«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа по обучению грамоте.

Дополнительная программа по обучению грамоте для дошкольников.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

МУ ДО «Центр эстетического воспитания детей»











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по обучению грамоте

«АБВГДЕйка»

Возраст детей:6-7 лет

Срок реализации:1 год















Составитель:

педагог дополнительного

образования

Степанова Е.А.






Саранск 2023

СОДЕРЖАНИЕ



1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Учебно-тематический план

11

4.

Содержание изучаемого курса

11

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

17

6.

Список литературы

18

7

Приложения

21





ПАСПОРТ ПРОГРАММ

Наименование программы

«АБВГДЕйка»

Руководитель программы

Степанова Елена Александровна,

первая категория

Организация-исполнитель


Адрес организации

исполнителя


Цель программы

подготовка детей к школе, формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукобуквенного анализа, обучение чтению.


Направленность программы

воспитательно- образовательная, познавательная

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

Ребёнок к концу года должен уметь:

- выделять начальный гласный звук из состава слов; в конце слова;

-анализировать и синтезировать односложные слова со стечением согласных в середине слова, двухсложных слов со стечением согласных в середине слова, трехсложных слов;

- выделять ударный звук;

- четко дифференцировать все изученные звуки;

- делить слова на слоги;

-дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и твердые согласные;

- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

-читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

-дифференцировать звуки на слух, выделять их в ряде других звуков, слогов и слов.

- выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова;

- рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы.








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Направленность программы.


Направленность дополнительной образовательной программы «АБВГДЕйка» – воспитательно-образовательная, познавательная.


2. Новизна программы.


Новизна разработанной программы дополнительного образования определяется идеей разработки и подбора учебного материала исходя из потенциальных возможностей ребенка. Оригинальность программы состоит в использовании современных инновационных технологий – использование компьютерных, здоровьесберегающих технологий.

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач,  на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.



3. Актуальность программы.


Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.


4. Отличительные особенности программы.


Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

«АБВГДейка» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.


5. Педагогическая целесообразность программы.

Программа:

-обеспечивает единство развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

-строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями;

-предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей;

-обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух направлениях: диагностико - консультативное, развивающее.



6. Цель программы

Подготовка детей к школе, формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукобуквенного анализа, обучение чтению.


7. Задачи программы.


Образовательные: 

-формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.

-ознакомление со слогом, слоговой структурой слова. Формирование умения делить слова на слоги.

-ознакомление с гласными и согласными  звуками, усвоение смыслоразличительных функций звука. 

Развивающие:

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-формирование операций: звукового и слогового анализа и синтеза;

-ознакомление детей с буквами;

-формирование навыков: звуко-буквенного анализа и синтеза, чтение слитным послоговым методом;

-развитие графомоторных навыков;

-развитие оптико-пространственных ориентировок;

-развитие произвольного внимания, памяти, мышления,слуховой памяти.

Воспитательные:

-развитие не только линг­вистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка;

-воспитание  бережного отношения к книге, дидактическим материалам.



8. Возраст детей.

Программа предназначена для детей 6-7 лет.


9. Сроки реализации.

1 год.


10. Формы и режим занятий.

Фронтальная.

Формы, методы образовательной деятельности с детьми.

-игры (дидактические, развивающие, словесные)

-использование компьютерных технологий

-использование рассказов, стихов, загадок, скороговорок

-решение кроссвордов

-задания для развития мелкой моторики


Здоровьесберегающие технологии:


1. Дыхательная гимнастика. На каждое занятие включается упражнение.

2. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.

3. Развитие общей моторики.

Комплексы физкультминуток. Проводятся в игровой форме.

4. Система работы по развитию мелкой моторики рук.

- пальчиковые игры;

- обводка шаблонов и штриховка изображений;

5. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц.


11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Ребёнок к концу года должен уметь:


Фонематические процессы:

- выделять начальный гласный звук из состава слов: у – утка; в конце слова;

- анализировать и синтезировать односложные слова со стечением согласных в середине слова, двухсложных слов со стечением согласных в середине слова, трехсложных слов;

- выделять ударный звук;

- четко дифференцировать все изученные звуки;

- делить слова на слоги;

- дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и твердые согласные;


Звуковой анализ и синтез:

- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

- дифференцировать звуки на слух, выделять их в ряде других звуков, слогов и слов.

- определять место звука в слове.

- преобразовывать слоги и слова путем изменения одного звука (от – ут, лак – бак).

- выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова;

- рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы.


12. Форма проведения итогов.


Для определения готовности детей к усвоению программы проводится мони­торинг в начале года с учетом индивидуальных особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных спо­собностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать ин­дивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Для определения уровня усвоения программы мониторинг проводится в конце года.

Итоговые занятия.






















Содержание изучаемого курса


Организация процесса обучения

Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».


Содержание занятий:

В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия. Изучение материала происходит от простого к сложному. От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).



1.Звуки:

- понятие «звук»;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких согласных;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.


2.Буквы:

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются, так как они звучат в твердой позиции в слове.


- знакомство с буквами А О У И ы Э М Н Х К П С Д Т В Б З Ф Г Ш Л Ж Р.

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.


- Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы;

- Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

- Знакомство с траекторией движений при написании буквы.

Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;

Обведение буквы по трафарету;

Обведение буквы по контуру;

Запись буквы в воздухе;

Выкладывание с помощью счетных палочек, фасоли, и т.д.

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;


3.Слоги:

- подбор слов на заданный слог;

- составление.

- чтение прямых и обратных слогов


4.Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

-последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

- чтение слов одно и двусложных слов без стечения согласных.


5. Предложение.

-Составление предложений с заданным словом;
- Подсчет слов в предложении;

- Чтение простых предложений.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Выделение первого звука в слове. Звук и буква А. Гласные звуки.

1

25 мин

10 мин

15 мин

2

Печатание буквы А.

Игры с буквами и словами.

1

25 мин

10 мин

15 мин

3

Звук и буква У. Письмо: Буква У, штриховка.

1

25 мин

10 мин

15 мин

4

Звуковой анализ и чтение АУ. Печатание: АУ, УА.

1

25 мин

10 мин

15 мин

5

Звук и буква И. Королевство гласных. Первый звук в словах.

1

25 мин

10 мин

15 мин

6

Письмо изученных букв:АУИ, ИУА, УИА, ИА. Звуки А,У,И.

1

25 мин

10 мин

15 мин

7

Деление слов на слоги.

1

25 мин

10 мин

15 мин

8

Звук и буква М. Деление слов на слоги

1

25 мин

10 мин

15 мин

9

Согласные звуки (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие)

1

25 мин

10 мин

15 мин

10

Чтение слогов: АМ, УМ, ИМ И т.д.Печатание буквы М; слогов: АМ, УМ,ИМ, МИ; слова МА-МА.

1

25 мин

10 мин

15 мин

11

Гласный звук и буква О. Назови последний звук в словах:окно, тепло.

1


25 мин

10 мин

15 мин

12

Печатание под диктовку: О,ОМ,МО,О.Чтение: ОМ, УМ, АМ, МО,МУ. 

1

25 мин

10 мин

15 мин

13

Звуки Х,Хь. Буква Х. Выделение последнего звука в словах типа: мох,пух…

1

25 мин

10 мин

15 мин

14

Звуковой анализ слов: МАХ, МОХ, МУХ.

1

25 мин

10 мин

15 мин

15

Печатание:1) Буквы Х, 2) Слоги и слова под диктовку:АХ, МАХ, ОХ, МОХ, УХ,МУХ

1

25 мин

10 мин

15 мин

16

Буква Х. Деление на слоги (1,2,3 слога). Звуко-буквенный анализ слогов.

1

25 мин

10 мин

15 мин

17

Деление на слоги (1,2,3 слога). Выделение звука Х: а) в начале слова; б) в конце; в) в середине слова.

1

25 мин

10 мин

15 мин

17

Печатание: а) слоги: АХ,ОХ,УХ, ИХ, ХА, ХО. б) слова: МАХ, МОХ, УХО, МУХА.

1

25 мин

10 мин

15 мин

18

Чтение слов и слогов.

1

25 мин

10 мин

15 мин

19

Звук и буква Ы.Образование множественного числа существительных.

1

25 мин

10 мин

15 мин

20

Печатание: а) буквы Ы, б) слоги: ЫМ,ЫХ,МЫ, ХЫ; Чтение предложений

1

25 мин

10 мин

15 мин

21

Звуки: Н,НЬ. Буква Н. Гласные и согласные звуки.

1

25 мин

10 мин

15 мин

22

Нахождение места звука в слове. Чтение слогов: АН,УН,ИН - НА,НУ.

1

25 мин

10 мин

15 мин

23

Согласные: твёрдые и мягкие. Звуковой анализ: НИНА.

1

25 мин

10 мин

15 мин

24

Печатание: 1) буква Н, 2) слоги: АН, НА, УН, НУ, ИН.

1

25 мин

10 мин

15 мин

25

Буквы М и Н. Закрепление изученного. Чтение слогов и слов.

1

25 мин

10 мин

15 мин

26

Выделение начального согласного звука. Развитие мелкой моторики.

1

25 мин

10 мин

15 мин

27

Звуки: С,СЬ. Буква С. Звуковой анализ слов. Чтение слоговых таблиц.

1

25 мин

10 мин

15 мин

28

Определение звука в слове. Упражнения с разрезной азбукой.

1

25 мин

10 мин

15 мин

29

Составление предложений. Количество слов в предложении.

1

25 мин

10 мин

15 мин

30

Печатание предложений. Чтение предложений.

1

25 мин

10 мин

15 мин

31

Звуки П,Пь. Буква П. Развитие слухового внимания. Звуковой анализ слов: СУП, ПУХ, ПАПА, ПУМА, ПИОН.

1

25 мин

10 мин

15 мин

32

Согласные звуки (звонкие-глухие; твёрдые-мягкие). Чтение слоговых таблиц.

1

25 мин

10 мин

15 мин

33

Звуки К,Кь. Буква К. Чтение слогов, слов, предложений.

1

25 мин

10 мин

15 мин

34

Звуки Т,Ть. Буква Т. 

1

25 мин

10 мин

15 мин

35

Деление слов на слоги. Определение места звука в словах.

1

25 мин

10 мин

15 мин

36

Звуки Р,Рь. Буква Р. Чтение слогов и слов.

1

25 мин

10 мин

15 мин

37

Выделение заданного звука из слов. Работа в прописях и с разрезной азбукой. Скороговорки.

1

25 мин

10 мин

15 мин

38

Дифференциация с/ш. Шипящие и свистящие звуки. Игра: "Наоборот"

1

25 мин

10 мин

15 мин

39

(замена с на ш). Скороговорки. Чтение предложений с заданными словами.

1

25 мин

10 мин

15 мин

40

Звуки Л,Ль. Буква Л. Определение места звука в словах. Чтение слов.

1

25 мин

10 мин

15 мин

41

Дифференциация р/л. Развитие фонематического слуха. Скороговорки.

1

25 мин

10 мин

15 мин

42

Гласные и согласные буквы. Чтение рассказа.

1

25 мин

10 мин

15 мин

43

Звуки Б,Бь. Буква Б. Определение количества и последовательность

1

25 мин

10 мин

15 мин

44

Дифференциация п/б. Звонкие и глухие согласные.

1

25 мин

10 мин

15 мин

45

Профилактика дисграфии. Собери предложение.

1

25 мин

10 мин

15 мин

46

Звуки З,Зь. Буква З. Звуко-буквенный анализ слов: зубр, Зина, зонт.

1

25 мин

10 мин

15 мин

47

Дифференциация з/c. Звонкие и глухие согласные. Предлоги С,ЗА.

1

25 мин

10 мин

15 мин

48

Составление рассказа-описания. Работа в прописях.

1

25 мин

10 мин

15 мин

49

Чтение слов, слогов, предложений.

1

25 мин

10 мин

15 мин

50

Звуки В,Вь. Буква В. Развитие фонематического слуха в игре:

1

25 мин

10 мин

15 мин

51

Звуки Д,Дь. Буква Д. Скороговорки. Звуко-буквенный анализ слов.

1

25 мин

10 мин

15 мин

52

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

1

25 мин

10 мин

15 мин

53

Схема предложения.

1

25 мин

10 мин

15 мин

54

Дифференциация д/т. Звонкие и глухие согласные.

1

25 мин

10 мин

15 мин

55

Звуки Г, Гь. Буква Г. Составление слов из слогов.

1

25 мин

10 мин

15 мин

56

Множественное число существительных. Кроссворд.

1

25 мин

10 мин

15 мин

57

Дифференциация г/к. Единственное число существительных.

1

25 мин

10 мин

15 мин

58

Составление вопросов. Работа в прописях.

1

25 мин

10 мин

15 мин

59

Звук и буква Ж. Определение места звука в словах.

1

25 мин

10 мин

15 мин

60

Дифференциация ш/ж. Чтение слов, слогов, предложений.

1

25 мин

10 мин

15 мин

61

Слова-предметы, слова-действия. Составление предложений.

1

25 мин

10 мин

15 мин

62

Гласный звук Э. Гласные звуки. Чтение слов, предложений.

1

25 мин

10 мин

15 мин

63

Буква Е. Сложные гласные буквы. Чтение. Составление вопросов.

1

25 мин

10 мин

15 мин

64

Мягкий согласный Й (мой,твой). Подбор признаков. Изменение слов

1

25 мин

10 мин

15 мин

66

Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов. Существительные мужского и

1

25 мин

10 мин

15 мин

67

Буква Ф. Чтение слов и предложений. Сосотавление слов из слогов.

1

25 мин

10 мин

15 мин

68

Гласная буква Я. Твёрдые и мягкие согласные. Звуко-буквенный

1

25 мин

10 мин

15 мин

69

Звук и буква Ч. Звуковой анализ слов. Образование отчеств.

1

25 мин

10 мин

15 мин

70

Буква Ё. Звуко-буквенный анализ слов. Письмо. Чистоговорка.

1

25 мин

10 мин

15 мин

71

Буква Ю. Мягкие согласные. Изменение предложений по образцу.

1

25 мин

10 мин

15 мин

72

Ь знак. Твёрдые и мягкие согласные.

1

25 мин

10 мин

15 мин

73

Звук и буква Щ. Правило: Запомни, что звук Щ, как и Ч, вегда мягкий!

1

25 мин

10 мин

15 мин

74

Буква Ъ. Изменение слов по образцу.

1

25 мин

10 мин

15 мин


Всего: 74 часа 






Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы


  • Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте»;

  • Магнитная азбука;

  • Графические изображения букв;

  • Индивидуальные разрезные азбуки;

  • Карточки для индивидуального чтения;

  • Фланелеграф;

  • Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.;

  • Раскраска «Азбука» на каждого ребенка;

  • Магнитофон, компьютер.



Список литературы

1.Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Прес­са», 2004 г.

2.Верясова Т.В., Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса. Екатеринбург-2000.

3.Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л. Папка дошкольника. Игра «Поиграем со словами», КОГУП «Кировская областная типография», 2005г.

4.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры, С.-П., 2005.

5.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., «Ступеньки к школе», М., 1999

6.Цуканова С.П, Бетц Л.Л., Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007

7.Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

8.Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее