«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа биология 9 класс

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

для 9 классов

(68 часов)

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, мета-предметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  2. реализация установок здорового образа жизни;

  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.


3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).


4. В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Пояснительная записка

Курс биологии 9 класса знакомит учащихся с основами общей биологии, основными биологическими закономерностями и опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в предыдущие годы, углубляя, расширяя и систематизируя их.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основами общей биологии;

- систематизировать знания учащихся о мире живой природы;

- сформировать представление об общих биологических закономерностях;

- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;

- продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 9 классе отводится 70 часов. Материал курса разделён на десять глав.

Первая глава «Многообразие мира живой природы» формирует у учащихся представление об уровнях организации живой материи, расширяет и углубляет их знания о свойствах живых организмов.

Во второй главе дается характеристика химической организации клетки, рассматриваются химические элементы, входящие в состав клеток и вещества, которые из них образуются.

Третья глава «Строение и функции клеток» посвящена изучению строения и функционирования клеток как самостоятельных биологических систем. Приводятся положения клеточной теории.

Четвертая глава «Обмен веществ и преобразование энергии в клетке» знакомит учащихся с пластическим и энергетическим обменом, протекающих в клетках. Особое внимание уделяется взаимосвязанности и взаимозависимости этих процессов. Отдельно рассматривается фотосинтез как особый пластический обмен растительной клетки.

В пятой главе дана подробная характеристика процессов полового и бесполого размножения, а также этапов развития организмов.

В шестой главе учащиеся знакомятся с основными понятиями генетики и генетическими законами.

Седьмая глава посвящена изучению методов и результатов селекции. Особое внимание уделяется значению селекционной работы.

Восьмая глава «Эволюция органического мира» знакомит учащихся с историей развития эволюционных представлений, эволюционными теориями Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Формируется представление о движущих силах и направлениях эволюции. Приводятся доказательства эволюции органического мира.

В девятой главе «Возникновение и развитие жизни на Земле» рассматриваются современные представления о возникновении жизни на нашей планете. Учащиеся знакомятся с этапами эволюционных преобразований в растительном и животном мире, изучая крупные геологические периоды.

Десятая глава знакомит учащихся с основами экологии. Систематизируются знания учащихся об экологических факторах, экосистемах и их структуре, причинах устойчивости природных сообществ. Углубляются и расширяются знания о биосфере, ее границах и функциях живого вещества в биосфере. Особое внимание уделяется отличиям естественных природных экосистем от агроценозов и взаимоотношениям человека с природой.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Резерв учебного времени целесообразно использовать на увеличение в преподавании доли развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий, проведение экскурсий.

Содержание программы

Тема 1. Многообразие мира живой природы (2 ч)

Какие уровни организации живой материи известны; что можно считать биологической системой; какие свойства присущи живым (биологическим) системам.

Основные понятия: уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный; биологическая система; свойства живых систем: обмен веществ, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, ритмичность, энергозависимость.


Тема 2. Химическая организация клетки (4 ч)

Какие химические элементы входят в состав клеток, как их классифицируют; Какие вещества входят в состав клеток, каково их строение и значение.

Основные понятия: неорганические вещества: вода, минеральные соли; органические вещества: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты; буферность; полимер, мономер; аминокислота; денатурация, ренатурация;структуры белка: первичная, вторичная, третичная (глобула), четвертичная; функции белка: строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая; углеводы: моносахариды, олигосахариды, полисахариды; липиды; нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК); комплементарность.


Тема 3. Строение и функции клеток (8 ч)

Каково строение прокариотической и эукариотической клетки; в чем основные отличия растительной и животной клетки; какие функции выполняют органоиды клеток, чем они отличаются от включений; как протекает процесс деления соматических клеток; каковы основные положения клеточной теории; какая форма жизни называется неклеточной.

Основные понятия: прокариоты; эукариоты; формы бактерий: кокки, бациллы, вибрионы, спириллы; скопления бактерий: диплококки, стрептококки, стафилококки; спорообразование; цитоплазматическая мембрана; цитоплазма; органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, митохондрии, рибосомы, лизосомы, клеточный центр;включения; ядро, ядрышко; ядерный сок, хроматин; кариотип; гомологичные хромосомы; диплоидный набор хромосом; гаплоидный набор хромосом; жизненный цикл клетки; митотический цикл клетки;интерфаза; фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза; клеточная теория; неклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги; капсид.


Тема 4. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 ч)

Каковы существенные признаки пластического и энергетического обменов, протекающих в клетках; как взаимосвязаны пластический и энергетический обмены; как протекает процесс фотосинтеза в растительной клетке; каково глобальное значение воздушного питания растений.

Основные понятия: пластический обмен (ассимиляция); биосинтез белка: транскрипция, трансляция; энергетический обмен (диссимиляция); АТФ (аденозинтрифосфорная кислота);этапы энергетического обмена: подготовительный, бескислородное расщепление (гликолиз), кислородное расщепление (дыхание); типы питания: автотрофный (фототрофный, хемотрофный), гетеротрофный; фотосинтез; хемосинтез.


Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч)

Какие существуют типы размножения; чем бесполое размножение отличается от полового; как образуются половые клетки; как протекает процесс деления половых клеток; Каково значение двойного оплодотворения цветковых растений; какие этапы включает в себя эмбриональное развитие; какие существуют типы постэмбрионального развития; какое значение имеет развитие с превращением.

Основные понятия: бесполое размножение: митотическое деление, спорообразование, почкование, вегетативное размножение (черенками: стеблевыми, листовыми, корневыми; клубнями, усами, корневищами, луковицами, корневыми клубнями); гаметогенез: овогенез, сперматогенез; стадии гаметогенеза: размножение, рост, созревание (мейоз), формирование половых клеток; оплодотворение: наружное, внутреннее; зигота; двойное оплодотворение цветковых растений; эндосперм; этапы эмбрионального развития: дробление, гаструляция, органогенез; бластомеры; стадии развития зародыша: бластула, гаструла, нейрула;зародышевые листки: эктодерма, энтодерма, мезодерма; эмбриональная индукция; типы постэмбрионального развития: прямое, непрямое (с метаморфозом); типы роста: определенный, неопределенный; факторы среды; гомеостаз; стресс; регенерация: физиологическая, репаративная.


Тема 6. Генетика (8 ч)

Что изучает генетика, основные понятия науки; в чем суть гибридологического метода изучения наследственности; какие законы были открыты Г. Менделем и Т. Морганом; какое значение имеет генетика для народного хозяйства.

Основные понятия: генетика; наследственность; изменчивость; гены: доминантные, рецессивные; аллельные гены; генотип, фенотип; признак; свойство; гибридологический метод изучения наследственности; гибридизация; гибрид; моногибридное скрещивание; гомозиготность, гетерозиготность; закон доминирования; закон расщепления; закон чистоты гамет; скрещивание: дигибридное, полигибридное; закон независимого наследования; анализирующее скрещивание; закон Моргана (сцепленного наследования); группа сцепления; кроссинговер; морганида; взаимодействие генов; клетки: соматические, половые;хромосомы: аутосомы, половые; кариотип; наследование сцепленное с полом; дальтонизм; гемофилия; изменчивость: ненаследственная (модификационная), наследственная (комбинативная и мутационная); норма реакции; мутагены.


Тема 7. Селекция (3 ч)

Что такое селекция, каково значение селекции; какими методами пользуются селекционеры; какие результаты достигнуты в области селекции; как можно охарактеризовать современный этап селекции.

Основные понятия: селекция; порода, сорт, штамм; методы селекции: отбор (массовый, индивидуальный), гибридизации (внутривидовая, отдаленная); гетерозис (гибридная сила); искусственный мутагенез;центры происхождения культурных растений;закон гомологических рядов наследственной изменчивости; биотехнология; генная инженерия; клеточная инженерия; воспитание гибридов; метод ментора; отдаленная гибридизация.

Тема 8. Эволюция органического мира (12 ч)

Как развивались эволюционные представления; в чем суть эволюционной теории Ж.Б. Ламарка; в чем суть эволюционной теории Ч. Дарвина; каковы главные движущие силы эволюции; каковы направления биологической эволюции; что такое вид и каковы его основные критерии; что такое популяция и почему ее считают единицей эволюции; как возникают приспособления организмов в процессе эволюции; почему приспособленности организмов носят относительный характер.

Основные понятия: креационизм; систематика; система живой природы; эволюционная теория; закон упражнения и неупражнения органов; закон наследования благоприобретенных признаков; предпосылки возникновения дарвинизма; искусственный отбор: методический, бессознательный; естественный отбор; борьба за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными факторами среды; вид; критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический и географический; ареал; популяция; изоляция: пространственная, репродуктивная;факторы эволюции:наследственная изменчивость, популяционные волны, изоляция (географическая, экологическая); дрейф генов; естественный отбор: движущий, стабилизирующий; адаптации: морфологические, поведенческие, физиологические; покровительственная окраска: скрывающая, предостерегающая; маскировка; мимикрия; относительный характер приспособленностей; микроэволюция, макроэволюция; биологический прогресс, биологический регресс; направления прогрессивной эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация; специализация; дивергенция; гомологичные органы; конвергенция; аналогичные органы; рудименты; атавизмы; промежуточные формы; филогенетические ряды; биогенетический закон; закон зародышевого сходства; необратимость эволюции.


Тема 9. Возникновение и развитие жизни на Земле (8 ч)

Каковы современные представления о возникновении жизни на Земле; в чем суть химической эволюции, биологической эволюции; как возникли первые одноклеточные организмы; в каких направлениях шло развитие органического мира; какие этапы выделяют в развитии мира растений и животных; какие крупные ароморфозы происходили в процессе эволюции; как современная антропология представляет историю возникновения предков человека, какие основные этапы эволюции человека выделяют ученые; в чем суть понятия «биосоциальная природа человека».

Основные понятия: химическая эволюция; коацерваты; биологическая эволюция; геохронологическая шкала; эры: архейская эра, протерозойская эра, палеозойская эра; периоды: кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский; риниофиты; псилофиты; стегоцефалы; котилозавры; антропология; вид Человек разумный, отряд Приматы;приспособления к древесному образу жизни: хватательная конечность, ключицы, круглый плечевой сустав, уплощенная в спинно-брюшном направлении грудная клетка, бинокулярное зрение;австралопитеки; прямохождение; Человек умелый; труд; древнейшие люди (архантропы): синантроп, питекантроп, гейдельбергский человек; древние люди (палеоантропы) – неандертальцы; первые современные люди (неоантропы) – кроманьонцы; расы: европеоидная, монголоидная, негроидная; биосоциальная природа человека.


Тема 10. Основы экологии (14 ч)

Как характеризуются среды обитания; какие факторы среды называются экологическими, какое влияние оказывают эти факторы на живые организмы; как организмы приспосабливаются к действию различных экологических факторов; какие взаимоотношения складываются между компонентами живой и неживой природы в экосистемах; на какие группы делятся организмы в зависимости от роли в круговороте веществ; какие закономерности функционирования и состава природных экосистем позволяют им поддерживать динамическое равновесие; почему происходит смена экосистем; что отражают экологические пирамиды; что такое биосфера и каковы ее границы; какие функции выполняет живое вещество в биосфере; как исторически складывались взаимоотношения природы и человека, как можно характеризовать их современный этап; какие существуют пути решения экологических проблем.

Основные понятия: экология; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; зона оптимума; пределы выносливости; диапазон выносливости; ограничивающий фактор; абиотические факторы среды: температура, свет, влажность; животные теплокровные и холоднокровные; терморегуляция; растения теневыносливые и светолюбивые; фотопериодизм; биотические факторы среды: симбиоз (нахлебничество, квартиранство), антибиоз (хищничество, паразитизм, конкуренция); микориза; гнездовой паразитизм; биоценоз (сообщество): фитоценоз, зооценоз;биотоп; экосистема; биогеоценоз; видовое разнообразие; плотность популяции; средообразующие виды; ярусность; листовая мозаика; продуценты, консументы, редуценты; круговорот веществ и энергии; трофические (пищевые) связи; трофические уровни; цепи питания; сети питания; правило экологической пирамиды; пирамиды: численности, биомассы, энергии; динамическое равновесие; зрелая экосистема, молодая экосистема; смена экосистем; разнообразие экосистем; агроценоз; биологические способы борьбы с вредителями сельского хозяйства;экологические нарушения; геосферы планеты: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера; вещество биосферы: живое, биогенное, биокосное, косное; функции живого вещества биосферы: энергетическая, газовая, окислительно-восстановительная, концентрационная; палеолит; неолит; ноосфера; природные ресурсы: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновляемые, невозобновляемые); отрицательное влияние человека на животный и растительный мир: прямое, косвенное; кислотные дожди; парниковый эффект; истощение озонового слоя; смог; перерасход воды;загрязнение пресных вод; истощение почвы; эрозия (водная, ветровая); радиоактивное загрязнение; предельно допустимые концентрации (ПДК); очистные сооружения; технологии замкнутого цикла; безотходные и малоотходные технологии; комплексное использование ресурсов; лесонасаждения; заповедники; заказники.



Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- Принципы современной классификации живых организмов, уровневую организацию живой материи;

- Признаки живых организмов: особенности химического состава, клеточное строение, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, эволюцию и связь со средой;

- Химический состав клеток, значение веществ, входящих в их состав;

- Существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки, основные положения клеточной теории;

- Особенности основных процессов жизнедеятельности организмов;

- Критерии вида и популяции как основной единицы эволюции;

- Движущие силы, главные направления и результаты эволюции;

- Современные представления о возникновении жизни на Земле, основные этапы исторического развития органического мира;

- Структуру и взаимосвязи в природных экосистемах, различия естественных и искусственных экосистем;

урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Целевая установка


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата проведения план/факт

понятия

предметные

метапредметные

личностные

1. Многообразие мира живой природы (2 ч)

1.

Уровни организации живой материи.

1

Изучение нового материала

Сформировать у учащихся представление об уровнях организации живой материи

Уровни организации живой материи: молекулярн., клеточный, тканевый, органный, организмен., популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный; биологическая система.

Установить взаимосвязь между различными уровнями организации живой материи.

Познавательные УУД: умение находить биологическую информацию в различных источниках анализировать её и оценивать, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Познавательный интерес к естественным наукам


2.

Свойства живых систем.

1

Изучение нового материала

Расширить и углубить знания учащихся о свойствах живых организмов.


Свойства живых систем: обмен веществ, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, ритмичность, энергозависимость

Знание признаков живых организмов: и их особенностей

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе


2. Химическая организация клетки (4 ч)

3.

Неорганические вещества входящие в состав клетки.

1

Комбинированный

Формирование представлений о химическомсоставе клетки,и входящих в неё неорганических веществах.

Неорганические вещества: вода, минеральные соли; буферность.

Знание неорганичес-ких веществ входящих в состав клеток, каково их строение и значение.

Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о химическом составе клетки.


4.

Органические вещества входящие в состав клетки.Белки.

1

Комбинированный

Формирование представлений об органических веществах клетки белках, их строении и функциях.

Полимер, мономер; аминокислота; денатурация, ренатурация;структуры белка: первичная, вторичная, третичная (глобула), четвертичная; функции белка: строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая.

Знать какиеорганичес-кие вещества входят в состав клеток, каково их строение и значение.


Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Личностные УУД:потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Развитие познавательных качеств личности об органических веществах клетки белках, их строении и функциях., связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования, формированием интеллектуаль-ных умений.


5.

Углеводы.

Липиды.

1

Комбинированный

Формирование представлений об органических веществах клетки липидах и углеводах, их строении и функциях.

Углеводы: моносахариды, олигосахариды, полисахариды; липиды;

Знать какие углеводы и липиды входят в состав клеток, каково их строение и значение.

Познавательные УУД: структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации.представлять результаты работы классу.


Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания об органических веществах клетки липидах и углеводах, их строении и функциях.


6.

Нуклеиновые кислоты.

1

Комбинированный

Формирование представлений об нуклеиновых кислотах, их строении и функциях.

Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК);комплементар-

ность.


Знать строениесостав и значение нуклеиновых кислот (ДНК, РНК).

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Личностные УУД:потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Развитие познавательных качеств личности о строение состав и значение нуклеиновых кислот (ДНК, РНК).


3. Строение и функции клеток(8ч)

7.

Прокариотическая клетка.

1

Изучение нового материала

Углубление знаний о прокариотическойклетки какие функции выполняют органоиды клеток.


Прокариоты; эукариоты; формы бактерий: кокки, бациллы, вибрионы, спириллы; скопления бактерий: диплококки, стрептококки, стафилококки; спорообразование.

Знание строения прокариоти-ческой клетки.

Регулятивные УУД: умение различать на таблицах частей и органоидов прокариотическойклетки.

Познавательные УУД: структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации.представлять результаты классу.

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о строение прокариоти-ческой клетки.


8.

Эукариотическая клетка. (Клеточная мембрана, цитоплазма,ЭПС, рибосомы).

1

Комбинированный

Углубление знаний о строение эукариотичес-кой клетки; в чем основные отличия растительной и животной клетки; какие функции выполняют органоиды клеток.

Цитоплазматичес-кая мембрана; цитоплазма; органоиды: эндоплазматичес-кая сеть.

Знание строения эукариоти-ческой клетки. Умение сравнивать строение растительной и животной клетки

Регулятивные УУД: умение различать на таблицах частей и органоидов эукариотическойклетки.

Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о строение эукариотической клетки


9.

Эукариотическая клетка.КомплексГольджи, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, пластиды, цитоскелет, вакуоли, включения.

1

Комбинированный

Углубление знаний о строение эукариоти-ческой клетки; в чем основные отличия растительной и животной клетки; какие функции выполняют органоиды клеток.

Комплекс Гольджи, митохондрии, рибосомы, лизосомы, клеточный центр;включения.

Знание строения эукариоти-ческой клетки. Умение сравнивать строение растительной и животной клетки

Регулятивные УУД: умение различать на таблицах частей и органоидов эукариотическойклетки.

Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о строение эукариотической клетки


10.

Ядро.

1

Комбинированный

Углубление знаний о строение ядра, его функциях.

Ядро, ядрышко; ядерный сок, хроматин; кариотип; гомологичные хромосомы; диплоидный набор хромосом; гаплоидный набор хромосом.

Понимание роли ядра в клетке и знание его строения.

Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике

Осознание значения и роли ядра в клетке.


11.

Деление клеток.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о том, как протекает процесс деления соматических клеток.

Жизненный цикл клетки; митотический цикл клетки; интерфаза; фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

Понимание как протекает процесс деления соматических клеток.

Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.


Знание основных принципов протекания процессов деления соматических клеток


12.

Клеточная теория строения организмов.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений об основных положениях клеточной теории.

Клеточная теория.

Знание основных положений клеточной теории.

Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.Познавательные УУД: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий)

Осознание значения клеточной теории


13.

Неклеточные формы жизни-вирусы.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о неклеточных формах жизни.

Неклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги; капсид.

Знание строениянеклеточных форм жизни. Понимание как протекает процесс воздействия вирусов на клетку.

Познавательные УУД: приведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами, ВИЧ-инфекции.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам

Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Знание строенияданных форм жизни.


14.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Строение и функции клеток».

1

Обобщения

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Строение и функции клеток».

Систематизиро-вать знания учащихся терминов по теме: «Строение и функции клеток».

Систематизи-ровать знания учащихся по теме: «Строение и функции клеток».

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Познавательные УУД: умение пользоваться различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.


Познавательный интерес к естественным наукам


4. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 ч)

15.

Пластический обмен.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о существенных признаках пластического обмена протекающего в клетках.

Пластический обмен (ассимиляция); биосинтез белка: транскрипция, трансляция;

Понимание как протекает процесс пластичес-кого обмена в клетках.

Познавательные УУД: умение работать с разными источниками биологической информации анализировать и оценивать её, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания отом как протекает процесс пластического обмена в клетках


16.

Энергетический обмен.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений осущественных признаках энергетического обмена протекающего в клетках.

Этапы энергетического обмена: подготовительный бескислородное расщепление (гликолиз), кислородное расщепление (дыхание);

Понимание как протекает процессэнергетичес-кого обмена о в клетках.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп. Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о том как протекает процесс энергетического обмена в клетках


17.

Фотосинтез и хемосинтез.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о том как протекает процесс фотосинтеза в растительной клетке; каково глобальное значение воздушного питания растений

Типы питания: автотрофный (фототрофный, хемотрофный), гетеротрофный; фотосинтез; хемосинтез.

Понимание как протекают процессы фотосинтеза и хемосинтеза.

Знание типов питания клетки.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы,

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о том, как протекает процесс фотосинтеза и хемосинтеза.

Знание типов питания клетки.




5. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч)

18.

Бесполое размножение.

1

Комбинированный

Формирование представлений о бесполом размножении, чем бесполое размножение отличается от полового.

Бесполое размножение: митотическое деление, спорообразование, почкование, вегетативное размножение (черенками: стеблевыми, листовыми, корневыми; клубнями, усами, корневищами, луковицами, корневыми клубнями).

Понимание о том, как протекает процесс бесполого размножения, чем бесполое размножение отличается от полового.

Познавательные УУД: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам.

Представление о размножении как главном свойстве живого.


19.

Половое размножение.

1

Комбинированный

Формирование представлений о половом размножении, чем бесполое размножение отличается от полового.

Гаметогенез: овогенез, сперматогенез; стадии гаметогенеза: размножение, рост, созревание (мейоз), формирование половых клеток.

Понимание о том, как протекает процесс полого размножения, чем бесполое размножение отличается от полового.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжениерода.


20.

Оплодотворение.

1

Комбинированный

Углубление знаний о том, как протекает процессоплодотворе-ния. Каково значение двойного оплодотворения цветковых растений.

Оплодотворение: наружное, внутреннее; зигота; двойное оплодотворение цветковых растений; эндосперм.

Знание процесса оплодотворе-ния, значение двойного оплодотворения цветковых растений.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам

Представление о процессе оплодотворения,и двойном оплодотворении цветковых растений.


21.

Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.

1

Комбинированный

Формирование представлений о томкакие этапы включает в себя эмбриональное развитие.

Этапы эмбрионального развития: дробление, гаструляция, органогенез; бластомеры; стадии развития зародыша: бластула, гаструла, нейрула; зародышевые листки: эктодерма, энтодерма, мезодерма; эмбриональная индукция, типы постэмбрионального развития: прямое, непрямое (с метаморфозом); типы роста: определенный, неопределенный.

Понимание того, какие этапы включает в себя эмбриональ-ное развитие, происходит постэмбриональное развитие; какое значение имеет развитие с превращением

Познавательные УУД: умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках

Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о том, как протекает процессыЭмбрионального и постэмбриональ-ного периодов развития живых организмов.


22.

Развитие организма и окружающая среда.

1

Комбинированный

Углубление знаний о том какие существуют факторы среды и как они влияют на живые организмы.

Факторы среды; гомеостаз; стресс; регенерация: физиологическая, репаративная.

Понимание того, как влияют факторы среды на здоровье человека;

Знание правила здорового образа жизни.


Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.



23.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

1

Обобщения

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Систематизиро-вать знания учащихся терминов по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Систематизи-ровать знания учащихся по теме: «Размноже-ние и индивидуальное развитие организмов»

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Познавательные УУД: умение пользоваться различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.


Познавательный интерес к естественным наукам.


6. Генетика (8ч)


24.

Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о том, что изучает генетика, основные понятия науки; в чем суть гибридологического метода изучения наследственности.

Генетика; наследственность; изменчивость; гены: доминантные, рецессивные; аллельные гены; генотип, фенотип; признак; свойство; гибридологичес-кий метод изучения наследственности

Знание о том, что изучает генетика, основные понятия науки; в чем суть гибридологического метода изучения наследственности

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам.

Познавательный интерес к естественным наукам.


25.

Моногибридное скрещивание. Законы Менделя.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о законах

Г. Менделя, моногибридном скрещивании, гомозиготности,гетерозигот-ности .

Гибридизация; гибрид; моногибридное скрещивание; гомозиготность, гетерозиготность; закон доминирования; закон расщепления; закон чистоты гамет;

Знание о законах

Г. Менделя, моногибрид-ном скрещивании, гомозигот-ности, гетерозигот-ности .

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания огенетическихзаконахГ..Менделя.


26.

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о законах

Г. Менделя, дигибридноми анализирующемскрещивании.

Скрещивание: дигибридное, полигибридное; закон независимого наследования; анализирующее скрещивание.

Знание о законах

Г. Менделя, дигибридноми анализирую-щемскрещивании.

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о генетических законах

Г. Менделя.


27.

Сцепленное наследование генов. Взаимодействие генов.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о законах Т. Моргана, сцепленном наследование генов. Взаимодейс-твие генов.


Закон Т.Моргана (сцепленного наследования); группа сцепления; кроссинговер; морганида; взаимодействие генов.

Знание закона Т. Моргана,. взаимодейс-твие генов.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя,

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о генетических законах

Т. Моргана.


28.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о наследование признаков, сцепленных с полом.

Клетки: соматические, половые; хромосомы: аутосомы, половые; кариотип; наследование сцепленное с полом; дальтонизм; гемофилия;

Знание отличитель-ных особенностей соматических и половых клеток. Наследования признаков сцепленных с полом.

Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации.Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания об отличительных особенностях соматических и половых клеток. Наследования признаков сцепленных с полом.


29.

Решение задач.

1

Практикоориентированный урок.

Формирование навыков решения генетических задач и умение анализировать их результаты.


Умение решать генетические задачи.

Познавательные УУД: умение решать генетические задачи и анализировать их результаты, делать выводы.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

Развитие познавательных мотивов, направленных на умение решать генетические задачи.


30.

Изменчивость.

1

Изучение нового материала

Углубление знаний об изменчивости живых организмов под воздействием факторов окружающей среды.

Изменчивость: ненаследственная (модификацион-ная), наследственная (комбинативная и мутационная); норма реакции; мутагены.

Знание об изменчивости живых организмов под воздействием факторов окружающей среды.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам

Представление об изменчивости живых организмов под воздействием факторов окружающей среды изависимости здоровья человека от этих факторов.


31.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Генетика».

1

Обобщения

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Генетика»

Систематизиро-вать знания учащихся терминологии по теме: «Генетика»

Знания учащихся по теме: «Генетика»

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Познавательные УУД: умение пользоваться различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.


Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о генетических законах и влиянии окружающей среды на живые организмы.


7. Селекция (3 ч)

32.

Методы селекции.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о особенностях различных методов селекции.

Селекция; порода, сорт, штамм; методы селекции: отбор (массовый, индивидуальный), гибридизации (внутривидовая, отдаленная); гетерозис (гибридная сила); искусственный мутагенез

Ознакомле-ние с методами исследования селекции.

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.


Понимание значимости научного исследования и особенностях различных методов селекции.


33.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.Законы гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова.

1

Комбинированный

Формирование представлений о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Законегомологичес-ких рядов наследствен-ной изменчивости Н.И. Вавилова.

Центры происхождения культурных растений;закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Ознакомле-ние с центрами многообразия и происхождения культурных растений. Знание закона гомологичес-ких рядов наследствен-ной изменчивости

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о центрах многообразия и происхождения культурных растений.


34.

Селекция микроорганизмов. Основные направления современной селекции.

1

Комбинированный

Формирование представлений о, основных направлениях современной селекции.

Биотехнология; генная инженерия; клеточная инженерия; воспитание гибридов; метод ментора; отдаленная гибридизация.


Ознакомле-ние сосновными направления-ми современной селекции.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.


Понимание значимости научного исследования и особенностях различных методов селекции.


8. Эволюция органического мира (12ч)

35.

Развитие биологии в додарвинский период.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о,развитии биологии в додарвинский период.

Креационизм; систематика; система живой природы.

Ознакомле-ние с развитием биологии в додарвинский период.

Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.


Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о развитии биологии в додарвинский период.


36.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о, эволюционной теории Ж.Б.Ламарка

Эволюционная теория; закон упражнения и неупражнения органов; закон наследования благоприобретенных признаков.

Знаниеэволюцион-ной теории Ж.Б.Ламарка.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке.Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла. Представление о эволюционной теории Ж.Б.Ламарка


37.

Предпосылки возникновения дарвинизма.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о, предпосылках возникновения дарвинизма

Предпосылки возникновения дарвинизма, принцип корреляции.

Понимание основных предпосылок возникнове-ния дарвинизма.

Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам.

Познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла. Представление о предпосылках возникновения дарвинизма


38.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1

Комбинированный

Формирование представлений о, учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Искусственный отбор: методический, бессознательный.

Знаниеэволюцион-ного учения Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Понимание значимости учения Ч. Дарвина об искусственном отборе.


39.

Учение Ч. Дарвина об естественном отборе.

1

Комбинированный

Формирование представлений о учение Ч. Дарвина, об естественном отборе.

Естественный отбор; борьба за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными факторами среды, дивергенция, микроэволюция.

Знаниеэволюцион-ного учения Ч. Дарвина об естественном отборе.

Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.Познавательные УУД: выделение существенных признаков биологических объектов

Понимание значимостиученияЧ. Дарвина, об естественном отборе.


40.

Вид. Критерии вида.

1

Изучение нового материала

Углубление знаний о виде и его критериях.

Вид; критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический и географический; ареал; популяция; изоляция: пространственная, репродуктивная.

Знаний о виде и его критериях.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.


Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания овиде и его критериях.


41.

Факторы эволюции.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о, факторах эволюции.

Факторы эволюции:наследственная изменчивость, популяционные волны, изоляция (географическая, экологическая); дрейф генов.

Знаниефакторов эволюции.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.


Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека оэволюции.


42.

Формы естественного отбора.

1

Комбинированный

Формирование представлений о, формах естественного отбора.

Естественный отбор: движущий, стабилизирующий

Знание форм естественного отбора.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке.Коммуникативные УУД:. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания оформах естественного отбора.


43.

Приспособленность организма к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

1

Комбинированный

Углубление знаний обприспособлен-ности организма к условиям внешней среды.

Адаптации: морфологические, поведенческие, физиологические; покровительственная окраска: скрывающая, предостерегающая маскировка; мимикрия; относительный характер приспособлен-ностей.

Понимание значимости приспособленности организма к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания оприспособленность организма к условиям внешней среды.


44.

Главные направления эволюции.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о, главных направлениях эволюции.

Микроэволюция, макроэволюция; биологический прогресс, биологический регресс; направления прогрессивной эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация; специализация.

Знание главных направлений эволюции.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о главных направлениях эволюции.


45.

Доказательства эволюции органического мира.

1

Комбинированный

Углубление знаний одоказательс-твах эволюции органического мира.

Дивергенция; гомологичные органы; конвергенция; аналогичные органы; рудименты; атавизмы; промежуточные формы; филогенетические ряды; биогенетический закон; закон зародышевого сходства; необратимость эволюции.

Приведение доказательств эволюции органичес-кого мира.

Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.Познавательные УУД: выделение существенных признаков биологических объектовКоммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам

Познавательный интерес к естественным наукам


46.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Эволюция органического мира».

1

Обобщения

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме:«Эволюция органического мира».

Систематизировать знания учащихся терминологии по теме:«Эволюция органического мира».

Знания учащихся по теме: «Эволюция органичес-кого мира».

Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.


Понимание ролиэволюция органического мира.


9. Возникновение и развитие жизни на Земле (8 ч)

47.

Современные представления о возникновении жизни.

1

Изучение нового материала

Формирование знаний осовременных представле-ниях возникновенияжизни.Понимание в чем суть химической и биологической эволюций.

Химическая эволюция; коацерваты; биологическая эволюция.

Ознакомле-ние ссовремен-нымипредставле-ниямивозникнове-ния жизни. Понимание сути химической и биологической эволюций.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы

Развитие представлений о возникновении жизни.


48.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру.

1

Комбинированный

Формирование знаний о развитии жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру.

Геохронологическая шкала; эры: архейская эра, протерозойская эра,

Знание о развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру.

Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации.Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение

Развитие представлений о жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру.


49.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру.

1

Комбинированный

Формирование знаний о развитии жизни на Земле в палеозойскую эру.

Палеозойская эра; периоды: кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский; риниофиты; псилофиты; стегоцефалы; котилозавры;

Знание о развитие жизни на Земле в палеозойскую эру.

Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Развитие представлений о жизни на Земле в палеозойскую эру.


50.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру.

1

Комбинированный

Формирование знаний о развитии жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру.

Мезозойская эра; периоды: триасовый, юрский, меловой. Кайнозойская эра; периоды: палеогеновый, неогеновый,антропогенный.

Знание о развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Развитие представлений о жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру.


51.

Положение человека в системе животного мира.

1

Комбинированный

Углубление знаний о положении человека в системе животного мира.

Антропология; вид Человек разумный.

Знание положения человека в системе животного мира.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.

Развитие представлений о положении человека в системе животного мира.


52.

Эволюция приматов.

1

Комбинированный

Углубление знаний о эволюции приматов.

Отряд Приматы;приспособления к древесному образу жизни: хватательная конечность, ключицы, круглый плечевой сустав, уплощенная в спинно-брюшном направлении грудная клетка, бинокулярное зрение; австралопитеки; прямохождение; Человек умелый; труд;

Знаниеэволюции приматов

Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.

Развитие представлений о эволюции приматов


53.

Стадии эволюции человека.

1

Комбинированный

Углубление знаний о стадиях эволюции человека. Формирование представлений в чем суть понятия «биосоциаль-ная природа человека».

Древнейшие люди (архантропы): синантроп, питекантроп, гейдельбергский человек; древние люди (палеоантропы) – неандертальцы; первые современные люди (неоантропы) – кроманьонцы; расы: европеоидная, монголоидная, негроидная; биосоциальная природа человека.

Знаниестадий эволюции человека.

Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.Познавательные УУД: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий).

Развитие представлений остадиях эволюции человека.


54.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле».

1

Обобщения

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле».

Систематизиро

вать знания учащихся терминологии по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле».

Знания учащихся по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле»».

Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.


Понимание ролизнаний о возникновении и развитии жизни на Земле,представление в чем суть понятия «биосоциаль-ная природа человека».


10. Основы экологии (14ч)

55.

Экологические факторы.

1

Изучение нового материала

Углубление знаний об экологических факторах.

Экология; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; зона оптимума; пределы выносливости; диапазон выносливости; ограничивающий фактор;

Знания характерис

тик различных сред обитания; какие факторы среды называются экологическими, влияние этих факторов на живые организмы.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую.давать определения понятиям. Развитие навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе.


56.

Абиотические факторы среды.

1

Изучение нового материала

Углубление знаний об абиотических факторах среды.

Абиотические факторы среды: температура, свет, влажность; животные теплокровные и холоднокровные; терморегуляция; растения теневыносливые и светолюбивые; фотопериодизм

Знанияабиотических факторов среды и ихвлияние на живые организмы.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение эстетического восприятия природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, работать в группах.

Познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла. Представлениеоб абиотических факторах средыприспособляемостиорганизмов к

различным природным условиям.


57.

Биотические факторы среды.

1

Изучение нового материала

Углубление знаний обиотических факторах среды.

Биотические факторы среды: симбиоз (нахлебничество, квартиранство), хищничество, паразитизм, конкуренция; микориза; гнездовой паразитизм.

Знаниябиотических факторов среды и их влияние на живые организмы

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение эстетического восприятия природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, работать в группах.

Познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла. Представление об биотических факторах средыприспособляемостиорганизмов к

различным природным условиям.


58.

Структура экосистем.

1

Изучение нового материала

Углубление знаний оструктуре экосистем

Биоценоз (сообщество): фитоценоз, зооценоз; биотоп; экосистема; биогеоценоз; видовое разнообразие; плотность популяции; средообразующие виды; ярусность; листовая мозаика; продуценты, консументы, редуценты.

Знанияо структуре экосистем и взаимоотношениях между компонента

ми живой и неживой природы.

Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла. Представление оструктуре экосистем и взаимоотноше

ниях между компонента

ми живой и неживой природы.


59.

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

1

Изучение нового материала

Углубление знаний опищевых связях,круговороте веществ и энергии в экосистемах.

Круговорот веществ и энергии; трофические (пищевые) связи; трофические уровни; цепи питания; сети питания; правило экологической пирамиды; пирамиды: численности, биомассы, энергии

Пониманиео пищевых связях и круговороте веществ и энергии в экосистемах.Умение составлять пищевые цепи.

Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.

Познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла. Представление опищевых связях и круговороте веществ и энергии в экосистемах.


60.

Устойчивость и смена экосистем.

1

Комбинированный

Формирование представлений об,устойчивости и смене экосистем.

Динамическое равновесие; зрелая экосистема, молодая экосистема; смена экосистем; разнообразие экосистем

Понимание основных закономерностей в живой природе,динамическо

го равновесияв экосистемах

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Личностные УУД:потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания озакономерностях в живой природе, динамического равновесия в экосистемах.


61.

Агроценозы. Влияние человека на экосистемы.

1

Комбинированный

Формирование представлений обагроценозе и влиянии человека на экосистемы.

Агроценоз; биологические способы борьбы с вредителями сельского хозяйства; экологические нарушения.

Понимание роли биологических знаний в хозяйствен

ной деятельнос

ти человека.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Познавательные УУД: структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации.представлять результаты классу.

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания обагроценозахи влиянии человека на экосистемы.


62.

Биосфера структура и функции биосферы.

1

Комбинированный

Формирование представлений о, структуре Биосферы и ей функциях.

Геосферы планеты: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера; вещество биосферы: живое, биогенное.биокосное, косное;

Понимание значимости знаний оструктуре Биосферы и ей функциях.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке.. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков оценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о, структуре Биосферы и ей функциях.


63.

Роль живых организмов в биосфере.

1

Комбинированный

Формирование представлений о, роли живых организмов в биосфере.

Функции живого вещества биосферы: энергетическая, газовая, окислительно-восстанови

тельная,

концентрационная

Знание компонентов природы. Представление о роли живых организмов в биосфере.

ПознавательныеУУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям.Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками.

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о,роли живых организмов в биосфере.


64.

История взаимоотношения человека с природой.

1

Комбинированный

Формирование представлений о,взаимоотнош-ениях человека с природой.

Палеолит; неолит; ноосфера; природные ресурсы: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновляемые, невозобновляемые); отрицательное влияние человека на животный и растительный мир: прямое, косвенное.

Знаниео том, как исторически складывались взаимоотношения природы и человека, как можно характеризовать их современный этап.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.

Понимание причин возникновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека. Принятие правил поведения в природе.


65.

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

1

Комбинированный

Формирование представлений о,последствиях хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Кислотные дожди; парниковый эффект; истощение озонового слоя; смог; перерасход воды; загрязнение пресных вод; истощение почвы; эрозия (водная, ветровая); радиоактивное загрязнение.

Знание о том, как какие существуют пути решения экологических проблем.


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания опоследствиях хозяйственной деятельности человека для окружающей среды и путях решения экологических проблем.



66.

Охрана природы и рациональноеприродопользова

ние.

1

Комбинированный

Формирование представлений об,охране природы и рациональномприродопользовании.

Предельно допустимые концентрации (ПДК); очистные сооружения; технологии замкнутого цикла; безотходные и малоотходные технологии; комплексное использование ресурсов; лесонасаждения; заповедники; заказники.

Понимание значимости знаний об, охране природы и рациональ

ном природопользовании.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания знаний об, охране природы и рациональном

природопользовании.


67.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Основы экологии».

1

Обобщения

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме:«Основы экологии».

Систематизиро

вать знания учащихся терминологии по теме: «Основы экологии».

Знания учащихся по теме: «Основы экологии».

Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.

Понимание ролизнаний об экологии иохране природы и рациональном

природопользовании.


68.

Подведение итогов года.

1

Обобщения

Обобщить и систематизировать знания учащихся по итогам года.

Систематизировать знания учащихся терминологии по итогам года.

Знания учащихся по итогам года.

Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.Познавательные УУД: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Личностные УУД: умение применять, полученные на уроке знания на практике.


Познавательный интерес к естественным наукам.


- Распространение и роль живого вещества в биосфере;

- О взаимном влиянии факторов среды и человека, роль человека в биосфере;

- Современное состояние окружающей среды, способы сохранения динамического равновесия в экосистемах планеты;

- Значение современных биологических наук для народного хозяйства страны.

Учащиеся должны уметь:

- Работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации, создавать коллекции;

- Проводить наблюдения за состоянием здоровья, делать выводы по результатам наблюдения;

- Составлять план исследований, участвовать в проектной деятельности;

- Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки, типы тканей;

- Различать на таблицах и моделях органы и системы органов, называть их функции;

- Выделять отличительные признаки живых систем;

- Сравнивать химический состав организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;

- Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки, выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток;

- Выделять существенные признаки процессов обмена веществ, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и в организме;

- Выделять существенные признаки процессов роста, развития и размножения; объяснять механизмы наследственности и изменчивости;

- Выделять существенные признаки вида, объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания и причины многообразия видов;

- Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах, объяснять значение биологического разнообразия;

- Выявлять типы взаимодействия разных видов в природе;

- Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил поведения в природе;

- Аргументировать свою точку зрения на обсуждение вопросов, касающихся глобальных экологических проблем.



Тематическое и поурочное планирование курса «Биология. 9 класс» (68 ч)









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее