Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР
ГКПОУ
«Прохладненский Многопрофильный колледж»
Программа
работы с одаренными детьми
«Покорители вершин»
Дисциплина: биология
Преподаватель: Кадохова О.А.
2016 – 2018гг.
РАССМОТРЕНО на заседании ПЦК Протокол № __ Отарова Е.И. « » ______________201___г.
| СОГЛАСОВАНО ГКПОУ «ПМК» Заместитель директора УР __________/ Кононова Е.А./ « » __________ 201___г.
| УТВЕРЖДЕНА И.О.Директор ГКПОУ «ПМК» _____________/ КононоваЕ.А./ « ___» ________201 г.
|
Нормативно-правовая база программы: |
|
Программа по работе с одаренными детьми
«Покорители вершин»
Пояснительная записка.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения (лидерство), психомоторной.
Одаренность бывает проявленной или скрытой, общей и специальной.
Одаренными являются дети, которые в силу выдающихся способностей, по оценкам опытных специалистов, имеют потенциальные способности для овладения определенной деятельностью в одной или нескольких областях на высоком уровне достижении. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:
• интеллектуальной;
• академических достижений;
• творческого или продуктивного мышления;
• общения и лидерства;
• художественной деятельности;
• психомоторной.
Программа разработана в соответствии с рекомендациями президентской программой «Одаренные дети» по направлению «внедрение системы обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи, направленной на развитие компетентностей».
Сегодня, когда коренным образом изменились социальная ситуация и отношения в обществе, встал вопрос об обновлении системы отечественного образования, причем не только в области содержания, но и в области форм и методов обучения и воспитания. Постепенно мы придем к тому, что содержание образования станет не самоцелью, а средством приобретения личного опыта, условием самоопределения и самореализации личности. И это правильно, ведь лучших успехов в любой из сфер деятельности достигают те государства, которые имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал нации. Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации одаренности детей. Поэтому проблема детской одаренности в последнее время вызывает все больший интерес.
Мы живем в постиндустриальном обществе. Мир, вступив в новую стадию развития – качественно изменился: стремительно обновляющийся поток информации, новые технологии приводят к быстрому устареванию знаний и делают процесс обучения постоянным и непрерывным, «образованием длительностью в жизнь».
Цель:
уделять особое внимание психолога–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;
исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему.
Задачи:
предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых студентов, умственное, эмоциональное, социальное развитие и их индивидуальное различие;
удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
помощь одарённым студентам в самораскрытии;
создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей студентов колледжа; обеспечение одарённым и талантливым студентам, возможностей для их творчества и образования повышенного уровня; привлечение одаренных студентов к исследовательской работе;
вовлечение студентов в общественную деятельность, проводимую в колледже.
Основные принципы работы:
принцип индивидуализации и дифференциации;
принцип опережающего обучения;
принцип комфортности в любой деятельности;
принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей студентов;
принцип развивающего обучения;
принцип добровольности;
право на ошибку;
принцип создания условий для совместной работы студентов при минимальном участии преподавателя;
принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
принцип научности и интегративности;
принцип гуманизма и демократизма.
Концепция Программы.
Главная идея программы «Покорители вершин» заключается в создании условий для оптимального развития одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, посредством привлечения возможностей дистанционных образовательных технологий.
Компоненты программы
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Формы работы
творческие мастерские «Академические чтения»;
групповые занятия с сильными студентами;
занятия исследовательской деятельностью;
участие в международных конкурсах «Инфоурок», «МегаТалант», Одаренность.ру», «РосКонкурс», «Ведки», «Педагогика 21века», «Алые паруса»
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах различных уровней;
исследовательские работы по биологии;
внеурочные занятия-консультации.
Реализация программы проходит в 2 этапа
1 этап – студенты 1 курса.
На 1 курсе (Ι полугодие) важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступени я организую, участие в Международном конкурсе «Инфоурок»», приглашаю студентов к участию в проектах на этапе сбора и обработки информации, созданию презентаций.
(ΙΙ полугодие) участие в полноценных проектах, с последующей публикацией на сайте для одаренных детей «Алые паруса», в олимпиадах по биологии, «Академических чтениях».
2 этап – студенты 2 курса. На этом этапе важным является продолжение развития устойчивого интереса к математике. Студенты принимают участие в предметных олимпиадах международного уровня, занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в проектах в социальных сетях, выступают в конкурсах на сайте «Профобразования».
Общение с одарёнными студентами требует от преподавателя гибкости мышления, творчества, профессионализма.
Объединяющим фактором всех возрастных групп является:
проведение «Недели математики», во время которой охвачены различными мероприятиями все студенты колледжа с 1 по 2 курс;
научно-исследовательская работа, которая побуждает студентов интенсивно трудиться. Они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами. Исследовательская деятельность как технология организуется на уроках (решение проблемных ситуаций и исследовательский практикум), во внеурочное время (СРС, моделирование), в колледже (при выполнении заданий в предметных дистанционных олимпиадах, при подготовке к конкурсам научно- исследовательских работ студентов).
В целях создания оптимальных условий для реализации вышеназванных принципов в учебно-воспитательном процессе внеурочная деятельность учащихся организуется через индивидуальные формы (групповые занятия с одаренными учащимися), участие в олимпиадах, работу по индивидуальным планам, исследовательскую деятельность, а также через работу кружков, секций, студии, научного общества учащихся, детских организаций. Особую значимость приобретают дистанционные образовательные технологии.
Деятельность по реализации программы «Покорители вершин»
№ | Направления работы | Месяц |
Раздел №1 | ||
1.1. | Участие в олимпиадах по биологии разного уровня | ежегодно
|
1.2. | Конкурс на лучшего знатока биологии во время предметной недели | февраль |
1.3. | Защита творческих, исследовательских, информационных проектов | февраль, июнь |
1.4.
| Внедрение в учебный процесс современных технологий обучения, способствующих компетентностному развитию студентов |
в теч. года |
1.5.
| Работа с одаренными детьми (консультации) | Постоянно |
1.6.
| Использование интернет-технологий в учебном процессе | Постоянно |
1.7. | Участие в Интернет-проектах | с 2015г. |
1.8. | Активное внедрение в практику обучения нестандартных задач (с недостаточными данными в условии, с избыточными данными, исследовательского характера, творческого характера, с историческим содержанием, по литературным сюжетам, с заданными ошибками и др). | 2015-18гг. |
1.9.
| Обучение правилам публичного выступления (доклад, защита проекта, диалог) | 2015-18гг. |
1.10. | Проведение интеллектуально развивающих внеклассных мероприятий | 2015-18гг. |
1.11. | Организация консультаций (при выполнении исследовательской работы, проекта, при подготовке к олимпиаде) | 2015-18гг. |
1.12. | Элективный курс по предмету «Хромосомы и пол» | 2015-18гг. |
Раздел №2
| ||
2.1.
|
Повышение профессионального уровня педагога: а) самообразование; б) аттестационные и проблемные курсы; в) научно-практические конференции; г) методические семинары, вебинары; д) педагогические консилиумы, практикумы; и) взаимопосещение уроков;
| Постоянно
Постоянно |
Раздел №3 | ||
3.1.
| Создание банка методических наработок «Покорители вершин» | Постоянно
|
3.2.
| Подборка методической литературы для работы с одаренными учащимися | Постоянно |
3.3. | Создание банка учебно-развивающих компьютерных программ | 2017-18гг. |
Ожидаемые результаты
Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков студентов.
Участие и публикация проектов, исследовательских работ.
Участие и получение призовых мест в конкурсах, сетевых проектах федерального и международных уровней.