«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по литературному чтению " Зимовье"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Зимовье"

- презентация к уроку;

- учебник “Литературное чтение. 2 класс” (автор-составитель Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий.

УМК "Перспектива"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Литературное чтение

2 класс

 

Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».

Цель:

- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных;

- формировать читательские умения:

- сравнивать сказки, различать жанры сказок,

- различать реальное и волшебное в сказках;

 - сравнивать героев сказки;

 - развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе;

  - воспитывать любовь и доброе отношение к животным.

 Оборудование:

- презентация к уроку;

- учебник “Литературное чтение. 2 класс” (автор-составитель Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий.



Ход урока.



  1. Организационный момент. (слайд 1)



  1. Сообщение темы и целей урока.

- Какую тему мы изучаем на уроках литературного чтения?

Сегодня мы продолжим знакомство с народными сказками.

3.Актуализация знаний.

-Что такое сказки?

-Какие бывают народные сказки? (слайд 2).

-Какие другие произведения относятся к устному народному творчеству?

4.Проверка д/з.

1) Пересказ сказки.

- Сказку какого народа вы читали дома?

- Смогли ли вы понять из сказки где живут и чем занимаются корякские народы?

-Кто является главным персонажем этой сказки?

- Какой изображена лисичка в сказке?

- А в русских народных сказках какой у лисы характер?

- Кого удалось перехитрить лисичке в этой сказке?

Пересказ по выбору 1 из трёх частей (оценивание).

2.Работа с пословицами. (слайд 3).

О хитрости и смекалке лисички народ придумал немало пословиц.

Давайте почитаем их.

- А какие пословицы и поговорки о хитрости, смекалке и сообразительности приготовили вы к уроку? Поделитесь друг с другом народной мудростью.

( работа в группах).

5. Подготовка к восприятию литературного произведения.

Актуализация знаний.

Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, но прежде давайте вспомним фамилии писателей, которые собирали русские народные сказки.

(Александр Николаевич Афанасьев и Владимир Иванович Даль - слайд 4).

Попробуйте догадаться, кто будет главными героями нашей новой сказки.

Загадки:

Отгадывание загадок: (слайд 5).



Не пожалеет за коров

Он ни копыт и ни рогов,

Пасется мирно на лугу,

Но подойти не даст врагу. (Бык)



Заплелись густые травы,

Закудрявились луга

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)



Вместо хвостика-крючок,

Вместо носа пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Свинья)



Весь мохнатенький, сам усатенький,

Днём спит и сказки говорит,

А ночью бродит,

На охоту ходит. (Кот)



Кукарекает с утра

Хватит спать, вставать пора.

Шпоры, красный гребешок,

Что за птица? (Петушок)



Серый, страшный и зубастый

Произвёл переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех… (Волк)





-О ком мы отгадывали загадки?

-На какие 2 группы можно разделить этих животных?

-Чем они отличаются? (Обратить внимание, что за домашними животными ухаживает человек)

.

Ребята, а легко ли животным зимой в лесу живётся?(строят себе жилища, запасают корм)

Животные из нашей сказки тоже готовились к зиме и строили зимовье.

- Что это значит – строить зимовье?

6.Первичное восприятие произведения. (слайд 6)

Сказку читает учитель.

7.Проверка первичного восприятия.

-Понравилась ли вам сказка? Как жилось в лесу животным летом?

-Почему животные решили строить зимовье? Что такое зимовье?

-Как звери трудились?

-Как они жили в зимовье?

-Что вас рассмешило в этой сказке?

8.Словарная работа. (слайд 7 )

Прежде, чем продолжить знакомство со сказкой проведём словарную работу.

  • Зимовье – место, где зимуют животные, их жилище.

  • Столбы тесать – выравнивать бревна.

  • Щепу драть – мелко колоть, расщеплять дерево по слоям (на щепки).

  • Мох – растение, растущее в сырых местах.

  • Стены конопатить – затыкать щели в стенах.

  • Рубить избу – строить (в переносном значении).

  • Подполье – подвал, помещение под полом.

  • Пустились наутёк – быстро убежали.



9. Физкульт минутка.(слайд 8 )

Ребята, а легко ли было животным построить жилище?

Поможем им.

  • И мы станем брёвна носить; идут медленным шагом положив.ладони на плечо

  • Столбы тесать скользящие движения ладонями

  • и щепу драть; стукают кулачками друг о друга

  • Глину месить, месят глину

  • кирпичи делать

  • и печку класть; кладут кирпичики друг на друга

  • Мох таскать, наклоны , таскают мох

  • стены конопатить затыкают щели

  • и крышу крыть. делают руками крышу над головой



10. Подготовка к пересказу.

Деление сказки на части. Составление плана. (слайд 9)

1 слайд. – Какой момент из сказки изображен на картинке? (Встреча зверей).

- Прочитаем первую часть сказки. ( чтение по ролям).

-Как жилось животным в лесу? Почему звери решили зимовье строить?

- Кто прежде всех спохватился? А затем?

Озаглавливание.

2 слайд. – Какой момент изображен?( Звери строят зимовье).

- Как звери строили зимовье? (дружно, помогали друг другу).

Чтение 2 части. Озаглавливание.

- Кака звери жили в зимовье?(уютно, весело, дружно)

3 слайд. – Какой момент из сказки изображен? (Жизнь зверей в зимовье).

Чтение 3 части. Озаглавливание.

4 слайд. – О чём рассказывает эта иллюстрация?

- Что вас заставило поволноваться? Каким представили волка?

- Что рассмешило?

Чтение по ролям 4 части. Озаглавливание.

11. Итог урока.

- Понравились ли вам герои этой сказки? Чем? (трудолюбивые, дружные)

- А волк? (немножечко смешной).

- О каких качествах характера можно подобрать пословицы к этой сказке?

12. Рефлексия.

Если вам понравилась эта сказка улыбнитесь друг другу, а если нет нахмурьте бровки.

Если вы хорошо работали на уроке – подарите улыбку товарищу по парте, а если нет – нахмурьте бровки.

13. Домашнее задание.( слайд 10 – 11).

Пересказ сказки + пословицы.



















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее