«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа Клуб математиков

Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Занятия клуба являются продолжением изучения некоторых тем по математике. Характерной особенностью клуба является: систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умение навыков, полученных в курсе алгебры. Учащиеся на более глубоком уровне рассмотрят показательные и логарифмические функции и их свойства, тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений, решение иррациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств с параметром.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»















Дополнительная общеобразовательная


ПРОГРАММА


по математике


«КЛУБ МАТЕМАТИКОВ»
















Возраст детей: 15-17 лет

Срок реализации программы: 1год

Автор-составитель:

Мавликаева Гульнара Ривовна,

Учитель математики













г. Ханты-Мансийск


2016 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Занятия клуба являются продолжением изучения некоторых тем по математике. Характерной особенностью клуба является: систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умение навыков, полученных в курсе алгебры. Учащиеся на более глубоком уровне рассмотрят показательные и логарифмические функции и их свойства, тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений, решение иррациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств с параметром.

Программа составлена для учащихся 9-11 классов.

Цель: показать преимущества использования современных методов решения уравнений и неравенств, основанных на специфических свойствах функций и их графиков.

Задачи:

  • развитие мыслительных способностей,

  • научить применять геометрические представления для решения и исследования уравнений, неравенств и их систем;

  • познакомить учащихся с правилами вычислений алгебраических выражений и помочь овладеть графическим методом решать задачи;

  • расширение кругозора учащихся,

  • формирование самостоятельности и настойчивости при выполнении заданий.

В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

  • решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;

  • поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 учебный год. Регулярность занятий: 2ч. в неделю; всего – 68 ч.

Виды деятельности: решение задач; разработка проектов, презентаций; исследования; изучение дополнительной литературы.

Предполагаемые результаты:

  • успешное участие в математических олимпиадах, конкурсах;

  • наличие у учащихся навыков решения экзаменационных задач;

  • повышения уровня самостоятельности учащихся при работе с учебным материалом, умения обосновывать свою точку зрения.


формы и Методы работы

Основные формы проведения работы клуба:

  1. Комбинированное тематическое занятие:

  • Выступление учителя или члена клуба;

  • Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;

  • Медео-разбор решения задач;

  • Ответы на вопросы учащихся;

  • Домашнее задание.

2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:

  • Деловая игра

  • Конкурс математического проекта

  • Математические турниры.

  • Математические викторины.

  • Устные или письменные олимпиады.


3. Защита творческих и исследовательских проектов учащихся;

4. Коллективный выпуск математической газеты:

5. Разбор заданий городской(районной) олимпиады, анализ ошибок.

7. Разбор задач, заданных домой.

8. Изготовление моделей для уроков математики.

9. Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил.

10. Обзор Медео информации.

11. Просмотр видеофильмов



II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН



№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Функции и графики (повторение известных функциональных зависимостей)

2

1

1

Практическая работа

Преобразование графиков функций относительно осей координат

2

1

1

Фронтальный опрос

Преобразование графиков функций путём растяжения или сжатия

2

1

1

Практическая работа

Тригонометрические уравнения и отбор корней на промежутке

2

1

1

Практическая работа

Тригонометрические неравенства

2

1

1

Практическая работа

Иррациональные уравнения. Метод введения вспомогательной переменной

2

1

1

Доклады

Иррациональные уравнения. Анализ области определения функций, входящих в уравнение

2

1

1

Сообщение

Иррациональные неравенства

2

1

1

Доклады

Степенные функции. Преобразование степенных выражений

2

1

1

Практическая работа

Метод интервалов и графики функций

2

1

1

Практическая работа

Метод интервалов и дробно-рациональные неравенства

2

1

1

Практическая работа

Показательные функции и показательные уравнения

2

1

1

Практическая работа

Свойства показательной функции и показательные неравенства

2

1

1

Практическая работа

Системы показательных неравенств

2

1

1

Практическая работа

Решение комбинированных уравнений: тригонометрических и показательных.

2

1

1

Практическая работа

Логарифмические функции. Преобразование логарифмических выражений

2

1

1

Практическая работа

Логарифмические уравнения

2

1

1

Практическая работа

Логарифмические неравенства

2

1

1

Практическая работа

Откуда берутся посторонние корни. Как корни не потерять

2

1

1

Фронтальный опрос

«Место» ОДЗ при решении уравнений и неравенств

2

1

1

Фронтальный опрос

Необязательность ОДЗ. ОДЗ – есть решение

2

1

1

Фронтальный опрос

Решение уравнений содержащих показательные функции и логарифмы

2

1

1

Фронтальный опрос

Решение неравенств содержащих показательные функции и логарифмы

2

1

1

Фронтальный опрос

Производная функции. Геометрический и механический смысл производной

2

1

1

Доклады

Производная функции. Применение производной к исследованию функции

2

1

1

Практическая работа

Задачи с параметрами. Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трехчлена

2

1

1

Фронтальный опрос

Задачи с параметрами. Использование ограничений функции

2

1

1

Фронтальный опрос

Задачи с параметрами. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами

2

1

1

Практическая работа

Задачи с параметрами. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами

2

1

1

Практическая работа

Задачи с параметрами. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами

2

1

1

Практическая работа

Учимся на чужих ошибках. Типичные ошибки выпускников на экзаменах: арифметические ошибки

2

1

1

Доклады

Учимся на чужих ошибках. Типичные ошибки выпускников на экзаменах: ошибки, связанные с незнанием или с неправильным использованием формул

2

1

1

Практическая работа

Учимся на чужих ошибках. Типичные ошибки выпускников на экзаменах: ошибки, допускаемые из-за незнания алгоритма решения задач конкретного типа

2

1

1

Практическая работа

Итоговое занятие: представление своих работ учащимися

2

1

1

Практическая работа





III. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Дата проведения

Всего

Теория

Практика

план

факт

Функции и графики (повторение известных функциональных зависимостей)

2

1

1

Практическая работа

6.09


Преобразование графиков функций относительно осей координат

2

1

1

Фронтальный опрос

13.09


Преобразование графиков функций путём растяжения или сжатия

2

1

1

Практическая работа

20.09


Тригонометрические уравнения и отбор корней на промежутке

2

1

1

Практическая работа

27.09


Тригонометрические неравенства

2

1

1

Практическая работа

04.10


Иррациональные уравнения. Метод введения вспомогательной переменной

2

1

1

Доклады

11.10


Иррациональные уравнения. Анализ области определения функций, входящих в уравнение

2

1

1

Сообщение

18.10


Иррациональные неравенства

2

1

1

Доклады

25.10


Степенные функции. Преобразование степенных выражений

2

1

1

Практическая работа

08.11


Метод интервалов и графики функций

2

1

1

Практическая работа

15.11


Метод интервалов и дробно-рациональные неравенства

2

1

1

Практическая работа

22.11


Показательные функции и показательные уравнения

2

1

1

Практическая работа

29.11


Свойства показательной функции и показательные неравенства

2

1

1

Практическая работа

06.12


Системы показательных неравенств

2

1

1

Практическая работа

13.12


Решение комбинированных уравнений: тригонометрических и показательных.

2

1

1

Практическая работа

20.12


Логарифмические функции. Преобразование логарифмических выражений

2

1

1

Практическая работа

27.12


Логарифмические уравнения

2

1

1

Практическая работа

10.01


Логарифмические неравенства

2

1

1

Практическая работа

17.01


Откуда берутся посторонние корни. Как корни не потерять

2

1

1

Фронтальный опрос

24.01


«Место» ОДЗ при решении уравнений и неравенств

2

1

1

Фронтальный опрос

31.01


Необязательность ОДЗ. ОДЗ – есть решение

2

1

1

Фронтальный опрос

07.02


Решение уравнений содержащих показательные функции и логарифмы

2

1

1

Фронтальный опрос

14.02


Решение неравенств содержащих показательные функции и логарифмы

2

1

1

Фронтальный опрос

21.02


Производная функции. Геометрический и механический смысл производной

2

1

1

Доклады

28.02


Производная функции. Применение производной к исследованию функции

2

1

1

Практическая работа

07.03


Задачи с параметрами. Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трехчлена

2

1

1

Фронтальный опрос

14.03


Задачи с параметрами. Использование ограничений функции

2

1

1

Фронтальный опрос

21.03


Задачи с параметрами. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами

2

1

1

Практическая работа

04.04


Задачи с параметрами. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами

2

1

1

Практическая работа

11.04


Задачи с параметрами. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами

2

1

1

Практическая работа

18.04


Учимся на чужих ошибках. Типичные ошибки выпускников на экзаменах: арифметические ошибки

2

1

1

Доклады

25.04


Учимся на чужих ошибках. Типичные ошибки выпускников на экзаменах: ошибки, связанные с незнанием или с неправильным использованием формул

2

1

1

Практическая работа

02.05


Учимся на чужих ошибках. Типичные ошибки выпускников на экзаменах: ошибки, допускаемые из-за незнания алгоритма решения задач конкретного типа

2

1

1

Практическая работа

16.05


Итоговое занятие: представление своих работ учащимися

2

1

1

Практическая работа

23.05




Содержание тем учебного курса

  1. Функции и графики. (6ч.) Область определения функции. Непрерывность функции и точки её разрыва. Область значений функции. Ограниченность функции, её наибольшее и наименьшее значения. Специфические свойства функций: четность и нечетность, периодичность, нули функции и промежутки её знакопостоянства. Возрастание и убывание функции. Рациональные приемы построения графиков функций.

  2. Функции и преобразование выражений (8ч.) Степенные функции. Преобразование степенных выражений. Метод интервалов и графики функций. Показательные функции и показательные уравнения. Логарифмические функции. Преобразование логарифмических выражений.

  3. Уравнения (18ч.) Тригонометрические уравнения. Отбор корней на промежутке различными способами: с помощью тригонометрического круга, графика функции, неравенства, перебором. Иррациональные уравнения. Метод введения вспомогательной переменной. Анализ области определения функций, входящих в уравнение. Комбинированные уравнения: тригонометрические и показательные. Логарифмические уравнения. Решение уравнений, содержащих показательные функции и логарифмы. Откуда берутся посторонние корни. Как корни не потерять. «Место» ОДЗ при решении уравнений.

  4. Неравенства (14ч.) Тригонометрические неравенства. Иррациональные неравенства. Метод интервалов и дробно-рациональные неравенства. Свойства показательной функции и показательные неравенства. Системы показательных неравенств. Логарифмические неравенства. Неравенства, содержащие показательные функции и логарифмы

  5. Производная функции (4ч.) Геометрический и механический смысл производной. Применение производной к исследованию функции.

  6. Задачи с параметрами (10ч.) Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трехчлена. Использование ограничений функции. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами.

  7. Анализ ошибок при выполнении заданий (6ч.) Арифметические ошибки. Ошибки, связанные с незнанием или с неправильным использованием формул. Ошибки, допускаемые из-за незнания алгоритма решения задач конкретного типа.

  8. Итоговое занятие (1ч.) Представление своих работ учащимися.



V. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение программы:

  1. Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации.

  2. Лабораторное оборудование.

  3. Наглядные пособия и материалы.

  4. Методические и энциклопедические пособия по биологии для 5 классов.

  5. Компьютер (ноутбук);

  6. Мультимедийный проектор.


Успехи реализации программы возможны:

  • если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;

  • если учитываются возрастные и личностные особенности учащихся, мотивация их деятельности;

  • если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;

  • если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.



п/п

Учебная литература

Учебники

Математика: алгебра и начала математического анализа. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. ФГОС / Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Ткачёва М.В. и др. М.: Просвещение, 2014.


Методические пособия

Функции и графики (основные приемы) – 6 издание, испр., М.: МЦНМО, 2004. – 120с. Гельфанд И.М., Глаголева Е.Г., Шноль Э.Э.

ЕГЭ-2016 : Математика : 30 вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену : базовый уровень / под ред. И.В. Ященко. – Москва: АСТ: Астрель, 2016.


Демонстрационные материалы

Информационно-справочная таблица. Алгебра. Часть 1, Часть 2

Комплект таблиц по алгебре раздаточных «Алгебра. Числа. Формулы»

Интернет- ресурсы

http://old.mon.gov.ru

http://school-collection.edu.ru –

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm -

Технические средства

компьютерная техника

видеопроектор

интерактивная доска

экспозиционный экран

магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц



Литература

  1. Барчукова Ф.М., Денищева И.О. Применение свойств функций при решении уравнений / Математика в школе. №6. 1992.

  2. Денищева Л.О., Карюхина Н.В., Михеева Т.Ф. Учимся решать уравнения и неравенства. - М.: Интеллект-центр. 2000.

  3. Егерев В.К., Радунский Б.А., Польский Д.А. Методика построения графиков функций. - М.: Высшая школа. 1973.

  4. Олехник С.Н., Потапов М.К. Алгебра. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств. - М.: Московский университет. 1991.

6. ЕГЭ 2017. Математика. Типовые тестовые задания. Под ред. А.Л. Семенова, И.В.Ященко. М.: Издательство «Экзамен», 2017.

7. ЕГЭ-2017. Математика. Типовые экзаменационные варианты. 50 вариантов. Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. Национальное образование, 2017

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее