ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по географии в 6 «Б» классе (обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственноотсталые)), составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 26.07.2019 года)
Адаптированной образовательной программы ГБОУ РО Азовской школы-интерната, утвержденной приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 237с изменениями.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Учебного плана ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2019-2020 учебный год.
Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу ГБОУ РО Азовской школы-интерната.
7. Рабочая программа составлена на основе программы для курса географии для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ (к комплекту учебников под руководством Т.М. Лифановой, Е.Н. Соломиной, География, 6 класс : учеб.для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы : с приложением. – 10 –е издание, Москва, Просвещение, 2017,включённого в Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Формирование основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | -Образовательная - дать элементарные научные и систематические сведения о единстве природы, её разнообразии и сложности протекающих в ней процессов. Показать особенности взаимодействия человека и природы. Помочь усвоить правила поведения в природе. -Воспитательная - воспитание гражданственности, интереса к предмету, сознательного отношения к географии, как средству познания окружающего мира и получения знаний о разных сферах деятельности. -Развивающая – развитие познавательных процессов, развитие умения анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. -Коррекционная - работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета, корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация). |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА. | Учебный предмет «География» является составной частью предметной области «Естественно-научные предметы (Естествознание)» Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования предусматривает изучение предмета «География» в перечне обязательных предметов. В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение географии в 6-б классе отводится 2 часов в неделю, всего 70 часов в год. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2019-2020 учебный год, утвержденным приказом № ___ от 30.08.2019, рабочая программа составлена на 67 часов в год с учетом выходных и праздничных дней.
|
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЁ СОДЕРЖАНИЯ | В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей слабослышащих обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены практические работы. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | |
РАЗДЕЛ 1.Введение. | ||
- объяснять, для чего изучают географию - использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных задач. | - анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
| |
РАЗДЕЛ 2.Ориентирование на местности. | ||
-Определять горизонт, линию горизонта, стороны горизонта. Пользоваться компасом, знать правила пользования им. Ориентироваться по Солнцу, местным признакам и природным объектам. | - ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
| |
РАЗДЕЛ 3.Формы поверхности Земли. | ||
-Называть и показывать равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы, различие по высоте. Землетрясения. Извержение вулканов.
| -выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.
| |
Раздел 4. РАЗДЕЛ 4.Вода на Земле . | ||
-Расширение знаний о воде в природе. Роднике, его образован. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки.Озера, водохранилища, пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
| -Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
| |
РАЗДЕЛ 5. План и карта. | ||
-читать планы местности; ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать условные цвета и знаки географической карты; составлять описания объектов с опорой на карту и картины.
| -показать на карте объекты, обозначать их на контурной карте.
| |
РАЗДЕЛ 6. Земной шар.
| ||
- Давать краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планетах, Форма Земли. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. -Показывать и называть материки на глобусе и карте полушарий - Получить понятие о климате, его отличии от погоды, основных типах климата. Поясах освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
| -Рассказать о Первом кругосветном путешествии, о Первом русском кругосветном путешествии. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи)
| |
РАЗДЕЛ 7. Карта России. | ||
-называть и показывать основные географические объекты России, знать географическое положение нашей Родины на карте мира, моря, омывающие Россию, острова и полуострова, крупнейшие реи, озёра России, уметь наносить на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых России. | -определять географические координаты крайних точек России, направления течения основных рек России, соленость и глубину морей. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ п/п | Раздел (тема) программы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1. | РАЗДЕЛ 1. Введение. | 4 часа | Знакомство с курсом географии 6 класса, набором карт, формулировка целей курса, Знакомство с учебником: изучение и анализ иллюстраций. Работа с учебником. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы. |
2.
| РАЗДЕЛ 2. Ориентирование на местности. Практическая работа №1-Зарисовка линии, сторон горизонта. Практическая работа №2 Схематическая зарисовка компаса. Тестирование по разделу | 5часов | Знакомство с компасом, сторонами горизонта, способами ориентирования на местности, работа с компасом, выполнение практических работ, работа с учебником, ответы на вопросы учителя, работа с тестом. |
3.
|
РАЗДЕЛ 3. Формы поверхности Земли. Практическая работа №3 Зарисовка различных форм земной поверхности.
|
3 часа
| Знакомство с понятиями «горы», «равнины», работа с презентациями (просмотр и ответы на вопросы), описание строения вулкана, работа с учебником и тетрадью, показ на карте различных форм земной поверхности, выполнение практической работы. |
4.
|
РАЗДЕЛ 4. Вода на Земле. Практическая работа №4 Зарисовка реки, озера, родника, болота. Практическая работа №5 Показ на физической карте России различных водоемов. Контрольная работа по разделу. |
11 часов
| Работа с презентациями о значении воды на Земле, её охране от загрязнений, работа с иллюстрациями учебника, ответы на вопросы учителя , выполнение практических работ, знакомство понятиями «озеро», «болото», « части реки», выполнение контрольной работы по разделу. |
5.
| РАЗДЕЛ 5. План и карта. Практическая работа №6 Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Практическая работа №7 Вычерчивание простейших планов. Тестирование по разделу.
| 8 часов
| Знакомство с рисунком и планом предмета. План и масштаб. План класса. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Условные знаки физической карты. Использование плана в практической деятельности человека. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. Работа с картой и планом, выявление сходства и различия, ответы на вопросы, выполнение практических работ, работа с тестом. |
6. |
РАЗДЕЛ 6. Земной шар. Практическая работа №8 Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Практическая работа №9 Оформление таблицы названий океанов и материков. Практическая работа №10 Обозначение на контурной карте материков и океанов. Тестирование по разделу |
18 часов |
Знакомство со сведениями о Земле, Солнце, Луне. Работа с глобусом - моделью Земного шара.( Земная ось, экватор, полюса). Физической картой полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия. Африка. Материки: Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Выполнение практических работ, работа с учебником, тестами и картой. |
7. | РАЗДЕЛ 7. Карта России. Практическая работа №11 Обозначение границ России, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России. Практическая работа №12 Путешествия по нашей стране (по карте). Контрольная работа по итогам года. | 18 часов | Знакомство с географическим положением России, границами страны, обозначение границ на контурной карте, краткая характеристика рек России и озёр, работа с презентациями, работа в тетради, ответы на вопросы учебника, выполнение практических работ и тестирования по разделу «Карта России» |
Формы организации учебных занятий.
-Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
-Урок овладения новыми знаниями или формирование первоначальных навыков.
-Урок комплексного применения знаний и умений.
-Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
-Урок контроля знаний и умений.
-Урок коррекции знаний, умений и навыков.
-Урок комбинированный.
-Урок решения практических задач.
-Урок – учебная экскурсия.
-Урок – путешествие.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
№ п/п | Название контрольных работ | Дата проведения |
1. | Тестирование по разделу «Ориентирование на местности» | 01.10. |
2. | Контрольная работа по разделу «Вода на Земле» | 29.11. |
3. | Тестирование по разделу «План и карта» | 27.12. |
4. | Тестирование по разделу «Земной шар» | 13.03. |
5. | Итоговое тестирование. | 29.05. |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
№ п/п | Название практических работ | Дата проведения |
1. | Практическая работа №1- Зарисовка линии, сторон горизонта | 20.09. |
2. | Практическая работа №2- Схематическая зарисовка компаса. | 24.02. |
3. | Практическая работа №3- Зарисовка различных форм земной поверхности. | 11.10. |
4. | Практическая работа №4- Зарисовка реки, озера, родника, болота. | 12.11. |
5. | Практическая работа №5 - Показ на физической карте России различных водоемов. | 26.11. |
6. | Практическая работа №6 - Вычерчивание простейших планов. | 06.12. |
7. | Практическая работа №7 –Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. | 20.12. |
8. | Практическая работа №8 - Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. | 24.01. |
9. | Практическая работа №9 - Оформление таблицы названий океанов и материков. | 04.02. |
10. | Практическая работа №10 - Обозначение на контурной карте материков и океанов. | 11.02. |
11. | Практическая работа №11 - Обозначение границ России, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России. | 31.03. |
12. | Практическая работа №12 - Путешествия по нашей стране (по карте). | 19.05. |