«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа по работе с одаренными детьми "Покорители вершин"

«Школу можно уподобить скрипке Гварнери, из которой можно извлечь и скрип заржавевших дверных петель, и прекрасную музыку. Всё зависит от виртуозности играющего». Сегодня, когда коренным образом изменились социальная ситуация и отношения в обществе, встал вопрос об обновлении системы отечественного образования, причем не только в области содержания, но и в области форм и методов обучения и воспитания. По-степенно мы придем к тому, что содержание образования станет не самоцелью, а средст-вом приобретения личного опыта, условием самоопределения и самореализации личности. Программа разработана в соответствии с рекомендациями президентской программой «Одаренные дети» по направлению «внедрение системы обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи, направленной на развитие компетентностей».

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР

ГКПОУ

«Прохладненский Многопрофильный колледж»












Программа

работы с одаренными детьми

«Покорители вершин»


Дисциплина: биология











Преподаватель: Кадохова О.А.




















2016 – 2018гг.

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК

Протокол № __ Отарова Е.И.

« » ______________201___г.




СОГЛАСОВАНО

ГКПОУ «ПМК»

Заместитель директора УР

__________/ Кононова Е.А./

« » __________ 201___г.



УТВЕРЖДЕНА

И.О.Директор ГКПОУ «ПМК»

_____________/ КононоваЕ.А./

« ___» ________201 г.








           









Нормативно-правовая база

программы:


  •  Конституция Российской Федерации;

  •  Конвенция о правах ребенка;

  •  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Национальная доктрина образования в РФ;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; 

  • -Федеральная целевая программа «Дети России», - утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 03. 2007г. № 172;

  •  Подпрограмма «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» - утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 03. 2007г. № 172;

  • Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 гг.

  • Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д. и др. Рабочая концепция одарённости. М., 1998 год.

  • Данилюк А.И.,  Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009 год.
















Программа по работе с одаренными детьми

«Покорители вершин»


Пояснительная записка.

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения (лидерство), психомоторной.

Одаренность бывает проявленной или скрытой, общей и специальной.

Одаренными являются дети, которые в силу выдающихся способностей, по оценкам опытных специалистов, имеют потенциальные способности для овладения определенной деятельностью в одной или нескольких областях на высоком уровне достижении. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:

• интеллектуальной; 
• академических достижений; 
• творческого или продуктивного мышления; 
• общения и лидерства; 
• художественной деятельности; 
• психомоторной.

Программа разработана в соответствии с рекомендациями президентской программой «Одаренные дети» по направлению «внедрение системы обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи, направленной на развитие компетентностей».

Сегодня, когда коренным образом изменились социальная ситуация и отношения в обществе, встал вопрос об обновлении системы отечественного образования, причем не только в области содержания, но и в области форм и методов обучения и воспитания. Постепенно мы придем к тому, что содержание образования станет не самоцелью, а средством приобретения личного опыта, условием самоопределения и самореализации личности. И это правильно, ведь лучших успехов в любой из сфер деятельности достигают те государства, которые имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал нации. Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации одаренности детей. Поэтому проблема детской одаренности в последнее время вызывает все больший интерес.

Мы живем в постиндустриальном обществе. Мир, вступив в новую стадию развития – качественно изменился: стремительно обновляющийся поток информации, новые технологии приводят к быстрому устареванию знаний и делают процесс обучения постоянным и непрерывным, «образованием длительностью в жизнь». 

Цель:

  • уделять особое внимание психолога–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;

  • усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;

  • исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему.

Задачи:

  • предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых студентов, умственное, эмоциональное, социальное развитие и их индивидуальное различие;

  • удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);

  • помощь одарённым студентам в самораскрытии;

  • создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей студентов колледжа; обеспечение одарённым и талантливым студентам, возможностей для их творчества и образования повышенного уровня; привлечение одаренных студентов к исследовательской работе;

  • вовлечение студентов в общественную деятельность, проводимую в колледже.

 Основные принципы работы:

  • принцип индивидуализации и дифференциации;     

  • принцип опережающего обучения;

  • принцип комфортности в любой деятельности;

  • принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей студентов;

  • принцип развивающего обучения;

  •  принцип добровольности;

  • право на ошибку;

  • принцип создания условий для совместной работы студентов при минимальном участии преподавателя;

  • принцип интеграции  интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

  • принцип  научности и интегративности;

  • принцип гуманизма и демократизма.


Концепция Программы.

Главная идея  программы «Покорители вершин» заключается в создании условий для оптимального развития одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, посредством привлечения возможностей дистанционных образовательных технологий.

Компоненты программы

  • выявление одаренных детей; 

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.


Формы работы

  • творческие мастерские «Академические чтения»;

  • групповые занятия  с сильными студентами;

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • участие в международных конкурсах «Инфоурок», «МегаТалант», Одаренность.ру», «РосКонкурс», «Ведки», «Педагогика 21века», «Алые паруса»

  • научно-практические конференции;

  • участие в олимпиадах различных уровней;

  • исследовательские работы по биологии;

  • внеурочные занятия-консультации.

Реализация программы проходит в 2 этапа

1 этап – студенты 1 курса.

На 1 курсе (Ι полугодие) важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступени я организую,  участие в Международном конкурсе «Инфоурок»», приглашаю студентов к участию в проектах на этапе сбора и обработки информации, созданию презентаций.

(ΙΙ полугодие) участие в полноценных проектах, с последующей публикацией на сайте для одаренных детей «Алые паруса», в олимпиадах по биологии, «Академических чтениях».

2 этап – студенты 2 курса. На этом этапе важным является продолжение  развития устойчивого интереса к математике. Студенты принимают участие в предметных олимпиадах международного уровня,  занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в проектах в социальных сетях, выступают в конкурсах на сайте «Профобразования».

Общение с одарёнными студентами требует от преподавателя гибкости мышления, творчества, профессионализма.


Объединяющим фактором всех возрастных групп является:

  • проведение  «Недели математики», во время которой  охвачены различными мероприятиями все студенты колледжа с 1 по 2 курс;

  • научно-исследовательская работа, которая   побуждает студентов интенсивно трудиться.  Они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ,  подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами. Исследовательская деятельность как технология организуется на уроках (решение проблемных ситуаций и исследовательский практикум), во внеурочное время (СРС, моделирование), в колледже (при выполнении заданий в предметных дистанционных олимпиадах, при подготовке к конкурсам научно- исследовательских работ студентов).

В целях создания оптимальных условий для реализации вышеназванных принципов в учебно-воспитательном процессе внеурочная деятельность учащихся организуется через индивидуальные формы (групповые занятия с одаренными учащимися), участие в олимпиадах, работу по индивидуальным планам, исследовательскую деятельность, а также через работу кружков, секций, студии, научного общества учащихся, детских организаций. Особую значимость приобретают дистанционные образовательные технологии.

Деятельность по реализации программы «Покорители вершин»


Направления работы

Месяц

Раздел №1

1.1.

Участие в олимпиадах по биологии разного уровня

ежегодно


1.2.

Конкурс на лучшего знатока биологии во время предметной недели

февраль

1.3.

Защита творческих, исследовательских, информационных проектов

февраль, июнь

1.4.


Внедрение в учебный процесс современных технологий обучения, способствующих компетентностному развитию студентов


в теч. года

1.5.


Работа с одаренными детьми (консультации)

Постоянно

1.6.


Использование интернет-технологий в учебном процессе

Постоянно

1.7.

Участие в Интернет-проектах

с 2015г.

1.8.

Активное внедрение в практику обучения нестандартных задач (с недостаточными данными в условии, с избыточными данными, исследовательского характера, творческого характера, с историческим содержанием, по литературным сюжетам, с заданными ошибками и др).

2015-18гг.

1.9.


Обучение правилам публичного выступления (доклад, защита проекта, диалог)

2015-18гг.

1.10.

Проведение интеллектуально развиваю­щих внеклассных мероприятий

2015-18гг.

1.11.

Организация консультаций (при выполнении исследовательской работы, проекта, при подготовке к олимпиаде)

2015-18гг.

1.12.

Элективный курс по предмету «Хромосомы и пол»

2015-18гг.

Раздел №2


2.1.











Повышение профессионального уровня педагога:

а) самообразование;

б) аттестационные и проблемные курсы;

в) научно-практические конференции;

г) методические семинары, вебинары;

д) педагогические консилиумы, практикумы;

и) взаимопосещение уроков;


Постоянно






Постоянно

Раздел №3

3.1.


Создание банка методических наработок «Покорители вершин»

Постоянно


3.2.



Подборка методической литературы для работы с одаренными учащимися

Постоянно

3.3.

Создание банка учебно-развивающих компьютерных программ

2017-18гг.

Ожидаемые результаты

  • Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков студентов.

  • Участие и публикация проектов, исследовательских работ.

  • Участие и получение призовых мест в конкурсах, сетевых проектах федерального и международных уровней.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее