«Зимний фестиваль знаний 2026»

Методические рекомендации по практическим занятиям

Методические рекомендации по выполнению практических занятий СГ.01 История России для обучающихся специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования

Олимпиады: История 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство образования Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Государственный агротехнический колледж» с. Московское







УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

________ Л.С. Набокова




Методические указания

для обучающихся по выполнению

практических занятий









Учебная дисциплина СГ.01 История России

Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования

















с. Московское, 2025

Рассмотрена и одобрена на заседании П(Ц)К

Протокол № 10 от 26 мая 2025г.

Руководитель П(Ц)К ______________А.С. Сопова




Составитель: Авершина О.В. преподаватель ГБПОУ «Государственный агротехнический колледж» с. Московское





























Пояснительная записка


Прочность, осознанность и действенность знаний студентов наиболее эффективно обеспечивается при помощи активных методов. Среди них важное место занимают практические занятия. Необходимость формирования навыков анализа, синтеза, объяснения, понимания исторической логики явлений и процессов, навыков работы с информационными источниками, осознанного моделирования собственных действий, является необходимым условием для формирования профессиональных компетентностей любого специалиста.

Методические указания предназначены для студентов 2 курса специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования, среднего профессионального образования для выполнения практических занятий по дисциплине СГ.01 История России.

Курс дисциплины СГ.01 История России рассчитан на 38 аудиторных часов, из которых 5 часов отводится на практические занятия, которые проводятся после изучения тем.

Темы для практических занятий выбраны в соответствии с изучаемыми темами и разделами дисциплины.

Согласно ФГОС СПО и программе обучения по СГ.01 История России, практические занятия направлены на формирование знаний и умений по дисциплине, а именно:

Обучающийся должен уметь:

  • выделять факторы, определившие уникальность становления духовно-нравственных ценностей в России;

  • анализировать, характеризовать, выделять причинно-следственные связи и пространственно-временные характеристики исторических событий, явлений, процессов с времен образования Древнерусского государства до настоящего времени;

  • анализировать историческую информацию, руководствуясь принципами научной объективности и достоверности, с целью формирования научно обоснованного понимания прошлого и настоящего России;

  • защищать историческую правду, не допускать умаления подвига российского народа по защите Отечества;

  • демонстрировать готовность противостоять фальсификациям российской истории;

  • демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Российского государства.

Обучающийся должен знать:

  • ключевые события, основные даты и исторические этапы развития России до настоящего времени;

  • выдающихся деятелей отечественной истории, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России;

  • традиционные российские духовно-нравственные ценности;

  • роль и значение России в современном мире.


Требования к навыкам и умениям студентов

При выполнении практических занятий необходимым является наличие следующих навыков и умений студента:

- анализировать текст;

- работать с текстом учебника;

- выполнять тестовые задания;

- делать выводы по тексту;

- заполнять пробелы в графических схемах;

- исправлять ошибки в определениях;

- находить определения понятий;

- обобщать текст;

- осмыслять высказывания мыслителей, ученых, писателей;

- решать задачи;

- решать кроссворд по изученной теме;

- самостоятельно составлять кроссворд по изученной теме;

- самостоятельно составлять тест по изученной теме;

- систематизировать учебный материал в виде таблиц, схем;

- составлять интеллект-карты по теме;

- составлять конспект изучаемой темы;

- составлять план изучаемой темы;

- составлять словарь по изучаемой теме;

- составлять тематический тезаурус по изучаемой теме;

- устанавливать соответствие между понятием и видами его проявления;

- устанавливать соответствие между понятием и определением;

- формулировать свои представления в форме эссе;

- формулировать тезисы лекции.





































Инструкционно-технологические карты

Тема 3. Смута и её преодоление

Практическое занятие №1 «Последствия Смутного времени, как путь к народному объединению»

Цель занятия: расширить и закрепить знания по теме «Смутное время"

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебник по Истории России

2. Тексты заданий.

3. Тетради для практических занятий.

Время на выполнение: 90 мин

Форма контроля выполнения практических занятий: выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине.

Задания практического занятия:

Задание №1. Выберите правильный ответ, что из названного относится к причинам Смутного времени:

А) недовольство крестьян введением рекрутской повинности;

Б) пресечение династии Рюриковичей;

Г) введение правила Юрьева дня.

Задание №2. На основании приведенного документа сформулируйте и обоснуйте собственное мнение о причинах, сущности и последствиях Смутного времени

“… А будет вы от того вора и от Марины и от сына ее не отстаните, и с нами и со всею землею будете не в соединеньи, и враги наши польские и литовские люди царствующий град Москву и все грады Московского государства до конца разорят, и всех вас и нас конечно погубят, и землю нашу пусту и безпамятну учинят, и того всего взыщет Бог на вас, что мы своим развратаньем с нами не в соединеньи, да окрестныя все государства назовут вас предатели своей вере и отечеству. Но и паче всего, каков вам о том дати ответ на втором пришествии пред праведным Судиею? Молим вас, господа, и просим со слезами единородную братью свою, православных христиан, пощадите себя и свои души, отступите от такого злапагубного начинания, и отстатьте от вора и от Марины и от сына ее, и будьте с нами и со всею землею в соединеньи…”

Задание №3. Выберите, что из перечисленного не относится к политике Бориса Годунова и дайте характеристику времени и места данного исторического явления.

А) борьба с сильными боярскими группировками;

Б) восстановление Юрьева дня;

В) отмена податных привилегий Церкви;

Г) продажа хлеба из собственных житниц по заниженным ценам в годы голода;

Д) введение новых налогов.

Е) указ о признании свободными холопов, изгнанных из дворов во время голода.

Задание №4. С какими событиями Смуты связаны следующие личности:

Григорий Сунбулов, Истома Пашков, князь Телятевский?

Задание №5 На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, появившиеся в период Смуты:

пятая деньга,

«тушинский вор»,

семибоярщина.

Задание №6. Соотнесите имя и характеристику:

1) Патриарх Филарет;   2) Патриарх Гермоген;    3) Патриарх Иов;

А) русский святой, духовный вдохновитель патриотического движения, сторонник православного царя, проклявший бояр, присягнувших  польскому царевичу;

Б) патриарх при тушинском воре, сторонник приглашения на русский престол польского царевича Владислава, отец будущего русского царя;

В) сторонник Бориса Годунова, первый патриарх России, организовавший его избрание царём.

Задание № 7. Соотнесите дату и событие:

1) 1598;    2) 1612;   3) 1613;     4) 1606;

А) освобождение Москвы;

Б) избрание Земским собором Михаила Фёдоровича Романова на царство;

В) начало Смуты;

Г) начало движения Болотникова.

Требования к результатам работы: письменная работа в тетради.

Список рекомендуемой литературы:

  1. История России. Авторы: В.Р. Мединский, А.В. Торкунов Учебник для СПО, 2024г.

  2. Всеобщая История. Авторы: В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян Учебник для СПО, 2024г.

Тема 6. Екатерина II: продолжатель великих дел Петра I.

Практическое занятие №2 «Роль реформ Екатерины II в развитии российского образования».

Цель занятия: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, закреплять знания об истории российской культуры.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебник по Истории России.

2. Тексты заданий.

3. Тетради для практических занятий.

Время на выполнение: 90 мин

Форма контроля выполнения практических занятий: выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине.

Задания практического занятия:

Задание № 1. Соотнесите дату и событие:

1)1760; 2) 1763; 3) 1768.

А) Учреждение первого в России Воспитательного дома;

Б) Складывались социальные и организационные предпосылки для перехода к массовому образованию

В) Разработан закон о школьном образовании;

Задание № 2. Используя материал учебника охарактеризуйте данные понятия:

А) Земская реформа;

Б) Судебная реформа;

В) Экономическая реформа;

Г) Административная реформа;

Д) Реформа просвещения.

Задание № 3. Прочитайте отрывок из монографии историка П.П. Черкасова

и сформулируйте собственное понимание данного высказывания.

«Екатерина постоянно подчёркивала, что намерена проводить традиционную

национальную политику в духе Петра Великого и Елизаветы Петровны. У неё

были несомненные дипломатические способности, сочетавшиеся с природным

женским притворством, в котором Екатерина достигла совершенства – дипломатия

была её любимым занятием».

Задание № 4 Установите хронологию событий:

- Русско-турецкие войны - закрепление России на Чёрном море;

- учреждение в Петербурге закрытых институтов для девиц-дворянок и девиц-

горожанок;

- Манифест, приглашающий селиться в России иностранцев и бежавших за границу

русских;

- Подписание Жалованной грамоты дворянству;

- Принятие под российское подданство Восточной Грузии.

Задание № 5 Соотнесите имя и характеристику:

1) Иван Бецкой; 2) Никита Панин; 3) Петр Завадовский; 4) Григорий Потемкин;

5) Григорий Орлов.

А) Один из главных фаворитов Екатерины II, стоял за государственным переворотом императрицы;

Б) Известен своей ролью в модернизации российской армии, среди его заслуг присоединение к России Крыма и Новороссии;

В) Очередной фаворит Екатерины II,занимал высокие должности, в итоге стал первым министром просвещения;

Г) До вступления на престол императрица прислушивалась к его советам, был воспитателем сына Екатерины II Павла Петровича;

Д) Известен тем, что во время правления Екатерины провел реформы в сфере образования, её личный секретарь в течение 17 лет.

Задание № 6 Выберите правильное суждение, соответствующее итогам правления Екатерины II:

А) Правление Екатерины II привело к значительному усилению Российской империи и ее международному авторитету. Были проведены реформы во многих сферах жизни, расширены границы государства, а также отмечен расцвет культуры и просвещения. 

Б) Правление Екатерины II охарактеризовалось укреплением позиций дворянства, развитием образования и культуры (основание Московского университета и Академии художеств), отменой внутренних таможен и участием в Семилетней войне, где русская армия одержала ряд побед. 

В) Правление Екатерины II ознаменовало эпоху модернизации и западничества, включая создание регулярной армии и флота, реформы государственного управления, развитие промышленности и торговли, а также перенос столицы в Санкт-Петербург. 

Требования к результатам работы: письменная работа в тетради.

Список рекомендуемой литературы:

  1. История России. Авторы: В.Р. Мединский, А.В. Торкунов Учебник для СПО, 2024г.

  2. Всеобщая История. Авторы: В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян Учебник для СПО, 2024г.

Тема 7. От победы над Наполеоном до Крымской войны.

Практическое занятие №3 «Поражение в Крымской войне – движение к новым реформам Александра II».

Цель занятия: углублять знания об основных этапах истории России, развивать аналитические способности.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебник по Истории России.

2. Тексты заданий.

3. Тетради для практических занятий.

Время на выполнение: 90 мин

Форма контроля выполнения практических занятий: выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине.

Задания практического занятия:

Задание № 1. Соотнеси факты из первого столбца с последствиями,  вытекающими из этих фактов, во втором столбце.

1

Рекрутская система формирования армии

А

Ошибки в разработки стратегических планов ведения войны

2

Содержание армии численностью 1 млн. человек

Б

Много времени на переброску войск к театру военных действий

3

Отсутствие дееспособного генштаба

В

Низкая маневренность русских войск

4

Войска сосредоточены по всей территории страны

Г

Амуниция солдат не приспособлена к боевым действиям

5

Отсутствие разветвленной системы железных дорог

Д

Плохая подготовка войск к ведению боевых действий

6

В армии процветает палочная дисциплина.  

Е

Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у противника более совершенных дальнобойных орудий

7

Плохое техническое оснащение армии

Ж

Большие расходы государства на содержание армии

8

Из 21 военного корабля черноморской эскадры – 7 паровые, остальные - парусные


9

Снаряжение солдат весило 2 пуда с четвертью


1

2

3

4

5

6

7

8

9




















Задание № 2. Используя учебник, рассмотрите карту Крымской войны ( атлас).

 1) Напишите название крепостей, где были сосредоточены турецкие войска в начале войны:

А) в западной части Османской империи;         Б) на Кавказе.


2) Какие русские города были обстреляны англо-французским флотом на Дальнем

Востоке._____________________________________________________________


   3) По условиям Парижского мира Россия уступила территории Турции. Найдите эти территории на карте. Укажите расположенные на этой территории:  

а) крупную реку________________________________________________________  

б) крепость, которую некогда брал Суворов_________________________________


Задание № 3. Опираясь на свои знания, распределите события в таблице


Причины войны

Причины поражения

Условия парижского мира

Следствия войны













  1. Стремление России расширить свое влияние на Балканах

  2. Упал международный авторитет России

  3. Дипломатическая и военная изоляция России

  4. Казнокрадство, злоупотребления в управлении

  5. Запрет России держать военный флот и арсеналы на Черном море

  6. Активизация железнодорожного строительства в России

  7. Черное море объявлялось нейтральным

  8. Нарушена безопасность южной границы России

  9. Расстройство финансов России

  10. Ослабление Османской империи

  11. Слабость России и необходимость проведение реформ

  12. Отказ России от протектората над Валахией, Молдавией, Сербией

  13. Стремление Англии и Франции ослабить позиции России на Балканах

  14. Ошибки командования

  15. Россия уступала Карс, Ардаган, Баязет,  южную Бессарабию

  16. Технико-экономическая отсталость России

Задание № 4. Выберите, что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг., объясните, как выбранное вами положение связано с началом проведения указанных реформ.

— неудачное завершение русско-японской войны

— покушение Д.В. Каракозова на императора Александра II

— неудачи России в Крымской войне

— создание организации «Народная воля»


Задание № 5. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

В период правления Александра II были проведены масштабные либеральные реформы, в последствии их назвали «Великие реформы». Наиболее известная из них — отмена крепостного права в 1864 году. Другими реформами были Земская, Судебная, Городская, реформа образования. Не менее важной была военная реформа 1874 года. В ее основе лежал новый способ комплектования армии — рекрутская повинность. В результате проведения военной реформы возросла мощь российской армии, и она без особых проблем одержала победу над Турцией в войне 1877−1878 гг.

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение текста, в котором

допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)


2)



Требования к результатам работы: письменная работа в тетради.

Список рекомендуемой литературы:

  1. История России. Авторы: В.Р. Мединский, А.В. Торкунов Учебник для СПО, 2024г.

  2. Всеобщая История. Авторы: В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян Учебник для СПО, 2024г.


Тема 9. «Вставай, страна огромная!»

Практическое занятие №4 «От огромных потрясений к Великой Победе».

Цель занятия: развивать умение определять, систематизировать исторические факты, события, явления..

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебник по Истории России.

2. Тексты заданий.

3. Тетради для практических занятий.

Время на выполнение: 90 мин

Форма контроля выполнения практических занятий: выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине.

Задания практического занятия:

Задание № 1. Как назывались оборонительные укрепления Карельского перешейка, выбери правильный ответ:

1) «линия Мажино» 3) «линия Маннергейма»

2) «восточный вал» 4) «линия Зигфрида»

Задание № 2. 2. Сделай правильный выбор, кто подписал Договор о ненападении со стороны Германии и СССР:

  1. А. Гитлер, И. Сталин

  2. В. Молотов, И. Риббентроп

  3. И. Сталин, И. Риббентроп

  4. М. Литвинов, И. Риббентроп

Задание № 3. Выберите орган руководства страной в годы войны, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти:

  1. Ставка Верховного главнокомандования

  2. Совет народных комиссаров

  3. Государственный Комитет Обороны

  4. Совет по эвакуации

Задание № 4. Убери лишнее в ряду. Конференции антигитлеровской коалиции:

1) Московская 2) Крымская 3) Генуэзская 4) Потсдамская

Задание № 5. Установите соответствие:

1) геноцид А) насильственное переселение народов

2) депортация Б) вывоз населения, материальных ценностей из местностей,

находящихся под угрозой

3) эвакуация В) уничтожение определенных групп населения по расовым,

национальным и иным мотивам

4) репатриация Г) систематическое преследование и уничтожение нацистами и их

пособниками в Германии и на захваченных ею территориях

значительной части еврейского населения Европы

5) холокост Д) возвращение на родину военнопленных и гражданских

лиц, оказавшихся за пределами своей страны в результате войны

Задание № 6. Назовите документ:

«Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения... Договор заключается сроком на десять лет... Составлен в двух оригиналах на немецком и русском языках в Москве»

Задание № 7. Что является лишним в ряду, обоснуйте ответ.

1) Коренной перелом в ходе войны - это:

битва за Москву

2) Контрнаступление Красной армии в ходе Сталинградской битвы

3) форсирование Днепра

4) Курская битва

Задание № 8. О каком событии идет речь? Дайте развернутый ответ.

Одна из крупнейших битв во Второй мировой войне, продолжавшаяся 200 дней. В результате полной победы в этом сражении одна из противоборствующих сторон захватила стратегическую инициативу в войне.

Задание № 9. Распределите события в хронологическом порядке:

1) Атлантическая хартия 2) Потсдамская конференция 3) Тегеранская конференция 4) Ялтинская конференция

Требования к результатам работы: письменная работа в тетради.

Список рекомендуемой литературы:

  1. История России. Авторы: В.Р. Мединский, А.В. Торкунов Учебник для СПО, 2024г.

  2. Всеобщая История. Авторы: В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян Учебник для СПО, 2024г.

Тема 13. Россия сегодня.

Практическое занятие №2 «Перспективы развития России в рамках Специальной Военной Операции.».

Цель занятия: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между прошлым и будущим, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебник по Истории России.

2. Тексты заданий.

3. Тетради для практических занятий.

Время на выполнение: 90 мин

Форма контроля выполнения практических занятий: выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине.

Задания практического занятия:

Задание № 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события:

1) договор о принятии Республики Крым и г. Севастополя в состав России;

2) подписание договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России;

3) начало Специальной военной операции Вооружённых сил России;

4) признание Российской Федерацией независимости ДНР и ЛНР.

Задание № 2. Проанализируйте данные опросов об изменениях использования Интернета россиянами, представленных ВЦИОМ

Пользуетесь ли Вы Интернетом, как часто?

Ответы респондентов

2011г.

2024г.

Ежедневно

28

77

Несколько раз в неделю

14

6

Несколько раз в месяц

6

2

Эпизодически, но не реже одного раза в полгода

3

1

Не пользуюсь

48

14

Затрудняюсь ответить

1

0



Задание № 3. Выберите достоверную информацию.

С началом Специальной военной операции в России произошли следующие изменения:

- рост безработицы;

- рост ВВП;

- значительная часть экономики переориентирована на производство военной продукции;

- замена иностранных товаров и технологий на отечественные аналоги;

- расширение торговых отношений с дружественными странами, в том числе с Азией и Африкой;

- стимулирование развития новых рынков, в том числе в сфере высоких технологий, цифровизации и инноваций;

- укрепление технологического суверенитета, а также повышение социальной сплоченности;

- укрепление торговых отношений с дружественными странами;

- стагнация рынка.

Задание № 4. С началом СВО руководству России пришлось решать ряд важных

социально-экономических задач. Они касались импортозамещения, взаимодействия с экономическими партнёрами и повышения уровня жизни граждан. Укажите не менее трёх фактов связанных с социально-экономическим развитием России в данный период.

А) _____________________________________________________________________

Б) _____________________________________________________________________

В) _____________________________________________________________________


Задание № 5. Напишите короткое (не более 10 предложений) эссе-рассуждение на тему «Моя роль, как гражданина Российской Федерации, в современном российском обществе»


Требования к результатам работы: письменная работа в тетради.

Список рекомендуемой литературы:

  1. История России. Авторы: В.Р. Мединский, А.В. Торкунов Учебник для СПО, 2024г.

  2. Всеобщая История. Авторы: В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян Учебник для СПО, 2024г.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее