«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа по геометрии 9 класс

Рабочая программа по геометрии(расширенный уровень)расчитана на 3ч в неделю

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Планируемые результаты изучения учебного предмета

  1. Векторы

Учащийся научится:

  1. оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

  2. находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;

  3. вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Учащийся получит возможность:

  1. овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;

  2. приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».


  1. Метод координат

Учащийся научится:

  1. вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

  2. использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Учащийся получит возможность:

  1. овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;

  2. приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».


  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника

Учащийся научится:

    1. оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

    2. решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

Учащийся получит возможность:

      1. применять тригонометрический аппарат при решении задач, вычислять координаты точки с помощью синуса, косинуса и тангенса угла;

      2. приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач;


  1. Длина окружности и площадь круга

Учащийся научится:

  1. вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

  2. решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

Учащийся получит возможность:

  1. решать задачи-исследования на применение, самостоятельно выбирать рациональный способ решения заданий;

  2. вычислять площади фигур, составленных их двух или более прямоугольников,

параллелограммов, треугольников, круга и сектора.

  1. Движения

Учащийся научится:

          1. оперировать с начальными понятиями движения;

          2. решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

Учащийся получит возможность:

1. строить образы фигур при симметриях, параллельном переносе и повороте;

        1. приобрести опыт применения идей движения при решении геометрических задач;

        2. овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование.



  1. Об аксиомах геометрии

Учащийся научится:

          1. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

          2. понимать аксиоматическое построение геометрии, основные аксиомы евклидовой геометрии, геометрии Лобачевского.



  1. Начальные сведения из стереометрии

Учащийся научится:

            1. иметь представления о простейших многогранниках, телах и поверхностях в пространстве; применять формулы для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.

  1. Итоговое повторение. Решение задач.



Основное содержание программы

  1. Вводное повторение (3ч.)

  2. Векторы (14ч.)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

Основная цель: научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.

  1. Метод координат (15ч.)

Координаты вектора. Простей­шие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель: познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (21ч.)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косину­сов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель: развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

  1. Длина окружности и площадь круга (14ч.)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель: расширить знание учащихся о много­угольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

  1. Движения (9ч.)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. На­ложения и движения.

Основная цель: познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

  1. Об аксиомах геометрии (2ч.)

Из истории геометрии: «Начала» Евклида. История пятого постулата Евклида. Н.И Лобачевский, Л. Эйлер, Фалес, Пифагор.

Основная цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

  1. Начальные сведения из стереометрии (9ч.)

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объёмов.


  1. Итоговое повторение. Решение задач (15ч.)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам.

Основная цель: повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7-9 класс. Подготовка к ОГЭ



«Учебно-тематический план»


№ п/п

Тема раздела

Количество часов

В том числе

Контрольные работы

1

Вводное повторение

3

-

2

Векторы

14

1

3

Метод координат

15

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

21

1

5

Длина окружности и площадь круга

14

1

6

Движения

9

1

7

Об аксиомах геометрии

2

-

8

Начальные сведения из стереометрии

9

-

9

Итоговое повторение. Решение задач

15

1


ИТОГО

102 ч

6



«График проведения контрольных работ»


№ п/п

Тема

Плановые сроки

Фактические сроки (коррекция)

1

Контрольная работа № 1 по теме «Векторы»

08.10-12.10


2

Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат».

19.11-23.11


3

Контрольная работа №3 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

21.01-25.01


4

Контрольная работа № 4 «Длина окружности и площадь круга».

25.02-01.03


5

Контрольная работа № 5 по теме «Движения».

18.03-22.03


6

Итоговая контрольная работа

13.05-17.05


тематическое планирование


№ уроков

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Вводное повторение (3ч.)

Вводное повторение курса 7-8 касса

03.09-07.09


Решение задач по готовым чертежам. Обобщение курса 8 класса


Решение задач за курс 8 класс.


Векторы (14ч.)

Понятие вектора. Равенство векторов.

10.09-14.09


Откладывание вектора от данной точки.


Сумма двух векторов. Законы сложения.


Сумма нескольких векторов.

17.09-21.09



Разность векторов.


Решение задач по теме «сложение и вычитание векторов»


Умножение вектора на число.

24.09-28.09


Применение векторов к решению задач.


Отработка навыка решения задач на применение векторов.


Средняя линия трапеции.

01.10-05.10



Средняя линия трапеции. Теорема о средне линии трапеции


Решение задач по теме средняя линия трапеции


Обобщающий урок по теме «Векторы»

08.10-12.10


Контрольная работа № 1 по теме «Векторы»


Метод координат (15ч.)

Анализ контрольной работы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

08.10-12.10


Координаты вектора.

15.10-19.10



Координаты вектора. Решение задач


Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.


Координаты середины отрезка

22.10-26.10


Вычисление длины вектора по его координатам


Формула расстояния между точками


Уравнение линии на плоскости.

29.10-2.11



Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке


Уравнение прямой. Решение задач


Уравнение прямой. Решение задач

12.11-16.11




Решение задач по теме «уравнение прямой и уравнение окружности»


Закрепление темы уравнения прямой и окружности.


Обобщающий урок по теме «Метод координат»

19.11-23.11


Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат».


Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (21ч.)

Анализ контрольной работы. Синус, косинус и тангенс угла.

19.11-23.11


Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

26.11-30.11


Выполнение упражнений по теме «Синус, косинус и тангенс угла».


Решение прямоугольных треугольников


Теорема о площади треугольника.

03.12-07.12


Площадь параллелограмма


Теорема синусов.


Теорема косинусов.

10.12-14.12



Примеры применения теорем для вычисления элементов треугольника. Решение треугольников


Решение треугольников.


Задачи на отработку навыка решения треугольников.

17.12-21.12


Решение задач на использование теоремы синусов и косинусов


Решение задач на применение соотношения сторон и углов треугольника


Угол между векторами.

24.12-28.12


Скалярное произведение векторов.


Свойства скалярного произведения векторов.


Применение скалярного произведения векторов при решении задач.

14.01-18.01


Применение скалярного произведения векторов при решении задач.


Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».


Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.»

21.01-25.01


Контрольная работа №3 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»



Длина окружности и площадь круга (14ч.)

Правильный многоугольник.

21.01-25.01


Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник.

28.01-01.02





Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.


Решение задач по теме: «правильный многоугольник»


Построение правильных многоугольников.

04.02-08.02


Задачи на построение


Длина окружности.


Длина окружности. Решение задач

11.02-15.02



Площадь круга и кругового сектора


Закрепление темы «Площадь круга и кругового сектора».


Решение задач по теме «Длина окружности»

18.02-22.02


Решение задач по теме «Площадь круга».


Решение задач по теме «Площадь кругового сектора».


Контрольная работа № 4 «Длина окружности и площадь круга».

25.02-01.03


Движения (9ч.)



Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя.

25.02-01.03


Понятие движения.


Свойства движения. Решение задач на движение

04.03-08.03


Параллельный перенос.


Решение задач по теме «Параллельный перенос».


Поворот.

11.03-15.03


Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот»


Обобщающий урок по теме «Движения».


Контрольная работа № 5 по теме «Движения».

18.03-22.03


Об аксиомах геометрии (2ч.)

Об аксиомах планиметрии

18.03-22.03


Система аксиом, этапы развития геометрии


Начальные сведения из стереометрии (9ч.)

Предмет стереометрии. Многогранник, призма

1.04-5.04



Параллелепипед и его свойства


Пирамида, объем тела


Свойства прямоугольного параллелепипеда

8.04-12.04


Решение задач по теме «Многогранники»


Тела и поверхности вращения. Цилиндр


Тела и поверхности вращения. Конус

15.04-19.04


Тела и поверхности вращения. Сфера и шар


Решение задач по теме «Тела и поверхности вращения»


Итоговое повторение. Решение задач (15ч.)

Векторы

22.04-26.04



Решение треугольников


Окружность


Четырехугольники

29.04-3.05


Треугольники. Признаки равенства треугольников.


Треугольники. Признаки подобия треугольников.


Смежные и вертикальные углы

06.05-10.05



Площадь


Равнобедренный треугольник


Отрезок и угол

13.05-17.05



Итоговая контрольная работа


Задачи на построение


Решение задач из тестов ОГЭ

20.05-24.05


Решение задач из тестов ОГЭ


Итоговое повторение курса 7-9 класса



















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее