«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Преемственность начальной школы и среднего звена. Проблемы и их решение.

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.

Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – начальная ступень, которая формирует знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.

Слайд 1-2

Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – начальная ступень, которая формирует знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. 

Слайд 3

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

  • образовательные программы;

  • организация учебного процесса;

  • единые требования к учащимся;

  • структура уроков.

Переход учащихся из начального в среднее звено – одна из наиболее сложных педагогических проблем. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов, и для родителей.

  Перечислю некоторые трудности, возникающие при переходе из начальной школы в основную:

  • смена социальной обстановки (переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями);

  • изменение роли учащегося («старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней)

Слайд 4 - 12

Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

Пятиклассники перешли от одного учителя ко многим предметникам, и у каждого свои требования, и каждый считает свой предмет чуть ли не основным. Представьте на миг, что у вас 7-8 начальников. Представили? А как чувствует себя ребенок 10-11 лет?

Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников. Выпуская своих учеников в основную школу, мы видим, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе «учитель –предметник» приходит на урок из старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, очень несамостоятельными и не слишком образованными.

Пятиклассники, по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники, не могут справиться с необычными для них способами обучения как со старшими классами. И как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся.

  • разностью систем и форм обучения;

Несогласованность между четвертыми и пятыми классами выражается и в различии методов обучения

Слайд13 - 14

В 5 классе резко увеличивается объем теоретических знаний по сравнению с начальной школой (особенно по математике). Имеющиеся комплекты учебников по математике в начальной школе и в 5-6 классах недостаточно хорошо соответствуют друг другу в содержательном плане.

Для обучения в средней школе важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. Но не всегда и мы добиваемся нужных результатов для успешного обучения в средней школе. Это …

  • Недостаточная техника чтения

  • Недостаточная скорость письма

  • Неустойчивость внимания

Поэтому проблему преемственности нужно рассматривать и с другой стороны – со стороны учителя, работающего в 5 классе. Учителю нельзя отказываться от организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, надо опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д.

Слайд15

Главная задача начальных классов - ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ:

  • Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5классов

  • учителя-предметники и учителя начальной школы должны выдвигать единые требования к оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание обращать на выставление отметок.

  • коллектив учителей среднего звена и начальной школы должны обмениваться своими программами обучения. Учителя начальной школы должны знать программу средней школы, а учителя среднего звена должны знать программу начального звена.

  • учителя-предметники изучают методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Для этого учителя-предметники в течение II полугодия посещают уроки учителя начального звена.

  • учителя начальных классов узнают требования учителя — предметника.

Учителя начальной школы знакомятся с требованиями, предъявляемыми к учащимся 5 классов, и выстраивают свою программу «на опережение» изучаемого материала. Посещают уроки учителей–предметников с целью изучения организации учебной деятельности.
Проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная, и средняя школа в тесном сотрудничестве. 

Обучающиеся с ОВЗ страдают недоразвитостью речи, им трудно общаться из-за бедности словарного запаса. Они не умеют правильно строить предложения, распространять их второстепенными членами. У них наблюдаются нарушения в звукопроизношении. Всё это мешает им овладевать знаниями, умениями в школе

Слайд 16

Я стала применять на практике технологию продуктивного чтения.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Необходимость совершенствования грамотного чтения, воспитание читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

С помощью доступных возрасту и интеллекту произведений старалась развивать устную и письменную речь обучающихся, обогащая и активизируя их словарный запас. Учила формировать монологическую и диалогическую речь, учила их оценивать ответ товарища, используя алгоритм, составленный учителем.

Работая по алгоритму, использовать который помогал учитель, ответ получался полным. Но самостоятельно использовать алгоритм обучающиеся не могут даже в 5 классе. Этому учить планирую и на следующий учебный год.

Удалось воспитать в ученике интерес к чтению, желание через книгу узнать новое, а вот рассказать об этом друзьям и близким ребята не научились. Следует продолжать работу над этим. Всё связано с патологией головного мозга обучающихся школы с ОВЗ.

С начальной школы начала использовать технологию деятельностного типа – работа учащихся в малых группах, парах и других формах групповой работы.

Цель технологии - формирование коммуникативных учебных действий и прежде всего - умений донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Эта технология не дала положительного результата. Ребята из-за бедности словаря не научились доносить до собеседника то, что они хотят от него услышать, не научились договариваться в совместной работе. Но они стали уважительно относиться к мнению других людей.

Перейдя в среднее звено, я продолжаю работать над обучением в ребятах умению договариваться между собой.

Успешно использовались в начальной школе игровые технологии: сюжетно-ролевая игра, настольная игра, дидактическая игра и другие; арттехнологии.

Пробовала использовать проблемно-диалогическую технологию.

Цель технологии: научить учеников ставить и решать проблемы.

Обучающиеся с умственной отсталостью начального звена ещё не способны ставить перед собой цели и задачи. С третьего класса учила их этому.

В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала прорабатывала два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Тему урока формулировали с помощью игр «Доскажи словечко», «Третий или четвёртый лишний», «Из первых звуков составь слова» и т. д. Обучающиеся любят играть и активно участвовали в формулировании темы.

Поиск решения – этап формулирования нового знания. А вот с этим обучающиеся справиться не смогли и учителя это не удовлетворяло.

Поэтому все следующие учебные годы продолжалось использование этой технологии с ранее поставленной целью.

Обучающиеся в начальной школе научились участвовать в диалоге на уроке, но не научились этому в жизненных ситуациях, научились отвечать на вопросы учителя, используя в ответе слова из вопроса, научились соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Наблюдается неумение слушать и понимать речь других. Над этим нужно продолжать вести работу.

Мною были поставлены задачи на учебный год

1. Развивать устную и письменную речь учащихся, обогащая и активизируя словарный запас с помощью доступных возрасту и интеллекту произведений;

2. Формировать монологическую и диалогическую речь обучающихся, учить их оценивать ответ товарища, используя алгоритм, составленный учителем;

3. Воспитывать в ученике интерес к чтению, желание через книгу узнать новое и рассказать об этом друзьям и близким;

4. Продолжить внедрение инновационных технологий, методик в преподавание русского языка, чтения и развития речи, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания русского языка и чтения.

Основной целью дальнейшего коррекционно-педагогического воздействия необходимо считать усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции детей; закрепление приобретённых знаний, умений и навыков; восполнение имеющихся пробелов в развитии.

Особое внимание необходимо обратить на развитие произвольной регуляции деятельности, когнитивной сферы в условиях учебной ситуации через игровой компонент.

Коррекционно-развивающее обучение строится с учетом актуальных возможностей каждого ребенка, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности детей.

Занятия фронтального и индивидуального типа организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий.

Слайд17


Литература.

    1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

    2. Интернет – ресурсы

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее