Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа –интернат №71 г. о. Самара.
«УТВЕРЖДЕНО» Директор ГБОУ школы-интерната № 71 г.о.Самара _______________Н.В.Межова Приказ № ___ от _____________ «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ___________Т.В. Чистикова. «ПРИНЯТО» на заседании МО __________________________ ___»____________________ г. Протокол № __ от __________
Рабочая адаптированная
образовательная программа по предмету «Мир природы и человека»
в рамках образовательной области «Естествознание»
Класс: 2
Составитель рабочей программы:
Рыжова Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов, высшая кв. категория
2017 г.
Пояснительная записка.
Правовой статус
Рабочая адаптированная образовательная программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основе рекомендаций специального ФГОС начального общего образования от 19.12.2014 г, в соответствии с положениями ФЗ РФ «Об образовании» и ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Адресат программы
Рабочая ОАП рассчитана на контингент учащихся с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся во 2 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам. содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Курс «Мир природы и человека» закладывает основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний. Программа направлена на исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности, разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у них специфических нарушений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание». Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 1 часа в неделю во
2-ом классе.
При изучении предмета «Мир природы и человека» во 2 классе реализуется опора на имеющийся опыт учеников. Структурно и содержательно программа для 2 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков письма и развития речи, чтения и развития речи, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта.
Цель учебного предмета: формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Задачи:
расширять представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытов;
вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
развивать аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала; вырабатывать умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе.
Планируемые образовательные результаты
Программа обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные:
- осознает себя как ученик, как член семьи, как друг и одноклассник;
- способен вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- владеет социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни, природе;
- осмысливает картину мира, ее временно-пространственную организацию через содержание курса «Мир природы и человека»;
- понимает социальное окружение, свое место в нем, принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли;
Формирование планируемых предметных образовательных результатов возможно на двух уровнях: минимальном и достаточном.
Минимальный уровень:
- умение различать объекты живой и неживой природы;
- знание времени суток; дней недели;
- знание времен года;
- знание свойств воды и ее проявлений в виде атмосферных осадков.
Достаточный уровень:
- знание о влиянии солнца на смену времён года. Сутки. Части суток, формирование понятия об изменении долготы дня и ночи в разные времена года. Связь продолжительности дня летом с большей активностью солнца, большим количеством света и тепла;
- называть сезонные изменения, которые происходят в природе (в каждое время года добавляется наличие соответствующих атмосферных осадков, выявляется их значение для общей картины того или другого времени года);
- знание названий месяцев;
- умение называть состояния воды и её проявление в виде различных атмосферных осадков (дождь, снег, туман), вторая - местонахождение воды на Земле (река, пруд, озеро). Значение воды для жизни живых организмов. Вода – это среда обитания, для других необходимое условие для существования.
Личностные БУД:
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
знать о с профессиях учитель, воспитатель, повар, библиотекарь.
оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Предметные БУД
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства, и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
знать названия изучаемых предметов, части предметов.
уметь объяснять мир (о мире живой и неживой природы, о человеке, работе его органов чувств;о погоде и её явлениях; о смене времён года);
Коммуникативные БУД
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
составлять простые нераспространенные предложения;
распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
Регулятивные БУД
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Содержание учебного материала
Изучение предмета «Мир природы и человека» во 2 классе предполагает 1 час в неделю, 34 часа
№ | Наименование разделов и тем программы |
1. | Введение Введение. Объекты живой и неживой природы. Повторение. Долгота дня Изучение о влиянии солнца на смену времён года. Сутки. Части суток, формирование понятия об изменении долготы дня и ночи в разные времена года. Связь продолжительности дня летом с большей активностью солнца, большим количеством света и тепла. |
2. | Вода Расходится по двум линиям, которые следует изучать, опираясь на жизненный опыт детей. Первая линия - состояния воды и её проявление в виде различных атмосферных осадков (дождь, снег, туман), вторая- местонахождение воды на Земле (река, пруд, озеро). Значение воды для жизни живых организмов тесно связано со второй линией предыдущих уроков, так как одних вода – это среда обитания, для других необходимое условие для существования. Следует рассмотреть, как человек использует воду. |
3. | Сезонные изменения Работа строится по плану работы в 1 классе, но в каждое время года добавляется наличие соответствующих атмосферных осадков, выявляется их значение для общей картины того или другого времени года. Расширяется количество признаков. Расширяется кругозор учащихся в связи с появлением новых видов растений, животных. Изучается название месяцев. |
4. | Растения Знакомство с приспособлением растений к разным условиям жизни на примере комнатных растений. Выявление значения для растений света, воды и тепла, в связи с чем определять главные работы по уходу за растениями. Формирование понятий «сад», «огород», «овощи», «фрукты». |
5 | Животные Дикие животные. Домашние животные. Сравнение похожих животных, умение находить сходство и различия в строении, повадках, образе жизни. Значение домашних животных для человека. Рыбы. Строение тела рыб, их среда обитания. Рыболовство. Охрана водоёмов и рыбы, значение рыбы в питании человека. |
6 | Человек Гигиена человека. Правильный образ жизни человека. Пищеварительная система человека. Основы здорового питания. |
7 | Экскурсии |
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Для достижения планируемых результатов учителя используют дидактические средства: визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, муляжи, предметные картинки, сюжетные картины и т. д.; аудиальные (слуховые), включающие магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, компьютеры и т. д.
Методы и приемы работы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения;
Специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Ведущей образовательной технологией является игровая, а также возможно применение и технологий личностно – ориентированное обучение, здоровьесберегающие; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
Основными видами деятельности учащихся на уроках по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе являются использование игр и игровых моментов, бытовых и трудовых ситуаций, логических игр на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие. Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условия, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и познавательную деятельность.
Контрольно-измерительные материалы.
1. Сформированность представлений о временах года и сезонных изменениях в природе (перед ребенком выкладываем 4 картинки – раскраски):
- Раскрась то время года, которое идет сейчас.
2.Сформированность представлений о животном и растительном мире:
(ребенку даем лист бумаги с изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, деревьев, цветов, и изображений «лес, сад, огород, клумба, сарай (скотный двор, жилой дом).
- Сгруппируй предметы по признаку «Кто, где живет?», «Что, где растет?»
Соедини стрелками предметы.
3.Сформированность экологических представлений:
(ребенку предлагаем рассмотреть две ситуации на картинках : «Дети сажают молодые деревья», «В лесу вырубают елку»)
-Посмотри внимательно на картинку и выбери ту, на которой показано бережное отношение к природе.
4.Сформированность установок на безопасное поведение в окружающем мире (ребенку предлагаем рассмотреть и оценить несколько ситуаций по правилам поведения детей и взрослых в окружающем: «Взрослые и дети переходят улицу по «пешеходной дорожке»; «Дети играют рядом с проезжей частью»; «Дети играют на стройке»; «Ребята моют руки перед едой»; «Малыши играют со спичками»; и др).
- Посмотри внимательно на картинки и выбери только те, на которых взрослые и дети соблюдают правила безопасного поведения.
Контрольная работа по предмету Мир природы и человека
2 класс
Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Ф.И. обучающейся______________________________________________
1. Сформированность представлений о временах года и сезонных изменениях в природе:
- Раскрась то время года, которое идет сейчас.
2.Сформированность представлений о животном и растительном мире
- Сгруппируй предметы по признаку «Кто, где живет?», «Что, где растет?» для этого проведи линии от предметов вверху к картинкам под ними.
Учебно-методическое обеспечение
Учебная программа по курсу «Мир природы и человека» для 2 класса, составлена на основе АООП (вариант 1).
Для реализации программного содержания используется УМК:
1. Матвеева Н. Б., Котина М. С., Куртова Т. О. Живой мир. Учебник для 2 класса. Москва «Просвещение», 2016 год.
2. Матвеева Н. Б., Попова М. А. Живой мир. Рабочая тетрадь для 2 класса. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение», 2014 год.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения).
Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр..
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации
Методические пособия для учителя:
Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации.
ПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ
Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой
Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Цифровые образовательные ресурсы
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие игры по предмету
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
Видеофильмы по предмету
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды
Термометр медицинский
Часы с синхронизированными стрелками
Лабораторное оборудование для проведения наблюдений за погодой
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)
Модель "Торс человека" с внутренними органами
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Коллекции полезных ископаемых
Коллекции плодов и семян растений
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)
Живые объекты (комнатные растения, животные)
ИГРЫ И ИГРУШКИ
Настольные развивающие игры по тематике предмета "Мир природы и человека" (лото, игры-путешествия и пр.).
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)
технические средства обучения
Ноутбук или стационарный компьютер
Проектор или мультимедийная доска
Экран для проектора
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые образовательные результаты | Способы контроля, деятельность обучающего | Программно-практические работы, оборудование | Домашнее задание | Тип урока, технология | ||||||||||
Личностные | Предметные | |||||||||||||||||
1
| 05.09
| Влияние солнца на смену времен года. Сутки. Стр.5-6 | 1 | Осознаёт себя как ученика, заинтересованного посещением школы | Понимает смысл вопроса. Умеет объяснять мир: называть окружающие предметы и их взаимосвязи; называет основные особенности суток и времён года | Устный опрос Ответы на вопросы, дети рассказывают о летних развлечениях | Рассказ учителя о сутках и временах года. Игры, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Картинки, презентация | С. 6 | Сообщение новых знаний. Развивающая, здоровьесберегающая. | |||||||||
2
| 12.09
| Долгота дня летом, зимой. Стр. 7-8 | 1 | Оценивает правильность поведения в быту (правила общения). | Умеет объяснять мир: называть окружающие предметы и их взаимосвязи. называть основные особенности каждого времени года, особенности в долготе дня | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя | Рассказ учителя о сутках и временах года. Игры, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Картинки, презентация | С.8 | Формирование знаний, игровая, развивающая | |||||||||
3 | 19.09 | Сентябрь – начало осени. Наблюдение за состоянием природы (холод, небо, земля). Экскурсия. Стр. 9-10 | 1 | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, умеет делать выбор, какой поступок совершить. | Называет признаки осени, первый осенний месяц, умеет наблюдать за состоянием природы и называть холодно, тепло, ветрено и т.п. | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С.10, запомнить слова, объясняющие состояние погоды | Формирование знаний и умений, экскурсия: развивающая | |||||||||
4 | 26.09
| Деревья летом и осенью. Стр. 11 | 1 | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делает выбор, какой поступок совершить. | Называет живые и неживые природные богатства, и их роль в жизни человека. называют отличительные изменения в деревьях летом и зимой | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С. 12, названия осенних месяцев | Формирование знаний и умений: развивающая, игровая | |||||||||
5 | 03.10
| Животные осенью: подготовка к зиме. Стр. 13-14 | 1 | Оценивает правильность поведения людей в природе | Называет животных, живущих в наших краях: лиса, белка, ёж, лось, медведь. Рассказывает, как они готовятся к зиме. Называют зимующих и перелётных птиц | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С. 14 | Формирование знаний и умений: развивающая | |||||||||
6 | 10.10
| Занятия людей осенью. Стр. 15-16 | 1 | Проявляет положительное отношение к изучаемому предмету | Называет вещи, которые надевает человек, когда дождливо, рассказывает об овощах и фруктах и об их использовании человеком. | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С. 16 | Формирование знаний и умений: развивающая, здоровьесберегающая | |||||||||
7 | 17.10
| Вода горячая и холодная. Стр. 34-37 | 1 | Владеет социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни, природе | Умеет называть состояния воды и её проявление в виде различных атмосферных осадков (дождь, снег, туман), вторая - местонахождение воды на Земле (река, пруд, озеро). Знает значение воды для жизни живых организмов о том, что вода – это среда обитания, для других необходимое условие для существования. | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С. 37 | Сообщение новых знаний: развивающая, игровая | |||||||||
8
| 24.10 | Вода в природе. Значения воды. Стр. 38-41 | 1 | Освоит роль ученика; формируется интерес (мотивация) к учению | Умеет называть состояния воды и её проявление в виде различных атмосферных осадков (дождь, снег, туман), вторая - местонахождение воды на Земле (река, пруд, озеро). Знает значение воды для жизни живых организмов о том, что вода – это среда обитания, для других необходимое условие для существования. | Устный опрос. Ответы на вопросы, выполняют задание учителя | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С. 41, значение воды | Комбинированный Игровая, развивающая | |||||||||
2 четверть | ||||||||||||||||||
9 | 14.11
| Комнатные растения. Части растений. Стр. 44-46 | 1 | Освоит роль ученика; формируется интерес (мотивация) к учению | Умеет называть комнатные растения в классе и дома, называть части растений | Устный опрос. Ответы на вопросы, выполняют задание учителя | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С.46, называть части растений | Комбинированный Игровая | |||||||||
10
| 21.11 | Хвойные и лиственные деревья. Стр. 47-48 | 1 | Проявляет способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Умеет отличать хвойные и лиственные деревья | Устный опрос. Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С.47, называть деревья с этой страницы | Комбинированный Игровая | |||||||||
11 | 28.11 | Жизнь растений. Стр. 49-50 | 1 | Осознаёт себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи. | Узнает и называет изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С. 50. | Комбинированный Игровая | |||||||||
12
| 05.12 | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Стр.51 | 1 | Осознаёт себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи. | Узнает и называет изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях. Узнаёт и называет растения влаголюбивые и засухоустойчивые | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С.51, называть растения | Комбинированный Игровая, развивающая | |||||||||
13 | 12.12 | Растения светолюбивые и тенелюбивые. Стр. 52 | 1 | Осознаёт себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи. | Узнает и называет изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях. | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С.52,рассказать об одуванчике | Комбинированный Игровая, развивающая | |||||||||
14
| 19.12
| Уход за комнатными растениями. Стр.53 | 1 | Осознаёт себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи. | Умеет наблюдать за растения и вести правильный уход за растениями. | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С.53, знать правила ухода за растениями | Комбинированный Игровая | |||||||||
15 | 26.12 | Зима. Растения зимой. Стр. 17-18 | 1 | Осознаёт себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи. | Умеет наблюдать за погодой, видеть изменения в природе, в жизни растений и животных в зимние месяцы. Знает зимние приметы и названия месяцев | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С.18 | Комбинированный Игровая | |||||||||
3 четверть | ||||||||||||||||||
16 | 16.01 | Животные зимой. Занятия людей зимой. Стр.19-21 | 1 | Относится положительно к окружающей действительности, готов к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию | Знает чем занимаются люди зимой, как ведут себя животные зимой | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С. 20, назвать игры детей | Комбинированный Игровая | |||||||||
17 | 23.01 | Растения и животные зимой. Стр.19-21 Р.т. с.14-15 | 1 | Знает некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей | Умеет наблюдать за погодой, видеть изменения в природе, в жизни растений и животных в зимние месяцы | Устный опрос. Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. | С. 21, помощь птицам зимой | Экскурсия в природу. Игровая | |||||||||
18 | 30.01 | Кошка и рысь. Стр.64-66 Р.т. с.44-45 | 1 | Проявляет положительное отношение к изучаемому предмету | Отличает кошку от рыси и называет их отличия | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С.66, составить рассказ по плану | Комбинированный Игровая | |||||||||
19
| 06.02 | Породы кошек. Стр.67 | 1 | Проявляет положительное отношение к изучаемому предмету | Называет наиболее распространённых кошек, их породу. | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С.67 | Комбинированный Игровая | |||||||||
20 | 13.02 | Собака и волк. Стр.68-71 Р.т. с.46-47 | 1 | Проявляет положительное отношение к изучаемому предмету | Называет наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности. Находит сходство и отличие волка и собаки. | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С. 71, составить рассказ по картинке | Комбинированный Игровая | |||||||||
21 | 20.02 | Породы собак. Стр.72 | 1 | Проявляет положительное отношение к изучаемому предмету | Называет порды собак | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С. 72, запомнить породы собак | Комбинированный Игровая | |||||||||
22 | 27.02 | Весна. Стр. 22 Р.т. с.16-17 | 1 | Проявляет положительное отношение к изучаемому предмету | Называет приметы весны, знает: почему весной теплее. Умеет наблюдать за погодой, видеть изменения в природе, в жизни растений и животных в весенние месяцы | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С. 22, запомнить слова в рамке | Комбинированный Игровая | |||||||||
23 | 06.03 | Растения весной. Стр.23-24 Р.т. с.18 | 1 | Знает некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей | Называет весенние месяцы, рассказывает об изменениях в растениях с приходом весны. | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. | С.24, называть первые весенние стихи | Комбинированный, развивающая, игровая | |||||||||
24 | 13.03 | Животные весной. Стр.26-27 Р.т. с.19 | 1 | Знает некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей | Рассказывают о возвращении птиц из тёплых краёв, о животных, которые просыпаются весной. | Устный опрос. Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С. 26, составить рассказ об одном из животных | Комбинированный Игровая | |||||||||
25 | 20.03 | Занятия людей весной. Стр. 26-27 | 1 | Знает некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей | Умеет наблюдать за погодой, видеть изменения в природе, в жизни растений и животных в весенние месяцы. Знает, чем занимаются люди весной | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С. 27, рассказать о занятиях на огороде весной | Комбинированный Игровая | |||||||||
4 четверть | ||||||||||||||||||
26 | 03.04 | Гигиена человека. Стр.77-78 Р.т. с.50 | 1 | Знает некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей | Знает режим дня. Рассказывает о правильном образе жизни, о гигиенических навыках | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С.78, рассказ о гигиене человека | Комбинированный Игровая | |||||||||
27 | 10.04 | Органы пищеварения. Стр.79 | 1 | Проявляет положительное отношение к изучаемому предмету | Узнает и называет изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С. 79, назвать органы пищеварения | Комбинированный Игровая | |||||||||
28 | 17.04 | Питание человека. Стр.80-81 Р.т. с.51 | 1 | Знает некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей | Называет продукты питания, говорит о своих любимых продуктах | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. | С. 81, назвать продукты питания | Комбинированный Игровая | |||||||||
29 | 24.04 | Правила приготовления пищи. Стр.82-84 Стр.85-88 | 1 | Проявляет положительное отношение к изучаемому предмету | Рассказывает, как правильно приготовить пищу, о правилах приготовления пищи | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С.88, рассказать, у кого бывает хороший аппетит | Комбинированный Развивающая | |||||||||
30 | 08.05 | Правила питания. Стр.88-89 Р.т. с.52-53 | 1 | Знает некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей | Знает правила правильного питания | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. | С.89, правила питания | Комбинированный Игровая | |||||||||
31
| 15.05 | Профилактика отравлений. Стр.90-91 Р.т. с.54 | 1 | Проявляет положительное отношение к изучаемому предмету | Знает, что нужно делать, чтобы продукты были съедобными. | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. Презентация | С.90, правила профилактики отравления | Комбинированный Развивающая | |||||||||
32 | 22.05 | Лето. С.28-29 Занятия людей летом. С. 32-33 | 1 | Знает некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей | Знает о сезонных изменениях, приметы лета, летние месяцы | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. | С.29, называть летние месяцы | Комбинированный Игровая | |||||||||
33 | 29.05 | Растения и животные летом Стр. 30-31
| 1 | Знает некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей | Называет петние месяцы, отличает полевые и садовые цветы, рассказывают о жизни животных летом | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. | С. 31, рассказ по картинке | Комбинированный Игровая | |||||||||
34 |
|
| 1 | Знает некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей | Рассказывает о летних занятиях людей, составляет рассказ по картинке. | Устный опрос Ответы на вопросы, выполняют задание учителя. | Игры, рассказ учителя, составление словосочетаний, предложений по сюжетной картине, по данным словам. Загадки, стихи, пословицы. |
| Комбинированный Игровая |