МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ФИЛЬКОВА В.П.
С. СЛАСТУХА ЕКАТЕРИНОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено Руководитель ШМО _____________/____________/ Протокол № ___ от «_____» __________20_____г.
| Согласовано Зам. директора по УВР _____________/______________/ «___»____________20___г.
| Утверждаю Директор МКОУ СОШ с. Сластуха _____________/Н.Н.Илюшкина/ Приказ № ___ от «__»____20___г.
|
Рабочая программа
по истории для 5 класса
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № ____от
«____» ___________________20 ____ года
Составитель:
Гурина Татьяна Николаевна
Учитель истории и обществознания
2017 – 2018 учебный год
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………...3
2.Тематическое планирование…………………………………………………………………………………………………………………….…….7
3.Календарно –тематическое планирование…………………………………………………………………………………………………………....8
4.Учебно –методическое обеспечение…………………………………………………………………………………………………………………11
1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342с.);
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2015.
- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2015.
Цель изучения предмета «История Древнего мира»:
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков. Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Общая характеристика предмета «История Древнего мира».
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.
Описание места учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане
Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).
В соответствии с БУП программа предполагает также обобщающие уроки по разделам - 4 ч; повторению всего изученного за курс «История Древнего мира» — 1 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания).
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Критерии оценки устных, письменных ответов учащихся
Оценка «5»:
- материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4»:
-в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3»:
- в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»:
- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1»:
- материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
2.Тематическое планирование
№ п/п
|
Название темы | Количество часов |
1
| Введение (1 ч) | 1 |
2 | Тема 1. Первобытные собиратели и охотники | 3 |
3 | Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы | 3 |
4 | Тема 3.Счет лет в истории | 1 |
5 | Тема 4. Древний Египет | 8 |
6 | Тема 5. Западная Азия в древности | 7 |
7 | Тема 6. Индия и Китай в древности | 5 |
8 | Тема 7. Древнейшая Греция | 5 |
9 | Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 |
10 | Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии | 5 |
11 | Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 4 |
12 | Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 |
13 | Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 3 |
14 | Тема13. Гражданские войны в Риме | 4 |
15 | Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. | 5 |
16 | Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | 3 |
17 | Контрольная работа по курсу: «История Древнего мира» | 1 |
18 | Итого | 68 |
3.Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата | Корректировка | |
План | Факт | ||||
1 | Введение. | 1 | 6.09 |
|
|
Раздел I. Жизнь первобытных людей. | |||||
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. | |||||
2 | Древнейшие люди. | 1 | 8.09 |
|
|
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | 13.09 |
|
|
4 | Возникновение искусства и религии. | 1 | 15.09 |
|
|
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | |||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | 20.09 |
|
|
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | 22.09 |
|
|
7 | Повторение по теме «Жизнь первобытных людей» | 1 | 27.09 |
|
|
Тема 3. Счёт лет в истории. | |||||
8 | Измерение времени по годам. | 1 | 29.09 |
|
|
Раздел II. Древний Восток. | |||||
Тема 4. Древний Египет. | |||||
9 | Государство на берегах Нила. | 1 | 4.10 |
|
|
10 | Как жили земледельцы и ремесленники. | 1 | 6.10 |
|
|
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | 11.10 |
|
|
12 | Военные походы фараонов. | 1 | 13.10 |
|
|
13 | Религия древних египтян. | 1 | 18.10 |
|
|
14 | Искусство древних египтян. | 1 | 20.10 |
|
|
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 | 25.10 |
|
|
16 | Повторение по теме «Древний Египет» Географические названия - свидетели прошлого. | 1 | 27.10 |
|
|
Тема 5. Западная Азия в древности | |||||
17 | Древнее Двуречье. | 1 | 8.11 |
|
|
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | 10.11 |
|
|
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | 15.11 |
|
|
20 | Библейские сказания. | 1 | 17.11 |
|
|
21 | Древнееврейское царство. | 1 | 22.11 |
|
|
22 | Ассирийская держава. | 1 | 24.11 |
|
|
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 | 29.11 |
|
|
Тема 6. Индия и Китай в древности | |||||
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | 1.12 |
|
|
25 | Индийские касты. | 1 | 6.12 |
|
|
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | 8.12 |
|
|
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | 13.12 |
|
|
28 | Повторение по теме «Древний Восток» | 1 | 15.12 |
|
|
Раздел III. Древняя Греция. | |||||
Тема 7. Древнейшая Греция. | |||||
29 | Греки и критяне. | 1 | 20.12 |
|
|
30 | Микены и Троя. | 1 | 22.12 |
|
|
31 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | 27.12 |
|
|
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | 29.12 |
|
|
33 | Религия древних греков. | 1 | 17.01 |
|
|
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | |||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | 19.01 |
|
|
35 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | 24.01 |
|
|
36 | Древняя Спарта. | 1 | 26.01 |
|
|
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 | 31.01 |
|
|
38 | Олимпийские игры в древности. | 1 | 2.02 |
|
|
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | 7.02 |
|
|
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | 9.02 |
|
|
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. | |||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | 14.02 |
|
|
42 | В городе богини Афины | 1 | 16.02 |
|
|
43 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | 21.02 |
|
|
44 | В театре Диониса. | 1 | 28.02 |
|
|
45 | Афинская демократия при Перикле. | 1 | 2.03 |
|
|
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | |||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | 7.03 |
|
|
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | 9.03 |
|
|
48 | В Александрии Египетской. | 1 | 14.03 |
|
|
49 | Повторение по теме «Древняя Греция» | 1 | 16.03 |
|
|
Раздел IV. Древний Рим. | |||||
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. | |||||
50 | Древнейший Рим. | 1 | 21.03 |
|
|
51 | Завоевание Римом Италии. | 1 | 23.03 |
|
|
52 | Устройство Римской республики. | 1 | 28.03 |
|
|
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | |||||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | 30.03 |
|
|
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. | 1 | 4.04 |
|
|
55 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | 6.04 |
|
|
Тема 13. Гражданские войны в Риме. | |||||
56 | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | 11.04 |
|
|
57 | Восстание Спартака. | 1 | 13.04 |
|
|
58 | Единовластие Цезаря. | 1 | 18.04 |
|
|
59 | Установление империи. | 1 | 20.04 |
|
|
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. | |||||
60 | Соседи Римской империи. | 1 | 25.04 |
|
|
61 | В Риме при императоре Нероне. | 1 | 27.04 |
|
|
62 | Первые христиане и их учение. | 1 | 30.04 |
|
|
63 | Расцвет Римской империи во II в. | 1 | 2.05 |
|
|
64 | «Вечный город и его жители. | 1 | 4.05 |
|
|
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. | |||||
65 | Римская империя при Константине | 1 | 11.05 |
|
|
66 | Взятие Рима варварами. | 1 | 16.05 |
|
|
67 | Повторение по теме «Древний Рим» | 1ч. | 18.05 |
|
|
68 | Итоговое повторение. | 1ч. | 23.05 |
|
|
4.Учебно – методическое обеспечение
УМК по истории Древнего мира составляют:
Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2015.
Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2015.
Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2015.
Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2015.
Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов по истории Древнего мира
Интернет -ресурсы
1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:
http://www.rusedu.ru/subcat 32.html
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.
2. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:
http://school-collection.edu.ru/
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.
3. Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:
• История Древнего Египта:
http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www.kemet.ru
• Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:
http: //www, earth- history.com/
• Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:
http://www.mhk.spb.ru/
• Античная мифология:
http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm
• Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 http://www.verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71