Что такое «субстантивация»?
Зубов Марат
МКОУ «СОШ №3
с углубленным изучением
отдельных предметов г. Майского»
3 «Б» класс
Руководитель Алиякберова
Людмила Николаевна
ВВЕДЕНИЕ
Прочитайте предложения С умным знаться – ума набираться. Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти.
Знаться (с кем?) с умным - имя существительное; с человеком (каким?) умным - имя прилагательное.
Почему одно слово может быть и именем прилагательным, и именем существительным?
Почему одно слово относится к разным частям речи?
Цель проекта: способствовать расширению и углублению представлений об имени прилагательном как части речи, обозначающей признаки предмета. Задачи проекта: - углубить знания об имени прилагательном, как части речи, обозначающей признак предмета; - развивать орфографическую зоркость, умение различать части речи, находить в тексте имена прилагательные; - оформить собранный материал, подготовить публичную презентацию собственного проекта в классе.
Объект исследования : части речи - имя прилагательное и имя существительное
Методы исследования:
работа с дополнительной литературой;
- изучение материалов, представленных в сети Интернет;
- эксперименты;
- беседы с взрослыми по проблеме исследования;
- практическая деятельность;
- анализ полученных результатов, формулирование выводов.
Актуальность: п оддерживать интерес к родному языку с целью совершенствования собственной речи.
Гипотеза: может ли имя прилагательное перейти в разряд существительных
Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Прилагательные могут переходить в разряд существительных. Этот процесс называется субстантивацией.
Оркестр играл военный марш. Часть речи -имя прилагательное
По улице шел военный . Часть речи – имя существительное
К ним относятся, многие слова, которые служат названиями помещений в квартире , гостиная, столовая, ванная,
Бывшие прилагательные – это и названия предприятий торговли кондитерская, шашлычная, пельменная.. .
фамилии - Иванов, Петров,
Теперь они обозначают предмет, а не признак, изменяются по падежам и числам.
В русском языке часто прилагательные используются как составная часть географических названий: Тихий океан, Южная Америка, Минеральные воды, Набережные Челны.
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
Минеральные минерал+ н +ые
.
НИЖНИЙ НОВГОРОД
Нижний низ+ н +ий
КРИВОЙ РОГ
Кривой кривь+ ой
МИХАЙЛОВСКОЕ
Михайловское Михаил+ ов+ск +ое
Но особенно интересны географические названия, состоящие только из прилагательных.
На Кавказе тоже есть такие названия: город Грозный, город Прохладный, город Майский. Названия этих городов – это прилагательные, которые ведут себя, как существительные, отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.
ГРОЗНЫЙ
Грозить гроз+ н +ый
город Прохладный
город Майский
Было прилагательное в предложении
( Какой?) Майский день был теплый и солнечный.
а стало существительным в предложении
Весной (кто? что?) Майский становится особенно красив.
Интересно, «бывшие» прилагательные, ставшие географическими названиями, сохраняют признаки этой части речи или во всем стали именами существительными?
Я просклонял названия Грозный и Майский по падежам:
И.п.
Что?
Р.п.
Чего?
Д.п.
Грозный
Чему?
В.п.
Майский
Грозного
Майского
Что?
Т.п.
Грозному
Майскому
Грозный
П.п.
Чем?
Майский
О чем?
Грозным
Майским
о Грозном
о Майском
Я обнаружил, что они отвечают на вопросы имени существительного, но при этом имеют падежные окончания имени прилагательного
В Майском районе почти все названия сел – это имена прилагательные: станица Котляревская, станица Александровская, село Ново – Ивановское, поселок Октябрьский, хутор Курский, Колдрасинский, Сарский.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русский язык находится в постоянном процессе развития. И явление субстантивации, перехода имени прилагательного в имя существительное, служит доказательством этого.
Благодаря такому процессу наш язык становится богаче. Мы можем выразить свои мысли более точно, лаконично.
Я думаю, поэтому нашим городам и селам были даны названия прилагательные, чтобы мы могли сразу представить красоту и цветущую зелень города Майского, свежесть и легкое дыхание города Прохладного…
Использованная литература
и источники.
Словообразовательные словари.
Интернетресурсы.
Учебники по географии.
Словарь Ожегова.
У нас было задание найти имена прилагательные в названиях местностей и выполнить презентационную работу. Сначала нам показалось задание трудным, но, когда начали над ним работать, стало интереснее.
Мы, сами того не замечая, узнали многое, научились составлять презентации. А это оказалось так легко. Мы увлеклись географией, русским языком. И, думаем, это наша первая, но не последняя работа.
После изучения каждой темы по всем предметам можно выполнять такую работу.