«Осенний фестиваль знаний 2024»

Преемственность обучения между основной и начальной школой

Материал раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при переходе из 4-го в 5-й класс и способы их преодоления.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Преемственность обучения  между  основной и начальной школой

Преемственность обучения между основной и начальной школой

  • Учитель начальных классов
  • МБОУ Красноколоссовской ООШ
  • Кравченко О.С.
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком.    Л. С. Выготский

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком. Л. С. Выготский

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

Преемственностьэто последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

  • Преемственность – это двусторонний процесс. С одной стороны – начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал
Начальная школа  Главная задача начальных классов – научить ребенка учиться, пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным.  Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения.

Начальная школа

Главная задача начальных классов – научить ребенка учиться, пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным.

Вот здесь и возникает разрыв

между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения.

Картина преемственности: начало года, сентябрь месяц

Картина преемственности:

начало года, сентябрь месяц

Основные  трудности,    которые  испытывают  дети  при  пере-  ходе из 4-го в 5-й класс и пути их решения.

Основные  трудности,   которые  испытывают  дети  при  пере- ходе из 4-го в 5-й класс и пути их решения.

  • Смена социальной обстановки;
  • изменение роли учащегося;
  • увеличение учебной нагрузки;
  • изменение режима дня;
  • разность систем и форм обучения;
  • нестыковка программ начальной и основной школы;
  • различие требований со стороны учителей-предметников;
  • изменение стиля общения учителей с детьми.

Причины возникновения проблемы:  

-Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;

-Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;

-Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;

-Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;

-Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;

-Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;

-Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;

-Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;

-Неподготовленность  к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;

-Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;

-Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников

-Не владение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;

-Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;

-Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;

-Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.

-существенное изменение родительского отношения к школе:

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования к учащимся;
  • структура уроков.
Необходим  ЕДИНЫЙ КОМПЛЕКС ТЕХНОЛОГИЙ  Проблемный диалог - вместо объяснения темы … – постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками Продуктивное чтение : вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации…  - вычитывание подтекста и концептуальных смыслов – глубокое понимание текста Оценивание учебных успехов : вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок… - обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений

Необходим ЕДИНЫЙ КОМПЛЕКС ТЕХНОЛОГИЙ

Проблемный диалог - вместо объяснения темы …

– постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками

Продуктивное чтение : вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации…

- вычитывание подтекста и концептуальных смыслов – глубокое понимание текста

Оценивание учебных успехов : вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок…

- обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений

Необходимо построение единой образовательной среды  Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов Требования к педагогам и детям Отношения: Учителя –дети -родители Процесс обучения Совместно полученный НОВЫЙ ОБРА ЗОВА ТЕЛЬ НЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ  Митя Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Оформление школы

Необходимо построение единой образовательной среды

Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач

Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов

Требования к педагогам и детям

Отношения:

Учителя –дети -родители

Процесс

обучения

Совместно полученный НОВЫЙ ОБРА ЗОВА ТЕЛЬ НЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Митя

Что и как оценивается?

Внеклассная жизнь

Оформление школы

Цели Содержание Технологии АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ Необходима преемственность  Основная ступень Уровень 5-6 кл. 1 . Образование временного метод.объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год) 2 . Договоренность об общих целях (портрет выпускника). 3 . Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы. 4 . Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы. 5 . Диагностика результатов учеников на выходе из 4-го кл. 6 . Открытые уроки в 5-м кл. для метод.объединения 7 . Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов 8 . Определение эффективности – диагностика, анализ Начальная ступень Уровень 3-4 кл. Единый комплекс: -проблемный диалог, -продуктивное чтение, -оценивание учебных успехов Единая система универсальных учебных действий: Единый УМК

Цели

Содержание

Технологии

АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Необходима преемственность

Основная ступень

Уровень 5-6 кл.

  • 1 . Образование временного метод.объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год)
  • 2 . Договоренность об общих целях (портрет выпускника).
  • 3 . Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы.
  • 4 . Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы.
  • 5 . Диагностика результатов учеников на выходе из 4-го кл.
  • 6 . Открытые уроки в 5-м кл. для метод.объединения
  • 7 . Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов
  • 8 . Определение эффективности – диагностика, анализ

Начальная ступень

Уровень 3-4 кл.

Единый комплекс:

-проблемный диалог, -продуктивное чтение, -оценивание учебных успехов

Единая система универсальных учебных действий:

Единый УМК

Осуществление алгоритма  «8 шагов преемственности»

Осуществление алгоритма «8 шагов преемственности»

1шаг .  Январь – дети в 4-м кл. Метод.объединение начальной и основной школы Создание временного метод.объединения учителей начальной и основной школы . Объединение создается на один календарный год – с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно включает учителей, которые в момент образования метод.объединения ведут 4-е классы в начальной школе и педагогов-предметников, которые на следующий год будут принимать этих детей в 5-м классе. «Давайте знакомиться!»

1шаг . Январь – дети в 4-м кл.

Метод.объединение начальной и основной школы

Создание временного метод.объединения учителей начальной и основной школы .

Объединение создается на один календарный год – с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно включает учителей, которые в момент образования метод.объединения ведут 4-е классы в начальной школе и педагогов-предметников, которые на следующий год будут принимать этих детей в 5-м классе.

«Давайте знакомиться!»

2 шаг . Январь Согласование целей, содержания и технологий Внутри метод.объединения нужно достичь компромисса: 1. О едином понимании целей , то есть – об уровне универсальных учебных действий, который необходимо получить на выходе из начальной школы и далее развивать в 5-6 классах. «Портрет выпускника начальной школы»  2. О соблюдении единых технологий и принципов. . «Прежде чем ругаться, договоримся о терминах!»

2 шаг . Январь

Согласование целей, содержания и технологий

Внутри метод.объединения нужно достичь компромисса:

1. О едином понимании целей , то есть – об уровне универсальных учебных действий, который необходимо получить на выходе из начальной школы и далее развивать в 5-6 классах. «Портрет выпускника начальной школы»

2. О соблюдении единых технологий и принципов.

.

«Прежде чем ругаться, договоримся о терминах!»

3 шаг . Февраль-март Посещение и анализ уроков в 4-м классе  Учителя основной школы посещают уроки в начальной школе. Обсуждение уроков организуется с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования. Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. В ходе обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют свои позиции и требования, предъявляемые к ученикам. Многие из умений, которые желали бы видеть учителя основной школы у своих учеников в начале 5-го класса (процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.п.), необходимо скорректировать за оставшиеся полгода начальной школы. «Заходите к нам на огонёк!»

3 шаг . Февраль-март

Посещение и анализ уроков в 4-м классе

Учителя основной школы посещают уроки в начальной школе. Обсуждение уроков организуется с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования.

Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. В ходе обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют свои позиции и требования, предъявляемые к ученикам. Многие из умений, которые желали бы видеть учителя основной школы у своих учеников в начале 5-го класса (процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.п.), необходимо скорректировать за оставшиеся полгода начальной школы.

«Заходите к нам на огонёк!»

4шаг . Март-апрель Совместные уроки в 4-м классе  Разработка и проведение учителями основной и начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной – консультантами в нюансах своего предмета. На этом шаге, педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и смогут почувствовать себя командой единомышленников, скорректировать свои позиции в плане обучения. А ученики 4-го класса познакомятся со своим будущим учителем-предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и психологически комфортным .

4шаг . Март-апрель

Совместные уроки в 4-м классе

Разработка и проведение учителями основной и начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной – консультантами в нюансах своего предмета.

На этом шаге, педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и смогут почувствовать себя командой единомышленников, скорректировать свои позиции в плане обучения. А ученики 4-го класса познакомятся со своим будущим учителем-предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и психологически комфортным .

5 шаг  Март-апрель Диагностика нового результата в начальной школе, подведение первых итогов, родительские собрания  Диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а так же психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу. В рамках эксперимента задача-минимум – замерить уровень развития универсальных учебных действий (общеучебных умений) на выходе из начальной школы

5 шаг Март-апрель

Диагностика нового результата в начальной школе, подведение первых итогов, родительские собрания

Диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а так же психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу.

В рамках эксперимента задача-минимум – замерить уровень развития универсальных учебных действий (общеучебных умений) на выходе из начальной школы

6 шаг  Сентябрь-октябрь (дети в 5-м классе) Анализ уроков в 5-м классе  На данном этапе необходимы посещения уроков в 5-м классе руководителем метод.объединения и учителями начальной школы. Педагоги должны своими глазами увидеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям. Одновременно необходимо советами помогать учителям-предметникам реализовывать на практике современные технологии в организации изучения нового знания (проблемный диалог), в работе с текстами (продуктивное чтение), в правилах оценивания и самооценивания образовательных достижений (технология оценивания учебных успехов). «И снова здравствуйте!»

6 шаг Сентябрь-октябрь (дети в 5-м классе)

Анализ уроков в 5-м классе

На данном этапе необходимы посещения уроков в 5-м классе руководителем метод.объединения и учителями начальной школы.

Педагоги должны своими глазами увидеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям. Одновременно необходимо советами помогать учителям-предметникам реализовывать на практике современные технологии в организации изучения нового знания (проблемный диалог), в работе с текстами (продуктивное чтение), в правилах оценивания и самооценивания образовательных достижений (технология оценивания учебных успехов).

«И снова здравствуйте!»

7шаг  Октябрь-декабрь Решение проблем адаптации Главное на этапе седьмого шага - регулярное проведение методобъединений в 5-м классе, на которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие по ходу проблемы. Принципиально важно в первые же две недели и далее учителям-предметникам регулярно встречаться с учителями бывших 4-х классов, чтобы обсуждать, как проявляют себя ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно выработать коллективное решение в интересах развития личности каждого ученика.

7шаг Октябрь-декабрь

Решение проблем адаптации

Главное на этапе седьмого шага - регулярное проведение методобъединений в 5-м классе, на которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие по ходу проблемы.

Принципиально важно в первые же две недели и далее учителям-предметникам регулярно встречаться с учителями бывших 4-х классов, чтобы обсуждать, как проявляют себя ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно выработать коллективное решение в интересах развития личности каждого ученика.

8 шаг  Январь – май Определение эффективности организации преемственности Диагностика нового результата в 5 классе - анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива. Сравнение результатов диагностики в 5-м и 4-м классах показывает нам, как чувствуют себя ученики в новых условиях. «Мы строили, строили и, наконец, построили!»

8 шаг Январь – май

Определение эффективности организации преемственности

Диагностика нового результата в 5 классе - анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива.

Сравнение результатов диагностики в 5-м и 4-м классах показывает нам, как чувствуют себя ученики в новых условиях.

«Мы строили, строили и, наконец, построили!»

«Учатся у тех, кого любят» И.В. Гете «От того, как прошло детство , кто вел ребенка за руку в детский годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»     (В.А. Сухомлинский)

«Учатся у тех, кого любят»

И.В. Гете

«От того, как прошло детство , кто вел ребенка за руку в детский годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А. Сухомлинский)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее