«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по географии 8 класс ФГОС

Рабочая программа соответствует ФГОС и составлена на основе программы основного общего образования по географии 5-9 классы

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки



Пояснительная записка

Рабочая программа соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы и в соответствии со следующими нормативными документами:


- Приказом Минобразования и науки от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015);

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011, 24.11.2015)

- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15);

- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Устьинская СОШ;

-Уставом школы.



На изучение географии в 8 классе отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 70 часов (35 учебных недели).

В течение учебного года проводится 12 практических и 6 проверочных работ




Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся.











Содержание программы


Географическое положение России -8 ч

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Часовые пояса.

Пр/р Работа на конт. карте: обозначить границы, пограничные государства и крайние точки России.

Пр/р Решение задач на определение поясного времени


Рельеф и недра России -5 ч

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землятресений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования.

Пр/р Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры

Пр/р Обозначение на к/к основных месторождений полезных ископаемых, объяснение причин их размещений


Климат и климатические ресурсы -6 ч

Факторы формирования климата. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия.

Пр/р Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны.

Пр/р Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий и жизни и хозяйственной деятельности людей.

Пр/р Определение состояния погоды по синоптической карте


Внутренние воды и водные ресурсы -4 ч

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота.

Пр/р Характеристика одной из рек России по плану


Почва и почвенные ресурсы -3 ч

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения.

Пр/р Определение условий почвообразования для основных зональных типов почв.


Растительность и животный мир -4 ч

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России.


Природное районирование -6 ч

Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс; взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

Пр/р№10. Характеристика одной из природных зон


Природа регионов России-18 ч

Природные регионы России. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав природных районов России. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие районов. Историко-географические этапы развития районов. Специфика природы районов, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность населения.

Пр/р. Характеристика природных комплексов России


Человек и природа-6 ч

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России.


География Тамбовской области -8 ч

Историко-географические этапы развития. Географическое положение, климат, воды, растительный и животный мир Тамбовской области. Хозяйственное развитие района.

Пр/р. Характеристика географического положения области


Повторение пройденного за курс 8 класса -2 ч



Планируемые результаты

Предметные:

В процессе изучения географии ученик будет

знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


Метапредметными результатами освоения программы по географии являются развитие:

Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу  и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
































Календарно–тематическое планирование

(2 часа в неделю -70 часов)



Тема урока

Кол-во уроков

Тип урока

Вид контроля

Планируемые результаты

Проведено

по плану

по факту

Географическое положение- 8 ч

1.

Что изучает физическая география России

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос

Уметь использовать различные источники геогр информации



2.

Географическое положение России Пр/Работа на конт. карте: обозначить границы, пограничные государства и крайние точки России.

(20 мин)

1

Урок актуализации знаний и умений

Практическая работа

Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам. Наносить эти объекты на к/к. Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами. Определять положение РФ на карте часовых поясов. Определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.



3.

Моря, омывающие берега России

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос



4.-5

Россия на карте часовых поясов

Пр/р . Решение задач на определение поясного времени (30 мин)

2

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос, практическая работа



6-7

Как осваивали и изучали территорию России

2

Урок - семинар

Индивидуальные сообщения, исследовательские работы

Выявлять особенности формирования государственной территории России, её заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Подготавливать и обсуждать презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий



8

Обобщение и закрепление пройденного материала

1

Урок систематизации и обобщения знаний

тестирование




Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые- 5 ч

9.

Особенности рельефа России

1

Урок изучения нового материала

Работа с картой. индивидуальный опрос

Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи.



10.

Геологическое строение территории России.

Пр/р. Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры (20 мин)

1

Урок актуализации знаний и умений

Практическая работа




11.

Минеральные ресурсы

Пр/р . Обозначение на к/к основных месторождений полезных ископаемых, объяснение причин их размещений (20 мин)

1

Комбинированный урок

Практическая работа



12.

Развитие форм рельефа.

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос



13.

Обобщение знаний. Проверочная работа по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»(25 мин)

1

Урок систематизации и контроля знаний

Проверочная работа




Климат и климатические ресурсы - 6 ч

14.

Факторы, определяющие особенности климата России.

1

Урок изучения нового материала

тестирование

Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и пе6ременных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.



15.

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос



16.

Закономерности распределения основных элементов климата на территории России.

Пр/р. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны.(20 мин)

1

Урок актуализации знаний и умений

Практическая работа



17.

Типы климатов России.

Пр/р Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий и жизни и хозяйственной деятельности людей. (20 мин)

1

Практикум

Практическая работа



18.

Зависимость человека от климата.

Пр/р . Определение состояния погоды по синоптической карте (20 мин)

1

Урок актуализации знаний и умений

Практическая работа



19.

Обобщение знаний. Проверочная работа по теме «Климат и климатические ресурсы» (25 мин)

1

Урок систематизации и контроля

Проверочная работа




Внутренние воды и водные ресурсы - 4 ч

20.

Разнообразие внутренних вод России.

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

Уметь показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ.



21.

Реки.

Пр/р .Характеристика одной из рек России по плану (20 мин)

1

Практикум

Практическая работа



22.

Озёра, болота. Подземные воды, ледники и многолетняя мерзлота.

1

Комбинированный урок

Работа по карте. Фронтальный опрос



23.

Водные ресурсы.

1

Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный опрос




Почвы и почвенные ресурсы - 3 ч

24.

Образование почв и их разнообразие.

Пр/р . Определение условий почвообразования для основных зональных типов почв (20 мин)

1

Урок изучения нового материала

Практическая работа

Уметь объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель



25.

Закономерности распространения почв. Главные типы почв.

1

Комбинированный урок

Фронтальный устный опрос



26.

Почвенные ресурсы России.

1

Комбинированный урок

Фронтальный устный опрос




Растительный и животный мир - 4 ч

27.

Растительный и животный мир России.

1

Урок изучения нового материала

Составление и заполнение сводных таблиц

Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека.



28.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

1

Комбинированный урок

Фронтальный устный опрос



29.

Природно-ресурсный потенциал

1

Урок - семинар

Рефераты



30.

Обобщение пройденного. Проверочная работа по теме «Растительный и животный мир» (25 мин)

1

Урок систематизации и контроля

Проверочная работа




Природное районирование - 6 ч

31.

Разнообразие природных комплексов России

1

Урок изучения нового материала

Работа по карте

Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах



32.

Моря, как крупные природные комплексы

1

Урок -исследование

Индивидуальные сообщения



33.

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

1

Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный устный опрос



34.

Лесные зоны России.

Пр/р. Характеристика одной из природных зон.

1

Практикум

Практическая работа



35.

Южные безлесные зоны России.

1

Урок изучения нового материала

Письменный опрос



36.

Обобщающее повторение. Проверочная работа по теме «Высотная поясность» (20 мин)

1

Урок систематизации и контроля

Тест




Природа регионов России 18 ч

37.

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

1

Урок изучения нового материала

Анализ карт, фронтальный устный опрос

Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов России. Объяснять зависимость природы района от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека



38.

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

1

Комбинированный урок

Фронтальный устный опрос



39.

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины Северный Кавказ.

1

Урок актуализации знаний и умений

Доклады



40.

Северный Кавказ

1

Урок изучения нового материала

Анализ карт устный опрос



41.

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

Урок изучения нового материала

Исследовательские работы



42.

Урал – «каменный пояс Русской земли

1

Урок изучения нового материала

Анализ карт



43.

Своеобразие природы Урала.

1

Видео -урок




44.

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

1

Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный устный опрос



45.

Западно-Сибирская равнина: особенности природы.

1

Урок изучения нового материала

Анализ карт, фронтальный устный опрос



46.

Природные ресурсы Западно -Сибирской равнины и условия их освоения.

1

Путешествие

Реферат



47.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1

Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный опрос



48.

Природные районы Восточной Сибири

1

Комбинированный урок

Анализ карт, фронтальный устный опрос



49.

Байкал-жемчужина России.

1

Видео-урок

Фронтальный опрос



50.

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

1

Урок изучения нового материала

Заполнение таблицы



51.

Дальний Восток-край контрастов.

1

Исследование

Географический диктант



52.

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы

1

Комбинированный

Фронтальный устный опрос



53.

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

1

Урок актуализации знаний и умений

Тестирование



54.

Обобщение и закрепление пройденного материала. Пр/р. Характеристика природных комплексов России (25 мин)

1

Урок систематизации знаний

практическая работа

Характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека




Человек и природа -6 ч

55.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

1

Урок изучения нового материала


Знать законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы



56.

Антропогенное воздействие на природу.

1

Комбинированный урок

Фронтальный устный опрос



57.

Рациональное природопользование.

1

Урок семинар

Сообщения



58.

Экологическая ситуация в России

1

Урок актуализации знаний и умений

Рефераты



59.

Обобщение и закрепление пройденного материала

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Контрольная работа



60.

Обобщение по материала Проверочная работа по теме

« География России. Природа» (25 мин)

1

Урок систематизации и контроля

Тестирование






Физическая география Тамбовской области - 8 ч



61.

Образование Тамбовской области. Особенности физико-географического положения области.

Пр/р. Характеристика географического положения области (15 мин)

1

Урок изучения нового материала

Практическая работа

Определять особенности ФГП области, влияние ФГП на природу региона; объяснять зависимость рельефа территории от строения земной коры; определять и называть главные климатообразующие факторы, знать и уметь объяснить особенности климата своей; области объяснять особенности размещения внутренних вод. Составлять комплексную характеристику природных зон своей местности. Объяснять особенности природно-ресурсного потенциала.

62.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

1

Урок путешествие

Работа по таблице



63.

Климат

1

Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный устный опрос



64.

Внутренние воды.

1

Комбинированный урок

Письменная работа



65.

Природно-географические зоны

1

Практикум

Работа по карте



66.

Памятники природы

1

Урок актуализации знаний и умений

Сообщение, презентации





67

Обобщение и закрепление пройденного материала

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Индивидуальный опрос



68

Проверочная работа по теме «Физическая география Тамбовской области»

1

Урок контроля

Тестирование




Повторение пройденного за курс 8 класса -2 ч



69-70

Обобщение и закрепление пройденного материала

2

Урок систематизации и обобщения знаний

Индивидуальный опрос, сообщения

Различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы.





















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса



  - География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М: «Дрофа» 2015 г.

- Баринова И. И.. География: Природа России. 8 класс.- М.: Просвещение.

- Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа

- Методическое пособие. .Жижина Е. П. Природа России. 8 класс.- М.: Вако.

-Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.

-Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России.

-Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.

-Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом Земля.. – М.: Дрофа, 2007.

-Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.

-За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

- География 8 класс. Природа России.


-Интернет – ресурсы

-Мультимедийные обучающие программы

-Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.







Баринова И.И. География 8 класс


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее