Организационный момент: (1мин)
Здравствуйте, садитесь.
Проверка готовности к уроку студентов.
Информация старосты о посещаемости.
Актуализация знаний: (2 мин)
Ребята, мы продолжаем изучать тему «Ресурсы предприятия». Перечислите, что относится к ресурсам предприятия.
Фронтальный опрос.
основной капитал предприятия – имущество предприятия (здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты длительного использования)
оборотные фонды предприятия - материалы, готовая продукция, денежные средства на счетах и в банке и т.д.
трудовые ресурсы – работники предприятия.
Формирование темы урока: (3 мин)
Сегодня мы продолжим изучать тему трудовые ресурсы предприятия, но немного в другом ключе. Кого можно отнести к трудовым ресурсам предприятия? (работников предприятия)
Чтобы определить тему урока послушаем притчу (в аудиозаписи).
- Итак, по вашему мнению, о чем сегодня пойдет речь?
Чем бы человек ни занимался, результаты зависят от того, какой он видит свою деятельность, и какую цель перед собой ставит.
Правильная мотивация сотрудников – залог успешной работы любого предприятия.
Действительно, рутинную работу можно выполнять с азартом и вдохновением, если изменить к ней отношение.
Успешное предприятие выпускает конкурентоспособную продукцию, что непосредственно сказывается на развитии региона.
Как вы считаете, зачем вам, будущим техникам уметь мотивировать сотрудников?
Варианты ответов:
- Чтоб подчиненные лучше работали….
- Чтоб поставленные руководством планы выполнялись….
Согласна! Кому как не вам, техникам, согласно должностной инструкции, осуществлять подбор электротехнического персонала, производить расстановку их на соответствующие должности и, конечно же, мотивировать работников!
Поставьте свою собственную цель на сегодняшний урок.
Есть желающие ее озвучить?
(слушаем)
Итак, сегодня на уроке мы узнаем:
Что такое мотивация
Какие виды мотивации персонала существуют
Будем учиться правильно мотивировать сотрудников в зависимости от их типа.
Основная часть
Мотивация – это внутренние причины, побуждающие к деятельности.
(СЛАЙД)
Могу утверждать, что с возрастом мотивация меняется.
Поговорим о вас, студентах.
Какая сейчас у вас мотивация учения?
Вы совсем недавно вернулись с производственной практики, побывали в роли работника предприятия. Какую мотивацию рабочего вы выделите?
Мотивация учения | Мотивация рабочего |
Новые знания Собственное развитие Получение стипендии Удобное расписание занятий Престижность получаемой специальности | Комфортная рабочая среда заработная плата стабильность собственное развитие полезность работы интерес к работе |
Согласитесь, некоторые позиции мотивации сходятся (доход, собственное развитие), но есть и принципиально разные (полезность, стабильность).
На чем строится система мотивации персонала?
В основе любой системы мотивации сотрудников лежит теория потребностей человека. Самая известная из них — пирамида Маслоу, согласно которой люди сначала удовлетворяют базовые потребности (еда, сон, безопасность), а затем закрывают потребности более высокого уровня (признание, самореализация).
Поработаем с интерактивной доской. Соотнесите фрагменты мотивации с каждым уровнем потребностей человека.
(СЛАЙД, соединяем стрелками фрагменты).
Основываясь на потребностях работника, рассмотрим виды мотивации персонала
Существует два основных вида мотивации: материальная и нематериальная. Расскажу подробнее о каждом виде.
Виды мотивации (СЛАЙД)
Материальная | Нематериальная |
Как вы считаете, что можно отнести к материальной мотивации?
Материальное стимулирование персонала – это денежное вознаграждение за выполненную работу (зарплата, бонусы, премии, оплата полисов ДМС).
Денежная мотивация по своей природе является «ненасыщаемой», человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты труда. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивировал его на высокую трудовую отдачу, очень скоро становится привычным, теряя свою побудительную силу
А сейчас поработаем в группах. У вас будет 3 минуты, чтобы совместными усилиями придумать и написать как можно больше способов нематериальной мотивации.
Для того чтобы добавить элемент соревновательности, работу будем оценивать в баллах. 1 верная мотивация – 1 балл. Самой активной группе в конце урока поставлю оценки.
Через 3 минуты представитель от каждой группы выйдет к доске и расскажет о результатах своей работы. Время пошло!
Количество групп: 4
Материалы: 4 ватмана и маркер на группу
Заносить баллы в таблицу. 1 верная мотивация – 1 балл.
Вывести на доску слайд: Нематериальное стимулирование персонала:
возможность карьерного роста;
похвала начальника, признание сослуживцев;
организация культурно-массовых мероприятий;
возможность обучения за счет компании;
удобный график работы;
удобное месторасположение;
абонементы в бассейн, тренажерный зал;
дополнительные выходные дни;
благоприятный климат в коллективе;
ценные подарки и подарочные сертификаты (в качестве награды) и т.п.
Наличие эффективной системы мотивации трудовой деятельности персонала повышает производительность труда, уменьшает текучесть кадров, ведет к успеху и процветанию организации.
Согласитесь, труд без мотивации невозможен!!!
(СЛАЙД) Еще в 2005 года российский ученый, доктор социологических наук Владимир Исакович Герчиков разработал модель трудовой мотивации.
За 8 лет работы на промышленном предприятии он изучил не только организацию производства, но и внутреннюю жизнь трудового коллектива. Общаясь с рабочими лично, он сумел уловить основные закономерности их трудового и социального поведения, узнать, что и кого мотивирует работать больше и лучше.
Разберем типы мотивации по Герчикову. На столах у вас таблицы, в которых прописаны 5 базовых типов мотивации. Так же на столе вы видите краткие характеристики каждого типа. Ваша задача прочитать характеристику и заполнить первые 3 столбца таблицы.
Для примера первый тип заполним совместно. (СЛАЙД)
Инструментальный тип. Сама работа не является для такого работника сколько-нибудь значимой ценностью и рассматривается только как источник заработка и других благ (жилья, земельного участка, автомобиля и пр.), получаемых в качестве вознаграждения за труд. Но его интересуют не любые деньги, а именно заработок; поэтому он будет работать с максимальной отдачей на любой работе, если его труд будет справедливо и высоко (в его понимании) оплачиваться. Наиболее предпочтительная форма оплаты труда для него — сдельная, по достигнутым результатам (в первую очередь индивидуальным) и с учетом качества выполненной работы.
Вместе – инструментальный тип
1 группа – профессиональный тип
2 группа – патриотический тип
3 группа - хозяйский тип
4 группа – люмпенизированный тип.
На выполнение работы – 5 минут. За каждую верно заполненную ячейку вы получите 2 балла.
Разберем выполненное задание совместно.
Разобрав каждый тип, задать основной мотив.
Инструментальный – «Могу заработать деньги»
Профессиональный - «Могу использовать свои знания и опыт»
Патриотический – «Чувствую себя нужным коллективу»
Хозяйский – «Могу самостоятельно решать, что и когда мне делать»
Люмпенизированный – «Привычная работа, минимум ответственности»
После разбора таблицы:
Вы видите, что у каждого типа свой основной мотив. Поэтому при мотивации своего подчинённого, для начала нужно определить к какому типу он относится, а только потом подобрать мотивацию.
Начнем с себя… К какому типу относитесь вы? Пока вы думайте, я расскажу о себе.
Я с полной отдачей отношусь к любому порученному делу. А если дело коллективное, хочу, чтоб с такой же отдачей работали все члены трудового коллектива. Меня раздражают лодыри и люди, которые работают только из-за денег. Поэтому, с уверенностью могу отнести себя к патриотическому типу. Мотивацией к работе для меня служит признание моих талантов и чувство нужности коллективу.
(опросить 2-3 человек с типом мотивации)
Как вы считаете, какие способы поощрения воздействовали на вас положительно?
Какое наказание было бы наиболее действенным?
Обсудите в группах и запишите в 5-6 столбцы таблицы способы поощрения и наказания сотрудников, согласно типу мотивации.
Но не просто: первый способ – материальный, второй – нематериальный.
М – материальная
Н – нематериальная
На выполнение работы – 3 минуты
Вместе – инструментальный тип(СЛАЙД)
1 группа – профессиональный тип
2 группа – патриотический тип
3 группа - хозяйский тип
4 группа – люмпенизированный тип. По 2 балла за каждую ячейку.
Можно ли такую классификацию применить к обучению?
В конце обучения по выбранной специальности вы будете защищать дипломный проект. Наверняка, уже многие приступили к его написанию.
Мы точно знаем, что эта работа отнимает много времени и сил, которые можно потратить, например, на подработку, на спорт, наконец, на отдых с друзьями.
Как вы себя мотивируйте?
Ответы студентов:
Знания нужны для получения диплома и устройства на работу – отлично, вернемся к пирамиде мотивации, тем самым вы будете получать заработную плату, и удовлетворите свои первоначальные физиологические потребности.
Я хочу в дальнейшем продолжить образование в ВУЗе – похвально, при определении типа трудовой мотивации к какому вы себя отнесли? – к профессиональному? Я с вами согласна!
Родители обещали купить автомобиль, если успешно окончу техникум – замечательно, какой вид мотивации вами движет? Верно, материальный.
Родители из дома выгонят, если диплом не принесу – интересно! Я могу предположить, что написание диплома вам дается в тягость и вам не хочется этим заниматься. Не люмпенизированный ли вы тип? Хочу вам сообщить, что данный тип работников на предприятии ценится менее всего!
И т.д.
Тип мотивации | Отношение к труду (2 балла) | Личная ответственность (2 балла) | Отношение к оплате труда (2 балла) | Как поощрить (2 балла) | Как наказать (2 балла) |
Инструментальный тип | Работа – источник заработка. | Работа с максимальной отдачей. | Сдельная по достигнутым результатам | М - Увеличение заработной платы, назначение премий Н –Предоставление личного автомобиля,служебного жилья | М - Штраф, Н - Упразднение социальных льгот
|
Профессиональный тип | Работа – реализация знаний и умений, достижение высокого положения в обществе. | Главное — интересность, сложность работы, возможность проявить себя | Повременная, основанная на точном учете уровня квалификации | М - Увеличение заработной платы, назначение премий Н - Обучение за счет компании (но при условии улучшений показателей работы), признание достижений | М –Назначение заработной платы без учета вклада сотрудника в общее дело Н - Игнорирование личных достижений работника, лишение возможности развиваться |
Патриотический тип | Ценит результативность общего дела и общественное признание своего участия | Зажигается серьезной, перспективной и значимой для всего предприятия задачей | Зарплата с учетом трудового вклада работника в общие результаты работы | М - Увеличение заработной платы, назначение премий Н - Размещение сотрудника на «Доске почета», назначение наставником
| М – Уравнительное распределение заработной платы Н - Отсутствие внимание со стороны руководства, запрет на «опекание» других сотрудников |
Хозяйский тип | Высокая личная ответственность за выполняемую работу | Не терпят контроля из вне и не нуждаются в нем. | Сдельная или повременная, по результатам работника или подчиненной ему бригады | М - Увеличение заработной платы, назначение премий Н - Курирование проектов компании, полная ответственность и контроль собственной работы | М – Штрафы, лишения премии
Н - Полный контроль со стороны руководства |
Люмпенизированный тип | Нет мотивации к работе. Основное стремление -минимизировать свои трудовые усилия | Избегает работы и личной ответственности, зависит от руководителя | Согласен на низкую заработную плату. Повременная, зависящая от общих от результатов работы подразделения | М –Премирование за выполненную в срок работу Н - Четкое формулирование простейших заданий, взятие под опеку | М - Лишение доплат и бонусов Н - Возложение личного контроля над кем-то из сотрудников |
Ситуации для определения типа мотивации (видео).
Попробуем применить полученные знания на практике. А для того, чтоб вам легче было работать напомню, что каждому базовому типу мотивации при заполнении таблицы мы выделили основной мотив (на столах таблички)
Базовый тип мотивации | Основной мотив |
Инструментальный тип | «Могу заработать деньги» |
Профессиональный тип | «Могу использовать свои знания и опыт» |
Патриотический тип | «Чувствую себя нужным коллективу» |
Хозяйский тип | «Могу самостоятельно решать, что и когда мне делать» |
Люмпенизированный тип | «Привычная работа, минимум ответственности» |
Внимательно просмотрите отрывок фильма и определите, к какому типу мотивации относится герой. При просмотре фильма разрешаю тихонько обсудить в группах, а по окончанию на счет 3 поднять табличку с типом мотивации. За верный ответ – 1 балл.
Нестор Петрович (фильм «Большая перемена») – профессионал
Шура (фильм «Служебный роман») – патриотический
Пьер Тимохин (фильм «Большая перемена») – инструментальный
Гоша («Москва слезам не верит») – хозяйский
Федя (фильм Приключения Шурика) – люмпенизированный
Отработка навыков мотивации сотрудников. Разыгрывание сценок.
Предлагаю проанализировать разные производственные ситуации, которые ребята нам продемонстрируют и сделать вывод.
Заслушивать будем ребят по желанию. Группе выступающий сможет принести от 1 до 2 баллов. 1 балл – верный ответ, 2 балла – с анализом.
Сценка 1 – Определите, правильно ли подобрана мотивация?
Действующие лица: Начальник цеха (профессиональный тип) и директор
Начальник цеха входит в кабинет руководителя и говорит: «Алексей Михайлович, у нас срочное дело!»
Директор: «В чем проблема?»
Н.Ц (держась за голову): Материалы задерживаются! Цех встал! Без вас никак!
Д: Иван, вот именно для того, чтобы решать подобные вопросы у нас есть такой специалист как вы!
Н.Ц: Ну как!!!! Без вас никак!!!
Д: Я знаю, что вы сможете! Вспомните ситуацию год назад! Вы и не такое решали! Правильно?!
Н.Ц: да да….
Д: Сколько вам нужно времени, чтобы через 10 минут найти решение?
Н.Ц: Ну…(пожимает плечами)…минут 10!!!
Д: Отлично!
Верно ли подобрана мотивация профессионального типа? Какая фраза директора вам понравилась больше всего?
Смотрим 2 сценку.
Сценка 2 – Определите, правильно ли подобрана мотивация?
Действующие лица – начальник цеха и рабочий электрик (люмпенизированный тип).
Н.Ц: Иван Борисович, ваш напарник заболел, поэтому работать сегодня будете один. Задание на сегодня: поступила жалоба из дома №1 по улице Садовой. В квартире № 6 пропало электроснабжение. Выезжайте на место, выясняйте обстоятельства, устраняйте неисправность.
Р: Почему это все я должен делать один?
Н.Ц: Все работники фирмы уже разъехались по объектам.
Р: Не хочу, не поеду! Пусть выполняют другие.
Н.Ц: Иван Борисович, вы же ответственный работник, если вы выполните задание хорошо, то мы отправим вас на стажировку в Москву за счет организации.
Р: Мне это не интересно!
Верно ли подобрана мотивация люмпенизированного типа?
А как нужно было? (Иван Борисович, вы же ответственный работник, выезжайте на место аварии, оцените обстановку. Я беру вас под свой личный контроль. Я всегда буду с вами на связи. Вы сможете у меня лично проконсультироваться.)
То есть подбодрить, сказать, что он не один!
Сценка 3 – Определите тип мотивации работника
Действующие лица: начальник цеха и рабочие, один из них - хозяйский тип (не говорить).
Ситуация на рабочем месте. Начальник цеха выдает задание.
Н.Ц (рассказывает медленно, четко, по полочкам): Итак, господа, сегодня нам предстоит задача произвести замену электропроводки в этом помещении! Для этого, обязательно необходимо пройти предварительный инструктаж, получить инструменты…
Р: Иван Петрович, я вас перебью! Что вы все время с нами как с маленькими?! Сами знаем что делать! Постоянно нас контролируйте!
Н.Ц.: Роман Борисович, а вас я назначаю ответственным за все проделанную работу! Придете и отчитаетесь ко мне после завершения!
Р: С этого и надо было начинать!!!
К какому типу отнесем рабочего? (хозяйский)
Почему?
Назначив ответственным за работу, мы наказали или поощрили работника хозяйского типа? (поощрили)
Вывод: Нельзя всех сотрудников мотивировать одинаково.
Выдача домашнего задания:
У нас остались 2 неохваченных типа. Предлагаю дома с ними поработать.
Вы недавно вернулись с производственной практики, окунулись в производственную атмосферу. Наверняка, были свидетелем разговора коллег. Вспомните производственные ситуации, связанные с мотивацией или придумайте их сами. Тип мотивации – инструментальный и патриотический.
Запишите ситуации в тетрадь или устно разыграйте ролики с последующим обоснованием выбранного типа мотивации. Это будет вашим домашним заданием!
Рефлексия:
Вы молодцы! Хорошо поработали.
Сегодня на уроке вы узнали, как соотносится мотивация с потребностями человека, изучили виды мотивации (материальная и нематериальная), изучили базовые типы мотивации, определили способы поощрения и наказания для каждого типа, разобрали производственные ситуации, связанные с мотивацией сотрудников.
Вспомните, какую цель вы поставили перед собой в начале урока?
Смогли ли вы ее достичь?
Если нет, что помешало вам ее достичь?
(спросить нескольких человек) Я рада, что вы достигли цели!
Хватило ли вам практики? (мало практики)
Совершенно верно! Для того чтобы мотивировать сотрудников нужен опыт, а он приходит со временем, особенно при регулярном общении с коллегами-подчиненными.
Подведем итог работы в группах. Больше всех баллов набрала ….группа
Я желаю вам стать грамотным руководителем структурного подразделения, грамотно мотивировать подчиненных. Создавать вокруг себя команду «лучших». Способствовать развитию предприятия, на котором вы работайте. Поднимать престиж Кировской области созданием конкурентоспособных товаров и услуг.