Тема: Имена собственные.
Цели урока:
1. Обобщение знаний о правописании имён собственных.
2. Развитие умения распознавать их и писать с большой буквы.
2. Формирование познавательных интересов.
3. Создание положительной мотивации учения и благоприятной
эмоциональной среды.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, дидактический материал для работы в группах, парах.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу.
2. Минутка чистописания.
Расскажите про букву П.
Буква П обозначает согласный звук [п], который может быть твердый и мягкий, глухой, парный.
На доске запись:
Определите порядок написания букв в цепочке.
В этой цепочке прописная и строчная буквы П, п чередуются с буквами а, б.
В следующем соединении напишем прописную и строчную буквы П, п и строчные буквы в, г.
— Напишите данную цепочку в предложенной последовательности. Пишем красиво и аккуратно.
3. Подготовка к восприятию темы урока.
- Какие важные дела есть у большой буквы? Как вы думаете? (Ответы детей)
Целеполагание
Ребята, послушайте внимательно вопрос и ответьте на него «Кто провожает вас в школу?»
Давайте будем строить предложения полные, красивые. И не будем забывать о том, что мы уже умеем слушать и слышать своих одноклассников.
-Меня в школу провожает мама.
-А как зовут твою маму?
-Мою маму зовут –мама Валя.
-Можешь ли ты сказать полное имя и отчество своей мамы?
-Мою маму зовут Валентина Сергеевна.
(выслушиваются разные варианты ответов детей)
-Ребята, а с какой буквы надо писать имя и отчество мамы?
-Они пишутся с большой буквы.
1 слайд Сообщение темы урока.
4. Работа над темой урока
Актуализация
Подготовленный ребёнок читает стихотворение
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
2. Слайд Литературная викторина.
- Назовите имя сказочного героя, попытайтесь объяснить, почему автор дал персонажу такое имя.
(По щелчку мышки появляются сказочные герои)
Девочка беленькая, как снежок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнцем пригрета и нарумянена. Зовут меня…» (Снегурочка)
Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит)
Назовите имя девочки, которая убежала на королевский бал в тайне от злой мачехи и сестёр. (Золушка)
Коротышка из книги Н.Носова, который ходил в большой синей шляпе. (Незнайка)
Деревянный мальчуган, которого папа Карло выстругал из полена. (Буратино)
- Как вы думаете, почему первые буквы в каждом слове выделены красным цветом? (ответы детей)
- Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (ответы детей)
- Вы легко объяснили значение имени каждого из литературных героев. Узнали, как мастера художественного слова называли своих героев. Так и в Древней Руси имя человеку давали по его отличительным признакам.
Рассказ учителя.
В древние времена у людей не было постоянных имён, фамилий и отчеств. Людей называли по их отличительным признакам. В этих названиях отражались особенности жизни, достоинства и недостатки человека. Встречались такие названия – имена, как Ждан (ожидаемый), Большой, Первый. Следы этих прозвищ просматриваются в современных фамилиях: Жданов, Большаков, Первухин. Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна; время его рождения в году: Зим, Вешняк.
- Послушайте стихотворение.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
- Объясните происхождение фамилий.
3 слайд. Объяснить происхождение фамилий.
- Почему первые буквы в каждом слове выделены красным цветом? (ответы детей)
Работа в группах
Разделить слова на две группы: 1 – имена, 2 – фамилии.
- На какие две группы мы разделим слова?
Физкультминутка. (5, 6, 7, 8 слайды)
9 слайд
- Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (ответы детей) - К нам на урок зашел почтальон Печкин за помощью. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон Печкин никак не может понять, куда и кому адресовано письмо. А на конверте вот такая запись. (Запись на доске).
- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это название улицы или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).
- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с большой буквы.)
- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?
10 слайд
- Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.
Здравствуй, соня! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть шарик! Твой брат лев.
- Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?
- Что в этом письме неверно? (Соня и Лев - это имена собственные).- Чему рад автор письма? (Купила шарик?).- Какой?- А если я скажу, что это не воздушный шарик? Тогда что за шарик купили Леве? Как же понять, о чем идет речь? Давайте прочтем приписку. (Шарик звонко лает).- О ком идет речь? Как надо писать слово Шарик? Почему?
Работа в парах. Исправить ошибки.
Физминутка.
5. Закрепление.
- Итак, мы уже твёрдо знаем, с какой буквы надо писать имена, фамилии и отчества людей, и знаем, почему возникло такое правило. Значит, вы легко справитесь со следующим с заданием. Будьте внимательны.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
6 слайд
6. Итог урока
Рефлексия
- Мы с вами хорошо поработали. Поднимите ту карточку, какое настроение было у вас на уроке.