«Зимний фестиваль знаний 2025»

Проект по русскому языку "Что такое субстантивация"

С умным знаться – ума набираться. Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти.

Знаться (с кем?) с умным - имя существительное; с человеком (каким?) умным - имя прилагательное.

Почему одно слово может быть и именем прилагательным, и именем существительным?

Меня заинтересовало, почему одно слово относится к разным частям речи.

Цель проекта: способствовать расширению и углублению представлений об имени прилагательном как части речи, обозначающей признаки предмета. Задачи исследования:- углубить знания об имени прилагательном, как части речи, обозначающей признак предмета; - развивать орфографическую зоркость, умение различать части речи, находить в тексте имена прилагательные; - оформить собранный материал, подготовить публичную презентацию собственного проекта в классе. Объект исследования: части речи - имя прилагательное и имя существительное

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Что такое «субстантивация»?   Зубов Марат МКОУ «СОШ №3 с углубленным изучением  отдельных предметов г. Майского» 3 «Б» класс Руководитель Алиякберова Людмила Николаевна

Что такое «субстантивация»?

Зубов Марат

МКОУ «СОШ №3

с углубленным изучением

отдельных предметов г. Майского»

3 «Б» класс

Руководитель Алиякберова

Людмила Николаевна

ВВЕДЕНИЕ Прочитайте предложения  С  умным  знаться – ума набираться.  Лучше с  умным  человеком потерять, чем с глупым найти. Знаться (с кем?) с умным - имя существительное;   с человеком (каким?) умным - имя прилагательное. Почему одно слово может быть и именем прилагательным, и именем существительным? Почему одно слово относится к разным частям речи?

ВВЕДЕНИЕ

Прочитайте предложения С  умным  знаться – ума набираться. Лучше с  умным  человеком потерять, чем с глупым найти.

Знаться (с кем?) с умным - имя существительное;  с человеком (каким?) умным - имя прилагательное.

Почему одно слово может быть и именем прилагательным, и именем существительным?

Почему одно слово относится к разным частям речи?

Цель проекта: способствовать расширению и углублению представлений об имени прилагательном как части речи, обозначающей признаки предмета.  Задачи проекта: - углубить знания об имени прилагательном, как части речи, обозначающей признак предмета;  - развивать орфографическую зоркость, умение различать части речи, находить в тексте имена прилагательные;  - оформить собранный материал, подготовить публичную презентацию собственного проекта в классе. 

Цель проекта: способствовать расширению и углублению представлений об имени прилагательном как части речи, обозначающей признаки предмета. Задачи проекта: - углубить знания об имени прилагательном, как части речи, обозначающей признак предмета; - развивать орфографическую зоркость, умение различать части речи, находить в тексте имена прилагательные; - оформить собранный материал, подготовить публичную презентацию собственного проекта в классе. 

Объект исследования : части речи - имя прилагательное и имя существительное Методы исследования: работа с дополнительной литературой; - изучение материалов, представленных в сети Интернет; - эксперименты; - беседы с взрослыми по проблеме исследования; - практическая деятельность; - анализ полученных результатов, формулирование выводов.

Объект исследования : части речи - имя прилагательное и имя существительное

Методы исследования:

работа с дополнительной литературой;

- изучение материалов, представленных в сети Интернет;

- эксперименты;

- беседы с взрослыми по проблеме исследования;

- практическая деятельность;

- анализ полученных результатов, формулирование выводов.

Актуальность: п оддерживать интерес к родному языку с целью совершенствования собственной речи. Гипотеза: может ли имя прилагательное перейти в разряд существительных

Актуальность: п оддерживать интерес к родному языку с целью совершенствования собственной речи.

Гипотеза: может ли имя прилагательное перейти в разряд существительных

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Прилагательные могут переходить в разряд существительных. Этот процесс называется  субстантивацией.  Оркестр играл  военный  марш.   Часть речи -имя прилагательное  По улице шел  военный .    Часть речи – имя существительное

Прилагательные могут переходить в разряд существительных. Этот процесс называется субстантивацией.

Оркестр играл  военный  марш. Часть речи -имя прилагательное

По улице шел  военный Часть речи – имя существительное

К ним относятся, многие слова, которые служат названиями помещений в квартире , гостиная, столовая, ванная, Бывшие прилагательные – это и названия предприятий торговли кондитерская, шашлычная, пельменная.. . фамилии - Иванов, Петров,  Теперь они обозначают предмет, а не признак, изменяются по падежам и числам.

К ним относятся, многие слова, которые служат названиями помещений в квартире , гостиная, столовая, ванная,

Бывшие прилагательные – это и названия предприятий торговли кондитерская, шашлычная, пельменная.. .

фамилии - Иванов, Петров,

Теперь они обозначают предмет, а не признак, изменяются по падежам и числам.

В русском языке часто прилагательные используются как составная часть географических названий: Тихий океан, Южная Америка, Минеральные воды, Набережные Челны.

В русском языке часто прилагательные используются как составная часть географических названий: Тихий океан, Южная Америка, Минеральные воды, Набережные Челны.

МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ Минеральные минерал+ н +ые .

МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

Минеральные минерал+ н +ые

.

НИЖНИЙ НОВГОРОД Нижний низ+ н +ий

НИЖНИЙ НОВГОРОД

Нижний низ+ н +ий

КРИВОЙ РОГ Кривой кривь+ ой

КРИВОЙ РОГ

Кривой кривь+ ой

МИХАЙЛОВСКОЕ Михайловское Михаил+ ов+ск +ое

МИХАЙЛОВСКОЕ

Михайловское Михаил+ ов+ск +ое

Но особенно интересны географические названия, состоящие только из прилагательных. На Кавказе тоже есть такие названия: город Грозный, город Прохладный, город Майский. Названия этих городов – это прилагательные, которые ведут себя, как существительные, отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.

Но особенно интересны географические названия, состоящие только из прилагательных.

На Кавказе тоже есть такие названия: город Грозный, город Прохладный, город Майский. Названия этих городов – это прилагательные, которые ведут себя, как существительные, отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.

ГРОЗНЫЙ Грозить гроз+ н +ый

ГРОЗНЫЙ

Грозить гроз+ н +ый

город Прохладный

город Прохладный

город Майский

город Майский

Было прилагательное в предложении ( Какой?) Майский день был теплый и солнечный.  а стало существительным в предложении Весной (кто? что?) Майский становится особенно красив.  Интересно, «бывшие» прилагательные, ставшие географическими названиями, сохраняют признаки этой части речи или во всем стали именами существительными?

Было прилагательное в предложении

( Какой?) Майский день был теплый и солнечный.

а стало существительным в предложении

Весной (кто? что?) Майский становится особенно красив.

Интересно, «бывшие» прилагательные, ставшие географическими названиями, сохраняют признаки этой части речи или во всем стали именами существительными?

Я просклонял названия Грозный и Майский по падежам: И.п. Что? Р.п. Чего? Д.п. Грозный Чему? В.п. Майский Грозного Майского Что? Т.п. Грозному Майскому Грозный П.п. Чем? Майский О чем? Грозным Майским о Грозном о Майском Я обнаружил, что они отвечают на вопросы имени существительного, но при этом имеют падежные окончания имени прилагательного

Я просклонял названия Грозный и Майский по падежам:

И.п.

Что?

Р.п.

Чего?

Д.п.

Грозный

Чему?

В.п.

Майский

Грозного

Майского

Что?

Т.п.

Грозному

Майскому

Грозный

П.п.

Чем?

Майский

О чем?

Грозным

Майским

о Грозном

о Майском

Я обнаружил, что они отвечают на вопросы имени существительного, но при этом имеют падежные окончания имени прилагательного

В Майском районе почти все названия сел – это имена прилагательные: станица Котляревская, станица Александровская, село Ново – Ивановское, поселок Октябрьский, хутор Курский, Колдрасинский, Сарский.

В Майском районе почти все названия сел – это имена прилагательные: станица Котляревская, станица Александровская, село Ново – Ивановское, поселок Октябрьский, хутор Курский, Колдрасинский, Сарский.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Русский язык находится в постоянном процессе развития. И явление субстантивации, перехода имени прилагательного в имя существительное, служит доказательством этого. Благодаря такому процессу наш язык становится богаче. Мы можем выразить свои мысли более точно, лаконично.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русский язык находится в постоянном процессе развития. И явление субстантивации, перехода имени прилагательного в имя существительное, служит доказательством этого.

Благодаря такому процессу наш язык становится богаче. Мы можем выразить свои мысли более точно, лаконично.

Я думаю, поэтому нашим городам и селам были даны названия прилагательные, чтобы мы могли сразу представить красоту и цветущую зелень города Майского, свежесть и легкое дыхание города Прохладного…

Я думаю, поэтому нашим городам и селам были даны названия прилагательные, чтобы мы могли сразу представить красоту и цветущую зелень города Майского, свежесть и легкое дыхание города Прохладного…

Использованная литература и источники. Словообразовательные словари. Интернетресурсы. Учебники по географии. Словарь Ожегова.

Использованная литература

и источники.

Словообразовательные словари.

Интернетресурсы.

Учебники по географии.

Словарь Ожегова.

У нас было задание найти имена прилагательные в названиях местностей и выполнить презентационную работу. Сначала нам показалось задание трудным, но, когда начали над ним работать, стало интереснее. Мы, сами того не замечая, узнали многое, научились составлять презентации. А это оказалось так легко. Мы увлеклись географией, русским языком. И, думаем, это наша первая, но не последняя работа. После изучения каждой темы по всем предметам можно выполнять такую работу.

У нас было задание найти имена прилагательные в названиях местностей и выполнить презентационную работу. Сначала нам показалось задание трудным, но, когда начали над ним работать, стало интереснее.

Мы, сами того не замечая, узнали многое, научились составлять презентации. А это оказалось так легко. Мы увлеклись географией, русским языком. И, думаем, это наша первая, но не последняя работа.

После изучения каждой темы по всем предметам можно выполнять такую работу.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее