Урок литературного чтения во 2 классе по рассказу
Валентины Осеевой «Почему?»
Шустрый маленький щенок Тащит щётку в уголок.
- Черепашки, черепашки
Носят прочные рубашки.
- У крылечка две синички,
- Добродушные сестрички,
- Ели семечки и крошки
- С теплой маминой ладошки.
- Однажды предрассветною порой
- Три мудреца склонились надо мной;
- И я спросила их, поднявши веки:
- « Что главное, скажите, в человеке?»
- «Конечно, разум, - первый мне ответил:
- С ним каждый путь и правилен и светел.
- « Благодарю, что просветил меня»
- Я поклонилась, голову склоняя.
- Второй ответил: « Воля на пути,
- Который нужно с гордостью пройти,
- Чтобы достойно подойти к концу»
- Я поклонилась в пояс мудрецу.
- «Да нет, не то – заволновался третий,
- Дослушайте, что строго он ответил:
- « Невелика моя об этом повесть:
- Но главное у человека – совесть».
ГЛАВНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА:
Мудрецы
считают
- РАЗУМ
- ВОЛЯ
- СОВЕСТЬ
ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА ОСЕЕВА «Почему?»
эпиграф нашего урока : «Самое главное украшение – чистая совесть» ( Цицерон).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
совесть
- это нравственность, справедливость, добро, честность, порядочность, мораль
- это способность различать добро и зло
совесть
Нужна ли совесть человеку?
Что значит поступать по совести?
Когда совесть чиста?
ПЛАН К ТЕКСТУ:
- Мальчик с собакой.
- Чашка разбилась.
- Это… Бум!
- Он будет жить в будке.
- Бум наказан.
- Бум один на крыльце.
- Ночью.
- Расстроенный лай.
- Сын признался.
- Все дома!
- У каждого свое «почему?»
ОТВЕТ: 2,4,6,10,1,11,7,8,3,9,5
Что однажды случилось с мальчиком?
- Как мама отреагировала, услышав звон разбитой чашки.
- Как вы думаете, он обманывал раньше? Как он выглядел в этот момент?
- Почему мальчик не признался маме сразу?
- Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?
Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?
- Как вы думаете почему автор приводит описание природы.
Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу, начинается дождь.
ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу.
Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя.Таким образом описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Игра «Да, нет»
нет
- Мальчик свалил свою вину из – за вредности?
нет
- В рассказе собаку звали Бим?
- Мама сильно расстроилась, увидев разбитую чашку?
да
- Мама поняла, кто разбил чашку?
да
- Ты свалил бы вину за поступок на своего друга?
1. Маленькая ложь за собою большую ведёт.
2. Сумел провиниться, сумей и повиниться.
3. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
СОВЕСТЬ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР:
- Составь характеристику главного героя рассказа «Почему?».
- Дай совет главному герою, используя пословицы.
- Составить свой рассказ с название «Почему?»