ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторских программ В. Г. Горецкого «Обучение грамоте» и Т.Г.Рамзаевой «Русский язык».
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств, для представления информации.
Активное использование речевых средств и средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Средняя скорость письма к концу 1класса - 10 – 20 букв / мин;
Письмо букв в связке – 1 – 1,5 буквы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (207 ч)
Добукварный период (31 ч) | ||||||||||||||||
Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв. | ||||||||||||||||
Букварный период (120 ч) | ||||||||||||||||
I. Обучение чтению Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения. II. Обучение письму Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма. III. Развитие устной речи Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках). Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей. Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями). Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. | ||||||||||||||||
Послебукварный период (36 ч) | ||||||||||||||||
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. 1. Круг произведений для чтения. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения. Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.) Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя). Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы. 2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений. Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова. Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха. Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся. 3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством. Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их. Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений. 4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному. Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, интонацией. | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
1 КЛАСС (50 ч) | ||||||||||||||||
Наша речь (2 ч) | ||||||||||||||||
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа. | ||||||||||||||||
Текст, предложение, диалог (3 ч) | ||||||||||||||||
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). | ||||||||||||||||
Слова, слова, слова… (4 ч) | ||||||||||||||||
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. | ||||||||||||||||
Слово и слог. Ударение. (6 ч) | ||||||||||||||||
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление). | ||||||||||||||||
Звуки и буквы (34 ч) | ||||||||||||||||
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть-40ч | II четверть-35ч | III четверть -45 ч | IV четверть-45 ч | ||||||||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Подготовительный этап – | 20 | 1 | Букварный этап – | 35 | 1 | Букварный этап – | 20 | 1 | Русский язык | 45 |
2 | Букварный этап – | 20 | 2 |
|
| 2 | Послебукварный этап – | 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 | Русский язык | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Диктант | - |
| Диктант | - |
| Диктант | 1 |
| Диктант | 1 |
| Самостоятельная работа | - |
| Самостоятельная работа | - |
| Самостоятельная работа | 3 |
| Самостоятельная работа | - |
| Контрольное списывание | - |
| Контрольное списывание | - |
| Контрольное списывание | 1 |
| Контрольное списывание | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Проверочная работа (тест) | 1 |
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип | Элементы содержания | Вид | Ви деятельности учащихся | ИКТ | Дата |
I четверть - 40 часов Подготовительный этап – 20 часов Пропись 1 | ||||||||
1 | История возникновения письма | 1 | Комбинированный | Возникновение письменности | Текущий | Отвечать на вопросы учителя о назначении прописи. Ориентироваться в первой учебной тетради. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме. Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма. Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи. | ИКТ |
|
2 | Знакомство с новым предметом | 1 | Комбинированный | Подготовка к письму. Правило письма | Индивидуальный опрос | ИД |
| |
3-4 | Гигиенические правила письма | 2 | Комбинированный | Гигиенические правила письма. Письмо наклонных прямых | Фронтальный опрос |
|
| |
5-6 | Рабочая строка | 2 | Комбинированный | Знакомство с рабочей строкой. Дописывание строк | Индивидуальный опрос | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий. Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент. Писать элементы основного алгоритма. | ЭОР ИД |
|
7 | Письмо наклонных прямых | 1 | Комбинированный | Письмо по образцам | Фронтальный опрос |
| ЭОР ИД |
|
8 | Письмо наклонных прямых с закруглением внизу | 1 | Комбинированный | Звукобуквенный анализ слова «дома». Письмо по образцу элементов букв. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка | Фронтальный опрос |
| ЭОР ИД |
|
9 | Письмо наклонной прямой с закруглением вверху и внизу | 1 | Комбинированный | Письмо элементов согласных букв. Деление слов на слоги | Фронтальный опрос |
| ЭОР ИД |
|
10 | Письмо удлиненной петли вверху и внизу | 1 | Комбинированный | Анализ слов «корзина», «мешок». Письмо линий с петлей | Фронтальный опрос |
| ЭОР ИД |
|
11 | Письмо полуовалов «левых» и «правых» | 1 | Комбинированный | Письмо полуовалов. Развитие фонематического слуха | Фронтальный опрос |
| ЭОР ИД |
|
12 | Письмо овалов | 1 | Комбинированный | Обведение овалов и письмо. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка | Фронтальный опрос |
| ЭОР ИД |
|
Пропись 2 | ||||||||
13 | Строчная буква а | 1 | Комбинированный | Анализ начертания строчной буквы а | Чтение наизусть | Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы буквы А, а. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы А, а в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы А, а с образцом. | ЭОР ИД |
|
14 | Прописная буква А | 1 | Комбинированный | Знакомство с написанием прописной буквы А. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| |
15 | Строчная буква о. Прописная буква О | 1 | Комбинированный | Письмо буквы О по образцу | Фронтальный опрос | Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы О, о в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы О, о с образцом. | ЭОР ИД |
|
16 | Строчная и прописная буквы и И | 1 | Комбинированный | Слоговой и звукобуквенный анализ слов «сливы», «нитки». Написание букв и,И | Фронтальный опрос | Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Называть правильно элементы буквы и. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву и в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву и с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Приводить примеры слов со звуком [и] в начале, середине, конце слова. Осваивать приёмы комментированного письма. Записывать слова с буквой и под руководством учителя с комментированием. | ЭОР ИД |
|
17 | Письменная буква ы | 1 | Комбинированный | Написание буквы ы. Письмо под диктовку: а, и, о | Фронтальный опрос | Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных буквах. Называть правильно элементы буквы ы. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву ы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву ы с образцом. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Оценивать свою работу. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Записывать слова, содержащие буквы и, ы, с комментированием. | ЭОР ИД |
|
18 | Строчная буква у | 1 | Комбинированный | Слоговой и звукобуквенный анализ слов «утка», «бусы». Письмо предложения «Ау!» | Фронтальный опрос | Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Называть правильно элементы буквы У, у. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы У, у в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы У, у с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Писать изученные ранее буквы в соответствии с образцом. | ЭОР ИД |
|
19 | Прописная буква У | 1 | Комбинированный | Написание предложений. Анализ предложений | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| |
20 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | Написание предложений. Анализ предложений | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| |
Букварный этап – 20 часов | ||||||||
21 | Строчная буква н | 1 | Комбинированный | Написание слогов и слов с буквой н. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка | Фронтальный опрос | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчной букве. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву, н в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи. | ЭОР ИД |
|
22 | Прописная буква Н | 1 | Комбинированный | Письмо слогов, слов и предложений с буквой Н | Фронтальный опрос | Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы Н, н в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Н, н с образцом. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с письменного шрифта. Работать в парах и группах: анализировать работу товарищей и оценивать её по правилам | ЭОР ИД |
|
23- 24 | Строчная и прописная буквы с, С | 2 | Комбинированный | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо слов и предложений с буквой С | Выразительное чтение | Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы С, с в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы С, с с образцом. Писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные.
| ЭОР ИД |
|
25 | Строчная буква к | 1 | Комбинированный | Запись слогов и слов, предложения | Фронтальный опрос | Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву к в соответствии с образцом. Анализировать написанную согласную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой). Сравнивать написанные буквы к с образцом. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. | ЭОР ИД |
|
26 | Прописная буква К | 1 | Комбинированный | Написание заглавной буквы К | Фронтальный опрос | Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы К, к в соответствии с образцом. Анализировать написанную согласную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой). Сравнивать написанные буквы К, к с образцом. Писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования. Списывать без ошибок с письменного шрифта. | ЭОР ИД |
|
27 -28 | Строчная и прописная буквы т, Т | 2 | Комбинированный | Письмо букв т, Т, слов и предложений с ними | Чтение наизусть | Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы Т, т в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Т, т с образцом. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Списывать без ошибок с письменного шрифта. Грамотно оформлять на письме вопросительное предложение. Правильно интонировать при чтении вопросительное предложение. | ЭОР ИД |
|
29 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | Запись слогов и слов, предложения | Фронтальный опрос | Выполнять гигиенические правила письма. Обводить по контуру изученные буквы. Анализировать предложения, данные учителем, определять количество слов в них, объяснять известные орфограммы (начало предложения, правописание имён собственных). Списывать без ошибок предложения, грамотно обозначать границы предложения. Составлять текст из 2—3-х предложений, записывать его под руководством учителя, используя приём комментирования | ЭОР ИД |
|
30 -31 | Строчная и прописная буквы л, Л | 2 | Комбинированный | Письмо слогов, имен и предложений | Фронтальный опрос | выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы Л, л в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Л, л с образцом. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с письменного шрифта. Грамотно оформлять на письме вопросительное предложение.
| ЭОР ИД |
|
32 | Строчная и прописная буквы р Р | 1 | Комбинированный | Письмо слов и предложений | Выразительное чтение | Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя. Анализировать написанную букву. Сравнивать написанную букву с образцом. Писать слоги, слова, предложения. Списывать с рукописного и печатного текста. Писать под диктовку буквы, слоги, слова, предложения. Соблюдать санитарно-гигиенические нормы письма | ЭОР ИД |
|
33 -34 | Строчная и прописная буквы в, В | 3 | Комбинированный | Письмо слов и предложений с буквами в, В. Составление рассказа «Вратарь». Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка | Фронтальный опрос | Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя. Сравнивать написанную букву с образцом. Писать слоги, слова, предложения. Списывать с рукописного и печатного текста. Писать под диктовку буквы, слоги, слова, предложения. Соблюдать санитарно-гигиенические нормы письма | ЭОР ИД |
|
35 | Строчная буква е | 1 | Комбинированный | Слоговой и звукобуквенный анализ слов: «ел», «сел» | Фронтальный опрос | Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы Е, е в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Е, е с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Грамотно оформлять на письме вопросительные предложения. Записывать ответ на вопрос с использованием приёма комментирования. | ЭОР ИД |
|
36 | Прописная буква Е | 1 | Комбинированный | Буква Е в начале слова, после согласного |
| ЭОР ИД |
| |
Пропись 3 | ||||||||
37 -39 | Строчная и прописная буквы п, П
| 3 | Комбинированный | Слоговой и звукобуквенный анализ слов «пила», «пела». Письмо слов и предложений. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Звуки и буквы: гласные и согласные | Фронтальный опрос | Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы П, п в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы П, п с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми звуками [п], [п’]. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные.
| ЭОР ИД |
|
40 | Строчная и прописная буквы м, М | 1 | Комбинированный | Письмо слов и предложений с буквами м, М. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Индивидуальный опрос | Писать буквы М, м в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы М, м с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми звуками [м], [м’]. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с печатного шрифта. | ЭОР ИД |
|
I четверть - 35 часов Букварный этап – 35 часов | ||||||||
41-42 | Строчная и прописная буквы м, М | 2 | Комбинированный | Письмо слов и предложений с буквами м, М. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Индивидуальный опрос | Писать буквы М, м в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы М, м с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми звуками [м], [м’]. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с печатного шрифта. | ЭОР ИД |
|
43 -44 | Строчная и прописная буквы з, З | 2 | Комбинированный | Письмо букв, слов и предложений. Согласные парные и непарные по звонкости и глухости, по мягкости и твёрдости. Их различение. Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное | Фронтальный опрос | Обводить элементы буквы З безотрывно, не выходя за пределы широкой строки. Писать буквы З, з в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы З, з с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми звуками [з], [з’]. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с печатного шрифта. | ЭОР ИД |
|
45 -46 | Строчная и прописная буквы б, Б | 2 | Комбинированный | Написание строчной буквы б и заглавной Б, слов и предложений. Звуки и буквы: гласные и согласные. Согласные парные и непарные по звонкости и глухости, по мягкости и твёрдости. Их различение | Индивидуальный опрос | Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы Б, б в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Б, б с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми звуками [б], [б’]. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. | ЭОР ИД |
|
47-49 | Строчная и прописная буквы д, Д | 3 | Комбинированный | Письмо букв д, Д. Название рек, городов. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Фронтальный опрос | Писать букву д в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы д с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [д], [д’]. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта.
| ЭОР ИД |
|
50 -52 | Строчная и прописная буквы я, Я | 3 | Комбинированный | Письмо букв я, Я, слов и предложений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «яблоко», «Зоя». Запись предложений с проговариванием | Индивидуальный опрос | Писать буквы Я, я в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Я, я с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’а], [’а]. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать на письме твёрдость и мягкость предыдущего согласного соответствующими буквами я — а.
| ЭОР ИД |
|
53 -55 | Строчная и прописная буквы г, Г | 3 | Комбинированный | Слоговой и звукобуквенный анализ слов «гуси», «гляди». Распознавание звука в словах. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, ее разлиновка | Фронтальный опрос | Писать буквы Г, г в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Г, г с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [г], [г’]. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Обозначать начало предложения заглавной буквой, а конец предложения знаками препинания. | ЭОР ИД |
|
56 -58 | Строчная и прописная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу,чк.чн | 3 | Комбинированный | Письмо букв ч, Ч, слов и предложений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «часы», «туча», «учу». Запись предложений | Индивидуальный опрос | Писать буквы Ч, ч в соответствии с образцом. Анализировать написанные буквы, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву Ч, ч с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Писать грамотно слова с сочетаниями ча, чу. Списывать слова и предложения с печатного шрифта. Толковать смысл пословицы, употреблять правильно в речи. Оценивать свои достижения на уроке | ЭОР ИД |
|
59 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | Комбинированный | Написание предложений. Анализ предложений | Фронтальный опрос | Писать слоги, слова с изученными буквами под диктовку. Записывать под диктовку без ошибок 1—2 предложения после предварительного анализа. Составлять рассказ по иллюстрации, записывать 2—3 предложения с комментированием. Обозначать правильно границы предложения. Оценивать свою деятельность по шкале самооценки | ЭОР ИД |
|
60 | Письмо буквы ь. Письмо слов с буквой ь | 1 | Комбинированный | Письмо слов с ь | Фронтальный опрос | Писать букву ь в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву ь с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов с мягким знаком на конце слова. Соотносить количество букв и звуков в слове. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Писать грамотно слова с мягким знаком на конце и в середине слова. | ЭОР ИД |
|
61-62 | Письмо слов с буквой ь | 2 | Комбинированный | Письмо слов с ь | Фронтальный опрос | Писать букву ь в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву ь с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов с мягким знаком на конце слова. Соотносить количество букв и звуков в слове. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Писать грамотно слова с мягким знаком на конце и в середине слова. | ЭОР ИД |
|
Пропись 4 | ||||||||
63-65 | Строчная и прописная буквы ш, Ш | 3 | Комбинированный | Письмо букв ш, Ш, слов и предложений с ними. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Фронтальный опрос | Писать буквы Ш, ш в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву Ш с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Составлять ответ на вопрос и записывать его. | ЭОР ИД |
|
66-67 | Строчная и прописная буквы ж, Ж | 2 | Комбинированный | Слоговой и звукобуквенный анализ слов «лужа», «жук», «ежи» | Индивидуальный опрос | Писать буквы Ж, ж в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Ж, ж с образцом. | ЭОР ИД |
|
68 | Написание слов с сочетанием жи | 1 | Комбинированный | Написание жи-ши, слов и предложений | Фронтальный опрос | Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ж]. Писать слоги, слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Писать правильно имена собственные (имена людей и клички животных). Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Писать грамотно слова с сочетанием жи. Обозначать правильно границы предложения. | ЭОР ИД |
|
69 | Письмо слов с сочетаниями жи,ши | 1 | Комбинированный | Написание жи-ши, слов и предложений | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| |
70 | Строчная буква ё | 1 | Комбинированный | Слоговой и звукобуквенный анализ слов «ёжик», «ёлка». Письмо слов и предложений | Фронтальный опрос | Писать букву ё в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [ж], [ш], [j’о]. Обозначать на письме твёрдость и мягкость предыдущего согласного соответствующими буквами ё—о. Сопоставлять количество звуков и букв в словах с йотированными гласными. Обозначать одной буквой ё звуки [j’о] в начале слова и после гласной. Писать слоги, слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. | ЭОР ИД |
|
71 | Прописная буква Ё | 1 | Комбинированный | Письмо слов и предложений | Фронтальный опрос | Писать буквы Ё, ё в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Сравнивать написанные буквы Ё, ё с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’о], [’о]. Писать грамотно слова с сочетаниями жи. Писать слоги, слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Списывать с печатного и рукописного текста. Обозначать правильно границы предложения. | ЭОР ИД |
|
72-73 | Буква й. Слова с буквой й | 2 | Комбинированный | Письмо буквы й, слов и предложений | Фронтальный опрос | Писать буквы Й, й в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Й, й с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [j’]. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Называть признаки предмета, характеризовать предмет с помощью прилагательных. | ЭОР ИД |
|
74 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | Комбинированный | Написание предложений. Анализ предложений | Фронтальный опрос | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения. Называть правильно элементы изученных букв. Писать каллиграфически правильно изученные буквы, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Писать под диктовку предложение после предварительного разбора. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. | ЭОР ИД |
|
75 | Строчная и прописная буквы х, Х. | 1 | Комбинированный | Письмо букв х, Х, слов и предложений. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Чтение наизусть | Писать буквы Х, х в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Х, х с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [х], [х’]. Грамотно обозначать буквой на письме парный согласный, находящийся в конце слова, подбирать проверочное слово, обосновывать выбор буквы согласного. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Составлять предложения из слов, содержащих новые буквы Х, х. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Называть признаки предмета, характеризовать предметы с помощью прилагательных. Подбирать антонимы-прилагательные по образцу, данному в прописи. | ЭОР ИД |
|
III четверть - 45 часов Букварный этап – 20 часов |
|
| ||||||
76 | Строчная и прописная буквы х, Х. | 1 | Комбинированный | Письмо букв х, Х, слов и предложений. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Чтение наизусть | ЭОР ИД |
| |
77 | Письмо слов с буквой х | 1 | Комбинированный |
| Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| |
78-79 | Строчная и прописная буквы ю, Ю. | 2 | Комбинированный | Письмо букв ю, Ю, слов и предложений. Анализ и запись слов «юла», «юг». Запись предложений после анализа. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Фронтальный опрос | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения. Писать буквы Ю, ю в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным | ЭОР ИД |
|
80 | Письмо строчной буквы ю после согласных | 1 | Комбинированный |
| Фронтальный опрос | знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Ю, ю с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у]. Грамотно обозначать буквой ю на письме мягкость предыдущего согласного, а буквой у — твёрдость предыдущего согласного. Грамотно писать имена собственные в предложениях в процессе списывания и под диктовку. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Составлять ответ на вопрос и записывать его. | ЭОР ИД |
|
81-82 | Строчная и прописная буквы ц, Ц. | 2 | Комбинированный | Письмо букв Ц, ц. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Письмо слов и предложений | Индивидуальный опрос | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения. Писать буквы Ц, ц в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Ц, ц с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ц], характеризовать его, указывая на его постоянный признак — твёрдость. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Составлять предложения из слов, содержащих новые буквы Ц, ц. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. | ЭОР ИД |
|
83 | Письмо слов с буквой ц | 1 | Комбинированный |
| Фронтальный опрос | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения. Называть правильно элементы изученных букв. Писать каллиграфически правильно изученные буквы, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Писать под диктовку предложение после предварительного разбора. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. | ЭОР ИД |
|
84-85 | Строчная и прописная буквы э, Э | 2 | Комбинированный | Слоговой и звукобуквенный анализ и запись слов: «Эдик», «Эмма». Письмо предложений | Чтение наизусть | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку. Писать буквы Э, э в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Э, э с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [э]. Записывать с заглавной буквы имена собственные. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Самостоятельно придумывать мужские имена, записывать их в строке прописи. | ЭОР ИД |
|
86-87 | Строчная и прописная буквы щ, Щ. | 2 | Комбинированный | Письмо букв щ, Щ. Списывание напечатанного предложения письменными буквами | Фронтальный опрос | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку их выполнения. Писать букву щ в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву щ с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’], характеризовать его, указывая на его постоянный признак — мягкость. Соотносить звучание и написание сочетаний ща, щу, объяснять их написание. Записывать правильно слова с сочетаниями ща, щу. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. | ЭОР ИД |
|
88 | Письмо слов с сочетаниями ща, щу | 1 | Комбинированный | Списывание напечатанного предложения письменными буквами | Фронтальный опрос | Писать букву Щ в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву Щ с образцом. Соотносить звучание и написание сочетаний ща, щу, объяснять их написание. Записывать правильно слова с сочетаниями ща, щу. Списывать без ошибок слова и предложения с письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Дополнять предложение словом в соответствии со смыслом предложения. | ЭОР ИД |
|
89 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | Комбинированный | Списывание напечатанного предложения письменными буквами | Фронтальный опрос | Писать буквы Ц, ц в соответствии с образцом, каллиграфически правильно писать изученные буквы. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Выполнять правила работы в паре. | ЭОР ИД |
|
90-91 | Строчная и прописная буквы ф, Ф | 2 | Комбинированный | Письмо слов со слоговым и звукобуквенным анализом. Запись предложений. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Индивидуальный опрос | Писать буквы Ф, ф в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Ф, ф с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [ф], [ф’]. Записывать с заглавной буквы имена собственные. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Записывать под диктовку предложения после предварительного разбора. Обозначать правильно границы предложения. | ЭОР ИД |
|
92 | Буквы ь, ъ | 1 | Комбинированный | Правописание разделительного Ь и Ъ | Фронтальный опрос | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку. Писать буквы ь, ъ в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы ь, ъ с образцом. Записывать предложения, содержащие слова с буквами ь, ъ, с комментированием. Списывать без ошибок слова и предложения с письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Писать под диктовку изученные буквы, слоги, слова | ЭОР ИД |
|
93 | Алфавит | 1 | Комбинированный | Алфавит. Гласные и согласные звуки | Фронтальный опрос |
| ЭОР ИД |
|
94 | Повторение по теме «Парные согласные звуки». Списывание текста (15 мин) | 1 | Комбинированный | Гласные и согласные звуки. Парные согласные звуки. Списывание текста | Самостоятельная работа |
| ЭОР ИД |
|
95 | Словарный диктант (15 мин) | 1 | Комбинированный | Запись под диктовку слов. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Диктант |
| ЭОР ИД |
|
Послебукварный этап – 20 часов | ||||||||
96 | Правописание сочетаний чк, чн, щн | 1 | Комбинированный | Знакомство с правилами правописания и их применениями. Речевая этика. Культура общения. Слова, используемые при приветствии и прощании. | Фронтальный опрос | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку. Называть правильно элементы букв. Писать буквы в соответствии с образцом, каллиграфически правильно писать изученные буквы. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Соотносить звучание и написание слогов-слияний со звуками правильно записывать слова следуя образцу. Обозначать правильно границы предложения. Использовать слова-опоры при составлении рассказа на заданную тему. Записывать текст из 4—6 предложений по опорным словам. Выполнять правила работы в паре. Обозначать правильно границы предложения. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. | ЭОР ИД |
|
97 | Правописание сочетаний чк, чн, щн | 1 | Комбинированный | Закрепление гигиенических навыков письма. | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| |
98 | Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в начале предложения. Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | Комбинированный | Составление предложений о детях по картинке. | Индивидуальный опрос | ЭОР ИД |
| |
99-101 | Заглавная буква в именах собственных | 3 | Комбинированный | Закрепление гигиенических навыков письма. | Индивидуальный опрос | ЭОР ИД |
| |
102-104 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений | 3 | Комбинированный | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и при письме под диктовку | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| |
105 | Письмо под диктовку слов и предложений с изученными буквами | 1 | Комбинированный | Речь и её значение в жизни человека. Словарь: ребята | Текущий контроль | ЭОР ИД |
| |
106 | Сопоставление текста и отдельных предложений. Списывание с печатного текста | 1 | Комбинированный | Особенности устной речи. Текст и его значение | Самостоятельная работа | ЭОР ИД |
| |
107 | Закрепление изученного. Сильные и слабые позиции гласных звуков | 1 | Комбинированный | Составление предложений о школе по картинке | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| |
108 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | Комбинированный | Составление устных небольших рассказов по сюжетным картинкам | Текущий контроль | ЭОР ИД |
| |
109-110 | Правописание жи-ши | 2 | Комбинированный | Запись текста по вопросам. Сочетание жи-ши | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| |
111-112 | Правописание ча-ща. Правописание чу-щу | 2 | Комбинированный | Запись и анализ предложений. Сочетание ча-ща Слоговой и звукобуквенный анализ слов «щука», «чудеса» | Фронтальный опрос | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку. Называть правильно элементы букв. Писать буквы в соответствии с образцом, каллиграфически правильно писать изученные буквы. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. | ЭОР ИД |
|
113-114 | Правописание чк-чн, щн | 2 | Комбинированный | Запись и анализ предложений. Сочетания чк-чн, щн | Самостоятельная работа | ЭОР ИД |
| |
115 | Закрепление изученного материала. Контрольное списывание (15 мин).
| 1 | Комбинированный | Списывание текста с доски. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Списывание текста | ЭОР ИД |
| |
РУССКИЙ ЯЗЫК - 50 часов | ||||||||
116 | Слово и предложение. | 1 | Комбинированный |
| Фронтальный опрос | Подбирают вопросы к словам – названиям предметов. Знакомятся с учебником, его структурой, назначением. Наблюдают за назывной функцией слова. | ЭОР ИД |
|
117 | Текст – единица речи. | 1 | Комбинированный | Первоначальное ознакомление с основной функцией предложения и текста (сообщают о чем-либо или о ком-либо) | Фронтальный опрос | Наблюдают за связью предложений в тексте, озаглавливают его. Анализируют деформированный текст. | ЭОР ИД |
|
118 | Предложение и текст как единицы речи. | 1 |
| Первоначальное ознакомление с основной функцией предложения и текста (сообщают о чем-либо или о ком-либо) | Фронтальный опрос | Анализируют деформированное предложение, задают смысловые вопросы от одного слова к другому. | ЭОР ИД |
|
119 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | Комбинированный | Первоначальное ознакомление с основной функцией предложения и текста (сообщают о чем-либо или о ком-либо) | Фронтальный опрос | Составляют предложения из слов и текст из предложений. Наблюдают за текстовыми синонимами. Анализируют предложения и текст. | ЭОР ИД |
|
120 | Главные члены предложения. | 1 | Комбинированный |
| Фронтальный опрос | Наблюдают за особенностями главных членов предложения. Составляют предложения по картинке, анализируют их. Распознают главные члены предложения. | ЭОР ИД |
|
IV четверть - 45 часов | ||||||||
121 | Признаки текста. | 1 | Комбинированный | Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Составление предложения по рисунку | Фронтальный опрос | Задают смысловые вопросы от одного слова к другому в словосочетании. Наблюдают за связью слов по смыслу в предложении и словосочетании. Составляют текст по рисунку или по жизненному впечатлению. Читают текст в учебнике и отвечают на вопрос по тексту, используя слова автора. Подчеркивают орфограммы по аналогии с учебником, обозначают ударение. | ЭОР ИД |
|
122-123 | Заглавная буква в словах. | 2 | Комбинированный | Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Уметь переносить слова с удвоенными согласными | Фронтальный опрос | Сопоставляют имена собственные и нарицательные. Наблюдают за употреблением заглавной буквы. Осуществляют взаимопроверку выполненной работы. | ЭОР ИД |
|
124 | Контрольное списывание. | 1 |
|
|
| Списывают текст с изученными орфограммами. Выполняют грамматические задания к тексту. | ЭОР ИД |
|
125-126 | Предлог | 2 | Комбинированный |
| Фронтальный опрос | Наблюдают за употреблением предлогов. Знакомятся с некоторыми предлогами и их раздельным написанием. Составляют таблицу предлогов. Сравнивают и сопоставляют функции предлога как служебной части речи и знаменательных частей речи (существительного). | ЭОР ИД |
|
127-128 | Звуки и буквы.
| 2 | Комбинированный | Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание гласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Работа со словами с непроверяемым написанием: пальто, весело | Фронтальный опрос | Обобщают фонетико-графические сведения и применяют их. Различают гласные и согласные звуки. Распознают звуки в слове, правильно их произносят. Устанавливают количество слогов в слове (по количеству гласных). Определяют ударный слог. Определяют место звука в слове, правильно произносят звук вне слова и называют букву или буквы, которыми он обозначается на письме. Распознают согласные звуки, парные по глухости-звонкости и твердости-мягкости. Характеризуют звуки. Обозначают сочетания шипящих звуков с гласными (жи, ши, ча, ща, чу, щу), сочетания чк, чн. Передают на письме звуковую структуру слова. Обозначают мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь. Узнают место буквы в алфавите, располагают слова в алфавитном порядке.
| ЭОР ИД |
|
129-130 | Гласные и согласные звуки.
| 2 | Комбинированный | Дифференциация звуков в словах. Различение согласных звуков. Работа со словами с непроверяемым написанием : заяц, петух, корова, молоко | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| |
131-132 | Обозначение звуков буквами.
| 2 | Комбинированный |
| Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| |
133 | Азбука, или алфавит. | 1
| Комбинированный | Знакомство с алфавитом. Правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарем. Запись слов в алфавитном порядке. | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| |
134 | Слово и слог. | 1 | Комбинированный | Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. Деление для переноса слов с ь в середине. Отработка навыка переноса слов | Фронтальный опрос | Уточняют представление о слоге как части слова. Различают количество слогов в слове по количеству гласных звуков. Делят слова на слоги. Распознают ударные и безударные слоги. Классифицируют слова по количеству слогов, определяют ударный слог, опираясь на лексическое значение слова. Осваивают правила переноса слов. Учатся писать слова, диктуя себе по слогам. | ЭОР ИД |
|
135 | Ударные и безударные слоги. | 1 | Комбинированный | Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний в соответствии с нормами русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарем
| Фронтальный опрос | Сравнивают и распознают гласные звуки в ударных и безударных слогах неодносложных слов (в формах одного и того же слова). Определяют наличие орфограмм в словах. Подбирают проверочные слова. Обосновывают написание слов с безударным гласным. | ЭОР ИД |
|
136 | Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| ||
137 | Перенос слова | 1 | Комбинированный | Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. Деление для переноса слов с ь в середине. Отработка навыка переноса слов | Индивидуальный опрос | Делят слова на слоги. | ЭОР ИД |
|
138 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | 1 | Комбинированный | Нахождение мягких согласных звуков на письме. | Фронтальный опрос | Учатся различать твердые и мягкие согласные звуки, обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь (на конце слова). | ЭОР ИД |
|
139 | Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков | 1 | Комбинированный | Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки) | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| |
140 | Шипящие согласные звуки. | 1 | Комбинированный | Наблюдение над шипящими согласными звуками. Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Фронтальный опрос | Характеризуют звуки. Определяют слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн. Соотносят звучание и написание, объясняют случаи расхождения звучания и написания сочетаний жи-ши в ударном положении. Подбирают слова с данными орфограммами, составляют и записывают предложения со словами, включающими данные сочетания. Пишут зрительно-слуховые, затем слуховые диктанты. | ЭОР ИД |
|
141-142 | Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. | 2 | Комбинированный | Знакомство с правилом написания сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Работа со словом с непроверяемым написанием: машина. | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| |
143 | Слова с сочетаниями чк, чн. | 1 | Комбинированный | Знакомство с правописанием сочетаний чк, чн, чт, нч. Работа со словами с непроверяемым написанием: девочка. Запись слов под диктовку | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| |
144-145 | Парные звонкие и глухие согласные звуки. | 2 | Комбинированный | Знакомство с особенностями проверяемых и проверочных слов. Работа со словами с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь. Запись слов под диктовку и с комментированием | Фронтальный опрос | Наблюдают за особенностями произношения звонких и глухих согласных. Различают звонкие и глухие согласные звуки. Определяют согласный звук по его характеристике. Соотносят звучание и написание слова. Объясняют случаи расхождения звучания и написания. Находят в тексте слова, написание которых надо проверять. Объясняют написание слов путем изменения формы слова. | ЭОР ИД |
|
146-147 | Обозначение парных звуков на конце слова. | 2 | Комбинированный | Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание согласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| |
148-149-150 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 3 | Комбинированный | Выделение ударных и безударных гласных в слове. Знакомство со способами проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. Особенности проверяемых и проверочных слов. | Фронтальный опрос | Сравнивают и распознают гласные звуки в ударных и безударных слогах неодносложных слов (в формах одного и того же слова). Определяют наличие орфограмм в словах. Подбирают проверочные слова. Обосновывают написание слов с безударным гласным. | ЭОР ИД |
|
151 | Контрольный диктант. | 1 | Контроль знаний | Проверка усвоения изученного материала. Отработка умения применять знания на практике | Письмо под диктовку. | Пишут под диктовку текст с изученными орфограммами. Проверяют слова подбором проверочных слов. Выполняют грамматические задания к тексту. | ЭОР ИД |
|
152 | Работа над ошибками | 1 | Повторение изученного | Повторение изученных орфограмм | Фронтальный опрос |
| ЭОР ИД |
|
153 | Слова – названия предметов. | 1 | Комбинированный | Наблюдение над значением слов. Классификация слов в зависимости от их морфологической принадлежности. | Индивидуальный опрос | Подбирают вопросы к словам-названиям предметов (из текста, по картинке). Дифференцируют предметы, отвечающие на вопросы кто? и что? Подводятся к мысли о том, что слово, отвечающее на вопрос кто?, является в предложении главным членом. | ЭОР ИД |
|
154 | Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто?, и слов, отвечающих на вопрос что? | 1 | Комбинированный | Наблюдение над значением слов. Классификация слов в зависимости от их морфологической принадлежности. Письмо под диктовку. | Индивидуальный опрос | ЭОР ИД |
| |
155 | Слова – названия признаков предметов. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | Выясняют роль в речи слов, обозначающих признаки предметов, путем сравнения текстов, в которых присутствуют или отсутствуют эти слова. Знакомятся с вопросами к словам, обозначающим признаки предметов. Подбирают смысловые вопросы к этим словам. Называют разные признаки предметов. Сравнивают окончание слова, обозначающего признак предмета, и окончание вопроса к нему. Находят в предложениях слова, обозначающие признак предмета. | ЭОР ИД |
| |
156-157 | Распознавание слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое?, и слов, отвечающих на вопрос какие? | 2 | Комбинированный | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| ||
158 | Слова – названия действий предметов. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | Наблюдают за словами, обозначающими действия предметов. Вставляют слова-действия в текст стихотворения на место пропусков. Подбирают вопросы к таким словам. Составляют текст или отдельные предложения с данными словами. Наблюдают за ролью в речи слов-действий. | ЭОР ИД |
| |
159 | Распознавание слов, обозначающих действие предмета | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | ЭОР ИД |
| ||
160 | Контрольное списывание | 1 | Контроль знаний | Проверка усвоения изученного материала. Отработка умения применять знания на практике | Списывание |
| ЭОР ИД |
|
161 | Комплексная проверочная работа | 1 | Контроль знаний | Проверка усвоения изученного материала. Отработка умения применять знания на практике | Тест |
| ЭОР ИД |
|
162-163 | Повторение изученного в 1 классе. | 2
| Повторение и обобщение полученных знаний |
| Фронтальный опрос | Находят главные члены предложения. Составляют схему предложения. | ЭОР ИД |
|
164-165 | Резервный урок. | 2 |
|
|
|
|
|
|
6