«Зимний фестиваль знаний 2025»

Программа по истории 5 класс

Программа 5 класс по истории Древнего мира ФГОС. Пояснительная записка, тематическое планирование, календарно- тематическое планирование.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ФИЛЬКОВА В.П.

С. СЛАСТУХА ЕКАТЕРИНОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ



Рассмотрено

Руководитель ШМО

_____________/____________/

Протокол № ___ от

«_____» __________20_____г.


Согласовано

Зам. директора по УВР

_____________/______________/

«___»____________20___г.


Утверждаю

Директор МКОУ СОШ с. Сластуха

_____________/Н.Н.Илюшкина/

Приказ № ___ от «__»____20___г.






Рабочая программа

по истории для 5 класса





Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № ____от

«____» ___________________20 ____ года



Составитель:

Гурина Татьяна Николаевна

Учитель истории и обществознания

2017 – 2018 учебный год

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………...3

2.Тематическое планирование…………………………………………………………………………………………………………………….…….7

3.Календарно –тематическое планирование…………………………………………………………………………………………………………....8

4.Учебно –методическое обеспечение…………………………………………………………………………………………………………………11
































1. Пояснительная записка.


Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342с.);

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.

Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2015.

- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2015.

Цель изучения предмета «История Древнего мира»:

— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а так­же их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления форми­рования качеств личности и в совокупности определяет ре­зультат общего образования.

Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

формирование у пятиклассников ценностных ориенти­ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона­лиях Античности;

овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;

воспитание толерантности, уважения к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;

формирование способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со­временных общественных явлений, в общении с другими людь­ми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уваже­нии других людей, народов и культур.

Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков. Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:

определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;

установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Общая характеристика предмета «История Древнего мира».

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

Описание места учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане

Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общи­ми понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответствен­ная задача, которую должен решить учитель в процессе учебно­го сотрудничества с учащимися 5 класса.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обяза­тельным для изучения на ступени основного общего образования.

Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).

В соответствии с БУП программа предполагает также обоб­щающие уроки по разделам - 4 ч; повторению всего изученного за курс «История Древнего мира» — 1 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания).

Личностные результаты:

— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

— освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

овладение целостными представлениями об историче­ском пути человечества как необходимой основы для миро­понимания и познания современного общества, истории соб­ственной страны;

способность применять понятийный аппарат историче­ского знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности в курсах всеобщей истории;

способность соотносить историческое время и историче­ское пространство, действия и поступки личностей во време­ни и пространстве; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры­вая её социальную принадлежность и познавательную цен­ность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Критерии оценки устных, письменных ответов учащихся

Оценка «5»:

 - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4»:

 -в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3»:

 - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»:

- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

Оценка «1»:

 - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.




























2.Тематическое планирование


п/п



Название темы

Количество часов

1


Введение (1 ч)

1

2

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

3

3

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

3

4

Тема 3.Счет лет в истории

1

5

Тема 4. Древний Египет

8

6

Тема 5. Западная Азия в древности

7

7

Тема 6. Индия и Китай в древности

5

8

Тема 7. Древнейшая Греция

5

9

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

10

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии

5

11

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

4

12

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

13

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

14

Тема13. Гражданские войны в Риме

4

15

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.

5

16

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

3

17

Контрольная работа по курсу: «История Древнего мира»

1

18

Итого

68





3.Календарно-тематическое планирование.


урока

Тема урока

Количество часов

Дата

Корректировка

План

Факт

1

Введение.

1

6.09



Раздел I. Жизнь первобытных людей.

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.

2

Древнейшие люди.

1

8.09



3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

13.09



4

Возникновение искусства и религии.

1

15.09



Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

20.09



6

Появление неравенства и знати.

1

22.09



7

Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»

1

27.09



Тема 3. Счёт лет в истории.

8

Измерение времени по годам.

1

29.09



Раздел II. Древний Восток.

Тема 4. Древний Египет.

9

Государство на берегах Нила.

1

4.10



10

Как жили земледельцы и ремесленники.

1

6.10



11

Жизнь египетского вельможи.

1

11.10



12

Военные походы фараонов.

1

13.10



13

Религия древних египтян.

1

18.10



14

Искусство древних египтян.

1

20.10



15

Письменность и знания древних египтян.

1

25.10



16

Повторение по теме «Древний Египет»

Географические названия - свидетели прошлого.

1

27.10



Тема 5. Западная Азия в древности

17

Древнее Двуречье.

1

8.11



18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

10.11



19

Финикийские мореплаватели

1

15.11



20

Библейские сказания.

1

17.11



21

Древнееврейское царство.

1

22.11



22

Ассирийская держава.

1

24.11



23

Персидская держава «царя царей».

1

29.11



Тема 6. Индия и Китай в древности

24

Природа и люди Древней Индии

1

1.12



25

Индийские касты.

1

6.12



26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

8.12



27

Первый властелин единого Китая.

1

13.12



28

Повторение по теме «Древний Восток»

1

15.12



Раздел III. Древняя Греция.

Тема 7. Древнейшая Греция.

29

Греки и критяне.

1

20.12



30

Микены и Троя.

1

22.12



31

Поэма Гомера «Илиада».

1

27.12



32

Поэма Гомера «Одиссея».

1

29.12



33

Религия древних греков.

1

17.01



Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

19.01



35

Зарождение демократии в Афинах.

1

24.01



36

Древняя Спарта.

1

26.01



37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

31.01



38

Олимпийские игры в древности.

1

2.02



39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

7.02



40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

9.02



Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии.

41

В гаванях афинского порта Пирей.

1

14.02



42

В городе богини Афины

1

16.02



43

В афинских школах и гимнасиях.

1

21.02



44

В театре Диониса.

1

28.02



45

Афинская демократия при Перикле.

1

2.03



Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1

7.03



47

Поход Александра Македонского на Восток

1

9.03



48

В Александрии Египетской.

1

14.03



49

Повторение по теме «Древняя Греция»

1

16.03



Раздел IV. Древний Рим.

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

50

Древнейший Рим.

1

21.03



51

Завоевание Римом Италии.

1

23.03



52

Устройство Римской республики.

1

28.03



Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

53

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

30.03



54

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.

1

4.04



55

Рабство в Древнем Риме.

1

6.04



Тема 13. Гражданские войны в Риме.

56

Земельный закон братьев Гракхов.

1

11.04



57

Восстание Спартака.

1

13.04



58

Единовластие Цезаря.

1

18.04



59

Установление империи.

1

20.04



Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.

60

Соседи Римской империи.

1

25.04



61

В Риме при императоре Нероне.

1

27.04



62

Первые христиане и их учение.

1

30.04



63

Расцвет Римской империи во II в.

1

2.05



64

«Вечный город и его жители.

1

4.05



Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

65

Римская империя при Константине

1

11.05



66

Взятие Рима варварами.

1

16.05



67

Повторение по теме «Древний Рим»

1ч.

18.05



68

Итоговое повторение.

1ч.

23.05







4.Учебно – методическое обеспечение

УМК по истории Древнего мира составляют:

  • Учебник «История Древнего мира» для 5 класса ав­торов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2015.

  • Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2015.

  • Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2015.

  • Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2015.

Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов по истории Древнего мира

Интернет -ресурсы

1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.

2. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru/

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.

3. Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:

• История Древнего Египта:

http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www.kemet.ru

• Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:

http: //www, earth- history.com/

• Мировая художественная культура. Древний мир: от пер­вобытности до Рима:

http://www.mhk.spb.ru/

• Античная мифология:

http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm

• Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 http://www.verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее