Рабочая программа учебного предмета "Биология" 5 класс
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа учебного предмета «Биология» (далее Рабочая программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2.Приказ Минобразования РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3.Приказ Минобразования РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
4.Программа основного общего образования. Биологии 5 – 9 классы. Линейный курс.
Авторы Н.И. Сонин,В.Б.Захаров М.: «Дрофа», 2016 г.;
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Воронцовская ОШ.
6.Учебный план МБОУ Воронцовская ОШ на 2020/2021 учебный год.
7.Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) МБОУ Воронцовская ОШ.
8.Биология. 5 класс. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Биология. Введение в биологию. 5 класс. УМК «Живой организм». Москва, «Дрофа», 2013.
9.Рабочая программа ориентирована на УМК «Живой организм». Учебник из Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:
А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2013.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса и реализуется в полном объёме.
Планируемые результаты учебного предмета "Биология" 5 класс
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
В результате изучения ученик должен:
знать / понимать:
естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
как человек появился на Земле (на уровне представлений);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание учебного предмета "Биология" 5 класс.
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. (8ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток (на готовых микро-препаратах)1.
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные признаки живой природы;
—устройство светового микроскопа;
—основные органоиды клетки;
—основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
—ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
—характеризовать методы биологических исследований;
—работать с лупой и световым микроскопом;
—узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
—объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
—соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
—ставить учебную задачу под руководством учителя;
—систематизировать и обобщать разные виды информации;
—составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
—основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
—определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
—устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
—различать изученные объекты в природе, на таблицах;
—устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
—объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
—использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
—самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов -определителей, чучел, гербариев и др.).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные среды обитания живых организмов;
—природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
—сравнивать различные среды обитания;
—характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
—сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
—выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
—приводить примеры обитателей морей и океанов;
—наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—находить и использовать причинно-следственные связи;
—формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
—выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности
Лабораторные и практические работы
Измерение своего роста и массы тела.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—предков человека, их характерные черты, образ жизни;
—основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
—правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
—простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
—объяснять роль растений и животных в жизни человека;
—обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
—соблюдать правила поведения в природе;
—различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
—вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать в соответствии с поставленной задачей;
—составлять простой и сложный план текста;
—участвовать в совместной деятельности;
—работать с текстом параграфа и его компонентами;
—узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
—Формирование ответственного отношения к обучению;
—формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
—формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов
—осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
—формирование основ экологической культуры.
Резервное время— 2 часа.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Мною была проведена корректировка часов программы, так как в учебном плане Школы на изучение биологии в 5 классе отводится — 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю на 34 учебные недели.
№ п/п |
Тема раздела | Количество часов | В том числе | ||
Лабораторные, практические работы, экскурсии | Контрольные работы | ||||
план | факт | ||||
1 | Живой организм. | 8 | 8 | 4 |
|
2 | Многообразие живых организмов | 14 | 14 |
| 1 |
3 | .Среда обитания живых организмов | 6 | 6 | 1 |
|
4 | Человек на Земле | 5 | 5 | 1 |
|
5 | Резервное время | 2 | 1 |
| 1 |
| Всего | 35 | 34 | 6 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» 5 КЛАСС
№ уро-ка
| Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Даты проведения | Примеча-ние
| |
план | факт | ||||
| Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | 8 |
|
|
|
1. | Вводный инструктаж по ТБ. Что такое живой организм. §1 |
1 |
|
|
|
2. | Наука о живой природе. Входной контроль знаний. §2 | 1 |
|
|
|
3. | Методы изучения природы. Лабораторная работа № 1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований». §3 | 1 |
|
|
|
4. | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 2 по теме: «Устройство ручной лупы, светового микроскопа и правила работы с ним». §4 | 1 |
|
|
|
5. | Живые клетки. Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука». §5 | 1 |
|
|
|
6. | Химический состав клетки. Лабораторная работа № 4 «Определение состава пшеницы». §6 | 1 |
|
|
|
7 | Вещества и явления в окружающем мире. §7 | 1 |
|
|
|
8. | Великие естествоиспытатели. §8 | 1 |
|
|
|
| Раздел 2. Многообразие живых организмов. | 14
|
|
|
|
9. | Как развивалась жизнь на Земле. §9 | 1 |
|
|
|
10. | Разнообразие живого. §10 | 1 |
|
|
|
11. | Бактерии. §11 | 1 |
|
|
|
12. | Грибы. §12 | 1 |
|
|
|
13. | Растения автотрофы. С.68 | 1 |
|
|
|
14. | Водоросли. §13 |
1 |
|
|
|
15. | Мхи и папоротники. §14, 15 | 1
|
|
|
|
16. | Голосеменные растения. Покрытосеменные (цветковые растения). §16, 17
| 1
|
|
|
|
17. | Значение растений в природе и жизни человека. §18 | 1
|
|
|
|
18. | Простейшие. §19 | 1 |
|
|
|
19. | Беспозвоночные животные. §20 | 1 |
|
|
|
20. | Позвоночные животные. §21 | 1 |
|
|
|
21. | Значение животных в природе и жизни человека. §22 | 1 |
|
|
|
22 | Контрольная работа по теме: «Многообразие живых организмов». | 3
|
|
|
|
| Раздел 3. Среда обитания живых организмов. | 6 |
|
|
|
23 | Три среды обитания. Приспособленность организмов к разным средам обитания. §23 | 1 |
|
|
|
24. | Приспособленность организмов к разным средам обитания. §23 | 1 |
|
|
|
25 | Жизнь на разных материках. §24 | 1 |
|
|
|
26 | Жизнь на разных материках П.Р. № 1 «Определение наиболее распространённых растений и животных». §24 | 1 |
|
|
|
27. | Природные зоны. §25 | 1 |
|
|
|
28 | Жизнь в морях и океанах. §26 | 1 |
|
|
|
| Раздел 4. Человек на Земле. | 5 |
|
|
|
29. | Как человек появился на Земле. §27 | 1 |
|
|
|
30. | Как человек изменил Землю. §28 | 1 |
|
|
|
31. | Жизнь под угрозой.. §29 | 1 |
|
|
|
32. | Не станет ли Земля пустыней. §30 | 1 |
|
|
|
33. | Здоровье человека и безопасность жизни. П.Р. № 2 «Изменение своего роста и массы тела». §31 | 1 |
|
|
|
34. | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса. | 1 |
|
|
|