Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин и в соответствии со следующими нормативными документами:
- Приказом Минобразования и науки от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011, 24.11.2015)
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15);
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Устьинская СОШ.
-Уставом школы;
На изучение географии в 5 классе отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 35 ч (35 учебных недель).
На практические работы отводится 7 часов
Содержание программы
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (4 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы «Составление презентации о великих путешественниках»
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы «Построение профиля рельефа»
Практическая работа «Определение на местности направлений и расстояний»
Практическая работа «Полярная съемка местности»
Практическая работа «Составление маршрута путешествия»
Природа Земли (13 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Практическая работа «Определение горных пород по их свойствам»
Практическая работа»Организация фенологических наблюдений в природе»
Организация учебных занятий предусматривает фронтальную, индивидуальную, групповую и парную формы учебной деятельности обучающихся.
Для реализации содержания программы предусмотрены следующие виды учебной деятельности:
1. Репродуктивные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу
2. Мыслительные действия: установить причинно-следственную связь; выделить в объекте его составляющие, найти отличия и сходства; сделать вывод; выделить общее и существенное.
3. Контролирующие действия: сверить продукт своей деятельности с образцом, целью; найти ошибку; оценить результат своей деятельности или деятельности других.
Планируемые результаты
Предметные:
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
• использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
• использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
• понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
Учащийся научатся:
- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
- показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности.
Метапредметные:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• вычитывать все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебная и методическая литература
Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение,
География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа,
Дополнительная литература
1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО,
3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс
4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс,
5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик.
6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим.
7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб.
8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн,
9. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб.
10. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+.
11. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+
12. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+
13. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово
14. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+
15. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября»
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
Календарно-тематическое планирование
(1 час в неделю- 35 часов)
№ | Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Планируемые результаты
| Вид контроля
| Дата |
| |||||
план | факт |
| ||||||||||
Что изучает география (5 ч) |
| |||||||||||
1 | Мир, в котором мы живем
| Урок изучения нового материала | 1 | Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки |
|
|
|
| ||||
2 | Науки о природе
| Урок изучения нового материала | 1 | Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии | Составление схемы наук о природе |
|
|
| ||||
3 | География— наука о Земле | Комбинированный урок | 1 | Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением | Составление схемы географических наук |
|
|
| ||||
4 | Методы географических исследований.
| Урок обобщения, контроля и коррекция знаний | 1 | Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии | 1.Составление описания учебного кабинета географии. 2.Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках. 3.Организация наблюдений за погодой. |
|
|
| ||||
5 | Обобщение знаний Проверочная работа по теме «Что изучает география» (25 мин) | Урок обобщения и контроля | 1 | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» | Решение тестовых заданий | . |
|
| ||||
Как люди открывали Землю (4 ч) |
| |||||||||||
6 | Географические открытия древности и Средневековья
| Урок изучения нового материала | 1 | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия | Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа |
|
|
| ||||
7 | Важнейшие географические открытия ПР «Составление презентации о великих путешественниках»(30 мин)
| Урок формирования умений и навыков | 1 | Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея | Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентации
|
|
|
| ||||
8 | Открытия русских путешественников | Урок формирования умений и навыков | 1 | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками. | Чтение и анализ карт атласа.
| | |
| ||||
9 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» | Урок обобщения и практическая отработка знаний и умений по разделу | 1 | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом
| | |
| ||||
| Земля во Вселенной (9 ч) |
| ||||||||||
10 | Как древние люди представляли себе Вселенную | Урок изучения нового материала | 1 | Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли | Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя |
|
| |||||
11 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | Комбинированный урок | 1 | Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли | Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир» |
|
| |||||
12 | Соседи Солнца
| Комбинированный урок | 1 | Знать планеты земной группы. | Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя |
|
| |||||
13 | Планеты-гиганты и маленький Плутон | Урок изучения нового материала | 1 | Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет | Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска |
|
| |||||
14 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
| Урок изучения нового материала | 1 | Объяснять различия небесных тел | Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника |
|
| |||||
15 | Мир звезд
| Комбинированный урок | 1 | Называть крупнейшие звёзды и созвездия | Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел |
|
| |||||
16 | Уникальная планета— Земля | Урок формирования умений и навыков | 1
| Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, И каковы географические следствия этих движений. Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. | Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму |
|
| |||||
17 | Современные исследования космоса
| Комбинированный урок | 1
| Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса | Подготовка сообщения о первой Женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов) |
|
| |||||
18 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу | 1 | Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, И каковы географические следствия этих движений. Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом |
|
| |||||
Виды изображений поверхности Земли (4 ч) | ||||||||||||
19 | Стороны Горизонта Пр. «Построение профиля рельефа»(20 мин) | Урок формирования умений и навыков | 1 | Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентировании | Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта
|
|
| |||||
20 | Ориентирование на местности Пр. «Определение на местности направлений и расстояний»(20 мин) | Урок формирования умений и навыков | 1 | Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним | Определение с помощью компаса сторон горизонта.
|
|
| |||||
21 | План местности и географическая карта Пр «Полярная съемка местности»(20 мин) | Урок формирования умений и навыков | 1 | Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли | Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности
|
|
| |||||
22 | Обобщение знаний Пр. по теме «Составление маршрута путешествия» (25 мин) | Урок обобщения и практической отработки знаний и умений | 1 | Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли | Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.
|
|
| |||||
Природа Земли (13 ч) | ||||||||||||
23 | Как возникла Земля
| Урок изучения нового материала | 1 | Называть различные гипотезы происхождения Земли | Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя |
|
|
| ||||
24 | Внутреннее строение Земли Пр. «Определение горных пород по их свойствам»(25 мин) | Урок формирования умений и навыков | 1 | Называть основные слои Земли, их функции | Практическая работа |
|
|
| ||||
25 | Землетрясения и вулканы
| Комбинированный урок | 1 | Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения | Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов |
|
|
| ||||
26 | Путешествие по материкам
| Урок формирования умений и навыков | 1 | Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. | Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли. Работа с учебником, атласом |
|
|
| ||||
27 | Вода на Земле
| Урок изучения нового материала | 1 | Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы. | Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов Земли |
|
|
| ||||
28 | Воздушная одежда Земли Пр. «Организация фенологических наблюдений в природе»(20 мин) | Комбинированный урок | 1 | Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику. Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии | Практическая работа
|
|
|
| ||||
29 | Живая оболочка Земли | Комбинированный урок | 1 | Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику. Определять отличия биосферы от других оболочек | Работа с учебником и электронным приложением |
|
|
| ||||
30 | Почва - особое природное тело | Комбинированный урок | 1 | Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства | Анализ текста учебника, работа с электронным приложением |
|
|
| ||||
31 32 | Человек и природа | Комбинированный урок | 2 | Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы | Выполнение тестовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант) |
|
|
| ||||
33 34 | Обобщение и закрепление пройденного материала | Урок обобщения и систематизации знаний | 2 | Умение работать с географическими источниками | Решение тестовых заданий
|
|
|
| ||||
35 | Моя планета | Урок экскурсия | 1 | Объяснять явления природы | Рисунки |
|
|
|
И. И. Баринова География 5 класс