«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация "Имена собственные"

В презентации дается объяснение нового материала по теме собственные имена существительные.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Имена собственные.

Цели урока:

1. Обобщение знаний о правописании имён собственных.

2. Развитие умения распознавать их и писать с большой буквы.

2. Формирование познавательных интересов.

3. Создание положительной мотивации учения и благоприятной

эмоциональной среды.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, дидактический материал для работы в группах, парах.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу.

2. Минутка чистописания.

  • Расскажите про букву П.

  • Буква П обозначает согласный звук [п], который может быть твердый и мягкий, глухой, парный.

На доске запись:

  • Определите порядок написания букв в цепочке.

  • В этой цепочке прописная и строчная буквы П, п чередуются с буквами а, б.

В следующем соединении напишем прописную и строчную буквы П, п и строчные буквы в, г.

— Напишите данную цепочку в предложенной последовательности. Пишем красиво и аккуратно.

3. Подготовка к восприятию темы урока.

- Какие важные дела есть у большой буквы? Как вы думаете? (Ответы детей)

Целеполагание


Ребята, послушайте внимательно вопрос  и ответьте на него «Кто провожает вас в школу?»

Давайте будем строить предложения полные, красивые. И не будем забывать о том, что мы уже умеем слушать и слышать своих одноклассников.

-Меня в школу провожает мама.

-А как зовут твою маму?

-Мою маму зовут –мама Валя.

-Можешь ли ты сказать полное имя и отчество своей мамы?

-Мою маму зовут Валентина Сергеевна.

(выслушиваются разные варианты ответов детей)

-Ребята, а с какой буквы надо писать имя и отчество мамы?

-Они пишутся с большой буквы.


1 слайд Сообщение темы урока.


4. Работа над темой урока

Актуализация


Подготовленный ребёнок читает стихотворение

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв – подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.


2. Слайд Литературная викторина.

- Назовите имя сказочного героя, попытайтесь объяснить, почему автор дал персонажу такое имя.

(По щелчку мышки появляются сказочные герои)


Девочка беленькая, как снежок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнцем пригрета и нарумянена. Зовут меня…» (Снегурочка)


Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит)


Назовите имя девочки, которая убежала на королевский бал в тайне от злой мачехи и сестёр. (Золушка)


Коротышка из книги Н.Носова, который ходил в большой синей шляпе. (Незнайка)


Деревянный мальчуган, которого папа Карло выстругал из полена. (Буратино)

- Как вы думаете, почему первые буквы в каждом слове выделены красным цветом? (ответы детей)

- Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (ответы детей)

- Вы легко объяснили значение имени каждого из литературных героев. Узнали, как мастера художественного слова называли своих героев. Так и в Древней Руси имя человеку давали по его отличительным признакам.

Рассказ учителя.

В древние времена у людей не было постоянных имён, фамилий и отчеств. Людей называли по их отличительным признакам. В этих названиях отражались особенности жизни, достоинства и недостатки человека. Встречались такие названия – имена, как Ждан (ожидаемый), Большой, Первый. Следы этих прозвищ просматриваются в современных фамилиях: Жданов, Большаков, Первухин. Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна; время его рождения в году: Зим, Вешняк.

- Послушайте стихотворение.

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

- Объясните происхождение фамилий.

3 слайд. Объяснить происхождение фамилий.

- Почему первые буквы в каждом слове выделены красным цветом? (ответы детей)

Работа в группах

Разделить слова на две группы: 1 – имена, 2 – фамилии.

- На какие две группы мы разделим слова?

Физкультминутка. (5, 6, 7, 8 слайды)

9 слайд

- Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (ответы детей) - К нам на урок зашел почтальон Печкин за помощью. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон Печкин никак не может понять, куда и кому адресовано письмо. А на конверте вот такая запись. (Запись на доске).

- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это название улицы или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).

- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с большой буквы.)

- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?

10 слайд

- Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.

Здравствуй, соня! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть шарик! Твой брат лев.

- Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?

- Что в этом письме неверно? (Соня и Лев - это имена собственные).- Чему рад автор письма? (Купила шарик?).- Какой?- А если я скажу, что это не воздушный шарик? Тогда что за шарик купили Леве? Как же понять, о чем идет речь? Давайте прочтем приписку. (Шарик звонко лает).- О ком идет речь? Как надо писать слово Шарик? Почему?

Работа в парах. Исправить ошибки.

Физминутка.

5. Закрепление.

- Итак, мы уже твёрдо знаем, с какой буквы надо писать имена, фамилии и отчества людей, и знаем, почему возникло такое правило. Значит, вы легко справитесь со следующим с заданием. Будьте внимательны.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

6 слайд

6. Итог урока

Рефлексия

- Мы с вами хорошо поработали. Поднимите ту карточку, какое настроение было у вас на уроке.


Содержимое разработки


К - 1

Раскрыть скобки, поставить нужную букву.


(Д,д)иректор  (М,м)Михайлова (Л,л)ариса (И,и)вановна,  (У,у)читель  (Т,т)атьяна (В,в)икторовна, (Б,б)иблиотекарь (Г,г)алина  (П,п)етровна


К – 2

Раскрыть скобки, поставить нужную букву.


(Б,б)иблиотекарь (П,п)етрова (С,с)ветлана (А,а)лексеевна, (С,с)осед (Г,г)еоргий (С,с)ергеевич, (Б,б)рат (Г,г)ена, (Б,б)абушка (В,в)ера (А,а)нтоновна,

К – 3

Раскрыть скобки, поставить нужную букву.


(У,у)читель (В,в)ладимир (А,а)ндреевич (З,з)айцев, (Т,т)ётя (Т,т)Аня, (Д,д)едушка (П,п)ётр (И,и)ванович, (С,с)естра (П,п)олина.


К - 4

Раскрыть скобки, поставить нужную букву.


(Д,д)иректор (И,и)ванова (Е,е)лена (С,с)ергеевна, (М,м)ама (Н,н)ина (А,а)лексеевна,

(Д,д)ядя (С,с)епан (А,а)нтонович, (Д,д)руг (К,к)оля.

К - 1

Раскрыть скобки, поставить нужную букву.


(Д,д)иректор  (М,м)Михайлова (Л,л)ариса (И,и)вановна,  (У,у)читель  (Т,т)атьяна (В,в)икторовна, (Б,б)иблиотекарь (Г,г)алина  (П,п)етровна


К – 2

Раскрыть скобки, поставить нужную букву.


(Б,б)иблиотекарь (П,п)етрова (С,с)ветлана (А,а)лексеевна, (С,с)осед (Г,г)еоргий (С,с)ергеевич, (Б,б)рат (Г,г)ена, (Б,б)абушка (В,в)ера (А,а)нтоновна,

К - 3

Раскрыть скобки, поставить нужную букву.


(У,у)читель (В,в)ладимир (А,а)ндреевич (З,з)айцев, (Т,т)ётя (Т,т)Аня, (Д,д)едушка (П,п)ётр (И,и)ванович, (С,с)естра (П,п)олина.


К - 4

Раскрыть скобки, поставить нужную букву.


(Д,д)иректор (И,и)ванова (Е,е)лена (С,с)ергеевна, (М,м)ама (Н,н)ина (А,а)лексеевна,

(Д,д)ядя (С,с)епан (А,а)нтонович, (Д,д)руг (К,к)оля.






К – 1

Исправить ошибки, записать в тетрадь


Витя иванов, наташа Сизова, Коля Рыжов, галя Волкова.

К – 2

Исправить ошибки, записать в тетрадь


Володя громов, Серёжа Погодин, валя Петрова, света петрова.


К – 3

Исправить ошибки, записать в тетрадь


Саша зайцев, надя Носова, Таня Бородина, вера Осипова.

К – 4

Исправить ошибки, записать в тетрадь


вера Зотова, дима Рогов, Оля Сычева, Володя марков.

К – 1

Исправить ошибки, записать в тетрадь


Витя иванов, наташа Сизова, Коля Рыжов, галя Волкова.

К – 2

Исправить ошибки, записать в тетрадь


Володя громов , Серёжа Погодин, валя Петрова, света петрова.


К – 3

Исправить ошибки, записать в тетрадь


Саша зайцев, надя Носова, Таня Бородина, вера Осипова.

К – 4

Исправить ошибки, записать в тетрадь


вера Зотова, дима Рогов, Оля Сычева, Володя марков.

К – 1

Исправить ошибки, записать в тетрадь


Витя иванов, наташа Сизова, Коля Рыжов, галя Волкова.

К – 2

Исправить ошибки, записать в тетрадь


Володя громов, Серёжа Погодин, валя Петрова, света петрова.

К – 3

Исправить ошибки, записать в тетрадь


Саша зайцев, надя Носова, Таня Бородина, вера Осипова.

К – 4

Исправить ошибки, записать в тетрадь


вера Зотова, дима Рогов, Оля Сычева, Володя марков.





К - 1

Разделить слова на две группы, записать в тетрадь.


Таня    Коля    Петров    Орлова     Никитин     Ваня  Алексей Васильев


К - 2

Разделить слова на две группы, записать в тетрадь.


Слава Маша Кузнецов Валя Смирнов

Лосева Лена Семёнова

К - 3

Разделить слова на две группы, записать в тетрадь.


Стёпа Павлов Настя Бурова Женя Воронова Антон Синицын


К - 4

Разделить слова на две группы, записать в тетрадь.


Люба Толя Степанов Саша Жукова Лебедев Настя Плетнёва

К - 1

Разделить слова на две группы, записать в тетрадь.


Таня    Коля    Петров    Орлова     Никитин     Ваня Алексей Васильев


К - 2

Разделить слова на две группы, записать в тетрадь.


Слава Маша Кузнецов Валя Смирнов

Лосева Лена Семёнова

К - 3

Разделить слова на две группы, записать в тетрадь.


Стёпа Павлов Настя Бурова Женя Воронова Антон Синицын


К - 4

Разделить слова на две группы, записать в тетрадь.


Люба Толя Степанов Саша Жукова Лебедев Настя Плетнёва

К - 1

Разделить слова на две группы, записать в тетрадь.


Таня    Коля    Петров    Орлова     Никитин     Ваня Алексей Васильев


К - 2

Разделить слова на две группы, записать в тетрадь.


Слава Маша Кузнецов Валя Смирнов

Лосева Лена Семёнова

К - 3

Разделить слова на две группы, записать в тетрадь.


Стёпа Павлов Настя Бурова Женя Воронова Антон Синицын

К - 4

Разделить слова на две группы, записать в тетрадь.


Люба Толя Степанов Саша Жукова Лебедев Настя Плетнёва



Содержимое разработки


















Содержимое разработки

Имена собственные

Имена собственные

С негурочка А йболит З олушка Н езнайка К расная Ш апочка

С негурочка

А йболит

З олушка

Н езнайка

К расная Ш апочка

К узнецов Г ончаров П ильщиков К ожемякин В оинов С трельцов

К узнецов

Г ончаров

П ильщиков

К ожемякин

В оинов

С трельцов

Физминутка

Физминутка

Куда г. орёл, ул. зелёная Кому мышкиной соне О З М С

Куда г. орёл,

ул. зелёная

Кому мышкиной

соне

О

З

М

С

Здравствуй соня! Живу  я хорошо. Я очень рад.  Ведь у меня теперь  есть шарик!  Твой брат лев. С Ш Л Шарик звонко лает.

Здравствуй соня! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь у меня теперь есть шарик! Твой брат лев.

С

Ш

Л

Шарик звонко лает.

Физминутка

Физминутка

Спасибо за урок

Спасибо за урок

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее