Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования. | Слайд 1-2 |
Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – начальная ступень, которая формирует знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. | Слайд 3 |
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления: образовательные программы; организация учебного процесса; единые требования к учащимся; структура уроков. Переход учащихся из начального в среднее звено – одна из наиболее сложных педагогических проблем. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов, и для родителей. Перечислю некоторые трудности, возникающие при переходе из начальной школы в основную: смена социальной обстановки (переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями); изменение роли учащегося («старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней) | Слайд 4 - 12 |
Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом. Пятиклассники перешли от одного учителя ко многим предметникам, и у каждого свои требования, и каждый считает свой предмет чуть ли не основным. Представьте на миг, что у вас 7-8 начальников. Представили? А как чувствует себя ребенок 10-11 лет? Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников. Выпуская своих учеников в основную школу, мы видим, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе «учитель –предметник» приходит на урок из старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, очень несамостоятельными и не слишком образованными. Пятиклассники, по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники, не могут справиться с необычными для них способами обучения как со старшими классами. И как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся. разностью систем и форм обучения; Несогласованность между четвертыми и пятыми классами выражается и в различии методов обучения | Слайд13 - 14 |
В 5 классе резко увеличивается объем теоретических знаний по сравнению с начальной школой (особенно по математике). Имеющиеся комплекты учебников по математике в начальной школе и в 5-6 классах недостаточно хорошо соответствуют друг другу в содержательном плане. Для обучения в средней школе важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. Но не всегда и мы добиваемся нужных результатов для успешного обучения в средней школе. Это … Недостаточная техника чтения Недостаточная скорость письма Неустойчивость внимания Поэтому проблему преемственности нужно рассматривать и с другой стороны – со стороны учителя, работающего в 5 классе. Учителю нельзя отказываться от организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, надо опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д. | Слайд15 |
Главная задача начальных классов - ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ: Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5классов учителя-предметники и учителя начальной школы должны выдвигать единые требования к оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание обращать на выставление отметок. коллектив учителей среднего звена и начальной школы должны обмениваться своими программами обучения. Учителя начальной школы должны знать программу средней школы, а учителя среднего звена должны знать программу начального звена. учителя-предметники изучают методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Для этого учителя-предметники в течение II полугодия посещают уроки учителя начального звена. учителя начальных классов узнают требования учителя — предметника. Учителя начальной школы знакомятся с требованиями, предъявляемыми к учащимся 5 классов, и выстраивают свою программу «на опережение» изучаемого материала. Посещают уроки учителей–предметников с целью изучения организации учебной деятельности. Обучающиеся с ОВЗ страдают недоразвитостью речи, им трудно общаться из-за бедности словарного запаса. Они не умеют правильно строить предложения, распространять их второстепенными членами. У них наблюдаются нарушения в звукопроизношении. Всё это мешает им овладевать знаниями, умениями в школе | Слайд 16 |
Я стала применять на практике технологию продуктивного чтения. Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Необходимость совершенствования грамотного чтения, воспитание читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать. С помощью доступных возрасту и интеллекту произведений старалась развивать устную и письменную речь обучающихся, обогащая и активизируя их словарный запас. Учила формировать монологическую и диалогическую речь, учила их оценивать ответ товарища, используя алгоритм, составленный учителем. Работая по алгоритму, использовать который помогал учитель, ответ получался полным. Но самостоятельно использовать алгоритм обучающиеся не могут даже в 5 классе. Этому учить планирую и на следующий учебный год. Удалось воспитать в ученике интерес к чтению, желание через книгу узнать новое, а вот рассказать об этом друзьям и близким ребята не научились. Следует продолжать работу над этим. Всё связано с патологией головного мозга обучающихся школы с ОВЗ. С начальной школы начала использовать технологию деятельностного типа – работа учащихся в малых группах, парах и других формах групповой работы. Цель технологии - формирование коммуникативных учебных действий и прежде всего - умений донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого. Эта технология не дала положительного результата. Ребята из-за бедности словаря не научились доносить до собеседника то, что они хотят от него услышать, не научились договариваться в совместной работе. Но они стали уважительно относиться к мнению других людей. Перейдя в среднее звено, я продолжаю работать над обучением в ребятах умению договариваться между собой. Успешно использовались в начальной школе игровые технологии: сюжетно-ролевая игра, настольная игра, дидактическая игра и другие; арттехнологии. Пробовала использовать проблемно-диалогическую технологию. Цель технологии: научить учеников ставить и решать проблемы. Обучающиеся с умственной отсталостью начального звена ещё не способны ставить перед собой цели и задачи. С третьего класса учила их этому. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала прорабатывала два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Тему урока формулировали с помощью игр «Доскажи словечко», «Третий или четвёртый лишний», «Из первых звуков составь слова» и т. д. Обучающиеся любят играть и активно участвовали в формулировании темы. Поиск решения – этап формулирования нового знания. А вот с этим обучающиеся справиться не смогли и учителя это не удовлетворяло. Поэтому все следующие учебные годы продолжалось использование этой технологии с ранее поставленной целью. Обучающиеся в начальной школе научились участвовать в диалоге на уроке, но не научились этому в жизненных ситуациях, научились отвечать на вопросы учителя, используя в ответе слова из вопроса, научились соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Наблюдается неумение слушать и понимать речь других. Над этим нужно продолжать вести работу. Мною были поставлены задачи на учебный год 1. Развивать устную и письменную речь учащихся, обогащая и активизируя словарный запас с помощью доступных возрасту и интеллекту произведений; 2. Формировать монологическую и диалогическую речь обучающихся, учить их оценивать ответ товарища, используя алгоритм, составленный учителем; 3. Воспитывать в ученике интерес к чтению, желание через книгу узнать новое и рассказать об этом друзьям и близким; 4. Продолжить внедрение инновационных технологий, методик в преподавание русского языка, чтения и развития речи, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания русского языка и чтения. Основной целью дальнейшего коррекционно-педагогического воздействия необходимо считать усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции детей; закрепление приобретённых знаний, умений и навыков; восполнение имеющихся пробелов в развитии. Особое внимание необходимо обратить на развитие произвольной регуляции деятельности, когнитивной сферы в условиях учебной ситуации через игровой компонент. Коррекционно-развивающее обучение строится с учетом актуальных возможностей каждого ребенка, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности детей. Занятия фронтального и индивидуального типа организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий. | Слайд17 |
Литература.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
Интернет – ресурсы