1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Русскому языку» для обучающихся 6 класса с лёгкой умственной отсталостью составлена на основе нормативно- правовых документов:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в последней редакции).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательн6ых учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
адаптированная основная образовательная программа школы для детей с ОВЗ (VIII вид)
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредетацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования».
Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.Г. Галунчиковой, допущенной Министерством образования Российской Федерации.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4, 5-9 классы под редакцией В. В. Воронковой;
учебника: Н. Г. Галунчикова Э. В. Якубовская «Русский язык» 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение 2017 г.
Образовательной программы МБОУ Ефремовская СОШ по ФГОС.
Цели и задачи предмета
ЦЕЛЬ:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:
Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
Повышать уровень общего развития обучающихся;
Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Развивать нравственные качества школьников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК». 6 КЛАСС
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с легкой умственной отсталостью. Данная программа составлена на основе федерального компонента, что соответствует школьному. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Содержание обучения по предметам имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностные: включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Метапредметные отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Предметные:
Ученик научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
•использовать орфографические словари.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, доклады, доверенности и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее , привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Русский язык» в 6 классе отводится 5 ч в неделю - 170 ч (35 учебных недели) .Данная рабочая программа по «Русскому языку» разработана в соответствии с утверждённым «Календарным годовым графиком МБОУ Ефремовская СОШ», «Учебным планом МБОУ Ефремовская СОШ на 2020-2021 уч.год» и рассчитана на 167 часов.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 6 КЛАССЕ
Повторение. Предложение - 6 ч.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы - 9 ч.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.
Слово - 29 ч.
Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи 3ч.
Имя существительное. - 36 ч
Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа. Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Имя прилагательное - 53 ч.
Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Предложение 26 ч
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Связная речь - 5 ч.
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т. д.).
Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану. Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.).
Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях).
Повторение пройденного за год -9ч.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
«РУССКИЙ ЯЗЫК». 6 КЛАСС
Разделы программы | Основное содержание по темам | УУД, осваиваемые в рамках изучения темы |
Повторение. Предложение ( 6 ч.)
| Деление текста на предложения. Распространение предложений Выделение главных и второстепенных членов предложения. Части текста: вступление, главная часть, заключение. Красная строка. Составление плана рассказа с последующим его изложением по плану. Однородные члены предложения. Использование в тексте однородных членов предложения. Чтение и составление диалогов по аналогии.
| • списывать текст целыми словами и словосочетаниями; • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов); • делить текст на предложения; • выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли; • писать небольшое по объёму изложение и сочинение творческого характера; строить простые распространённые и нераспространённые предложения, предложения с однородными членами, сложные предложения;
|
Звуки и буквы ( 9 ч.)
| Повторение. Звуки гласные и согласные. Ударные и безударные гласные. Звонкие и глухие согласные. Последовательное изложение темы текста. Заголовок, отражающий тему или основную мысль. Дополнение текста несколькими предложениями. Нахождение в тексте слов с изученными орфограммами.
| • подбирать однокоренные слова, • находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно; • пользоваться школьным орфографическим словарем. правильно обозначать звуки буквами на письме; обозначать мягкость согласных буквой ь; разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слов, подбора родственных слов; |
Слово (29 ч.)
| Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Слова с суффиксами оценки (-оньк- — -еньк-, -ик, -ок, -к-, -ушк- — -юшк-, -ищ- и др.). Их употребление в речи. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Непроизносимые согласные. Слова с двойными согласными в корне и на стыке корня и суффикса Приставка и предлог. Правописание приставок с а и о, приставка пере-. Приставки на согласные (с-, в-, под-, над-, от-). Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками. Тема и основная мысль текста: Составление короткого текста в зависимости от заданного заглавия (отражение темы или идеи) | разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; связно высказываться устно, письменно (по плану); оформлять все виды деловых бумаг;
|
Части речи 3ч.
| Упражнения на дифференциацию частей речи. | • доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос, с помощью опорных таблиц |
Имя существительное. ( 36 ч)
| Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их дифференциация в предложении. Значение в речи. Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж. Существительные собственные и нарицательные. Кавычки в именах собственных (названия книг, газет, журналов). Существительные с шипящей на конце. Три типа склонения имен существительных. Падежные окончания Упражнения в составлении различных словосочетаний с опорой на картинку, на заданную тему, произвольно . Составление коротких рассказов - по картинке, по предложенной ситуации и по опорным словам-существительным. | доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос, с помощью опорных таблиц; |
Имя прилагательное ( 53 ч.)
| Значение в речи. Дифференциация существительных и прилагательных. Составление словосочетаний с прилагательными, употребленными в переносном значении. Сопоставление прямого и переносного значения прилагательных. Род имен прилагательных. Родовые окончания прилагательных: ударные и безударные. Правописание прилагательных среднего рода с основой на шипящий (свежее, хорошее). Число имен прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в числе. Распространение текста именами прилагательными. Понятие о склонении прилагательных. Упражнения в постановке вопросов от существительного к прилагательному Описание предмета: выделение признаков, характеризующих предмет или его части . | • доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос, с помощью опорных таблиц |
Предложение ( 26 ч)
| Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Логическое ударение в предложениях. Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Интонация перечисления. Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления. Составление диалогов с речевыми задачами: хочу сообщить, хочу рассказать, хочу убедить. Практическое знакомство с обращением. Знаки препинания. Составление коротких повествовательных текстов. Исправление в тексте нарушений в логике и последовательности высказывания (с помощью учителя). | писать небольшое по объёму изложение и сочинение творческого характера; оформлять все виды деловых бумаг строить простые распространённые и нераспространённые предложения, предложения с однородными членами, сложные предложения;
|
Связная речь ( 5 ч.)
| Работа с деформированным текстом. Распространение текста путем включения в него имен прилагательных. Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т. д.). Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану. Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных. Составление рассказа по опорным словам и данному плану. Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.). Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности. Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.) объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях).
| писать небольшое по объёму изложение и сочинение творческого характера; оформлять все виды деловых бумаг строить простые распространённые и нераспространённые предложения, предложения с однородными членами, сложные предложения;
|
Повторение пройденного за год (9 ч.)
| Упражнения на повторение пройденного материала.
| • списывать текст целыми словами и словосочетаниями; • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов); • делить текст на предложения; • выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли; • писать небольшое по объёму изложение и сочинение творческого характера; строить простые распространённые и нераспространённые предложения, предложения с однородными членами, сложные предложения;
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .
« РУССКИЙ ЯЗЫК». 6 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Характеристика основной деятельности учащихся | |
План | Факт | ||||
Повторение. Предложение ( 6 ч)
| |||||
1 | 01.09 |
| Предложения нераспространенные и распространенные | 1 | Уметь распространять предложения разными словами |
2 | 02.09 |
| Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | Умение находить главные и второстепенные члены предложения умение работать с деформированным текстом |
3 | 03.09 |
| Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | Умение находить главные и второстепенные члены предложения умение работать с деформированным текстом |
4 | 04.09 |
| Развитие связной речи. Составление рассказа, используя деформированный текст. | 1 | Умение воспроизводить текст на слух Умение выделять предложение в устной речи и правильно оформить его на письме. Умение передавать содержание текста с опорой на вопросы |
5 | 07.09 |
| Упражнение в распространении простых предложений. | 1 | Уметь распространять предложения разными словами |
6 | 08.09 |
| Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. | 1 | Уметь находить однородные члены предложения Уметь составлять текст |
Звуки и буквы ( 9 ч.) | |||||
7 | 09.09 |
| Предупредительный диктант. Звуки и буквы. Алфавит | 1 | Знать алфавит. Уметь отличать звук и букву. |
8 | 10.09 |
| Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | Уметь отличать звук и букву. |
9 | 11.09 |
| Буква (Ь) мягкий знак. Правописание слов с разделительным Ь. | 1 | Уметь различать Ь и Ъ знаки при произношении и на письме |
10 | 14.09 |
| Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 | Уметь применять на практике правила правописания безударных гласных. |
11 | 15.09 |
| Двойные и непроизносимые согласные. | 1 | Уметь определять тему текста Уметь выбирать правильное написание согласных |
12 | 16.09 |
| Контрольная работа по теме «Звуки и буквы». | 1 | Уметь подбирать проверочные слова |
13 | 17.09 |
| Работа над ошибками. |
| Уметь решать орфографические задачи |
14-15 | 18.09 21.09 |
| Развитие связной речи. Составление рассказа по данному началу и серии картинок. | 2 | Умение воспроизводить текст на слух Умение выделять предложение в устной речи и правильно оформить его на письме. Умение передавать содержание текста с опорой на вопросы |
Слово (29 ч.)
| |||||
16 | 22.09 |
| Однокоренные слова. | 1 | Понимать значение понятий «состав слова», «приставка», «корень», «суффикс», «окончание». Уметь выделять части слова, подбирать однокоренные слова |
17 | 23.09 |
| Однокоренные слова. | 1 | Понимать значение понятий «состав слова», «приставка», «корень», «суффикс», «окончание». Уметь выделять части слова, подбирать однокоренные слова |
18 | 24.09 |
| Корень, приставка, суффикс, окончание. | 1 | Понимать значение понятий «состав слова», «приставка», «корень», «суффикс», «окончание». Уметь выделять части слова |
19 | 25.09 |
| Образование слов с помощью суффиксов и приставок. | 1 | Понимать значение понятий «состав слова», «приставка», «корень», «суффикс», «окончание». Уметь выделять части слова |
20 | 28.09 |
| Образование слов с помощью суффиксов и приставок. | 1 | Понимать значение понятий «состав слова», «приставка», «корень», «суффикс», «окончание». Уметь выделять части слова |
21 | 29.09 |
| Окончание. | 1 | Понимать значение понятия «окончание». Уметь выделять части слова |
22 | 30.09 |
| Р.р.Изложение по данному плану и опорным словам. | 1 | Умение воспроизводить текст на слух Умение выделять предложение в устной речи и правильно оформить его на письме. Умение передавать содержание текста с опорой на вопросы |
23 | 01.10 |
| Разбор по составу. | 1 | Уметь разбирать слово по составу |
24 | 02.10 |
| Правописание безударной гласной. | 1 | 1) уметь применять на практике правила правописания безударных гласных. 2)уметь распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные |
25 | 05.10 |
| Правописание безударной гласной. | 1 | 1) уметь применять на практике правила правописания безударных гласных. 2)уметь распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные |
26 | 06.10 |
| Звонкие и глухие согласные в корне слова | 1 | Уметь правильно делать выбор- глухая-звонкая, подбирая однокоренные слова |
27 | 07.10 |
| Звонкие и глухие согласные в корне слова | 1 | Уметь правильно делать выбор- глухая-звонкая, подбирая однокоренные слова |
28 | 08.10 |
| Непроизносимая согласная в корне слова | 1 | Уметь подбирать однокоренные слова для проверки согласной |
29 | 09.10 |
| Непроизносимая согласная в корне слова | 1 | Уметь подбирать однокоренные слова для проверки согласной |
30 | 12.10 |
| Непроизносимая согласная в корне слова | 1 | Уметь подбирать однокоренные слова для проверки согласной |
31 | 13.10 |
| Приставка и предлог. | 1 | Уметь различать приставку и предлог Уметь образовывать при помощи приставок новые слова. |
32 | 14.10 |
| Приставка и предлог. | 1 | Уметь различать приставку и предлог Уметь образовывать при помощи приставок новые слова. |
33 | 15.10 |
| Приставка и предлог. | 1 | Уметь различать приставку и предлог Уметь образовывать при помощи приставок новые слова. |
34 | 16.10 |
| Разделительный Ъ после приставок. | 1 | Уметь правильно выбирать Ъ или Ь знак |
35 | 19.10 |
| Разделительный Ъ после приставок. | 1 | Уметь правильно выбирать Ъ или Ь знак |
36 | 20.10 |
| Разделительный Ъ после приставок. | 1 | Уметь правильно выбирать Ъ или Ь знак |
37 | 21.10 |
| Правописание приставок. | 1 | Уметь различать приставку и предлог Уметь образовывать при помощи приставок новые слова. |
38 | 22.10 |
| Правописание приставок. | 1 | Уметь различать приставку и предлог Уметь образовывать при помощи приставок новые слова. |
39 | 23.10 |
| Правописание приставок. | 1 | Уметь различать приставку и предлог Уметь образовывать при помощи приставок новые слова. |
40 | 05.11 |
| Правописание приставок. | 1 | Уметь различать приставку и предлог Уметь образовывать при помощи приставок новые слова. |
41 | 06.11 |
| Закрепление пройденного. Работа с текстом. | 1 | Уметь применять на практике изученное |
42 | 09.11 |
| Закрепление пройденного. Работа с текстом. | 1 | Уметь применять на практике изученное |
43 | 10.11 |
| Закрепление пройденного. Работа с текстом. |
| Уметь применять на практике изученное |
44 | 11.11 |
| Контрольная работа по теме «Состав слова». | 1 | Уметь писать под диктовку Уметь применять изученное на практике |
45 | 12.11 |
| Работа над ошибками. | 1 | Уметь решать орфографические задачи |
Части речи. (3 часа) | |||||
46 | 13.11 |
| Части речи | 1 | Знать части речи |
47 | 16.11 |
| Части речи | 1 | Знать части речи |
48 | 17.11 |
| Части речи | 1 | Знать части речи |
Имя существительное ( 36 ч.) | |||||
49 | 18.11 |
| Значение имени существительного в речи. | 1 | Уметь правильно задать вопрос к слову Уметь распознавать существительные, отвечающие на вопросы Кто? Что? |
50 | 19.11 |
| Основные грамматические категории имени существительного. | 1 | Знать грамматические признаки существительного Знать порядок разбора существительного |
51 | 20.11 |
| Имена собственные. | 1 | Знать правильное написание имён собственных |
52 | 23.11 |
| Правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. | 1 | Умение определять род и число существительного |
53 | 24.11 |
| Три склонения имен существительных | 1 | Знать падежи имён существительных., Умение изменять существительные по падежам.; Умение различать падежи по вопросам |
54 | 25.11 |
| Три склонения имен существительных | 1 | Знать падежи имён существительных., Умение изменять существительные по падежам.; Умение различать падежи по вопросам |
55 | 26.11 |
| Склонения имен существительных в единственном числе. | 1 | Знать падежи имён существительных., Умение изменять существительные по падежам.; Умение различать падежи по вопросам |
56 | 27.11 |
| Склонения имен существительных в единственном числе. | 1 | Знать падежи имён существительных., Умение изменять существительные по падежам.; Умение различать падежи по вопросам |
57 | 30.11 |
| Правописании безударных окончаний имен существительных. | 1 | Уметь различать падежи по вопросам знать правило выбора окончания существительного |
58 | 01.12 |
| Правописании безударных окончаний имен существительных. | 1 | Уметь различать падежи по вопросам знать правило выбора окончания существительного |
59 | 02.12 |
| Правописании безударных окончаний имен существительных. | 1 | Уметь различать падежи по вопросам знать правило выбора окончания существительного |
60 | 03.12 |
| Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке и деформированному тексту. | 1 | Умение воспроизводить текст на слух Умение выделять предложение в устной речи и правильно оформить его на письме. Умение передавать содержание текста с опорой на вопросы |
61 | 04.12 |
| Закрепление знаний о правописании безударных окончаний имен существительных. | 1 | Умение классифицировать собственные и нарицательные имена существительные |
62 | 07.12 |
| Закрепление знаний о правописании безударных окончаний имен существительных. | 1 | Умение классифицировать собственные и нарицательные имена существительные |
63 | 08.12 |
| Повторение изученного материала. | 1 | Умение классифицировать собственные и нарицательные имена существительные |
64 | 09.12 |
| Склонение имен существительных множественного числа. | 1 | Умение склонять существительные во мн.ч. |
65 | 10.12 |
| Склонение имен существительных множественного числа. | 1 | Умение склонять существительные во мн.ч. |
66 | 11.12 |
| Склонение имен существительных множественного числа. | 1 | Умение склонять существительные во мн.ч. |
67 | 14.12 |
| Именительный и винительный падежи имен существительных множественного числа. | 1 | Уметь различать падеж и число существительных, правильно писать окончание сущ-го |
68 | 15.12 |
| Именительный и винительный падежи имен существительных множественного числа. | 1 | Уметь различать падеж и число существительных, правильно писать окончание сущ-го |
69 | 16.12 |
| Дательный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | Уметь различать число имени существительного
|
70 | 17.12 |
| Дательный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | Уметь различать число имени существительного
|
71 | 18.12 |
| Творительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | Уметь различать падежи по вопросам. |
72 | 21.12 |
| Творительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | Уметь различать падежи по вопросам. |
73 | 22.12 |
| Предложный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | Уметь различать падежи по вопросам. |
74 | 23.12 |
| Предложный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | Уметь различать падежи по вопросам. |
75 | 24.12 |
| Родительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | Уметь различать падежи по вопросам. |
76 | 25.12 |
| Родительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | Уметь различать падежи по вопросам. |
77 | 11.01 |
| Правописании существительных мужского, женского рода и существительных множественного числа в родительном падеже с шипящей на конце. | 1 | Уметь отличить существительные от других частей речи по вопросу, значению предмета Уметь составлять предложения, текст по картине |
78 | 12.01 |
| Правописании падежных окончаний существительных множественного числа. | 1 | Уметь различать падежи по вопросам знать правило выбора окончания существительного |
79 | 13.01 |
| Существительные, употребляемые только в единственном и только во множественном числе. | 1 | Умение различать число существительных |
80 | 14.01 |
| Закрепление знаний о правописании падежных окончаний существительных множественного числа. | 1 | Уметь отличить существительные от других частей речи по вопросу, значению предмета Уметь составлять предложения, текст по картине |
81 | 15.01 |
| Закрепление знаний о правописании падежных окончаний существительных множественного числа. | 1 | Уметь отличить существительные от других частей речи по вопросу, значению предмета Уметь составлять предложения, текст по картине |
82 | 18.01 |
| Закрепление знаний о правописании падежных окончаний существительных множественного числа. | 1 | Уметь отличить существительные от других частей речи по вопросу, значению предмета Уметь составлять предложения, текст по картине |
83 | 19.01 |
| Контрольная работа по теме «Имя существительное». | 1 |
Уметь находить существительные в тексте Знать грамматические признаки имени существительного |
84 | 20.01 |
| Работа над ошибками. | 1 | Уметь подбирать проверочные слова |
85 | 21.01 |
| Развитие связной письменной речи. Изложение рассказа «Мороз». |
| Уметь подбирать слова и составлять предложения по заданной тематике Уметь работать по образцу |
Имя прилагательное ( 53 ч.)
| |||||
86 | 22.01 |
| Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Знать части речи Уметь различать вопросы прилагательного от других частей речи
|
87 | 25.01 |
| Связь имен прилагательных с существительными. | 1 | Уметь задать вопрос к слову Уметь использовать прилагательные в речи |
88 | 26.01 |
| Связь имен прилагательных с существительными. | 1 | Уметь задать вопрос к слову Уметь использовать прилагательные в речи |
89 | 27.01 |
| Изменение имен прилагательных по родам. | 1 | Уметь определить род прилагательного Уметь составлять рассказ по наводящим вопросам, по опорным словам-прилагательным |
90 | 28.01 |
| Окончания имен прилагательных мужского рода в именительном падеже. | 1 | Уметь определить род прилагательного Уметь правильно выбрать окончание прилагательного |
91 | 29.01 |
| Окончания имен прилагательных женского рода в именительном падеже. | 1 | Уметь определить род прилагательного Уметь правильно выбрать окончание прилагательного |
92 | 01.02 |
| Окончания имен прилагательных среднего рода в именительном падеже. | 1 | Уметь определить род прилагательного Уметь правильно выбрать окончание прилагательного |
93 | 02.02 |
| Закрепление правописания родовых окончаний имен прилагательных в именительном падеже. | 1 | Уметь находить прилагательные в предложении, тексте |
94 | 03.02 |
| Закрепление правописания родовых окончаний имен прилагательных в именительном падеже. | 1 | Уметь находить прилагательные в предложении, тексте |
95 | 04.02 |
| Изменение имен прилагательных по числам. | 1 | Уметь определять число и изменять прилагательные по числам |
96 | 05.02 |
| Изменение имен прилагательных по числам. | 1 | Уметь определять число и изменять прилагательные по числам |
97 | 08.02 |
| Закрепление знаний об имени прилагательном. | 1 | Уметь находить прилагательные в предложении, тексте |
98 | 09.02 |
| Закрепление знаний об имени прилагательном. | 1 | Уметь находить прилагательные в предложении, тексте |
99 | 10.02 |
| Развитие связной речи. Нужные слова. | 1 | Уметь запоминать содержание текста, выделять главное, передавать содержание на письме |
100 | 11.02 |
| Закрепление знаний об имени прилагательном. | 1 | Уметь находить прилагательные в предложении, тексте |
101 | 12.02 |
| Закрепление знаний об имени прилагательном. | 1 | Уметь находить прилагательные в предложении, тексте |
102 | 15.02 |
| Склонение имен прилагательных в единственном числе. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
103 | 16.02 |
| Склонение имен прилагательных в единственном числе. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
104 | 17.02 |
| Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
105 | 18.02 |
| Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
106 | 19.02 |
| Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы Уметь использовать вопрос для составления ответа |
107 | 22.02 |
| Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы Уметь использовать вопрос для составления ответа |
108 | 24.02 |
| Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
109 | 25.02 |
| Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
110 | 26.02 |
| Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
111 | 01.03 |
| Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
112 | 02.03 |
| Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
113 | 03.03 |
| Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
114 | 04.03 |
| Правописании падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Уметь правильно употреблять прилагательные |
115 | 05.03 |
| Правописании падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Уметь правильно употреблять прилагательные |
116 | 09.03 |
| Правописании падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Уметь правильно употреблять прилагательные |
117 | 10.03 |
| Правописании падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Уметь правильно употреблять прилагательные |
118 | 11.03 |
| Повторение изученного материала. | 1 | Уметь правильно употреблять прилагательные |
119 | 12.03 |
| Повторение изученного материала. | 1 | Уметь правильно употреблять прилагательные |
120 | 15.03 |
| Склонение имен прилагательных женского рода. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
121 | 16.03 |
| Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном и предложном падежах. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
122 | 17.03 |
| Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном и предложном падежах. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
123 | 18.03 |
| Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном и предложном падежах. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
124 | 19.03 |
| Винительный падеж прилагательных женского рода. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
125 | 29.03 |
| Винительный падеж прилагательных женского рода. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
126 | 30.03 |
| Развитие связной речи. Составление рассказа по плану, используя деформированный текст. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам и числам Уметь составлять предложения |
127 | 31.03 |
| Повторение знаний об именах прилагательных. | 1 | Умение определять грамматические признаки прилагательного |
128 | 01.04 |
| Повторение знаний об именах прилагательных. | 1 | Умение определять грамматические признаки прилагательного |
129 | 02.04 |
| Повторение знаний об именах прилагательных. | 1 | Умение определять грамматические признаки прилагательного |
130 | 05.04 |
| Повторение знаний об именах прилагательных. | 1 | Умение определять грамматические признаки прилагательного |
131 | 06.04 |
| Склонение прилагательных множественного числа. | 1 | Уметь правильно выбрать окончание прилагательного |
132 | 07.04 |
| Склонение прилагательных множественного числа | 1 | Уметь правильно выбрать окончание прилагательного |
133 | 08.04 |
| Склонение прилагательных множественного числа | 1 | Уметь правильно выбрать окончание прилагательного |
134 | 09.04 |
| Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
135 | 12.04 |
| Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
136 | 13.04 |
| Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
137 | 14.04 |
| Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. | 1 | Уметь изменять прилагательные по падежам, правильно задавая вопросы |
138 | 15.04 |
| Закрепление правил правописания падежных окончаний имен прилагательных. | 1 | Умение определять грамматические признаки прилагательного |
139 | 16.04 |
| Контрольная работа по теме «Прилагательное» | 1 | Уметь различать падежи и род прилагательных по вопросам существительных |
140 | 19.04 |
| Работа над ошибками | 1 | Уметь писать ударные и безударные окончаний |
Предложение ( 23 ч.) | |||||
141 | 20.04 |
| Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. | 1 | Уметь определять однородные члены предложения Уметь находить и различать однородные члены предложения |
142 | 21.04 |
| Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. | 1 | Уметь определять однородные члены предложения Уметь находить и различать однородные члены предложения |
143 | 22.04 |
| Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. | 1 | Уметь определять однородные члены предложения Уметь находить и различать однородные члены предложения |
144 | 23.04 |
| Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. | 1 | Уметь определять однородные члены предложения Уметь находить и различать однородные члены предложения |
145 | 26.04 |
| Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. | 1 | Уметь определять однородные члены предложения Уметь находить и различать однородные члены предложения |
146 | 27.04 |
| Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. | 1 | Уметь определять однородные члены предложения Уметь находить и различать однородные члены предложения |
147 | 28.04 |
| Знаки препинания при однородных членах с одиночным союзом И, союзами А, НО. | 1 | Уметь определять однородные члены предложения Уметь находить и различать однородные подлежащие,сказуемые,второстепенные члены предложения |
148 | 29.04 |
| Знаки препинания при однородных членах с одиночным союзом И, союзами А, НО. | 1 | Уметь определять однородные члены предложения Уметь находить и различать однородные подлежащие,сказуемые,второстепенные члены предложения |
149 | 30.04 |
| Закрепление знаний о простом предложении. | 1 | Уметь конструировать предложения, текст |
150 | 04.05 |
| Повторение изученного материала. | 1 | Уметь конструировать предложения, текст |
151 | 05.05 |
| Сложное предложение. Сложные предложения с союзами И, А, НО. | 1 | Уметь опознавать сложное предложение. Уметь находить грамматическую основу |
152 | 06.05 |
| Сложное предложение. Сложные предложения с союзами И, А, НО. | 1 | Уметь опознавать сложное предложение. Уметь находить грамматическую основу |
153 | 07.05 |
| Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением. | 1 | Уметь выделять обращения интонацией |
154 | 11.05 |
| Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением. | 1 | Уметь выделять обращения интонацией |
155 | 12.05 |
| Повторение пройденного материала. | 1 |
|
156 | 13.05 |
| Повторение пройденного материала. | 1 | Уметь опознавать сложное предложение. Уметь находить грамматическую основу Уметь выделять обращения интонацией |
157 | 14.05 |
| Контрольная работа по теме «Предложение». | 1 | Уметь применить на практике изученное |
158 | 17.05 |
| Работа над ошибками. | 1 | Уметь применить на практике изученное |
159 | 18.05 |
| Повторение пройденного материала. | 1 | Уметь применить на практике изученное |
160 | 19.05 |
| Повторение пройденного материала. | 1 | Уметь применить на практике изученное |
161 | 20.05 |
| Повторение пройденного материала. | 1 | Уметь применить на практике изученное |
162 | 21.05 |
| Повторение пройденного материала. | 1 | Уметь применить на практике изученное |
163 | 24.05 |
| Повторение пройденного материала. | 1 | Уметь применить на практике изученное |
164 | 25.05 |
| Повторение пройденного материала. | 1 | Уметь применить на практике изученное |
165 | 26.05 |
|
Контрольный диктант по итогам года | 1 | Уметь применить на практике изученное |
166 | 27.05 |
| Работа над ошибками. | 1 | Уметь применить на практике изученное |
167 | 28.05 |
| Повторение пройденного материала. |
| Уметь применить на практике изученное |
ИТОГО: 167 часов |
Методическая литература:
1 | Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 176с. |
2 | Волина В.В. Праздник букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995. – 384с. |
3 | Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с. |
4 | Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 12-ти томах. – М.: Мир книги, 2003. |
5 | Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. 5-7 классы: пособие для учителя/ сост. Е.Я.Кудрявцева . – М.: Гуманитарн. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144с. |
6 | Занимательное азбуковедение: кн. для учителя/ Сост. В. Волина. – М.: Просвещение, 1991. – 368с. |
7 | К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 2-4 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Л.А.Ахременкова. – М.: Просвещение, 2010. – 288с. |
8 | Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно- тематическое планирование/авт.-сост. Э.Ф.Курмаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 191с. |
9 | Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с. |
| Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Владос, 2000. – 184с. |
10 | Олимпиады по русскому языку. 3 класс/ О.А.Орг, Н.Г.Белицкая. – М.:Изд-во «Экзамен», 2010. – 93с. |
11 | Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/Сост. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.:Просвещение, 2005. – 128с. |
12 | Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительной. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/Сост. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.:Просвещение, 2003. – 144с. |
13 | Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/Сост. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.:Просвещение, 2003. – 152с. |
14 | Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/Сост. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.:Просвещение, 2003. – 144с. |
15 | Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя/ А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. – М.: Просвещение, 2004. – 143с. |
16 | Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с. |
17 | Русский язык: дидактические карточки-задания к учебнику Л.Я.Желтовской «Русский язык»/Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина. – М.: АСТ:Астрель, 2009. – 47с. |
18 | Русский язык в таблицах и схемах/ Е.В.Амелина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 270с. |
19 | Русский язык.1 класс. Проверь себя. Тесты./Л.Н.Потураева; под.ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д:Легион, 2011. – 87с. |
20 | Русский язык: правила и упражнения: 1 – кл./ Авт. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: АСТ:Астрель, Владимир: ВКТ, 2010. – 271с. |
21 | Русский язык: проверочные работы: 2 класс/ Е.М.Тихомирова. – М.: изд-во Экзамен, 2010, - 95с. |
22 | Самый полный сборник контрольных тестов по русскому языку: 1-4 кл./ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: АСТ:Астрель, Владимир: ВКТ, 2011. – 287с. |
23 | Соболева О.Л., Агафонов В.В. Когда правила улыбаются. – М.: Новая школа, 1997. – 24с. |
24 | Тикунова Л.И. Раздаточные материалы по русскому языку. 1 кл. – М.:Дрофа, 2005. - 141 |
25 | Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Карточки по развитию речи. 1 кл.: Пособие для учащихся начальной школы. – М.: Мнемозина, 2003. – 71с. |
26 | Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Карточки по развитию речи. 2 кл.: Пособие для учащихся начальной школы. – М.: Мнемозина, 2004. – 80с. |
Интернет-ресурсы
1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk
2. http://www.uchportal.ru
3. http://festival.1september.ru
4. http://www.proshkolu.ru
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета _________________Ледянкова О.А.
МБОУ Ефремовской СОШ _________________20___года
От ______20___года№ _____
____________________Ледянкова О.А.