Пояснительная записка
ТИП ПРОГРАММЫ: общеобразовательная
Образовательная программа составлена с учетом:
ФГОС (базовый уровень)
Примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень)
Федеральный перечень учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Издательский центр Вентана-Граф, 2012.
программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., изд. "Дрофа", 2001 г. - стр. 57-108), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю).
в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. "Биология: человек" (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2003 год)
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 – го класс предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю – 68 часов в год.
Рабочая программа является составной частью учебного плана и отражает:
1. Требования Федерального компонента Государственного образовательного стандарта;
2. Обязательный минимум содержания учебной программы;
3. Максимальный объем учебного материала для обучающихся;
4. Требования к уровню подготовки выпускников;
5. Объем часов учебной нагрузки, определяемый учебным планом школы
Цели и задачи курса. Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
освоение знаний о строении тела человека, процессах жизнедеятельности, присущих им закономерностях, методах познания организма человека
овладение умениями применять биологические знания, работать с измерительными приборами, инструментами, научно-справочной литературой.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание ценностного отношения к собственной жизни, здоровью, культуры питания, гигиены
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Планируемые результаты освоения учебного курса
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 8 классе даёт возможность достичь следующих УУД:
Личностные:
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
• Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
• Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
• Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
• Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
4. Предметные:
- характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);
– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум).
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
– оказывать первую помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней;
– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.
В результате изучения курса биологии за 8 класс учащийся получит возможность научиться
•характеризовать особенности строения и процессов
жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
•применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
•использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
•ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
•использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
•выделять эстетические достоинства человеческого тела;
•реализовывать установки здорового образа жизни;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
•находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её
в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
•анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению
к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
3. Содержание учебного предмета
Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор" - 7 часов.
Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.
Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 8 часов
Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.
Тема 3. "Кровь. Кровообращение". - 6 часов
Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Тема 4. "Дыхание" - 4 часа.
Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.
Тема 5. "Пищеварение" - 6 часов.
Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.
Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 4 часа. Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.
Тема 7. "Выделение. Кожа". – 5 часов
Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.
Тема 8. "Эндокринная система" - 3 часа
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Тема 9. "Нервная система. Органы чувств". - 9 часов
Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.
Тема 10. "Поведение и психика" - 7 часов
Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.
Тема 11. "Индивидуальное развитие организма" - 5 часов
Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.
Тематическое планирование, календарно-тематическое планирование
Учебно- тематический план
№ | Наименование раздела
| Кол-во часов | Из них
| |||
Теория | Лаборат., практич., экскурсии | семинары и др. | Контр.занятие | |||
1 | Введение. Организм человека: общий обзор | 8 | 1 | 1 | - | - |
2 | Опорно-двигательная система | 9 | 5 | 1 | 2 | 1 |
3 | Кровь. Кровообращение. | 7 | 3 | 3 | 1 | 1 |
4 | Дыхание | 5 | 3 | - | 1 | - |
5 | Пищеварение | 6 | 4 | 1 | - | 1 |
6 | Обмен веществ и энергии | 4 | 3 | - | - | 1 |
7 | Выделение. Кожа | 5 | 5 | - | - | - |
8 | Эндокринная система | 3 | 2 | - | - | 1 |
9 | Нервная система. Органы чувств | 8 | 8 | - | - | - |
10 | Поведение и психика | 7 | 6 |
|
| 1 |
11 | Индивидуальное развитие организма | 5 | 5 | - | - | - |
12 | Итоговое повторение | 1 | - | - | - | 1 |
|
| 68 | 51 | 6 | 4 | 7 |
Календарно-тематический план
№ п/п |
Тема урока | Дата проведения | примечание | ||
планируемая | фактическая |
| |||
| «Введение: биологическая и социальная природа человека». «Науки об организме человека: анатомия, физиология и гигиена». |
|
|
| |
| Входная диагностика |
|
|
| |
| «Структура тела. Место человека в живой природе». |
|
|
| |
| «Клетка: химический состав, строение и жизнедеятельность» |
|
|
| |
| «Ткани». |
|
|
| |
| «Системы органов. Уровни организации организма». |
|
|
| |
| «Нервная и гуморальная регуляция». |
|
|
| |
| Лабораторный практикум 1 |
|
|
| |
| «Скелет: строение, состав и соединение костей». |
|
|
| |
| «Скелет головы, туловища» |
|
|
| |
| «Скелет конечностей» |
|
|
| |
| «Первая помощь при повреждениях скелета». |
|
|
| |
| «Мышцы». |
|
|
| |
| «Работа мышц» |
|
|
| |
| «Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы». НРК: Нарушения опорно-двигательной системы. Заболевания. Статистический материал |
|
|
| |
| Лабораторный практикум 2 |
|
|
| |
| Зачет № 1 по теме: «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система». |
|
|
| |
| «Внутренняя среда. Значение крови и ее состав». |
|
|
| |
| Лабораторная работа №3 «Иммунитет». |
|
|
| |
| Тканевая совместимость и переливание крови |
|
|
| |
| «Строение и работа сердца. Круги кровообращения». |
|
|
| |
| «Движение лимфы и крови по сосудам». |
|
|
| |
| Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Лабораторная работа № 4 |
|
|
| |
| «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях».НРК: Статистика заболеваний сердца и крови |
|
|
| |
| «Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях». |
|
|
| |
| «Дыхательные движения. Регуляция дыхания». |
|
|
| |
| «Болезни органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при поражении органов дыхания». НРК: Статистика заболевания (материалы РБ) |
|
|
| |
| Лабораторный практикум.5 |
|
|
| |
| Зачет № 2 по теме: «Кровь. Кровообращение. Дыхание». |
|
|
| |
| «Значение пищи и ее состав». |
|
|
| |
| «Органы пищеварения» |
|
|
| |
| «Пищеварение в ротовой полости и желудке». |
|
|
| |
| «Изменение питательных веществ в кишечнике» |
|
|
| |
| «Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения».НРК: Анализ заболеваемости органов пищеварения у населения РБ |
|
|
| |
| Зачет №3 по теме: «Пищеварение» |
|
|
| |
| «Обменные процессы в организме». НРК: Зависимость метаболизма человека и природно-климатических условий региона |
|
|
| |
| «Нормы питания».Лабораторная работа №6 |
|
|
| |
| «Витамины» |
|
|
| |
| Зачет № 4 по теме: «Обмен веществ и энергии». |
|
|
| |
| «Строение и функции почек». |
|
|
| |
| «Предупреждение заболеваний почек». НРК: Заболевания почек у населения РБ |
|
|
| |
| «Строение и функции кожи». |
|
|
| |
| «Повреждения кожи». |
|
|
| |
| «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание». |
|
|
| |
| «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции». |
|
|
| |
| «Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма». НРК: Эндемические заболевания |
|
|
| |
| Зачет № 5 по теме: «Выделение. Кожа. Эндокринная система». |
|
|
| |
| «Значение и строение нервной системы. Вегетативная нервная система» |
|
|
| |
| «Нейрогуморальная регуляция». |
|
|
| |
| «Спинной мозг». |
|
|
| |
| «Головной мозг». |
|
|
| |
| «Как действуют органы чувств и анализаторы». |
|
|
| |
| «Орган зрения. Зрительный анализатор». |
|
|
| |
| «Заболевания и повреждения глаз». |
|
|
| |
| «Органы слуха и равновесия. Их анализаторы». Органы осязания, обоняния и вкуса». |
|
|
| |
| «Врожденные и приобретенные формы поведения». |
|
|
| |
| «Закономерности работы головного мозга». |
|
|
| |
| НРК: «Биологические ритмы. Сон и его значение».Взаимосвязь с природно - климатическими особенностями региона |
|
|
| |
| «Особенности высшей нервной деятельности человека: речь, сознание, мышление, воля, эмоции». |
|
|
| |
| «Внимание и память». |
|
|
| |
| НРК: «Работоспособность. Режим дня». Рациональный режим дня гимназиста |
|
|
| |
| Зачет № 6 по теме: «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность». |
|
|
| |
| «Половая система человека» |
|
|
| |
| «Наследственные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем». НРК: Анали ЗППП у населения РБ |
|
|
| |
| «Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения». |
|
|
| |
| «О вреде наркогенных веществ».НРК: Последствия употребления наркогенных веществ (на материалах РБ) |
|
|
| |
| «Психологические особенности личности» |
|
|
| |
| Итоговое повторение. |
|
|
|
Система оценивания предметных результатов
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
-текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
-аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);
-аттестация по итогам года;
-формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)
Основной инструментарий для оценки результатов: понятийные диктанты; задания на нахождение общего и различного; тестирования; решение кроссвордов; составление сообщений, презентаций; творческие задания. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; уроки-зачёты, контрольные работы, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.