Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г.№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации , реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г./№ 413»;
- Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования (обучение грамоте (чтение). 1-4 классы Москва «Просвещение» 2011) и особенностями общеобразовательной организации и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
УМК «Школа России»:
учебник «Азбука», авторы В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, издательство М.: Просвещение, 2017, в 2- х частях.
Место курса в учебном плане.
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение обучение грамоте (чтение) в 1 классе отводит 92 часа для обязательного изучения учебного предмета «Обучение грамоте (чтение)», из расчета 4 часа в неделю.
Общая характеристика учебного процесса
Цели и задачи курса
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:
1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Курс «Обучение грамоте» придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
- формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
-развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
-воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи подготовительного периода:
-развитие фонематического слуха детей;
-развитие умения вычленять звуки из слова;
-формировать умение производить слогозвуковой и звуковой анализ слов;
-формировать умение сравнивать звуки в, похоже, звучащих словах.
-введение понятий: слово; предложение; гласные; ударение; слог.
-обучать подбору разных слов для называния одного и того же предмета;
-обучать составлению схемы слова;
-обучать составлению предложения по картинкам;
-обучать изображению предложения в виде схемы.
Задачи букварного периода:
-введение и закрепление позиционного принципа чтения;
-обучение слогозвуковому и звукобуквенному анализу слова (орфографическая пропедевтика);
-анализ печатного и письменного образа буквы;
-упражнения в написании элементов букв, букв, соединений, слов и предложений;
-упражнения в списывании слов, предложений, текстов с печатного образца;
-обогатить словарь учащихся и развивать устные (слушание и говорение) и отчасти письменные (письмо) виды речи;
-развивать фонематический слух;
-научить делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками;
-учить обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевать процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целым словом чтения предложений и связных текстов;
-обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений;
-совершенствовать речевой аппарат;
-вырабатывать отчётливое и достаточно громкое правильное произношение слов, слогов, звуков.
Задачи послебукварного периода:
-развивать умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих;
-учить пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин;
-формировать сознательное, правильное, плавное слоговое чтение, с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой;
-развивать связную речь, повышать культуру речевого общения;
-совершенствовать звуковую, произносительную речь детей, устранять недочёты произношения.
Содержание учебного предмета
Начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
В Обучении грамоте различаются три периода:
добукварный – подготовительный;
букварный – основной,
послебукварный – завершающий.
Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твердых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного (основного) периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.
№ п/п | Название раздела | Количество часов на изучение |
1 | Подготовительный ( добукварный ) период. | 17 |
2 | Букварный период | 63 |
3 | Послебукварный период | 12 |
| Итого: | 92 |
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (чтение)
№ п/п | Тема урока | П Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | |||||
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | план | факт | ||||
| Подготовительный ( добукварный ) период. (17часов). | |||||||
1. | Азбука – первая учебная книга.
| Научиться работать с книгой, называть элементы книги. Возможность научиться различать на слух устную и письменную речь | Регулятивные. Волевая саморегуляция Познавательные. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные. Формулировать свои затруднения. | Мотивация учебной деятельности. |
|
| ||
2. | Речь устная и письменная.
| Научиться выделять из речи предложения. Возможность научиться отличать предложение от слова. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные. Формулировать свои затруднения. | Мотивация учебной деятельности. |
|
| ||
3. | Слово и предложение. | Научиться определять количество слов в предложении. Возможность научиться определять количество слогов в слове. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные. Обращаться за помощью. | Принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||
4. | Слово и слог. Ударение. | Научиться делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Научиться определять ударный слог в слове. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные. Обращаться за помощью. | Принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||
5. | Деление слов на слоги. Ударение. | Научиться делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Научиться определять сколько слогов в слове. | Регулятивные. Организовывать свое учебное место под руководством учителя. Познавательные. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Коммуникативные. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. | Мотивация учебной деятельности |
|
| ||
6. | Звуки в окружающем мире. | Возможность научиться выделять звуки из слов. Возможность научиться отличать согласный звук от гласного. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Выделение познавательной цели. Коммуникативные. Формулировать свои затруднения. | Принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||
7. | Гласные и согласные звуки. | Возможность научиться различать гласные и согласные звуки. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные. Формулировать свои затруднения. | Мотивация учебной деятельности. |
|
| ||
8. | Слияние согласного звука с гласным. | Возможность научиться определять количество и последовательность звуков в слове. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Выделение познавательной цели. Коммуникативные. Формулировать свои затруднения. | Мотивация учебной деятельности. |
|
| ||
9. | Повторение и закрепление пройденного материала. | Возможность закрепить умение определять количество предложений в речи, количество слов в предложении, делить слова на слоги, выделять ударный слог, работать со схемами слова. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Выделение познавательной цели. Коммуникативные. Формулировать свои затруднения. | Принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||
10. | Алфавит | Возможность узнать буквы алфавита | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Выделение познавательной цели. Коммуникативные. Формулировать свои затруднения | Мотивация учебной деятельности. |
|
| ||
11. | Повторение и закрепление пройденного материала | Возможность закрепить умение определять количество предложений в речи. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Выделение познавательной цели. Коммуникативные. Формулировать свои затруднения | Принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||
12. | Гласный звук [а], буквы А, а. | Возможность научиться выделять звук [а], из речи. Возможность научиться составлять рассказ по сюжетной картинке. Возможность научиться пересказывать сказку по серии картинок. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Выделение познавательной цели. Коммуникативные. Формулировать свои затруднения. | Мотивация учебной деятельности |
|
| ||
13. | Гласный звук [о], буквы О, о. | Возможность научиться выделять звук [о]. Возможность научиться составлять рассказ по сюжетной картинке. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Выделение познавательной цели. Коммуникативные. Слушать собеседника. | Мотивация учебной деятельности |
|
| ||
14. | Гласный звук [и], буквы И, и. | Научатся выделять звук [и] из речи в процессе слого-звукового анализа. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Выделение познавательной цели. Коммуникативные. Умение строить монологическое высказывание. | Мотивация учебной деятельности |
|
| ||
15. | Гласный звук [ы], буква ы. | Возможность научиться выделять звук [ы] в процессе слого-звукового анализа. Возможность научиться находить слова с буквой ы в тексте. Возможность научиться составлять слова, работая в паре. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Выделение познавательной цели. Коммуникативные. Слушать собеседника. | Принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||
16. | Гласный звук [у], буквы У, у. | Возможность научиться выделять звук [у] в словах. Возможность научиться находить слова с буквой у в тексте. Возможность научиться работать с пословицами. | Регулятивные. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные. Осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные. Задавать вопросы. | Уважительное отношение к иному мнению. |
|
| ||
17. | Гласные буквы и звуки (обобщение). | Возможность научиться работать самостоятельно. | Регулятивные. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные. Осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные. Задавать вопросы | Уважительное отношение к иному мнению. |
|
| ||
Букварный период (63часа). | ||||||||
18. 19
| Звуки [н], [н,], буквы Н, н. Закрепление.
| Возможность научиться производить слого – звуковой анализ слова. Возможность в процессе анализа выделить изучаемые звуки, узнавать их в словах. Возможность научиться читать слоги-слияния, слова с изученной буквой. | Регулятивные. Ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные. Использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные. Строить монологическое высказывание. | Уважительное отношение к иному мнению. |
|
| ||
20. 21.
| Звуки [с], [с,], буквы С, с.
| Возможность научиться производить слого – звуковой анализ слова. Возможность в процессе анализа выделить изучаемые звуки, узнавать их в словах. Возможность научиться читать слоги-слияния, слова, предложения с изученной буквой. | Регулятивные. Ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные. Использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные. Строить монологическое высказывание. | Уважительное отношение к иному мнению. |
|
| ||
22. 23.
| Звуки [к], [к,], буквы К, к.
| Возможность научиться производить слого – звуковой анализ слова. Возможность в процессе анализа выделить изучаемые звуки, узнавать их в словах. Возможность научиться читать слоги-слияния, слова, предложения с изученной буквой. | Регулятивные. Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Мотивация учебной деятельности |
|
| ||
24.
| Звуки [т], [т,], буквы Т, т. | Возможность научиться соотносить новые звуки и букву их обозначающую. Возможность научиться слоги – слияния и слова с новой буквой. Возможность научиться составлять рассказ, используя данные слова. | Регулятивные. Формулировать удерживать учебную задачу. Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные. Слушать собеседника. | Уважительное отношение к иному мнению. |
|
| ||
25.
| Звуки [т], [т,], буквы Т, т. | Возможность научиться писать имена людей. Возможность научиться задавать вопросы и отвечать на них. Возможность научиться разгадывать ребусы и работать в паре. | Регулятивные. Использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные. Предлагать помощь и сотрудничество. | Мотивация учебной деятельности |
|
| ||
26.
| Звуки [л], [л’], буквы Л, л. | Возможность научиться выделять новые звуки. Возможность научиться читать слоги, слова, предложения с новыми буквами. Возможность научиться работать в группе. | Регулятивные. Адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок. Познавательные. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные. Слушать собеседника. | Мотивация учебной деятельности |
|
| ||
27.
| Звуки [л], [л’], буквы Л, л. | Возможность научиться читать слова и предложения с новыми буквами. Возможность научиться составлять рассказ на определённую тему. Возможность научиться разыгрывать диалоги. | Регулятивные. Адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок. Познавательные. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные. Слушать собеседника. | Мотивация учебной деятельности |
|
| ||
28.
| Звуки [р], [р’], буквы Р, р. | Возможность научиться определять основную мысль текста. Возможность научиться читать слоги, слова, предложения с новыми буквами. Возможность научиться составлять рассказ по сюжетной картинке. | Регулятивные. Адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок. Познавательные. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные. Слушать собеседника. | Уважительное отношение к иному мнению. |
|
| ||
29. 30.
| Звуки [в], [в’], буквы В, в. Звуки [в], [в’], буквы В, в. | Возможность научиться выделять новые звуки. Возможность научиться читать слова, слоги, предложения с новыми буквами. Возможность научиться определять основную мысль текста и озаглавливать его. | Регулятивные. Адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок. Познавательные. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные. Слушать собеседника. | Уважительное отношение к иному мнению. |
|
| ||
31. 32.
| Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’ э]. Буква Е- показатель мягкости согласного звука. | Возможность научиться производить слого-звуковой анализ слов. Возможность научиться читать слоги, слова с буквой е в начале слов и после гласных в середине и на конце слова. | Регулятивные. Использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные. Использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные. Строить понятные для партнёра высказывания. | Уважительное отношение к иному мнению. |
|
| ||
33.
| Звуки [п], [п’], буквы П, п. | Возможность научиться выделять новые звуки? Возможность научиться находить в тексте ответы на вопросы. | Регулятивные. Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Установка на здоровый образ жизни. |
|
| ||
34.
| Звуки [п], [п’], буквы П, п. | Возможность научиться классифицировать слова в соответствии с их значением. Возможность научиться составлять рассказ о профессии. | Регулятивные. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Установка на здоровый образ жизни. |
|
| ||
35.
| Звуки [м], [м’], буквы М, м. | Возможность научиться выделять из слов звуки [м], [м’]. Возможность научиться группировать и классифицировать все изученные буквы. Возможность научиться составлять рассказ, работая в паре. | Регулятивные. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные. Строить понятные для партнёра высказывания. | Мотивация учебной деятельности. |
|
| ||
36.
| Звуки [м], [м’], буквы М, м. | Возможность научиться составлять рассказ, используя опорные слова. Возможность научиться работать в группе. | Регулятивные. Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные. Строить монологическое высказывание. | Мотивация учебной деятельности. |
|
| ||
37.
| Звуки [з], [з’], буквы З, з. | Возможность научиться выделять новые звуки. Возможность научиться читать слова, слоги, предложения с новыми буквами. | Регулятивные. Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные. Строить монологическое высказывание. | Мотивация учебной деятельности. |
|
| ||
38.
| Звуки [з], [з’], буквы З, з. (закрепление) | Возможность научиться различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [з], [з’], [с], [с,] . возможность научиться читать слоги-слияния с этими буквами. | Регулятивные. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные. Слушать собеседника. | Мотивация учебной деятельности. |
|
| ||
39.
| Звуки [б], [б’], буквы Б, б. | Возможность научиться выделять звуки [б], [б’]. Возможность научиться читать слоги, слова с новой буквой. | Регулятивные. Использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные. Слушать собеседника. | Мотивация учебной деятельности. |
|
| ||
40.
| Звуки [б], [б’], буквы Б, б. | Возможность научиться составлять рассказ по сюжетной картинке. Возможность научиться разгадывать ребусы. Возможность научиться дополнять слова. | Регулятивные. Использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные. Слушать собеседника. | Уважительное отношение к иному мнению |
|
| ||
41.
| Звуки [д], [д’], буквы Д, д. | Возможность научиться выделять из слов звуки [д], [д’]. Возможность научиться читать слоги, слова, предложения с изученными буквами. | Регулятивные. Использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные. Использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные. Строить понятные для партнёра высказывания. | Уважительное отношение к иному мнению |
|
| ||
42. 43.
| Звуки [д], [д’], буквы Д, д. Чтение слов с буквами Д д. | Возможность научиться различать парные по глухости-звонкости согласные: [д], [д’], [т], [т,]. Возможность научиться составлять рассказ по сюжетной картинке. Возможность научиться работать в паре. | Регулятивные. Использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные. Использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные. Строить понятные для партнёра вы]сказывания. | Уважительное отношение к иному мнению |
|
| ||
44.
| Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а].
| Возможность научиться обозначать слияние [j`a]. Возможность научиться объяснять разницу между количеством звуков и букв в словах. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Выделение познавательной цели. Коммуникативные. Слушать собеседника. | Мотивация учебной деятельности. |
|
| ||
45.
| Гласные буквы Я, я. Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного в слог – слиянии. | Возможность научиться читать слоги – слияния с буква я, а. Возможность научиться работать в паре по тексту. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Выделение познавательной цели. Коммуникативные. Слушать собеседника. | Мотивация учебной деятельности. |
|
| ||
46.
| Закрепление пройденного материала. | Возможность научиться читать слова с буквой я. Возможность научиться работать в группе над анализом произведения. Возможность научиться соотносить рисунки и слова. | Регулятивные. Адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок. Познавательные. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные. Слушать собеседника. | Мотивация учебной деятельности. |
|
| ||
47.
| Звуки [г], [г’], буквы Г, г. | Возможность научиться выделять звуки [г], [г’], [к], [к, ]. Возможность научиться читать слоги, слова с изученной буквой. Возможность научиться читать текст и находить в нём слова с заглавной буквой. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Выделение познавательной цели. Коммуникативные. Слушать собеседника. | Уважительное отношение к иному мнению |
|
| ||
48.
| Звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | Возможность научиться сопоставлять попарно слоги с буквами К, г. Возможность научиться читать скороговоркуВозможность научиться работать в паре над анализом произведения. | Регулятивные. Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Использовать общие приёмы решения задач. К. Строить монологическое высказывание. | Уважительное отношение к иному мнению |
|
| ||
49.
| Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.
| Возможность научиться выделять звук [ч’] из слов. Возможность научиться читать слоги-слияния, слова с новой буквой. Возможность научиться писать сочетания ча, чу. Возможность научиться определять разные значения одного и того же слова. | Регулятивные. Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные. Строить монологическое высказывание. | Установка на здоровый образ жизни. |
|
| ||
50. 51.
| Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Закрепление.
Чтение слов ,предложений с буквой ч. | Возможность научиться читать слова с изученной буквой. Возможность научиться составлять рассказ по сюжетной картинке. Возможность научиться задавать вопросы по содержанию прочитанного текста. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Выделение познавательной цели. Коммуникативные. Слушать собеседника. | Установка на здоровый образ жизни. |
|
| ||
52.
| Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь | Возможность научиться обозначать мягкость согласного на конце слова гусь. Возможность научиться устанавливать количество звуков в слове? | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Выделение познавательной цели. Коммуникативные. Слушать собеседника. | Установка на здоровый образ жизни. |
|
| ||
53.
| Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь | Возможность научиться читать слова с буквой ь знак на конце и в середине. Возможность научиться различать слова, отвечающие на вопросы кто? что? | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные. Обращаться за помощью | Установка на здоровый образ жизни. |
|
| ||
54.
| Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь | Возможность научиться отвечать на вопросы по содержанию текста. Возможность научиться работать в группе. | Регулятивные. Волевая саморегуляция. Познавательные. Умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные. Обращаться за помощью | Уважительное отношение к иному мнению |
|
| ||
55.
| Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | Возможность научиться выделять звук [ш] из слов. Возможность научиться читать слоги-слияния, слова с буквой ш. | Р. Адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок. П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К. Слушать собеседника. | Уважительное отношение к иному мнению |
|
| ||
56.
| Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | Возможность научиться читать слова с буквой ш. Возможность научиться писать сочетания ши, ше. | Р. Адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок. П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К. Слушать собеседника. | Уважительное отношение к иному мнению |
|
| ||
57.
| Тверды согласный звук [ж], буквы Ж, ж. | Возможность научиться распознавать в словах новый звук. Возможность научиться читать слоги-слияния, слова с новой буквой. | Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. П. Выделять и формулировать познавательную цель. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||
58. 59. | Звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж], [ш]. Слова с сочетание ЖИ-ШИ.
| Возможность научиться читать слоги с буквами ж, ш. Возможность научиться работать в паре. Возможность научиться работать со скороговоркой. | Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. П. Выделять и формулировать познавательную цель. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||
60.
| Буквы Ё,ё, обозначающие два звука й о | Возможность научиться объяснять разницу между количеством звуков и букв в словах. Возможность научиться читать слова с буквой ё в начале слова и после гласных. | Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. П. Выделять и формулировать познавательную цель. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||
61.
| Буквы Ё,ё. БукваЁ – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. | Возможность научиться читать слова с буквами ё, о. возможность научиться работать со скороговорками. | Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. П. Выделять и формулировать познавательную цель. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||
62.
| Мягкий согласный звук [й], буква й. | Возможность научиться выделять звук [й] в процессе слого-звукового анализа. Возможность научиться читать слова с изученной буквой. Возможность научиться отвечать на вопросы по содержанию текста. | Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. П. Выделять и формулировать познавательную цель. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||
63.
| Чтение слов с буквой Й (закрепление). | Читать слоги предложения и слова с изученными буквами. |
|
| ||||
64.
| Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | Возможность научиться выделять в словах новые звуки [х], [х’]. Возможность научиться читать слоги, слова с новыми звуками. Возможность научиться работать со словарём. | Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. П. Выделять и формулировать познавательную цель. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Принятие образа «хорошего ученика». |
|
| ||
65.
| Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Закрепление.
| Возможность научиться читать слова с изученными буквами. Возможность научиться задавать вопросы по содержанию. Возможность научиться работать с пословицами. | Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Осознанно строить сообщения в устной форме. К. Предлагать помощь и сотрудничество. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
| ||
66.
| Гласные буквы Ю, ю обозначающие два звука й у.
| Возможность научиться объяснить разницу между количеством звуков и букв в словах. Возможность научиться читать слова с буквами ю, у. возможность научиться работать в группе и в паре. | Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Осознанно строить сообщения в устной форме. К. Предлагать помощь и сотрудничество. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
| ||
67.
| Гласные буквы Ю, ю. Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. |
|
|
68.
| Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.
| Возможность научиться выделять звук [ц] из слова. Возможность научиться распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой. Возможность научиться работать в паре. | Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Осознанно строить сообщения в устной форме. К. Предлагать помощь и сотрудничество. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
69.
| Звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение предложений, текстов с буквой Ц. | Возможность научиться выразительно читать стихотворные тексты. Возможность научиться работать над скороговоркой. Возможность научиться читать слоги с буквами ц, ч. с. | Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Осознанно строить сообщения в устной форме. К. Предлагать помощь и сотрудничество. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
70.
| Гласный звук [э], буквы Э, э. | Возможность научиться читать слова с новой буквой. | Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Осознанно строить сообщения в устной форме. К. Предлагать помощь и сотрудничество. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
71.
| Гласный звук [э], буквы Э, э. Закрепление. | Возможность научиться читать слова с изученными буквами. Возможность научиться отвечать на вопросы по прочитанному. | Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Осознанно строить сообщения в устной форме. К. Предлагать помощь и сотрудничество. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
72.
| Мягкий глухой согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. | Возможность научиться выделять звук [щ’] в словах. Возможность научиться читать слова, слоги с новой буквой. Возможность научиться читать скороговорки. | Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Осознанно строить сообщения в устной форме. К. Предлагать помощь и сотрудничество. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
73.
| Чтение предложений и текстов с буквами Щ.
| Возможность научиться читать стихотворные тексты. Возможность научиться работать в паре. | Р. Использовать речь для регуляции своего действия. П. Ставить и формулировать проблемы. К. Строить понятные для партнёра высказывания. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|
74.
| Чтение слов с изученными буквами. | Научаться читать слоги-слияния, слова с изученной буквой. Научаться составлять рассказ по серии сюжетных картинок. | Р. Ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем. П. Использовать общие приёмы решения задач. К. Строить монологическое высказывание. | Уважительное отношение к иному мнению. |
|
|
75.
| Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф | Возможность научиться выделять звуки [ф], [ф’] из слов. Возможность научиться читать слоги, слова с изученной буквой. Возможность научиться различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [в,] - [ф’], [в] – [ф]. Возможность научиться различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [в,] - [ф’], [в] – [ф]. | Р. Использовать речь для регуляции своего действия. П. Ставить и формулировать проблемы. К. Строить понятные для партнёра высказывания. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. П. Ставить и формулировать проблемы. К. Строить понятные для партнёра высказывания. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|
76.
| Чтение слов и слогов с буквами Ф, ф. |
|
| |||
77.
| Знакомство с буквой «твердый знак» Ъ.
| Возможность научиться обозначать буквами примыкание согласного к слиянию. Возможность понять какую роли играет Ъ и Ь знак в речи. | Р. Использовать речь для регуляции своего действия. П. Ставить и формулировать проблемы. К. Строить понятные для партнёра высказывания. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|
79. 80.
| Алфавит. | Возможность научиться называть правильно буквы русского алфавита | Вносить необходимые дополнение и изменения в план | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
Послебукварный период (12часов) | ||||||
81.
| К. Д. Ушинский «Наше Отечество».
| Возможность научиться определять главную мысль текста. Возможность научиться отвечать на вопросы по тексту. Возможность научиться пересказывать текст на основе опорных слов. | Р. Использовать речь для регуляции своего действия. П. Ставить и формулировать проблемы. К. Строить понятные для партнёра высказывания. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|
|
82.
| В. Крупин «Первоучители словенские», «Первый букварь» | Возможность научиться работать с дополнительной литературой. Возможность научиться объяснять смысл непонятных слов, пользуясь словарём. | Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Осознанно строить сообщения в устной форме. К. Предлагать помощь и сотрудничество. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
83.
| А. С. Пушкин. Сказки. | Возможность научиться определять название сказки на основе иллюстрации. Возможность научиться определять, из какой книги прочитанный отрывок. Возможность научиться читать выразительно. | Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Осознанно строить сообщения в устной форме. К. Предлагать помощь и сотрудничество. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
84.
| Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский. Рассказы для детей . | Возможность научиться читать выразительно. Возможность научиться соотносить поступки героев со своими поступками. Возможность научиться придумывать свои рассказы на определённую жизненную тему. | Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. П. Использовать общие приёмы решения задач. К. Строить монологическое высказывание. | Установка на здоровый образ жизни. |
|
|
85.
| Творчество К. И. Чуковского. | Возможность научиться выразительно, читать стихи. Возможность научиться по рисунку, составлять рассказ. Возможность научиться читать диалог. | Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. П. Использовать общие приёмы решения задач. К. Строить монологическое высказывание. | Установка на здоровый образ жизни. |
|
|
86.
| В. В. Бианки «Первая охота». | Возможность научиться самостоятельно озаглавливать текст рассказа. Возможность научиться отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Возможность научиться пересказывать текст на основе опорных слов. | Р. Волевая саморегуляция. П. Выделение познавательной цели. К. Слушать собеседника. | Уважительное отношение к иному мнению. |
|
|
87.
| С. Я. Маршак. Стихи. | Возможность научиться выразительно, читать стихи. Возможность научиться читать по ролям. | Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. П. Использовать общие приёмы решения задач. К. Строить монологическое высказывание. | Установка на здоровый образ жизни. |
|
|
88.
| Творчество М. М. Пришвина. «Глоток молока», «Первомайское утро». | Возможность научиться рисовать словесные картинки. Возможность научиться отвечать на вопросы по содержанию. Возможность научиться рассказывать о герое произведения, пользуясь опорными слова. | Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Осознанно строить сообщения в устной форме. К. Предлагать помощь и сотрудничество. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
89.
| А. Л. Барто, «Помощница», «Зайка», «Игра в слова» | Возможность научиться выразительно читать стихи. Возможность научиться сравнивать рассказ и стихотворение. Возможность научиться выразительно читать стихи. | Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Осознанно строить сообщения в устной форме. К. Предлагать помощь и сотрудничество. Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Осознанно строить сообщения в устной форме. К. Предлагать помощь и сотрудничество. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
90.
| С. В. Михалков. «Котята» |
|
| |||
91. 92.
| Б. В. Заходер «Два и три». В. Д. Берестов «Пёсья песня», «Прощание с другом». | Возможность научиться определять настроение стихотворения. Возможность научиться читать стихи, отражая настроение. | Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Осознанно строить сообщения в устной форме. К. Предлагать помощь и сотрудничество. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
Планируемые результаты
Подготовительный период
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
- выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи;
- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
- разделять слово на слоги с использованием графических схем;
- делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
- определять главную мысль предложения;
- отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;
Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.
Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:
- осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
- понимать смысловое значение интонации;
- обозначать гласные звуки буквами;
- рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
- наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
-вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
- пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках,
Коммуникативные УУД:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные УУД
- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
проявлять интерес к новому учебному материалу
-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Букварный период (основной).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- давать характеристику согласным звукам,
- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
- читать слова с изученными буквами,
- узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,
- группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
- обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;
- определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;
- называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
- наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;
- выделять в однокоренных словах корень;
- объяснять значение многозначных слов,
- отгадывать буквенные ребусы;
-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;
- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;
-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
- находить рифму;
- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
- различать значения многозначных слов
Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УУД:
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|