« Приёмы работы
с информацией
в начальной школе»
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Это требование времени, требование возникшего нового информационного общества.
Чтобы не затеряться в этом потоке информации, необходимо иметь навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Основы этих навыков (по ФГОС НОО) должны быть заложены уже в начальных классах, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.
В требованиях Стандарта прописано: в результате изучения всех, без исключения, предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать её.
Умение школьника работать с информацией, рассматривается, как универсальное учебное действие, и представляется, как общеучебное умение.
Задача педагогов - сформировать у обучающихся информационную компетентность.
Прием моделирование – это исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. В руках учителя моделирование выступает в роли учебного средства и способа работы с информацией. Ведь, метод моделирования обладает огромной эвристической силой, позволяет свести изучение сложного материала к простому. Наверное, поэтому оно и получает широкое распространение в педагогической практике. Метод моделирования универсален. Он позволяет сделать материал доступным для понимания, а обучение для детей – увлекательным. Ребята хорошо выстраивают свои знания и умения в виде моделей, что позволяет формировать навыки учебного труда, умение сотрудничать, самостоятельно добывать и перерабатывать информацию, повышать интерес к учебной деятельности.
Учитель часто использует на своих занятиях моделирование.*
Например,
-на уроках окружающего мира:
-на уроках математики: моделирование задач
-на уроках литературного чтения:
Кодирование, декодирование, перекодировка - ещё один приём работы с информацией.
Кодирование, декодирование, перекодировка информации – процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, хранения или автоматической переработки.
кодирование (фиксирование информации с помощью определенных условных обозначений).
- Например, рассмотрим простейший пример. Мимика и жесты - древнейшие способы передачи информации. С её помощью человек показывает свое настроение, свое отношение к тому, что происходит вокруг. Мимике помогают жесты ( с помощью жеста можно позвать человека подойти поближе, поприветствовать его издалека, попрощаться, молча одобрить его поступок, погрозить ему и пр.). Это и есть кодирование информации.
Для выполнения множества математических заданий, предусмотренных стандартом общего начального образования, требуется усвоение школьниками большого количества терминов и соответствующих им кодирующих символов, например: больше ( ); дециметр (1 дм); меры массы (1 г, 1 кг, 1ц, 1т); неизвестное число (х), формулы (s=ab), правила (а*0=0)и т.д.
декодирование (извлечения информации из источника).
Например, игра «Выполни упражнения» (упражнение в замене графической информации жестами, движениями). На уроках - это ребусы, диаграммы и т.д.)
перекодировка (замена кода) учебной информации. Перекодирование - есть способ сжимания и развёртывания информации.
Поиск и изобретение вместе с детьми наиболее удобных памяток, способов запоминания правил и алгоритмов действия позволяет повысить эффективность учебных занятий.
Примеры использования на уроках русского языка в начальной школе:
запоминание с использованием кодированных записей.
-Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. (Запоминаем цвета радуги).
Ирина родила девчонку, велела тащить пелёнку. (Запоминаем падежи).
Мишка Вышел За Малиной — Юра Смог Удрать Низиной. (Запоминаем планеты).
Работа с текстом - ещё один вид работы с информацией.
Упражнение «Фоторобот».
Прочитав на карточке один раз текст, ее перевернуть. Затем необходимо нарисовать портрет героя, описанного в тексте, передавая все мельчайшие детали.
( Героиня этого произведения - маленькая рыжая веснушчатая девочка с косичками. Одну ногу украшает чёрный чулок, а другую – коричневый. Высокая, стройная в коротеньком платье. На синее платье она нашила чёрный клочок. (Пеппи)
Это упражнение учит осмысленно работать с текстом, с информацией.
Интеграция – объединение в целое; единство каких - либо частей, элементов; взаимосвязь отдельных компонентов системы; процесс и результат создания неразрывно связанного единого, цельного – это, тоже прием работы с информацией в начальных классах.
Например:
- Итак, что думают об этом математики? (Это шар, круг, площадь поверхности - 510 072 000км2 ,экваториальный радиус – 6378,1км…)
- Языковеды? (Слово «земля» - многозначное, оно имеет несколько значений...; это слово женского рода, 1 склонения; слово состоит из двух слогов, в первом слоге безударная гласная е...)
-Географы? (Это третья от Солнца планета, там 6 материков, 4 океана, есть реки и моря, Земля обращается вокруг Солнца и делает вокруг него полный оборот за 365,24 солнечных суток, охрана природы, экология)
-Физики? (Закон земного притяжения…)
-Биологи? (Планета является домом для миллионов живых существ, включая человека; экология)
-Историки? (Человечество и цивилизация, развитие …)
6. Работа со справочной литературой, со словарями, разными источниками информации - также пример работы с информацией.
-На чью одежду это похоже? (тельняшка, халат медицинский, пиджак делового человека, …)
-Добавьте к данной модели графическую информацию (дорисуйте), так чтобы можно было легко определить профессиональную сферу этой одежды. Расскажите о своём выборе, используя текст - план.
7. Работа с таблицами, диаграммами, рисунками, картами – виды работы с информацией.
Учебная деятельность является ведущей у детей начальной школы. Из всех школьников только дети этого возраста наиболее мотивированы на учёбу. Задача учителя – не упустить этот сенситивный период, а максимально использовать его для формирования у детей умения учиться, учиться осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать её, чтобы в будущем они стали квалифицированными врачами, капитанами, учителями, художниками и, главное – хорошими людьми!