Рабочая программа учебного предмета «География» для 7 класса составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Программой основного общего образования по географии. 5-9 классы / авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина – М.: Дрофа, 2016 г.)
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения курса
Обучающийся должен:
осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний, умений и навыками их применения в различных жизненных ситуациях;проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;
проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
уметь с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.
Метапредметным результатом освоения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
выявлять причинно-следственные связи;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
выслушивать и объективно оценивать другого;
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
сохранения окружающей среды и социальноответственного поведения в ней;
адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения
Обучающийся должен уметь:
называть и показывать материки и части света, острова и полуострова, крупные формы рельефа, океаны и моря, заливы, проливы, течения, реки, озера, наиболее крупные страны мира;
объяснять зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры, зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков, природных зон, изменения свойств океанических вод, влияние природы на жизнь и деятельность человека;
описывать климат отдельных климатических поясов и территорий, отдельные природные комплексы с использованием карт, особенности природы и основные занятия населения стран;
определять географическое положение объектов их отличительные признаки;
приводить примеры материковых, вулканических и коралловых островов, основных типов воздушных масс, природных зон, природных комплексов, изменения природы материков под влиянием хозяйственной деятельности человека, влияния природы на жизнь людей, примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность;
читать и анализировать разные виды карт, давать характеристику карты;
составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.
рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях современного расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности человека.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «География»
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
- овладеет основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- использовать разнообразные географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания, соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять зависимость размещения крупных географических объектов от особенностей строения Земли;
- самостоятельно приобретать новые знания и умения;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Основное содержание учебного предмета
(68 ч)
Введение (2 ч)
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.
Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.
Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Карта — особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по охвату территории и масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических исследований. Практическая работа 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам.
Основные виды учебной деятельности:
Учащийся должен уметь: показывать материки и части света;
приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;
давать характеристику карты; читать и анализировать карту.
Раздел I. Главные особенности природы Земли (9 ч)
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 ч)
Происхождение материков и океанов. Происхождение Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли.
Рельеф земли. Взаимодействие внутренних и внешних сил — основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли.
Практическая работа 2. Описание по карте рельефа одного из материков.
Тема 2. Атмосфера и климаты земли (2 ч)
Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в формировании климата.
Практическая работа 3. Характеристика климата по климатическим картам.
Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатообразующие факторы.
Практическая работа 4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков, оценка климатических условий материка для жизни населения.
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (2 ч)
Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства вод океана. Льды в океане. Водные массы. Схема поверхностных течений.
Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Тема 4. Географическая оболочка (3 ч)
Строение и свойства географической оболочки.
Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.
Природные комплексы суши и океана. Природные комплексы суши. Природные комплексы океана. Разнообразие природных комплексов.
Природная зональность. Что такое природная зона? Разнообразие природных зон. Закономерность размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.
Практическая работа 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материка с самыми большими ареалами таких ландшавтов.
Основные виды учебной деятельности:
Учащийся должен уметь:
называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;
объяснять зональность в распределении температуры воз# духа, атмосферного давления, осадков;
называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;
делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;
показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;
приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;
приводить примеры природных комплексов; составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.
Раздел II. Население Земли (3 ч)
Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле.
Практическая работа 6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира.
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии.
Практическая работа 7. Моделирование на контурной карте размещения народов и городов.
Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы.
Основные виды учебной деятельности:
Учащийся должен уметь:
рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей;
читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира.
Раздел III. Океаны и материки (50 ч)
Тема 1. Океаны (2ч)
Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Особенности географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.
Практическая работа 8. Выявление и отражение на контурной карте функций одного из океанов. Практическая работа 9. Описание особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов.
Тема 2. Южные материки (1 ч)
Общие особенности природы южных материков.
Особенности географического положения южных материков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.
Тема 3. Африка (10 ч)
Географическое положение. Исследования Африки.
Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими путешественниками и учеными.
Рельеф и полезные ископаемые. Основные формы рельефа. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатические пояса Африки. Внутренние воды Африки. Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения.
Природные зоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные черты природных зон.
Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.
Население. Население Африки. Размещение населения. Колониальное прошлое материка.
Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира.
Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Нигерии.
Практическая работа 10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки.
Страны Восточной Африки. Эфиопия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Эфиопии.
Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики.
Практическая работа 11. Описание по картам основных видов хозяйственной деятельности населения одной из стран Южной Африки.
Практическая работа 12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки.
Тема 4. Австралия и Океания (5 ч)
Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Своеобразие географического положения материка. История открытия и исследования. Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Факторы, определяющие особенности климата материка. Климатические пояса и области. Внутренние воды
Природные зоны. Своеобразие органического мира.
Проявление широтной зональности в размещении природных зон. Своеобразие органического мира.
Австралийский Союз. Население. Хозяйство Австралийского Союза. Изменение природы человеком.
Практическая работа 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии.
Океания. Природа, население и страны. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы. Население и страны. Памятники природного и культурного наследия.
Тема 5. Южная Америка (7ч)
Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. История открытия и исследования материка.
Рельеф и полезные ископаемые. История формирования основных форм рельефа материка. Закономерности размещения равнин и складчатых поясов, месторождений полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.
Природные зоны. Своеобразие органического мира материка. Высотная поясность в Андах. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Охрана природы.
Население. История заселения материка. Численность, плотность, этнический состав населения. Страны.
Страны востока материка. Бразилия. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии и Аргентины.
Практическая работа 14. Описание природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины.
Страны Анд. Перу. Своеобразие природы Анд. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу.
Практическая работа 15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран.
Тема 6. Антарктида (1ч)
Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Географическое положение. Антарктика.
Открытие и первые исследования. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследований Антарктики.
Практическая работа 16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.
Тема 7. Северные материки (1 ч)
Общие особенности природы северных материков.
Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон.
Тема 8. Северная Америка (7 ч)
Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Русские исследования Северо-Западной Америки.
Рельеф и полезные ископаемые. Основные черты рельефа материка. Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.
Природные зоны. Население. Особенности распределения природных зон на материке. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Население.
Канада. Географическое положение, природа, население, хозяйство, заповедники и национальные парки Канады.
Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники природного и культурного наследия США.
Средняя Америка. Мексика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики.
Практическая работа 17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики.
Практическая работа 18. Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики.
Тема 9. Евразия (16 ч)
Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности географического положения. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии.
Особенности рельефа, его развитие. Особенности рельефа Евразии, его развитие. Области землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа. Полезные ископаемые.
Климат. Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота.
Природные зоны. Народы и страны Евразии. Расположение и характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии. Страны.
Практическая работа 19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам
Страны Северной Европы. Состав региона. Природа. Население. Хозяйство. Комплексная характеристика стран региона.
Практическая работа 20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном.
Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании, Франции и Германии.
Практическая работа 21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии.
Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского полуострова. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдавия.
Страны Южной Европы. Италия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии. Памятники всемирного наследия региона.
Страны Юго-Западной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Армении, Грузии и Азербайджана.
Практическая работа 22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам.
Страны Центральной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Монголии.
Страны Восточной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники всемирного наследия Китая и Японии.
Практическая работа 23. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте.
Страны Южной Азии. Индия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.
Практическая работа 24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.
Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.
.Основные виды учебной деятельности:
Учащийся должен уметь:
показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;
показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);
описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;
показывать наиболее крупные государства на материках; уметь давать описания природы и основных занятий
населения, используя карты атласа; приводить примеры воздействия и изменений природы
на материках под влиянием деятельности человека.
Раздел IV. Географическая оболочка — наш дом (2 ч)
Закономерности географической оболочки. Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность.
Практическая работа 25. Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие человека на природу. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Практическая работа 26. Составление описания местности.
Основные виды учебной деятельности:
Учащийся должен уметь:
приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность;
объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.
Резерв времени – 2 час.
Учебный процесс по изучению географии организуется в классно - урочной системе. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом основного содержания курса.
Большое внимание уделяется практическим работам, в процессе осуществления которых обучающиеся формируют навыки работы с различными источниками географической информации, а также приобретают способность давать комплексные характеристики отдельных стран и территорий, выделять соответствующие географические закономерности.
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя; работа с текстом учебника и статистическими данными; работа с научно-популярной литературой; выполнение практических работ; выполнение заданий на контурной карте; выявление географических зависимостей; объяснение наблюдаемых явлений; анализ проблемных ситуаций; сравнительная характеристика объектов; анализ и сопоставление карт атласа; просмотр учебных фильмов и видеофрагментов; работа с Интернет-ресурсами; выполнение тестовых заданий, подготовка сообщений, докладов, презентаций.
Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс 2ч в неделю, всего 68 ч.
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты | Домашнее задание | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| |||||
| Введение | 2 ч |
|
|
|
|
| |
1. | Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю. | 1 |
| Уметь: показывать материки и части света; приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и само регуляции учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. Личностные УУД: формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности. | Формирование ответственного отношения к учебе. Сформировать убежденность в возможности познания природы | П. 1 | |
2. | Источники географической информации. Практическая работа 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам.
| 1 |
| Уметь: давать характеристику карты; читать и анализировать карту | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом. Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата Коммуникативные УУД: управлять своим поведением, оценивать свои действия | Формирование ответственного отношения к учебе. Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся | П. 2-3 | |
| Главные особенности природы Земли | 9 ч |
|
|
|
|
| |
| Литосфера и рельеф Земли | 2ч |
|
|
|
|
| |
3. | Происхождение материков и океанов. | 1 |
| Уметь: называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; доказательство Регулятивные УУД: поиск информации в картах атласа Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | П. 3 | |
4. | Рельеф Земли. Практическая работа 2. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различия. | 1 |
| Уметь: называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа Личностные УУД: осознать необходимость изучения окружающего мира | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | П. 4 | |
| Атмосфера и климаты Земли | 2 ч |
|
|
|
|
| |
5. | Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. Практическая работа 3. Характеристика климата по климатическим картам. | 1 |
| Объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков; называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики | Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом Личностные УУД: осознавать необходимость изучения окружающего мира | Формирование ответственного отношения к учению, уметь использовать знания в реальной жизни. | П. 5 | |
6. | Климатические пояса Земли. Практическая работа 4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков, оценка климатических условий материка для жизни населения. | 1 |
| Уметь: делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов | Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию из одного вида в другой Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь работать с текстом: составлять таблицу Коммуникативные УУД:отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности | П. 6 | |
| Гидросфера. Мировой океан - главная часть гидросферы | 2 ч |
|
|
|
|
| |
7. | Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. | 1 |
| Показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод | Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Осознавать целостность природы планеты Земля; овладение на уровне общего образования системой географических знаний | П. 7 | |
8. | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | 1 |
| Приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков | Познавательные УУД: уметь определять возможные источники сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные УУД: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Осознавать целостность природы планеты Земля | П. 8 | |
| Географическая оболочка. | 3 ч |
|
|
|
|
| |
9. | Строение и свойства географической оболочки. | 1 |
| Приводить примеры ПК | Познавательные УУД: уметь использовать ключевые базовые понятия курса географии Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности. Коммуникативные УУД: выделять главную мысль в тексте параграфа Личностные УУД: Уметь выделять главное, существенные признаки понятия; уметь работать с текстом: составлять сложный план | Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы | П. 9 | |
10. | Природные комплексы суши и океана. | 1 |
| Составлять простейшие схемы взаимодействия природных компонентов | Познавательные УУД: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Коммуникативные УУД: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии
| Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы | П. 10 | |
11. | Природная зональность. Практическая работа 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов. | 1 |
| Составлять простейшие схемы взаимодействия природных компонентов, приводить примеры ПК | Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. | Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы Овладение на уровне общего образования системой географических знаний | П. 11 | |
| Население Земли. | 3 ч |
|
|
|
|
| |
12. | Численность населения Земли. Размещение населения. Практическая работа 6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира. | 1 |
| Уметь рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту, показывать государства по карте. Знать основные мировые религии | Познавательные УУД: использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
| Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности | П. 12 | |
13. | Народы и религии мира. Практическая работа 7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов. | 1 |
| Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов | П. 13 | ||
14. | Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. | 1 |
| Познавательные УУД: оценивать способы и условия действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Регулятивные УУД: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество | Осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли. | П. 14 | ||
| Океаны и материки | 50 ч |
|
|
|
|
| |
| Океаны | 2 ч |
|
|
|
|
| |
15. | Тихий океан. Индийский океан. Практическая работа 8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной функций. | 1 |
| Уметь показывать на карте и называть океаны, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки океанов как крупных природных комплексов; показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты в океанах | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | П. 15 | |
16. | Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Практическая работа 9. Описание особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов. | 1 |
| Познавательные УУД: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего на учения. Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД: управлять своим поведением, оценивать свои действия
| Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | П. 16 | ||
| Южные материки | 1 ч |
|
|
|
|
| |
17. | Общие особенности природы южных материков. | 1 |
| Уметь показывать на карте и называть материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки материков как крупных природных комплексов; показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках | Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные УУД: прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности. Коммуникативные УУД: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами
| Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. | П. 17 | |
| Африка | 10 ч |
|
|
|
|
| |
18. | Географическое положение. Исследование Африки. | 1 |
| Знать: понятие «географическое положение материка»; особенности географического положения Африки; основных исследователей материка, в том числе русских путешественников и ученых | Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах
| Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи | П. 18 | |
19. | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 |
| Знать основные черты рельефа материка и факторы его образования; состав полезных ископаемых и их размещение по частям материка в связи с происхождением горных пород; основные формы рельефа | Познавательные УУД: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте учебника, в дополнительных источниках к параграфу, электронных изданиях Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Коммуникативные УУД: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений
| Адаптировать знания к условиям окружающей среды. Уметь использовать знания в реальной жизни | П. 19 | |
20. | Климат. Внутренние воды. | 1 |
| Знать: климатические условия Африки уметь: определять по климатической карте температурные особенности, знать: общие черты внутренних вод Африки и наиболее крупные речные системы и озера;
| Познавательные УУД: классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
| Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | П. 20 | |
21. | Природные зоны. | 1 |
| Знать: характерные черты и факторы образования природных зон, типичные растения и животных природных зон; уметь: описывать природные зоны по комплекту карт; устанавливать связи между компонентами природы; | Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов Регулятивные УУД: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы | П. 21 | |
22. | Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. | 1 |
| Знать: о характере изменений в природе материка под влиянием хозяйственной деятельности населения, о стихийных бедствиях; понятия и термины: заповедник, национальный парк, Сахель, Сахара, Намиб, Серенгети, парк Крюгера;
| Познавательные УУД: самостоятельно ориентироваться в новом учебном материале, строить речевые высказывания Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Коммуникативные УУД: развивать умение обмениваться знаниями в парах для принятия эффективных решений | П. 22 | ||
23. | Население. | 1 |
| Знать: численность населения, его национальный состав, плотность, размещение по территории, особенности культуры коренного населения; уровень развития хозяйства уметь: анализировать содержание карт объяснять размещение населения, городов, | Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов | П. 23 | |
24. | Страны Северной Африки. Алжир. | 1 |
| Знать: план характеристики страны; природные условия жизни и хозяйственной деятельности населения Северной Африки как природного и цивилизационного района; особенности оседлого и кочевого образа жизни; изменения в природе Алжира.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов | П. 24 | |
25. | Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Практическая работа 10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. | 1 |
| Знать: план характеристики страны; природные условия жизни и хозяйственной деятельности населения Западной и Центральной Африки, изменения в природе Нигерии.
| Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы | Уметь работать в коллективе, вести диалог вырабатывая общее решение | П. 25 | |
26. | Страны Восточной Африки. Эфиопия. Практическая работа 11. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки. | 1 |
| Знать: географические особенности природы региона; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем в странах региона;
| Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы | Уметь работать в коллективе, вести диалог вырабатывая общее решение | П. 26 | |
27. | Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Практическая работа 12. Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран Южной Африки. | 1 |
| Знать: план характеристики страны; природные условия жизни и хозяйственной деятельности населения ЮАР, охрана окружающей среды | Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов | П. 27 | |
| Австралия и Океания | 5 ч |
|
|
|
|
| |
28. | Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 |
| Знать: особенности географического положения; основных исследователей материка; уметь:определять географическое положение по физической карте;
| Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста и карт атласа; решать тестовые задания Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий Коммуникативные УУД: владеть навыками диалогической речи | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры | П. 28 | |
29. | Климат Австралии. Внутренние воды. | 1 |
| Уметь: анализировать содержание карт Австралии | Познавательные УУД: сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; выявлять причинно-следственные связи Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | П. 29 | |
30. | Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. | 1 |
| Знать: причины своеобразия органического мира, типичные растения и животные природных зон; уметь: описывать природные зоны по комплекту карт
| Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Коммуникативные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования | П.30 | |
31. | Австралийский союз. Практическая работа 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии. | 1 |
| Знать: численность населения, его национальный (этнический) состав, плотность, ее охраны; термин: резервация; объяснять размещение населения, городов | Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные УУД: поиск информации в картах атласа Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | П. 31 | |
32. | Океания. Природа, население и страны. | 1 |
| Знать наиболее крупные острова и архипелаги, уметь показывать их на карте; связь особенностей природы островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь населения | Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности | П. 32 | |
| Южная Америка | 7 ч |
|
|
|
|
| |
33. | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. | 1 |
| Знать: особенности географического положения Ю. Америки; историю открытия, основных исследователей материка, влияние ГП на особенности природы материка | Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | П. 33 | |
34. | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 |
| Знать основные черты рельефа материка; состав полезных ископаемых и их размещение основные формы рельефа, названные в тексте; уметь: определять основные черты рельефа по физической карте; | Познавательные УУД: классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | П. 34 | |
35. | Климат. Внутренние воды. | 1 |
| Знать: климатические условия Ю. Америки уметь: описывать климатические пояса; знать: общие черты внутренних вод уметь: определять характерные особенности внутренних вод по картам; | Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста и карт атласа Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Коммуникативные УУД: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии
| Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | П. 35 | |
36. | Природные зоны. | 1 |
| Знать: природные зоны; их характерные черты и факторы образования; типичные растения и животных, уметь: описывать природные зоны по комплекту карт | Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов Регулятивные УУД: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры | П. 36 | |
37. | Население. | 1 |
| Знать крупнейшие народы, распространенные языки и религии, крупнейшие страны материка, их столицы и крупнейшие города | Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов | П. 37 | |
38. | Страны востока материка. Бразилия. Практическая работа 14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии и Аргентины. | 1 |
| Знать особенности природно-хозяйственного комплекса стран востока материка, в том числе современного экономического развития; экологические проблемы Амазонии; элементы культуры населения; уметь объяснять: различия в природе и составе минеральных богатств Амазонии и Бразильского плоскогорья, аргентинской пампы; размещение важнейших минеральных ресурсов | Познавательные УУД: анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов | П. 38 | |
39. | Страны Анд. Перу. Практическая работа 15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран. | 1 |
| Знать особенности природно-хозяйственного комплекса стран востока материка, в том числе современного экономического развития; памятники из списка ЮНЕСКО;
| Познавательные УУД: анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов | П. 39 | |
| Антарктида | 1 ч |
|
|
|
|
| |
40. | Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа. Практическая работа 16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем. | 1 |
| Знать особенности ГП Антарктиды, его влияние на особенности природы материков; имена путешественников внесших вклад в открытие и исследование материка | Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Коммуникативные УУД: осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | П. 40 | |
| Северные материки | 1 ч |
|
|
|
|
| |
41. | Общие особенности природы северных материков. | 1 |
| Уметь показывать на карте и называть материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки материков как крупных природных комплексов; показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках | Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. Развитие речи | П. 41 | |
| Северная Америка | 7 ч |
|
|
|
|
| |
42. | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. | 1 |
| Знать: особенности географического положения С. Америки; историю открытия, основных исследователей материка, влияние ГП на особенности природы материка | Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | П. 42 | |
43. | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 |
| Знать основные черты рельефа материка; состав полезных ископаемых и их размещение основные формы рельефа, уметь: определять основные черты рельефа по физической карте
| Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. Развитие речи | П. 43 | |
44. | Климат. Внутренние воды. | 1 |
| Знать: климатические условия С. Америки; различия в климате по поясам и факторы, определяющие климатические условия уметь: описывать климатические пояса; знать: общие черты внутренних вод уметь: определять характерные особенности внутренних вод по картам
| Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; умение свободно отвечать у доски | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. Развитие речи | П. 44 | |
45. | Природные зоны. Население. | 1 |
| Знать: природные зоны; их характерные черты и факторы образования; типичные растения и животных, уметь: описывать природные зоны по комплекту карт крупнейшие народы, распространенные языки и религии, крупнейшие страны материка, их столицы и крупнейшие города | Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием разных ресурсов, включая дополнительную литературу и Интернет; преобразовывать информацию из одного вида в другой Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, паре | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования | П. 45 | |
46. | Канада. | 1 |
| Знать: основные черты географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности; элементы культуры, памятники природного, культурного наследия Канады; уметь: показывать на карте наиболее крупные при- родные объекты страны; | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование уч. сотрудничества. | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся | П. 46 | |
47. | Соединенные Штаты Америки. Практическая работа 17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики. | 1 |
| Знать: основные черты географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности; элементы культуры, памятники природного, культурного наследия США; уметь: показывать на карте наиболее крупные при- родные объекты страны; | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование уч. сотрудничества. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | П. 47 | |
48. | Средняя Америка. Мексика. Практическая работа 18. Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики. | 1 |
| Знать: географические особенности природы региона; меры по сохранению природы уметь: выделять, описывать и объяснять по тексту учебника и картам атласа существенные признаки компонентов природы, населения; составлять краткую характеристику страны | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование уч. сотрудничества. | Осознавать целостность природы, населения и хозяйства страны | П. 48 | |
| Евразия | 16 ч |
|
|
|
|
| |
49. | Географическое положение. Исследование Центральной Азии. | 1 |
| Знать: особенности географического положения; основных исследователей материка; уметь: определять географическое положение по физической карте; | Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | П. 49 | |
50. | Особенности рельефа, его развитие. | 1 |
| Знать основные черты рельефа материка; состав полезных ископаемых и их размещение, основные формы рельефа, уметь: определять основные черты рельефа по физической карте | Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | П. 50 | |
51. | Климат. Внутренние воды. | 1 |
| Знать: климатические условия Евразии; различия в климате по поясам и факторы, определяющие климатические условия уметь: описывать климатические пояса; знать: общие черты внутренних вод уметь: определять характерные особенности внутренних вод по картам; | Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
| Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности | П. 51 | |
52. | Природные зоны. Народы и страны Евразии. Практическая работа 19. Составление каталога народов Евразии по языковым группам. | 1 |
| Знать: природные зоны; их характерные черты и факторы образования; типичные растения и животных, уметь: описывать природные зоны по комплекту карт; крупнейшие народы, распространенные языки и религии, крупнейшие страны материка, их столицы и крупнейшие города | Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием разных ресурсов, включая дополнительную литературу и Интернет; преобразовывать информацию из одного вида в другой Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, паре | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры | П. 52 | |
53. | Страны Северной Европы. Практическая работа 20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном. | 1 |
| Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Северной Европы; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями, хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.
| Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | П. 53 | |
54. | Страны Западной Европы. Великобритания. | 1 |
| Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Западной Европы; уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование уч. сотрудничества. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | П. 54 | |
55. | Франция. Германия. Практическая работа 21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии. | 1 |
| Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями, хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование уч. сотрудничества. | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | П. 55 | |
56. | Страны Восточной Европы: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, страны Балканского полуострова. | 1 |
| Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Восточной Европы; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями, хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.
| Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся | П. 56 | |
57. | Страны Восточной Европы: страны Балтии, Белоруссия, Украина, Молдавия. | 1 |
| Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Восточной Европы; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями, хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
| Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся | П. 57 | |
58. | Страны Южной Европы. Италия. | 1 |
| Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Южной Европы; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями, хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
| Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | П. 58 | |
59. | Страны Юго-Западной Азии. Практическая работа 22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам. | 1 |
| Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Северной Европы; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями, хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
| Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | П. 59 | |
60. | Страны Центральной Азии. | 1 |
| Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Центральной Азии; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями, хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом
| Формировать осознания целостности природы, населения и хозяйства страны | П. 60 | |
61. | Страны Восточной Азии. Китай. Практическая работа 23. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте. | 1 |
| Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Восточной Азии; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями, хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
| Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | П. 61 | |
62. | Япония. | 1 |
| Знать: состав региона; особенности географического положения и природы страны взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями, хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом
| Формировать осознания целостности природы, населения и хозяйства страны | П. 62 | |
63. | Страны Южной Азии. Индия. Практическая работа 24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии. | 1 |
| Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Южной Азии; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями, хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
| Формировать осознания целостности природы, населения и хозяйства страны | П. 63 | |
64. | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. | 1 |
| Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Юго-Восточной Азии; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями, хозяйственной деятельностью, образом жизни людей | Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
| Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | П. 64 | |
| Географическая оболочка – наш дом | 2 ч |
|
|
|
|
| |
65. | Закономерности географической оболочки. Практическая работа 25. Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов. | 1 |
| Уметь приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность; объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека | Познавательные УУД: показывать ценность географической информации для человечества. Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы | П. 65 | |
66. | Взаимодействие природы и общества. Практическая работа 26. Составление описания местности: выявление ее геоэкологических проблем, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды, наличие памятников природы и культуры. | 1 |
| Уметь приводить примеры влияния природы на условия жизни людей | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом. Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение работать в микро-группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, уважительно относиться к другому человеку | Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы и общества | П. 66 | |
67. | Дифференцированный зачет. | 1 |
|
|
| Формирование ответственного отношения к учебе | Индивид. сообщения | |
68. | Повторение по теме: «Материки и океаны». | 1 |
| Закрепить полученные знания |
| Формирование ответственного отношения к учебе | Индивид. задания |