«Зимний фестиваль знаний 2025»

Организация самостоятельной работы

В методической разработке по организации самостоятельной работы для экономических специальностей представлены разнообразные варианты выполнения самостоятельной работы: решение задач, сотсавление схем, работа с терминами.

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Барышский колледж - филиал

Ульяновского государственного технического университета















Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов по дисциплине

«Экономика организации»

для студентов спец. 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)




















2020


Рассмотрены и одобрены

цикловой комиссией

экономических

дисциплин





Председатель _______ М.Н.Сехно

Протокол № _______ от _____________



Зам. директора по учебной работе

__________________ И.И.Шмелькова





Автор:


Преподаватель Барышского колледжа – филиала УлГТУ М.Н.Сехно

































СОДЕРЖАНИЕ


Стр.


Пояснительная записка...………………………………………………………....3

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Конкуренция...….………..…………………………………………………….4

  2. Классификация предприятий...….………..…………………………………..5

  3. Основные и вспомогательные производства предприятия...……………….6

  4. Классификация планирования……………..……………………………........7

  5. Показатели использования основных фондов…………...……..……………8

  6. Нематериальные активы…………………………………………..…………11

  7. Оценка эффективности инвестиционного проекта……………..………….12

  8. Оборотный капитал предприятия…………………………………………...14

  9. Показатели движения кадров……………………….……………………….17

  10. Нормирование труда………...………………………………………………19

  11. Понятие и сущность оплаты труда…………….…………………………...20

  12. Фонд оплаты труда и его структура……………………………………..…21

  13. Методы учета затрат на производство……………………………………..23

  14. Виды и системы цен…………………………………………………………24

  15. Ценовая политика предприятия…………………………………………….25

  16. Распределение и использование прибыли…………………………………27

  17. Финансовые ресурсы предприятия, источники их формирования………28

  18. Методы выхода на внешний рынок……………………………..………….29








Пояснительная записка


Целью самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Экономика организации» для студентов дневного отделения специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», является изучение студентами тем, вынесенных на самостоятельное изучение, развитие навыков работы с литературой и решение практических заданий по предложенным темам.

В методические рекомендации включены:

  • Пояснительная записка

  • Задания

  • Методические рекомендации по выполнению заданий

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом по дисциплине.

В заданиях предусматривается дифференцированный подход, то есть увеличение сложности выполнения задания.

Выполненные задания оцениваются при помощи следующих критериев:

  • Уровень освоения студентом учебного материала

  • Умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач

  • Сформированность общеучебных умений

  • Обоснованность и четкость изложения ответа

  • Оформление материала в соответствии с требованиями стандартов


Итоговая оценка «отлично» выставляется, если в работе полностью раскрыто содержание проблемы, студент правильно сформулировал выводы, при защите самостоятельной работы показал высокий уровень знаний

Итоговая оценка «хорошо» выставляется, если самостоятельная работа соответствует предъявленным требованиям, но студент не сумел ответить на некоторые вопросы при ее защите.

Итоговая оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, если студент не смог выполнить некоторые задания самостоятельной работы, а также испытывал некоторые затруднения при ее защите.

Итоговая оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не выполнил предложенные задания самостоятельной работы.


Самостоятельная работа выполняется студентами в рабочих тетрадях.





Тема: Составные части рыночного процесса

Конкуренция


Цель: овладеть знаниями по теме


Студент должен:

знать:

- понятие конкуренции;

- виды конкуренции.

уметь:

- использовать методы конкуренции


Время: 2 часа.


Задание 1. Изучить тему


Задание 2. Подготовить сообщение


Методические рекомендации


При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие аспекты: понятие конкуренции, виды и их характеристику.

Сообщение оформляется по одной из следующих тем:

    • значение конкуренции в условиях рынка;

    • методы конкурентной борьбы.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое конкуренция?

  2. Значение конкуренции в условиях рыночной экономики?

  3. Что такое ценовая конкуренция?

  4. Что такое неценовая конкуренция?


Форма контроля - устный опрос, проверка сообщений.


Литература к теме:

1. В.Я. Хрипач «Экономика предприятия» учебное пособие – Менеджмент стр. 85-88.













Тема: Предприятие как элемент экономики

Классификация предприятий

Виды объединений предприятий


Цель: расширить знания по теме


Студент должен:

знать:

- классификацию предприятий;

- виды объединений.

уметь:

- относить предприятие к определенному виду, согласно признакам.


Время: 2 часа


Задание 1. Составить схему классификации предприятий по признакам


Задание 2. Составить схему объединений предприятий


Методические рекомендации

При изучении темы необходимо указать:

  • Классификацию предприятий по ряду признаков;

  • Характеристика предприятий входящих в объединение (цели, отношения между участниками, степень самостоятельности) и виды объединений.


Вопросы для самоконтроля:

  1. По каким признакам квалифицируются предприятия?

  2. По каким причинам предприятия вступают в объединения?

  3. Какие существуют виды объединений предприятий?


Форма контроля – устный опрос


Литература к теме:

1. И.В.Сергеев «Экономика организаций»: уч. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. стр. 41 – 55

2. Л.Н. Чечевицына «Экономика организации»: уч. Пособие. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. стр. 37 – 41

3. Е.Н. Кнышова «Экономика организации»: учебник. – М.: Форум: ИНФРА – М, 2004. стр. 15 - 18














Тема: Производственная структура предприятия

Основное и вспомогательное производства

предприятия


Цель: расширить теоретические знания по теме


Студент должен:

знать:

- понятие основного и вспомогательного производства;

- принципы организации основного производства;

- задачи вспомогательных хозяйств.


Время: 2 часа.


Задание 1. Составить конспект.

План изучение темы

  • Виды вспомогательных производств;

  • Задачи вспомогательных производств.


Задание 2. Составить тест по теме «Производственная структура

предприятия».


Методические рекомендации

Тест должен включать в себя не менее 10 вопросов, 4 варианта ответов, ключ с правильными ответами.

Пример: 1. Хозяйство, обеспечивающее предприятие всеми видами энергии, называется:

А) основным В) энергетическим

Б) транспортным Г) складским

Ключ: 1 - В


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое основное производство;

  2. Какие принципы лежат в основе организации основного производства;

  3. Что такое вспомогательные хозяйства?

  4. Какие задачи выполняют вспомогательные хозяйства?


Форма контроля - устный опрос, решение тестовых заданий.



Литература к теме:

1. Л.Н. Чечевицина «Экономия предприятия»: Учебное пособие; Ростов-на-Дону; Феникс, 2005 г., стр. 64-68.











Тема: Планирование деятельности предприятия

Классификация планирования


Цель: расширить знания по теме


Студент должен:

знать:

- классификацию планирования по различным признакам

уметь:

- относить планы к тому лил иному признаку

- составлять планы различных видов


Время: 1 час


Задание 1. Составить схему классификации планирования


Методические рекомендации

Классификацию планирования необходимо изучить по следующим признакам:

  • По степени охвата

  • По содержанию

  • По предмету

  • По сферам функционирования

  • По глубине

  • По срокам

  • По возможности изменения


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое планирование?

  2. В чем состоит необходимость планирования?

  3. Каковы принципы планирования?

  4. Какие существуют этапы планирования?

  5. По каким признакам классифицируется планирование?


Форма контроля – устный зачет.


Литература к теме:

1. И.В.Сергеев «Экономика организаций»: уч. пособие. – М. : Финансы и статистика, 2003. стр. 293 - 295

2. Л.Н. Чечевицына «Экономика организации»: уч. Пособие. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. стр. 310 – 312













Тема: Основные фонды предприятия

Показатели использования основных средств


Цель: углубление знаний по теме, формирование умений по расчёту

показателей использования основных средств


Студент должен:

знать:

-сущность основных средств

-виды оценок основных средств

-показатели движения и использование основных средств

уметь:

-рассчитывать показатели движения и эффективного использования основных средств.


Время: 2 часа


Задание 1. Составить конспект

План изучения темы

  • Показатели движения основных средств (коэффициент ввода, коэффициент обновления, коэффициент выбытия, коэффициент ликвидации)

  • Показатели эффективного использования основных средств (фондоотдача, фондоёмкость, фондовооружённость)


Задание 2. Решить задачу.

На основании исходных данных рассчитать показатели движения основных средств.

Таблица 1 - Исходные данные для расчёта


Вариант

Стоимость основных средств на 01.01.20__г,

ОФн, руб.

Поступило, руб.

Выбыло, руб.

Стоимость основных средств на 31.12.20__г.

ОФк, руб.

всего

в том числе новых

всего

В том числе ликвидировано

1

1 500 000

850 000

500 000

500 000

500 000

?

2

1 500 000

1 230 000

1 230 000

600 000

274 000

?

3

1 500 000

718 800

718 800

670 000

670 000

?


Образец решения практического задания

Стоимость основных средств предприятия на 01.01.2010 года составила 6 300 000 руб. В мае поступило объектов основных средств на сумму 2 100 000 рублей, в том числе новых - 800 000 руб. В сентябре выбыло основных средств на сумму 1 000 000 руб., в том числе ликвидировано из-за полного износа на сумму 486 000 руб.

1) определим стоимость основных средств на конец года

ОФ кг = ОФн + ОФпост - ОФвыб =

= 6 300 000 руб. + 2 100 000руб. - 1 000 000руб. = 7 400 000руб.


2) рассчитаем показатели движения основных средств:

а) коэффициент ввода Квв = 2 100 000 : 7 400 000 = 0,28

б) коэффициент обновления Кобн = 800 000 : 7 400 000 = 0,11

в) коэффициент выбытия Квыб = 1 000 000 : 6 300 000 = 0,16

г) коэффициент ликвидации Кликв = 486 000 : 6 300 000 = 0,08


Задание 3. Решить задачу.

На основании исходных данных рассчитать показатели эффективного использования основных средств.

Таблица 2 - Исходные данные для расчётов


Показатели

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

2

3

4

1.Товарная продукция, ТП, руб.

7 810 300

7 810 300

7 810 300

2.Среднесписочная численность персонала,Ч,чел.

216

216

216

3.Стоимость основных средств на 01.01.20_г,

ОФн, руб.

4 314 000

4 314 000

4 314 000

4.Введено основных средств, ОФвв, руб.

730 000

(в мае)

240 000

(в октябре)

983 750

(в апреле)

610 000

(в августе)

516 300

(в июне)

100 000

(в ноябре)

5.Выбыло основных средств, ОФвыб, руб.

90 000

(в феврале)

310 000

(в июле)


400 000

(в феврале)

700 000

(в июне)


637 500

(в мае)

200 000

(в сентябре)


Методические рекомендации


Для расчёта среднегодовой стоимости основных средств используется формула:

ОФср.год. = ОФн + (ОФвв * m1 : 12) – (ОФвыб * m2 : 12),

где ОФн – стоимость основных средств на 01.01.__ г.

ОФвв – стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию

ОФвыб – стоимость основных средств выбывших из эксплуатации

m1, m2 – количество полных месяцев, в течении которых будет работать

поступивший объект и не будет работать выбывший.



Образец решения практического задания

Среднегодовая стоимость основных средств предприятия составляет 3 800 000 руб. Величина товарной продукции - 4 630 000руб.

Среднесписочная численность персонала предприятия 90 человек.


Определим показатели эффективного использования основных средств:

  1. фондоотдача Фо = 4 630 000руб : 3 800 000руб = 1,22руб.

  2. фондоёмкость Фе =3 800 000руб : 4 630 000руб = 0,82 руб.

  3. фондовооружённость Ф воор = 3 800 000руб : 90 чел. =42 222 руб/чел.





Вопросы для самоконтроля:

    1. Что характеризует значение коэффициента ввод?

    2. Какой показатель характеризует степень обновления основных средств? Как он рассчитывается?

    3. По какой формуле рассчитывается коэффициент выбытия основных средств?

    4. Что показывает уровень фондоотдачи , фондоёмкости , фондовооружённости?


Форма контроля - письменный опрос


Литература:

1.И.В. Сергеев «Экономика организаций»: Учебное пособие.- М: Финансы и статистика, 2003 стр. 159-163

2. Л.Н. Чечевицына «Экономика предприятия» Учебное пособие. – Ростов -на –Дону: Феникс,2005, стр. 110-115







































Тема: Нематериальные активы


Цель: овладеть знаниями по теме


Студент должен:

знать:

- сущность и виды нематериальных активов

- порядок оценки нематериальных активов

- порядок начисления амортизации нематериальных активов


Время: 2 часа


Задание 1. Составить конспект

План изучения темы

  • определение нематериальных активов

  • характеристика видов нематериальных активов(права на использование земельных участков, патенты, товарные знаки, ноу-хау, цена фирмы, авторские права, права на промышленные образцы)

  • порядок оценки нематериальных активов

  • порядок начисления амортизации


Вопросы для самоконтроля:

1.Определите состав нематериальных активов.

2.В чем сущность патента, товарного знака, авторских прав?

3. Как оцениваются нематериальные активы, приобретенные за плату у других лиц?

4. Что относится к затратам на создание объекта нематериальных активов.


Форма контроля - устный опрос


Литература:

1. Финансы предприятий: Учебник для вузов/под ред.проф.Н.В.Колчиной.-М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, стр. 219-222

2. Л.Н. Чечевицына «Экономика предприятия» Учебное пособие. – Ростов -на –Дону: Феникс,2005, стр. 86-90



















Тема: Капитальные вложения, их эффективность

Оценка эффективности инвестиционных проектов


Цель: расширить знания по оценке эффективности капитальных вложений,

сформировать умения по определению эффективности

инвестиционного проекта


Студент должен:

знать:

- понятие и структуру инвестиционных вложений

- методы оценки эффективности капитальных вложений

уметь:

- делать выводы об эффективности капитальных вложений на основе различных показателей


Время: 2 часа


Задание 1. Составить конспект.

План изучения темы

  • Показатели эффективности капитальных вложений (чистый приведенный эффект, индекс рентабельности, срок окупаемости)


Задание 2. Решить задачу.

Фирма решает вопрос о вложении денежных средств в размере 540 000 руб. в деятельность другого предприятия. Срок вложения три года. Предполагаемые денежные поступления от вложения по годам составят: 1 год – 280 000 руб., 2 год – 320 000 руб., 3 год – 130 000 руб. Ставка дисконтированного дохода составляет 18%.

Определить эффективность данного вложения и срок окупаемости, сделать вывод.


Методические рекомендации


Решение практического задания выполняется на основе следующих формул:

PV = Rn / (1 + r / 100)n ,

где PV – накопленная величина дисконтированного дохода

Rn – денежный поток, планируемых поступлений

r – ставка дисконтированного дохода


NPV = PVIc,

где NPV чистый приведенный эффект

Ic – величина вложенных средств


Если NPV 0, то проект следует принять

Если NPV

PI = PV / Ic,

где PI индекс рентабельности проекта


Если PI 1, то проект следует принять

Если PI


PP = Ic / PV,

где PP срок окупаемости проекта


Образец решения практического задания

Фирма решает вопрос о приобретении нового оборудования стоимостью 1 2000 00 руб. Предполагаемые денежные поступления по годам составят: 1 год – 843 000 руб., 2 год – 574 000 руб. Ставка дисконтированного дохода – 21%. Определить показатели эффективности данного проекта и сделать вывод о его целесообразности.

PV = 843 000 / (1 + 18/100)1 + 574 000 / (1 + 18/100)2 = 714 410 + 412 240 =

= 1 126 650 руб.

NPV = 1 126 650 – 1 200 000 = - 73 350 руб.

PI = 1 126 650 / 1 200 000 = 0,94

PP = 1 200 000 / 1 126 650 = 1,1 года

Так как NPVPI



Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое капитальные вложения?

  2. По каким признакам классифицируются инвестиционные вложения?

  3. С помощью каких показателей оценивается эффективность инвестиционных вложений?


Форма контроля – устный зачет.


Литература:

1. И.В. Сергеев «Экономика организаций»: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. стр. 134 – 154





























Тема: Оборотный капитал предприятия


Цель: закрепить полученные теоретические знания и практические умения


Студент должен:

знать:

- сущность оборотных средств и их роль в деятельности предприятия

уметь:

- рассчитывать показатели использования оборотных средств


Время: 2 часа


Задание 1. Найти формулы для расчета показателей и указать на них

стрелками

Задание 2. Объяснить значения показателей.


Показатели

Величина

1

2

1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3


15

16

12

2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3


12

10

11,5

3. Продолжительность оборота дебиторской задолженности, дни

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3


30

36

31

4. Коэффициент загрузки оборотных средств

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3


5

6

7

5. Продолжительность оборота оборотных средств, дни

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3


23

10

22


Задание 3. Рассчитать показатели эффективности использования

материальных ресурсов. Сделать вывод об изменениях (улучшении, ухудшении) в использовании материальных ресурсов.


Показатели

Прошлый год

Отчетный год

1

2

3

1. Объем продукции в действующих ценах, тыс.руб.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3


80 000

44 180

57 200


84 200

42 080

58 300

2. Стоимость материальных затрат, тыс.руб.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3


42 000

25 000

34 250


44 100

22 800

33 115

3. Себестоимость всей выпущенной продукции, тыс.руб.

61 000

64 200

4. Материалоемкость, руб.

?

?

5. Материалоотдача, руб.

?

?

6.Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, %,

стр.2 / стр.3

?

?


Задание 4. Оценить оборачиваемость дебиторской задолженности, определить изменение величины дебиторской задолженности предприятия, если:

- выручка (нетто) от реализации продукции в прошлом году составила 1 вариант – 60 807 тыс.руб., 2 вариант – 85 101 тыс.руб., 3 вариант – 135 086 тыс.руб.

- средняя величина дебиторской задолженности в прошлом году составила 1 вариант - 5 067,25 тыс.руб., 2 вариант – 9 455,67 тыс.руб., 3 вариант – 4 824,54 тыс.руб.

В отчетном году планируется увеличить объем продаж на 17 %, в результате чего продолжительность 1 оборота сократиться на 10 дней.


Методические рекомендации


Оборачиваемость дебиторской задолженности оценивается с помощью двух показателей:

Коэффициент оборачиваемости (Коб) = ВР / ДЗ

где ВР - выручка (нетто) от реализации продукции

ДЗ - средняя величина дебиторской задолженности


Период оборачиваемости дебиторской задолженности (Поб) = Т / Коб

= (Т * ДЗ) / ВР

где Т – период времени в днях


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что из перечисленного не относится к фондам обращения:

а) полуфабрикаты

б) готовая продукция

в) незавершенное производство

г) денежные средства

д) средства в расчетах

  1. С помощью каких показателей можно охарактеризовать эффективность использования оборотных средств в целом и материальных ресурсов?

  2. Как определить материалоотдачу?

  3. Что характеризует материалоемкость?


Форма контроля - в письменной форме решение задач с необходимыми

пояснениями


Литература:

1. И.В. Сергеев «Экономика организаций»: учебное пособие. – М. : Финансы и статистика, 2003. стр. 220-223

2. Л.Н. Чечевицына «Экономика организации»: учебное пособие. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. стр. 125 - 144

































Тема: Состав, структура кадров

Показатели движения кадров


Цель: овладеть знаниями по теме, сформировать навыки расчета показателей

движения кадров


Студент должен:

знать:

- понятие персонала

- классификацию персонала

уметь:

- рассчитывать среднесписочную численность работников предприятия

- определять показатели движения кадров


Время: 2 часа


Задание 1. Составить конспект

План изучение темы

  • Показатели, характеризующие движение кадров на предприятии (коэффициент оборота по приему, коэффициент оборота по выбытию, коэффициент текучести кадров, коэффициент оборота)


Задание 2. Решить задачу.

Определить изменение коэффициента текучести кадров в марте месяце по сравнению с февралем, если:

    • среднесписочная численность рабочих в феврале – 340 чел.

    • в феврале по собственному желанию уволено – 10 чел

    • численность рабочих на 1 марта – 319 чел.

    • 3 марта призваны в армию – 8 чел.

    • 7 марта принято – 30 чел.

    • 15 марта уволено по собственному желанию – 8 чел.

    • 21 марта принято – 10 чел.

    • 28 марта уволено на пенсию – 6 чел.

    • в марте 31 день


Методические рекомендации


Решение практического задания производится с помощью следующих формул:

Кт = Чув / Чср * 100%

где Кт – коэффициент текучести кадров

Чуб – численность работников, уволенных по собственному желанию

Чср – среднесписочная численность работников

Для решения задачи необходимо рассчитать коэффициент текучести кадров за февраль и март, далее определяется изменение коэффициента текучести кадров:

Кт = Ктм / Ктф * 100% - 100%

где ∆Кт – изменение коэффициента текучести кадров

Ктм коэффициент текучести кадров за март месяц

Ктф – коэффициент текучести кадров за февраль месяц



Если ∆Кт 0, то произошло увеличение

Если ∆Кт


Образец решения практического задания

Численность работников предприятия на 1 ноября составляла – 340 чел. 7 ноября – уволено за прогулы 7 чел., 14 ноября - принято 10 чел., 17 ноября - призвано в армию 8 чел., 25 ноября – уволено по собственному желанию 18 чел., 29 ноября – принято 15 чел. В ноябре 30 дней. Определить среднесписочную численность работников за ноябрь и коэффициенты движения кадров.

Чср = (340*6 + (340 - 7)*7 + (333+10)*3 + (343-8)*8 + (335-18)*4 +

+ (317+15)*2) / 30 = 334 чел.

Квыб = 33/334*100% = 10%

Кпр= 25/334*100% = 7,5%

Кт= 25/334*100% = 7,5%

Коб= (33+25)/334*100% = 17,4%


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое персонал?

  2. Какие работники относятся к промышленно-производственному персоналу?

  3. Какие работники относятся к не промышленно-производственному персоналу?

  4. Какие показатели характеризуют движение кадров предприятия?

  5. Что такое списочный и явочный состав работников предприятия?

  6. Как определяется среднесписочная численность работников?



Форма контроля – решение тестового задания.


Литература:

1. И.В. Сергеев «Экономика организаций»: учебное пособие. – М. : Финансы и статистика, 2003. стр. 220-223

2. Л.Н. Чечевицына «Экономика организации»: учебное пособие. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. стр. 151-160





















Тема: Нормирование и производительность труда

Нормирование труда


Цель: углубление знаний по теме


Студент должен:

знать:

- сущность и назначение нормирования труда

-виды норм и методы нормирования труда


Время: 2 часа


Задание 1. Составить конспект

План изучения темы

  • Определение нормирования труда

  • Классификация норм труда

  • Характеристика аналитического метода нормирования труда


Методические рекомендации


Классификацию норм труда представить в виде схемы:

Нормы труда







в зависимости от единицы по сфере применения по сложности

измерения -… -… структуры

- … по сроку действия -…

-… -… -…

-…

При характеристике аналитического метода нормирования необходимо уделить внимание сущности хронометража, фотографии рабочего дня.


Вопросы для самоконтроля:

1.Что из перечисленного не относится к нормам труда:

-норма обслуживания

-норма расхода

-норма времени

-норма веса

2.Чем различаются разовые, сезонные, временные нормы труда?

3.Дайте определение хронометража.


Форма контроля - устный опрос


Литература:

1.Л.Н.Чечевицына «Экономика предприятий»:Учебное пособие. - Ростов –на –Дону: Феникс,2005 стр.178-184


Тема: Оплата труда

Понятие и сущность оплаты труда


Цель: овладеть знаниями по теме


Студент должен:

знать:

- понятие заработной платы

- виды доплат

- элементы тарифной системы


Время: 1 час


Задание 1. Составить конспект.

План изучения темы

  • Понятие и сущность заработной платы

  • Факторы, определяющие политику предприятия в области заработной платы.

  • Этапы организации заработной платы

  • Понятие тарифной системы

  • Элементы тарифной системы: тарифная ставка, тарифная сетка, тарифно - квалификационный справочник



Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое заработная плата?

  2. Какие факторы влияют на величину заработной платы?

  3. Какие этапы включает в себя организация заработной платы?

  4. Что такое тарифная система заработной платы?

  5. Что такое тарифная сетка?

  6. Что такое тарифная ставка?

  7. Что такое тарифно-квалификационный справочник?


Форма контроля - устный опрос


Литература:

1. Е.Н. Кнышова «Экономика организации»: учебник. – М.: Форум: Инфро – М, 2004. стр. 131-138;

2. Л.Н. Чечевицына «Экономика организации»: учебное пособие. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. стр. 194-214;

3. И.В. Сергеев «Экономика организаций»: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. стр. 230-246.












Тема: Оплата труда

Фонд оплаты труда, его структура


Цель: углубление знаний по теме, формирование умений по определению

величины фонда оплаты труда


Студент должен:

знать:

-сущность оплаты труда

-формы и системы оплаты труда

-состав выплат в пользу работника

уметь:

-определить размер фонда оплаты труда


Время: 2 часа


Задание 1. Составить конспект

План изучение темы

  • Понятие фонда оплаты труда

  • Состав фонда заработной платы

  • Порядок определения величины фонда оплаты труда


Задание 2. Решить задачу.

Рассчитать величину фонда оплаты труда рабочих - сдельщиков, если известно:

- фактическое количество выпущенной продукции всеми рабочими за год 45 000 ед., при норме 44 280 ед.

- часовая тарифная ставка 30 руб., норма выработки 15 единиц в час.

- сумма начисленных отпускных 116 000руб.

- материальная помощь 76 000руб.


Методические рекомендации


Величина прямого фонда заработной платы определяется:

ФЗП = V вп * Р сд * К вн ,

где V вп- количество выпущенной продукции ,ед.

Р сд- сдельная расценка, руб.

К вн- коэффициент выполнения нормы


Сдельная расценка определяется

Р сд= Тс * Н вр = Тс / Н выр.

где Тс- часовая тарифная ставка, руб.

Н вр- норма времени на изготовление 1-го изделия, час.


Коэффициент выполнения нормы определяется

К вн= Vпр.факт : Vпр.норм.

где V пр.факт - фактическое количество выпущенной продукции, ед.

Vпр.норм - нормативное количество выпускаемой продукции, ед.






Образец решения практического задания

За год рабочие выпустили 30 000 единиц продукции при норме 28 760 единиц. Сдельная расценка составила 28 руб. В течение года сумма выплаченных отпускных составила 600 000 руб., выплаты социального характера - 100 000 руб., начисленные дивиденды членам трудового коллектива - 25 000 руб.

Определим:

а) величину прямого фонда заработной платы рабочих- сдельников:

ФЗП = 30 000ед.× 28 руб. × (30 000ед : 28 760 ед) = 876 217 руб.

б) величину фонда оплаты труда рабочих - сдельщиков:

ФОТ = 876 217 + 600 000 + 100 000 + 25 000 = 1 601 217 руб.



Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите виды выплат, формирующие фонд оплаты труда.

2. В какой последовательности определяется величина фонда оплаты труда?

3. Объясните порядок расчёта тарифного фонда заработной платы рабочих- повременщиков.


Форма контроля - устный опрос


Литература:

    1. Л.Н. Чечевицына «Экономика предприятия»: Учебное пособие.- Ростов - на- Дону: Феникс, 2005,стр.216-218






























Тема: Себестоимость продукции

Методы учёта затрат на производство продукции

(работ, услуг)


Цель: углубление знаний по теме


Студент должен:

знать:

- понятие себестоимости и ее виды

- методы учета затрат на производство


Время: 2 часа


Задание 1. Изучить тему


Задание 2. Заполнить таблицу


Таблица 1- Характеристика методов учета затрат на производство


Метод учёта затрат

Сущность

метода

Достоинство метода

Недостатки метода

1

2

3

4

1.Метод учёта затрат по фактической себестоимости




2.Нормативный




3. Метод учёта затрат по плановой себестоимости




4.Попередельный

(попроцессный)




5.Позаказный




6.По полной себестоимости




7.Маржинальный





Вопросы для самоконтроля:

1.В чём заключается сущность нормативного метода учёта затрат?

2.При учёте затрат по фактической себестоимости определяется ли её отклонение от нормы

3.Совокупность технологических операций, которая завершается выработкой полуфабриката или получением законченного готового продукта называется:

а) нормой в) переделом

б) заказом г) производственным процессом

4.Дайте определение: маржинальный доход- это….


Форма контроля - устный опрос


Литература:

1. В.Э. Керимов Бухгалтерский учет: Учебник - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К.», 2009, стр. 396-409




Тема: Ценообразование на предприятии

Виды и системы цен


Цель: углубление знаний по теме


Студент должен:

знать:

- понятие цены

- виды цен


Время: 4 часа


Задание 1. Составить конспект

План изучения темы

  • Понятие цены

  • Виды цен в зависимости от их свободы от государственного регулирования (свободные договорные, государственные, мировые)

  • Виды цен в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения (оптовая, закупочная, розничная, тарифы на платные услуги)

  • Виды цен, непосредственно связанных с торговлей (аукционная, биржевая, контрактная, престижная, скользящая, справочная, монопольная, единая, региональная)


Вопросы для самоконтроля:

    1. Чем различаются регулируемые и фиксированные государственные цены?

    2. Дайте определение оптовой цены.

    3. Из каких составляющих складывается розничная цена?

    4. Цена, по которой реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, населением, называется

а) оптовая

б) розничная

в) закупочная


Форма контроля – устный опрос


Литература:

    1. Л.Н. Чечевицына «Экономика предприятия»:Учебное пособие.- Ростов - на- Дону:

Феникс, 2005,стр.244 – 264















Тема: Ценообразование на предприятии

Ценовая политика предприятия


Цель: углубление знаний по теме, формирование умений по разработке

ценовой политики


Студент должен:

знать:

-сущность и функции цены

-механизм ценообразования

-виды ценовых стратегий предприятия

уметь:

-рассчитывать цену товара


Время: 2 часа


Задание 1. Разработать ценовую политику предприятия


Методические рекомендации


- Ценовая политика – механизм или модель принятия решений о проведении субъекта хозяйствования на основных типах рынка для достижения запланированных целей.


- Разработка ценовой политики осуществляется в следующей последовательности.

1) изучается рынок, на котором планируется осуществлять деятельность предприятия

2) определяются цели ценовой политики

Основными целями ценовой политики являются:

- увеличение доли рынка (выживаемость)

- максимизация доли прибыли

- обеспечение окупаемости затрат

- обеспечение лидерства по показателям качества

- проникновение на рынок и закрепление на нем

-улучшение сегментации рынка

3) выбирается метод ценообразования

Выделяются затратный и ценностный процессы ценообразования:

-Затратное ценообразование - метод ценообразования, в основе которого лежат затраты на производство и реализацию товара.


Затратный процесс осуществляется в следующей последовательности:



определение технология затраты цена ценность

продукты изготовления


покупатели


- Ценностное ценообразование - метод ценообразования, который обеспечивает получение наибольшей прибыли за счёт достижения выгодного для фирмы соотношения « ценность - затраты»


Ценностный процесс ценообразования осуществляется в следующей последовательности:

определение установление установление определение

покупателя ценности цены затрат

выбор определение

технологии продукта


4) устанавливается конкретный уровень цены с учётом выбранного метода ценообразования

5) разрабатывается тактика ценообразования, т.е. формируется система скидок и надбавок к цене

Скидки могут быть:

-базисные

-прогрессивные

-скидки сконто

-функциональные

-скрытые

-сезонные

Наценки устанавливаются, как правило, за повышение качества товара,

за рассрочку платежа, за дополнительные сервисные услуги и т.д.


Вопросы для самоконтроля:

  1. С какой целью разрабатывается ценовая политика?

  2. В чем сущность затратного и ценностного методов ценообразования?

  3. Набор конкретных мер по управлению ценами для решения поставленных задач – это …

а) ценовая политика

б) ценовая стратегия

в) ценовая тактика


Форма контроля – устный опрос
























Тема: Прибыль и рентабельность предприятия

Распределение и использование прибыли


Цель: расширение знаний по теме


Студент должен:

знать:

-сущность и виды прибыли

-порядок формирования прибыли от продаж и прибыли до налогообложения

-направление распределения прибыли

- порядок использования прибыли на предприятиях различных организационно- правовых форм


Время: 2 часа


Задание 1. Составить конспект

План изучения темы

  • Направления распределения прибыли предприятия

  • Направления использования чистой прибыли внутри предприятия

  • Особенности распределения прибыли на предприятиях различных организационно- правовых форм.


Методические рекомендации


Направления распределения и использования прибыли представить в виде схемы

Б алансовая прибыль




Б юджет Предприятие Собственники



…… …… ……



Вопросы для самоконтроля:

1.Какой вид прибыли является объектом распределения:

а) прибыль от продаж

б) прибыль от прочей деятельности

в) балансовая прибыль (прибыль до налогообложения)

2.Как называется прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов?

3.Какие документы регулируют порядок распределения прибыли предприятия?

4.Перечислите все возможные направления использования чистой прибыли предприятия


Форма контроля - тестирование


Литература:

1.Финансы предприятия: Учебник для вузов/под ред. проф. Н.В.Колчиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, стр 66-70

2. Л.Н. Чечевицына «Экономика предприятия»: Учебное пособие.- Ростов - на - Дону: Феникс, 2005, стр.295-301


Тема: Финансовые ресурсы предприятия

Финансовые ресурсы предприятия, источники их

формирования


Цель: углубление знаний по теме


Студент должен:

знать:

-состав финансовых ресурсов организации

-источники финансовых ресурсов


Время: 2 часа


Задание 1.Составить конспект

План изучения темы

  • Определение финансовых ресурсов

  • Источники финансовых ресурсов (собственные, привлеченные, мобилизуемые на финансовом рынке, поступающие в порядке перераспределения)



Задание 2. Составить тест по теме « Финансовые ресурсы предприятия»


Методические рекомендации


Тест содержит 8 заданий открытого или закрытого типа. К заданиям закрытого типа предлагается 4 варианта ответа. Вопросы должны быть составлены конкретно и точно. Тест оформляется на листе формата А4.


Вопросы для самоконтроля:

1.К собственным финансовым ресурсам относится:

а) кредиты банков

б) амортизационные отчисления

в) дивиденды по ценным бумагам

г) прибыль от продажи продукции

2. Доходы от продажи ценных бумаг относятся к :

а) собственным источникам финансовых ресурсов

б) привлеченным источникам финансовых ресурсов

в) средствам, мобилизуемым на финансовом рынке

3. Кредиты банков:

а) предоставляются на безвозвратной основе

б) имеют строго целевое назначение

в) нет правильного ответа


Форма контроля – тестирование









Тема: Внешнеэкономическая деятельность предприятия

Методы выхода на внешний рынок


Цель: расширить знания по теме


Студент должен:

знать:

- пути выхода на внешний рынок.

- аспекты, изучаемые при принятии решения о выходе на внешний рынок.


Время: 2 часа


Задание 1. Составить конспект

План изучения темы

  • Факторы, изучаемые при выборе внешнего рынка

  • Методы выхода на внешний рынок


Методические рекомендации


Прежде чем принять решение о реализации продукции на международном рынке изучаются следующие факторы и стороны выбранной страны:

  1. Экономическая обстановка в стране (структура хозяйства, характер распределения доходов).

  2. Политико – правовая среда в области обмена товаров

  3. Культурная среда

Для ответа на второй вопрос необходимо охарактеризовать следующие методы выхода на внешний ранок: экспорт, совместное предприятие, прямое инвестирование. При этом необходимо указать типы указанных способов и привести примеры.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие факторы изучаются при оценке культурной среды страны?

  2. Какие задачи должна решить фирма до выхода на внешний рынок?

  3. Что такое экспорт и каким он бывает?

  4. Какие существуют типы совместных предприятий?

  5. Что такое прямое инвестирование?


Форма контроля - устный опрос.



Литература:

1.Л.Н. Чечевицына «Экономика предприятия»: учебное пособие. – Ростов – на - Дону: Феникс, 2005. стр. 15-27.











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее