МУ ДО «Центр эстетического воспитания детей»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по обучению грамоте
«АБВГДЕйка»
Возраст детей:6-7 лет
Срок реализации:1 год
Составитель:
педагог дополнительного
образования
Степанова Е.А.
Саранск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Учебно-тематический план | 11 |
4. | Содержание изучаемого курса | 11 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 17 |
6. | Список литературы | 18 |
7 | Приложения | 21 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММ
Наименование программы | «АБВГДЕйка» |
Руководитель программы | Степанова Елена Александровна, первая категория |
Организация-исполнитель |
|
Адрес организации исполнителя |
|
Цель программы | подготовка детей к школе, формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукобуквенного анализа, обучение чтению.
|
Направленность программы | воспитательно- образовательная, познавательная |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | Ребёнок к концу года должен уметь: - выделять начальный гласный звук из состава слов; в конце слова; -анализировать и синтезировать односложные слова со стечением согласных в середине слова, двухсложных слов со стечением согласных в середине слова, трехсложных слов; - выделять ударный звук; - четко дифференцировать все изученные звуки; - делить слова на слоги; -дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и твердые согласные; - различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; - называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; - производить элементарный звуковой анализ и синтез; -читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы; -дифференцировать звуки на слух, выделять их в ряде других звуков, слогов и слов. - выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова; - рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
Направленность дополнительной образовательной программы «АБВГДЕйка» – воспитательно-образовательная, познавательная.
2. Новизна программы.
Новизна разработанной программы дополнительного образования определяется идеей разработки и подбора учебного материала исходя из потенциальных возможностей ребенка. Оригинальность программы состоит в использовании современных инновационных технологий – использование компьютерных, здоровьесберегающих технологий.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
3. Актуальность программы.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
4. Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
«АБВГДейка» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Программа:
-обеспечивает единство развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
-строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями;
-предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей;
-обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух направлениях: диагностико - консультативное, развивающее.
6. Цель программы
Подготовка детей к школе, формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукобуквенного анализа, обучение чтению.
7. Задачи программы.
Образовательные:
-формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
-ознакомление со слогом, слоговой структурой слова. Формирование умения делить слова на слоги.
-ознакомление с гласными и согласными звуками, усвоение смыслоразличительных функций звука.
Развивающие:
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-формирование операций: звукового и слогового анализа и синтеза;
-ознакомление детей с буквами;
-формирование навыков: звуко-буквенного анализа и синтеза, чтение слитным послоговым методом;
-развитие графомоторных навыков;
-развитие оптико-пространственных ориентировок;
-развитие произвольного внимания, памяти, мышления,слуховой памяти.
Воспитательные:
-развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка;
-воспитание бережного отношения к книге, дидактическим материалам.
8. Возраст детей.
Программа предназначена для детей 6-7 лет.
9. Сроки реализации.
1 год.
10. Формы и режим занятий.
Фронтальная.
Формы, методы образовательной деятельности с детьми.
-игры (дидактические, развивающие, словесные)
-использование компьютерных технологий
-использование рассказов, стихов, загадок, скороговорок
-решение кроссвордов
-задания для развития мелкой моторики
Здоровьесберегающие технологии:
1. Дыхательная гимнастика. На каждое занятие включается упражнение.
2. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.
3. Развитие общей моторики.
Комплексы физкультминуток. Проводятся в игровой форме.
4. Система работы по развитию мелкой моторики рук.
- пальчиковые игры;
- обводка шаблонов и штриховка изображений;
5. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Ребёнок к концу года должен уметь:
Фонематические процессы:
- выделять начальный гласный звук из состава слов: у – утка; в конце слова;
- анализировать и синтезировать односложные слова со стечением согласных в середине слова, двухсложных слов со стечением согласных в середине слова, трехсложных слов;
- выделять ударный звук;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- делить слова на слоги;
- дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и твердые согласные;
Звуковой анализ и синтез:
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
- дифференцировать звуки на слух, выделять их в ряде других звуков, слогов и слов.
- определять место звука в слове.
- преобразовывать слоги и слова путем изменения одного звука (от – ут, лак – бак).
- выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова;
- рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы.
12. Форма проведения итогов.
Для определения готовности детей к усвоению программы проводится мониторинг в начале года с учетом индивидуальных особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Для определения уровня усвоения программы мониторинг проводится в конце года.
Итоговые занятия.
Содержание изучаемого курса
Организация процесса обучения
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».
Содержание занятий:
В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия. Изучение материала происходит от простого к сложному. От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).
1.Звуки:
- понятие «звук»;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2.Буквы:
Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются, так как они звучат в твердой позиции в слове.
- знакомство с буквами А О У И ы Э М Н Х К П С Д Т В Б З Ф Г Ш Л Ж Р.
Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.
- Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы;
- Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.
- Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
Обведение буквы по трафарету;
Обведение буквы по контуру;
Запись буквы в воздухе;
Выкладывание с помощью счетных палочек, фасоли, и т.д.
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
3.Слоги:
- подбор слов на заданный слог;
- составление.
- чтение прямых и обратных слогов
4.Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
-последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
- чтение слов одно и двусложных слов без стечения согласных.
5. Предложение.
-Составление предложений с заданным словом;
- Подсчет слов в предложении;
- Чтение простых предложений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Выделение первого звука в слове. Звук и буква А. Гласные звуки. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
2 | Печатание буквы А. Игры с буквами и словами. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
3 | Звук и буква У. Письмо: Буква У, штриховка. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
4 | Звуковой анализ и чтение АУ. Печатание: АУ, УА. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
5 | Звук и буква И. Королевство гласных. Первый звук в словах. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
6 | Письмо изученных букв:АУИ, ИУА, УИА, ИА. Звуки А,У,И. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
7 | Деление слов на слоги. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
8 | Звук и буква М. Деление слов на слоги | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
9 | Согласные звуки (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие) | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
10 | Чтение слогов: АМ, УМ, ИМ И т.д.Печатание буквы М; слогов: АМ, УМ,ИМ, МИ; слова МА-МА. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
11 | Гласный звук и буква О. Назови последний звук в словах:окно, тепло. | 1
| 25 мин | 10 мин | 15 мин |
12 | Печатание под диктовку: О,ОМ,МО,О.Чтение: ОМ, УМ, АМ, МО,МУ. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
13 | Звуки Х,Хь. Буква Х. Выделение последнего звука в словах типа: мох,пух… | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
14 | Звуковой анализ слов: МАХ, МОХ, МУХ. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
15 | Печатание:1) Буквы Х, 2) Слоги и слова под диктовку:АХ, МАХ, ОХ, МОХ, УХ,МУХ | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
16 | Буква Х. Деление на слоги (1,2,3 слога). Звуко-буквенный анализ слогов. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
17 | Деление на слоги (1,2,3 слога). Выделение звука Х: а) в начале слова; б) в конце; в) в середине слова. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
17 | Печатание: а) слоги: АХ,ОХ,УХ, ИХ, ХА, ХО. б) слова: МАХ, МОХ, УХО, МУХА. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
18 | Чтение слов и слогов. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
19 | Звук и буква Ы.Образование множественного числа существительных. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
20 | Печатание: а) буквы Ы, б) слоги: ЫМ,ЫХ,МЫ, ХЫ; Чтение предложений | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
21 | Звуки: Н,НЬ. Буква Н. Гласные и согласные звуки. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
22 | Нахождение места звука в слове. Чтение слогов: АН,УН,ИН - НА,НУ. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
23 | Согласные: твёрдые и мягкие. Звуковой анализ: НИНА. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
24 | Печатание: 1) буква Н, 2) слоги: АН, НА, УН, НУ, ИН. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
25 | Буквы М и Н. Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
26 | Выделение начального согласного звука. Развитие мелкой моторики. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
27 | Звуки: С,СЬ. Буква С. Звуковой анализ слов. Чтение слоговых таблиц. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
28 | Определение звука в слове. Упражнения с разрезной азбукой. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
29 | Составление предложений. Количество слов в предложении. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
30 | Печатание предложений. Чтение предложений. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
31 | Звуки П,Пь. Буква П. Развитие слухового внимания. Звуковой анализ слов: СУП, ПУХ, ПАПА, ПУМА, ПИОН. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
32 | Согласные звуки (звонкие-глухие; твёрдые-мягкие). Чтение слоговых таблиц. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
33 | Звуки К,Кь. Буква К. Чтение слогов, слов, предложений. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
34 | Звуки Т,Ть. Буква Т. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
35 | Деление слов на слоги. Определение места звука в словах. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
36 | Звуки Р,Рь. Буква Р. Чтение слогов и слов. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
37 | Выделение заданного звука из слов. Работа в прописях и с разрезной азбукой. Скороговорки. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
38 | Дифференциация с/ш. Шипящие и свистящие звуки. Игра: "Наоборот" | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
39 | (замена с на ш). Скороговорки. Чтение предложений с заданными словами. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
40 | Звуки Л,Ль. Буква Л. Определение места звука в словах. Чтение слов. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
41 | Дифференциация р/л. Развитие фонематического слуха. Скороговорки. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
42 | Гласные и согласные буквы. Чтение рассказа. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
43 | Звуки Б,Бь. Буква Б. Определение количества и последовательность | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
44 | Дифференциация п/б. Звонкие и глухие согласные. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
45 | Профилактика дисграфии. Собери предложение. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
46 | Звуки З,Зь. Буква З. Звуко-буквенный анализ слов: зубр, Зина, зонт. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
47 | Дифференциация з/c. Звонкие и глухие согласные. Предлоги С,ЗА. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
48 | Составление рассказа-описания. Работа в прописях. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
49 | Чтение слов, слогов, предложений. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
50 | Звуки В,Вь. Буква В. Развитие фонематического слуха в игре: | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
51 | Звуки Д,Дь. Буква Д. Скороговорки. Звуко-буквенный анализ слов. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
52 | Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
53 | Схема предложения. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
54 | Дифференциация д/т. Звонкие и глухие согласные. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
55 | Звуки Г, Гь. Буква Г. Составление слов из слогов. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
56 | Множественное число существительных. Кроссворд. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
57 | Дифференциация г/к. Единственное число существительных. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
58 | Составление вопросов. Работа в прописях. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
59 | Звук и буква Ж. Определение места звука в словах. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
60 | Дифференциация ш/ж. Чтение слов, слогов, предложений. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
61 | Слова-предметы, слова-действия. Составление предложений. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
62 | Гласный звук Э. Гласные звуки. Чтение слов, предложений. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
63 | Буква Е. Сложные гласные буквы. Чтение. Составление вопросов. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
64 | Мягкий согласный Й (мой,твой). Подбор признаков. Изменение слов | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
66 | Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов. Существительные мужского и | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
67 | Буква Ф. Чтение слов и предложений. Сосотавление слов из слогов. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
68 | Гласная буква Я. Твёрдые и мягкие согласные. Звуко-буквенный | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
69 | Звук и буква Ч. Звуковой анализ слов. Образование отчеств. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
70 | Буква Ё. Звуко-буквенный анализ слов. Письмо. Чистоговорка. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
71 | Буква Ю. Мягкие согласные. Изменение предложений по образцу. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
72 | Ь знак. Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
73 | Звук и буква Щ. Правило: Запомни, что звук Щ, как и Ч, вегда мягкий! | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
74 | Буква Ъ. Изменение слов по образцу. | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
| Всего: 74 часа |
|
|
|
|
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте»;
Магнитная азбука;
Графические изображения букв;
Индивидуальные разрезные азбуки;
Карточки для индивидуального чтения;
Фланелеграф;
Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.;
Раскраска «Азбука» на каждого ребенка;
Магнитофон, компьютер.
Список литературы
1.Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.
2.Верясова Т.В., Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса. Екатеринбург-2000.
3.Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л. Папка дошкольника. Игра «Поиграем со словами», КОГУП «Кировская областная типография», 2005г.
4.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры, С.-П., 2005.
5.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., «Ступеньки к школе», М., 1999
6.Цуканова С.П, Бетц Л.Л., Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007
7.Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
8.Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.