Краткое описание:
Тема занятия: Правильная пирамида.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала. При выборе содержания, форм и методов, использованных на занятии, я руководствовалась учетом возрастных особенностей студентов, способностей их усвоить и закрепить изучаемый материал.
Дидактическая цель занятия: добиться осознания и осмысления того, что изучаемое занятие по геометрии материал по теме «Правильная пирамида» может пригодиться при решении задач из жизни.
Образовательная задача – ввести понятие правильной пирамиды, свойств правильной пирамиды, определение апофемы, формулу нахождения боковой поверхности правильной пирамиды при решении задач.
Развивающая задача – способствовать формированию коммуникативной компетенции через работу в парах; умения работать с наглядностью; развитию памяти и умения осуществлять взаимооценку пройденного материала, саморефлексию; творческого мышления, познавательного интереса студентов, умений применять теоретические знания в конкретной ситуации.
Воспитательная задача – способствовать воспитанию нравственности, культуры общения с другими людьми.
Здоровья сберегающая задача – логика занятия, смена заданий, грамотное использование информационных технологий, доброжелательная образовательная среда позволили избежать перегрузки студентов, воспитывать бережное отношение к своему здоровью во время занятия.
Методы обучения: словесные, наглядные, репродуктивный, исследовательский, управления познавательной деятельностью под руководством преподавателя.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: мультимедийная установка, электронная презентация, учебник, модели пирамид.
Формирование компетенций на занятии:
Коммуникативные компетенции (умение вступать в диалог с целью быть понятным)
Информационных – владение информационными технологиями
Автономизационные – способность к самоопределению и саморазвитию
Нравственных – способность жить по общечеловеческим, нравственным
Оборудование: модели пирамиды, мультимедиа, карточки с заданиями.
Стиль взаимоотношений: демократический.
Эпиграф к уроку: «Всё на свете боится времени, но время боится пирамид»
Тема урока: «Правильная пирамида»
Цели занятия: 1) образовательные: рассмотреть понятие правильной пирамиды, свойства правильной пирамиды, определение апофемы, формулу нахождения боковой поверхности правильной пирамиды при решении задач.
2) развивающие – способствовать формированию коммуникативной компетенции через работу в парах; умения работать с наглядностью; развитию памяти и умения осуществлять взаимооценку, пройденного материала, саморефлексию; творческого мышления, познавательного интереса студентов, умений применять теоретические знания в конкретной ситуации.
3) воспитательные – способствовать воспитанию нравственности, культуры общения с другими людьми
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
IV. Практическая часть.
V. Самостоятельная работа с целью проверки уровня сформированности навыков решения задач на нахождение площади
VI. Домашнее задание
VII. Итоги урока
Ход занятия:
Организационный момент. Приветствие преподавателя.
Эпиграфом к сегодняшнему занятию будут слова о единственном из чудес света, дошедшем до наших дней. «Всё на свете боится времени, но время боится пирамид». (слайд №1)
Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала путем фронтальной беседы и опроса студентов. На прошлом занятии мы с вами ввели понятие пирамиды и её основных элементов.
Проверь себя.
Ответьте на вопросы:
1.Чем является основание данной пирамиды? Назовите его? (Многоугольник, ABC)
2. Чем являются боковые грани? Назовите их? (боковые грани – треугольники: ABP, ) BCP, ACP).
3. Что такое вершина? (общая точка всех боковых граней - P)
4. Что такое боковые ребра пирамиды? Назовите их? (отрезки, соединяющие вершину с вершинами основания: AP, BP, CP).
5. Что такое высота пирамиды? Назовите ее? (перпендикуляр, проведенный из вершины к плоскости основания - PH) (слайд №2)
Вы уже имеете общее представление о многограннике, называемом пирамидой.
Даны модели пирамид: что лежит в основании данных пирамиды? (Ответы студентов)
3. Изучение нового материала.
Откройте тетради запишите число и тему сегодняшнего занятия: «Правильная пирамида».
Термин «пирамида» в геометрию внесли греки. Они выпекали ржаные хлебцы, по форме напоминавшие пирамиды. От греческого слова «пирос» (рожь) и произошло слово «пирамида». (Слад №3)
Цель занятия: ввести понятие правильной пирамиды, апофемы, формулы нахождения боковой поверхности правильной пирамиды. (Слад №4)
Проектирование результата. В результате занятия мы должны узнать какая пирамида называется правильной, что такое апофема, как находится боковая поверхность правильной пирамиды.
Какие вы думаете какие виды пирамид изображены? (треугольная, четырехугольная, пятиугольная) (Слайд №5)
Пирамида называется правильной, если в основании лежит правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром её основания, является высотой пирамиды. Боковые ребра равны. Боковые грани – равные равнобедренные треугольники.
Апофема правильной пирамиды – высота ее боковой грани, проведенная из вершины. Боковые ребра равны. Боковые грани – равные равнобедренные треугольники.
(Записать в тетради, сделать чертеж).
P
H
D
C
K
A B
Открыть учебники стр.79. Найти, как находиться площадь боковой поверхности правильной пирамиды? (Боковая поверхность правильной пирамиды равна произведению полупериметра основания на апофему).
Записать формулу в тетрадь. ( )
4. Практическая часть.
1. В правильной треугольной пирамиде PABC, точка М–середина ребра АВ, P- вершина, АВ =6, PМ=5. Найдите площадь боковой поверхности.
Построить правильную треугольную пирамиду. С чего начнем построение?
Изобразим тонкими линиями основание в виде произвольного треугольника. Что теперь?
Проводим две медианы (этого достаточно, чтобы найти центр?). Найдем проекцию вершины. Что теперь? Проводим высоту пирамиды и строим ее вершину. Затем строим боковые ребра. (Слайды №8-20)
Решение:
|
Дано: PABC – правильная пирамида, АВ =6, PМ=5. Найти:
Решение:
|
, = т. к. - равносторонний, по условию.
Ответ: 45
Самостоятельная работа
Раздаются карточки, на них развертка правильной четырехугольной пирамиды, вторая карточка с таблицей, необходимо сделать измерения и записать в таблицу, вычислить площадь боковой поверхности.
Студенты работают индивидуально, подписав свою фамилию, затем меняются карточками, сверяют с правильными ответами и выставляют оценки, листы сдают преподавателю.
|
|
|
| S |
|
|
|
|
|
На прошлом занятии мы дали определение пирамиды с геометрической точки зрения. К нам в гости пришел ученый, который занимается изучением пирамид с исторической точки зрения, сегодня он расскажет немножко истории, послушаем.
Пирамида - монументальное сооружение, имеющее геометрическую форму пирамиды (иногда ступенчатую). Пирамиды - гробницы египетских царей. От Каира далеко на юг тянется цепь этих остроконечных искусственных гор белого и желтоватого цвета. Самая большая пирамида - фараона Хеопса построена в 28 веке до нашей эры. Очень высокая и соседняя пирамида - Хефрена. Этому фараону показалось недостаточной гробница, величиной с гору, и он поставил рядом с ней каменного стража, вытесанного из целой скалы. У стража лицо человека и туловище льва. Называется он сфинксом. Образ сфинкса, мудрого как человека, и сильного как льва внушал суеверный ужас, и люди называли его отцом «трепета». Для Египта пирамиды стали почти символом. Но так же, как в Гизе и Саккаре, пирамиды вырастали и по другую сторону океана в древней Америке. Они также хранят свои тайны. (Пирамида «Пернатого змея». Она показывает год индейского календаря).
Информация о домашнем задании: п. 50 №57, №67 на «4» и «5».
Закончите фразу «Сегодня на занятии я узнал….»
Подведение итогов. Оценки с комментариями.