«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по географии для 5 класса (обучающиеся с задержкой психического развития)

рабочая программа по географии и календарно-тематическое планирование по географии для обучающихся с задержкой психического развития.5 класс.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа № 7»


РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению

методическим объединением учителей естественно-математического цикла классов детей задержкой психического развития

ГКОУ РО Азовской школы № 7

протокол № 1 от «_____» августа 2020


Руководитель _______ / Л.П. Гуренко


УТВЕРЖДАЮ

директор ГКОУ РО Азовской школы №7



____________ / И.П. Попова



Приказ №____ от «___» ___________2020





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«География»

5-А класс

(уровень основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития)



на 2020-2021 учебный год



Составитель: Гуровская Оксана Владимировна, учитель высшей категории.











г. Азов

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 5-а класса (обучающиеся с задержкой психического развития) разработана на основе примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений и авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - Москва: Просвещение, 2019 год; допущенных Министерством образования и науки РФв соответствии с

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 08.06.2020 года),

2.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями на 31.12.2015 года).

и на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».

- Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».

- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы № 7.

- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2020-2021 учебный год.

- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2020-2021 учебный год.

- Положения о рабочей программе учителя учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.

Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:

-А.И.Алексеев, В,В.Николина, Е.К.Липкина. География.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 9-е издание, Москва, Просвещение, 2020.

-Атлас по географии для 5 класса.

-В.В.Николина. География. 5-6 классы. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.

-С.П.Дубинина. География. 5-6 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.















ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества—

географической картой, пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Образовательная - знакомство с предметом «география», основными географическими понятиями физической географии, планом, картой, географическими открытиями и путешествиями, оболочками Земли и их взаимосвязями.

-Воспитательная -воспитание гражданственности, интереса к предмету, сознательного отношения к географии, как средству познания окружающего мира и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности.

-Развивающая– развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Учебный предмет «География» является составной частью предметной области «Естественно-научные предметы (Естествознание)»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на изучение географии в 5-а классе отводится 1 час в неделю.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2020-2021 учебный год, утвержденными приказом от _____________ № ______, рабочая программа составлена на 32 часа с учетом выходных и праздничных дней.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

В рабочую программу внесены некоторые изменения, а именно: тема «Географические координаты» изучается 2 часа для лучшего усвоения обучающимися, в теме «Рельеф Земли» внесён час для изучения рельефа Ростовской области (региональный компонент).













ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

-Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

-Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;

-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

-Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

-Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

-Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

-Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

–способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе)план решения проблемы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

–формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,

интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее

преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

-Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик

объекта.

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

-Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:

Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

-Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;


Предметные результаты:


Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Раздел 1. Введение.

- объяснять, для чего изучают географию;

-использовать различные источники географической информации (картографические,

текстовые, видео- и фотоизображения, для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных задач.

Анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;


Раздел 2. На какой Земле мы живём.

-называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

-называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

-показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- описывать представления древних людей о Вселенной.

-описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;


Раздел 3. Планета Земля.

-называть и показывать планеты Солнечной системы;

-приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

-описывать уникальные особенности Земли как планеты;

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.



Раздел 4. – План и карта.

-находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети

на глобус е и карте;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;



-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания.


Раздел 5. – Литосфера- твёрдая оболочка Земли.

-приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность;

-объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека;

-называть разные виды рельефа; приводить примеры полезных ископаемых, минералов и горных пород.

-приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

-объяснять особенности строения рельефа суши.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

п/п

Раздел (тема) программы

Количество часов

Система оценки планируемых результатов

РАЗДЕЛ 1. – ВВЕДЕНИЕ.

2 часа


1.

Зачем нам география и как мы будем её изучать.




2.

РАЗДЕЛ 2. – НА КАКОЙ ЗЕМЛЕ МЫ ЖИВЁМ.

Как люди открывали Землю. Российские путешественники. География сегодня.

Практическая работа № 1.«Выдающиеся географические открытия»

Проверочная работа. «На какой земле мы живем. Планета Земля»

5 часов

Географический диктант

Практическая работа

Проверочная работа

3.

РАЗДЕЛ 3. – ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ.

Мы во Вселенной. Движения Земли. Солнечный свет на Земле.

Тестирование по разделу.


4 часа


Тестирование

4.

РАЗДЕЛ 4. – ПЛАН И КАРТА.

Ориентирование на местности. Земная поверхность на плане и карте. Географическая карта. Градусная сетка. Географические координаты.

 Практическая работа №2«Построение плана местности»

Практическая работа №3 «Определение географических координат»

Проверочная работа по разделу.

10 часов

Практические работы

Проверочная работа

5.

РАЗДЕЛ 5. – ЛИТОСФЕРА – ТВЁРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ.

Земная кора – верхняя часть литосферы. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Движения земной коры. Рельеф Земли. Равнины. Горы. Литосфера и человек.

Практическая работа №4 «Сравнение свойств горных пород»

Практическая работа № 5 «Сравнительная характеристика вулканов»

Практическая работа № 6«Описание равнины»

Практическая работа №7«Описание горы»

Тестирование по разделу.

11 часов


Географический диктант

Практические работы

Тестирование































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5«А» КЛАССЕ.



урока

Содержание учебного материала


Форма организации учебных занятий

Кол-во часов

Дата проведения



по плану

по факту

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ-2 часа.

1.

Введение.

вводный урок

1

01.09.


2.

Зачем нам география и как мы будем её изучать.

вводный урок

1

08.09.


РАЗДЕЛ 2. – НА КАОЙ ЗЕМЛЕ МЫ ЖИВЁМ. - 5 часов.

3.

Как люди открывали Землю.

урок овладения новыми знаниями.

1

15.09.


4.

Как люди открывали Землю.

урок овладения новыми знаниями

1

22.09.


5.

Российские путешественники. Практическая работа № 1. «Выдающиеся географические открытия»

урок овладения новыми знаниями

1

29.09.


6.

География сегодня.

комбинированный урок

1

06.10


7.

Проверочная работа. «На какой земле мы живем»

урок контроля знаний и умений

1

13.10


РАЗДЕЛ 2. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ - 4 часа.

8.

Мы во Вселенной.

комбинированный урок.

1

20.10.


9.

Движения Земли.

урок-презентация

1

10.11.


10.

Солнечный свет на Земле.

комбинированный урок

1

17.11.


11.


Тестирование по разделу «Планета Земля»

урок контроля знаний и умений

1

24.11.




РАЗДЕЛ 3. ПЛАН И КАРТА – 10 часов.


12.

Ориентирование на местности.

комбинированный урок

1

01.12.


13.

Земная поверхность на плане и карте.

комбинированный урок

1

08.12.


14.

Земная поверхность на плане и карте. Практическая работа №2 «Построение плана местности»

комбинированный урок

1

15.12.


15.

Учимся с «Полярной звездой»

урок-презентация

1

22.12.


16.

Географическая карта.

комбинированный урок

1

12.01.


17.

Географические координаты.

урок овладения новыми знаниями

1

19.01.


18.

Географические координаты.

комбинированный урок

1

26.01.


19.

Практическая работа №3 «Определение географических координат»

урок решения практических задач.

1

02.02.


20.

Учимся с «Полярной звездой»

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

09.02.


21.

Проверочная работа по разделу.

урок контроля знаний и умений

1

16.02.


РАЗДЕЛ 4. ЛИТОСФЕРА – ТВЁРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ – 11 часов.

22.

Земная кора - верхняя часть литосферы.

урок овладения новыми знаниями

1

09.03.


23.

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

комбинированный урок

1

16.03.


24.

Практическая работа №4 Сравнение свойств горных пород.

урок решения практических задач

1

30.03.


25.

Движения земной коры.

комбинированный урок

1

06.04.


26.

Практическая работа №5 Сравнительная характеристика вулканов.

урок решения практических задач

1

13.04.


27.

Движения земной коры.

комбинированный урок

1

20.04.


28.

Рельеф Земли. Равнины. Рельеф Ростовской области. Практическая работа №6 Описание равнины.

урок овладения новыми знаниями

1

27.04.


29.

Рельеф Земли. Горы. Практическая работа №7 Описание горы.

комбинированный урок

1

04.05.


30.

Учимся с «Полярной звездой»

комбинированный урок

1

11.05.


31.

Литосфера и человек.

комбинированный урок

1

18.05.



32.

Тестирование по разделу

урок контроля знаний и умений.

1

25.05.























Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности


п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Печатные пособия

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1.А.И.Алексеев, В,В.Николина, Е.К.Липкина. География.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 9-е издание, Москва, Просвещение, 2020.

2.Атлас «География. 5 класс» с комплектом контурных карт

3.Энциклопедия для детей. География. – М.: Аванта+, 2015

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

1.А.И.Алексеев, В,В.Николина, Е.К.Липкина. География.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 9-е издание, Москва, Просвещение, 2020

2.Атлас по географии для 5 класса.

3.В.В.Николина. География. 5-6 классы. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.

4.С.П.Дубинина. География. 5-6 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.


2.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Разработки презентаций к урокам географии 5 класс.

3.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Тренажёр по географии для 5-6 класса.


4.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  2. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  3. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  4. Электронные пособия по географии для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  5. Русское географическое общество. URL: http://www.rgo.ru/ru

  6. Институт географии РАН. Информационный портал. URL: http://igras.ru/index.php

  7. Олимпиады для школьников. URL: https://olimpiada.ru/main

  8. Федеральный институт педагогических измерений. URL: http://www.fipi.ru/

  9. Контурные карты России и мира. URL: http://www.edu.ru/maps/

  10. GoogleEarth – весь мир перед Вами. URL: http://www.google.com/earth/

  11. Вокруг света – первый познавательный портал. URL: http://www.vokrugsveta.ru/


5.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Таблицы и раздаточный материал по географии для 5 класса.

6.

Натуральные объекты

Гербарий, раздаточный материал (горные породы)

7.

Демонстрационные пособия

Карты настенные (Физическая карта полушарий, Физическая карта России, Физическая карта мира), таблицы.















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее