Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 9 класса создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автора-составителя С.В.Третьяковой,- издательства Москва, «Просвещение», 2013 года, рабочей программы по внеурочной деятельности в 7-9 классах «Проектная деятельность учащихся» автора Александровой С.Н. , 2015 год и образовательной программы школы.
Рабочая программа учебно-исследовательской деятельности и проектной деятельности обучающихся является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности учащихся.
Рабочая программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них культуры исследовательской проектной деятельности, системы представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности.
Рабочая программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно- деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющих для обучающихся познавательный или прикладной интерес.
Цели учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:
- формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для учебно- исследовательской деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустемленность, самосознание и готовность преодолевать трудности;
Освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества , значимости учебно- исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
- развитие компетентности в обществе;
- овладение обучающимися продуктно- ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:
- основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
- методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования;
- технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;
- развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
- предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;
- владение приемами и методами учебно- исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструтурированных задач;
- общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно- исследовательской и проектной деятельности.
Задачи для обучающихся:
1.обучиться целеполаганию, планированию, контролю;
2.овладеть следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);
3.обучиться методам творческого решения проектных задач.
Задачи для учителя:
1.применять педагогические технологии, обеспечивающие самоопределение и самостоятельность обучающихся в процессе работы, осуществлять контроль;
2.создавать условия для проектной деятельности;
3.создавать комфортную обстановку;
2. научить ставить проблему и цели;
3.обучать приёмам и методам проектной деятельности;
4.научить работать с информацией;
5. ориентировать обучающихся на результат проекта;
6.неформально снижать агрессию и конфликтность участников;
7.помогать в организации обсуждений результатов этапа.
Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие, рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
1.Планировать и выполнять коллективный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные рассматриваемой проблеме.
2.Применять такие математические методы и приёмы, как доказательство по аналогии, опровержение, построение и исполнение алгоритма.
3.Использовать такие приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение правильной гипотезы и практическое обоснование.
4.Ясно и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, изученные на учебных предметах, адекватные обсуждаемой проблеме.
5.Искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном пространстве с использованием Интернета, ЦОРов и каталогов библиотек.
6.Уметь на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта.
7.Уметь определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы.
8.Владеть специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового коллективного проекта.
9.Взаимодействовать в группе, состав которой постоянно меняется при создании нового проекта.
10.Уметь представлять продукт проектной деятельности.
Обучающиеся научатся следующему:
1.Коллективно выполнять учебные и социальные проекты.
2.Использовать озарение, догадку, интуицию.
3.Использовать некоторые приёмы художественного познания мира: образность, художественный вымысел, оригинальность.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к исследовательской деятельности;
-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Содержание учебного предмета, курса
Введение в проектную деятельность (3 часа).
Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы.
Ознакомление с разными видами проектов (7 часов).
Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов.
Информационные проекты
Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении для обучения участников проекта целенаправленному сбору информации, её структурированию, анализу и обобщению. Исходя из этого информационный проект является наиболее оптимальным вариантом для обучения азам проектной деятельности.
Примеры проектов:
«Булгаковские» улицы в городах.
Способы расчёта площадей фигур.
Великие астрономы Европы и Азии.
Знаменитые спортсмены России.
Хищные птицы средней полосы России.
Проектные работы могут быть представлены в виде дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, электронных страниц на сайте образовательного учреждения, каталогов с приложением карт, схем, фотографий.
Игровые проекты
Под игровыми проектами понимается деятельность обучающихся, результатом которой является создание, конструирование или модернизация игр (настольных, подвижных, спортивных, компьютерных) на основе предметного содержания. В ходе создания игр развиваются умения моделирования существующих жизненных процессов и отношений, изучаются основные принципы переноса реальных обстоятельств в пространство игры, особенности её построения, организации правил, назначение элементов, различных видов игр и их возможности для развития и обучения человека.
Примеры проектов:
Математический «морской бой».
Буквенное лото.
Развитие жизни на Земле (настольная игра).
Вооружение древних воинов (конструктор).
Весы цифр (физико-математический аттракцион).
Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, объектов, программного обеспечения, в формате электронной игры.
Ролевые проекты
Под ролевыми проектами понимается реконструкция или проживание определённых ситуаций, имитирующих социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. В ролевых проектах структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером' и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты этих проектов намечаются в начале выполнения, но окончательно вырисовываются лишь на заключительном этапе защиты результатов работы.
Примеры проектов:
Пишем учебник по истории края.
Школьный парламент.
Школьная газета («Школьный вестник», «Большая перемена», «Школьный меридиан», «Школьные времена» и т. п.).
В афинских школах и гимнасиях.
Прогулка по универмагу «Малакология».
Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, презентаций фото- и видеоматериалов.
Прикладные проекты
Прикладные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала конечный продукт деятельности его участников, имеющий конкретного потребителя, назначение и область применения. В случае социального прикладного проекта требуется анализ потребностей социального окружения или определённого сегмента человеческой деятельности и рынка для придания конечному продукту необходимых свойств и качеств.
Примеры проектов:
Экологический манифест, созданный на основе полученных результатов исследования протечек воды в жилых домах района Кузьминки.
Программа действий, направленных на повышение компьютерной грамотности пенсионеров Саратовской области.
Словарь культурно-исторических терминов романа «Евгений Онегин».
Учебное пособие «Виды кристаллов в природе».
Проект школьной метеостанции.
Прикладной проект удобно использовать для повышения мотивации учащихся к проектной деятельности, обучения основам исследовательской и инженерной деятельности.
Социальные проекты
Социальные проекты представляют собой целенаправленную социальную (общественную) практику, позволяющую учащимся выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений. Участие в социальных проектах способствует формированию социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту, помогает осваивать правила общественного поведения. Образцом для такого вида деятельности может служить ставшее общеизвестным движение «Подари жизнь» (http://www.podari-zhizn.rи).
Примеры проектов:
Школьное мероприятие «Нет наркотикам!».
Сбор книг и создание библиотеки в удалённом посёлке.
Организация волонтёрской помощи ветеранам войны.
Доброхотское движение спасения усадьбы XVIII века.
Улучшение качества питания в школе.
Учебно-исследовательские проекты
Основным видом деятельности данного типа проектов должна стать исследовательская деятельность. При этом изучение (поиск, наблюдение, систематизация) или решение обучающимися проблемы с заранее неизвестным решением предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а именно: выбор области исследования, определение проблемы, составление плана и графика работы, изучение информационных источников по проблеме, разработка гипотез, их оценка, постановка экспериментальных задач, разработка и проведение экспериментов, сопоставление гипотезы с результатами экспериментов, оценка решений, основанная на экспериментальных данных, выводы и постановка новых проблем или задач.
Учебно-исследовательские проекты могут быть предметными и межпредметными. Последние имеют большое значение, так как решают проблему формирования метапредметных результатов и представлений.
Примеры проектов:
Роль природы в чувашском фольклоре.
Волшебные предметы как атрибуты сказочного пространства.
«Строительство пирамид» на языке операторов.
Исследование магнитных свойств вещества.
Нужны ли катализаторы при электролизе воды?
Примеры межпредметных проектов:
Связь мифов Евразии, Востока и Америки с физическими представлениями о происхождении мира.
«Гармонию поверяем алгеброй» - число в астрономии, живописи, музыке, архитектуре, биологии, геометрии.
Математическая модель любви, описанной в эпоху трубадуров, труверов, миннезингеров.
Исследование физических и химических свойств снежнoгo покрова Кировской области.
Эволюция военной стратегии и тактики в соответствии с изменением технических и технологических возможностей государств Древнего Востока.
Инженерные проекты
Под инженерным проектом как особым видом проекта понимается создание или усовершенствование принципов действия, схем, моделей, образцов технических конструкций, устройств, машин. Эти проекты предполагают наличие традиционных для инженерного проекта этапов: определение функциональной необходимости изобретения (улучшения), определение критериев результативности, планирование работы, предварительные исследования и поиск информации, создание и оценка реального прототипа первоначальной идеи, корректировка, доделка, демонстрация результатов.
Примеры направлений разработки проектов:
Ветроэлектростанция для дачного посёлка.
Утилизация и восстановление энергосберегающих ламп.
Автомобиль на солнечных батареях (LЕGО-моделирование).
Реконструкция метательных машин Леонардо да Винчи.
Картонное конструирование (утилитарные конструкции из картона).
Теоретические основы создания проекта (2 часа).
Структура проекта, типы проектов, продукт проектной деятельности, способы представления проектов, создание компьютерных презентаций проектов
Работа над проектом (17 часов).
Выбор темы проекта; составление плана проектной деятельности; выбор методов исследования; работа над проектами.
Защита проектов (3 часов)
Воплощение в жизнь поставленных задач;
• Работа в программе Power Point;
• Работа в программе Publisher;
• Составление таблиц, диаграмм;
Написание рефератов;
Рефлексия (2 часа).
Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула успешной деятельности.
Сильные и слабые стороны работы над проектом.
Разработка программы конференции. Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам. Проведение конференции с приглашением старшеклассников и педагогов школы. Беседы членов НОУ со старшеклассниками и преподавателями о научной работе.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Класс 9 | ||||
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающизся |
Введение в проектную деятельность | 3 | Проблемы исследования, выявление его актуальности. | 1 | учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы |
Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. | 1 | овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать); | ||
Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы. | 1 | обучаются методам творческого решения проектных задач; учится выполнять работу по цепочке; соотносит между собой этапы проектирования | ||
Ознакомление с разными видами проектов | 7 | Информационные проекты | 1 | учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы |
Игровые проекты | 1 | обучаются методам творческого решения проектных задач; учится выполнять работу по цепочке | ||
Ролевые проекты | 1 | соотносят между собой этапы проектирования; слушают и вступает в диалог | ||
Прикладные проекты | 1 | обучаются методам творческого решения проектных задач; учатся выполнять работу по цепочке; соотносят между собой этапы проектирования | ||
Социальные проекты | 1 | учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать) | ||
Учебно-исследовательские проекты | 1 | строят логическую цепь рассуждений; выполняет задание по схеме; полно выражает свои мысли; строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем | ||
Инженерные проекты | 1 | учатся выполнять работу по цепочке; соотносит между собой этапы проектирования; учатся устанавливать причинно-следственные связи; учатся строить знаково-символические модели | ||
Теоретические основы создания проекта | 2 | Структура проекта, типы проектов, продукт проектной деятельности | 1 | учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы |
Способы представления проектов. Создание компьютерных презентаций проектов | 1 | учатся выполнять работу по цепочке; соотносит между собой этапы проектирования; слушают и вступает в диалог; строят логическую цепь рассуждений учится полно выражать свои мысли; учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
Работа над проектом | 17 | Выбор темы, цели, гипотезы | 1 | учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы |
|
| Сбор материала | 2 | овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать) |
|
| Систематизация материала | 2 | соотносят между собой этапы проектирования |
|
| Работа в программе Power Point | 2 | овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать); обучаются методам творческого решения проектных задач; учатся выполнять работу по цепочке |
|
| Работа в программе Publisher | 2 | овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать); обучаются методам творческого решения проектных задач; учатся выполнять работу по цепочке |
|
| Составление таблиц, диаграмм | 2 | учатся выполнять работу по цепочке; соотносят между собой этапы проектирования |
|
| Написание рефератов | 6 | строят логическую цепь рассуждений |
Защита проекта | 3 | Подготовка защиты проекта | 2 | строят логическую цепь рассуждений учатся устанавливать причинно-следственные связи |
|
| Защита проекта | 1 | соотносят между собой этапы проектирования; слушают и вступают в диалог; строят логическую цепь рассуждений |
Рефлексия | 2 | Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. | 1 | учатся оценивать адекватно себя и сверстников |
|
| Формула успешной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. | 1 | учатся полно выражать свои мысли; учаться оценивать адекватно себя и сверстников; учатся разрешать конфликты |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения _______________ Шатова Л.Е.
учителей естественно – научного «31» августа 2017 года
цикла МБОУ СОШ 4
от 31.08.2017 года № 5
________________ Бондарева О.Н.
«Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа
По внеурочной деятельности в 7-9 классах
https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-vneuchebnoy-deyatelnosti-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-klass-410511.html