды сечений параллелепипеда

Знать: определения

Уметь: строить сечения параллелепипеда

ПР

П.121

№1189(б)

1192(б)



54

Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда

1

Понятие объема. Свойства объемов. Принцип Кавальери. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем призмы.

Знать: свойства объемов тел, свойства прямоугольного параллелепипеда, формулы для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда и призмы; в чем заключается принцип Кавальери

Уметь: находить объем прямоугольного параллелепипеда и призмы


П.122,123

№ 1196,

1200(б)



55

Пирамида

1

Пирамида. Правильная пирамида. Высота, апофема пирамиды. Объем пирамиды

Знать: какой многогранник называется пирамидой, какая пирамида является правильной; что такое высота и апофема пирамиды; формулу для вычисления объема пирамиды.

Уметь: изображать и распознавать пирамиду и строить сечения; находить объем пирамиды

ФО

П.124,

№1203,

1211(б),1212



56

Цилиндр

1

Цилиндр. Боковая поверхность цилиндра. Развертка боковой поверхности. Формулы объема и площади поверхности цилиндра

Знать: какое тело называется цилиндром, что такое ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, образующие цилиндра; формулу объема цилиндра; формулу площади боковой поверхности цилиндра.

Уметь: объяснять, как получается развертка боковой поверхности цилиндра; использовать формулы объема цилиндра и площади боковой поверхности при решении задач; изображать и распознавать на чертеже

УО

П.125.

№1214(в)

1215(в,г).

1217



57

Конус

1

Конус. Ось, высота, основание, образующая боковая поверхность конуса. Формулы объема конуса и площади боковой поверхности конуса

Знать: какое тело называется конусом; что такое ось, высота, основание, боковая поверхность, образующие конуса; что представляет собой развертка боковой поверхности конуса; формулы объема и площади боковой поверхности конуса.

Уметь: распознавать и изображать конус; применять формулы при вычислении объема и площади боковой поверхности конуса

ФО

П.127

№1220(б),1223



58

Сфера и шар

1

Сфера. Шар. Центр, радиус, диаметр сферы. Объем шара. Площадь сферы

Знать: что называется сферой и что такое ее центр, радиус, диаметр; какое тело называется шаром; формулы объема шара и площади сферы.

Уметь: распознавать и изображать на чертеже; вычислять объем шара и площадь сферы


П.127

№1226(б,в)

1229,1231



Аксиомы планиметрии (2 часа)

59

Об аксиомах планиметрии

1

Аксиоматический метод. Система аксиом

Знать: неопределенные понятия и систему аксиом как необходимые утверждения при создании геометрии


Подготовить мини-доклады



60

Об аксиомах планиметрии

1

Система аксиом

Знать: основные аксиомы планиметрии, иметь представление об основных этапах развития геометрии

Мини-доклады

Повторить п.15,17,19,20,34,52.59,60,61,63



Повторение курса геометрии 9 класса (10 часов)

61

Повторение по теме «Треугольники»

1

Равенство и подобие треугольников, сумма углов треугольников, равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, формулы выражающие площадь треугольника через 2 стороны и угол между ними, через периметр, и радиус вписанной окружности, формула Гейрона

Знать и уметь: применять при решении задач основные соотношения между сторонами и углами треугольника; формулы площади треугольника

УО

Повторить

П. 97, 98, 72-75



62

Повторение по теме «Треугольники»

1

ФО, СР

Карточка



63

Повторение по теме «Окружность»

1

Окружность и круг. Касательная и окружность. Окружность, описанная около треугольника и вписанная в треугольник

Знать: формулы длины окружности и дуги, площади круга и сектора.

Уметь: решать геометрические задачи, опираясь на свойства касательных и окружности, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат.

УО

Повторить п.105-107

Карточка



64

Повторение по теме «Четырехуголь-ники»

1

Прямоугольник, параллелограмм, ромб, квадрат, трапеция

Знать: виды четырехугольников и из свойства, формулы площадей.

Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, решать простейшие задачи по теме «Четырехугольники»

УО

Повторить п.105-109

Карточка



65

Повторение по теме «Четырехуголь-ники»

1

ФО, МД

Карточка



66

Повторение по теме «Четырехуголь-ники»

1

СР

Карточка



67

Повторение по теме «Четырехуголь-ники»

1

Четырехугольник, вписанный и описанный около окружности. Правильные многоугольники

Знать: свойства сторон четырехугольника, описанного около окружности;

свойства углов вписанного четырехугольника

Уметь: решать задачи, опираясь на эти свойства

УО

Повторить п.68-75

Карточка



68

Повторение по теме «Метод координат»

1

Вектор. Длина вектора. Сложение векторов, свойства сложения. Умножение вектора на число и его свойства. Коллинеарные векторы

Уметь проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами

ФО

Повторить п.87-92

Карточка



69

Итоговая контрольная работа

1

Контроль знаний и умений

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

К.Р №6

Нет



70

Решение вариантов ОГЭ

1

Систематизация ЗУН учащихся. Решение задач

Уметь: решать задачи


Нет





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее