Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, учебного плана. Исходным документом для составления рабочей программы учебного курса является: 1. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин.; 2. «Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016.- 409, [7] с.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России.
Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической линии», выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы, учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников.
Учебники данной линии давно знают и любят в школе. За многие годы существования они вобрали в себя все лучшее, что наработано методикой преподавания географии. Материалы учебников обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.
Курс «География России» (8-9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.
Основными целями курса являются:
формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;
формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
Основные задачи данного курса:
формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет – ресурсов;
развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы.
Место курса географии в учебном плане ОУ.
На изучение географии в 8 классе по 68 часов (2ч в неделю).
Планируемые предметные результаты освоения предмета.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;
определять географическое положение России;
показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
определять поясное время;
называть и показывать крупные равнины и горы;
выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
объяснять закономерности их размещения;
приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
делать описания отдельных форм рельефа по картам;
называть факторы, влияющие на формирование климата России;
определять характерные особенности климата России;
иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
давать описания климата отдельных территорий;
с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;
приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
называть и показывать крупнейшие реки, озера;
используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
оценивать водные ресурсы;
называть факторы почвообразования;
используя карту, называть типы почв и их свойства;
объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
объяснять видовое разнообразие животного мира;
называть меры по охране растений и животных;
показывать на карте основные природные зоны России, называть их;
приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;
объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;
показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;
приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
показывать на карте крупные природные районы России;
называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера);
давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;
отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;
оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;
приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;
выделять экологические проблемы природных регионов;
объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.
Содержание программы География России. Природа. 8 класс.
(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 1ч — резервное время)
ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (1 ч)
Что изучает физическая география России. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.
НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА (6 ч)
Географическое положение России. Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.
Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.
Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.
Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI — начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII— XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв.
Современное административно-территориальное устройство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?»
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;
определять географическое положение России;
показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
определять поясное время.
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч)
РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их размещение.
Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.
Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края.
Практические работы. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Изменение погоды под влиянием циклонов и антициклонов. Влияние подстилающей поверхности.
Распределение тепла и влаги на территории России.
Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны.
Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса. Определение по синоптической карте особенностей погоды для разных пунктов. Составление прогноза погоды.
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Климат родного края.
Практические работы. 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)
Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Вличние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.
Дискуссия. Тема «Вода – уникальный ресурс, который нечем заменить…»
Почвы и почвенные ресурсы (3ч)
Образование почв и их разнообразие. Образования почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.
Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.
Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края.
Практические работы. 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.
Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.
Практические работы. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
называть и показывать крупные равнины и горы;
выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
объяснять закономерности их размещения;
приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
делать описания отдельных форм рельефа по картам;
называть факторы, влияющие на формирование климата России;
определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
давать описания климата отдельных территорий;
с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;
приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
называть и показывать крупнейшие реки, озера;
используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
оценивать водные ресурсы;
называть факторы почвообразования;
используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
объяснять видовое разнообразие животного мира;
называть меры по охране растений и животных.
Раздел II. Природные комплексы России (36 ч)
ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (6 ч)
Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.
Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.
Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.
Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор.
Практические работы. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (30 ч)
Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.
Кавказ — самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.
Урал — «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.
Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.
Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.
Дальний Восток — край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
Практические работы. 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
Творческие работы. • Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по национальным паркам; по рекам и озерам. • Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа. • Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному.
Дискуссии. Темы: «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?»; «Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова “Российское могущество прирастать Сибирью будет...”».
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
показывать на карте основные природные зоны России, называть их;
приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;
объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;
показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;
приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
показывать на карте крупные природные районы России;
называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера);
давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;
отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;
оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;
приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;
выделять экологические проблемы природных регионов.
Раздел III. Человек и природа (б ч)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.
Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.
Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.
Россия на экологической карте. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды.
Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.
География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины экологического кризиса.
Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. 14. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию). 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебные задачи;
вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
систематизировать информацию;
структурировать информацию;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
владеть навыками анализа и синтеза;
искать и отбирать необходимые источники информации;
использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
составлять рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:
проблемного обучения,
технологии развития критического мышления через чтение и письмо,
ИКТ
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут.
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ .
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Перечень учебно-методического комплекта и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Учебник. Баринова И.И. География России. 8 кл. – М.: Дрофа, 2015.
Баринова И.И. География России. 8 кл .:Рабочая тетрадь.
Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).
Баринова И.И. География России. 8 кл: Рекомендации к планированию уроков по учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа». – М.: Дрофа, 2012. – 112 с.
География. 8 кл.: атлас. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010.
Контурные карты. География 8 класс.
Электронное приложение к учебнику.
Дополнительная литература:
1.В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2013. – 96 с.
2.Старкова О.В. Географический атлас для детей. Мир и человек / О.В. Старкова. – Москва: Издательство АСТ, 2015. – 80 с.: карты, ил.
3.Экзерцева Е.В. Кроссворды для школьников. География / Художники Н.В. Кирильчева, В.Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 128 с., ил. (Серия: «Учиться надо весело»)
4.Контрольно-измерительные материалы. География: 8 класс / Сост. Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012. – 112 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
5.Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 128 с.
6.Воронин В.В. География Самарской области. – 2-е изд. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2006. – 280 с.
7.Атлас мира. – М.:БЕЛЛСИ: Астрель: АСТ, 2009. – 80 с.: карты.
8.Колесник И.В. География России. 8 класс. – Саратов: Лицей, 2013. – 64 с.
9.Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1997. – 127 с.
Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс 2ч в неделю, всего 68 ч.
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты | Домашнее задание | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| |||||
| Что изучает физическая география России | 1 ч. |
|
|
|
|
| |
1. | Что изучает физическая география России. | 1 |
| Знать особенности предмета и структуру учебника. | Уметь находить дополнительные источники информации. | Формирование ответственного отношения к учебе. Сформировать убежденность в возможности познания природы | с. 3-5 | |
| Наша Родина на карте мира | 6 ч.
|
|
|
|
|
| |
2. | Географическое положение России. Практическая работа 1. Характеристика географического положения России. | 1 |
| Знать главные черты географического положения России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Уметь работать с географической картой России. Знать границы России и пограничные государства. | Понимать, какое место занимает Россия среди стран мира. Уметь применять знания по истории образования Российского государства. | Формирование ответственного отношения к учебе. Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся. | п. 1, с. 6-13, к/к | |
3. | Моря, омывающие берега России. | 1 |
| Знать моря и океаны, омывающие территорию Россию. Изучить по картам моря, проливы, заливы. Уметь составлять характеристику моря. | Уметь объяснять особенности природы морей, омывающих Россию. Понимать значение морей и морских границ для государства. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | п. 2, с. 14-21, к\к | |
4. | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа 2. Определение поясного времени для различных пунктов России. | 1 |
| Знать виды времени на территории России. Понимать необходимость линии перемены дат. | Уметь решать задачи на поясное время. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | п. 3, с. 21-24 | |
5. | Как осваивали и изучали территорию России. | 1 |
| Знать понятия «делимитация», «демаркация», «миграция». | Уметь применять знания по истории образования Российского государства. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности | п. 4-5, с.24-33 | |
6. | Современное административно-территориальное устройство России. | 1 |
| Знать федеральные округа и их столицы, субъекты федерации: края, области, города федерального значения, национально-территориальные образования. | Уметь работать с текстом и атласом. | Формирование ответственного отношения к учению, уметь использовать знания в реальной жизни. | запол-нить к/к | |
7. | Обобщение знаний по теме: «Наша Родина на карте мира». Дискуссия «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны». | 1 |
| Знать все понятия по теме «Наша Родина на карте мира». | Уметь применять все понятия по теме «Наша Родина на карте мира» в жизни и практической деятельности. | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. | индивид. задания | |
| Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России. | 18 ч. |
|
|
|
|
| |
| Рельеф, геологические строение и минеральные ресурсы | 4 ч. |
|
|
|
|
| |
8. | Особенности рельефа России. | 1 |
| Знать основные тектонические структуры и закономерности распространения крупных форм рельефа на территории страны. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и само -регуляции учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | п. 6, с. 36-39, к/к | |
9. | Геологическое строение территории России. | 1 |
| Знать главные черты рельефа России и закономерности размещения гор и равнин на карте России. Знать основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом. Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата Коммуникативные УУД: управлять своим поведением, оценивать свои действия. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | п. 7, с. 40-45 | |
10. | Минеральные ресурсы России. Практическая работа 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. | 1 |
| Знать состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; доказательство Регулятивные УУД: поиск информации в картах атласа Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Формирование ответственного отношения к учению, уметь использовать знания в реальной жизни. | п. 8, с. 45-50, к\к | |
11. | Развитие форм рельефа. | 1 |
| Знать влияние внутренних и внешних факторов на формирование рельефа страны. Знать области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Знать стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа.
| Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности. | п. 9, с. 51-57 | |
| Климат и климатические ресурсы | 4 ч.
|
|
|
|
|
| |
12. | От чего зависит климат нашей страны. | 1 |
| Знать основные факторы, влияющие на климат России. Знать, что такое атмосферные фронты, циклоны, антициклоны и как они влияют на погоду и климат России. | Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Осознавать целостность природы России; овладение на уровне общего образования системой географических знаний. | п. 10, с. 58-64 | |
13. | Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России. Практическая работа 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. | 1 |
| Знать и понимать закономерности распределения элементов климата на территории России. Знать основные типы климата России, закрепить умение работать с климатической картой. | Познавательные УУД: уметь определять возможные источники сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные УУД: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. | Осознавать целостность природы России. | П. 11-12, с. 64-73 | |
14. | Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны. | 1 |
| Знать о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Знать, что такое агроклиматические ресурсы. | Познавательные УУД: уметь использовать ключевые базовые понятия курса географии Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности. Коммуникативные УУД: выделять главную мысль в тексте параграфа. | Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. | П. 13, с 73-76 | |
15. | Климат родного края. | 1 |
| Знать основные факторы, влияющие на климат родного края. | Познавательные УУД: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Коммуникативные УУД: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. | Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. | индивид. задания | |
| Внутренние воды и водные ресурсы | 3 ч. |
|
|
|
|
| |
16. | Разнообразие внутренних вод России. | 1 |
| Знать о внутренних водах и особенностях рек России. Знать виды вод суши на территории страны. Владеть понятиями: питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. | Познавательные УУД: использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | п. 14, с. 78-85, к\к | |
17. | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | 1 |
| Иметь представление о размещении, особенностях, происхождении и значении рек, озёр, подземных вод, многолетней мерзлоты, ледников России | Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | п. 15, с.85-90, к\к | |
18. | Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Дискуссия «Вода – уникальный ресурс, который нечем заменить…» | 1 |
| Знать значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России. | Познавательные УУД: оценивать способы и условия действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Регулятивные УУД: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество. | Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | п. 16, с.90-93 | |
| Почвы и почвенные ресурсы | 3 ч.
|
|
|
|
|
| |
19. | Образование почв и их разнообразие. | 1 |
| Иметь основные знания о почвах, знать о вкладе В.В. Докучаева в создании почвоведения. | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | п. 17, с.94-98 | |
20. | Закономерности распространения почв. Практическая работа 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия. | 1 |
| Знать о закономерностях распространения почв на территории России. | Познавательные УУД: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего на учения. Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД: управлять своим поведением, оценивать свои действия. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | п. 18, п.99-101 | |
21. | Почвенные ресурсы России. | 1 |
| Знать об основных закономерностях использования почв человеком, и о причинах разрушения почв. Знать понятия: почва и почвенные ресурсы. | Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | П. 19, с. 101-105 | |
| Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 4 ч. |
|
|
|
|
| |
22. | Растительный и животный мир России. Практическая работа 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. | 1 |
| Расширить знания о растительном и животном мире России, иметь представление о распространении растений и животных и способах приспособления их к среде обитания. | Познавательные УУД: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; находить информацию по данной теме в тексте учебника, в дополнительных источниках к параграфу, электронных изданиях Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Коммуникативные УУД: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Уметь использовать знания в реальной жизни. | п. 20, с.106-112 | |
23. | Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории. Практическая работа 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России. | 1 |
| Знать о заповедниках, заказниках, национальных парках России, роли растительного и животного мира в жизни человека. | Познавательные УУД: классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | п. 21, с.112-116 | |
24. | Природно-ресурсный потенциал России. | 1 |
| Знать классификацию природных ресурсов России и особенности их размещения. | Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов Регулятивные УУД: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы | п. 22, с.116-120 | |
25. | Обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России». | 1 |
| Знать все понятия по теме: «Особенности природы и природные ресурсы России» | Уметь применять все понятия по теме «Наша Родина на карте мира» в жизни и практической деятельности. | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. | индивид.задания | |
| Раздел 2. Природные комплексы России | 36 ч. |
|
|
|
|
| |
| Природное районирование | 6 ч.
|
|
|
|
|
| |
26. | Разнообразие природных комплексов России. | 1 |
| Знать понятие «природные территориальные комплексы». Знать о физико-географическом районировании. Знать природные и антропогенные ПТК. России. | Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | п. 23, с.124-126 | |
27. | Моря как крупные природные комплексы. | 1 |
| Знать моря России, их основные заливы, проливы, полуострова. | Познавательные УУД: классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | п. 24, с.127-129 | |
28. | Природные зоны России. | 1 |
| Знать о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах России. | Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста и карт атласа Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Коммуникативные УУД: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | п. 25, с. 129-135 | |
29. | Разнообразие лесов России. | 1 |
| Знать о природных ресурсах таёжной зоны, о их использовании и экологических проблемах. Знать о природных ресурсах зоны смешанных и широколиственных лесов, о их использовании и экологических проблемах. | Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов Регулятивные УУД: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. | п. 26, с. 136-139 | |
30. | Безлесные зоны на юге России. Практическая работа 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России. | 1 |
| Знать о природных ресурсах зоны лесостепей и степей, о их использовании и экологических проблемах. Знать о природных ресурсах зоны полупустынь, пустынь и их использовании, о экологических проблемах. | Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Обладать коммуникатив-ной компетент-ностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | п. 27, с. 140-144 | |
31. | Высотная поясность. Практическая работа 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. |
|
| Знать о закономерностях смены природных зон в горах России, о влиянии гор на другие компоненты природы и человека. | Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. Развитие речи. | п. 28, с. 145-148 | |
| Природа регионов России. | 30 ч.
|
|
|
|
|
| |
32. | Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. | 1 |
| Знать особенности географического положения Восточно – Европейской (Русской) равнины. Историю освоения, древние русские города. | Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; умение свободно отвечать у доски. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. Развитие речи. | п. 29, с.151-153, к\к | |
33. | Особенности природы Русской равнины. | 1 |
| Знать особенности природных условий Восточно – Европейской равнины, причины равнинного рельефа, состав растительного и животного мира. | Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием разных ресурсов, включая дополнительную литературу и Интернет; преобразовывать информацию из одного вида в другой Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, паре. | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. | п. 29, с.153-156,к\к | |
34. | Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. | 1 |
| Знать самые крупные природные комплексы равнины – природные зоны. | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование уч. сотрудничества. | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся | п.30, с.157-160 | |
35. | Памятники природы равнины. Творческая работа. Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы, по национальным паркам, по рекам и озерам. | 1 |
| Знать о многообразии памятников природы Русской равнины на примере Карелии, Валдая, девственных лесов Коми, Волги. | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | п. 31, с.160-166, к\к | |
36. | Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования. | 1 |
| Знать о природных ресурсах Восточно – Европейской равнины, о проблемах рационального природопользования. Знать особо охраняемые территории на Русской равнине. | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Осознавать целостность природы, населения и хозяйства страны. | п. 32, с.166-170, к\к | |
37. | Кавказ - самые высокие горы России. Географическое положение. | 1 |
| Знать об особенности географического положения Кавказа. | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, классифицировать и обобщать понятия. Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию. | п.33, с.171-172, к\к | |
38. | Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. | 1 |
| Знать особенности рельефа, геологического строения и полезные ископаемые Кавказа. | Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать факты; осуществлять сравнение и классификацию Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | п. 33, с. 172-175 | |
39. | Особенности природы высокогорий. | 1 |
| Знать о вертикальной зональности природы, местные ветры: фен, бора, о местных реках и их особенностях, отличать климат высокогорий от равнинных и предгорных частей. | Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, классифицировать и обобщать понятия. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
| Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | п. 34, с.176-178 | |
40. | Природные комплексы Северного Кавказа. Творческая работа. Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа. | 1 |
| Знать о многообразии природных комплексов Северного Кавказа. | Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием разных ресурсов, включая дополнительную литературу и интернет; преобразовывать информацию из одного вида в другой Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, паре | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование экологической культуры. | П. 35, с.179-182 | |
41. | Природные ресурсы. Население Северного Кавказа. | 1 |
| Знать уникальные курорты России, традиции и обычаи народов Кавказа. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: . умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов. | индивид. задания | |
42. | Урал – «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. | 1 |
| Знать об особенности географического положения Урала, истории освоения и древних обитателях Урала. | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию. | п. 36, с.182-184, к\к | |
43. | Природные ресурсы Урала. | 1 |
| Знать о природных ресурсах Урала, о размещении полезных ископаемых в зависимости от геологического развития территории, высотной поясности Уральских гор. | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | п. 37, с.185-187 | |
44. | Своеобразие природы Урала. Творческая работа: Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала. | 1 |
| Знать характеристику природы отдельных частей Урала. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся. | п. 38, с.187-192 | |
45. | Природные уникумы. | 1
|
| Знать природные уникумы Урала на примере Ильменского заповедника, Кунгурской ледяной пещеры, реки Чусовой. | Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся. | п. 39, с.193-195 | |
46. | Экологические проблемы Урала. | 1 |
| Знать о главных промышленных центрах и самых загрязненных городах страны, основные направления улучшения экологической ситуации в регионе. | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | п. 39, с.195-197 | |
47. | Западно – Сибирская равнина. Особенности географического положения. | 1 |
| Знать об особенностях географического положения, географический образ региона. | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, анализ и работа с картографическим материалом Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | п. 40, с. 198-199, к\к | |
48. | Особенности природы Западно – Сибирской равнины. | 1 |
| Знать особенности природы Западно - Сибирской равнины. | Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. | Формировать осознания целостности природы, населения и хозяйства страны. | п. 40, с. 200-201 | |
49. | Природные зоны Западно – Сибирской равнины. | 1 |
| Знать особенности природных зон Западно - Сибирской равнины, состав растительного и животного мира. | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
| Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | п. 41, с.201-204 | |
50. | Природные ресурсы равнины и условия их освоения. Дискуссия «Что мешает освоению богатств Западно – Сибирской равнины.» | 1 |
| Знать о богатстве и разнообразии природных ресурсов Западно - Сибирской равнины, трудностях в освоении природных богатств. | Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. | Формировать осознания целостности природы, населения и хозяйства страны. | п. 42, с.205-208 | |
51. | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. | 1 |
| Знать особенности географического положения и состав территории Восточной Сибири, географический образ территории. | Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Формировать осознания целостности природы, населения и хозяйства страны. | п. 43, с.208-210, к\к | |
52. | История освоения Восточной Сибири. | 1 |
| Знать о первых поселенцах в верхнем палеозое, о первых сведениях в русских летописях, первопроходцах и путешественниках региона. | Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | п. 43, с.211-213 | |
53. | Климат Восточной Сибири. | 1 |
| Знать о влиянии географического положения на формирование сурового климата региона | Познавательные УУД: показывать ценность географической информации Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Формирование ответственного отношения к учебе. | п. 44, с.214-216 | |
54. | Природные районы Восточной Сибири. | 1 |
| Знать природные районы Восточной Сибири: тундры на полуострове Таймыр, Якутия, восточносибирская тайга, Минусинская котловина, Алтай. | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, анализ и работа с картографическим материалом. Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели Коммуникативные УУД: умение работать в микро-группе, организовывать учебное сотрудничество. | Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы и общества. | п. 45, с. 216-226 | |
55. | Жемчужина Сибири – Байкал. | 1 |
| Знать о происхождение озера Байкал – жемчужины России, особенностях байкальской воды, его хозяйственном использовании, экологических проблемах озера. | Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом
| Формирование ответственного отношения к учению, уметь использовать знания в реальной жизни. | п. 46, с. 227-230 | |
56. | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дискуссия «Докажите справедливость слов М.В. Ломоносова «Российское могущество прирастать Сибирью будет…» | 1 |
| Знать о наличие разнообразных природных ресурсах и проблемах их освоения. | Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь работать с текстом: составлять таблицу Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности. | п. 47, с.230-235, к\к | |
57. | Дальний Восток – край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. | 1 |
| Знать особенности географического положения и состав территории Дальнего Востока,географический образ территории. Знать особенности природы и ресурсный потенциал Дальнего Востока.Знать природные комплексы дальнего Востока: Природные комплексы: Чукотское нагорье, полуостров Камчатка, остров Сахалин. Приморье. | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, анализ и работа с картографическим материалом. Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели Коммуникативные УУД: умение работать в микро-группе, организовывать учебное сотрудничество. | Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы и общества. | п. 48, с.236-239, к\к | |
58. | Природные комплексы Дальнего Востока. | 1 |
| Знать о смещении природных зон региона к югу, физико-географические районы. | Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. | п. 49, с.240-247 | |
59. | Природные уникумы Дальнего Востока. | 1 |
| Знать природные уникумы Дальнего Востока: Долина Гейзеров, озеро Ханка, Сахалин, Уссурийская тайга. | Познавательные УУД: уметь определять возможные источники сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные УУД: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности. | п. 50, с.248-249 | |
60. | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. Практическая работа 11. Оценка природных условий и ресурсов. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. | 1 |
| Знать о многообразии ресурсов Дальнего Востока и проблемах их освоения. | Познавательные УУД: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий Регулятивные УУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Коммуникативные УУД: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. | Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. | п. 51, с.250-254 | |
61. | Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России». Практическая работа 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов. | 1 |
| Знать все понятия по теме «Природные комплексы России». | Познавательные УУД: уметь использовать ключевые базовые понятия курса географии Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности. Коммуникативные УУД: выделять главную мысль в тексте параграфа. | Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. | индивид. задания | |
| Раздел 3. Человек и природа | 6 ч.
|
|
|
|
|
| |
62. | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. | 1 |
| Знать о влиянии природных условий на здоровье человека. Знать о стихийных природных явлениях, их причинах и мерах по борьбе с ними. | Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. | Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы Овладение на уровне общего образования системой географических знаний | п. 52, с.258-264 | |
63. | Воздействие человека на природу. | 1 |
| Знать об антропогенном воздействии на природу. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД: умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и само -регуляции учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | п. 53, с.264-268 | |
64. | Рациональное природопользование. Практическая работа 14. Составление карты «Природные уникумы России». | 1 |
| Знать о способах охраны природы и значении географического прогноза. | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, выбор эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата Коммуникативные УУД: управлять своим поведением, оценивать свои действия. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | п. 54, с. 269-273 | |
65. | Россия на экологической карте. Экология и здоровье человека. Практическая работа 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России. | 1 |
| Знать об источниках экологической опасности, об уровне здоровья людей. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений Регулятивные УУД: поиск информации в картах атласа Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Формирование ответственного отношения к учению, уметь использовать знания в реальной жизни. | п. 55-56, с.273-285 | |
66. | География для природы и общества. | 1 |
| Знать о истории взаимоотношений между человеком и географической средой. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа.
| Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности. | п. 57, с.285-289 | |
67. | Обобщение знаний по разделу «Человек и природа». | 1 |
| Знать все понятия по теме «Человек и природа» |
| Осознавать целостность природы России. | индивид. задания | |
68. | Итоговое повторение. | 1 |
| Знать все понятия по теме «Человек и природа» |
| Осознавать целостность природы России; овладение на уровне общего образования системой географических знаний. |
|