«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа

рабочая программа по географии для восьмого класса, соответствует ФГОС

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, учебного плана. Исходным документом для составления рабочей программы учебного курса является: 1. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин.; 2. «Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016.- 409, [7] с.

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Общая характеристика учебного предмета.

Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России.

Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической линии», выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы, учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников.

Учебники данной линии давно знают и любят в школе. За многие годы существования они вобрали в себя все лучшее, что наработано методикой преподавания географии. Материалы учебников обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.

Курс «География России» (8-9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Основными целями курса являются:

  • формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

  • воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

  • формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

  • формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

  • формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет – ресурсов;

  • развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы.

Место курса географии в учебном плане ОУ.

На изучение географии в 8 классе по 68 часов (2ч в неделю).


Планируемые предметные результаты освоения предмета.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • называть различные источники географической инфор­мации и методы получения географической информации;

  • определять географическое положение России;

  • показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

  • определять поясное время;

  • называть и показывать крупные равнины и горы;

  • выяснять с помощью карт соответствие их платформен­ным и складчатым областям;

  • показывать на карте и называть наиболее крупные место­рождения полезных ископаемых;

  • объяснять закономерности их размещения;

  • приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внут­ренних процессов;

  • делать описания отдельных форм рельефа по картам;

  • называть факторы, влияющие на формирование климата России;

  • определять характерные особенности климата России;

  • иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

  • давать описания климата отдельных территорий;

  • с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной ра­диации и т. д.;

  • приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

  • называть и показывать крупнейшие реки, озера;

  • используя карту, давать характеристику отдельных вод­ных объектов;

  • оценивать водные ресурсы;

  • называть факторы почвообразования;

  • используя карту, называть типы почв и их свойства;

  • объяснять разнообразие растительных сообществ на тер­ритории России, приводить примеры;

  • объяснять видовое разнообразие животного мира;

  • называть меры по охране растений и животных;

  • показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

  • приводить примеры наиболее характерных представите­лей растительного и животного мира;

  • объяснять причины зонального и азонального распо­ложения ландшафтов;

  • показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;

  • приводить примеры взаимосвязей природных компонен­тов в природном комплексе;

  • показывать на карте крупные природные районы России;

  • называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера);

  • давать комплексную физико-географическую характе­ристику объектов;

  • отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

  • оценивать природные условия и природные ресурсы тер­ритории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

  • приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

  • выделять экологические проблемы природных регионов;

  • объяснять влияние природных условий на жизнь, здо­ровье и хозяйственную деятельность людей;

  • объяснять изменение природы под влиянием деятельнос­ти человека;

  • объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.


Содержание программы География России. Природа. 8 класс.

(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 1ч — резервное время)

ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (1 ч)

Что изучает физическая география России. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.

НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА (6 ч)

Географическое положение России. Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.

Моря, омывающие берега России. Физико-географиче­ская характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.

Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы рус­ских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI — начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII— XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв.

Современное административно-территориальное устрой­ство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчине­ния; национально-территориальные образования.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?»

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть различные источники географической инфор­мации и методы получения географической информации;

определять географическое положение России;

показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

определять поясное время.

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч)

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч)

Особенности рельефа России. Крупные формы релье­фа России и их размещение.

Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории форми­рования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.

Минеральные ресурсы России. Распространение полез­ных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Эколо­гические проблемы, связанные с добычей полезных ископае­мых.

Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края.

Практические работы. 3. Объяснение зависимости располо­жения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)

От чего зависит климат нашей страны. Климатооб­разующие факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Изменение погоды под влиянием циклонов и антициклонов. Влияние подсти­лающей поверхности.

Распределение тепла и влаги на территории России.

Распределение тепла на территории нашей страны. Распре­деление осадков на территории нашей страны.

Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный кли­мат умеренного пояса. Определение по синоптической карте особенностей погоды для разных пунктов. Составление прогноза погоды.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климати­ческие условия. Неблагоприятные климатические явления. Климат родного края.

Практические работы. 4. Определение по картам закономер­ностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. 5. Оценка основных климатических по­казателей одного из регионов страны.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)

Разнообразие внутренних вод России. Значение вну­тренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Вличние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность со­хранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с много­летней мерзлотой.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.

Дискуссия. Тема «Вода – уникальный ресурс, который нечем заменить…»

Почвы и почвенные ресурсы (3ч)

Образование почв и их разнообразие. Образования почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Типы почв Рос­сии: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново­-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края.

Практические работы. 6. Выявление условий почвообразова­ния основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.


РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)

Растительный и животный мир России. Раститель­ный и животный мир. Основные типы растительности Рос­сии. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.

Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размеще­ния природных ресурсов.

Практические работы. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть и показывать крупные равнины и горы;

выяснять с помощью карт соответствие их платформен­ным и складчатым областям;

показывать на карте и называть наиболее крупные место­рождения полезных ископаемых;

объяснять закономерности их размещения;

приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внут­ренних процессов;

делать описания отдельных форм рельефа по картам;

называть факторы, влияющие на формирование климата России;

определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

давать описания климата отдельных территорий;

с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной ра­диации и т. д.;

приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

называть и показывать крупнейшие реки, озера;

используя карту, давать характеристику отдельных вод­ных объектов;

оценивать водные ресурсы;

называть факторы почвообразования;

используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на тер­ритории России, приводить примеры;

объяснять видовое разнообразие животного мира;

называть меры по охране растений и животных.

Раздел II. Природные комплексы России (36 ч)

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (6 ч)

Разнообразие природных комплексов России. Разно­образие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.

Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ре­сурсы морей.

Природные зоны России. Природная зональность. При­родные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «на­бора» высотных поясов от географического положения и вы­соты гор.

Практические работы. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на тер­ритории России.

ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (30 ч)

Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особен­ности географического положения. История освоения. Осо­бенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы рав­нины. Природные ресурсы равнины и проблемы их раци­онального использования.

Кавказ — самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ис­копаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ре­сурсы. Население Северного Кавказа.

Урал — «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.


Западно-Сибирская равнина. Особенности географиче­ского положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Осо­бенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сиби­ри. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчу­жина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Си­бири и проблемы их освоения.

Дальний Восток — край контрастов. Особенности гео­графического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальне­го Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Даль­него Востока, освоение их человеком.

Практические работы. 11. Оценка природных условий и ре­сурсов одного из регионов России. Прогнозирование измене­ний природы в результате хозяйственной деятельности. 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Творческие работы. • Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по националь­ным паркам; по рекам и озерам. • Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа. • Разработка ту­ристических маршрутов по разным частям Урала: Северно­му, Среднему, Южному.

Дискуссии. Темы: «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?»; «Докажите спра­ведливость слов М. В. Ломоносова “Российское могущество прирастать Сибирью будет...”».

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

приводить примеры наиболее характерных представите­лей растительного и животного мира;

объяснять причины зонального и азонального распо­ложения ландшафтов;

показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;

приводить примеры взаимосвязей природных компонен­тов в природном комплексе;

показывать на карте крупные природные районы России;

называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера);

давать комплексную физико-географическую характе­ристику объектов;

отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

оценивать природные условия и природные ресурсы тер­ритории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

выделять экологические проблемы природных регионов.

Раздел III. Человек и природа (б ч)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельнос­ти людей. Освоение территорий с экстремальными условия­ми. Стихийные природные явления и их причины. Геогра­фия стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными при­родными явлениями.

Воздействие человека на природу. Общественные потреб­ности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятель­ности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.

Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.

Россия на экологической карте. Источники экологичес­кой опасности. Контроль за состоянием природной среды.

Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.

География для природы и общества. История взаимоот­ношений между человеком и географической средой. Науч­но-техническая революция: благо или причины экологи­ческого кризиса.

Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. 14. Со­ставление карты «Природные уникумы России» (по жела­нию). 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять влияние природных условий на жизнь, здо­ровье и хозяйственную деятельность людей;

объяснять изменение природы под влиянием деятельнос­ти человека;

объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.


Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебные задачи;

вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

планировать и корректировать свою деятельность в соот­ветствии с ее целями, задачами и условиями;

оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

классифицировать информацию в соответствии с выбран­ными признаками;

сравнивать объекты по главным и второстепенным при­знакам;

систематизировать информацию;

структурировать информацию;

формулировать проблемные вопросы, искать пути реше­ния проблемной ситуации;

владеть навыками анализа и синтеза;

искать и отбирать необходимые источники информа­ции;

использовать информационно-коммуникационные тех­нологии на уровне общего пользования, включая поиск, по­строение и передачу информации, презентацию выполнен­ных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

представлять информацию в различных формах (пись­менной и устной) и видах;

работать с текстом и внетекстовыми компонентами: сос­тавлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступ­ления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

составлять рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определен­ного стиля при выступлении;

вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.


Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многона­ционального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократиче­ских и традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

ответственным отношением к учению, готовностью и спо­собностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории об­разования;

целостным мировоззрением, соответствующим совре­менному уровню развития науки и общественной практики;

гражданской позицией к ценностям народов России, го­товностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

коммуникативной компетентностью в общении и со­трудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общест­венно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:

  • проблемного обучения,

  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо,

  • ИКТ

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут.

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ .

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).



Перечень учебно-методического комплекта и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  • Учебник. Баринова И.И. География России. 8 кл. – М.: Дрофа, 2015.

  • Баринова И.И. География России. 8 кл .:Рабочая тетрадь.

  • Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).

  • Баринова И.И. География России. 8 кл: Рекомендации к планированию уроков по учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа». – М.: Дрофа, 2012. – 112 с.

  • География. 8 кл.: атлас. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010.

  • Контурные карты. География 8 класс.

  • Электронное приложение к учебнику.

Дополнительная литература:

1.В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2013. – 96 с.

2.Старкова О.В. Географический атлас для детей. Мир и человек / О.В. Старкова. – Москва: Издательство АСТ, 2015. – 80 с.: карты, ил.

3.Экзерцева Е.В. Кроссворды для школьников. География / Художники Н.В. Кирильчева, В.Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 128 с., ил. (Серия: «Учиться надо весело»)

4.Контрольно-измерительные материалы. География: 8 класс / Сост. Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012. – 112 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

5.Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 128 с.

6.Воронин В.В. География Самарской области. – 2-е изд. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2006. – 280 с.

7.Атлас мира. – М.:БЕЛЛСИ: Астрель: АСТ, 2009. – 80 с.: карты.

8.Колесник И.В. География России. 8 класс. – Саратов: Лицей, 2013. – 64 с.

9.Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1997. – 127 с.





























Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс 2ч в неделю, всего 68 ч.

п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты

Домашнее задание

Предметные

Метапредметные

Личностные



Что изучает физическая география России

1 ч.






1.

Что изучает физическая география России.

1


Знать особенности предмета и структуру учебника.

Уметь находить дополнительные источники информации.

Формирование ответственного отношения к учебе. Сформировать убежденность в возможности познания природы

с. 3-5


Наша Родина на карте мира

6 ч.







2.

Географическое положение России. Практическая работа 1. Характеристика географического положения России.

1


Знать главные черты географического положения России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Уметь работать с географической картой России. Знать границы России и пограничные государства.

Понимать, какое место занимает Россия среди стран мира. Уметь применять знания по истории образования Российского государства.

Формирование ответственного отношения к учебе. Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся.

п. 1, с. 6-13, к/к

3.

Моря, омывающие берега России.

1


Знать моря и океаны, омывающие территорию Россию. Изучить по картам моря, проливы, заливы. Уметь составлять характеристику моря.

Уметь объяснять особенности природы морей, омывающих Россию. Понимать значение морей и морских границ для государства.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

п. 2, с. 14-21, к\к

4.

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

1


Знать виды времени на территории России. Понимать необходимость линии перемены дат.

Уметь решать задачи на поясное время.


Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

п. 3, с. 21-24

5.

Как осваивали и изучали территорию России.

1


Знать понятия «делимитация», «демаркация», «миграция».

Уметь применять знания по истории образования Российского государства.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности

п. 4-5, с.24-33

6.

Современное административно-территориальное устройство России.

1


Знать федеральные округа и их столицы, субъекты федерации: края, области, города федерального значения, национально-территориальные образования.

Уметь работать с текстом и атласом.

Формирование ответственного отношения к учению, уметь использовать знания в реальной жизни.

запол-нить к/к

7.

Обобщение знаний по теме: «Наша Родина на карте мира». Дискуссия «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны».

1


Знать все понятия по теме «Наша Родина на карте мира».

Уметь применять все понятия по теме «Наша Родина на карте мира» в жизни и практической деятельности.

Овладение на уровне общего образования системой географических знаний.

индивид. задания


Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России.

18 ч.







Рельеф, геологические строение и минеральные ресурсы

4 ч.






8.

Особенности рельефа России.

1


Знать основные тектонические структуры и закономерности

распространения крупных форм рельефа на территории страны.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и само -регуляции учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

п. 6, с. 36-39, к/к

9.

Геологическое строение территории России.

1


Знать главные черты рельефа России и закономерности размещения гор и равнин на карте России. Знать основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны.

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом. Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата Коммуникативные УУД: управлять своим поведением, оценивать свои действия.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

п. 7, с. 40-45

10.

Минеральные ресурсы России. Практическая работа 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

1


Знать состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; доказательство

Регулятивные УУД: поиск информации в картах атласа

Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формирование ответственного отношения к учению, уметь использовать знания в реальной жизни.

п. 8, с. 45-50, к\к

11.

Развитие форм рельефа.

1


Знать влияние внутренних и внешних факторов на формирование рельефа страны. Знать области современного горообразования, землетрясений и вулканизма.

Знать стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов

Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа.


Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности.

п. 9, с. 51-57


Климат и климатические ресурсы

4 ч.







12.

От чего зависит климат нашей страны.

1


Знать основные факторы, влияющие на климат России. Знать, что такое атмосферные фронты, циклоны, антициклоны и как они влияют на погоду и климат России.

Познавательные УУД: преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные

УУД: уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Осознавать целостность природы России; овладение на уровне общего образования системой географических знаний.

п. 10, с. 58-64

13.

Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России. Практическая работа 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

1


Знать и понимать закономерности распределения элементов климата на территории России. Знать основные типы климата России, закрепить умение работать с климатической картой.

Познавательные УУД: уметь определять возможные источники сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность

Регулятивные

УУД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Коммуникативные УУД: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы.

Осознавать целостность природы России.

П. 11-12, с. 64-73

14.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.

1


Знать о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Знать, что такое агроклиматические ресурсы.

Познавательные УУД: уметь использовать ключевые базовые понятия курса географии

Регулятивные

УУД: формировать целевые установки учебной деятельности. Коммуникативные УУД: выделять главную мысль в тексте параграфа.

Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.

П. 13, с 73-76

15.

Климат родного края.

1


Знать основные факторы, влияющие на климат родного края.

Познавательные УУД: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий

Регулятивные

УУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Коммуникативные УУД: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.

индивид. задания


Внутренние воды и водные ресурсы

3 ч.






16.

Разнообразие внутренних вод России.

1


Знать о внутренних водах и особенностях рек России. Знать виды вод суши на территории страны. Владеть понятиями: питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим.

Познавательные УУД: использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях

Регулятивные

УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

п. 14, с. 78-85, к\к

17.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

1


Иметь представление о размещении, особенностях, происхождении и значении рек, озёр, подземных вод, многолетней мерзлоты, ледников России

Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Регулятивные

УУД: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.

п. 15, с.85-90, к\к

18.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Дискуссия «Вода – уникальный ресурс, который нечем заменить…»

1


Знать значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России.

Познавательные УУД: оценивать способы и условия действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Регулятивные

УУД: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество.

Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

п. 16, с.90-93


Почвы и почвенные ресурсы

3 ч.







19.

Образование почв и их разнообразие.

1


Иметь основные знания о почвах, знать о вкладе В.В. Докучаева в создании почвоведения.

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом

Регулятивные

УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.

п. 17, с.94-98

20.

Закономерности распространения почв. Практическая работа 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия.

1


Знать о закономерностях распространения почв на территории России.

Познавательные УУД: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

Регулятивные

УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего на учения. Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД: управлять своим поведением, оценивать свои действия.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.

п. 18, п.99-101

21.

Почвенные ресурсы России.

1


Знать об основных закономерностях использования почв человеком, и о причинах разрушения почв. Знать понятия: почва и почвенные ресурсы.

Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий

Регулятивные

УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи.

П. 19, с. 101-105


Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

4 ч.






22.

Растительный и животный мир России. Практическая работа 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса.

1


Расширить знания о растительном и животном мире России, иметь представление о распространении растений и животных и способах приспособления их к среде обитания.

Познавательные УУД: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте учебника, в дополнительных источниках к параграфу, электронных изданиях

Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Коммуникативные УУД: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Уметь использовать знания в реальной жизни.

п. 20, с.106-112

23.

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории. Практическая работа 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.

1


Знать о заповедниках, заказниках, национальных парках России, роли растительного и животного мира в жизни человека.

Познавательные УУД: классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи

Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников

Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.

п. 21, с.112-116

24.

Природно-ресурсный потенциал России.

1


Знать классификацию природных ресурсов России и особенности их размещения.

Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов

Регулятивные

УУД: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.

Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы

п. 22, с.116-120

25.

Обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России».

1


Знать все понятия по теме: «Особенности природы и природные ресурсы России»

Уметь применять все понятия по теме «Наша Родина на карте мира» в жизни и практической деятельности.

Овладение на уровне общего образования системой географических знаний.

индивид.задания


Раздел 2. Природные комплексы России

36 ч.







Природное районирование

6 ч.







26.

Разнообразие природных комплексов России.

1


Знать понятие «природные территориальные комплексы». Знать о физико-географическом районировании. Знать природные и антропогенные ПТК.

России.

Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом

Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи.

п. 23, с.124-126

27.

Моря как крупные природные комплексы.

1


Знать моря России, их основные заливы, проливы, полуострова.

Познавательные УУД: классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи

Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников

Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.

п. 24, с.127-129

28.

Природные зоны России.

1


Знать о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах России.

Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста и карт атласа

Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий

Коммуникативные УУД: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.

п. 25, с. 129-135

29.

Разнообразие лесов России.

1


Знать о природных ресурсах таёжной зоны, о их использовании и экологических проблемах.

Знать о природных ресурсах зоны смешанных и широколиственных лесов, о их использовании и экологических проблемах.

Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов

Регулятивные УУД: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.

Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры.

п. 26, с. 136-139

30.

Безлесные зоны на юге России. Практическая работа 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России.

1


Знать о природных ресурсах зоны лесостепей и степей, о их использовании и экологических проблемах. Знать о природных ресурсах зоны полупустынь, пустынь и их использовании, о экологических проблемах.

Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Обладать коммуникатив-ной компетент-ностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

п. 27, с. 140-144

31.

Высотная поясность. Практическая работа 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.



Знать о закономерностях смены природных зон в горах России, о влиянии гор на другие компоненты природы и человека.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. Развитие речи.

п. 28, с. 145-148


Природа регионов России.

30 ч.







32.

Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения.

1


Знать особенности географического положения Восточно – Европейской (Русской) равнины. Историю освоения, древние русские города.

Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; умение свободно отвечать у доски.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. Развитие речи.

п. 29, с.151-153, к\к

33.

Особенности природы Русской равнины.

1


Знать особенности природных условий Восточно – Европейской равнины, причины равнинного рельефа, состав растительного и животного мира.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием разных ресурсов, включая дополнительную литературу и Интернет; преобразовывать информацию из одного вида в другой

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, паре.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

п. 29, с.153-156,к\к

34.

Природные комплексы Восточно-Европейской равнины.

1


Знать самые крупные природные комплексы равнины – природные зоны.

Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации

Регулятивные

УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование уч. сотрудничества.

Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся

п.30, с.157-160

35.

Памятники природы равнины. Творческая работа. Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы, по национальным паркам, по рекам и озерам.

1


Знать о многообразии памятников природы Русской равнины на примере Карелии, Валдая, девственных лесов Коми, Волги.

Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации

Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.

п. 31, с.160-166, к\к

36.

Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.

1


Знать о природных ресурсах Восточно – Европейской равнины, о проблемах рационального природопользования. Знать особо охраняемые территории на Русской равнине.

Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации

Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Осознавать целостность природы, населения и хозяйства страны.

п. 32, с.166-170, к\к

37.

Кавказ - самые высокие горы России. Географическое положение.

1


Знать об особенности географического положения Кавказа.

Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, классифицировать и обобщать понятия.

Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

п.33, с.171-172, к\к

38.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа.

1


Знать особенности рельефа, геологического строения и полезные ископаемые Кавказа.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать факты; осуществлять сравнение и классификацию

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД.

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.

п. 33, с. 172-175

39.

Особенности природы высокогорий.

1


Знать о вертикальной зональности природы, местные ветры: фен, бора, о местных реках и их особенностях, отличать климат высокогорий от равнинных и предгорных частей.

Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, классифицировать и обобщать понятия.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.


Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

п. 34, с.176-178

40.

Природные комплексы Северного Кавказа. Творческая работа. Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа.

1


Знать о многообразии природных комплексов Северного Кавказа.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием разных ресурсов, включая дополнительную литературу и интернет; преобразовывать информацию из одного вида в другой

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, паре

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование экологической культуры.

П. 35, с.179-182

41.

Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.

1


Знать уникальные курорты России, традиции и обычаи народов Кавказа.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: . умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов.

индивид. задания

42.

Урал – «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения.

1


Знать об особенности географического положения Урала, истории освоения и древних обитателях Урала.

Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации

Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

п. 36, с.182-184, к\к

43.

Природные ресурсы Урала.

1


Знать о природных ресурсах Урала, о размещении полезных ископаемых в зависимости от геологического развития территории, высотной поясности Уральских гор.

Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации

Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи.

п. 37, с.185-187

44.

Своеобразие природы Урала. Творческая работа: Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала.

1


Знать характеристику природы отдельных частей Урала.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты.

Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся.

п. 38, с.187-192

45.

Природные уникумы.

1



Знать природные уникумы Урала на примере Ильменского заповедника, Кунгурской ледяной пещеры, реки Чусовой.

Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Регулятивные

УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся.

п. 39, с.193-195

46.

Экологические проблемы Урала.

1


Знать о главных промышленных центрах и самых загрязненных городах страны, основные направления улучшения экологической ситуации в регионе.

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач,

Регулятивные

УУД: умение планировать пути достижения цели

Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.

п. 39, с.195-197

47.

Западно – Сибирская равнина. Особенности географического положения.

1


Знать об особенностях географического положения, географический образ региона.

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, анализ и работа с картографическим материалом

Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи.

п. 40, с. 198-199, к\к

48.

Особенности природы Западно – Сибирской равнины.

1


Знать особенности природы Западно - Сибирской равнины.

Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Формировать осознания целостности природы, населения и хозяйства страны.

п. 40, с. 200-201

49.

Природные зоны Западно – Сибирской равнины.

1


Знать особенности природных зон Западно - Сибирской равнины, состав растительного и животного мира.

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем


Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи.

п. 41, с.201-204

50.

Природные ресурсы равнины и условия их освоения. Дискуссия «Что мешает освоению богатств Западно – Сибирской равнины.»

1


Знать о богатстве и разнообразии природных ресурсов Западно - Сибирской равнины, трудностях в освоении природных богатств.

Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Формировать осознания целостности природы, населения и хозяйства страны.

п. 42, с.205-208

51.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения.

1


Знать особенности географического положения и состав территории Восточной Сибири, географический образ территории.

Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формировать осознания целостности природы, населения и хозяйства страны.

п. 43, с.208-210, к\к

52.

История освоения Восточной Сибири.

1


Знать о первых поселенцах в верхнем палеозое, о первых сведениях в русских летописях, первопроходцах и путешественниках региона.

Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Регулятивные УУД: искать и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.

п. 43, с.211-213

53.

Климат Восточной Сибири.

1


Знать о влиянии географического положения на формирование сурового климата региона

Познавательные УУД: показывать ценность географической информации Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска.

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Формирование ответственного отношения к учебе.

п. 44, с.214-216

54.

Природные районы Восточной Сибири.

1


Знать природные районы Восточной Сибири: тундры на полуострове Таймыр, Якутия, восточносибирская тайга, Минусинская котловина, Алтай.

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, анализ и работа с картографическим материалом.

Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели

Коммуникативные УУД: умение работать в микро-группе, организовывать учебное сотрудничество.

Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы и общества.

п. 45, с. 216-226

55.

Жемчужина Сибири – Байкал.

1


Знать о происхождение озера Байкал – жемчужины Рос­сии, особенностях байкальской воды, его хозяйственном использовании, экологиче­ских проблемах озера.

Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом


Формирование ответственного отношения к учению, уметь использовать знания в реальной жизни.

п. 46, с. 227-230

56.

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дискуссия «Докажите справедливость слов М.В. Ломоносова «Российское могущество прирастать Сибирью будет…»

1


Знать о наличие разнообразных природных ресурсах и проблемах их освоения.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь работать с текстом: составлять таблицу

Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности.

п. 47, с.230-235, к\к

57.

Дальний Восток – край контрастов. Особенности географического положения. История освоения.

1


Знать особенности географического положения и состав территории Дальнего Востока,географический образ территории. Знать особенности природы и ресурсный потенциал Дальнего Востока.Знать природные комплексы дальнего Востока: Природные комплексы: Чукотское нагорье, полуостров Камчатка, остров Сахалин. Приморье.

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, анализ и работа с картографическим материалом.

Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели

Коммуникативные УУД: умение работать в микро-группе, организовывать учебное сотрудничество.

Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы и общества.

п. 48, с.236-239, к\к

58.

Природные комплексы Дальнего Востока.

1


Знать о смещении природных зон региона к югу, физико-географические районы.

Познавательные УУД: преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Овладение на уровне общего образования системой географических знаний.

п. 49, с.240-247

59.

Природные уникумы Дальнего Востока.

1


Знать природные уникумы Дальнего Востока: Долина Гейзеров, озеро Ханка, Сахалин, Уссурийская тайга.

Познавательные УУД: уметь определять возможные источники сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность

Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Коммуникативные УУД: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности.

п. 50, с.248-249

60.

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. Практическая работа 11. Оценка природных условий и ресурсов. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.

1


Знать о многообразии ресурсов Дальнего Востока и проблемах их освоения.

Познавательные УУД: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Коммуникативные УУД: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.

п. 51, с.250-254

61.

Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России». Практическая работа 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

1


Знать все понятия по теме «Природные комплексы России».

Познавательные УУД: уметь использовать ключевые базовые понятия курса географии

Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности. Коммуникативные УУД: выделять главную мысль в тексте параграфа.

Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.

индивид. задания


Раздел 3. Человек и природа

6 ч.







62.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

1


Знать о влиянии природных условий на здоровье человека. Знать о стихийных природных явлениях, их причинах и мерах по борьбе с ними.

Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Регулятивные

УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.

Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы Овладение на уровне общего образования системой географических знаний

п. 52, с.258-264

63.

Воздействие человека на природу.

1


Знать об антропогенном воздействии на природу.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД: умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и само -регуляции учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.

п. 53, с.264-268

64.

Рациональное природопользование. Практическая работа 14. Составление карты «Природные уникумы России».

1


Знать о способах охраны природы и значении географического прогноза.

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, выбор эффективных способов решения задач

Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата

Коммуникативные УУД: управлять своим поведением, оценивать свои действия.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.

п. 54, с. 269-273

65.

Россия на экологической карте. Экология и здоровье человека. Практическая работа 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

1


Знать об источниках экологической опасности, об уровне здоровья людей.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

Регулятивные УУД: поиск информации в картах атласа

Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формирование ответственного отношения к учению, уметь использовать знания в реальной жизни.

п. 55-56, с.273-285

66.

География для природы и общества.

1


Знать о истории взаимоотношений между человеком и географической средой.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов

Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа.


Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности.

п. 57, с.285-289

67.

Обобщение знаний по разделу «Человек и природа».

1


Знать все понятия по теме «Человек и природа»


Осознавать целостность природы России.

индивид. задания

68.

Итоговое повторение.

1


Знать все понятия по теме «Человек и природа»


Осознавать целостность природы России; овладение на уровне общего образования системой географических знаний.














Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее