ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
для 9 классов
(68 часов)
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, мета-предметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Требования к результатам обучения
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Пояснительная записка
Курс биологии 9 класса знакомит учащихся с основами общей биологии, основными биологическими закономерностями и опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в предыдущие годы, углубляя, расширяя и систематизируя их.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основами общей биологии;
- систематизировать знания учащихся о мире живой природы;
- сформировать представление об общих биологических закономерностях;
- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;
- продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 9 классе отводится 70 часов. Материал курса разделён на десять глав.
Первая глава «Многообразие мира живой природы» формирует у учащихся представление об уровнях организации живой материи, расширяет и углубляет их знания о свойствах живых организмов.
Во второй главе дается характеристика химической организации клетки, рассматриваются химические элементы, входящие в состав клеток и вещества, которые из них образуются.
Третья глава «Строение и функции клеток» посвящена изучению строения и функционирования клеток как самостоятельных биологических систем. Приводятся положения клеточной теории.
Четвертая глава «Обмен веществ и преобразование энергии в клетке» знакомит учащихся с пластическим и энергетическим обменом, протекающих в клетках. Особое внимание уделяется взаимосвязанности и взаимозависимости этих процессов. Отдельно рассматривается фотосинтез как особый пластический обмен растительной клетки.
В пятой главе дана подробная характеристика процессов полового и бесполого размножения, а также этапов развития организмов.
В шестой главе учащиеся знакомятся с основными понятиями генетики и генетическими законами.
Седьмая глава посвящена изучению методов и результатов селекции. Особое внимание уделяется значению селекционной работы.
Восьмая глава «Эволюция органического мира» знакомит учащихся с историей развития эволюционных представлений, эволюционными теориями Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Формируется представление о движущих силах и направлениях эволюции. Приводятся доказательства эволюции органического мира.
В девятой главе «Возникновение и развитие жизни на Земле» рассматриваются современные представления о возникновении жизни на нашей планете. Учащиеся знакомятся с этапами эволюционных преобразований в растительном и животном мире, изучая крупные геологические периоды.
Десятая глава знакомит учащихся с основами экологии. Систематизируются знания учащихся об экологических факторах, экосистемах и их структуре, причинах устойчивости природных сообществ. Углубляются и расширяются знания о биосфере, ее границах и функциях живого вещества в биосфере. Особое внимание уделяется отличиям естественных природных экосистем от агроценозов и взаимоотношениям человека с природой.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Резерв учебного времени целесообразно использовать на увеличение в преподавании доли развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий, проведение экскурсий.
Содержание программы
Тема 1. Многообразие мира живой природы (2 ч)
Какие уровни организации живой материи известны; что можно считать биологической системой; какие свойства присущи живым (биологическим) системам.
Основные понятия: уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный; биологическая система; свойства живых систем: обмен веществ, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, ритмичность, энергозависимость.
Тема 2. Химическая организация клетки (4 ч)
Какие химические элементы входят в состав клеток, как их классифицируют; Какие вещества входят в состав клеток, каково их строение и значение.
Основные понятия: неорганические вещества: вода, минеральные соли; органические вещества: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты; буферность; полимер, мономер; аминокислота; денатурация, ренатурация;структуры белка: первичная, вторичная, третичная (глобула), четвертичная; функции белка: строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая; углеводы: моносахариды, олигосахариды, полисахариды; липиды; нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК); комплементарность.
Тема 3. Строение и функции клеток (8 ч)
Каково строение прокариотической и эукариотической клетки; в чем основные отличия растительной и животной клетки; какие функции выполняют органоиды клеток, чем они отличаются от включений; как протекает процесс деления соматических клеток; каковы основные положения клеточной теории; какая форма жизни называется неклеточной.
Основные понятия: прокариоты; эукариоты; формы бактерий: кокки, бациллы, вибрионы, спириллы; скопления бактерий: диплококки, стрептококки, стафилококки; спорообразование; цитоплазматическая мембрана; цитоплазма; органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, митохондрии, рибосомы, лизосомы, клеточный центр;включения; ядро, ядрышко; ядерный сок, хроматин; кариотип; гомологичные хромосомы; диплоидный набор хромосом; гаплоидный набор хромосом; жизненный цикл клетки; митотический цикл клетки;интерфаза; фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза; клеточная теория; неклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги; капсид.
Тема 4. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 ч)
Каковы существенные признаки пластического и энергетического обменов, протекающих в клетках; как взаимосвязаны пластический и энергетический обмены; как протекает процесс фотосинтеза в растительной клетке; каково глобальное значение воздушного питания растений.
Основные понятия: пластический обмен (ассимиляция); биосинтез белка: транскрипция, трансляция; энергетический обмен (диссимиляция); АТФ (аденозинтрифосфорная кислота);этапы энергетического обмена: подготовительный, бескислородное расщепление (гликолиз), кислородное расщепление (дыхание); типы питания: автотрофный (фототрофный, хемотрофный), гетеротрофный; фотосинтез; хемосинтез.
Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч)
Какие существуют типы размножения; чем бесполое размножение отличается от полового; как образуются половые клетки; как протекает процесс деления половых клеток; Каково значение двойного оплодотворения цветковых растений; какие этапы включает в себя эмбриональное развитие; какие существуют типы постэмбрионального развития; какое значение имеет развитие с превращением.
Основные понятия: бесполое размножение: митотическое деление, спорообразование, почкование, вегетативное размножение (черенками: стеблевыми, листовыми, корневыми; клубнями, усами, корневищами, луковицами, корневыми клубнями); гаметогенез: овогенез, сперматогенез; стадии гаметогенеза: размножение, рост, созревание (мейоз), формирование половых клеток; оплодотворение: наружное, внутреннее; зигота; двойное оплодотворение цветковых растений; эндосперм; этапы эмбрионального развития: дробление, гаструляция, органогенез; бластомеры; стадии развития зародыша: бластула, гаструла, нейрула;зародышевые листки: эктодерма, энтодерма, мезодерма; эмбриональная индукция; типы постэмбрионального развития: прямое, непрямое (с метаморфозом); типы роста: определенный, неопределенный; факторы среды; гомеостаз; стресс; регенерация: физиологическая, репаративная.
Тема 6. Генетика (8 ч)
Что изучает генетика, основные понятия науки; в чем суть гибридологического метода изучения наследственности; какие законы были открыты Г. Менделем и Т. Морганом; какое значение имеет генетика для народного хозяйства.
Основные понятия: генетика; наследственность; изменчивость; гены: доминантные, рецессивные; аллельные гены; генотип, фенотип; признак; свойство; гибридологический метод изучения наследственности; гибридизация; гибрид; моногибридное скрещивание; гомозиготность, гетерозиготность; закон доминирования; закон расщепления; закон чистоты гамет; скрещивание: дигибридное, полигибридное; закон независимого наследования; анализирующее скрещивание; закон Моргана (сцепленного наследования); группа сцепления; кроссинговер; морганида; взаимодействие генов; клетки: соматические, половые;хромосомы: аутосомы, половые; кариотип; наследование сцепленное с полом; дальтонизм; гемофилия; изменчивость: ненаследственная (модификационная), наследственная (комбинативная и мутационная); норма реакции; мутагены.
Тема 7. Селекция (3 ч)
Что такое селекция, каково значение селекции; какими методами пользуются селекционеры; какие результаты достигнуты в области селекции; как можно охарактеризовать современный этап селекции.
Основные понятия: селекция; порода, сорт, штамм; методы селекции: отбор (массовый, индивидуальный), гибридизации (внутривидовая, отдаленная); гетерозис (гибридная сила); искусственный мутагенез;центры происхождения культурных растений;закон гомологических рядов наследственной изменчивости; биотехнология; генная инженерия; клеточная инженерия; воспитание гибридов; метод ментора; отдаленная гибридизация.
Тема 8. Эволюция органического мира (12 ч)
Как развивались эволюционные представления; в чем суть эволюционной теории Ж.Б. Ламарка; в чем суть эволюционной теории Ч. Дарвина; каковы главные движущие силы эволюции; каковы направления биологической эволюции; что такое вид и каковы его основные критерии; что такое популяция и почему ее считают единицей эволюции; как возникают приспособления организмов в процессе эволюции; почему приспособленности организмов носят относительный характер.
Основные понятия: креационизм; систематика; система живой природы; эволюционная теория; закон упражнения и неупражнения органов; закон наследования благоприобретенных признаков; предпосылки возникновения дарвинизма; искусственный отбор: методический, бессознательный; естественный отбор; борьба за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными факторами среды; вид; критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический и географический; ареал; популяция; изоляция: пространственная, репродуктивная;факторы эволюции:наследственная изменчивость, популяционные волны, изоляция (географическая, экологическая); дрейф генов; естественный отбор: движущий, стабилизирующий; адаптации: морфологические, поведенческие, физиологические; покровительственная окраска: скрывающая, предостерегающая; маскировка; мимикрия; относительный характер приспособленностей; микроэволюция, макроэволюция; биологический прогресс, биологический регресс; направления прогрессивной эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация; специализация; дивергенция; гомологичные органы; конвергенция; аналогичные органы; рудименты; атавизмы; промежуточные формы; филогенетические ряды; биогенетический закон; закон зародышевого сходства; необратимость эволюции.
Тема 9. Возникновение и развитие жизни на Земле (8 ч)
Каковы современные представления о возникновении жизни на Земле; в чем суть химической эволюции, биологической эволюции; как возникли первые одноклеточные организмы; в каких направлениях шло развитие органического мира; какие этапы выделяют в развитии мира растений и животных; какие крупные ароморфозы происходили в процессе эволюции; как современная антропология представляет историю возникновения предков человека, какие основные этапы эволюции человека выделяют ученые; в чем суть понятия «биосоциальная природа человека».
Основные понятия: химическая эволюция; коацерваты; биологическая эволюция; геохронологическая шкала; эры: архейская эра, протерозойская эра, палеозойская эра; периоды: кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский; риниофиты; псилофиты; стегоцефалы; котилозавры; антропология; вид Человек разумный, отряд Приматы;приспособления к древесному образу жизни: хватательная конечность, ключицы, круглый плечевой сустав, уплощенная в спинно-брюшном направлении грудная клетка, бинокулярное зрение;австралопитеки; прямохождение; Человек умелый; труд; древнейшие люди (архантропы): синантроп, питекантроп, гейдельбергский человек; древние люди (палеоантропы) – неандертальцы; первые современные люди (неоантропы) – кроманьонцы; расы: европеоидная, монголоидная, негроидная; биосоциальная природа человека.
Тема 10. Основы экологии (14 ч)
Как характеризуются среды обитания; какие факторы среды называются экологическими, какое влияние оказывают эти факторы на живые организмы; как организмы приспосабливаются к действию различных экологических факторов; какие взаимоотношения складываются между компонентами живой и неживой природы в экосистемах; на какие группы делятся организмы в зависимости от роли в круговороте веществ; какие закономерности функционирования и состава природных экосистем позволяют им поддерживать динамическое равновесие; почему происходит смена экосистем; что отражают экологические пирамиды; что такое биосфера и каковы ее границы; какие функции выполняет живое вещество в биосфере; как исторически складывались взаимоотношения природы и человека, как можно характеризовать их современный этап; какие существуют пути решения экологических проблем.
Основные понятия: экология; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; зона оптимума; пределы выносливости; диапазон выносливости; ограничивающий фактор; абиотические факторы среды: температура, свет, влажность; животные теплокровные и холоднокровные; терморегуляция; растения теневыносливые и светолюбивые; фотопериодизм; биотические факторы среды: симбиоз (нахлебничество, квартиранство), антибиоз (хищничество, паразитизм, конкуренция); микориза; гнездовой паразитизм; биоценоз (сообщество): фитоценоз, зооценоз;биотоп; экосистема; биогеоценоз; видовое разнообразие; плотность популяции; средообразующие виды; ярусность; листовая мозаика; продуценты, консументы, редуценты; круговорот веществ и энергии; трофические (пищевые) связи; трофические уровни; цепи питания; сети питания; правило экологической пирамиды; пирамиды: численности, биомассы, энергии; динамическое равновесие; зрелая экосистема, молодая экосистема; смена экосистем; разнообразие экосистем; агроценоз; биологические способы борьбы с вредителями сельского хозяйства;экологические нарушения; геосферы планеты: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера; вещество биосферы: живое, биогенное, биокосное, косное; функции живого вещества биосферы: энергетическая, газовая, окислительно-восстановительная, концентрационная; палеолит; неолит; ноосфера; природные ресурсы: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновляемые, невозобновляемые); отрицательное влияние человека на животный и растительный мир: прямое, косвенное; кислотные дожди; парниковый эффект; истощение озонового слоя; смог; перерасход воды;загрязнение пресных вод; истощение почвы; эрозия (водная, ветровая); радиоактивное загрязнение; предельно допустимые концентрации (ПДК); очистные сооружения; технологии замкнутого цикла; безотходные и малоотходные технологии; комплексное использование ресурсов; лесонасаждения; заповедники; заказники.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- Принципы современной классификации живых организмов, уровневую организацию живой материи;
- Признаки живых организмов: особенности химического состава, клеточное строение, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, эволюцию и связь со средой;
- Химический состав клеток, значение веществ, входящих в их состав;
- Существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки, основные положения клеточной теории;
- Особенности основных процессов жизнедеятельности организмов;
- Критерии вида и популяции как основной единицы эволюции;
- Движущие силы, главные направления и результаты эволюции;
- Современные представления о возникновении жизни на Земле, основные этапы исторического развития органического мира;
- Структуру и взаимосвязи в природных экосистемах, различия естественных и искусственных экосистем;
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Целевая установка |
| Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата проведения план/факт | |||||
понятия | предметные | метапредметные | личностные | |||||||||
1. Многообразие мира живой природы (2 ч) | ||||||||||||
1. | Уровни организации живой материи. | 1 | Изучение нового материала | Сформировать у учащихся представление об уровнях организации живой материи | Уровни организации живой материи: молекулярн., клеточный, тканевый, органный, организмен., популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный; биологическая система. | Установить взаимосвязь между различными уровнями организации живой материи. | Познавательные УУД: умение находить биологическую информацию в различных источниках анализировать её и оценивать, преобразовывать информацию из одной формы в другую; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. | Познавательный интерес к естественным наукам |
| |||
2. | Свойства живых систем. | 1 | Изучение нового материала | Расширить и углубить знания учащихся о свойствах живых организмов.
| Свойства живых систем: обмен веществ, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, ритмичность, энергозависимость | Знание признаков живых организмов: и их особенностей | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе |
| |||
2. Химическая организация клетки (4 ч) | ||||||||||||
3. | Неорганические вещества входящие в состав клетки. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о химическомсоставе клетки,и входящих в неё неорганических веществах. | Неорганические вещества: вода, минеральные соли; буферность. | Знание неорганичес-ких веществ входящих в состав клеток, каково их строение и значение. | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о химическом составе клетки. |
| |||
4. | Органические вещества входящие в состав клетки.Белки. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений об органических веществах клетки белках, их строении и функциях. | Полимер, мономер; аминокислота; денатурация, ренатурация;структуры белка: первичная, вторичная, третичная (глобула), четвертичная; функции белка: строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая. | Знать какиеорганичес-кие вещества входят в состав клеток, каково их строение и значение.
| Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. Личностные УУД:потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | Развитие познавательных качеств личности об органических веществах клетки белках, их строении и функциях., связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования, формированием интеллектуаль-ных умений. |
| |||
5. | Углеводы. Липиды. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений об органических веществах клетки липидах и углеводах, их строении и функциях. | Углеводы: моносахариды, олигосахариды, полисахариды; липиды; | Знать какие углеводы и липиды входят в состав клеток, каково их строение и значение. | Познавательные УУД: структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации.представлять результаты работы классу.
| Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания об органических веществах клетки липидах и углеводах, их строении и функциях. |
| |||
6. | Нуклеиновые кислоты. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений об нуклеиновых кислотах, их строении и функциях. | Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК);комплементар- ность.
| Знать строениесостав и значение нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). | Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Личностные УУД:потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | Развитие познавательных качеств личности о строение состав и значение нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). |
| |||
3. Строение и функции клеток(8ч) | ||||||||||||
7. | Прокариотическая клетка. | 1 | Изучение нового материала | Углубление знаний о прокариотическойклетки какие функции выполняют органоиды клеток.
| Прокариоты; эукариоты; формы бактерий: кокки, бациллы, вибрионы, спириллы; скопления бактерий: диплококки, стрептококки, стафилококки; спорообразование. | Знание строения прокариоти-ческой клетки. | Регулятивные УУД: умение различать на таблицах частей и органоидов прокариотическойклетки. Познавательные УУД: структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации.представлять результаты классу. | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о строение прокариоти-ческой клетки. |
| |||
8. | Эукариотическая клетка. (Клеточная мембрана, цитоплазма,ЭПС, рибосомы). | 1 | Комбинированный | Углубление знаний о строение эукариотичес-кой клетки; в чем основные отличия растительной и животной клетки; какие функции выполняют органоиды клеток. | Цитоплазматичес-кая мембрана; цитоплазма; органоиды: эндоплазматичес-кая сеть. | Знание строения эукариоти-ческой клетки. Умение сравнивать строение растительной и животной клетки | Регулятивные УУД: умение различать на таблицах частей и органоидов эукариотическойклетки. Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о строение эукариотической клетки |
| |||
9. | Эукариотическая клетка.КомплексГольджи, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, пластиды, цитоскелет, вакуоли, включения. | 1 | Комбинированный | Углубление знаний о строение эукариоти-ческой клетки; в чем основные отличия растительной и животной клетки; какие функции выполняют органоиды клеток. | Комплекс Гольджи, митохондрии, рибосомы, лизосомы, клеточный центр;включения. | Знание строения эукариоти-ческой клетки. Умение сравнивать строение растительной и животной клетки | Регулятивные УУД: умение различать на таблицах частей и органоидов эукариотическойклетки. Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике. | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о строение эукариотической клетки |
| |||
10. | Ядро. | 1 | Комбинированный | Углубление знаний о строение ядра, его функциях. | Ядро, ядрышко; ядерный сок, хроматин; кариотип; гомологичные хромосомы; диплоидный набор хромосом; гаплоидный набор хромосом. | Понимание роли ядра в клетке и знание его строения. | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике | Осознание значения и роли ядра в клетке. |
| |||
11. | Деление клеток. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о том, как протекает процесс деления соматических клеток. | Жизненный цикл клетки; митотический цикл клетки; интерфаза; фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. | Понимание как протекает процесс деления соматических клеток. | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
| Знание основных принципов протекания процессов деления соматических клеток |
| |||
12. | Клеточная теория строения организмов. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений об основных положениях клеточной теории. | Клеточная теория. | Знание основных положений клеточной теории. | Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.Познавательные УУД: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий) | Осознание значения клеточной теории |
| |||
13. | Неклеточные формы жизни-вирусы. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о неклеточных формах жизни. | Неклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги; капсид. | Знание строениянеклеточных форм жизни. Понимание как протекает процесс воздействия вирусов на клетку. | Познавательные УУД: приведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами, ВИЧ-инфекции. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам | Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Знание строенияданных форм жизни. |
| |||
14. | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Строение и функции клеток». | 1 | Обобщения | Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Строение и функции клеток». | Систематизиро-вать знания учащихся терминов по теме: «Строение и функции клеток». | Систематизи-ровать знания учащихся по теме: «Строение и функции клеток». | Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Познавательные УУД: умение пользоваться различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.
| Познавательный интерес к естественным наукам |
| |||
4. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 ч) | ||||||||||||
15. | Пластический обмен. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о существенных признаках пластического обмена протекающего в клетках. | Пластический обмен (ассимиляция); биосинтез белка: транскрипция, трансляция; | Понимание как протекает процесс пластичес-кого обмена в клетках. | Познавательные УУД: умение работать с разными источниками биологической информации анализировать и оценивать её, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания отом как протекает процесс пластического обмена в клетках |
| |||
16. | Энергетический обмен. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений осущественных признаках энергетического обмена протекающего в клетках. | Этапы энергетического обмена: подготовительный бескислородное расщепление (гликолиз), кислородное расщепление (дыхание); | Понимание как протекает процессэнергетичес-кого обмена о в клетках. | Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп. Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о том как протекает процесс энергетического обмена в клетках |
| |||
17. | Фотосинтез и хемосинтез. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о том как протекает процесс фотосинтеза в растительной клетке; каково глобальное значение воздушного питания растений | Типы питания: автотрофный (фототрофный, хемотрофный), гетеротрофный; фотосинтез; хемосинтез. | Понимание как протекают процессы фотосинтеза и хемосинтеза. Знание типов питания клетки. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о том, как протекает процесс фотосинтеза и хемосинтеза. Знание типов питания клетки. |
| |||
5. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч) | ||||||||||||
18. | Бесполое размножение. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о бесполом размножении, чем бесполое размножение отличается от полового. | Бесполое размножение: митотическое деление, спорообразование, почкование, вегетативное размножение (черенками: стеблевыми, листовыми, корневыми; клубнями, усами, корневищами, луковицами, корневыми клубнями). | Понимание о том, как протекает процесс бесполого размножения, чем бесполое размножение отличается от полового. | Познавательные УУД: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам. | Представление о размножении как главном свойстве живого. |
| |||
19. | Половое размножение. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о половом размножении, чем бесполое размножение отличается от полового. | Гаметогенез: овогенез, сперматогенез; стадии гаметогенеза: размножение, рост, созревание (мейоз), формирование половых клеток. | Понимание о том, как протекает процесс полого размножения, чем бесполое размножение отличается от полового. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжениерода. |
| |||
20. | Оплодотворение. | 1 | Комбинированный | Углубление знаний о том, как протекает процессоплодотворе-ния. Каково значение двойного оплодотворения цветковых растений. | Оплодотворение: наружное, внутреннее; зигота; двойное оплодотворение цветковых растений; эндосперм. | Знание процесса оплодотворе-ния, значение двойного оплодотворения цветковых растений. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам | Представление о процессе оплодотворения,и двойном оплодотворении цветковых растений. |
| |||
21. | Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о томкакие этапы включает в себя эмбриональное развитие. | Этапы эмбрионального развития: дробление, гаструляция, органогенез; бластомеры; стадии развития зародыша: бластула, гаструла, нейрула; зародышевые листки: эктодерма, энтодерма, мезодерма; эмбриональная индукция, типы постэмбрионального развития: прямое, непрямое (с метаморфозом); типы роста: определенный, неопределенный. | Понимание того, какие этапы включает в себя эмбриональ-ное развитие, происходит постэмбриональное развитие; какое значение имеет развитие с превращением | Познавательные УУД: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике. | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о том, как протекает процессыЭмбрионального и постэмбриональ-ного периодов развития живых организмов. |
| |||
22. | Развитие организма и окружающая среда. | 1 | Комбинированный | Углубление знаний о том какие существуют факторы среды и как они влияют на живые организмы. | Факторы среды; гомеостаз; стресс; регенерация: физиологическая, репаративная. | Понимание того, как влияют факторы среды на здоровье человека; Знание правила здорового образа жизни.
| Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы. Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
|
| |||
23. | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | 1 | Обобщения | Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | Систематизиро-вать знания учащихся терминов по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | Систематизи-ровать знания учащихся по теме: «Размноже-ние и индивидуальное развитие организмов» | Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Познавательные УУД: умение пользоваться различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.
| Познавательный интерес к естественным наукам. |
| |||
6. Генетика (8ч) |
| |||||||||||
24. | Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о том, что изучает генетика, основные понятия науки; в чем суть гибридологического метода изучения наследственности. | Генетика; наследственность; изменчивость; гены: доминантные, рецессивные; аллельные гены; генотип, фенотип; признак; свойство; гибридологичес-кий метод изучения наследственности | Знание о том, что изучает генетика, основные понятия науки; в чем суть гибридологического метода изучения наследственности | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам. | Познавательный интерес к естественным наукам. |
| |||
25. | Моногибридное скрещивание. Законы Менделя. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о законах Г. Менделя, моногибридном скрещивании, гомозиготности,гетерозигот-ности . | Гибридизация; гибрид; моногибридное скрещивание; гомозиготность, гетерозиготность; закон доминирования; закон расщепления; закон чистоты гамет; | Знание о законах Г. Менделя, моногибрид-ном скрещивании, гомозигот-ности, гетерозигот-ности . | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания огенетическихзаконахГ..Менделя. |
| |||
26. | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о законах Г. Менделя, дигибридноми анализирующемскрещивании. | Скрещивание: дигибридное, полигибридное; закон независимого наследования; анализирующее скрещивание. | Знание о законах Г. Менделя, дигибридноми анализирую-щемскрещивании. | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о генетических законах Г. Менделя. |
| |||
27. | Сцепленное наследование генов. Взаимодействие генов. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о законах Т. Моргана, сцепленном наследование генов. Взаимодейс-твие генов.
| Закон Т.Моргана (сцепленного наследования); группа сцепления; кроссинговер; морганида; взаимодействие генов. | Знание закона Т. Моргана,. взаимодейс-твие генов. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о генетических законах Т. Моргана. |
| |||
28. | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о наследование признаков, сцепленных с полом. | Клетки: соматические, половые; хромосомы: аутосомы, половые; кариотип; наследование сцепленное с полом; дальтонизм; гемофилия; | Знание отличитель-ных особенностей соматических и половых клеток. Наследования признаков сцепленных с полом. | Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации.Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания об отличительных особенностях соматических и половых клеток. Наследования признаков сцепленных с полом. |
| |||
29. | Решение задач. | 1 | Практикоориентированный урок. | Формирование навыков решения генетических задач и умение анализировать их результаты. |
| Умение решать генетические задачи. | Познавательные УУД: умение решать генетические задачи и анализировать их результаты, делать выводы. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. | Развитие познавательных мотивов, направленных на умение решать генетические задачи. |
| |||
30. | Изменчивость. | 1 | Изучение нового материала | Углубление знаний об изменчивости живых организмов под воздействием факторов окружающей среды. | Изменчивость: ненаследственная (модификацион-ная), наследственная (комбинативная и мутационная); норма реакции; мутагены. | Знание об изменчивости живых организмов под воздействием факторов окружающей среды. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам | Представление об изменчивости живых организмов под воздействием факторов окружающей среды изависимости здоровья человека от этих факторов. |
| |||
31. | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Генетика». | 1 | Обобщения | Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Генетика» | Систематизиро-вать знания учащихся терминологии по теме: «Генетика» | Знания учащихся по теме: «Генетика» | Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Познавательные УУД: умение пользоваться различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.
| Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о генетических законах и влиянии окружающей среды на живые организмы. |
| |||
7. Селекция (3 ч) | ||||||||||||
32. | Методы селекции. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о особенностях различных методов селекции. | Селекция; порода, сорт, штамм; методы селекции: отбор (массовый, индивидуальный), гибридизации (внутривидовая, отдаленная); гетерозис (гибридная сила); искусственный мутагенез | Ознакомле-ние с методами исследования селекции. | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.
| Понимание значимости научного исследования и особенностях различных методов селекции. |
| |||
33. | Центры многообразия и происхождения культурных растений.Законы гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Законегомологичес-ких рядов наследствен-ной изменчивости Н.И. Вавилова. | Центры происхождения культурных растений;закон гомологических рядов наследственной изменчивости. | Ознакомле-ние с центрами многообразия и происхождения культурных растений. Знание закона гомологичес-ких рядов наследствен-ной изменчивости | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о центрах многообразия и происхождения культурных растений. |
| |||
34. | Селекция микроорганизмов. Основные направления современной селекции. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о, основных направлениях современной селекции. | Биотехнология; генная инженерия; клеточная инженерия; воспитание гибридов; метод ментора; отдаленная гибридизация.
| Ознакомле-ние сосновными направления-ми современной селекции. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.
| Понимание значимости научного исследования и особенностях различных методов селекции. |
| |||
8. Эволюция органического мира (12ч) | ||||||||||||
35. | Развитие биологии в додарвинский период. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о,развитии биологии в додарвинский период. | Креационизм; систематика; система живой природы. | Ознакомле-ние с развитием биологии в додарвинский период. | Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
| Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о развитии биологии в додарвинский период. |
| |||
36. | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о, эволюционной теории Ж.Б.Ламарка | Эволюционная теория; закон упражнения и неупражнения органов; закон наследования благоприобретенных признаков. | Знаниеэволюцион-ной теории Ж.Б.Ламарка. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке.Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла. Представление о эволюционной теории Ж.Б.Ламарка |
| |||
37. | Предпосылки возникновения дарвинизма. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о, предпосылках возникновения дарвинизма | Предпосылки возникновения дарвинизма, принцип корреляции. | Понимание основных предпосылок возникнове-ния дарвинизма. | Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам. | Познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла. Представление о предпосылках возникновения дарвинизма |
| |||
38. | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о, учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | Искусственный отбор: методический, бессознательный. | Знаниеэволюцион-ного учения Ч. Дарвина об искусственном отборе. | Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. | Понимание значимости учения Ч. Дарвина об искусственном отборе. |
| |||
39. | Учение Ч. Дарвина об естественном отборе. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о учение Ч. Дарвина, об естественном отборе. | Естественный отбор; борьба за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными факторами среды, дивергенция, микроэволюция. | Знаниеэволюцион-ного учения Ч. Дарвина об естественном отборе. | Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.Познавательные УУД: выделение существенных признаков биологических объектов | Понимание значимостиученияЧ. Дарвина, об естественном отборе. |
| |||
40. | Вид. Критерии вида. | 1 | Изучение нового материала | Углубление знаний о виде и его критериях. | Вид; критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический и географический; ареал; популяция; изоляция: пространственная, репродуктивная. | Знаний о виде и его критериях. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.
| Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания овиде и его критериях. |
| |||
41. | Факторы эволюции. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о, факторах эволюции. | Факторы эволюции:наследственная изменчивость, популяционные волны, изоляция (географическая, экологическая); дрейф генов. | Знаниефакторов эволюции. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.
| Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека оэволюции. |
| |||
42. | Формы естественного отбора. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о, формах естественного отбора. | Естественный отбор: движущий, стабилизирующий | Знание форм естественного отбора. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке.Коммуникативные УУД:. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания оформах естественного отбора. |
| |||
43. | Приспособленность организма к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | 1 | Комбинированный | Углубление знаний обприспособлен-ности организма к условиям внешней среды. | Адаптации: морфологические, поведенческие, физиологические; покровительственная окраска: скрывающая, предостерегающая маскировка; мимикрия; относительный характер приспособлен-ностей. | Понимание значимости приспособленности организма к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания оприспособленность организма к условиям внешней среды. |
| |||
44. | Главные направления эволюции. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о, главных направлениях эволюции. | Микроэволюция, макроэволюция; биологический прогресс, биологический регресс; направления прогрессивной эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация; специализация. | Знание главных направлений эволюции. | Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о главных направлениях эволюции. |
| |||
45. | Доказательства эволюции органического мира. | 1 | Комбинированный | Углубление знаний одоказательс-твах эволюции органического мира. | Дивергенция; гомологичные органы; конвергенция; аналогичные органы; рудименты; атавизмы; промежуточные формы; филогенетические ряды; биогенетический закон; закон зародышевого сходства; необратимость эволюции. | Приведение доказательств эволюции органичес-кого мира. | Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.Познавательные УУД: выделение существенных признаков биологических объектовКоммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам | Познавательный интерес к естественным наукам |
| |||
46. | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Эволюция органического мира». | 1 | Обобщения | Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме:«Эволюция органического мира». | Систематизировать знания учащихся терминологии по теме:«Эволюция органического мира». | Знания учащихся по теме: «Эволюция органичес-кого мира». | Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.
| Понимание ролиэволюция органического мира. |
| |||
9. Возникновение и развитие жизни на Земле (8 ч) | ||||||||||||
47. | Современные представления о возникновении жизни. | 1 | Изучение нового материала | Формирование знаний осовременных представле-ниях возникновенияжизни.Понимание в чем суть химической и биологической эволюций. | Химическая эволюция; коацерваты; биологическая эволюция. | Ознакомле-ние ссовремен-нымипредставле-ниямивозникнове-ния жизни. Понимание сути химической и биологической эволюций. | Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы | Развитие представлений о возникновении жизни. |
| |||
48. | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. | 1 | Комбинированный | Формирование знаний о развитии жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. | Геохронологическая шкала; эры: архейская эра, протерозойская эра, | Знание о развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. | Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации.Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | Развитие представлений о жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. |
| |||
49. | Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. | 1 | Комбинированный | Формирование знаний о развитии жизни на Земле в палеозойскую эру. | Палеозойская эра; периоды: кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский; риниофиты; псилофиты; стегоцефалы; котилозавры; | Знание о развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Развитие представлений о жизни на Земле в палеозойскую эру. |
| |||
50. | Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру. | 1 | Комбинированный | Формирование знаний о развитии жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру. | Мезозойская эра; периоды: триасовый, юрский, меловой. Кайнозойская эра; периоды: палеогеновый, неогеновый,антропогенный. | Знание о развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру. | Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. | Развитие представлений о жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру. |
| |||
51. | Положение человека в системе животного мира. | 1 | Комбинированный | Углубление знаний о положении человека в системе животного мира. | Антропология; вид Человек разумный. | Знание положения человека в системе животного мира. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике. | Развитие представлений о положении человека в системе животного мира. |
| |||
52. | Эволюция приматов. | 1 | Комбинированный | Углубление знаний о эволюции приматов. | Отряд Приматы;приспособления к древесному образу жизни: хватательная конечность, ключицы, круглый плечевой сустав, уплощенная в спинно-брюшном направлении грудная клетка, бинокулярное зрение; австралопитеки; прямохождение; Человек умелый; труд; | Знаниеэволюции приматов | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике. | Развитие представлений о эволюции приматов |
| |||
53. | Стадии эволюции человека. | 1 | Комбинированный | Углубление знаний о стадиях эволюции человека. Формирование представлений в чем суть понятия «биосоциаль-ная природа человека». | Древнейшие люди (архантропы): синантроп, питекантроп, гейдельбергский человек; древние люди (палеоантропы) – неандертальцы; первые современные люди (неоантропы) – кроманьонцы; расы: европеоидная, монголоидная, негроидная; биосоциальная природа человека. | Знаниестадий эволюции человека. | Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.Познавательные УУД: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий). | Развитие представлений остадиях эволюции человека. |
| |||
54. | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле». | 1 | Обобщения | Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле». | Систематизиро вать знания учащихся терминологии по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле». | Знания учащихся по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле»». | Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.
| Понимание ролизнаний о возникновении и развитии жизни на Земле,представление в чем суть понятия «биосоциаль-ная природа человека». |
| |||
10. Основы экологии (14ч) | ||||||||||||
55. | Экологические факторы. | 1 | Изучение нового материала | Углубление знаний об экологических факторах. | Экология; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; зона оптимума; пределы выносливости; диапазон выносливости; ограничивающий фактор; | Знания характерис тик различных сред обитания; какие факторы среды называются экологическими, влияние этих факторов на живые организмы. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую.давать определения понятиям. Развитие навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе. |
| |||
56. | Абиотические факторы среды. | 1 | Изучение нового материала | Углубление знаний об абиотических факторах среды. | Абиотические факторы среды: температура, свет, влажность; животные теплокровные и холоднокровные; терморегуляция; растения теневыносливые и светолюбивые; фотопериодизм | Знанияабиотических факторов среды и ихвлияние на живые организмы. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение эстетического восприятия природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, работать в группах. | Познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла. Представлениеоб абиотических факторах средыприспособляемостиорганизмов к различным природным условиям. |
| |||
57. | Биотические факторы среды. | 1 | Изучение нового материала | Углубление знаний обиотических факторах среды. | Биотические факторы среды: симбиоз (нахлебничество, квартиранство), хищничество, паразитизм, конкуренция; микориза; гнездовой паразитизм. | Знаниябиотических факторов среды и их влияние на живые организмы | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение эстетического восприятия природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, работать в группах. | Познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла. Представление об биотических факторах средыприспособляемостиорганизмов к различным природным условиям. |
| |||
58. | Структура экосистем. | 1 | Изучение нового материала | Углубление знаний оструктуре экосистем | Биоценоз (сообщество): фитоценоз, зооценоз; биотоп; экосистема; биогеоценоз; видовое разнообразие; плотность популяции; средообразующие виды; ярусность; листовая мозаика; продуценты, консументы, редуценты. | Знанияо структуре экосистем и взаимоотношениях между компонента ми живой и неживой природы. | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. | Познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла. Представление оструктуре экосистем и взаимоотноше ниях между компонента ми живой и неживой природы. |
| |||
59. | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | 1 | Изучение нового материала | Углубление знаний опищевых связях,круговороте веществ и энергии в экосистемах. | Круговорот веществ и энергии; трофические (пищевые) связи; трофические уровни; цепи питания; сети питания; правило экологической пирамиды; пирамиды: численности, биомассы, энергии | Пониманиео пищевых связях и круговороте веществ и энергии в экосистемах.Умение составлять пищевые цепи. | Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике. | Познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла. Представление опищевых связях и круговороте веществ и энергии в экосистемах. |
| |||
60. | Устойчивость и смена экосистем. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений об,устойчивости и смене экосистем. | Динамическое равновесие; зрелая экосистема, молодая экосистема; смена экосистем; разнообразие экосистем | Понимание основных закономерностей в живой природе,динамическо го равновесияв экосистемах | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. Личностные УУД:потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания озакономерностях в живой природе, динамического равновесия в экосистемах. |
| |||
61. | Агроценозы. Влияние человека на экосистемы. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений обагроценозе и влиянии человека на экосистемы. | Агроценоз; биологические способы борьбы с вредителями сельского хозяйства; экологические нарушения. | Понимание роли биологических знаний в хозяйствен ной деятельнос ти человека. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Познавательные УУД: структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации.представлять результаты классу. | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания обагроценозахи влиянии человека на экосистемы. |
| |||
62. | Биосфера структура и функции биосферы. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о, структуре Биосферы и ей функциях. | Геосферы планеты: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера; вещество биосферы: живое, биогенное.биокосное, косное; | Понимание значимости знаний оструктуре Биосферы и ей функциях. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке.. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков оценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о, структуре Биосферы и ей функциях. |
| |||
63. | Роль живых организмов в биосфере. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о, роли живых организмов в биосфере. | Функции живого вещества биосферы: энергетическая, газовая, окислительно-восстанови тельная, концентрационная | Знание компонентов природы. Представление о роли живых организмов в биосфере. | ПознавательныеУУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям.Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о,роли живых организмов в биосфере. |
| |||
64. | История взаимоотношения человека с природой. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о,взаимоотнош-ениях человека с природой. | Палеолит; неолит; ноосфера; природные ресурсы: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновляемые, невозобновляемые); отрицательное влияние человека на животный и растительный мир: прямое, косвенное. | Знаниео том, как исторически складывались взаимоотношения природы и человека, как можно характеризовать их современный этап. | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике. | Понимание причин возникновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека. Принятие правил поведения в природе. |
| |||
65. | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о,последствиях хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. | Кислотные дожди; парниковый эффект; истощение озонового слоя; смог; перерасход воды; загрязнение пресных вод; истощение почвы; эрозия (водная, ветровая); радиоактивное загрязнение. | Знание о том, как какие существуют пути решения экологических проблем.
| Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания опоследствиях хозяйственной деятельности человека для окружающей среды и путях решения экологических проблем.
|
| |||
66. | Охрана природы и рациональноеприродопользова ние. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений об,охране природы и рациональномприродопользовании. | Предельно допустимые концентрации (ПДК); очистные сооружения; технологии замкнутого цикла; безотходные и малоотходные технологии; комплексное использование ресурсов; лесонасаждения; заповедники; заказники. | Понимание значимости знаний об, охране природы и рациональ ном природопользовании. | Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. | Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания знаний об, охране природы и рациональном природопользовании. |
| |||
67. | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Основы экологии». | 1 | Обобщения | Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме:«Основы экологии». | Систематизиро вать знания учащихся терминологии по теме: «Основы экологии». | Знания учащихся по теме: «Основы экологии». | Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике. | Понимание ролизнаний об экологии иохране природы и рациональном природопользовании. |
| |||
68. | Подведение итогов года. | 1 | Обобщения | Обобщить и систематизировать знания учащихся по итогам года. | Систематизировать знания учащихся терминологии по итогам года. | Знания учащихся по итогам года. | Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.
| Познавательный интерес к естественным наукам. |
|
- Распространение и роль живого вещества в биосфере;
- О взаимном влиянии факторов среды и человека, роль человека в биосфере;
- Современное состояние окружающей среды, способы сохранения динамического равновесия в экосистемах планеты;
- Значение современных биологических наук для народного хозяйства страны.
Учащиеся должны уметь:
- Работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации, создавать коллекции;
- Проводить наблюдения за состоянием здоровья, делать выводы по результатам наблюдения;
- Составлять план исследований, участвовать в проектной деятельности;
- Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки, типы тканей;
- Различать на таблицах и моделях органы и системы органов, называть их функции;
- Выделять отличительные признаки живых систем;
- Сравнивать химический состав организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;
- Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки, выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток;
- Выделять существенные признаки процессов обмена веществ, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и в организме;
- Выделять существенные признаки процессов роста, развития и размножения; объяснять механизмы наследственности и изменчивости;
- Выделять существенные признаки вида, объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания и причины многообразия видов;
- Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах, объяснять значение биологического разнообразия;
- Выявлять типы взаимодействия разных видов в природе;
- Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил поведения в природе;
- Аргументировать свою точку зрения на обсуждение вопросов, касающихся глобальных экологических проблем.
Тематическое и поурочное планирование курса «Биология. 9 класс» (68 ч)