Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа № 7»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению методическим объединением учителей естественно-математического цикла классов детей задержкой психического развития ГКОУ РО Азовской школы № 7 протокол № 1 от «_____» августа 2020
Руководитель _______ / Л.П. Гуренко
| УТВЕРЖДАЮ директор ГКОУ РО Азовской школы №7
____________ / И.П. Попова
Приказ №____ от «___» ___________2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«География»
5-А класс
(уровень основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития)
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Гуровская Оксана Владимировна, учитель высшей категории.
г. Азов
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 5-а класса (обучающиеся с задержкой психического развития) разработана на основе примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений и авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - Москва: Просвещение, 2019 год; допущенных Министерством образования и науки РФв соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 08.06.2020 года),
2.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями на 31.12.2015 года).
и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».
- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2020-2021 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2020-2021 учебный год.
- Положения о рабочей программе учителя учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
-А.И.Алексеев, В,В.Николина, Е.К.Липкина. География.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 9-е издание, Москва, Просвещение, 2020.
-Атлас по географии для 5 класса.
-В.В.Николина. География. 5-6 классы. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.
-С.П.Дубинина. География. 5-6 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества— географической картой, пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Образовательная - знакомство с предметом «география», основными географическими понятиями физической географии, планом, картой, географическими открытиями и путешествиями, оболочками Земли и их взаимосвязями. -Воспитательная -воспитание гражданственности, интереса к предмету, сознательного отношения к географии, как средству познания окружающего мира и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности. -Развивающая– развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ | Учебный предмет «География» является составной частью предметной области «Естественно-научные предметы (Естествознание)» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на изучение географии в 5-а классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2020-2021 учебный год, утвержденными приказом от _____________ № ______, рабочая программа составлена на 32 часа с учетом выходных и праздничных дней. |
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ | В рабочую программу внесены некоторые изменения, а именно: тема «Географические координаты» изучается 2 часа для лучшего усвоения обучающимися, в теме «Рельеф Земли» внесён час для изучения рельефа Ростовской области (региональный компонент). |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
-Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
-Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
-Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
-Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
-Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
-Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
–способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе)план решения проблемы.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
–формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
-Выявлять причины и следствия простых явлений.
-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
-Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
-Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Предметные результаты:
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | |
Раздел 1. Введение. | ||
- объяснять, для чего изучают географию; -использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных задач. | Анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
| |
Раздел 2. На какой Земле мы живём. | ||
-называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией); -называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; -показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; - описывать представления древних людей о Вселенной. | -описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
| |
Раздел 3. Планета Земля. | ||
-называть и показывать планеты Солнечной системы; -приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов; -описывать уникальные особенности Земли как планеты; | -выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.
| |
Раздел 4. – План и карта. | ||
-находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобус е и карте; - называть и показывать по карте основные географические объекты; - наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
| -ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; -читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; - строить простые планы местности; -создавать простейшие географические карты различного содержания.
| |
Раздел 5. – Литосфера- твёрдая оболочка Земли. | ||
-приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность; -объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; -называть разные виды рельефа; приводить примеры полезных ископаемых, минералов и горных пород. | -приводить примеры форм рельефа суши и дна океана; -объяснять особенности строения рельефа суши.
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
№ п/п | Раздел (тема) программы | Количество часов | Система оценки планируемых результатов | ||
РАЗДЕЛ 1. – ВВЕДЕНИЕ. | 2 часа |
| |||
1. | Зачем нам география и как мы будем её изучать.
|
|
| ||
2. | РАЗДЕЛ 2. – НА КАКОЙ ЗЕМЛЕ МЫ ЖИВЁМ. Как люди открывали Землю. Российские путешественники. География сегодня. Практическая работа № 1.«Выдающиеся географические открытия» Проверочная работа. «На какой земле мы живем. Планета Земля» | 5 часов | Географический диктант Практическая работа Проверочная работа | ||
3. | РАЗДЕЛ 3. – ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. Мы во Вселенной. Движения Земли. Солнечный свет на Земле. Тестирование по разделу.
| 4 часа |
Тестирование | ||
4. | РАЗДЕЛ 4. – ПЛАН И КАРТА. Ориентирование на местности. Земная поверхность на плане и карте. Географическая карта. Градусная сетка. Географические координаты. Практическая работа №2«Построение плана местности» Практическая работа №3 «Определение географических координат» Проверочная работа по разделу. | 10 часов | Практические работы Проверочная работа | ||
5. | РАЗДЕЛ 5. – ЛИТОСФЕРА – ТВЁРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ. Земная кора – верхняя часть литосферы. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Движения земной коры. Рельеф Земли. Равнины. Горы. Литосфера и человек. Практическая работа №4 «Сравнение свойств горных пород» Практическая работа № 5 «Сравнительная характеристика вулканов» Практическая работа № 6«Описание равнины» Практическая работа №7«Описание горы» Тестирование по разделу. | 11 часов |
Географический диктант Практические работы Тестирование |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5«А» КЛАССЕ.
№ урока | Содержание учебного материала
| Форма организации учебных занятий | Кол-во часов | Дата проведения | |
|
| по плану | по факту | ||
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ-2 часа. | |||||
1. | Введение. | вводный урок | 1 | 01.09. |
|
2. | Зачем нам география и как мы будем её изучать. | вводный урок | 1 | 08.09. |
|
РАЗДЕЛ 2. – НА КАОЙ ЗЕМЛЕ МЫ ЖИВЁМ. - 5 часов. | |||||
3. | Как люди открывали Землю. | урок овладения новыми знаниями. | 1 | 15.09. |
|
4. | Как люди открывали Землю. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 22.09. |
|
5. | Российские путешественники. Практическая работа № 1. «Выдающиеся географические открытия» | урок овладения новыми знаниями | 1 | 29.09. |
|
6. | География сегодня. | комбинированный урок | 1 | 06.10 |
|
7. | Проверочная работа. «На какой земле мы живем» | урок контроля знаний и умений | 1 | 13.10 |
|
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ - 4 часа. | |||||
8. | Мы во Вселенной. | комбинированный урок. | 1 | 20.10. |
|
9. | Движения Земли. | урок-презентация | 1 | 10.11. |
|
10. | Солнечный свет на Земле. | комбинированный урок | 1 | 17.11. |
|
11.
| Тестирование по разделу «Планета Земля» | урок контроля знаний и умений | 1 | 24.11. |
|
РАЗДЕЛ 3. ПЛАН И КАРТА – 10 часов.
| |||||
12. | Ориентирование на местности. | комбинированный урок | 1 | 01.12. |
|
13. | Земная поверхность на плане и карте. | комбинированный урок | 1 | 08.12. |
|
14. | Земная поверхность на плане и карте. Практическая работа №2 «Построение плана местности» | комбинированный урок | 1 | 15.12. |
|
15. | Учимся с «Полярной звездой» | урок-презентация | 1 | 22.12. |
|
16. | Географическая карта. | комбинированный урок | 1 | 12.01. |
|
17. | Географические координаты. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 19.01. |
|
18. | Географические координаты. | комбинированный урок | 1 | 26.01. |
|
19. | Практическая работа №3 «Определение географических координат» | урок решения практических задач. | 1 | 02.02. |
|
20. | Учимся с «Полярной звездой» | урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 09.02. |
|
21. | Проверочная работа по разделу. | урок контроля знаний и умений | 1 | 16.02. |
|
РАЗДЕЛ 4. ЛИТОСФЕРА – ТВЁРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ – 11 часов. | |||||
22. | Земная кора - верхняя часть литосферы. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 09.03. |
|
23. | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. | комбинированный урок | 1 | 16.03. |
|
24. | Практическая работа №4 Сравнение свойств горных пород. | урок решения практических задач | 1 | 30.03. |
|
25. | Движения земной коры. | комбинированный урок | 1 | 06.04. |
|
26. | Практическая работа №5 Сравнительная характеристика вулканов. | урок решения практических задач | 1 | 13.04. |
|
27. | Движения земной коры. | комбинированный урок | 1 | 20.04. |
|
28. | Рельеф Земли. Равнины. Рельеф Ростовской области. Практическая работа №6 Описание равнины. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 27.04. |
|
29. | Рельеф Земли. Горы. Практическая работа №7 Описание горы. | комбинированный урок | 1 | 04.05. |
|
30. | Учимся с «Полярной звездой» | комбинированный урок | 1 | 11.05. |
|
31. | Литосфера и человек. | комбинированный урок | 1 | 18.05.
|
|
32. | Тестирование по разделу | урок контроля знаний и умений. | 1 | 25.05. | |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№ п/п | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения |
1. | Печатные пособия | ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: 1.А.И.Алексеев, В,В.Николина, Е.К.Липкина. География.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 9-е издание, Москва, Просвещение, 2020. 2.Атлас «География. 5 класс» с комплектом контурных карт 3.Энциклопедия для детей. География. – М.: Аванта+, 2015 ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: 1.А.И.Алексеев, В,В.Николина, Е.К.Липкина. География.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 9-е издание, Москва, Просвещение, 2020 2.Атлас по географии для 5 класса. 3.В.В.Николина. География. 5-6 классы. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019. 4.С.П.Дубинина. География. 5-6 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.
|
2. | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | Разработки презентаций к урокам географии 5 класс. |
3. | Технические средства обучения (средства ИКТ) | Тренажёр по географии для 5-6 класса.
|
4. | Цифровые образовательные ресурсы | http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета Электронные пособия по географии для школьников http://learning-russian.gramota.ru Русское географическое общество. URL: http://www.rgo.ru/ru Институт географии РАН. Информационный портал. URL: http://igras.ru/index.php Олимпиады для школьников. URL: https://olimpiada.ru/main Федеральный институт педагогических измерений. URL: http://www.fipi.ru/ Контурные карты России и мира. URL: http://www.edu.ru/maps/ GoogleEarth – весь мир перед Вами. URL: http://www.google.com/earth/ Вокруг света – первый познавательный портал. URL: http://www.vokrugsveta.ru/ |
5. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | Таблицы и раздаточный материал по географии для 5 класса. |
6. | Натуральные объекты | Гербарий, раздаточный материал (горные породы) |
7. | Демонстрационные пособия | Карты настенные (Физическая карта полушарий, Физическая карта России, Физическая карта мира), таблицы. |