«Зимний фестиваль знаний 2025»

Методическая разработка урока "Хозяйственное развитие Греции в V в. до н.э"

Методическая разработка урока истории для 5 класса «Хозяйственное развитие Греции в V в.до н.э.» по учебнику Ф.А.Михайловский «Всеобщая история. История Древнего мира» состоит из конспекта урока и раздаточного материала. Урок открытия нового знания построен в соответствии с требованием программы основного общего образования по истории и учитывает возрастные особенности для 5 класса. Методической особенностью является системно-деятельностный и поисковой методы обучения.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Учитель истории Матус Анастасия Валерьевна


Тема Хозяйственное развитие Греции в 5 веке до н.э. для 5 класса

Основные цели:

Предметные:

  1. Формировать умение выявлять причины и следствия роста рабства в 5 веке до н.э.

  2. Формировать представление о рабском труде в хозяйстве, на каменоломнях, в богатых семьях.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

1. формировать умение ставить цель, принимать решение.

Коммуникативные УУД:

  1. формировать умение учитывать разные мнения;

  2. сравнивать разные точки зрения;

  3. аргументировать свое мнение;

  4. проводить взаимный контроль;

  5. адекватно использовать речь;

  6. работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Познавательные УУД:

  1. формировать умение проводить анализ,;

  2. устанавливать причинно-следственные связи;

  3. осуществлять логическую операцию;

  4. сравнивать, рассуждать;

  5. структурировать тексты – выделять главное и второстепенное;

  6. выстраивать последовательность событий.

Личностные УУД:

  1. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и по­ступках по отношению к окружающим.

Основные понятия: раб, керамика, порт Пирей, Керамик.

Оборудование: учебник Ф.А.Михайловский «Всеобщая история. История Древнего мира», раздаточный материал, эталоны, презентация.


Ход урока:


  1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)

- Сегодня мы снова отправляемся с вами в виртуальное путешествие. Вспомните, какое древнее государство вы изучаете? (Ответы детей.) ( Греция.)

- Сегодня вы продолжите изучение древнегреческого государства. И надеюсь, что урок пройдёт с пользой для вас.

- Мы будем с вами открывать новые знания. Как вы это будете делать? (Мы определим, что ещё не знаем и самостоятельно построим новые знания.)


  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


- С чего начнём наше путешествие? (С повторения.)

- Почему начать надо с повторения? (То, что мы будем повторять, поможет нам самостоятельно открыть новые знания.)


Повторение проводиться в виде игры «Покупка билета на самолёт». Раздаются небольшие листочки (билеты), задаются вопросы из презентации. Ученики в билетах записывают только ответ.

1. Слово «демократия» означает по-гречески …

1) «власть народа»;

2) «власть толпы»;

3) «власть избранных».


  1. Начало демократии в Афинах положил …

  1. Софокл;

  2. Солон;

  3. Перикл.

  1. Остракизм - это вид голосования, при котором решался вопрос …

  1. о начале войны;

  2. о принятии в гражданство Афин;

  3. об изгнании из города на 10 лет.

  1. Назовите имя человека, о котором говорили:

«Будучи знатного происхождения, примкнул к демосу, дабы не заподозрили его в стремлении к тирании. 14 лет подряд побеждал на выборах и оставался первым стратегом. Даже его противники признавали его огромный авторитет. Превратив Афины в богатейший город, он ни на одну драхму не увеличил своего состояния против того, которое ему оставил отец. Нарушая афинские обычаи, разрешал жене Аспасии выходить к гостям и принимать участие в спорах. Время его правления вошло в историю Греции как «золотой век».

  1. Патрокл;

  2. Перикл;

  3. Писистрат.


  1. Метеки - это...

  1. рабы;

  2. военнопленные;

  3. свободные люди, не имевшие афинского гражданства.

Проводится проверка по образцу и в соответствии с результатами решают в самолёте на местах какого класса летят учащиеся:

5 правильных ответа – бизнес класс,

4 правильных ответа – 1 класс,

3-2 правильных ответа – эконом класс.


- Что мы сейчас повторили? ( мы повторили как зарождалась демократия в Афинах)

- А когда происходил расцвет афинской демократии? ( во время греко-персидских войн).

- Греко-персидские войны еще привели к росту рабства в Греции, особенно много рабов было в Афинах. И пока мы с вами туда летим, попробуйте ответить на вопросы:


Кто мог быть рабом в Греции? Как становились рабами? Где применялся рабский труд? Каково было положение рабов? Слайд 9


- У кого нет ответа на вопрос? Что вы не можете? ( не можем ответить, кто мог быть рабом, где применялся рабский труд, как становились рабами, каково было положение рабов)

- У кого есть ответ? Вы уверены в его правильности? В чём ваши затруднения? (Мы не уверены, что правильно определили, мы не можем обосновать свой ответ.)

- У вас возникло затруднение, как к нему надо относиться? (К затруднению надо относиться спокойно, надо остановиться и подумать, почему оно возникло.)

  1. Выявление места и причины затруднения.

- На какой вопрос вы должны были ответить? (Мы должны были сказать, кто мог быть рабом в Греции, как становились рабами, где применялся их труд, и каково было их положение)

Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем, кто мог быть рабом в Греции, как становились рабами, где применялся их труд, и каково было их положение.)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.


- Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Узнать, кто мог быть рабом в Греции, как становились рабами, где применялся их труд, каков было их положение)

- Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (Рабство в Древней Греции в 5 веке до н.э.)

- Чем вы можете воспользоваться, т.е., какие средства вы можете использовать при достижении цели? (учебник, интернет, энциклопедия, спросить учителя.)

Сегодня я хочу, чтобы вы попытались использовать один из методов открытия нового знания - это работа с текстом.

У каждого из вас есть эталоны, как это правильно сделать.

Итак, каков же наш план действий? (Составляют самостоятельно план, после чего он выходит в презентации).

  1. Выяснить, кто мог быть рабом в Греции?

  2. Как становились рабами?

  3. Узнать где применялся труд рабов?

  4. Каково было положение рабов?


  1. Реализация построенного проекта.


Работа проводится в парах, читают учебник, обсуждают, каждая пара получает «Дневник путешественника», который они должны заполнить в процессе самостоятельной работы.

Дневник путешественника

1. Греко-персидские войны привели к______________________________________

2. Росту рабства способствовали _______________,____________ и____________


3. Раб выполнял_________________________________________________________

4. Рабы добывали мрамор в ______________, а металл в _____________________

5. Особенно широко рабский труд применялся в ____________________________

6. В Афинах целый район назывался ____________________________________

7. Но расписывали посуду только _________________, раб же занимался лишь_________________________________________________________________

8. Особенно ценились____________________________________________________

9. Труд рабов использовался меньше _____________________________________

10. Рабу доверяли только ________________________________________________

11. Хозяин раба не нес ответственности за__________________________________

12Лишь немногие рабы имели семью и собственное имущество, но должны были хозяину за это _________________________________________________________

13. В этот порт с причерноморских колоний доставляли рабов________________

14.Из Греции же вывозили_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
































  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Демонстрация дневников путешественника.

- Вы достигли поставленной цели?

- Вы справились с затруднениями?

Вы много потрудились, побывали в Греции, узнали положение рабов. Теперь нужно заработать на обратный билет.( заполняют билет путешественника, вписывая только правильные ответы).


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу


  1. Росту рабства в Греции в 5 веке до н. э. способствовало:

  1. греко-персидские войны;

  2. морское пиратство;

  3. оба утверждения верны.


  1. Слово "Керамик" означает …

  1. глиняная посуда;

  2. сухая глина;

  3. район города, где жили гончары.

  1. Главным портом Афинского государства в 5 веке до н. э. считался …

  1. Фалер;

  2. Пропилеи;

  3. Пирей.

  1. Товары, которые вывозили из Афин, - это …

  1. расписная керамика, оливковое масло, вино, оружие;

  2. рабы, зерно, оливковое масло;

  3. зерно, мед, шкуры животных.

  1. Кто имел право расписывать и лепить посуду?

  1. Свободные люди

  2. Рабы

  3. Метеки

Проверка по эталону.

  • Теперь мы можем лететь обратно, после проведённой проверки мы все летим в салоне 1 класса.

8. Включение в систему знаний и повторение.

  • Сможете ли вы в дальнейшем использовать открытые знания? (Ответы детей.)

  • Что нового вы узнали о Древней Греции? (Ответы детей.)

9. Рефлексия учебной деятельности.

  • Мы вернулись из виртуального путешествия. Что нового вы узнали на уроке?

  • Какую цель ставили перед собой?

  • Вы достигли поставленной цели?

  • Как вы достигли цели?

  • С какими затруднениями встретились на уроке?

  • Как вы выходили из затруднения?


Учащиеся оценивают свою работу

  • Что необходимо сделать тому, кто достиг поставленной цели на уроке?

  • Нужно ли дома работать тому, кто не достиг поставленной цели? Зачем?

  • Запишите домашнее задание: §. 31 ответы на вопросы после параграфа (устно), по желанию подготовить сообщение «Жизнь раба в Греции ».


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее