КОУ «Средняя школа № 4 (очно-заочная)»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического цикла рук. МО ___________ Л.Г.Ракитянская Протокол № 1 от .08.2017г.
| СОГЛАСОВАНО Зам. директора ___________ И.А. Герасимова 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________ Т.П. Рыковская 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
5 КЛАСС
Составитель: учитель географии Бейсенова Рауза Хайдаровна |
2017/2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «География. Начальный курс. 5 класс» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО).
Приказа Минобрнауки России от 31.05.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Программы авторов И.И. Бариновой, В.П. Дронова, И.В. Душиной, В.И. Сиротина, опубликованной в сборнике «Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие /сост. С.В.Курчина.-4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015». Учебник: География. Начальный курс. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, -5 изд, стереотипное – М.: Дрофа, 2015.
Основная образовательная программа основного общего образования КОУ «Средняя школа № 4 (очно-заочная)».
Учебный план школы на 2017/2018 учебный год.
1. Цели и задачи курса.
Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.
Основными целями курса являются:
- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека;
- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- знакомство с одним и интереснейших школьных предметов – географией, формирование интереса к нему;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
2. Общая характеристика предмета
Содержание курса географии в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной компетентности в общении с другими обучающимися в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой и других видов деятельности.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
3. Место курса географии в базисном учебном плане.
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 – 6 классах по 35 часов (1 час в неделю), в 7, 8 и 9 классах – по 68 часов (2 часа в неделю).
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествуют курс «Окружающий мир» включающий определенные географические умения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
4.1. Личностные результаты
Обучающиеся научатся обладать:
- ответственным отношением к учебе;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- основами экологической культуры.
4.2. Метапредметные результаты
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описания объектов;
- составлять простой план;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- оценивать работу одноклассников.
4.3. Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- приводить примеры географических объектов;
- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
- объяснять, для чего изучают географию.
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты.
- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
- показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности.
5. Содержание курса «География. Начальный курс. 5 класс»
ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС.
(1 ч в неделю, всего 35 часов, из них 2 ч. – резервное время)
ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1, 2.
ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю
Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета - Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый
космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Ориентирование по Солнцу. Компас. Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
ПРИРОДА ЗЕМЛИ (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка.
Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
6. Тематическое планирование 5 класс
Программу я корректирую для очно-заочной формы обучения. По программе на изучение материала отведено 35 ч. в год, 1 ч. в неделю. По учебному плану очно-заочной школы 36 ч. в год, 1 ч. в неделю, 1 час отводится на итоговое обобщение. Программа выполняется за счет самостоятельной работы обучающихся под руководством учителя. По программе 4 практические работы.
В течение учебного года проводится 2 зачета (1 зачет в 1 полугодии и 1 зачет во 2 полугодии). Основная форма промежуточной аттестации - зачёт. Зачетные работы оцениваются по критериям, прописанным в текстах зачетных работ.
класс | По программе количество часов в год | По программе количество часов в неделю | По учебному плану количество часов в год | По учебному плану количество часов в неделю | Количество зачетов в год | |||||
5 | 35 | 1 | 36 | 1 | 2(1/1) |
№ п/п
| Содержание материала | Количество часов по программе | Количество часов по учебному плану | Количество часов на самостоятельное изучение | Форма контроля |
1 | Что изучает география | 5 | 5 | - |
Зачет №1
|
2 | Как люди открывали Землю | 5 | 5 | - | |
3 | Земля во Вселенной | 9 | 9 | - | |
Зачет №2 | |||||
4 | Виды изображений поверхности Земли | 4 | 4 | - | |
5 | Природа Земля | 10 | 10 +1 резерв | - | |
6 | Резерв | 2 | - | - | |
7 | Обобщение по курсу «География. Начальный курс» | - | 1+1 резерв | - | |
| Итого | 35 | 36 | - |
|
ТЕКСТЫ ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ
Зачет № 1 по географии, 5 класс
по теме: «Что изучает география. Как люди открывали Землю. Земля во Вселенной»
1 вариант
1. Название какой из перечисленных наук с греческого языка переводится как «землеописание»? (1б.)
а. геологии б. геоморфологии в. географии г. геоинформатики
2. Какая наука изучает небесные тела: их происхождение, строение, состав, движение в космическом пространстве? (1б.)
а. физика б. астрономия в. география г. экология
3. Какое явление природы действует разрушительно на живую и неживую природу? (1б.)
а. землетрясение б. смена дня и ночи в. рост растения г. листопад
4. В чем заключается заслуга экспедиции Фернана Магеллана? (1б.)
а. была открыта Австралия б. было доказано единство Мирового океана
в. Был найден кратчайший путь в Индию г. было доказано, что Америка – новая часть Света
5. Какой вклад внесли русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев? (1б.)
а. исследовали СЛО б. открыли Антарктиду
в. открыли Северную Америку г. открыли Австралию
6. Какой из материков Земли был открыт последним? (1б.)
а. Антарктида б. Австралия в. Африка г. Евразия
7. Как называют космическое пространство и все, что его заполняет (небесные тела, газ, пыль)? (1б.)
а. галактика б. Солнечная система в. Вселенная г. планета
8. Что, по утверждению Николая Коперника, расположено в центре «системы мира»? (1б.)
а. Солнце
б. Земля
в. Луна
г. огромная черепаха
9. Сколько планет в Солнечной системе? (1б.)
а. 7 б. 8 в. 9 г. 10
10. Как вращение Земли вокруг своей оси отражается на явлениях в природе? (1б.)
а. происходит смена времен года
б. происходит смена дня и ночи
в. реки текут по уклону земной поверхности
г. возникают приливы и отливы
Критерии оценок:
Оценка «5» - 10 баллов.
Оценка «4» - 8 – 9 баллов.
Оценка «3» - 5 – 7 баллов.
Оценка «2» - 0 – 4 баллов.
Ответы к зачету № 1 по географии, 5 класс, по теме: «Что изучает география. Как люди открывали Землю. Земля во Вселенной», 1 вариант.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
в | в | а | б | б | а | в | а | б | б |
Зачет № 1 по географии, 5 класс
по теме: «Что изучает география. Как люди открывали Землю. Земля во Вселенной»
2 вариант
1. Чем наш «общий дом» Земля отличается от других планет? (1б.)
а. наличием атмосферы
б. наличием жизни
в. вращением вокруг своей оси
г. наличием спутника
2. Какое явление относится к группе физических? (1б.)
а. восход солнца
б. созревание плодов
в. цветенье деревьев
г. листопад
3. Какая наука изучает материки и океаны, страны и народы, хозяйство и климат? (1б.)
а. биология б. экология в. география г. климатология
4. Кто из великих измерил длину экватора и вычислил размеры земного шара? (1б.)
а. Пифей б. Пифагор в. Эратосфен г. Геродот
5 Кто из путешественников совершил первое кругосветное плавание?(1б.)
а. Х. Колумб б. Джеймс Кук в. Ф. Магеллан г. Васко да Гама
6. В чем заключается заслуга экспедиции Джеймса Кука? (1б.)
а. был найден кратчайший путь в Индию б. была доказана шарообразность Земли в. было доказано единство Мирового океана г. было доказано, что Австралия – материк.
7 Как называются небесные тела, достигшие поверхности Земли? (1б.)
а. кометы
б. метеоры
в. метеориты
г. астероиды
8. Как называется гигантское скопление звезд? (1б.)
а. галактика
б. система
в. Вселенная
г. Млечный Путь
9. Сколько планет Солнечной системы относится к земной группе? (1б.)
а. 9 б. 8 в. 4 г. 3
10. Как называют световые вспышки, возникающие при сгорании в земной атмосфере космической пыли? (1б.)
а. кометы б. метеоры в. метеориты г. астероиды
Критерии оценок:
Оценка «5» - 10 баллов.
Оценка «4» - 8 – 9 баллов.
Оценка «3» - 5 – 7 баллов.
Оценка «2» - 0 – 4 баллов.
Ответы к зачету № 1 по географии, 5 класс, по теме: «Что изучает география. Как люди открывали Землю. Земля во Вселенной», 2 вариант.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | а | в | в | в | г | в | в | в | б |
Зачет № 2 по географии, 5 класс
по теме: «Виды изображений поверхности Земли. Природа Земля»
1 вариант
1. Как называется воображаемая линия, ограничивающее видимое глазом пространство (1б.)
а. горизонт б. линия горизонта
в. линия фронта г. линия видимости
2. С помощью какого из перечисленных приборов удобнее всего ориентироваться? (1б.)
а. анемометр б. барометр
в. компас г. часы
3. Если в истинный полдень встать спиной к солнцу, на какое направление будет указывать падающая от вас тень? (1б.)
а. на север б. на юг
в. на восток г. на запад
4. Установите соответствие: (1б.)
Понятия Определения
А) экватор 1) линии, с которыми пересекаются меридианы
Б) параллель 2) линии, соединяющие Северный и Южный полюс
В) меридиан 3) самая длинная параллель
5. Установите соответствие: (1б.)
Объекты Цвета на карте
А) глубины морей и океанов 1) зеленый, желтый, оранжевый
Б) плоские и холмистые равнины 2) темно-синий
В) горы 3) оттенки коричневого
6. Расположите перечисленные ниже внутренние оболочки планеты по порядку от центра к поверхности Земли. (1б.)
а. земная кора б. внутреннее ядро
в. мантия г. внешнее ядро
7. Как называют все неровности земной поверхности? (1б.)
а. литосфера б. рельеф
в. горы г. земная кора
8. Какой материк включает в себя две части света? (1б.)
а. Евразия б. Африка
в. Антарктида г. Австралия
9. Установите соответствие: (1б.)
Реки Бассейны океанов
А) Амазонка 1) Тихий
Б) Амур 2) Атлантический
В) Ганг 3) Индийский
10. Какое исчезающее животное обитает в нашей стране? (1б.)
а. тасманийский дьявол б. амурский тигр
в. бенгальский тигр г. медведь гризли
Критерии оценок:
Оценка «5» - 10 баллов.
Оценка «4» - 8 – 9 баллов.
Оценка «3» - 5 – 7 баллов.
Оценка «2» - 0 – 4 баллов.
Ответы к зачету № 2 по географии, 5 класс, по теме: «Виды изображений поверхности Земли. Природа Земля», 1 вариант.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | в | а | 312 | 213 | бгва | б | а | 213 | б |
Зачет № 2 по географии, 5 класс
по теме: «Виды изображений поверхности Земли. Природа Земля»
2 вариант
1. Как называется условная линия на геокарте, которая делит земной шар на два полушария – Западное и Восточное? (1б.)
а. горизонт б. начальный меридиан
в. линия горизонта г. экватор
2. Под каким из перечисленных объектов толщина земной коры будет больше всего? (1б.)
а. Гималаи б. Восточно-Европейская равнина
в. Мексиканский залив г. Белое море
3. Установите соответствие: (1б.)
Горные породы Группы
А. гранит 1. осадочные
Б. известняк 2. магматические
В. мрамор 3. Метаморфические
4. Сколько материков на Земле? (1б.)
а. 6 б. 5
в. 7 г. 8
5. Расположите континенты в порядке увеличения их площадей. (1б.)
а. Антарктида б. Австралия
в. Евразия г. Африка
6. Установите соответствие: (1б.)
Материки Особенности
А. Австралия 1. самый жаркий материк
Б. Африка 2. самый влажный материк
В. Южная Америка 3. самый сухой материк
7. Какой из перечисленных объектов входит в состав водной оболочки Земли? (1б.)
а. остров б. архипелаг
в. материк г. Мировой океан
8. Сколько соли в среднем содержится в 1 л морской воды? (1б.)
а. 35 г б. 35 кг
в. 15 г г. 15 л
9. Что защищает живые организмы от вредного ультрафиолетового излучения Солнца? (1б.)
а. азот б. кислород
в. озоновый слой г. водяной пар
10. Когда на Земле возникла жизнь? (1б.)
а. около 4,5 млрд лет назад б. около 2 млн лет назад
в. 65 млн лет назад г. около 3,5 млрд лет назад
Критерии оценок:
Оценка «5» - 10 баллов.
Оценка «4» - 8 – 9 баллов.
Оценка «3» - 5 – 7 баллов.
Оценка «2» - 0 – 4 баллов.
Ответы к зачету № 2 по географии, 5 класс, по теме: «Виды изображений поверхности Земли. Природа Земля», 2 вариант.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | а | а2б1в3 | а | абгв | а3б1в2 | г | а | в | а |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
География. Начальный курс. 5 класс 35 ч. (1 ч. в неделю)
№ п/п | № урока |
Тема урока
| Количество часов |
Тип урока
|
| Планируемые результаты | Дата проведения | ||||||||||||
Предметные | Метапредметные: познавательные УУД (П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р) | Личностные результаты | План | Факт | |||||||||||||||
Что изучает география (5 ч)
| |||||||||||||||||||
1 | 1 | Мир, в котором мы живём. Входная контрольная работа. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля | К: продолжить обучение в эвристической беседе. Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. П: уметь объяснять особенности планеты Земля. | Развитие личностной рефлексии, толерантности |
|
| ||||||||||
2 | 2 | Науки о природе. | 1 | Комбинирован-ный урок | Научиться объяснять значение понятий тело и вещество | К: уметь отображать информацию в графической форме. Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. П: уметь выделять сходств естественных наук.
| Формирование мотивации в изучении наук о природе |
|
| ||||||||||
3 | 3 | География – наука о Земле. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию | К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Р: формировать и развивать компетентность в области использования справочного материала. П: уметь выявлять различия двух частей географии. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
|
| ||||||||||
4 | 4 | Методы географических Исследований. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы. | К: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Р: применять методы информационного поиска. П: показывать ценность гео- информации для человечества | Формирование целостного мировоззрения, соответствующе-го современному уровню развития науки и общественной практики. |
|
| ||||||||||
5 | 5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география». Проверочная работа. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. Тестирование
| Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как о компоненте научной картины мира. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклас- сниками. Р: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли. | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
|
| ||||||||||
Как люди открывали Землю (5 ч)
|
| ||||||||||||||||||
6 | 1 | Географические открытия древности и Средневековья.
| 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло. | К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. Р: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника). П: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества. | Формирование целостного мировоззрения. |
|
| ||||||||||
7 | 2 | Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Важнейшие географические открытия. (Работа с контурной картой, учебником) | 1 | Комбинирован-ный урок | Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий. | К: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения. П: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли.
| Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
|
| ||||||||||
8 |
3 |
Открытия русских путешественников. |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Научиться составлять рассказ о великих русских путешественниках. |
К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. |
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
|
| ||||||||||
9 | 4 | Открытия русских путешественников.
| 1 | Комбинирован-ный урок | Научиться самостоятельно составлять памятку по опережающему заданию о великих русских путешественниках. | К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. П: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
|
| ||||||||||
10 | 5 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю».
| 1 | Урок обобщения и систематизации знаний Тестирование
| Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Р: применять методы информационного поиска. П: уметь объяснять подвиг первооткрывателей. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
|
| ||||||||||
Земля во Вселенной (9 ч)
|
| ||||||||||||||||||
11 | 1 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью энциклопедий, справочников П: объяснять представления древних людей о Вселенной. | Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. |
|
| ||||||||||
12 | 2 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться читать и понимать текст. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. | Формирование навыков организации своей деятельности в группе. |
|
| ||||||||||
13 |
3 |
Соседи Солнца. |
1 |
Комбинирован- ный урок |
Научиться составлять характеристику планет по плану. |
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять главное отличие Земли от других планет. |
Формирование познавательного интереса к предмету изучения. |
|
| ||||||||||
14 | 4 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | 1 | Комбинирован-ный урок | Научиться выделять признаки планет. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
|
| ||||||||||
15 | 5 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Проверочная работа | 1 | Комбинирован-ный урок.
| Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты». | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять особенности различных небесных тел. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
|
| ||||||||||
16 | 6 | Мир звёзд. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться находить на звёздном небе созвездия. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. |
|
| ||||||||||
17 | 7 | Уникальная планета – Земля. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. |
|
| ||||||||||
Зачет № 1 по теме «Что изучает география. Как люди открывали Землю. Земля во Вселенной» | |||||||||||||||||||
18 | 8 | Современные исследования космоса. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться составлять рассказ о космонавтах. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: изучить важнейшие события в освоении космоса. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
|
| ||||||||||
19 | 9 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».
| 1 | Урок обобщения и систематизации знаний Тестирование
| Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. |
|
| ||||||||||
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
|
| ||||||||||||||||||
20 | 1 | Стороны горизонта | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться определять стороны горизонта. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: находить основные и промежуточные стороны горизонта. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
|
| ||||||||||
21 | 2 | Ориентирование
| 1 | Урок комплексного применения ЗУН. | Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Р: применять методы информационного поиска П: формулировать алгоритм работы с компасом. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. |
|
| ||||||||||
22 | 3 | План местности и географическая карта.
| 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
|
| ||||||||||
23 | 4 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Практическая работа № 2. Ориентирование по плану и карте. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний Тестирование
| Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
|
| ||||||||||
Природа Земли (10 ч + 1 ч резерв)
|
| ||||||||||||||||||
24 | 1 | Как возникла Земля. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
|
| ||||||||||
25 | 2 | Внутреннее строение Земли. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек. | Формирование устойчивой мотивации к исследователь- ской деятельности, конструированию. |
|
| ||||||||||
26 | 3 | Землетрясения и вулканы. Практическая работа №3
Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов. | 1 | Комбинирован-ный урок | Научиться обозначать объекты на контурной карте. | К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. |
|
| ||||||||||
27 | 4 | Путешествие по материкам. Практическая работа №4 Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
| 1 | Урок комплексного применения ЗУН. | Научиться различать материки по контурам и особенностям природы. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать природу шести материков Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
|
| ||||||||||
28 | 5 | Вода на Земле. | 1 | Комбинирован-ный урок | Научиться подписывать реки на контурной карте. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
|
| ||||||||||
29 | 6 | Вода на Земле. | 1 | Комбинирован-ный урок | Научиться подписывать реки на контурной карте, составлять схемы «Воды суши» | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать воды суши | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
|
| ||||||||||
30 | 7 | Воздушная одежда Земли.
| 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли». | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды». | Формирование устойчивой мотивации к исследователь-ской деятельности. |
|
| ||||||||||
31 | 8 | Живая оболочка Земли. | 1 | Комбинирован-ный урок | Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
|
| ||||||||||
32 | 9 | Почва – особое природное тело. | 1 | Комбинирован-ный урок | Научиться определять тип почв по натуральным образцам. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
|
| ||||||||||
33 | 10 | Человек и природа. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. |
|
| ||||||||||
34 | 11 | Как сберечь природу? Экологические проблемы Земли.
| 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Научиться самодиагностике. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. Р: применять методы информационного поиска П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности. |
|
| ||||||||||
35 | 1 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».
| 1 | Урок обобщения и систематизации знаний
| Научиться самодиагностике и самокоррекции. | К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: применять методы информационного поиска, П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя. |
|
| ||||||||||
Зачет № 2 по теме: «Виды изображений поверхности Земли. Природа Земли» | |||||||||||||||||||
36 | 2 | Обобщение по курсу «География. Начальный курс». Итоговая контрольная работа | 1 | Урок обобщающего контроля знаний | Научиться самокоррекции. |
| Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности без помощи учителя. |
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен многое знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни.
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебники и УМК:
Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2011. – 75 с.
География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2014.-140, [4 ]с.: ил., карт.
Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru