Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы и в соответствии со следующими нормативными документами:
- Приказом Минобразования и науки от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011, 24.11.2015)
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15);
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Устьинская СОШ;
-Уставом школы.
На изучение географии в 8 классе отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 70 часов (35 учебных недели).
В течение учебного года проводится 12 практических и 6 проверочных работ
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся.
Содержание программы
Географическое положение России -8 ч
Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Часовые пояса.
Пр/р Работа на конт. карте: обозначить границы, пограничные государства и крайние точки России.
Пр/р Решение задач на определение поясного времени
Рельеф и недра России -5 ч
Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землятресений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования.
Пр/р Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры
Пр/р Обозначение на к/к основных месторождений полезных ископаемых, объяснение причин их размещений
Климат и климатические ресурсы -6 ч
Факторы формирования климата. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия.
Пр/р Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны.
Пр/р Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий и жизни и хозяйственной деятельности людей.
Пр/р Определение состояния погоды по синоптической карте
Внутренние воды и водные ресурсы -4 ч
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота.
Пр/р Характеристика одной из рек России по плану
Почва и почвенные ресурсы -3 ч
Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения.
Пр/р Определение условий почвообразования для основных зональных типов почв.
Растительность и животный мир -4 ч
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России.
Природное районирование -6 ч
Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс; взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.
Пр/р№10. Характеристика одной из природных зон
Природа регионов России-18 ч
Природные регионы России. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав природных районов России. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие районов. Историко-географические этапы развития районов. Специфика природы районов, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность населения.
Пр/р. Характеристика природных комплексов России
Человек и природа-6 ч
Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России.
География Тамбовской области -8 ч
Историко-географические этапы развития. Географическое положение, климат, воды, растительный и животный мир Тамбовской области. Хозяйственное развитие района.
Пр/р. Характеристика географического положения области
Повторение пройденного за курс 8 класса -2 ч
|
Планируемые результаты Предметные: В процессе изучения географии ученик будет знать/понимать: основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Метапредметными результатами освоения программы по географии являются развитие: Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. - умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; - организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; - умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; - умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.; - умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. |
|
Календарно–тематическое планирование
(2 часа в неделю -70 часов)
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Проведено | |
по плану | по факту | ||||||
Географическое положение- 8 ч | |||||||
1. | Что изучает физическая география России | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный опрос | Уметь использовать различные источники геогр информации | | |
2. | Географическое положение России Пр/Работа на конт. карте: обозначить границы, пограничные государства и крайние точки России. (20 мин) | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Практическая работа | Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам. Наносить эти объекты на к/к. Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами. Определять положение РФ на карте часовых поясов. Определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей. | | |
3. | Моря, омывающие берега России | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный опрос | | | |
4.-5 | Россия на карте часовых поясов Пр/р . Решение задач на определение поясного времени (30 мин) | 2 | Комбинированный урок | Индивидуальный опрос, практическая работа | | | |
6-7 | Как осваивали и изучали территорию России | 2 | Урок - семинар | Индивидуальные сообщения, исследовательские работы | Выявлять особенности формирования государственной территории России, её заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Подготавливать и обсуждать презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий | | |
8 | Обобщение и закрепление пройденного материала | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | тестирование | | | |
| Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые- 5 ч | ||||||
9. | Особенности рельефа России | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с картой. индивидуальный опрос | Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи. | | |
10. | Геологическое строение территории России. Пр/р. Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры (20 мин) | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Практическая работа | | | |
11. | Минеральные ресурсы Пр/р . Обозначение на к/к основных месторождений полезных ископаемых, объяснение причин их размещений (20 мин) | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа | | | |
12. | Развитие форм рельефа. | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный устный опрос | | | |
13. | Обобщение знаний. Проверочная работа по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»(25 мин) | 1 | Урок систематизации и контроля знаний | Проверочная работа | | | |
| Климат и климатические ресурсы - 6 ч | ||||||
14. | Факторы, определяющие особенности климата России. | 1 | Урок изучения нового материала | тестирование | Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации. Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и пе6ременных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей. | | |
15. | Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный устный опрос | | | |
16. | Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Пр/р. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны.(20 мин) | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Практическая работа | | | |
17. | Типы климатов России. Пр/р Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий и жизни и хозяйственной деятельности людей. (20 мин) | 1 | Практикум | Практическая работа | | | |
18. | Зависимость человека от климата. Пр/р . Определение состояния погоды по синоптической карте (20 мин) | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Практическая работа | | | |
19. | Обобщение знаний. Проверочная работа по теме «Климат и климатические ресурсы» (25 мин) | 1 | Урок систематизации и контроля | Проверочная работа | | | |
| Внутренние воды и водные ресурсы - 4 ч | ||||||
20. | Разнообразие внутренних вод России. | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный устный опрос | Уметь показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ. | | |
21. | Реки. Пр/р .Характеристика одной из рек России по плану (20 мин) | 1 | Практикум | Практическая работа | | | |
22. | Озёра, болота. Подземные воды, ледники и многолетняя мерзлота. | 1 | Комбинированный урок | Работа по карте. Фронтальный опрос | | | |
23. | Водные ресурсы. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Фронтальный опрос | | | |
| Почвы и почвенные ресурсы - 3 ч | ||||||
24. | Образование почв и их разнообразие. Пр/р . Определение условий почвообразования для основных зональных типов почв (20 мин) | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая работа | Уметь объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель | | |
25. | Закономерности распространения почв. Главные типы почв. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | | | |
26. | Почвенные ресурсы России. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | | | |
| Растительный и животный мир - 4 ч | ||||||
27. | Растительный и животный мир России. | 1 | Урок изучения нового материала | Составление и заполнение сводных таблиц | Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека. | | |
28. | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | | | |
29. | Природно-ресурсный потенциал | 1 | Урок - семинар | Рефераты | | | |
30. | Обобщение пройденного. Проверочная работа по теме «Растительный и животный мир» (25 мин) | 1 | Урок систематизации и контроля | Проверочная работа | | | |
| Природное районирование - 6 ч | ||||||
31. | Разнообразие природных комплексов России | 1 | Урок изучения нового материала | Работа по карте | Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах | | |
32. | Моря, как крупные природные комплексы | 1 | Урок -исследование | Индивидуальные сообщения | | | |
33. | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра и лесотундра. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Фронтальный устный опрос | | | |
34. | Лесные зоны России. Пр/р. Характеристика одной из природных зон. | 1 | Практикум | Практическая работа | | | |
35. | Южные безлесные зоны России. | 1 | Урок изучения нового материала | Письменный опрос | | | |
36. | Обобщающее повторение. Проверочная работа по теме «Высотная поясность» (20 мин) | 1 | Урок систематизации и контроля | Тест | | | |
| Природа регионов России 18 ч | ||||||
37. | Русская (Восточно-Европейская) равнина. | 1 | Урок изучения нового материала | Анализ карт, фронтальный устный опрос | Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов России. Объяснять зависимость природы района от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека | | |
38. | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | | | |
39. | Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины Северный Кавказ. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Доклады | | | |
40. | Северный Кавказ | 1 | Урок изучения нового материала | Анализ карт устный опрос | | | |
41. | Природные комплексы Северного Кавказа. | 1 | Урок изучения нового материала | Исследовательские работы | | | |
42. | Урал – «каменный пояс Русской земли | 1 | Урок изучения нового материала | Анализ карт | | | |
43. | Своеобразие природы Урала. | 1 | Видео -урок | | | | |
44. | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Фронтальный устный опрос | | | |
45. | Западно-Сибирская равнина: особенности природы. | 1 | Урок изучения нового материала | Анализ карт, фронтальный устный опрос | | | |
46. | Природные ресурсы Западно -Сибирской равнины и условия их освоения. | 1 | Путешествие | Реферат | | | |
47. | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Фронтальный опрос | | | |
48. | Природные районы Восточной Сибири | 1 | Комбинированный урок | Анализ карт, фронтальный устный опрос | | | |
49. | Байкал-жемчужина России. | 1 | Видео-урок | Фронтальный опрос | | | |
50. | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения | 1 | Урок изучения нового материала | Заполнение таблицы | | | |
51. | Дальний Восток-край контрастов. | 1 | Исследование | Географический диктант | | | |
52. | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы | 1 | Комбинированный | Фронтальный устный опрос | | | |
53. | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Тестирование | | | |
54. | Обобщение и закрепление пройденного материала. Пр/р. Характеристика природных комплексов России (25 мин) | 1 | Урок систематизации знаний | практическая работа | Характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека | | |
| Человек и природа -6 ч | ||||||
55. | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | 1 | Урок изучения нового материала | | Знать законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы | | |
56. | Антропогенное воздействие на природу. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | | | |
57. | Рациональное природопользование. | 1 | Урок семинар | Сообщения | | | |
58. | Экологическая ситуация в России | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Рефераты | | | |
59. | Обобщение и закрепление пройденного материала | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Контрольная работа | | | |
60. | Обобщение по материала Проверочная работа по теме « География России. Природа» (25 мин) | 1 | Урок систематизации и контроля | Тестирование | | | |
| | ||||||
| Физическая география Тамбовской области - 8 ч | | | ||||
61. | Образование Тамбовской области. Особенности физико-географического положения области. Пр/р. Характеристика географического положения области (15 мин) | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая работа | Определять особенности ФГП области, влияние ФГП на природу региона; объяснять зависимость рельефа территории от строения земной коры; определять и называть главные климатообразующие факторы, знать и уметь объяснить особенности климата своей; области объяснять особенности размещения внутренних вод. Составлять комплексную характеристику природных зон своей местности. Объяснять особенности природно-ресурсного потенциала. | ||
62. | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 1 | Урок путешествие | Работа по таблице | | | |
63. | Климат | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Фронтальный устный опрос | | | |
64. | Внутренние воды. | 1 | Комбинированный урок | Письменная работа | | | |
65. | Природно-географические зоны | 1 | Практикум | Работа по карте | | | |
66. | Памятники природы
| 1 | Урок актуализации знаний и умений | Сообщение, презентации | | | |
| | ||||||
67 | Обобщение и закрепление пройденного материала | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Индивидуальный опрос | | | |
68 | Проверочная работа по теме «Физическая география Тамбовской области» | 1 | Урок контроля | Тестирование | |||
| | ||||||
| Повторение пройденного за курс 8 класса -2 ч | | | ||||
69-70 | Обобщение и закрепление пройденного материала | 2 | Урок систематизации и обобщения знаний | Индивидуальный опрос, сообщения | Различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы. | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М: «Дрофа» 2015 г.
- Баринова И. И.. География: Природа России. 8 класс.- М.: Просвещение.
- Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа
- Методическое пособие. .Жижина Е. П. Природа России. 8 класс.- М.: Вако.
-Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.
-Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России.
-Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.
-Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом Земля.. – М.: Дрофа, 2007.
-Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.
-За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
- География 8 класс. Природа России.
-Интернет – ресурсы
-Мультимедийные обучающие программы
-Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Баринова И.И. География 8 класс