«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по биологии в 5 классе

В разработке представлена рабочая программа по биологии в 5 классе.

.Рабочая программа ориентирована на УМК «Живой организм». Учебник из Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:

  • А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2013.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса и реализуется в полном объёме.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки



Рабочая программа учебного предмета "Биология" 5 класс

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа учебного предмета «Биология» (далее Рабочая программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2.Приказ Минобразования РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3.Приказ Минобразования РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».

4.Программа основного общего образования. Биологии 5 – 9 классы. Линейный курс.

Авторы Н.И. Сонин,В.Б.Захаров М.: «Дрофа», 2016 г.;

5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Воронцовская ОШ.

6.Учебный план МБОУ Воронцовская ОШ на 2020/2021 учебный год.

7.Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) МБОУ Воронцовская ОШ.

8.Биология. 5 класс. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Биология. Введение в биологию. 5 класс. УМК «Живой организм». Москва, «Дрофа», 2013.

9.Рабочая программа ориентирована на УМК «Живой организм». Учебник из Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:

  • А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2013.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса и реализуется в полном объёме.



Планируемые результаты учебного предмета "Биология" 5 класс


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

В результате изучения ученик должен:

знать / понимать:

естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;

как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

строение живой клетки (главные части);

царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

как человек появился на Земле (на уровне представлений);

изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Ученик получит возможность научиться:

  •  соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  •  использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  •  осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  •  находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  •  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Содержание учебного предмета "Биология" 5 класс.



Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. (8ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели

Лабораторные и практические работы

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.

  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

  • Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

  • Строение клеток (на готовых микро-препаратах)1.

  • Строение клеток кожицы чешуи лука*.

  • Определение состава семян пшеницы.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные признаки живой природы;

—устройство светового микроскопа;

—основные органоиды клетки;

—основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

—ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

—характеризовать методы биологических исследований;

—работать с лупой и световым микроскопом;

—узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

—объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

—соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

—ставить учебную задачу под руководством учителя;

—систематизировать и обобщать разные виды информации;

—составлять план выполнения учебной задачи.



Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

—основные признаки представителей царств живой природы.

Учащиеся должны уметь:

—определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

—устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

—различать изученные объекты в природе, на таблицах;

—устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

—объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения


Учащиеся должны уметь:

—проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

—использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

—самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.


Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы

  • Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов -определителей, чучел, гербариев и др.).


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные среды обитания живых организмов;

—природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

—сравнивать различные среды обитания;

—характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

—сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

—выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

—приводить примеры обитателей морей и океанов;

—наблюдать за живыми организмами.


Метапредметные результаты обучения


Учащиеся должны уметь:

—находить и использовать причинно-следственные связи;

—формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

—выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.


Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрация

Ядовитые растения и опасные животные своей местности

Лабораторные и практические работы

  • Измерение своего роста и массы тела.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—предков человека, их характерные черты, образ жизни;

—основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

—правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

—простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

—объяснять роль растений и животных в жизни человека;

—обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

—соблюдать правила поведения в природе;

—различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

—вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения


Учащиеся должны уметь:

—работать в соответствии с поставленной задачей;

—составлять простой и сложный план текста;

—участвовать в совместной деятельности;

—работать с текстом параграфа и его компонентами;

—узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.


Личностные результаты обучения


—Формирование ответственного отношения к обучению;

—формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

—формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов

—осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

—формирование основ экологической культуры.

Резервное время— 2 часа.




































Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Мною была проведена корректировка часов программы, так как в учебном плане Школы на изучение биологии в 5 классе отводится — 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю на 34 учебные недели.




№ п/п



Тема раздела

Количество

часов

В том числе

Лабораторные, практические работы, экскурсии

Контрольные

работы

план

факт

1

Живой организм.

8

8

4


2

Многообразие живых организмов

14

14


1

3

.Среда обитания живых организмов

6

6

1


4

Человек на Земле

5

5

1


5

Резервное время

2

1


1


Всего

35

34

6

2




















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» 5 КЛАСС


№ уро-ка

Наименование раздела, тема урока

Кол-во часов

Даты проведения

Примеча-ние


план

факт


Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

8




1.

Вводный инструктаж по ТБ.

Что такое живой организм. §1



1




2.

Наука о живой природе.

Входной контроль знаний. §2

1




3.

Методы изучения природы. Лабораторная работа № 1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований». §3

1




4.

Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 2 по теме: «Устройство ручной лупы, светового микроскопа и правила работы с ним». §4

1




5.

Живые клетки. Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука». §5

1




6.

Химический состав клетки. Лабораторная работа № 4 «Определение состава пшеницы». §6

1




7

Вещества и явления в окружающем мире. §7

1




8.

Великие естествоиспытатели. §8

1





Раздел 2. Многообразие живых организмов.

14





9.

Как развивалась жизнь на Земле. §9

1




10.

Разнообразие живого. §10

1




11.

Бактерии. §11

1




12.

Грибы. §12

1




13.

Растения автотрофы. С.68

1




14.

Водоросли. §13


1




15.

Мхи и папоротники. §14, 15

1





16.

Голосеменные растения.

Покрытосеменные (цветковые растения). §16, 17


1





17.

Значение растений в природе и жизни человека. §18

1





18.

Простейшие. §19

1




19.

Беспозвоночные животные. §20

1




20.

Позвоночные животные. §21

1




21.

Значение животных в природе и жизни человека. §22

1




22

Контрольная работа по теме: «Многообразие живых организмов».

3






Раздел 3. Среда обитания живых организмов.

6




23

Три среды обитания.

Приспособленность организмов к разным средам обитания. §23

1




24.

Приспособленность организмов к разным средам обитания. §23

1




25

Жизнь на разных материках. §24

1




26

Жизнь на разных материках П.Р. № 1 «Определение наиболее распространённых растений и животных». §24

1




27.

Природные зоны. §25

1




28

Жизнь в морях и океанах. §26

1





Раздел 4. Человек на Земле.

5




29.

Как человек появился на Земле. §27

1




30.

Как человек изменил Землю. §28

1




31.

Жизнь под угрозой.. §29

1




32.

Не станет ли Земля пустыней. §30

1




33.

Здоровье человека и безопасность жизни.

П.Р. № 2 «Изменение своего роста и массы тела». §31

1




34.

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.

1












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее