Формирование рыночных цен
На торгу два дурака:
один дешево дает,
а другой дорого просит.
Цена, д.е.
Величина спроса
3500
3000
0
Величина предложения
12
2400
130
Превышение предложения над спросом
130
Тип рыночной ситуации
122
27
2000
И
38
110
1650
108
50
97
1300
81
И
И
66
85
1150
59
1000
60
И
70
35
4
И
60
88
750
И
0
56
120
Р
-32
42
-78
Д
Д
Табличный способ определения равновесной цены и равновесного количества товара или услуги
- ИЗБЫТОК – ситуация, возникающая на рынке, когда при существующем уровне цены продавцы предлагают больший объем товаров, чем покупатели готовы купить при такой цене.
- ДЕФИЦИТ – ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне цены готовы купить больший объем товаров, чем продавцы при такой цене согласны предложить к продаже.
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА – цена позволяющая продать весь объем товаров, который изготовители(продавцы) согласны при такой цене предложить на продажу.
Цена, д.е
Величина спроса
500
(тыс. шт.)
Величина предложения
0
400
(тыс. шт.)
60
300
10
250
20
50
40
30
200
30
40
150
20
50
100
60
10
0
Постройте кривую величины спроса, величины предложения. Определите равновесную цену, равновесное количество
Графический способ определения рыночного равновесия
- Допустим, функция спроса равна Q(D) = 100 – P, а функция предложения Q(S) = 2*P – 50, где Р – это цена товара в рублях, а величина спроса Q(D) и предложения Q(S) в тысячах штук.
- Найдите равновесную цену и равновесное количество товара.
- Если правительство решит снизить цену до 40 рублей, стремясь стимулировать потребителя, к чему это приведет? Определите величины спроса и предложения, наблюдается ли избыточное предложение (перепроизводство, затоваривание) или избыточный спрос (дефицит), каков объем потребления?
Аналитический способ определения рыночного равновесия
- Решение: Рыночное равновесие наступает, когда
Q(d) = Q(s)
100 – P = 2P – 50
P = 50 (равновесная цена)
Q(d) = 50, Q(s) = 50
При цене товара 40 рублей, Q(d) = 60, Q(s) = 30, возникает дефицит товара.
- МЕХАНИЗМ ЦЕН – формирование и изменение рыночных цен под влиянием столкновения интересов покупателей и продавцов, принимающих свои решения без принуждения из вне.
- Если цены повышаются, значит, товаров на рынок поступает меньше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;
- Если цены снижаются, значит, товаров на рынок поступает больше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;
- Если цены остаются почти неизменными, значит, на рынок поступает примерно столько товаров, сколько покупатели готовы приобрести при этом уровне цен.
- Согласование интересов продавцов и покупателей в ходе рыночного торга приводит к формированию компромисса в виде …………
- При такой цене удается продать все количество товаров. Этот объем товаров называется ….
- Продавцам не выгоден ……..
- Покупателям не выгоден …….
Спасибо за внимание