Тема: «Текст-рассуждение»
Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках
текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую
зоркость; воспитание аккуратность в работе.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать: отличительные признаки текста рассуждения;
- уметь: определять текст-рассуждение; составлять текст-рассуждение.
Личностные:
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других
людей;
- высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль
результата.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть (УМК «ШР»);
учебная презентация; раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Содержание урока
| |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |
1.Этап самоопределения к деятельности
Психологический настрой | - Здравствуйте, ребята! Работать будем под девизом «Учитесь тайны открывать». -Как понимаете эти слова? | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, гостей.
Высказывают своё мнение. |
2.Актуализация знаний и мотивация
| - Запишите число, классная работа. 1.Орфографическая минутка Запись слова под диктовку: тарелка, ежи, картина, сапог, тетрадь. Подчеркнуть зелёным цветом орфограммы, слабые позиции.
-Какое слово лишнее? – Почему? - По первым буквам составьте слово. 2.Повторение - Давайте проверим ваши знания о том, что такое текст. Игра «Да -нет» Я буду читать предложения о тексте, если верно, хлопаете в ладоши, если не верно, поднимаете руки.
1. Текст состоит из предложений, которые связаны …. 2. Все предложения в тексте имеют границы. 3. Текст нельзя разделить на части. 4. У текста есть тема. 5. Текст не всегда имеет заголовок 6. Текст – обязательно всегда должен быть большим по объёму 7. Текст можно озаглавить 8. Каждая часть текста записывается с красной строки. 9.У текста есть главная мысль.
- Ребята, а с какими текстами вы уже знакомы? Приём «Корзина идей»
Расскажите об особенностях Текст- описание . Текст – повествование.
-Давайте применим наши знания при работе с текстами, которые лежат у вас на столах. |
- Тетрадь, ежик, карандаш, снег, тарелка
Проверка (слайд) Объясняют орфограммы.
Получается слово (Текст)
+ + – + + – + + 9. +
- С тестом-описанием и текстом-повествованием
- Это текст (часть текста) в котором дается описание или явление предмета. К тексту-описанию можно поставить вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? - Это текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим. К таким текстам можно поставить вопросы Что случилось? Что произошло?
|
3. Постановка учебной задачи . | Работа в паре. Прочитайте текст под № 1. Определите вид текста и докажите. Куница – зверёк хищный. Гибкая, ловкая, быстрая, она хорошо лазает по деревьям, отлично бегает по земле.
Прочитайте текст под № 2. Определите вид текста и докажите. Ещё зимой в трескучие морозы у медведицы рождаются медвежата, и мать ещё в берлоге кормит их молоком.
Прочитайте текст под № 3. Имя у этой птицы немного странное - зяблик. Почему его так назвали? Возможно потому, что перед дождём его песня смолкает. Он хохлится, будто зябнет.
- Попробуйте определить, что это за текст? - Это текст- описание? Может текст- повествование? ПРОБЛЕМА
Вид этого текста не знаем.
- Как вы думаете, какая тема урока? - Да, сегодня познакомимся с новым видом текста. - Какие цели поставим?
- Давайте составим план работы. |
Происходит затруднение в выявлением типа текста.
(Узнать новый вид текста, его признаки и научиться отличать от других видов.
- План: 1.Познакомимся с новой темой 2.Составим алгоритм выполнения заданий 3.Выполним задания
|
4. Работа по теме урока | 1.Открытие нового знания. Давайте вернёмся к тексту № 3 - Еще раз перечитайте текст. - Как вы думаете, можно ли к этому тексту поставить вопрос? - А какой? - Что происходит дальше?
Отсюда и название этого текста «РАССУЖДЕНИЕ»
Давайте обратимся к учебнику. Стр. 105 упр. 180 - Прочитайте рассказ О. Карлович о птице. - О чем этот текст? В каком предложении выражена главная мысль текста? - Откройте толковый словарь и найдите слово УНИКАЛЬНЫЙ. - Прочитайте слова, которые подтверждают то, что сова уникальна. - Прочитайте предложение, где автор дает свою оценку птице? - Какой вопрос можно задать к такому тексту? - Итак, ребята, вы прочитали текст-рассуждение. В тексте-рассуждении можно вывести 3 части: - В первой часть высказывается мысль, которая требует объяснений, доказательств; - во второй части – это само объяснение, доказательство; - и в 3 части – это вывод. И вы верно заметили, к тексту-рассуждению можно поставить вопрос Почему? |
(-Почему?) ( Рассуждение, объяснение).
- О сове, в 1 предложении - Уникальный – это единственный в своем роде, неповторимый. - Оба глаза «на лице», она может легко повернуть голову на 180 градусов, летает бесшумно, видит хорошо и днем и ночью.
- «В общем, не птица, а чудо!» - Почему?
|
5. Первичное закрепление
| Индивидуальная, фронтальная формы работы - Посмотрите на упражнение 181. Прочитайте его. - С какого слова начинается каждый вопрос? - Давайте ответим на все эти вопросы.
- Молодцы! Вот так и составляется текст-рассуждение. - Выберите один из вопросов и составьте с ним текст-рассуждение, просто ответив на вопрос, вопрос тоже нужно писать. |
- Со слова «Почему»
1.Потому что это имена собственные. 2.Потому что растет рядом с дорогой. 3.Он – это местоимение, а пенал – это существительное. 4.Потому что его можно проверить – морозы. |
Физминутка | Физминутка Видеофрагмент. | Повторяют движения за учителем. |
6.Самостоятельная работа
| Самостоятельная работа Работа в парах. Можно индивидуально. По выбору. Наш класс хороший, потому что………… Учиться надо хорошо, потому что……………. Чебурашку так назвали, потому что …………… | |
7. Включение в систему знаний, повторение.
|
Приём «Корзина идей». - Какие бывают тексты? - Что такое текст-описание?
- Что такое текст-повествование?
- Что вы знаете о тексте-рассуждении?
Д.з. с. 107 упр.3, с.105, правило
|
С тестом-описанием и текстом-повествованием - Это текст (часть текста) в котором дается описание или явление предмета. К тексту-описанию можно поставить вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? - Это текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим. К таким текстам можно поставить вопросы Что случилось? Что произошло? - В тексте-рассуждении можно вывести 3 части: - В первой часть высказывается мысль, которая требует объяснений, доказательств; - во второй части – это само объяснение, доказательство; - и в 3 части – это вывод. И вы верно заметили, к тексту-рассуждению можно поставить вопрос Почему?
|
8. Рефлексия деятельности.
| - Как звучала наша сегодняшняя тема?
- Какие цели мы поставили?
- Как вы думаете, мы реализовали то, что хотели?
Продолжи фразу.
| -Текст-рассуждение.
-Изучить, что такое рассуждение. -Да/нет. Выполняют самоанализ деятельности. |
Самоанализ урока русского языка во 2 «а» классе.
Учитель: Ершова Т.Ю.
Урок проведен во 2 «а» классе. В данном классе работаю второй год, деятельность осуществляется в рамках общеобразовательной программы основного общего образования, рабочей программы по предмету «Русский язык». Учебные возможности у большинства обучающихся средние, дети разноуровневые, требуют индивидуального подхода, творчески развиты, любознательны, активны. Поэтому при планировании урока мною были учтены особенности и возможности данного класса.
Урок разработан с опорой на ФГОС второго поколения, которые предполагают использование таких принципов обучения, как
- субъективизация (ученик-учитель в равных субъктно-объектных отношениях);
- метапредметность (формирование и развитие универсальных способностей ученика).
Тема урока « текст - расуждение».
Цели деятельности педагога:
формирование понятия об отличительных признаках
текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую
зоркость; воспитание аккуратность в работе.
На уроке были поставлены следующие цели и задачи:
Предметные:
- знать: отличительные признаки текста рассуждения;
- уметь: определять текст-рассуждение; составлять текст-рассуждение.
Личностные:
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других
людей;
- высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль
результата.
1. Анализ целей урока
Цели урока были поставлены с учетом уровня знаний и умений учащихся, программных требований, содержания материала, возможностей самого учителя.
Для формулировки цели, поставлена проблемная ситуация, предполагалось задание, на которое они не могли ответить, потому что еще не знаком с таким типом текста.
Учащиеся самостоятельно поставили цели урока.
Поставленные цели стали для учеников личностно значимыми.
2. Анализ структуры и организации урока
Урок соответствует его цели и типу «открытие» нового знания.
Урок логически построен и этапы урока взаимосвязаны.
Распределения времени по этапам урока целесообразны.
Начало урока по конспекту было организовано: эмоциональный настрой, проверка знаний по прошлой теме, подводящий диалог, постановка темы и цели, составление плана на урок.
3. Анализ содержания урока
Данный урок соответствует требованиям программы «Школа России».
Главная идея темы: знакомство с новым типом текста, его отличительными признаками, научиться различать типы текста.
4. Анализ деятельности учителя
Методы, приемы и средства обучения были подобраны целесообразно с учетом темы, цели урока, возможностей класса, учебно-материальной базы.
Использованы, практические, частично-поисковые и наглядные методы и приемы, применяемые на дистанционном уроке.
Актуализация опорных знаний была проведена в виде опроса-игрыо знаниях детей о том, что такое текст.
Была проведена самостоятельная работа в виде тестирования, самостоятельная работа была внеаудиторная, так как урок проходил в дистанционном режиме, степень сложности – средний, урок не был вариативным, был проведен инструктаж по выполнению заданий (приложен к тесту).
Для ознакомления с темой урока детям был отправлен видео-урок и алгоритм выполнения заданий с пояснением.
5. Анализ деятельности учащихся
По причине карантина невозможно оценить деятельность учащихся на уроке. При оценивании самостоятельных работ учителем ни один из учащихся не имел возражений.
6. Анализ оценочно-результативного аспекта урока
Предметом оценочных суждений учителя стало правильность выполнения заданий, его оригинальность, рациональность способов выполнения задания.
Ребятам удалось достичь цели урока на разных уровнях.
Рефлексия была проведена в дистанционном режиме. Дети самостоятельно выставили себе балл за работу по десятибалльной шкале.
Проведенный мной урок русского языка я оцениваю на «4» баллов.
В ходе урока мною были использованы задания на следующие виды ФГ (нужное подчеркнуть):
Читательская грамотность;
Математическая грамотность;
Глобальная грамотность;
Естественно-научная;
Финансовая грамотность;
Креативное мышление.
Мною были применены разные типы заданий по уровням познавательной деятельности на уроке/внеурочной деятельности (нужное подчеркнуть):
стандартные (репродуктивный уровень) – воспроизведение известных знаний;
обучающие (интерпретирующий уровень) – применение знаний в стандартной ситуации;
поисковые (творческие, поисковый уровень) – применение знаний в новых условиях;
проблемные (творческий, исследовательский уровень) – побуждают ученика к поиску ассоциаций, к самостоятельному конструированию утверждений, требующих обоснования и доказательства;
креативные (творческий уровень) – в процессе решения может происходить раскрытие новых сторон изучаемых объектов
Структура задания на формирования функциональной грамотности не нарушена, так как отражает:
название задания;
сюжет;
стимул;
формулировку задачи;
оценку задания