Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Государственный агротехнический колледж» с. Московское
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
________ Л.С. Набокова
Методические указания
для обучающихся по выполнению
практических занятий
Учебная дисциплина СГ.01 История России
Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования
с. Московское, 2025
Рассмотрена и одобрена на заседании П(Ц)К
Протокол № 10 от 26 мая 2025г.
Руководитель П(Ц)К ______________А.С. Сопова
Составитель: Авершина О.В. преподаватель ГБПОУ «Государственный агротехнический колледж» с. Московское
Пояснительная записка
Прочность, осознанность и действенность знаний студентов наиболее эффективно обеспечивается при помощи активных методов. Среди них важное место занимают практические занятия. Необходимость формирования навыков анализа, синтеза, объяснения, понимания исторической логики явлений и процессов, навыков работы с информационными источниками, осознанного моделирования собственных действий, является необходимым условием для формирования профессиональных компетентностей любого специалиста.
Методические указания предназначены для студентов 2 курса специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования, среднего профессионального образования для выполнения практических занятий по дисциплине СГ.01 История России.
Курс дисциплины СГ.01 История России рассчитан на 38 аудиторных часов, из которых 5 часов отводится на практические занятия, которые проводятся после изучения тем.
Темы для практических занятий выбраны в соответствии с изучаемыми темами и разделами дисциплины.
Согласно ФГОС СПО и программе обучения по СГ.01 История России, практические занятия направлены на формирование знаний и умений по дисциплине, а именно:
Обучающийся должен уметь:
выделять факторы, определившие уникальность становления духовно-нравственных ценностей в России;
анализировать, характеризовать, выделять причинно-следственные связи и пространственно-временные характеристики исторических событий, явлений, процессов с времен образования Древнерусского государства до настоящего времени;
анализировать историческую информацию, руководствуясь принципами научной объективности и достоверности, с целью формирования научно обоснованного понимания прошлого и настоящего России;
защищать историческую правду, не допускать умаления подвига российского народа по защите Отечества;
демонстрировать готовность противостоять фальсификациям российской истории;
демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Российского государства.
Обучающийся должен знать:
ключевые события, основные даты и исторические этапы развития России до настоящего времени;
выдающихся деятелей отечественной истории, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России;
традиционные российские духовно-нравственные ценности;
роль и значение России в современном мире.
Требования к навыкам и умениям студентов
При выполнении практических занятий необходимым является наличие следующих навыков и умений студента:
- анализировать текст;
- работать с текстом учебника;
- выполнять тестовые задания;
- делать выводы по тексту;
- заполнять пробелы в графических схемах;
- исправлять ошибки в определениях;
- находить определения понятий;
- обобщать текст;
- осмыслять высказывания мыслителей, ученых, писателей;
- решать задачи;
- решать кроссворд по изученной теме;
- самостоятельно составлять кроссворд по изученной теме;
- самостоятельно составлять тест по изученной теме;
- систематизировать учебный материал в виде таблиц, схем;
- составлять интеллект-карты по теме;
- составлять конспект изучаемой темы;
- составлять план изучаемой темы;
- составлять словарь по изучаемой теме;
- составлять тематический тезаурус по изучаемой теме;
- устанавливать соответствие между понятием и видами его проявления;
- устанавливать соответствие между понятием и определением;
- формулировать свои представления в форме эссе;
- формулировать тезисы лекции.
Инструкционно-технологические карты
Тема 3. Смута и её преодоление
Практическое занятие №1 «Последствия Смутного времени, как путь к народному объединению»
Цель занятия: расширить и закрепить знания по теме «Смутное время"
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебник по Истории России
2. Тексты заданий.
3. Тетради для практических занятий.
Время на выполнение: 90 мин
Форма контроля выполнения практических занятий: выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине.
Задания практического занятия:
Задание №1. Выберите правильный ответ, что из названного относится к причинам Смутного времени:
А) недовольство крестьян введением рекрутской повинности;
Б) пресечение династии Рюриковичей;
Г) введение правила Юрьева дня.
Задание №2. На основании приведенного документа сформулируйте и обоснуйте собственное мнение о причинах, сущности и последствиях Смутного времени
“… А будет вы от того вора и от Марины и от сына ее не отстаните, и с нами и со всею землею будете не в соединеньи, и враги наши польские и литовские люди царствующий град Москву и все грады Московского государства до конца разорят, и всех вас и нас конечно погубят, и землю нашу пусту и безпамятну учинят, и того всего взыщет Бог на вас, что мы своим развратаньем с нами не в соединеньи, да окрестныя все государства назовут вас предатели своей вере и отечеству. Но и паче всего, каков вам о том дати ответ на втором пришествии пред праведным Судиею? Молим вас, господа, и просим со слезами единородную братью свою, православных христиан, пощадите себя и свои души, отступите от такого злапагубного начинания, и отстатьте от вора и от Марины и от сына ее, и будьте с нами и со всею землею в соединеньи…”
Задание №3. Выберите, что из перечисленного не относится к политике Бориса Годунова и дайте характеристику времени и места данного исторического явления.
А) борьба с сильными боярскими группировками;
Б) восстановление Юрьева дня;
В) отмена податных привилегий Церкви;
Г) продажа хлеба из собственных житниц по заниженным ценам в годы голода;
Д) введение новых налогов.
Е) указ о признании свободными холопов, изгнанных из дворов во время голода.
Задание №4. С какими событиями Смуты связаны следующие личности:
Григорий Сунбулов, Истома Пашков, князь Телятевский?
Задание №5 На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, появившиеся в период Смуты:
пятая деньга,
«тушинский вор»,
семибоярщина.
Задание №6. Соотнесите имя и характеристику:
1) Патриарх Филарет; 2) Патриарх Гермоген; 3) Патриарх Иов;
А) русский святой, духовный вдохновитель патриотического движения, сторонник православного царя, проклявший бояр, присягнувших польскому царевичу;
Б) патриарх при тушинском воре, сторонник приглашения на русский престол польского царевича Владислава, отец будущего русского царя;
В) сторонник Бориса Годунова, первый патриарх России, организовавший его избрание царём.
Задание № 7. Соотнесите дату и событие:
1) 1598; 2) 1612; 3) 1613; 4) 1606;
А) освобождение Москвы;
Б) избрание Земским собором Михаила Фёдоровича Романова на царство;
В) начало Смуты;
Г) начало движения Болотникова.
Требования к результатам работы: письменная работа в тетради.
Список рекомендуемой литературы:
История России. Авторы: В.Р. Мединский, А.В. Торкунов Учебник для СПО, 2024г.
Всеобщая История. Авторы: В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян Учебник для СПО, 2024г.
Тема 6. Екатерина II: продолжатель великих дел Петра I.
Практическое занятие №2 «Роль реформ Екатерины II в развитии российского образования».
Цель занятия: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, закреплять знания об истории российской культуры.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебник по Истории России.
2. Тексты заданий.
3. Тетради для практических занятий.
Время на выполнение: 90 мин
Форма контроля выполнения практических занятий: выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине.
Задания практического занятия:
Задание № 1. Соотнесите дату и событие:
1)1760; 2) 1763; 3) 1768.
А) Учреждение первого в России Воспитательного дома;
Б) Складывались социальные и организационные предпосылки для перехода к массовому образованию
В) Разработан закон о школьном образовании;
Задание № 2. Используя материал учебника охарактеризуйте данные понятия:
А) Земская реформа;
Б) Судебная реформа;
В) Экономическая реформа;
Г) Административная реформа;
Д) Реформа просвещения.
Задание № 3. Прочитайте отрывок из монографии историка П.П. Черкасова
и сформулируйте собственное понимание данного высказывания.
«Екатерина постоянно подчёркивала, что намерена проводить традиционную
национальную политику в духе Петра Великого и Елизаветы Петровны. У неё
были несомненные дипломатические способности, сочетавшиеся с природным
женским притворством, в котором Екатерина достигла совершенства – дипломатия
была её любимым занятием».
Задание № 4 Установите хронологию событий:
- Русско-турецкие войны - закрепление России на Чёрном море;
- учреждение в Петербурге закрытых институтов для девиц-дворянок и девиц-
горожанок;
- Манифест, приглашающий селиться в России иностранцев и бежавших за границу
русских;
- Подписание Жалованной грамоты дворянству;
- Принятие под российское подданство Восточной Грузии.
Задание № 5 Соотнесите имя и характеристику:
1) Иван Бецкой; 2) Никита Панин; 3) Петр Завадовский; 4) Григорий Потемкин;
5) Григорий Орлов.
А) Один из главных фаворитов Екатерины II, стоял за государственным переворотом императрицы;
Б) Известен своей ролью в модернизации российской армии, среди его заслуг присоединение к России Крыма и Новороссии;
В) Очередной фаворит Екатерины II,занимал высокие должности, в итоге стал первым министром просвещения;
Г) До вступления на престол императрица прислушивалась к его советам, был воспитателем сына Екатерины II Павла Петровича;
Д) Известен тем, что во время правления Екатерины провел реформы в сфере образования, её личный секретарь в течение 17 лет.
Задание № 6 Выберите правильное суждение, соответствующее итогам правления Екатерины II:
А) Правление Екатерины II привело к значительному усилению Российской империи и ее международному авторитету. Были проведены реформы во многих сферах жизни, расширены границы государства, а также отмечен расцвет культуры и просвещения.
Б) Правление Екатерины II охарактеризовалось укреплением позиций дворянства, развитием образования и культуры (основание Московского университета и Академии художеств), отменой внутренних таможен и участием в Семилетней войне, где русская армия одержала ряд побед.
В) Правление Екатерины II ознаменовало эпоху модернизации и западничества, включая создание регулярной армии и флота, реформы государственного управления, развитие промышленности и торговли, а также перенос столицы в Санкт-Петербург.
Требования к результатам работы: письменная работа в тетради.
Список рекомендуемой литературы:
История России. Авторы: В.Р. Мединский, А.В. Торкунов Учебник для СПО, 2024г.
Всеобщая История. Авторы: В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян Учебник для СПО, 2024г.
Тема 7. От победы над Наполеоном до Крымской войны.
Практическое занятие №3 «Поражение в Крымской войне – движение к новым реформам Александра II».
Цель занятия: углублять знания об основных этапах истории России, развивать аналитические способности.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебник по Истории России.
2. Тексты заданий.
3. Тетради для практических занятий.
Время на выполнение: 90 мин
Форма контроля выполнения практических занятий: выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине.
Задания практического занятия:
Задание № 1. Соотнеси факты из первого столбца с последствиями, вытекающими из этих фактов, во втором столбце.
| 1 | Рекрутская система формирования армии | А | Ошибки в разработки стратегических планов ведения войны |
| 2 | Содержание армии численностью 1 млн. человек | Б | Много времени на переброску войск к театру военных действий |
| 3 | Отсутствие дееспособного генштаба | В | Низкая маневренность русских войск |
| 4 | Войска сосредоточены по всей территории страны | Г | Амуниция солдат не приспособлена к боевым действиям |
| 5 | Отсутствие разветвленной системы железных дорог | Д | Плохая подготовка войск к ведению боевых действий |
| 6 | В армии процветает палочная дисциплина. | Е | Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у противника более совершенных дальнобойных орудий |
| 7 | Плохое техническое оснащение армии | Ж | Большие расходы государства на содержание армии |
| 8 | Из 21 военного корабля черноморской эскадры – 7 паровые, остальные - парусные |
| |
| 9 | Снаряжение солдат весило 2 пуда с четвертью | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 2. Используя учебник, рассмотрите карту Крымской войны ( атлас).
1) Напишите название крепостей, где были сосредоточены турецкие войска в начале войны:
А) в западной части Османской империи; Б) на Кавказе.
2) Какие русские города были обстреляны англо-французским флотом на Дальнем
Востоке._____________________________________________________________
3) По условиям Парижского мира Россия уступила территории Турции. Найдите эти территории на карте. Укажите расположенные на этой территории:
а) крупную реку________________________________________________________
б) крепость, которую некогда брал Суворов_________________________________
Задание № 3. Опираясь на свои знания, распределите события в таблице
| Причины войны | Причины поражения | Условия парижского мира | Следствия войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стремление России расширить свое влияние на Балканах
Упал международный авторитет России
Дипломатическая и военная изоляция России
Казнокрадство, злоупотребления в управлении
Запрет России держать военный флот и арсеналы на Черном море
Активизация железнодорожного строительства в России
Черное море объявлялось нейтральным
Нарушена безопасность южной границы России
Расстройство финансов России
Ослабление Османской империи
Слабость России и необходимость проведение реформ
Отказ России от протектората над Валахией, Молдавией, Сербией
Стремление Англии и Франции ослабить позиции России на Балканах
Ошибки командования
Россия уступала Карс, Ардаган, Баязет, южную Бессарабию
Технико-экономическая отсталость России
Задание № 4. Выберите, что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг., объясните, как выбранное вами положение связано с началом проведения указанных реформ.
— неудачное завершение русско-японской войны
— покушение Д.В. Каракозова на императора Александра II
— неудачи России в Крымской войне
— создание организации «Народная воля»
Задание № 5. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
В период правления Александра II были проведены масштабные либеральные реформы, в последствии их назвали «Великие реформы». Наиболее известная из них — отмена крепостного права в 1864 году. Другими реформами были Земская, Судебная, Городская, реформа образования. Не менее важной была военная реформа 1874 года. В ее основе лежал новый способ комплектования армии — рекрутская повинность. В результате проведения военной реформы возросла мощь российской армии, и она без особых проблем одержала победу над Турцией в войне 1877−1878 гг.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
| Положение текста, в котором допущена ошибка | Исправленное положение текста |
| 1) |
|
| 2) |
|
Требования к результатам работы: письменная работа в тетради.
Список рекомендуемой литературы:
История России. Авторы: В.Р. Мединский, А.В. Торкунов Учебник для СПО, 2024г.
Всеобщая История. Авторы: В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян Учебник для СПО, 2024г.
Тема 9. «Вставай, страна огромная!»
Практическое занятие №4 «От огромных потрясений к Великой Победе».
Цель занятия: развивать умение определять, систематизировать исторические факты, события, явления..
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебник по Истории России.
2. Тексты заданий.
3. Тетради для практических занятий.
Время на выполнение: 90 мин
Форма контроля выполнения практических занятий: выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине.
Задания практического занятия:
Задание № 1. Как назывались оборонительные укрепления Карельского перешейка, выбери правильный ответ:
1) «линия Мажино» 3) «линия Маннергейма»
2) «восточный вал» 4) «линия Зигфрида»
Задание № 2. 2. Сделай правильный выбор, кто подписал Договор о ненападении со стороны Германии и СССР:
А. Гитлер, И. Сталин
В. Молотов, И. Риббентроп
И. Сталин, И. Риббентроп
М. Литвинов, И. Риббентроп
Задание № 3. Выберите орган руководства страной в годы войны, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти:
Ставка Верховного главнокомандования
Совет народных комиссаров
Государственный Комитет Обороны
Совет по эвакуации
Задание № 4. Убери лишнее в ряду. Конференции антигитлеровской коалиции:
1) Московская 2) Крымская 3) Генуэзская 4) Потсдамская
Задание № 5. Установите соответствие:
1) геноцид А) насильственное переселение народов
2) депортация Б) вывоз населения, материальных ценностей из местностей,
находящихся под угрозой
3) эвакуация В) уничтожение определенных групп населения по расовым,
национальным и иным мотивам
4) репатриация Г) систематическое преследование и уничтожение нацистами и их
пособниками в Германии и на захваченных ею территориях
значительной части еврейского населения Европы
5) холокост Д) возвращение на родину военнопленных и гражданских
лиц, оказавшихся за пределами своей страны в результате войны
Задание № 6. Назовите документ:
«Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения... Договор заключается сроком на десять лет... Составлен в двух оригиналах на немецком и русском языках в Москве»
Задание № 7. Что является лишним в ряду, обоснуйте ответ.
1) Коренной перелом в ходе войны - это:
битва за Москву
2) Контрнаступление Красной армии в ходе Сталинградской битвы
3) форсирование Днепра
4) Курская битва
Задание № 8. О каком событии идет речь? Дайте развернутый ответ.
Одна из крупнейших битв во Второй мировой войне, продолжавшаяся 200 дней. В результате полной победы в этом сражении одна из противоборствующих сторон захватила стратегическую инициативу в войне.
Задание № 9. Распределите события в хронологическом порядке:
1) Атлантическая хартия 2) Потсдамская конференция 3) Тегеранская конференция 4) Ялтинская конференция
Требования к результатам работы: письменная работа в тетради.
Список рекомендуемой литературы:
История России. Авторы: В.Р. Мединский, А.В. Торкунов Учебник для СПО, 2024г.
Всеобщая История. Авторы: В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян Учебник для СПО, 2024г.
Тема 13. Россия сегодня.
Практическое занятие №2 «Перспективы развития России в рамках Специальной Военной Операции.».
Цель занятия: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между прошлым и будущим, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебник по Истории России.
2. Тексты заданий.
3. Тетради для практических занятий.
Время на выполнение: 90 мин
Форма контроля выполнения практических занятий: выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине.
Задания практического занятия:
Задание № 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события:
1) договор о принятии Республики Крым и г. Севастополя в состав России;
2) подписание договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России;
3) начало Специальной военной операции Вооружённых сил России;
4) признание Российской Федерацией независимости ДНР и ЛНР.
Задание № 2. Проанализируйте данные опросов об изменениях использования Интернета россиянами, представленных ВЦИОМ
Пользуетесь ли Вы Интернетом, как часто?
| Ответы респондентов | 2011г. | 2024г. |
| Ежедневно | 28 | 77 |
| Несколько раз в неделю | 14 | 6 |
| Несколько раз в месяц | 6 | 2 |
| Эпизодически, но не реже одного раза в полгода | 3 | 1 |
| Не пользуюсь | 48 | 14 |
| Затрудняюсь ответить | 1 | 0 |
Задание № 3. Выберите достоверную информацию.
С началом Специальной военной операции в России произошли следующие изменения:
- рост безработицы;
- рост ВВП;
- значительная часть экономики переориентирована на производство военной продукции;
- замена иностранных товаров и технологий на отечественные аналоги;
- расширение торговых отношений с дружественными странами, в том числе с Азией и Африкой;
- стимулирование развития новых рынков, в том числе в сфере высоких технологий, цифровизации и инноваций;
- укрепление технологического суверенитета, а также повышение социальной сплоченности;
- укрепление торговых отношений с дружественными странами;
- стагнация рынка.
Задание № 4. С началом СВО руководству России пришлось решать ряд важных
социально-экономических задач. Они касались импортозамещения, взаимодействия с экономическими партнёрами и повышения уровня жизни граждан. Укажите не менее трёх фактов связанных с социально-экономическим развитием России в данный период.
А) _____________________________________________________________________
Б) _____________________________________________________________________
В) _____________________________________________________________________
Задание № 5. Напишите короткое (не более 10 предложений) эссе-рассуждение на тему «Моя роль, как гражданина Российской Федерации, в современном российском обществе»
Требования к результатам работы: письменная работа в тетради.
Список рекомендуемой литературы:
История России. Авторы: В.Р. Мединский, А.В. Торкунов Учебник для СПО, 2024г.
Всеобщая История. Авторы: В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян Учебник для СПО, 2024г.


